Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ'

КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.М. Мокеева, Н.П. Сетко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The combined influence of school environmental factors and a teaching process on children’s health was studied in Orenburg. The study demonstrates there is a relationship between some physiological parameters in schoolchildren and the above factors and the level of educational burden. Measures to correct poor school factors are required.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Гигиена детей и подростков

(О М. М. МОКЕЕВЛ. Н. П. CETKO. 1999 УДК 613.955-07

М. М. Мокеева, Н. П. Сетко КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Оренбургская государственная медицинская академия

Одной из задач профилактической медицины является изучение влияния комплекса факторов внешней среды на организм детей с тем, чтобы способствовать в дальнейшем созданию экологических условий оптимально благоприятных для человека во всех аспектах его биологических и социальных потребностей. Несоответствие условий окружающей среды потребностям детского организма в определенные возрастные периоды, когда может меняться тип взаимоотношений между ребенком и окружающей средой, может быть усугублен-но продолжающимся воздействием факторов [1, 2|. Одним из таких периодов является начальная школа, так как именно в это время закладываются основы как психического, так и физического здоровья на весь период дальнейшего обучения.

С учетом этого целью настоящей работы явилось научное обоснование и формулирование подхода к комплексной оценке влияния факторов среды обитания и разработка комплекса мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей.

Исследования были проведены на базе 3 школ Южного округа Оренбурга, различающихся по условиям обучения и организации учебного процесса: гимназия на 6-дневном обучении — I учебное заведение, гимназия на 5-дневном обучении — II учебное заведение и общеобразовательная школа — III учебное заведение.

Комплекс гигиенических исследований включал определение условий обучения школьников путем измерения параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха, эффективной температуры), освещенности с использованием стандартных методов и приборов. Исследования проводили в холодный и теплый периоды года.

Организацию учебного процесса оценивали по следующим параметрам: суммарная недельная нагрузка, продолжительность перемен, расписание уроков, число учебных дней в неделю. Расписание оценивали с помощью ранговой шкалы трудности уроков по 11 -балльной системе с учетом статического и динамического компонентов во время занятий. Кроме того, была оценена наполняемость классов.

Функциональное состояние сердечно-сосуди-стой и центральной нервной систем исследовали у 170 учащихся первых классов указанных выше учебных заведений в динамике учебного дня, недели, учебного года. Изменения функционирования сердечно-сосудистой системы изучали с помощью метода математического анализа сердечного ритма по Р. М. Баевскому 11) в той же динамической последовательности. Количественная оценка вариа-

ционных пульсограмм была проведена по моде (М0), амплитуде моды (АМ0), вариационному размаху (5Х), а также по индексу вегетативного равновесия (ИВР), вегетативному показателю ритма (ВПР), показателю адекватности процессов регуляции (ПАПР) и индексу напряжения (ИН) регу-ляторных систем. У всех обследованных измеряли артериальное давление и пульс, на основании которых были рассчитаны следующие гемодинами-ческие показатели: пульсовое давление (ПД), среднее динамическое давление (СДД), ударный объем (УО) и минутный объем (МО) крови. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценивали с помощью метода корректурных проб по таблицам Анфимова, при этом для количественной и качественной характеристики внимания рассчитывали коэффициент точности выполняемой работы (К), коэффициент умственной работоспособности (У), скорость обработки информации.

Оценку состояния здоровья школьников проводили на основании данных периодических медицинских осмотров (форма 26у) и обращаемости в течение учебного года, а также расчета индекса здоровья.

Результаты проведенных нами исследований показали, что санитарно-гигиенические условия обучения во всех учебных заведениях соответствовали существующим требованиям по устройству и содержанию общеобразовательных школ и существенно не различались между собой в холодный период года. В теплый период года во всех учебных заведениях в 70% измерений наблюдалось превышение допустимой температуры и относительной влажности. Так, в I учебном заведении температура воздуха колебалась в диапазоне 23—25,1 "С, относительная влажность — 66,5—71,9%, при этом скорость движения воздуха была 0,33 ± 0,09 м/с. Во II учебном заведении эти показатели составили соответственно 24,5-25,3°С, 86-88%, 0,051 ± 0,003 м/с, в III учебном заведении — 23,4—25,2°С, 70—76,5%, 0,21 ± 0,06 м/с.

