ЛИТЕРАТУРА. Букин В. Н. — «Казанск. мед. ж.», 1970, № 3, с. 125. — Гусева В. А. — «Гиг. и сан.», 1973, № 5, с. 7—11. — ДробышеваР. А.. Ми-тир Ю. В., Э с к и н А. М.— «Гиг. труда», 1972, № 6, с. 52—53.—Е лизарова О. И., Жидкова Л. В., Кочеткова Т.'А.— Пособие по токсикологии для лаборантов. М., 1974, с. 77. — П а с х и н а Г. С. — «Биохимия», 1954, № 6, с. 702—712. -Шпаков А. Е.— «Лабор. дело», 1967, № 5, с. 305—306.— Уланова И. П., 3 а е в а Г. П.„ Стасенкова К. П.—В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. Вып. И. М., 1968, с. 143—152. —Шапиро И. И. — В кн.: Вопросы экспериментальной морфологии. Киев, 1970, с. 172—174. — В о d е F. — «Biochem. Z.», 1955, Bd 326„ S. 433—435.— GrunertR. R., RohbenburgE. — «Arch. Biochem.», 1960, v. 89, p. 185-189.
Поступила 4/V 1975 г .
LIPAMIDE AS A COMPONENT OF A5PREVENTIVE DIET IN THE ACTION
OF FORMALDEHYDE
O. D. Goloschapov, M. Z. Agranovsky
The results obtained are regarded as basis of the expediency of including lipamide as an additional component to ration N 2 of the treatment and preventive diet of persons working under conditions of contact with formaldehyde.
УДК 613.95в:[в58.38».1.012.1:954.14
Е. Ф. Бровенко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПО ПРОФЕССИИ ТЕЛЕГРАФИСТОВ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Подготовка к профессии телеграфиста связана с большой умственной нагрузкой, чрезмерным нервно-психическим напряжением и интенсивным влиянием на двигательный, зрительный и слуховой анализаторы. Исследования, посвященные влиянию обучения этой специальности, в основном касаются школьников 9—10-х классов, которые осваивали ее в течение 2—3 лет, занимаясь от 2 до 4 ч в день 1—2 раза в неделю на протяжении всего периода подготовки (А. И. Данилович; В. М. Суханов). Работ, в которых бы раскрывалось влияние процесса обучения, условий и режима труда на организм учащихся технических училищ по специальности телеграфистов мы в литературе не нашли. Это послужило основанием для целевых исследований на базе профессионально-технического училища связи № 8 Владивостока.
Под наблюдением находилась 31 девушка в возрасте 17—18 лет (основная группа). Контрольную группу составили учащиеся того же возраста, осваивающие профессию электромонтеров, условия и режим труда которых отличались отсутствием преимущественного влияния учеб-но-производственных нагрузок на указанные анализаторы. Режим обучения в контрольной группе был аналогичен тому, который был принят в основной группе.
Специальности телеграфиста в профессионально-техническом училище обучаются лица со средним образованием, обучение их продолжается только 1 год, что увеличивает интенсивность подготовки и предъявляет к учащимся повышенные требования.
Производственное обучение чередуется с теоретическим по дням или в пределах 1 дня, или по неделям. Программой предусмотрены ежедневные занятия по 6 академических часов (6 уроков), однако фактически в течение 3 дней в неделю занятия проводятся по 8 академических часов (8 уроков). Как при теоретической, так и при производственной подготовке учебные часы^ проходят в виде парных занятий. Парное занятие включает 2 урока по 45 мин с 5-минутным перерывом. Между 2 парными занятиями имеется
10-минутный перерыв, а после 2 парных занятий (т. е. 4 уроков) — часовой обеденный перерыв. Наблюдения выявили существенные непроизводительные затраты рабочего времени при таком режиме, особенно на 4-м уроке производственного обучения, неблагоприятные функциональные сдвиги у обследованных со стороны анализаторных систем, уменьшение объема их внимания, что свидетельствует о значительном утомлении учащихся.
Нами был предложен и осуществлен экспериментальный режим обучения. В экспериментальную группу вошли 32 девушки в возрасте 17— 18 лет. Обучение проводится по следующей схеме. Длительность урока составляет 35 мин вместо 45 мин с такими же, как и прежде, интервалами между уроками. За счет уменьшения длительности уроков на обеденный перерыв отводится 1 ч 40 мин вместо 1 ч. В те дни, когда производственное обучение включает 4 урока, 3-й и 4-й уроки обязательно проходят после обеденного перерыва.
