Научная статья на тему 'Влияние упражнений дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь на околонедельную динамику психофизиологических показателей организма у студентов'

Влияние упражнений дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь на околонедельную динамику психофизиологических показателей организма у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вегетативный тонус / дыхательная гимнастика Па-Туа-Чинь / студенты. Цигун / вегетативний тонус / дихальна пмнастика Па-туа-чинь. студента / Ц)гун

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефимова В. М., Янцев А. В., Ананченко М. В.

В статье приводятся результаты измерений показателей работоспособности, тревожности, активности, концентрации внимания, лабильности, настроения, а также артериального давления, частоты пульса и вегетативного индекса на протяжении учебной недели. Показано достоверное положительное влияние дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь на свойства высшей нервной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефимова В. М., Янцев А. В., Ананченко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Вплив вправ дихальноК гдмнастики Па-туа-чинь на тижневу динамку психофтологдчних показншлв оргашзму студенпв

У статп наводяться результата вихпрювань показниюв працездатностк тривожностк активность концентрацн уваги, лабильность настрою, а також артер1ального диску, частоти пульсу i вегетативного 1ндексу впродовж учбового тижня. Показане достов1рний позитивний вплив дихально! пмнастики Патуа-чинь на властивостт вищо! нервово! д1яльност1 студенпв.

Текст научной работы на тему «Влияние упражнений дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь на околонедельную динамику психофизиологических показателей организма у студентов»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология, химия». Том 20 (59). 2007. № 4. С. 44-50.

УДК 612.1:613:37

ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПА-ТУА-ЧИНЬ НА ОКОЛОНЕДЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ

Ефимова В.М., Янцев A.B., Ананченко М.В.

В статье приводятся результаты измерений показателей работоспособности, тревожности, активности, концентрации внимания, лабильности, настроения, а также артериального давления, частоты пульса и вегетативного индекса на протяжении учебной недели. Показано достоверное положительное влияние дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь на свойства высшей нервной деятельности студентов.

Ключевые слова: вегетативный тонус, дыхательная гимнастика Па-Туа-Чинь. студенты. Цигун.

ВВЕДЕНИЕ

Дыхательная гимнастика Па-Туа-Чинь относится к числу медитативно-дыхательных систем Цигун и имеет ярко выраженный психогигиенический и оздоровительный характер. В древнем Китае она. с некоторыми изменениями в технике исполнения, являлась составным компонентом системы Тай-цзи-цюань. включавшей философские, боевые и терапевтические аспекты [7]. Как и другие дыхательные гимнастики Цигун, система Па-Туа-Чинь представляет собой достаточно эффективную практику замедления биологического старения, а также профилактики заболеваний при ослаблении защитных сил организма, переутомлении и функциональных расстройствах нервной системы |2|. Комплекс Па-Туа-Чинь включает 8 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз. Движения медленные, плавные и четко согласуются с фазами дыхательного цикла. В отличие от гимнастики Тай-цзи-цюань. овладение которой требует немалого времени и усилий со стороны обучающихся при постоянном участии опытного наставника, упражнения Па-Туа-Чинь могут быть освоены в течение одной - двух недель. Целью данной работы являлось изучение воздействия упражнений дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь на динамику психофизиологических показателей организма студентов на протяжении учебной недели.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Работа проводилась на 80 лицах обоего пола в возрасте 18 - 19 лет. Вся выборочная совокупность разделялась на контрольную и экспериментальную группы по 40 человек каждая. Предварительно в течение недели студенты экспериментальной группы осваивали технику выполнения упражнений дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь. Непосредственно перед началом

44

экспериментов проводили опрос для выяснения состояния здоровья испытуемых. Лица, имевшие выраженные отклонения от нормального состояния организма в экспериментах не участвовали. Упражнения дыхательной гимнастики выполнялись испытуемыми экспериментальной группы перед началом каждой пары академических занятий. Каждое упражнение повторялось 6 раз. Общая продолжительность выполнения комплекса дыхательной гимнастики составляла 10 - 12 минут. Регистрация психофизиологических показателей осуществлялась после третьей пары занятий.