При оценке комфортности микроклимата по методу эквивалентно-эффективных температур (ЭЭТ) выявлено, что в 70% на рабочих местах учащихся регистрировался перегревный микроклимат. Значения ЭЭТ изменялись в диапазоне: I учебное заведение — 22,8 ± 0,35°С, II учебное заведение - 24,6 ± 0,5°С, III учебное заведение — 22,3 ± 0,49°С, что свидетельствует о возможном напряжении систем терморегуляции у школьников.

При оценке светового режима обнаружено, что лишь в 35% основных учебных помещений исследуемых школ параметры искусственного и естественного освещения соответствовали допустимым

нормативам. В основном нарушения происходили за счет снижения уровней искусственного освещения, причем диапазон колебаний был от 100 до 250 лк. При этом во всех учебных заведениях использовались люминесцентные лампы, которые при выходе из строя заменялись несвоевременно. Имеющееся в наличии во II и в III учебных заведениях местное освещение школьных досок в основном не использовалось.

Почти во всех учебных заведениях имелся дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров. Рассаживание детей в большинстве случаев было нерациональным. Отмечено, что длительность пребывания учеников в вынужденной позе с наклоном туловища более 30° превышало 30% рабочего времени во всех учебных заведениях.

В результате оценки организации учебного процесса были получены следующие данные: суммарная недельная нагрузка в сравнении с СанПиН 2.4.2-576-96 превышала гигиенические нормативы в I и II учебных заведениях на 4 и 5 ч соответственно, в III учебном заведении на I ч. Продолжительность урока во всех учебных заведениях составляла 40 мин, анализ структуры уроков показал соответствие стандартной схеме, продолжительность перемен наиболее благоприятной была в III учебном заведении.

Интенсивность учебной нагрузки в течение недели при балльной оценке самой высокой была во II учебном заведении и превышала показатели нагрузки в I учебном заведении на 5,4% и в III учебном заведении на 8,9% (см. рисунок). Максимальная учебная нагрузка в I учебном заведении установлена во вторник и пятницу, во II — во вторник и среду, а в III учебном заведении — в понедельник и четверг. Как нерациональное можно оценить расписание III учебного заведения.

Наполняемость классов в I учебном заведении была 25 человек, во II — колебалась от 36 до 40 человек, в III — 30 человек. Полученные данные не соответствуют санитарным правилам и нормам во II и III учебных заведениях согласно СанПиН 2.4.2-576-96, что, вероятно, будет оказывать отрицательное воздействие на среду обитания учеников III и II учебных заведений.

Уровень учебной нагрузки первоклассников исследуемых учебных заведений в динамике учебной недели.

По оси абсцисс — дни недели (понедельник—суббота): по оси ординат — баллы. 1 — I учебное заведение. 2—11 учебное заведение, 3 — III учебное заведение.

Показатели функционального состояния ЦНС у учащихся первых классов исследуемых учебных заведений

Период исследования Учебное заведение Коэффициент точности выполняемой работы (К) Коэффициент умственной работоспособности (У) Скорость обработки информации, бит/мин

