chophysiological potentials on adaptation to educational activities. Fiziologiya Cheloveka, 2002; 28 (3): 23.
6. Ignatova S.N., Solovyova N.V. Geoecological and physiological approaches in evaluation and estimation of students’ health in the European North. Ekologiya Cheloveka. 2002; 1: 34.
7. Kesvatera T. V., Rybakov V.P. Adaptive reorganizations of vegetative functions in young females in the educational process in the first year of college in the conditions of the European North (biorhythmical aspect). Ekologiya Cheloveka. 1998; 2: 39.
8. Limarenko A.P. Physical development indicators of 17-year students of a pedagogical university in the northern region In the book "Materials of the Third National Conference" "Problems of health formation and healthy life style". Tyumen; 2005: 233.
9. Yefimova I.V., Budyko Ye.V., Prokhodovskaya R.F. Psychophysiological basis of students’health. Irkutsk: Irkutsk university; 2003.
10. Leonova A.B. B. Basic approaches to investigations of professional stress. Bulletin of Moscow State University. Series 14: Psychology. 2000; 3: 4.
11. Nikolaeva Ye.N. Psychophysiological features of students’ adaptation during studies at a higher school in the conditions of the North: abstract of the thesis for candidate (PhD) of biological sciences. Yakutsk; 2006.
12. Sokolov A.Ya., Sukhanova I.V Somatophysiological indicators on students of Nothern International University. Ekologiya Cheloveka. 2006; 1: 24.
13. Podzolkov V.I., Mozharova L.G., Khomitskaya Yu.V Arterial hypertension in females of climax syndrome. Lechashchiy Vrach. 2005; 9: 18-24.
14. Prohorovich Ye.A., Tkacheva O.N., Adamenko A.N. Features of climax course and treatment for arterial hypertension in females Trudnyy Patsient. 2006. 2006; 4 (8): 35-8.
15. Tereshchenko S.N., Uskach T.M., Kositsina I.V., Dzhauani N.A. Features of cardiovascular diseases and treatment in females Kardiologiya. 2005; 1: 98-104.
16. Glazer M.G. Female heart. Consilium-provisorum. 2006; 4 (1): 21-6.
17. Starr I. Clinical test as simple method of estimating cardiac stroke volume from blood pressure and age. Circulation. 1954; 9 (5): 664-83.
18. Savitsky N.N. Biophysical basics of blood circulation and clinical methods of investigation of hemodynamics. Leningrad: Medicine; 1974.
19. Duda I.V., Duda VI. Clinical obstetrics. Moscow: Medicine; 1997.
20. Arinchin V.F. Evaluation and estimation of functional status of the heart in children in ontogenesis Voprosy Okhrany Materin-stva i Detstva. 1998; 2: 21.
21. Apanasenko G.L., Popova L.A. Medical valeology. Rostov on the Don: Feninx; 2000.
22. Pirogova Ye.A., Ivashchenko L.Ya., Strapko N.P. Influence of physical exercises on working abilities of the human being. Kiev: Health; 1986.
23. Dubrovskaya V.I. Healthy lifestyle. Moscow: RETORIKA-А; 2001.
24. Agadzanyan NA. Features of adaptation of the cardiovascular system of adolescents’ organisms. Fiziologiya Cheloveka. 1997; 23 (1): 93-7.
25. Novozhilov G.N., Davydov O.V., MazurovK.V Vegetative Kerdo index as an indicator of primary adaptation to the conditions of hot climate. Voenno-meditsinskiy Zhurnal. 1969; 8: 68.
26. Bein A.M. Vegetative disorders: clinical spects, diagnosis, treatment. Moscow; 2000.
27. Baevsky R.M., Beresneva A.P., Vakulin V.K. et al . Evaluation of effectiveness of prophylactic measures on the basis of changes of adaptation potential of the blood circulation system. Zdra-vookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 1987; 8: 6.
