Научная статья на тему 'Активность регуляторных механизмов ритма сердца учащихся ирана в динамике учебной нагрузки'

Активность регуляторных механизмов ритма сердца учащихся ирана в динамике учебной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Геворкян Э. С., Минасян С. М., Ксаджикян Н. Н., Реза Голискарди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активность регуляторных механизмов ритма сердца учащихся ирана в динамике учебной нагрузки»

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

Активность регуляторных механизмов ритма сердца учащихся ирана в динамике учебной нагрузки

Геворкян Э.С.

к.б.н., с.н.с. каф.физиологии ЕГУ Минасян С.М.

д.б.н., профессор каф.физиологии ЕГУ

Ксаджикян Н.Н.

к.б.н., н.с. каф.физиологии ЕГУ

Реза Голискарди

аспирант каф.физиологии ЕГУ, Ереван В современной социально-экономической ситуации проблема адаптации различных возрастных категорий школьников приобретает все большую актуальность. Анализ показателей здоровья подростков свидетельствует, что адаптация старшеклассников к учебным нагрузкам и успешность обучения достигаются чрезмерным напряжением функциональных систем организма, что нередко становится причиной появления функциональных расстройств [1]. Отрицательно влияют на здоровье школьников повышенные учебные нагрузки, социальные и психологические факторы, низкая физическая активность. Немаловажное значение играет также широкое внедрение в учебный процесс новых информационных технологий, Интернета, интерактивных средств обучения и др. Большинство школьников значительно превышают допустимые нормы просмотра телевизионных программ и работы на компьютере [2,3]. Несмотря на большое количество публикаций по вопросам адаптации подростков к учебной нагрузке, многие аспекты этих процессов еще недостаточно изучены. Особенно это касается школьников стран Востока, на психофизиологических показателях которых сказывается национальный менталитет, гендерная дифференциация и религиозные предубеждения.В качестве вегетативных коррелятов умственного и психоэмоционального напряжения ранее использовались частота сердечных сокращений (ЧСС) и величина артериального давления (АД). В настоящее время, с внедрением в практическую кардиологию метода математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР), стало возможным оценивать роль симпатического и парасимпатического контуров в регуляции процессов в организме. Адаптация к учебному процессу обусловлена взаимодействием двух групп факторов: внешних и внутренних. К внешним факторам относятся информационная насыщенность учебного процесса, особенности режима дня, бытовые условия; к внутренним- функциональное состояние ЦНС[4]. В связи с этим методом вариационной пульсометрии Р.М.Баевского проведено исследование сдвигов некоторых функциональных показателей учащихся 10 класса (16 лет) г. Сари (Иран) в норме и динамике однодневной и недельной учебных нагрузок. Материалы и методы

Обследовано 40 абсолютно здоровых подростков, обучающихся в 10 классах школ одаренных мальчиков и девочек(по 20 человек) города Сари. Это инновационные учреждения, в которых учебный процесс характеризуется высокой учебной нагрузкой. В связи с этим

сохранение и укрепление здоровья одаренных детей является государственной проблемой. Для получения объективных данных испытуемые были отобраны на добровольной основе и заранее информированы о существе проводимых исследований. Обследования проводились 2 раза в день — до начала уроков и после их окончания; 2 раза в неделю — в субботу и четверг (по европейскому календарю - понедельник и субботу). Предварительно осуществлялось психологическое тестирование испытуемых с выявлением уровня тревожности по Спилбергеру (УТ), по специальной тест-анкете определялся уровень самооценки последних. Регистрация электрокардиограммы (ЭКГ) учащихся осуществлялась в 1-ом стандартном отведении на Pentium 4, в математическом блоке которого полученные кардиоинтервалограммы анализировались методом вариационной пульсометрии Р.М.Баевского. Вычислялись: Мо-мода; АМо — амплитуда моды; ДХ — вариационный размах;\Ь — коэффициент вариации кардиоинтервалов; ИН — индекс напряжения регуляторных систем; ИВР — индекс вегетативного равновесия; ВПР — вегетативный показатель ритма; ПАПР — показатель адекватности процессов регуляции.Все полученные данные подвергнуты статистической обработке по программе «Биостат». Достоверность различий средних значений определялась по критерию Стьюдента. Результаты и обсуждение

Изучение гендерно-возрастных параметров активности сердечного ритма учеников 10 класса в динамике учебной нагрузки показало, что в начале учебного года отмечается относительно более благоприятное функциональное состояние сердца по показателям карди-оритмографии у девочек (ИН=97.74±8.90 усл.ед.), по сравнению с мальчиками (ИН=116.80±9.64усл.ед). При этом мальчики-подростки в состоянии физиологической нормы характеризовались более высоким показателем УТ и высоким, по сравнению с девочками, уровнем самооценки. Достоверная положительная корреляция между ИН и уровнем личностной тревожности в условиях относительного покоя была установлена также в работах ряда авторов[2,3,4].

