11. Экология и рак / Быкорез А. И., Рубенчик Б. Л., Слегшн Э. И. и др. — Киев, 1985.
12. Bern Z. // Fleischerei. - 1994. - N 12. - S. 67-73.
13. Potthast К. И Fleischwirtschaft. - 1978. — Bd 58, N 1. - S. 69-73.
14. Rüdiger Y. // Fischmagazin. - 1989. - N 23-24. -S. 46-49, 51.
15. Toth L. Chemie der Räucherung. — 1983.
16. Westphal K., Potthast K., Ubermuth G. // Fischwirtschaft. - 1994. - Bd 75, N 5. - S. 543-546.
17. Wigand W, Jahr D. // Ibid. - 1982. - Bd 65, N 8. -S. 908-915.
Поступила 0S.I2.9S
Summary. The carcinogenic danger of the commercial smoked herring was assessed. The eatable part of the smoked herring contains 16 polycyclic aromatic hydrocarbons whose bulk consists of phenanthrene, pyrene, floran-thene, and benzo(b)fluoranthene. The content of ben-zo(a)pyrene (BP) in the cold and hot smoked herring are 189 and 291 ng/kg, respectively. It is lower than the present standard values. The proportion of carcinogenic danger of BP is 32% for cold smoked herring and 34% for hot smoked herring.
Гигиена детей и подростков
О Э. М. ШЕРЕМЕТЬЕВА. Н. П. СЕТКО, 1999 УДК 613.955-07
Э. М. Шереметьева, Н. П. Сетко
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Оренбургская государственная медицинская академия
Начало обучения ребенка в школе является стрессовой ситуацией, которая влечет за собой мобилизацию ресурсов детского организма, напряжение его функциональных систем. Очень часто процесс адаптации к школе даже у здоровых детей протекает не безболезненно. В настоящее время, когда обучение в общеобразовательной школе не всегда способствует развитию индивидуальных способностей ребенка, появляются новые формы обучения, открываются частные школы, школы, расположенные на базе детского сада, гимназии, лицеи. Появление инновационных форм обучения характеризуется интенсификацией умственной деятельности, увеличением учебной информации. Вместе с этим возрастает и нагрузка, которая часто не соответствует функциональному состоянию организма первоклассника, вызывает перенапряжение механизмов адаптации, а в отдельных случаях и ее срыв.
Задача данной работы — установление факторов, способствующих успешному обучению, сочетающихся с оптимальными процессами роста и развития детского организма. С этой целью мы обследовали 200 первоклассников, занимающихся в двух учебных заведениях, различающихся по форме и условиям обучения, — в общеобразовательной школе и лицее.
Общеобразовательная 10-летняя школа построена по типовому проекту. Занятия у первоклассников проходят в первую смену по программе, предусмотренной для первых классов общеобразовательных школ. Лицей — тип среднего общеобразовательного учебного заведения, располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для успешного решения всего комплекса педагогических проблем. Лицей располагается в здании бывшего детского сада. Предусматривается нахождение ребенка в школе в течение 10—12 ч. Это школа XXI века, предоставляет наиболее способным и одаренным учащимся
оптимальные возможности для получения широкого образования, выбор предметов различных циклов для их углубленного изучения, осуществляет общеобразовательную подготовку и углубленное изучение предметов в соответствии с его профилем.
На первом этапе исследования мы определяли готовность детей к началу обучения, которую оценивали по медицинским и психофизиологическим показателям. Среди медицинских показателей были изучены состояние здоровья детей перед поступлением в школу, острая заболеваемость за предшествующий год по медицинским картам учащихся (форма 112). Физическое развитие первоклассников было оценено центильным методом с использованием региональных таблиц [4, 5]. Для определения психофизиологической готовности первоклассников к началу обучения в школе были проведены тест Керна—Иерасека [5], тест на качество звуко-произношения [5]. Кроме этого, мы попытались прогнозировать уровень адаптации первоклассников к началу обучения, используя прогностические таблицы, разработанные Ивановским НИИ материнства и детства [7].
На втором этапе исследования определяли в динамике учебного года функциональное состояние основных систем организма. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) изучали путем определения памяти, объема внимания, его распределения и переключения, путем проведения пробы с использованием таблиц Платонова [10]. Кроме этого, были рассчитаны показатели точности выполненной работы (К), умственной работоспособности (У), скорость обработки информации (С). Для этого была проведена корректурная проба с использованием таблиц Анфимова [8].
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучали путем измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений, а также расчета гемодинамических показателей:
пульсового давления и среднединамического давления по формуле Хикема, минутного объема крови и ударного объема крови по формуле Старра |9]. Кроме этого, для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы изучали показатели вариационной пульсометрии по методу Р. М. Баевского (1977 г.) [1, 2]. По данным вариационной пульсометрии был рассчитан ряд показателей: индекс напряжения регуляторных систем (ИН), отражающий степень напряжения управления сердечным ритмом; индекс вегетативного равновесия (ИВР), который указывает на соотношение между активностью симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы; вегетативный показатель ритма (ВПР), позволяющий судить об оценке активности автономного контура регуляции; показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), отражающий соответствие между активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы и ведущим уровнем функционирования синусового узла.
