Научная статья на тему 'Состояние адаптационно-компенсаторных систем у детей с органическими поражениями мозга в процессе учебного года по данным вариационной кардиоинтервалографии'

Состояние адаптационно-компенсаторных систем у детей с органическими поражениями мозга в процессе учебного года по данным вариационной кардиоинтервалографии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА / АДАПТАЦИЯ / КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИЯ / УЧЕБНЫЙ ГОД / СHILDREN / ORGANIC DEFEAT OF A BRAIN / ADAPTATION / KARDIOINTERVALOGRAFIYA / ACADEMIC YEAR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кравцова Елена Юрьевна, Обухов Андрей Савельевич

При проведении кардиоинтервалографии у 56 детей с органическим поражением головного мозга выявлено снижение адаптации с усилением эрготропных влияний. Нормализация адаптивных механизмов происходит постепенно. К концу учебного года показатели синусового сердечного ритма приближаются к соответствующим показателям практически здоровых детей у больных эпилепсией и последствиями черепно-мозговой травмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кравцова Елена Юрьевна, Обухов Андрей Савельевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The condition of adaptation-compensatory systems of children with organic brain injuries during academic year according to the data of variational cardiointervalography

At carrying out a kardiointervalografiya at 56 children with organic defeat of a brain decrease in adaptation with strengthening of ergotropny influences is revealed. Normalization of adaptive mechanisms occurs gradually. By the end of academic year indicators of a sinusovy warm rhythm come nearer to the corresponding indicators of almost healthy children at patients with epilepsy and consequences of a craniocereberal trauma.

Текст научной работы на тему «Состояние адаптационно-компенсаторных систем у детей с органическими поражениями мозга в процессе учебного года по данным вариационной кардиоинтервалографии»

УДК Б1Б.831-053.5:Б1Б.12-008.3-73.9Б

СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ГОДА ПО ДАННЫМ ВАРИАЦИОННОЙ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ

ЕЮ. Кравцова, А.С. Обухов,

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера»

Коавиова Елена Юрьевна - e-mail: kravtsovaeu@mail.ru

При проведении кардиоинтервалографии у 5Б детей с органическим поражением головного мозга выявлено снижение адаптации с усилением эрготропных влияний. Нормализация адаптивных механизмов происходит постепенно. К концу учебного года показатели синусового сердечного ритма приближаются к соответствующим показателям практически здоровых детей у больных эпилепсией и последствиями черепно-мозговой травмы.

Ключевые слова: дети, органическое поражение головного мозга, адаптация,

кардиоинтервалография, учебный год.

At carrying out a kardiointervalografiya at 5Б children with organic defeat of a brain decrease in adaptation with strengthening of ergotropny influences is revealed. Normalization of adaptive mechanisms occurs gradually. By the end of academic year indicators of a sinusovy warm rhythm come nearer to the corresponding indicators of almost healthy children at patients with epilepsy and consequences of a cranioce-reberal trauma.

Key words: ^Wren, organic defeat of a brain, adaptation, kardiointervalografiya, academic year.

При поступлении в школу в начале учебного года у большинства детей развивается определенный комплекс приспособительных реакций к изменению своего социального статуса. На это определенное влияние оказывает окружающая обстановка, отношение учителя и сверстников. Даже у здоровых детей возможны астено-невротические проявления, усугубление синдрома вегетативной дистонии. В последующем эти проявления у практически здоровых детей компенсируются и в большинстве случаев перестают оказывать негативное влияние на познавательную функцию и успеваемость. У детей же с отклонением здоровья могут появляться затруднения в приспособляемости к учебному процессу [1, 2].

Цель исследования - проанализировать адаптационнокомпенсаторные возможности лимбико-ретикулярного комплекса по интегративным показателям синусового сердечного ритма у детей с органическими поражениями головного мозга в начале и конце учебного года.

Материал и методы

Нами обследовано 56 детей в возрасте от 7 до 12 лет (средний возраст - 11,4 года) с органическими поражениями мозга, обучающихся по программе 2-3-х классов в школе № 152 г. Перми для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мальчиков было 33, девочек 23. Эпилепсией (Э) страдали 14 пациентов, детским церебральным параличом (ДЦП) - 29, последствиями черепно-мозговой травмы (ЧМТ) - 13. Все дети осмотрены психиатром. Олигофрения не диагностирована.