Поступила 08.02.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.865:78]-057.875
Э.С. Геворкян, С.М. Минасян, Э.Т Абраамян, Ц.И. Адамян
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Ереванский государственный университет, 0025, Ереван, Армения
Методом вариационной пульсометрии РМ. Баевского исследовано влияние прослушивания классической музыки на интегральные показатели активности регуляторных механизмов ритма сердца студентов после учебной нагрузки. Регистрацию и анализ ЭКГ осуществляли с помощью системы MARS PC на базе операционной системы Windows и процессора на Pentium IVв трех экспериментальных ситуациях: до начала занятий (норма), после их окончания и после прослушивания музыки. Установлено два типа реагирования функциональных показателей студентов на учебную нагрузку: симпатический и парасимпатический. Выявлено, что после учебной нагрузки сеанс музыкотерапии приводит к сдвигу всех исследованных показателей ритма сердца в сторону исходных данных (норма), наиболее выраженному у студентов с симпатическим типом реагирования.
Ключевые слова: ритм сердца; индекс напряжения; музыкотерапия; учебная нагрузка; вариационная пульсометрия
E. S. Gevorkyan, S. M. Minasyan, E. T. Abraamyan, Ts. I. Adamyan — CORRECTING INFLUENCE OF MUSIC ON THE STUDENTS' FUNCTIONAL STATE
Yerevan State University, Yerevan, the Republic of Armenia, 0025
The influence of listening to classical music on integral indices of the activity of the regulatory mechanisms of the heart rhythm in students after teaching load was tested with the method of variational pulsometry accordingly to R.M. Baevsky procedure. Registration and analysis of ECG was realized on Pentium 4 in three experimental situations: before the start of lessons (norm), after lessons, after listening to the music. Two types of response of students ’functional state to the teaching load: sympathetic and parasympathetic have been established. After teaching load music therapy session was found to led to the shift of levels of all examined indices of heart rhythm toward the original data (norm), most expressed in students with a sympathetic response type.
Key words: heart rhythm, index of exertion, stress, music therapy, teaching load, the variation pulsometry Для корреспонденции: Геворкян Эмма Сергеевна (esgevorkyan@yandex . ru) .
85
[гиена и санитария 3/2013
В настоящее время одной из актуальных проблем Физиологии и гигиены является создание условий для повышения уровня здоровья людей, занятых в сфере умственного труда: учащихся, студентов, преподавателей, научных сотрудников и др. Особенности обучения в вузе связаны с интенсивной умственной деятельностью, переработкой и запоминанием больших объемов информации, что требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания и нередко становится причиной формирования у студентов стресса ограничения времени. Последний приводит к периодическому нарушению режимов труда, отдыха, питания, развитию гиподинамии, ослаблению иммунитета, переутомлению, возникновению синдрома хронической усталости, снижению академической успеваемости, что в конечном счете может стать причиной формирования патологических процессов в организме. В литературе имеются многочисленные данные, касающиеся функциональных сдвигов, наблюдаемых в различных системах организма учащихся при учебной нагрузке и психоэмоциональном напряжении [1, 2]. Последнее выдвигает необходимость поиска оптимальных немедикаментозных методов коррекции функциональных сдвигов, наблюдаемых у учащихся под воздействием умственно-эмоционального напряжения. В наших предыдущих исследованиях и в работах других авторов показано корригирующее влияние антистрессорных сборов лекарственных трав и сиропов ("Сокровища природы", "Валетон", "Настойка лимонника" и др.), а также физических нагрузок различной интенсивности на кардиогемодинамические показатели у школьников и студентов в процессе учебной нагрузки и психоэмоционального напряжения [3-7].
В настоящее время в качестве нетрадиционных средств предупреждения утомления и снятия нервного напряжения, развития умственных и интеллектуальных способностей, повышения работоспособности, нормализации работы сердечно-сосудистой и других систем организма наряду с фитотерапией и занятиями физической культурой и спортом популяризуются ароматерапия, цве-то- и музыкотерапия [8—11]. Музыкотерапия официально признана во многих странах Европы и Азии. Влияние музыки на организм изучал выдающийся врач-психиатр В.М. Бехтерев [11]. Показано, что положительное эмоциональное возбуждение, наблюдаемое при звучании правильно подобранной приятной музыки, усиливает внимание, активизирует центральную нервную систему, повышает показатели вербального и невербального интеллекта, стимулирует мышечную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья организма человека. Интенсивное развитие музыкотерапии с целью решения основных задач восстановительной медицины дает основание предполагать целесообразность использования музыки для активизации резервных возможностей и общего оздоровления студентов в период учебы. При этом установлено, что при прослушивании классической музыки и тяжелого рока наблюдаются разнонаправленные сдвиги функциональных показателей. При прослушивании рок-музыки наблюдается усиление активно-агрессивных компонентов эмоционального состояния, а классической музыки - снижение агрессивности, усиление чувства психологического благополучия [12].