Измерялась частота сердечных сокращений и артериальное давление с последующим вычислением вегетативного индекса Кердо. По результатам выполнения теста Люшера производилась оценка факторов тревожности, активности и работоспособности. Корректурная проба Бур до на использовалась для характеристики показателей концентрации внимания, темпа работы, переключаемости внимания (лабильности) и количества допускаемых ошибок. Для субъективной оценки психофизиологического состояния испытуемых применяли тест САН.

Статистическая обработка результатов экспериментов производилась с использованием пакета прикладных компьютерных программ Statistica 5.5.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты регистрации показателей состояния сердечно-сосудистой системы, вегетативного тонуса, работоспособности и состояния ВИД в контрольных и экспериментальных гру ппах приводятся в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика показателей сердечно-сосудистой системы и вегетативного тонуса на

протяжении учебной недели

Показатель Уровень значимости Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Контрольные группы

Систолическое давление р >0,05 116,4 ±3,45 117,2±5,11 116,7±2,12 117,6±3,84 118,6±5,12

Диастолическое давление р >0,05 76,4 ± 2,74 74,8± 1,98 75,3±3,75 76,8±2,07 77. 1:3.11

Частота пульса р >0,05 78,4 ± 4,54 77,2±1,86 80,1±6,33 79,0±5,47 81. 1:7.71

Индекс Кердо р <0,01 2,16 ±0,45 1,77±0,46 3,27±0,17 4,89±0,65 6,03±087

Экспериментальные группы

Систолическое давление р >0,05 115,8 ±4,14 116,3±6,57 116,7±3,24 116,1±4,44 117,5±5,06

Диастолическое давление р >0,05 75,4 ± 3,34 73,26±6,67 74.1±5,92 74,9±5,48 76,2±4,27

Частота пульса р >0,05 74,2±5,53 72,4±3,39 76,5±4,22 74,8±3,07 75,7±4,55

Индекс Кердо р <0,01 1,78±0,02 2,24±0,04 3,02±0,06 3,25±0,04 3,38±0,05

45

Характеризуя результаты измерений, следует заметить, что как в контрольных, так и в экспериментальных гру ппах к концу недели несколько повышается частота пу льса и величина артериального давления. Однако применение дисперсионного анализа не выявило достоверных изменений в недельной динамике показателей сердечно-сосудистой системы. Исключение составил вегетативный показатель Кердо. Показано, что к концу учебной недели его величина достоверно смещается в сторону повышения тонуса симпатического отдела ВНС и в контрольных и в экспериментальных группах (р <0,01). Однако в экспериментальных гру ппах его величина (3.38:0.05). оказывается достоверно ниже, чем в контрольных (6.03±087). с вероятностью ошибки статистического заключения менее 1%. Изменения индекса Кердо на протяжении учебной недели показаны на рисунке 1.

6т1

5-4-3-2-1-

04-

пь,

Ш,

П1

IV

понедельник вторник

среда

четверг

пятница

Рис. 1. Околонедельная динамика вегетативного показателя Кердо. По оси ординат значения индекса Кердо в условных единицах. Темные столбцы - результаты измерений в контрольных группах; светлые столбцы- результаты измерений в экспериментальных группах.

Таким образом, можно заключить, что к концу учебной недели неизбежно накапливается усталость и активируются защитные механизмы организма, что проявляется в усилении тонуса симпатического отдела ВНС. Вместе с тем у пражнения дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь снижают величину негативных реакций. Что же касается показателей работоспособности и оценки самочувствия, активности и настроения, то здесь недельная динамика была более четко выражена, особенно в контрольных группах (таблица 2).

Применение метода Фридмана - непараметрического аналога дисперсионного анализа, а также критерия тенденций Пэйджа. предназначенных для выявления достоверности происходящих изменений одновременно по нескольким связанным

46

выборкам, выявило, что показатели концентрации внимания, темпа работы, переключаемоети внимания и индекса САН имеют сравнительно невысокий уровень в понедельник, повышаются ко вторнику, достигают максимального у ровня в сред}' и четверг и значительно уменьшаются в пятницу.

