Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА В ШКОЛАХ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА В ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА В ШКОЛАХ »

физиологических функций студентов очевидно. Это объясняется, вероятно, как различием в характере их труда (отсутствие статического компонента), так и более оптимальной плотностью лабораторных работ и занятий в мастерских.

Анализ хронометражных листов показал, что на учебные занятия в техникуме и дома студенты I курса тратят 7 часов 28 мин. в день, учащиеся II курса — 7 часов и III курса — 7 часов 27 мин. Большинство студентов затрачивает на переезды от 30 мин. до l'/s часов, а некоторые — от l'/г Д° 3 часов. Продолжительность пребывания их на воздухе недостаточна, хотя многие из них бывают на воздухе (81% студентов 1 курса, 92% студентов II курса и 76% студентов III курса); у студентов время для прогулок не превышало 45 мин. Средняя продолжительность сна у студентов I курса составляет 8 часов 18 мин., II курса — 8 часов 25 мин. и III курса 8 часов 09 мин. Среди обследуемых спит менее 8 часов '/з студентов всех курсов (время, необходимое для сна подросткам изучаемого возраста,— 9 часов). Таким образом, у '/з студентов I, II и III курсов нарушен правильный режим дня: сокращено время, отводимое для сна и пребывания на свежем воздухе.

Выводы

1. У студентов I, II и III курсов к концу теоретических занятий отмечается некоторое снижение работоспособности и изменение физиологических показателей (более выраженные у студентов I и II курсов). Изменения эти находятся в пределах физиологических сдвигов.

2. К концу дня занятий в мастерских у студентов I курса и в лабораториях у студентов II курса существенного снижения работоспособности и нарушения физиологических реакций не отмечено. Это свидетельствует о более благоприятном воздействии на подростков работы в мастерских и лабораториях по сравнению с теоретическими занятиями.

3. У '/з студентов выявлены случаи нарушения режима дня (недосыпание, недостаточное пребывание на свежем воздухе).

4. Превышение предельно допустимой концентрации содержания азотной кислоты в воздухе лабораторий, связанное с нарушением студентами правил работы с химическими реактивами, требует дополнительного инструктажа студентов и усиления контроля за каждым из них со стороны преподавателей.

Поступила 10/11 1966 г.

УДК 614.38:[371.62:628.8

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА В ШКОЛАХ

А. М. Груша, Д. С. Лещинский Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Исследования микроклимата в школах свидетельствуют, что в холодное время года в классах, начиная уже со второй половины первого урока, часто повышается температура и относительная влажность воздуха, а также содержание углекислоты. Дискомфортные микроклиматические условия возникают из-за серьезных дефектов систем отопления и вентиляции. Центральное водяное отопление не предусматривает приемов автономного регулирования температуры отдельных помещении. Вентиляционные приборы обычно имеют низкий коэффициент полезного действия, ненадежны в эксплуатации и нередко не оказывают должного влияния на микроклимат учебных помещений.

Неудовлетворительное качество воздуха в учебных помещениях отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность учащихся: у них отмечаются сонливость и жалобы на головную боль, снижается скорость и производительность труда, возрастает число ошибок в дозированных заданиях. Наши исследования показали, что количество ошибок, совершенных учащимися после уроков, по сравнению с началом учебного дня составляло: при неорганизованном проветривании 186,6%, а при 1-, 2-, 3-, 4- и 5-кратном воздухообмене — соответственно 182,3, 157,4, 134,1, 127,3 и 131,8%.

Приведенные данные говорят о настоятельной необходимости систематического и планомерного санитарно-гигиенического надзора за соблюдением в школах требований воздушно-теплового режима. К сожалению, в Санитарных правилах содержания школ и учебных помещений школ-интернатов, утвержденных Государственной санитарной инспекцией СССР 22/У 1962 г., раздел «Воздушно-тепловой режим» не обладает достаточной полнотой и необходимой точностью. В нем определены требования только к тем-

пературе и относительной влажности воздуха в школах и совершенно не регламентированы такие существенные показатели, как степень загрязненности воздуха и скорость его движения. С приведенными в правилах нормами температуры воздуха в основных учебных помещениях трудно согласиться. Согласно этим правилам, в классах, кабинетах и лабораториях она должна быть «не ниже 16° и не выше 17°». Между тем подавляющее большинство советских и зарубежных гигиенистов определяет оптимальную температуру классов пределами не 16—17°, а 16—18°, в последние годы—18—20°.

Целесообразность поддержания в классах более высокой температуры воздуха подтверждается нашими исследованиями в школах Минска. Измерения у учащихся тем-

Рис. 1. Вентиляционные клапаны с различным коэффициентом полезного действия: № 1—КПД 8%; №2—КПД 12,5%; № 3—КПД 24,8%; № 4—КПД 42,8%; № 5 —КПД 49,6%; № 6 — КПД 53% (клапаны № 1—5 из металла, № 6 —

из пластмассы).

пературы отдельных участков кожи показали, что тепловое состояние организма бывает нормальным при наименьшем напряжении терморегуляции у школьников, если воздух в классах нагрет до 18—20°. Такую же температуру считают оптимальной и сами учащиеся. Из 2651 школьника 5—7-х классов подавляющее большинство (свыше 80%) оценивало свое самочувствие как комфортное, когда в классах было 18—20° тепла.