В настоящем сообщении представлена сравнительная характеристика влияния учебно-производственного режима обучения на успеваемость, непосредственные затраты времени на работу на аппаратах при одновременной оценке функционального состояния организма учащихся в 2 группах — основной (обучающейся по прежнему режиму) и экспериментальной, занимавшейся по предложенному нами режиму.
Для характеристики влияния учебно-производственного режима на организм учащихся определяли время условной зрительно-моторной реакции (ЗМР), применяли корректурную методику (таблицы колец с разрывом) и аудиометрию, учитывали время, затраченное на овладение каждой изучаемой темой, анализировали успеваемость, проводили хронометраж уроков производственного обучения и др. Одновременно изучали санитарно-гигиенические условия труда, быта и питания учащихся.
Санитарно-гигиенические исследования показали наличие шума и недостаточную освещенность отдельных рабочих мест. Общий уровень интенсивности шума в аппаратной составляет 79 дБ. Освещенность рабочих мест колеблется в пределах 220—460 лк. Хронометраж выявил большую плотность рабочего времени как в основной, так и в экспериментальной группе. Если производственное обучение продолжается 2 урока, то на основную работу в процессе обучения затрачивается 89—94% времени, а на вспомогательную — 6—7%; произвольные паузы занимают 2—3% времени. При 4 уроках производственного обучения произвольные паузы на 3—4-х уроках составляют 17,8—22,4% времени, что соответственно уменьшает продолжительность работы на аппаратах. В группе с экспериментальным режимом произвольные паузы составляют только 5,4—5,8% времени (табл. 1). По мнению большинства исследователей, увеличение количества пауз в течение рабочего времени может служить показателем нарастания утомления организма (3. М. Золина; В. В. Розенблат). По нашим наблюдениям особенно неблагоприятны для учащихся 4-е уроки производственного обучения: в основной группе на них произвольные паузы занимают 20,8—31,9% времени. В экспериментальной группе эти паузы составляют всего лишь 6,4—6,9%.
Таблица 1
Время произвольных пауз на занятиях производственным обучением в зависимости от их места в расписании уроков в основной и экспериментальной группах (в %)
Группа Место производственных уроков в расписании дня (при 1 занятии в день) Место производственных уроков в расписании дня (при 2 занятиях в день)
1 —2-е 3-4-е 5—б-е 7— 8-е 3 —4-е 5—6-е 7 —8-е
Основная Экспериментальная 0,6 0,5 0,7 0,8 1,6 1,8 1.8 2,4 17,8 18,7 5.4 22,4 5,8
Изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы у учащихся основной группы после занятий производственным обучением в зависимости от их места в расписании
учебного дня
Урок Число случаев Латентный период ЗМР (в % от исходного) Уроки Число случаев Латентный период ЗМР (в % от исходного)
1—2-й 306 —2,5 1—2-й и 3—4-й 204 —4,5 И +16,0
3—4-й 204 0 1—2-й и 5—6-й 204 —2,5 и +6,2
7—8-й 102 +3,3 1—2-й и 7—8-й 204 —0,8 и +12,2
3—4-й и 5—6-й 204 —2,1 и +3,3
Исследование у учащихся скорости ЗМР показывает, что после 2 уроков производственного обучения латентный период этой реакции укорачивается (табл. 2 и 3). Неблагоприятны эти уроки, когда они в основной группе проводятся в последние (7—8-й) часы после теоретических занятий. В этом случае латентный период ЗМР удлиняется на 3,3%. Значительное удлинение латентного периода ЗМР наблюдается в дни, когда проводятся 4 урока производственной подготовки. Так, в основной группе оно колеблется с 3,3 до 16% в зависимости от места 3—4-х уроков в расписании занятий; в экспериментальной группе на этих уроках отмечается лишь незначительное укорочение латентного периода ЗМР (до 1,3%).