Таблица 2.

Околонедельная динамика психофизиологических показателей

ПОКАЗАТЕЛЬ Уровень значимости Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Контрольные группы

Концентр, внимания р <0,01 4,140,18 5,2±0,16 6,740,24 6,4±0,29 4,640,21

Переключаемость р <0,05 0,8740,04 0,9240,03 1,03±0,05 0,9540,04 0,9040,04

Тревожность р <0,01 21,8± 1,21 27,2±0,09 29,8±1,14 31,4± 1,12 36,4± 1,34

Активность р <0,05 56,1±2Л0 59,043,03 57,4±2,28 57,5±1,97 49,342,83

Работоспособность р <0,01 46,7±2,4б 56,4±1.72 64,1±2,27 59,3±2,90 47,3±3,01

САН р <0,05 4,8 4,5 4,3 4,4 5,0

Экспериментальные группы

Концентр, внимания р <0,01 5,5±0,26 6,4±0,29 6,9±0,25 7,040,31 5,940,33

Переключаемость р <0,05 0,97±0,05 1,2440,04 1,49±0,04 1,3340,05 1,05±0,06

Тревожность р >0,05 20.4- '.01 21,1*0,08 23,9±0,07 23,840,09 20,241,15

Активность р <0,05 57,7±2,88 60,2± 1,99 61,8±2,50 61,4±2,14 53,52,96

Работоспособность р <0,01 49,943,00 59,8±2,43 66,7±2,89 62,0±2,28 59,243,07

САН р <0,05 5,0 4,7 4,5 4,6 5,1

Для иллюстрации мы приводим результаты измерения показателя концентрации внимания на протяжении учебной недели (рисунок 2.).

8 7 6 5 4 3 2 1 О

Рис. 2. Изменения концентрации внимания на протяжении учебной недели. По оси ординат значения показателя концентрации внимания в баллах, остальные обозначения - как и на рисунке 1.

I — | —к-с-1————-г

понедельник вторник среда четверг пятница

47

Следует отметить, что полученные нами данные согласуются с результатами других исследователей, проводивших эксперименты в сходном направлении [1. 3 —

6. 9. 10].

Прямо противоположну ю форму имела огибающая кривая для показателя, характеризующего количество допускаемых ошибок за фиксированный промежу ток времени при выполнении пробы Бурдона (рисунок 3.)

► 7.3

< Ьб.9 - —< Ц>_2 / 1»

5.8 ^ ч / | 5.8

4.4

Ряд1 Ряд2

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Рис. 3. Около недельная динамика показателя допускаемых ошибок в контрольных (ряд 1) и экспериментальных (ряд 2) группах

На рисунке видно, что максимальное количество ошибок испытуемые как контрольных, так и экспериментальных групп допускали в понедельник и пятницу , а минимальное - среду и четверг. Однако, при сходной динамике изменений в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, количество ошибок оказывается меньшим во все дни недели и, особенно, в понедельник (6.2 и 6,9 соответственно) и в пятницу - (5.8 и 7,3). Различия достоверны при р < 0,05.

Подводя итоги можно заключить, что у пражнения дыхательной гимнастики Цигу н, в том объеме, как они практиковались в данной работе, не оказывают достоверно выраженного влияния на недельну ю динамику показателей сердечнососудистой системы. В отличие от этого выявлена достоверно меньшая степень усиления тонуса симпатической нервной системы к концу учебной недели, что указывает на снятие нервного и эмоционального напряжения упражнениями Па-Туа-Чинь. В показателях концентрации внимания, темпа работы, переключаемости внимания и индексе САН наблюдалась схожая динамика как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Однако в последних выявили достоверно более высокие значеши перечисленных показателей в начале и конце рабочей недели. И, наконец, упражнения дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь достоверно снижали количество ошибок, особенно в последний день рабочей недели.