В связи с этим в серии экспериментов нами изучено влияние спокойной классической музыки как средства немедикаментозной коррекции функционального состояния человека на активность регуляторных механизмов ритма сердца студентов при учебной нагрузке.
Материалы и методы
В экспериментах на добровольной основе принимали участие 20 практически здоровых студенток биологического факультета Ереванского государственного университета. С целью анализа показателей активности регуляторных механизмов ритма сердца в I стандартном отведении в положении испытуемого сидя с помощью системы MARS PC на базе операционной системы Windows и процессора Pentium IV регистрировали ЭКГ. Анализ 5-минутных выборок ЭКГ в каждой экспериментальной ситуации осуществляли методом вариационной пульсометрии Р.М. Баевского, компьютерной программой, разработанной в рамках пакета программ LabView в Институте физиологии им. Л.А. Орбели НАН Республики Армения. Регистрацию и анализ ЭКГ осуществляли в трех экспериментальных ситуациях: до начала занятий (в 8 ч 30 мин); после окончания занятий (в 14 ч 30 мин - 15 ч 30 мин); после прослушивания с целью релаксации спокойной классической музыки (20 мин).
Влияние сеанса музыкотерапии на функциональное состояние студентов исследовали после окончания занятий в среду, когда наблюдается наиболее выраженное влияние учебной нагрузки на функциональные системы организма студентов. Подбор функциональной музыки осуществляли с учетом следующих требований: музыка должна нравиться испытуемым, быть знакомой и приятной. Опрос испытуемых показал, что они предпочитают мелодичную музыку, а не ритмичную. В связи с этим в качестве релаксационной нагрузки использовали фрагменты из концерта для фортепиано с оркестром Моцарта интенсивностью 61 дБ.
Рассчитывали следующие временные и частотные показатели сердечного ритма: Мо-моду, наиболее часто встречающиеся значения кардиоинтервалов (в секундах); АМо-амплитуду моды, частоту встречаемости моды (в процентах); ДХ-вариационный размах, уровень вариативности кардиоинтервалов (в секундах); индекс напряжения регуляторных систем сердца (ИН); вегетативный показатель ритма (ВПР); индекс вегетативного равновесия (ИВР); показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР); частоту сердечных сокращений (ЧСС); средний интервал; коэффициент вариации кардиоинтервалов в анализируемой выборке.
Полученные данные подвергнуты статистическому анализу с использованием /-критерия Стьюдента и компьютерной программы Biostat.
Результаты и обсуждение
Анализ полученных в ходе экспериментов данных показал, что испытуемые различаются по характеру реагирования интегральных показателей ритма сердца на учебную нагрузку. У 54,6% девушек (1-я группа) в среду в конце учебного дня наблюдалось повышение уровня маркеров симпатического контура регуляции сердечного ритма - ЧСС и ИН (симпатический тип реагирования на учебную нагрузку). У остальных (45,4%) испытуемых отмечен парасимпатический тип реагирования, что проявлялось в понижении показателей ЧСС и ИН (2-я группа) и повышении активности маркеров парасимпатического контура регуляции.