Анализ ЗМР показал, что после 2 уроков производственной подготовки наблюдается укорочение латентного периода ЗМР, что, видимо, обусловлено спецификой обучения спецальности телеграфиста, которая вызывает состояние высокой возбудимости центральной нервной системы при хорошей работоспособности. В более напряженные дни, когда расписанием предусмотрены 3—4-е уроки, латентный период ЗМР удлиняется, особенно у учащихся основной группы. Это свидетельствует о преобладании в коре их головного мозга процессов торможения, которые в известной степени служат показателем наступившего утомления. Последнее связано с работой в условиях высокочастотного шума, значительно превышающего нормативный уровень для взрослых, а также с длительным статическим напряжением мышц шеи и плеч и динамическим напряжением мышц кисти рук, вызванным продолжительной непрерывной работой, когда от ученика требуются большая точность действий, быстрота реакции и длительная концентрация внимания. Возникшее после первых 2 уроков утомление полностью не снимается обеденным отдыхом. У учащихся экс-лериментальной группы утомление, вызванное первыми 2 уроками производственного обучения, развивается не столь стремительно, что, по-видимому, обусловлено меньшей производственной нагрузкой (короче урок) и положительным влиянием более продолжительного обеденного отдыха.
Таблица 3
Изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы у учащихся экспериментальной группы после занятий производственным обучением в зависимости от их места
в расписании учебного дня
Урок Число случаев Латентный период ЗМР (в % от исходного) Уроки Число случаев Латентный период ЗМР (в % от исходного)
1—2-й 396 -7,1 1—2-й и 5—6-й 528 —6,3 и —1,3
3—4-й 264 -3,7 3—4-й и 7—8-й 264 —5,3 и —1,2
5—6-й 132 —6,7 — — -
Характеристика успеваемости учащихся основной и экспериментальной групп после усвоения 9 учебных тем на занятиях производственного обучения
V ч 23 Число оценок
Группа •3 2« ч я V н о ч и V V Е Е д я а ч всего отличных хороших удовлетворительных
л ° X З- о н « лбе. % абс. % абс. %
Основная Экспериментальная 31 32 9 9 124,6 107,9 279 288 210 284 75,3 98,6 42 4 15,0 1,38 27 9,7
Для того чтобы определить внимание обследованных при изучении влияния их производственной деятельности на переработку информации зрительным анализатором, мы применяли тестовую таблицу, содержащую кольца с разрывом (А. А. Генкин и соавт.; Ю. Д. Жилов), которая позволяет оценить в единицах численного измерения информации (битах) скорость переработки информации в единицу времени, а также потери информации в зрительном анализаторе. Исследования показали, что до занятий количество информации, воспринимаемой учащимися обеих групп, равно и составляет 1,32 и 1,33 бит/с (они приняты нами за 100%). После первых 2 уроков у учащихся основной и экспериментальной групп объем воспринимаемой информации увеличивается соответственно до 7,6 и 18,7%. После вторых 2 уроков производственного обучения у учащихся основной группы объем воспринимаемой информации снижается на 4,5—22%. Особенно неблагоприятны те занятия, когда проводятся 4 урока подряд до обеденного перерыва; в этом случае объем воспринимаемой информации снижается на 22% исходного уровня. В экспериментальной группе наблюдается иная картина; после вторых 2 уроков производственного обучения происходит не снижение объема воспринимаемой информации у учащихся, а некоторое его увеличение (на 3—14,3%).
Анализируя материалы производственного обучения за первый период, когда учащиеся обеих групп усвоили 9 стандартных тем, мы установили, что учащиеся основной группы по сравнению с экспериментальной группой затратили на каждую тему на 1,8—6,2 ч больше времени. На весь первый период обучения учащиеся основной группы затратили на 16 ч больше, чем учащиеся экспериментальной группы. При большей затрате времени обучения на 9 тем успеваемость в основной группе ниже, чем в экспериментальной группе (табл. 4).
Выводы
1. Обучение специальности телеграфиста в профессионально-техническом училище сопряжено с большой плотностью рабочего времени на уроках производственной подготовки.
2. Производственные занятия, проводимые по предложенному экспериментальному режиму в объеме 4 уроков в день, не вызывают у учащихся выраженного утомления.
3. Производственные занятия, проводимые по существующему основному режиму в объеме 4 уроков в дейь, вызывают у учащихся значительное утомление и неблагоприятно сказываются на их успеваемости.