К концу учебного дня, как у мальчиков, так и у девочек отмечались существенные сдвиги изученных показателей. В группе девочек к концу учебного дня в субботу наблюдалось достоверное понижение ИН на 15.7% (p<0.05), обусловленное ослаблением активности симпатического контура регуляции (АМо) на 24.3 % (p<0.05), при повышении влияния гуморального (Мо) и парасимпатического(ДХ) звеньев на 6.66%,(p<0.05) и 4.31% соответственно. Последнее сопровождалось понижением ВПР, ПАПР, ИВР на 7.3%; 18,12% (p<0.01); 19.8% (p<0.01). При анализе изменений наблюдаемых в той же группе испытуемых под воздействием учебной нагрузки в четверг отмечены более выраженные сдвиги исследованных показателей ритма сердца. В четверг значения Мо и ДХ повышались на 11.9% (p<0.01) и 12.3% (p<0.01). Выраженным было и понижение ИН составляющее 25.0% (p<0.001), обусловленное падением активности симпатического контура регуляции на 31.9% (p<0.001). Значения ВПР, ПАПР, ИВР при этом понижались соответственно на 22.0% (p<0.02); 15.2% (p<0.05); 23.8% (p<0.001). Подтверждением наблюдаемых сдвигов являлось и повышение в конце учебной недели Vk. В данном временном диапазоне исследований аналогичные сдвиги интегральных показателей ритма сердца под

Педагогические науки

воздействием учебной нагрузки наблюдались и у испытуемых-мальчиков. Однако в отличие от девочек, последние, как в субботу, так и в четверг, имели более выраженный характер. Так в конце учебного дня в субботу у мальчиков наблюдалось понижение уровней ИН, АМо, ВПР, ИВР, ПАПР соответственно на 29.7%^<0.001); 17.9%ф<0.02); 15.4%ф<0.05); 34.5%ф<0.001); 19.4%ф<0.01). Последние свидетельствуют о смещении вегетативного баланса в сторону доминирования парасимпатического контура ВНС, ослаблении модулирующего влияния гипоталамуса, децентрализации процессов регуляции сердечным ритмом[3]. Свидетельством падения симпатического тонуса ВНС являлось также некоторое повышение активности гуморального и парасимпатического контуров регуляции (Мо,ДХ). На понижение активности симпатических механизмов указывает и наблюдаемое по окончани уроков повышение на 12.6%ф<0.05). Аналогичные сдвиги, однако значительно более выраженные, наблюдались у мальчиков после уроков в четверг. Следует отметить, что утренние показатели ИН и АМо, регистрируемые до начала занятий в субботу и четверг, незначительно отличались друг от друга, что, по всей вероятности, обусловлено некоторым восстановлением активности регуляторных механизмов после ночного отдыха. Однако после окончания учебного дня в четверг уровни ИН и АМо понижались на 33.6% ф<0.001) и 21.9% ф<0.05) соответственно (при 29.7% и 17.9% в понедельник). Сдвиги ВПР, ИВР, ПАПР составляли 21.7%ф<0.05) 31.6%ф<0.001) и 31.8%ф<0.001). Подтверждением последних изменений являлось повышение на 33.1%ф<0.001), а также активности парасимпатических и гуморальных механизмов регуляции сердечным ритмом. Изменения наблюдаемые под воздействием однодневной учебной нагрузки свидетельствуют о децентрализации процессов регуляции сердечным ритмом, преобладании парасимпатического тонуса ВНС в пределах автономного контура регуляции сердечным ритмом, усилении гуморально-метаболи-ческих влияний[1,5].Последнее является результатом развивающегося под воздействием учебной нагрузки утомления. Более выраженные сдвиги изученных показателей, наблюдаемые после занятий в конце учебной недели, могут быть следствием кумуляции утомления в динамике недельной нагрузки [6]. Согласно данным Домахиной Г.М. в конце рабочей недели в организме человека уменьшается число достоверных корреляционных связей между различными функциональными системами, что свидетельствует о развивающемся утомлении[7].Понижение умственной работоспособности и развитие выраженного утомления к концу учебного дня и учебной недели наблюдали также ряд других авторов [2,7].

Таким образом, на основании полученных результатов можно заключить, что в течение учебного дня и недели наблюдается нарастание функционального напряжения и утомления учащихся школ одаренных детей г.Сари, особенно мальчиков. В связи с этим для повышения адаптационных возможностей учащихся, предотвращения процессов психоэмоционального напряжения и развития утомления в процессе обучения, необходим пересмотр содержания и методик образовательных программ.

Список использованных источников

1. Гребняк Н.П, Щудро С.А. Адаптация старшеклассников к обучению. Гигиена и санитария, 2008, №1,с.55-58.

2. Степанова М.И., Сазанюк З.И. Гигиенические проблемы использования новых технических средств обучения. Сб.мат.

II Конгресса Росс.общ-ва школьной и ун-ской медицины и здоровья, 2010,Москва,с.585-588

3. Степанова Н.В., Валеева Э.Р. Оценка психического здоровья учащихся гимназий и общеобразовательных школ. Сб.мат.

II Конгресса Росс.общ-ва школьной и ун-ской медицины и здоровья,2010,Москва,с.591-593

4. Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Автореф. дисс. к.м.н.,Томск,1998

5. Псеунок А.А. Оценка адекватности учебных и физических нагрузок с учетом возрастно-половых особенностей школников 5-6 классов.,Вестник Адыгейского гос.ун-та, 2009, 1, с.78-83

6. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Ильин А.Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования. Гигиена и санитария, 2000,1, с.40-44

7. Домахина Г.М. Оценка функционального состояния организма при умственной и физической деятельности по некоторым вегетативным показателям и электролитам слюны. Автореф. дисс. к.м.н., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.