Начало 1 0,85 ± 0,02 87.7 ± 3,12 20,36 ± 0.9

учебно- 11 0.76 ± 0,04 162.2 ± 10.0 19,6 ± 1,12

го года III 0.76 ± 0,03 145,6 ± 17,6 17,2 ± 1,9

Середина 1 0,74 ± 0.04 211.3 ± 5,36 19.6 ± 1,8

учебно- II 0.86 ± 0,03 147,3 ± 10,1 17.5 ± 0,9

го года III 0,S9 ± 0,01 231.4 ± 20.4 26.8 ± 1.8

Конец I 0,5 ± 0,07 13S.2 ± 7,4 15,23 ± 1.64

учебно- II 0,86 ± 0,02 170,8 ± 8,7 17,4 ± 1,05

го года III 0.85 ± 0.04 119.1 ± 18,3 15.83 ± 4,1

Согласно данным, представленным в таблице, по функциональному состоянию ЦНС учащихся первых классов установлено, что в середине года у учеников I учебного заведения отмечалось снижение на 13% К. по сравнению сданными в начале года (0,85 ± 0,02, 0,74 ± 0,04; р < 0,05), при этом к концу года по сравнению с исходным уровнем этот коэффициент снизился на 41% и составил 0,85 ± 0,02 в начале и 0,5 ± 0,07 в конце года (р < 0,001).

Во II учебном заведении К имел обратную тенденцию, т. е. к повышению, и к концу учебного года в сравнении с началом он повысился на 21,7% (0,76 ± 0,04, 0,86 ± 0,02; р < 0,05).

У учеников III учебного заведения К возрос к середине года на 15,5% (начало — 0,76 ± 0,034, конец — 0,899 ± 0,01; р < 0,001) и оставался на том же уровне до конца учебного года.

У учеников I учебного заведения коэффициент У возрос к середине года на 21,2% (начало — 87.7 ± 3,12, середина - 211,3 ± 5,36; р < 0,001). а к концу учебного года снизился на 34,6% (середина - 211,3 ± 5,36, конец - 138.2 ± 17,4; р < 0,01). Во II учебном заведении коэффициент У имел тенденцию к повышению к концу года, но изменения были недостоверными. В III учебном заведении коэффициент У возрос к середине года на 11,9% (начало года - 145,6 ± 17,6, конец — 231,4 ± 20,4; р < 0,05) и к концу года снизился на 49% (середина года - 231,4± 20,4, конец - 119,1 ±18,26; р < 0,001).

Скорость обработки информации у учеников I учебного заведения имела тенденцию к снижению в середине года и сохранилась до конца года (начало года - 20,36 ± 0,9, конец - 15,23 ± 1,64; р < 0,01). Во II учебном заведении скорость обработки информации также была снижена по сравнению с исходным уровнем в динамике всего учебного года, хотя изменения были недостоверными. В III учебном заведении скорость обработки информации возросла к середине года на 36% (начало года — 17,2 ± 1,9, середина - 26,8 ± 1,8; р < 0,001), однако снизилась к концу года также достоверно.

При оценке состояния сердечно-сосудистой системы методом вариационной пульсометрии получены следующие данные: у учеников I учебного заведения от начала к концу года происходило снижение значений МО и АХ, а значения AMO. ИН, ИВР, ПАПР, ВПР имели тенденцию к повышению, но изменения были недостоверными. Во II учебном заведении значения МО снизились на 27% (начало

\ \

\\3 \ \2 \

J>

По не- Вторник Среда Четверг Пятница Суббота депьник

года - 0,66 ± 0,01, конец - 0,55 ± 0,01; р < 0,01), значения ИН повысились на 36% (начало года — 254,4 ± 41,6, конец - 398,9 ± 56,3; р < 0,05), ВПР -на 32% (начало года — 8,68 ± 0,82, конец — 12,84 ± 1,41; р < 0,05). Снижение ДЛ'и повышение остальных показателей были недостоверными. У учеников III учебного заведения достоверно снизились значения МО на 23% (начало года — 0,66 ± 0,03, конец - 0,575 ± 0,03; р < 0,05), повысились значения ПАПР на 60% (начало года — 67,3 ± 8,3, конец - 171,8 ± 13,9; р < 0,001), снижение значений АМ0 и повышение ИВР и ВПР были недостоверными.

Такие изменения показателей во II учебном заведении свидетельствуют о значительном утомлении и неудовлетворительной адаптации. В связи с этим в процесс управления включаются более высокие уровни управления сердечного ритма, а также происходит значительная централизация управления сердечного ритма у учащихся. В I учебном заведении полученные данные свидетельствуют о значительном повышении физиологической "стоимости" работы.