л;и Т Е Р А Т У Р А. Ге н к и н А. А., Медведев В. И., Ш е к Н. М.— «Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 104—110. — Д а н и л о в и ч А. И. — «Гиг. и сан.», 1962, № 10, с. 37—40. — Ж и л о в Ю. Д.— Там же, 1967, № 2, с. 53—56.— 3 о л и н а 3. М.— В кн.: Методы физиологических исследований трудовых процессов. М., 1960, с. 7—29. — Суханов В. М. — Тезисы докладов Научно-практической конференции по гигиене детей и подростков. Тула, 1964, с. 32—33.
Поступила 17/1V 1975 г.
THE HYGIENIC FEATURES OF INDUSTRIAL TRAINING STUDENTS
AT AN OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL ON THE PROFESSION
OF A TELEGRAPHER E. F. Brovenko
The author investigated the effect of studies and industrial training on the body functions and advancement. The observations made showed the experimental regimen to have a more favourable effect on the body functions of students and to improve their advancement.
УДК 814.895.3-072.7
А. В. Седов, E. E. Сотников, Г. А. Газиев
СКОРОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕТАНА С ВЫДЫХАЕМЫМ ВОЗДУХОМ ПРИ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ИЗОЛИРУЮЩЕМ СНАРЯЖЕНИИ
Среди продуктов жизнедеятельности человека в газовой среде герметичных помещений постоянно обнаруживаются углеводороды. Доля предельных углеводородов в выдыхаемом воздухе составляет 93%, непредельных — 5,9% и ароматических — 1,1%. По данным Н. Л. Соколова и со-авт., из алифатических углеводородов в выдыхаемом воздухе встречаются метан, пропан, пентан и гексан, причем преобладает среди них метан. Те же авторы находили в 1 м3 выдыхаемого воздуха до 1,5 мг метана. Однако цифры выделения его из организма отличаются, по данным различных авторов (Lewey и Balchum, и др.), почти в 100 раз. Такое значительное различие, по-видимому, зависит от условий, в которых проводились исследования. Известно также, что количество метана, выделяемого с выдыхаемым воздухом, зависит от характера питания, микрофлоры кишечника {Е. И. Козлова и соавт.), употребления витаминов и ферментов и других причин. Conkle и соавт. по результатам эксперимента с 4 испытателями, находившимися в имитаторе космического корабля при пониженном барометрическом давлении, обнаружили увеличение скорости накопления метана в атмосфере кабины со временем длительного (21-суточного) пребывания человека.
Данные литературы о кинетике выделения человеком метана с выдыхаемым воздухом при работе в условиях изолирующего снаряжения отсутствуют. Стремясь восполнить этот пробел, мы провели 15 опытов с участием 5 испытателей в возрасте 25—33 лет, которые выполняли тяжелую физическую работу (400 ккал/ч) в условиях пониженного барометрического давления (308 м рт. ст. ) и дышали чистым кислородом. Температура окружающей среды составляла 20±2°, относительная влажность — 40—60%. Эксперименты продолжались 6 ч. Работа проводилась циклически, длительность 1 цикла равнялась 20 мин, перерыв между циклами продолжался 10 мин. За время эксперимента испытатели выполняли 10 рабочих циклов. При проведении исследований мы перидически определяли концентрацию метана в выдыхаемом воздухе.
Анализ метана осуществляли хроматографически на пламенно-иони-зационном детекторе прибора «Цвет-3» с колонкой длиной 4 м и диаметром 3 мм, заполненной силикагелем (с фракцией 0,25-т-0,5 мм) при комнатной температуре. Скорость газа-носителя (гелия) составляла 45 мл/мин. Выдыхаемый воздух отбирали в строго определенные временные интервалы. Исходную пробу брали в обычных условиях непосредственно перед экспериментом. Остальные пробы отбирали при пониженном барометрическом давлении: первую пробу газа — в конце 1-го часа, вторую — в конце 2-го, третью — в конце 4-го и четвертую — в конце 6-го часа эксперимента. Метан во вдыхаемом кислороде не был обнаружен (порог чувствительности определения <;0,05 мг/м3).
Данные о содержании метана в выдыхаемом воздухе во время эксперимента представлены в табл. 1. Концентрации приведены к нормальным условиям (0°, 760 мм рт. ст.).