Как видно из таблицы, у испытуемых 1-й группы в среду в конце учебного дня наблюдалось достоверное повышение ИН на 56,7% (р < 0,001) по сравнению с утренними показателями, обусловленное понижением активности парасимпатического и гуморального контуров регуляции сердечного ритма(ДХ и Мо) соответ-
86
ственно на 39,6% (р < 0,01) и 4%. Об этом свидетельствует также наблюдаемое в динамике учебного дня понижение коэффициента вариации интервалов R-R на 39,6% (р < 0,01). Изменение ЧСС имело маловыраженный характер. Наблюдаемые сдвиги сопровождались также повышением активности исследованных нами маркеров симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) - АМо, ВПР, ПАПР, ИВР соответственно на 14,2% (р < 0,001), 45,5% (р < 0,05), 7,05 и 59,9% (р < 0,02). Сдвиги, наблюдаемые в динамике однодневной учебной нагрузки у испытуемых 1-й группы, свидетельствуют о напряжении регуляторных механизмов ритма сердца, смещении вегетативного баланса в сторону выраженного преобладания активности симпатического отдела ВНС, что является отражением нарастающей централизации управления сердечным ритмом, усиления модулирующего влияния гипоталамуса.
Математический анализ изменения интегральных показателей сердечного ритма у испытуемых 2-й группы выявил у них к концу учебного дня понижение ИН на 53,02% (р < 0,02) по сравнению с утренним показателем, обусловленное понижением АМо на 29,7% (р < 0,001) и повышением Мо и ДХ на 4,2 и 24,3% соответственно (р < 0,05). Значения ВПР, ИВР, ПАПР при этом уменьшались соответственно на 23,9% (р < 0,05), 42,5% (р < 0,01), 32,9% (р < 0,001). Изменения, наблюдаемые под воздействием однодневной учебной нагрузки у испытуемых 2-й группы (понижение ИН, высокая степень вариабельности интервалов R-R, увеличение Мо и ДХ), свидетельствуют о децентрализации процессов регуляции сердечного ритма и преобладании парасимпатического тонуса ВНС в пределах автономного контура
регуляции сердечного ритма, обусловленного развивающимся в динамике учебного дня утомлением.
После одновременного сеанса музыкотерапии в обеих группах испытуемых наблюдался сдвиг уровней всех исследованных интегральных показателей ритма сердца в сторону возврата к исходным показателям (см. таблицу). При этом наиболее выраженное влияние спокойной музыки на физиологические показатели наблюдалось у студенток с симпатическим типом реагирования на учебную нагрузку. В группе же с парасимпатическим типом реагирования функциональных систем организма на учебную нагрузку после сеанса музыкотерапии наблюдалась тенденция к повышению уровней маркеров симпатического отдела ВНС (ИН, аМо, ВПР, ПАПР, ИВР, ЧСС), которые, однако, оставались ниже исходных показателей. Известно, что механизмы изменения временных и частотных показателей сердечного ритма в основном обусловлены характером исходной несбалансированности вегетативных влияний на сердце. При исходно сбалансированном симпатико-парасимпатическом влиянии на сердечный ритм, но высокой централизации его управления после воздействия расслабляющего фактора отмечается ее снижение и увеличение общей и дыхательной вариабельности ритма. При еимпатикото-нии происходит одновременное снижение исходно повышенной централизации ритма сердца и выраженного преобладания симпатических влияний при параллельном увеличении модулирующего влияния парасимпатических механизмов. Однако при исходном преобладании парасимпатической активности те же информационные потоки способствуют усилению симпатической регуляции хронотропной функции сердца [13]. Последнее
Изменение интегральных показателей ритма сердца у студентов в динамике воздействия однодневной учебной нагрузки и спокойной музыки
Показатель I группа II группа
до уроков после уроков после музыки до уроков после уроков после музыки
ИН, уел. ед. 54,5 ± 9,16 85,41 ± 17,36 62,18 ± 11,17 123,8 ± 29,14 65,64 ± 13,64 81,38 ± 17,03
р - < 0,05 < 0,01 - < 0,02 < 0,02