48

Трансформация образа жизни, социальные и экономические перемены, влияние информационных нагру зок в значительной степени изменили структуру негативных влияний на учащихся в образовательной среде, привели к появлению новых заболеваний, ассоциированных, прежде всего, с нарушением адаптационных ресурсов, истощением нервной системы, кумуляцией длительных стрессовых воздействий [8]. Поэтому обращение к традиционным оздоровительным техникам не случайно, однако требует всесторонней психофизиологической оценки их эффективности, разработки конкретных рекомендаций по использованию.

ВЫВОДЫ

Полученные в данном исследовании результаты позволяют рекомендовать у пражнения дыхательной гимнастики Па-Туа-Чинь для применения в у чреждениях образования, здравоохранения. Они могут быть использованы в индивидуальных и коллективных занятиях студентов и школьников, включены в содержание профессиональной подготовки будущих учителей как элемент здоровьесбережения и психогигиены

Список литературы

1. Антропова М.В. Режим дня. работоспособность и состояние здоровья школьников. - М.: Педагогика. 1974. - 136с.

2. Асмолова В. Десять тысяч путей к здоровью и долголетию. Традиционные оздоровительные упражнения Китая: Методическое пособие. - М.: София. 2004. - 352 с.

3. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся Валеология. -2003 - №2 - С.35-39.

4. Волкова Н.В. Гигиеническое воспитание школьников. — М.: Медицина. 1973. —24с.

5. Тромбах С М. Кривые работоспособности учащихся как способ гигиенической оценки влияния учебных занятий / Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе: Сборник научных трудов. Под ред. Сердюковой Г.Н., Громбаха С М. - М.: Педагогика. 1974. -С.142-149.

6. Кочеткова М.Т.. Лесненко H.A. Особенности адаптации старшеклассников к учебным нагрузкам 7 Адаптивные реакции организма старших школьников к физическим и умственным нагрузкам: Сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ. 1990. - С.81-87.

7. Лувсан Гаваа. Очерки методов восточной рефлексотерапии. - Новосибирск: На\тса. 1991.-С.432.

8. Наин A.A., Сериков С.Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса Педагогика. - 1998. - №6. - С.53-57.

9. Попова Н.М.. Куинджи H.H.. Зубкова В.М. Влияние \лебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе: Сборник Мучных трудов. Под ред. Сердюковой Г.Н.. Громбаха С М. - М.: Педагогика. 1974. - С.7-47.

10. Юмашева Р.П.. Неструева З.Н. Влияние различных методов обучения на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся начальных классов Охрана здоровья детей и подростков. Вып.15.-К.: Здоров'я. 1984. -421 с.

49

Сфшова В.М., Яниев А.В., Ананченко М.В. Вплив вправ дихально! гимнастики Па-туа-чннь на тижневу динамку психофтолопчних покашнюв органЬму студенпв Вчеш записки Тавршського нацюнального \шверситету ¡м. B.I. Вернадського. Сер1я „Бюлопя, ам1я". - 2007. - Т. 20 (59).-№4. -С. 44-50.

У стати наводиться результата викирювань показниюв працездатности тривожности активность концентрацп уваги, лабшьщщт(. настрою, а також артер1ального тиску, частоти пульсу i вегетативного ¡ндексу впродовж учбового тижня. Показане достов1рний позитивный вплив дихально!" пмнастики Па-туа-чинь на властивосп вигцо! нервово! д1яльностг студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киочош слова: вегетативний тонус, дихальна пмнастика Па-туа-чинь, Студенти. IfiryH.

Efimova V.M., Yaneev A.I'., Anancheriko M.T. Influence of breathe gymnastic Pha-Thua-Chin on psychophysiological characteristics (luring the study week Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V. I. Vernadskogo. Series «Biology, chemistry'». - 2007. - V.20 (59). - № 4. -P. 44-50.

This article contain measure results of capacity for work, anxiety, activity, concentration of attention, liability, mud and arterial pressure, heart rate during the study week. Our research have proved that breath gymnastic Pha-Thua-Chin improved characteristics of high nervous activity.

Keywords vegetative tonus, breathe gymnastic Pha-Thua-Chin. students, Chi-Gun.

Поступила в редакцию 20.11.2007 г.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.