На третьем этапе исследования изучали организацию учебного процесса и условия обучения. Организация учебного процесса была оценена путем исследования суточной и суммарной недельной нагрузки, продолжительности урока, продолжительности перемен, числа учебных дней в неделю. Трудность уроков была оценена с помощью ранговой шкалы трудности по Сивкову (1975 г.) [3]. Продолжительность и характер деятельности на уроке были изучены путем проведения хронометража учебных занятий [3]. Условия обучения оценивали путем исследования светового, теплового и воздушного режимов. Световой режим в школах был изучен путем определения естественного и искусственного освещения. Для оценки естественного освещения был вычислен коэффициент естественного освещения. Оценку микроклимата, включавшую в себя определение температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, проводили с использованием общепринятых методов и приборов [6].
Полученные данные обработаны с помощью общепринятых статистических методик, включая подсчет средних величин, ошибок средних величин, определение достоверности показателей по критерию Стьюдента.
На основании проведенных исследований установлено, что к моменту поступления в школу боль-
Показатели функционального состояния ЦНС
шая часть детей имеет нарушения в состоянии здоровья, так I группу здоровья имеют только 26,7% детей в школе и 25% — в лицее; II группу — соответственно 63,4 и 52,5% детей; III группу здоровья — 9,9 и 22,5%. Острая заболеваемость за предыдущий год составила в школе 70 случаев на 100 обследованных детей, в лицее — 76 на 100, а 10% первоклассников в школе и 22,5% в лицее страдают хроническими заболеваниями. Кроме того, 42,5% обследованных детей как в школе, так и в лицее имеют дисгармоничное физическое развитие. Результаты проведенных психофизиологических тестов показали, что только 31,25% детей в школе и 33,3% в лицее выполнили разделы теста Керна— Иерасека с оценкой "готов", 52,95% в школе и 56,2% в лицее — с оценкой "условно готов", а 17,8% в школе и 10,5% в лицее не справились с разделами теста. Кроме того, среди обследованных детей от 22,6 до 27,4% имеют нарушение звукопроизноше-ния. В результате оценки теста прогнозирования возможности адаптации детей к школе было установлено, что в школе только 35,7% первоклассников имеют благоприятный прогноз адаптации, а в лицее — 74%, среднеблагоприятный прогноз — соответственно 42,9 и 21,7% детей. Неблагоприятный прогноз имеют в школе 21,4% детей, а в лицее — только 4,3%, что свидетельствует о большей социальной защищенности семей первоклассников, обучающихся в лицее.
В результате исследования ЦНС было выявлено, что в школе показатель точности выполненной работы в динамике учебного дня имеет тенденцию к снижению (начало занятий — 0,75 ± 0,02, конец — 0,63 ± 0,02, р > 0,05). В лицее наблюдается повышение этого показателя в динамике учебного дня (начало занятий — 0,63 ± 0,03, конец — 0,89 ± 0,03, р > 0,05). К середине учебного года показатель К и в школе, и в лицее повышается по сравнению с началом учебного года: в школе на 14,7%, в лицее на 34,9%; в динамике учебного дня он изменяется незначительно. К концу учебного года в школе наблюдается снижение показателя К по сравнению с серединой учебного года на 8,1%. В динамике учебного дня наблюдается незначительное снижение показателя К (начало занятий — 0,79 ± 0,02, конец - 0,77 ± 0,04, р > 0,05). В лицее к концу года показатель К повышается по сравнению с серединой года на 4,7%, но в динамике учебного дня наблюдается некоторое снижение его (на-
Учебное заведение Показатель Начало года Середина года Конец roca
начало урока конец урока начало урока конец урока начало урока конец урока
Школа К 0,75 ± 0,02 0,03 ± 0,02 0,86 ± 0,03 0,81 ± 0,03 0,79 ± 0,02 0,77 ± 0,02
У 130,6 ± 0,7 143,8 ± 4,1 249,6 ± 0,9 245,8 ± 12,1 181,2 ± 6,6 218,5 ± 7,0
с 13,70 ± 0,6 17,39 ± 0,6 29,6 ± 0,81 28,7 ± 0,33 21,4 ± 0,81 28,5 ± 2,22
Лицей к 0,03 ± 0,03 0,89 ± 0,03 0,85 ± 0,03 0,80 ± 0,01 0,89 ± 0,03 0,83 ± 0,02
У 102,9 ± 7,7 105,9 ± 0.7 191,3 ± 9,4 196,1 ± 7,73 196.0 ± 3,2 213,2 ± 9,5
с 10,9 ± 0,07 19,0 ± 0,00 22,4 ± 0,93 23,4 ± 0.83 22,14 ± 1,1 24,8 ± 1.11
р1 р*** р*** Р* р*** р р**
р" п***
р* п***
П ри мечан и е. уз' — в сравнении школы и лицея К, р- — в сравнении школы и лицея У, р3 Одна звездочка — степень достоверности р < 0.05, двг — р < 0,01, три — р < 0,001.