АМо, % 35,5 ± 3,81 40,53 ± 3,59 30,5 ± 2,41 47,5 ± 4,85 33,36 ± 2,32 40,0 ± 2,35
р - < 0,001 < 0,02 - < 0,001 < 0,01
Мо, е 0,76 ± 0,02 0,73 ± 0,06 0,76 ± 0,04 0,70 ± 0,02 0,73 ± 0,03 0,74 ± 0,03
ДХ, с 0,57 ± 0,11 0,35 ± 0,04 0,46 ± 0,03 0,37 ± 0,08 0,46 ± 0,09 0,43 ± 0,08
р - < 0,01 - - - -
БИР, уел. ед. 3,08 ± 0,48 4,48 ± 0,62 3,60 ± 0,58 4,82 ± 0,75 3,67 ± 0,53 4,15 ± 0,7
р - < 0,05 < 0,01 - < 0,05 -
ИВР, уел. ед. 73,25 ± 12,94 117,1 ± 20,75 89,9 ± 14,11 168,0 ± 36,94 96,72 ± 17,75 119,7 ± 23,84
р - < 0,02 < 0,001 - < 0,01 < 0,02
ПАПР, уел. ед. 53,04 ± 5,99 56,78 ± 6,75 41,51 ± 3,98 69,27 ± 8,14 46,50 ± 3,26 54,72 ± 4,65
р - - < 0,001 - < 0,001 < 0,01
Коэффициент вариации 13,36 ± 1,78 9,61 ± 1,51 10,05 ± 1,52 8,12 ± 1,33 11,93 ± 2,69 9,17 ± 1,55
р - < 0,05 - - < 0,05 < 0,05
R-R, с 0,72 ± 0,03 0,74 ± 0,03 0,77 ± 0,03 0,72 ± 0,02 0,74 ± 0,02 0,75 ± 0,03
S 0,09 ± 0,01 0,07 ± 0,01 0,08 ± 0,01 0,06 ± 0,01 0,08 ± 0,02 0,08 ± 0,01
р - < 0,02 - < 0,05 - -
ЧСС, в минуту 83,17 ± 3,8 81,0 ± 3,77 78,17 ± 2,65 83,5 ± 2,56 76,0 ± 2,09 82,12 ± 1,63
р - - - - < 0,001 < 0,001
87
[гиена и санитария 3/2013
указывает, что наблюдаемые нами сдвиги активности регуляторных систем ритма сердца свидетельствуют о релаксирующем влиянии спокойной музыки на организм. В пользу этого предположения свидетельствуют и данные ряда авторов, согласно которым музыка только тогда является средством коррекции функционального состояния человека, когда позволяет изменить это состояние в направлении нормы [13, 14]. Согласно данным литературы, посвященной изучению релаксационного влияния музыки на физиологические функции организма, поскольку сердечный ритм человека составляет в основном 68-72 в минуту, а ритм произведений Баха, Моцарта, Вивальди и др. - 60 четвертей в минуту, то при прослушивании классической музыки сердце приспосабливается к звучащему ритму [13, 14]. По данным В.Г. Зилова и соавт., при прослушивании спокойной музыки, вероятно, наблюдается общий, свойственный и другим нелекарственным методам релаксации, регулирующий эффект, основанный на мобилизации внутренних компенсаторных механизмов организма, обеспечивающих поддержание гомеостаза. [15]. Н.А. Фудин и соавт., изучая влияние музыки на состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими тестовых заданий, установили, что определенные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности испытуемых [10]. У подростков и молодых людей в результате курса музыкотерапии выявлено повышение интегративной функции головного мозга, улучшение внимания и памяти, повышение невербального интеллекта [13].
Таким образом, классическая музыка оказывает эффективное реабилитационное влияние на вегетативный статус учащихся независимо от типа реагирования их функциональных показателей на учебную нагрузку и способствует предотвращению негативных процессов в организме студентов, нормализации вегетативного тонуса и росту эффективности деятельности в процессе учебы. При этом фундаментальной основой оптимизирующего влияния музыкальных потоков на функции сердца является наблюдаемая под воздействием классической музыки сбалансированность вегетативных механизмов регуляции ритма сердца.
Литер атур а
1. Аганджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е., Ермакова Н.В., Кузнецова Л.Ю. Изучение состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса. Гигиена и санитария. 2005; 3: 48-52.
2. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. СПб.; 2001.
3. Геворкян Э.С., Адамян Ц.И., Туманян Г.Т. и др. Морфофункциональные показатели как критерии оценки адаптации студентов к дозированной физической нагрузке. Гигиена и санитария. 2010; 2: 75-7.
4. Гукасян Л.Э., Геворкян Э.С., Минасян С.М., Даян А.В. Влияние приема лекарственных трав на сердечную деятельность гимназистов при экзаменационном стрессе. Гигиена и санитария. 2010; 2: 82-4.