Контрольную группу составили 20 детей начальных классов общеобразовательной школы, обучающиеся по аналогичной программе. Исследование синусового сердечного ритма проводилось на аппарате «Фукуда - СР2155». Осуществлялось изучение показателей вариационной кардиоинтервалографии (КИГ) в положении лежа и при проведении ортостатической пробы [3, 4]. Рассчитывались показа-

тели: Мо (наиболее часто встречающийся кардиоинтервал), АМо (амплитуда моды - процентное содержание в вариационном ряду наиболее часто встречающихся кардиоциклов), вариационный размах /\х (разность между максимальным и минимальным кардиоинтервалом), индекс напряжения регуляторных систем (ИН) (вычисляли по формуле ИН=АМо / 2/\хМо). Каждый из этих параметров имеет определенное физиологическое толкование. Так, /\х характеризует дыхательные колебания тонуса блуждающего нерва, а центральное влияние на сердечную мышцу находит выражение в параметрах АМо (нервный канал) и Мо (гуморальный канал). Степень централизации управления синусовым сердечным ритмом оценивалось по индексу напряжения. Выраженность симпатических и парасимпатических взаимоотношений со стороны синусового сердечного ритма оценивалась индексом вегетативного равновесия (ИВР), рассчитываемым по формуле АМо / /\х. Реагирующий путь центрального нервного или гуморального стимулирования характеризовался показателем адекватности процессов регуляции (ПАПР), равным АМо/Мо.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета Statistica 6.0. Изучаемые количественные признаки представлены в виде М+Sd, где М -среднее, Sd - стандартное отклонение. При сравнении параметров двух различных групп применялся критерий Стьюдента Ш. Различие считалось достоверным при коэффициенте 5% (р<0,05).

Результаты и их обсуждение

Показатели КИГ в начале учебного года представлены в таблице 1. Показатель Мо приближался к Мо практически здоровых детей. Лишь при ДЦП отмечалось преобладание эрготропных влияний. Подобное состояние статистически незначимо усугубилось ортостатической нагрузкой. У больных других групп и практически здоровых этот показатель также уменьшился, что свидетельствует о включении

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

эрготропных механизмов. Однако эти показатели количественно характеризовали нормотоническую реакцию организма.

При ДЦП и Э амплитуда Мо (АМо) превышала значение амплитуды Мо у практически здоровых детей, что говорит о преобладании нервных механизмов над гуморальными в регуляции вегетативного тонуса. У больных с последствиями ЧМТ АМо практически не отличалось от АМо здоровых детей.

Следует отметить, что практически у всех детей (за исключением некоторых больных ДЦП) ортостатическая нагрузка вызвала увеличение АМо, что свидетельствует о включении эрготропных механизмов. Лишь у больных ДЦП АМо после ортостатической нагрузки незначительно уменьшилась, говоря о включении трофотропных механизмов в вегетативной регуляции.

В начале учебного года /\х у больных ДЦП и эпилепсией был незначительно выше, что свидетельствует о невыраженном преобладании симпатикотонии. При этом ортостатическая нагрузка вызвала незначительное уменьшение вариационного размаха, указывая на усугубление симпатикотонии в нормотонических влияниях в вегетативной регуляции и снижение роли гуморальных факторов у них. У детей, перенесших ЧМТ, вариационный размах был выше, чем у практически здоровых детей. Это говорит о преобладании у них парасимпатических влияний в вегетативной регуляции.

У больных ДЦП и эпилепсией индекс напряжения (ИН), отражающий степень централизации управления сердечным ритмом, превышал соответствующий показатель детей контрольной группы. Ортостатическая нагрузка увеличивала данный показатель, указывая на повышение симпатических влияний. Увеличение же ИН в фоновой записи по сравнению с показателем детей контрольной группы подтверждает

напряжение адаптационных возможностей мозга у больных эпилепсией и ДЦП. Следует отметить, что значение ИН у детей с последствиями ЧМТ находилось в пределах нормы.

Изменения вегетативного показателя реактивности (ВПР) и показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР) подчеркивают значительное напряжение функционирования эрготропных систем над трофотропными у больных эпилепсией и ДЦП.

Таким образом, математический анализ вариационной кардиоинтервалографии у детей с органическими поражениями мозга в начале учебного года выявил неустойчивую вегетативную регуляцию на фоне напряжения адаптационных возможностей мозга. У большинства больных отмечались нормотонические влияния вегетативной регуляции. При эпилепсии и ДЦП проведение ортостатической нагрузки сопровождалось включением эрготропных механизмов, а при последствиях ЧМТ - незначительным усугублением трофотропных влияний.