Кроме того, мы проанализировали соотношения симпато-, ваго- и нормотония у учеников младших классов. Установлено, что в I учебном заведении в начале учебного года в основном наблюдалась нормотоническая реакция. К концу учебного года на 4,4% снизилось количество учащихся с нормотонией и появилось 15% учащихся с гипер-симпатотонической и 11,1% — с ваготонической реакциями.

У учащихся II учебного заведения как в начале, так и в конце учебного года преобладали дети с ги-персимпатотонией, причем таких реакций было в 2 раза больше, чем в I учебном заведении. В общеобразовательной школе в начале года преобладали дети с нормотонией, а в конце года резко возросло число детей с симпатотонией и в том числе с ги-персимпатотонией. Детей с ваготонической реакцией не наблюдалось ни во II, ни в III учебном заведении.

При анализе гемодинамических показателей получены следующие данные: в I учебном заведении отмечено достоверное повышение ПД на 10% (начало года — 34 ± 0,89, конец — 37,6 ± 1,6;

р < 0,05) и СДД на 5% (начало года - 77,2 ± 0,98, конец — 81,4 ± 1,6; р < 0,05). Во II учебном заведении выявлено достоверное снижение ПД на 24% (начало года — 33,75 + 2,4, конец — 25,7 ± 0,8; р < 0,001) и СДД на 11 % (начало года — 81,3 ± 4,1, конец — 73 ± 1,0; р < 0,05). В III учебном заведении, как и в I, также установлено повышение ПД на 14% (начало года — 26,9+ 1,4, конец — 31,15 ± 0,75; р < 0,01) и СДД на 9% (начало года -67,7 ± 2,8, конец - 74,8 ± 1,15; р < 0,05). Изменения УО и МО крови имели тенденцию к повышению, но были недостоверными во всех учебных заведениях. При анализе состояния здоровья учащихся младших классов 3 типов учебных заведений установлено, что в I учебном заведении индекс здоровья составил 50,8%, во II учебном заведении - 43,1%, а в III - 77%.

Таким образом, выявлена определенная зависимость отдельных физиологических показателей у младших школьников от комплекса факторов внутришкольной среды и уровня учебной нагрузки. При этом функционирование ЦНС и сердеч-но-сосудистой системы в динамике учебного года у учащихся различных типов учебных заведений имело волнообразный характер — повышалась и понижалась в зависимости от качественной и количественной характеристики исследуемых факторов, вызывая тем самым напряжение процессов адаптации. В связи с этим возникает необходимость проведения мероприятий по коррекции факторов, вызывающих эти изменения.

Литература

1. Боевский Р. М.. Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

2. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988.

Поступила 24.11.97

S и m тагу. The combined influence of school environmental factors and a teaching process on children's health was studied in Orenburg. The study demonstrates there is a relationship between some physiological parameters in schoolchildren and the above factors and the level of educational burden. Measures to correct poor school factors are required.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 УДК 613.955-07

Н. П. Гребняк, В. В. Машинистов, Е. В. Вербаховская, В. Ю. Деменков

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЦЕЯХ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ

Государственный медицинский университет им. М. Горького, Донецк

Учебно-воспитательный процесс в лицеях характеризуется ярко выраженной тенденцией к обновлению содержания и форм обучения. В плане повышения эффективности их работы особое место занимает приспособляемость учащихся к новым требованиям учебной среды. Следовательно, оптимизация учебной деятельности невозможна без изучения процесса адаптации к новым видам деятельности и условиям их проведения в учебных заведениях третьей ступени обучения.

Известно, что в результате адаптации организма возникают перестройка функций основных физиологических систем, переход их на новый уровень, повышается устойчивость организма к факторам внешней среды [2, 7]. Одним из показателей адаптированное™ организма учащихся является устойчивость функционального состояния к воздействию факторов учебной среды. В связи с этим изучены направленность и характер адаптивных сдвигов у учащихся лицеев. В качестве ведущего крите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.