5. Кушнерова Н.Ф., Агапов Я.В., Селезнев Э.Р., Алексейко Л.Н. Методы реабилитации психо- и физиологического статуса учащихся вузов средствами, получаемыми из растений дальневосточного региона России. Валеология. 2002; 4: 74-8.
6. Кушнерова Н.Ф., Фоменко С.Е., Рахманин Ю.А. Профилактика стрессовых состояний у студентов очной формы обучения. Гигиена питания. 2007; 1: 47-50.
7. Чермит К.Д., Шаханова А.В., Хасанова Н.Н., Глазун Т.В. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизического здоровья учащихся в динамике обучения по инновационным образовательным и физкультурнооздоровительным программам. Валеология. 2002; 3: 9—14.
8. Самсонова Г.А. Эффективность методов музыкальной терапии в программах восстановительной коррекции практически здоровых студентов с выявленными психофизиологическими отклонениями: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.; 2010.
9. Сократов Н.В., Башкатова О.Н. Валеологические аспекты музыкального искусства. Валеология. 2002; 2: 41—5.
10. ФудинН.А., Тараканов О.П., Классина С.Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом. Физиология человека. 1996; 22 (3): 99-107.
11. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: История и перспективы. Клиническая медицина. 2000; 3: 15—8.
12. Шутова Н.В. Структурно-динамическая система музыкального воздействия как средство интегрального психического развития детей. В кн.: Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Н. Новгород; 2010.
13. Маляренко Т.Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга: Дис. ... д-ра мед. наук. Пятигорск; 2005.
14. Пуляевская О.В. Проблема влияния музыкального воздействия на здоровье человека. Современные наукоемкие технологии. 2004; 6: 98.
15. Зилов В.Г., Кудаева Л.М., Михайлова A.A. Системный подход к методам нелекарственной терапии. Журнал восстановительной терапии. 1994; 1: 48—9.
Reference s
1. Agadzhanyan N.A., Minnibaev T.Sh., Severin A.E., Yermakova N.V., Kuznetsova L.Yu. The investigation of the health and academic performance of students in condition of the educational process intensification. Gigiena i sanitariya. 2005; 3: 48—52 (in Russian) .
2. Shcherbatykh Yu.V. Vegetative manifestations of exam stress. Dr. biol. sci. diss. St. Petersburg; 2001 (in Russian).
3. Gevorkyan E.S., Adamyan Ts.I., Tumanyan G.T. et al . Morphological and functional indicators as a criteria for evaluating the students’ adaptation to the physical tension. Gigiena i sanitariya. 2010; 2: 75—7 (in Russian).
4. Gukasyan L.E., Gevorkyan E.S., Minasyan S.M., Dayan A.V The influence of the herbs on cardiac function of gymnasium students during exam stress. Gigiena i sanitariya. 2010; 2: 82—4 (in Russian) .
5. Kushnerova N.F., Agapov Ya.V., Seleznev E.R., Alekseyko L.N. Methods of rehabilitation of students psycho-physiological status with products obtained from plants of the Far Eastern region of Russia. Valeologiya. 2002; 4: 74—8 (in Russian).
6. Kushnerova N.F., Fomenko S.E., Rakhmanin Yu.A. Prevention of full-time study students stress states. Gigiena pitaniya. 2007; 1: 47—50 (in Russian).
7. Chermit K.D., Shakhanova A.V., Khasanova N.N., Glazun T.V. Investigation of the mechanisms of formation, development and conservation of psychophysical health of students in the dynamics of learning with innovative educational and sportswellness programs. Valeologiya. 2002; 3: 9—14 (in Russian).
8. Samsonova G.A. The effectiveness of methods of music therapy in the programs restorative correction of healthy students with identified psychophysiological deviations. Dr. psychol. sci. diss. Moscow; 2010 (in Russian).
9. Sokratov N.V., Bashkatova O.N. Valeological aspects of music art. Valeologiya. 2002; 2: 41—5 (in Russian).
88
10. Fudin N.A., Tarakanov O.P., Klassina S.Ya. Music as a method of improving the functional status of students before the exam . Fiziologiya cheloveka. 1996; 22 (3): 99-107 (in Russian).