Показатели КИГ в конце учебного года представлены в таблице 2. В конце учебного года улучшились адаптационные возможности мозга у детей с эпилепсией. Об отсутствии их напряженности говорит статистически достоверное, значимое уменьшение ИН к концу года. Другие показатели указывают на преобладание парасимпатических влияний в адаптационных механизмах мозга. У больных с ДЦП в конце учебного года ухудшились показатели адаптации, на что указывает повышение ИН. Значения Мо, АМо, /\х при этом приблизились к показателям практически здоровых детей. У детей с последствиями ЧМТ усугубилась парасимпатико-тония. О преобладании трофотропных влияний в вегетативной регуляции у детей с последствиями ЧМТ в конце учебного года свидетельствует увеличение Мо. В то же время

ТАБЛИЦА 1.

Показатели вариационной кардиоинтервалографии (М±Sd) у обследованных больных в начале учебного года в покое (1) и при ортостатической нагрузке (2)

Исследуемые Мо (с) АМо (%) /\Х (с) ИН (усл.ед.) ВПР ИН ВПР ПАПР ПАПР

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 (к) (к) 1 2 (к)

Здоровые (п=20) О.98 ±0.02 0.85 ±0.01* 17.4 ±2.4 17.55 ±3.15 0.3 ±0.04 0.27 ±0.09 33.28 ±3.22 50.1 ±4.05* 61.6 ±7.01 74.92 ±6.25 1.32 ±0.08 1.28 ±0.05 18.68 ±3.1 22.34 ±4.12 1.16 ±0.01

ДЦП (п=29) 0.76 ±0.07 0.69 ±0.08 23.83 ±3.12 21.67 ±3.14 0.26 ±0.07 0.22 ±0.08 80.45 ±8.12# 91.22 ±8.04 108.8 ±7.16# 115.4 ±8.47 1.33 ± 0.2 1.17 ±0.09 33.82 ±4.4# 33.37 ±5.07 1.7 ±0.08

Эпилепсия (п=14) 0.92 ±0.12 0.8 ±0.2 22.71 ±6.15 25.5 ±3.17 0.29 ±0.07 0.23 ±0.06 49.8 ±5.15 122.9 ±9.37* 86.3 ±10.15# 159.8 ±12.04* 2.26 ±0.14# 1.72 ±0.09 25.0 ±3.83 33.18 ±4.12 1.34 ±0.09

ЧМТ (п=13) 0.87 ± 0.1# 0.78 ±0.09 17.25 ±3.73 18.75 ±2.05 0.36 ±0.09# 0.3 ±0.08 23.4 ±3.12# 35.98 ±3.14 52.6 ±4.81 76.3 ±8.12 1.72 ±0.09 1.3 ±0.05 18.35 ±3.25 21.8 ±3.17 1.1 ±0.07

Примечание: обозначения достоверности различий t от показателей фона р<0,05 - *, р<0,01 - **, от показателей здоровых р<0,05 - #. ТАБЛИЦА 2.

Показатели вариационной кардиоинтервалографии (М±Sd ) у обследованных больных в конце учебного года в покое (1) и при ортостатической нагрузке (2)

Исследуемые Мо (с) АМо (%) /\Х (с) ИН (усл.ед) ВПР ИН ВПР ПАПР ПАПР

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 (к) (к) 1 2 (к)

Здоровые (п=20) О.98 ±0.02 0.85 ±0.01 17.4 ±2.4 17.55 ±3.15 0.3 ±0.04 0.27 ±0.09 33.28 ±3.22 50.1 ±4.05 61.6 ±7.01 74.92 ±6.25 1.32 ±0.08 1.28 ±0.05 18.68 ±3.1 22.34 ±4.12 1.16 ±0.01

ДЦП (п=29) 0.72 ±0.18# 0.64 ±0.14 27.01 ±2.03* 28 ±3.74* 0.23 ±0.06 0.17 ±0.08* 112.1 ±7.15** 137.2 ±5.07* 147.8 ±9.42* 173.6 ±8.15** 2.33 ± 0.71 1.92 ±0.15 39 ±2.3* 43.8 ±7.01* 1.33 ±0.13

Эпилепсия (п=14) 0.98 ±0.22 0.8 ±0.07 13 ±2.17 19.5 ±3.8 0.32 ±0.08 0.24 ± 0.1 26.28 ±2.73 57.2 ± 6.3 49.25 ±5.17 82.45 ±9.05 3.35 ±0.97 2.33 ±0.8 14.8 ±3.15 23.78+/- 4.18 1.9 ±0.1

ЧМТ (п=13) 1.06 ±0.11 1.0 ±0.21 12 ±3.17* 14 ±2.02 0.4 ±0.07 0.37 ±0.08 24.1 ±3.81 28.9 ±3.17* 30 ±7.14* 57.8 ±9.01* 1.3 ±0.72 1.2 ±0.85 11.3 ±2.14 14.0 ±3.17* 1.2 ±0.1

Примечание: обозначения достоверности различий t от показателей фона р<0,05 - *, р<0,01 - **, от показателей здоровых р<0,05 - #.