Следовательно, необходимо несколько расширить параметры оптимальной температуры воздуха в классах в сторону ее повышения.

Анализ ежегодных отчетов областных санэпидстанций выявляет недостаточную систематичность, разносторонность и глубину контроля за воздушно-тепловым режимом в школах со стороны школьно-санитарных врачей. Очень редко проводятся лабораторные анализы воздуха учебных помещений на содержание углекислоты, запыленность, бактериальную обсемененность и т. п., что объясняется не только недостаточной подготовленностью работников школьных групп санэпидстанций, но и отсутствием точно сформулированных требований по вопросам санитарного надзора за воздушно-тепловым режимом в школах. Соблюдение в школах воздушно-теплового режима должно контролироваться систематически в стадии как предварительного, так и текущего надзора.

При согласовании проектов школьных зданий и контроле за строительством особое внимание следует обращать на достаточность размеров вентиляционных каналов и соответствующую величину и КПД вентиляционных клапанов, так как последние весьма различны (рис. 1). При отсутствии вентиляционных клапанов нужного качества (при КПД менее 65%) очень важно потребовать от строителей увеличения их количества с таким расчетом, чтобы полезный просвет клапанов примерно равнялся сечению вентиляционного канала, как это сделано, например, в средней школе № 100 Минска (рис.2).

В школьных заданиях во всех случаях надо отдавать предпочтение фрамугам перед форточками. Затворы для фрамуг предпочтительны с рычажным устройством. Для физкультурных залов с большими размерами фрамуг, размещенных высоко от пола, обязательна установка их с рычажными затворами. Защитные решетки на окнах физкультурных залов не должны мешать открыванию фрамуг и форточек, а также и некоторой части оконных створок (не менее двух с каждой стороны). В процессе приемки школьного здания следует проверять исправность средств вентиляции (правильность

8*

115

подгонки фрамужных затворов, наличие тяги в вентиляционных каналах, возможность удобного открывания окон и т. п.). Все учебные помещения школ должны обеспечиваться пристенными термометрами уже в процессе строительства.

Для лучшего регулирования температуры воздуха в учебных помещениях полезно оборудовать их системой автономного включения отопительных батарей. Наиболее целесообразно использовать с этой целью комнатные терморегуляторы.

Еще в начале XX века гигиенисты выдвигали требование, чтобы в каждом классе школы имелись правила пользования вентиляционными приборами. Очевидно, органам санитарного надзора необходимо требовать, чтобы подобные правила прилагались к типовому проекту школы и по окончании строительства оставались в ней.

Текущий надзор за воздушно-тепло-вым режимом в школе осуществляется в трех основных направлениях: во-первых, систематически контролируется микроклимат, прежде всего учебных помещений; во-вторых, проверяется исправность вентиляционных приборов и, в-третьих, контролируется выполнение персоналом школ требований к организации воздушно-теплового режима.

Как показывает опыт, температуру и относительную влажность воздуха следует проверять в центре помещения до уроков, в конце 3-го и последнего уроков. Пробы воздуха на определение концентрации углекислоты, на наш взгляд, наиболее целесообразно брать в классе непосредственно перед началом уроков (желательно, чтобы дети до уроков в этот класс не заходили), через 15 мин. после начала 1-го урока, в конце 1-го урока, после 10-минутной перемены, в конце 3-го урока, после большой перемены и в конце уроков 1-й смены. Это даст возможность установить качество воздуха в классе до начала занятий, проследить динамику нарастания углекислоты на протяжении одного урока и всего учебного дня и выявить влияние перемен на ее содержание.

В процессе контроля за соблюдением требований воздушно-теплового режима значительное внимание нужно уделять проверке качества и исправности средств вентиляции. При обнаружении плохой тяги следует прочистить от строительного и прочего мусора вентиляционныр каналы и клапаны, привлекая для этого специалистов.

Мы проводим контроль за выполнением требований воздушно-теплового режима персоналом школ в процессе наблюдения за ходом учебных занятий. Во время уроков проверяем, открыты ли фрамуги, форточки, а если нужно, то и оконные створки в коридорах и помещениях для рекреаций. Уточняем, кто и в какое время их открывает и закрывает; получило ли (и если да, то от кого) лицо, выделенное для этого, необходимый инструктаж и правилен ли этот инструктаж. Следим за своевременностью окончания уроков, начала проветривания классов и за самой организацией проветривания.

Как показали наши наблюдения, свыше половины учителей затягивает уроки на срок от 1 до 3 мин. До 70% учащихся во время перемен остается в классах. Сквозное проветривание классов с помощью фрамуг (форточек) и двери с удалением всех учащихся применяется крайне редко.

Для того чтобы избежать недостатков в проветривании школьного здания, должны проводиться соответствующие беседы с руководителями школы.

Выводы

1. В осуществлении требований воздушно-теплового режима в школах имеются серьезные недостатки, требующие усиления контроля со стороны органов санитарного надзора.

2. Для повышения качества санитарного надзора целесообразно разработать и издать Инструктивно-методическое письмо по этому вопросу, разослав его работникам санэпидстанций.

3. Необходимо разработать правила пользования средствами вентиляции для школ и других детских учреждений и добиться усвоения и выполнения таких правил работниками этих учреждений.

Поступила 25/ХП 1965 г.

Рис. 2. Вентиляционные клапаны в биологическом кабинете школы № 100 Минска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.