11. Shushardzhan S.V. Music Therapy: History and Perspectives. Klinicheskaya meditsina. 2000; 3: 15-8 (in Russian).
12. ShutovaN.V Structural and dynamic system of musical influence as a method for integrated mental development of children. In: Psychological science and practice: Problems and perspectives: Proc.of the international conference. N. Novgorod; 2010 (in Russian) .
13. Malyarenko T.N. Prolonged information influence as a non-pharmacological technology for optimizing the functions of the heart and brain. Dr. med. sci. diss. Pyatigorsk; 2005 (in Russian).
14. Pulyaevskaya O.V. The problem of the influence of music on human health. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2004; 6: 98 (in Russian) .
15. Zilov V.G., KudaevaL.M., Mikhaylova A.A. A systematic approach to the methods of non-drug therapy. Zhurnal vosstanovitel’noy terapii. 1994; 1: 48-9 (in Russian).
Поступила 02.03.12
© л.п. Банникова, а.в. кокшаров, 2013
УДК 613.954.617.7-053.4-092:612.014.49
Л.П. Банникова, А.В. Кокшаров
ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СОСТОЯНИЯ ИММУННОГО
статуса у детей дошкольного возраста с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности
ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, 454092, Челябинск
Для осуществления комплексного подхода при разработке профилактических и коррекционных мероприятий у детей с нарушением функции зрения в условиях дошкольных образовательных организаций (ДОО) компенсирующей направленности были изучены адаптационные резервы их организма, а также показатели, характеризующие иммунный статус. Биологическая адаптация изучалась с помощью кардиоинтервалографии у 111 детей в возрасте 6-7 лет. Методом иммуноферментного анализа обследовано 88 детей по показателям IgA, IgM, IgG, sIgA в слюне.
Ключевые слова: биологическая адаптация; гуморальный иммунитет
L. P. Bannikova, A. V Koksharov - FEATURES OF BIOLOGICAL ADAPTATION AND IMMUNE STATUS OF CHILDREN WITH VISUAL FUNCTION DISORDERS IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF COMpENSATING TYpE
South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092
For implementation of a comprehensive approach in the elaboration of preventive and corrective measures in children with impaired visual function in conditions of preschool educational institutions of compensating type there were studied adaptation reserves of their organism, as well as indices of immune status. Biological adaptation was studied with the help of cardiointervalography in 111 children aged 6-7years. With the use of ELISA 88 children were examined in terms of IgA, IgM, IgG, sIgA in saliva.
Keywords: biological adaptation; humoral immunity
Введение
Проблема адаптации в детском возрасте является актуальной. Выбор данного направления не случаен, так как динамизм окружающей среды, расширение сети коллективного воспитания предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детского организма, а следовательно, к углубленному изучению физиологических механизмов его биологической адаптации. Именно адаптационные возможности организма определяют меру индивидуального здоровья и особенности его реагирования на средовые факторы [5]. Все большее число ученых приходит к выводу, что адаптационные возможности являются надежным показателем прогнозирования здоровья ребенка [2, 8].
В качестве возможных индикаторов оценки динамики адаптационных реакций могут быть использованы показатели вегетативной регуляции работы сердца в
Для корреспонденции: Кошкарев Александр Викторович, е-mail: alex-zander74@mail.ru.
условиях психофизиологической пробы, а также параметры гуморального иммунитета.
Согласно А. П. Спицину (2011), анализ вариабельности сердечного ритма позволяет объективизировать выраженность ментального стресса и оценить соотношение симпатических и парасимпатических влияний на организм при информационной нагрузке [12].
Цель исследования - изучить особенности биологической адаптации и состояние иммунного статуса у детей 6-7 лет с патологией зрения в условиях ДОО компенсирующей направленности.
Материалы и методы
Известно, что возрастной интервал 6-7 лет в силу анатомо-физиологических особенностей детей данного возраста характеризуется повышенной чувствительностью их организма к воздействию факторов внешней среды. В этот период организм ребенка не способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные воздействия, что может привести сначала к функциональным расстройствам, а затем и к патологическим
89