/Г" р"
в сравнении школы и лицея С.
□ / Шг Шв Ш4
Показатели вариционной пульсометрии у первоклассников в динамике учебного года.
А — общеобразовательная школа, Б — лицей. По оси абсцисс: а — начало года, б — середина года, в — конец года. 1 — индекс напряжения. 2 — индекс вегетативного равновесия, 3 —■ показатель адекватности процессов регуляции, 4 — вегетативный показатель ритма; по оси ординат — величина показателей (в усл. сд.).
чало занятий - 0,89 ± 0,03, конец — 0,83 ± 0,02, р > 0,05). Показатель У имеет ту же тенденцию. В школе он повышается к середине учебного года и снижается к концу учебного года, в лицее наблюдается повышение показателя У в динамике учебного года. Данные, представленные в таблице, свидетельствуют, вероятно, о развитии утомления ЦНС у учащихся школы.
В результате исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы выявлено, что в начале учебного года индекс напряжения ИН в лицее выше, чем в школе, но к середине учебного года индекс напряжения ИН в лицее выше, чем в школе, но к середине учебного года ИН в школе увеличивается на 17,3% (от 169,87 ± 17,7 до 199,2 ± 10,3, р < 0,01), а в лицее происходит снижение этого показателя на 16,4% (от 183,8 ± 17,5 до 153,6 ± 12,2, р <0,01). К концу учебного года в школе ИН увеличивается до 211,7+ 12,9, что на 24,7% выше, чем в начале учебного года. В лицее к концу учебного года ИН снижается по сравнению с началом года на 19,9%. К концу учебного года ИН в лицее становятся значительно ниже, чем в школе (р < 0,001). Кроме того, в начале учебного года в лицее показатели ИВР, ПАПР, ВПР выше, чем в школе, но уже к середине года в школе ИВР увеличивается на 17,4%, ПАПР - на 11,2%, ВПР - на 13,6%. В лицее, напротив, происходит снижение ИВР на 14,5%, ПАПР - на 6,7% и ВПР - на 5,7%. Это свидетельствует, что в начале года для первоклассников лицея характерно напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которое к концу учебного года снижается. В школе в начале года также имеет место напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которое к концу года возрастает, что свидетельствует о благоприятном уровне адаптации первоклассников в лицее и напряжении механизмов адаптации в общеобразовательной школе (см. рисунок).
На основании проведенных исследований нами установлено, что в школе увеличена недельная нагрузка на 4—20%, продолжительность уроков и перемен не отвечает гигиеническим требованиям за счет увеличения продолжительности уроков на 11,5% и сокращения перемен на 35—50%. В лицее недельная учебная нагрузка увеличена на 20—60%, продолжительность уроков и перемен соответствует гигиеническим требованиям. Кроме того, выявлено, что как в школе, так и в лицее расписание составлено нерационально, имеют место сдвоенные предметы, наиболее трудные предметы приходятся на первые и последние уроки. Составленное расписание не соответствует дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Результаты исследования условий обучения показали, что в школе показатели воздушного и теплового режимов не соответствуют гигиеническим нормам, эффективная температура находится в зоне перегревного микроклимата. Температура окружающей среды повышена на 20%, охлаждающая способность воздуха снижена на 28%, относительная влажность воздуха увеличена на 6—51%. В лицее эффективная температура находится в зоне комфорта.
Выводы. 1. В общеобразовательной школе у 21,3% первоклассников можно прогнозировать напряжение механизмов адаптации, в то время как в лицее неблагоприятный прогноз имеют только 4,3% первоклассников, что свидетельствует о большей социальной защищенности семей первоклассников лицея.
2. От 10,5 до 17,8% обследованных первоклассников, обучающихся в общеобразовательных школах, не отвечают критериям школьной зрелости, что, вероятно, приведет к отставанию в физическом развитии и ухудшению состояния здоровья.
3. У первоклассников установлено снижение функционирования центральной нервной системы за счет снижения умственной работоспособности в динамике учебного дня, года; сердечно-сосудистой системы — за счет повышения индекса напряжения, особенно у детей, обучающихся в общеобразовательной школе, по сравнению с первоклассниками лицея.
Л итература
1. Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.
2. Боевский Р. М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.
3. Кордашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. — М„ 1988.
4. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет: Метод, указания. — М., 1990.
5. Методическое пособие к практическим занятиям для студентов педиатрического факультета. — Оренбург, 1997.
6. Минх А. А. Методы гигиенических исследований. — М., 1971.
7. Подготовка детей к поступлению в школу: Метод, рекомендации.— Иваново, 1986.
8. Трегубое А. А. // Гиг. и сан. - 1989. - № 8. -С. 36-37.
9. Физиология кровообращения. Физиология сосудистой системы. — Л., 1963.
10. Хвастунов Р. М., Столбун Б. М. // Гиг. и сан. — 1997. - № 7. - С. 46-50.
Поступила 09.09.98