увеличился вариационный размах, что говорит также о преобладании парасимпатических влияний. Проведение ортостатической пробы вызвало эрготропную реакцию.

Таким образом, у большинства больных с органическими поражениями головного мозга, преимущественно у детей, страдающих эпилепсией и ДЦП, отмечалась дезорганизация вегетативной регуляции с преобладанием напряженности симпатического звена. Это обстоятельство можно объяснить тем, что любой действующий на организм раздражитель оказывает первоочередное влияние на симпатическую нервную систему, которая осуществляет адаптационнотрофическую функцию, усиливая или уменьшая обменные процессы в соответствующих органах и тканях и приспосабливает работу последних к требованиям организма. Адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы осуществляется либо прямым воздействием на возбудимые органы, либо косвенно через включение адреналовых систем, либо непосредственно, через регуляцию кровообращения. Основой вегетативной лабильности является антагонизм между возрастающим перевесом активности блуждающего нерва и усиливающейся контррегуляцией симпатических реакций. Дезадаптация регуляторных систем, особенно при ДЦП в конце учебного года, связана, по-видимому, с сохраняющейся функциональной незрелостью мозга на фоне его грубого органического поражения. У детей с эпилептическими припадками и с последствиями ЧМТ вегетативная регуляция выравнивается, что говорит о приспособлении функционального состояния лимбико-ретикулярного комплекса детей к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, получаемым в течение учебного года. Оценивая у больных с органическими поражениями головного мозга основные показатели, характеризующие систему регуляции сердечного ритма по данным математического анализа КИГ, можно сделать определенный вывод о наличии у них напряжения адаптации с преобладанием эрготропных влияний при эпилепсии и последствиях ЧМТ и трофотропных влияний у детей с ДЦП. Ортостатическая проба позволила оценить систему регуляции сердечного ритма и степень дезадаптации вегетативного регулирования. Выявлена взаимосвязь между снижением функциональной активности неспецифических систем мозга и дезадаптацией, свидетельствующая о дисфункции регуляторных систем мозга.

Заключение

Наиболее выраженная вегетативная дезрегуляция с тенденцией к симпатикотонии выявлена в начале учебного года. В течение года, когда исчезает стресс на начало обучения, состояние регуляторных систем мозга приближается к норме. Особенно это характерно для больных с эпилепсией и последствиями ЧМТ. У больных с ДЦП к концу учебного года адаптационные системы мозга оставались напряженными. При этом у них преобладали трофотропные влияния. Дезорганизацию вегетативной регуляции с преобладанием напряженности симпатического звена можно объяснить тем, что при воздействии на организм любых внешних раздражителей адаптационно-трофическую функцию осуществляет симпатическая нервная система. Это сопровождается усилением или уменьшением обменных процессов в тканях. Вегетативную лабильность определяет антагонизм между активностью трофотропных и эрготропных влияний. Последнее усугубляется функциональной незрелостью мозга на фоне его грубого органического поражения, особенно при ДЦП. Интересным является факт выравнивания вегетативной регуляции при эпилепсии и резидуальных явлениях ЧМТ, что свидетельствует о приспособлении этих детей к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, получаемым в течение учебного года. Полученные нами данные свидетельствуют о целесообразности динамического обследования детей в течение учебного года для своевременного выявления и адекватной комплексной (медикаментозной, физиотерапевтической, психологической, педагогической) коррекции нарушенной адаптации.

ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравцова Е.Ю., Обухов А.С. Медицинские аспекты комплексной реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы в процессе их обучения. Материалы 7-го съезда неврологов Пермской области. 2000. С. 172-173.

2. Корюкина И.П., Кравцов Ю.И., Калашникова Т.П. Клинические и нейроп-сихологические проявления школьной дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом. Российский педиатрический журнал. 2001. № 4. С. 14-17.

3. Баевский Р.М., Кирилов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. Наука. М. 1984. С. 79.

4. Кубергер М.Б. Кардиоинтервалография (возможности и перспективы использования в педиатрии). Вопросы охраны материнства и детства. 1984. № 3. С. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.