Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЦЕЯХ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ'

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЦЕЯХ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — H.П. Гребняк, В.В. Машинистов, Е.В. Вербаховская, В.Ю. Деменков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main point of a Lyceum is specialized education. The features of its educational process were studied by 6 profiles: medical, humanitarian, physicomathematical, chemobiological, technical, and commercial. The impact of either profile on the functional status of 2627 children was also examined. Study at the chemobiological, technical, and physicomathematical Lyceums was shown to exert an unfavourable influence on the children’s health.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЦЕЯХ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ»

года - 0,66 ± 0,01, конец - 0,55 ± 0,01; р < 0,01), значения ИН повысились на 36% (начало года — 254,4 ± 41,6, конец - 398,9 ± 56,3; р < 0,05), ВПР -на 32% (начало года — 8,68 ± 0,82, конец — 12,84 ± 1,41; р < 0,05). Снижение ДЛ'и повышение остальных показателей были недостоверными. У учеников III учебного заведения достоверно снизились значения МО на 23% (начало года — 0,66 ± 0,03, конец - 0,575 ± 0,03; р < 0,05), повысились значения ПАПР на 60% (начало года — 67,3 ± 8,3, конец - 171,8 ± 13,9; р < 0,001), снижение значений АМ0 и повышение ИВР и ВПР были недостоверными.

Такие изменения показателей во II учебном заведении свидетельствуют о значительном утомлении и неудовлетворительной адаптации. В связи с этим в процесс управления включаются более высокие уровни управления сердечного ритма, а также происходит значительная централизация управления сердечного ритма у учащихся. В I учебном заведении полученные данные свидетельствуют о значительном повышении физиологической "стоимости" работы.

Кроме того, мы проанализировали соотношения симпато-, ваго- и нормотония у учеников младших классов. Установлено, что в I учебном заведении в начале учебного года в основном наблюдалась нормотоническая реакция. К концу учебного года на 4,4% снизилось количество учащихся с нормотонией и появилось 15% учащихся с гипер-симпатотонической и 11,1% — с ваготонической реакциями.

У учащихся II учебного заведения как в начале, так и в конце учебного года преобладали дети с ги-персимпатотонией, причем таких реакций было в 2 раза больше, чем в I учебном заведении. В общеобразовательной школе в начале года преобладали дети с нормотонией, а в конце года резко возросло число детей с симпатотонией и в том числе с ги-персимпатотонией. Детей с ваготонической реакцией не наблюдалось ни во II, ни в III учебном заведении.

При анализе гемодинамических показателей получены следующие данные: в I учебном заведении отмечено достоверное повышение ПД на 10% (начало года — 34 ± 0,89, конец — 37,6 ± 1,6;

р < 0,05) и СДД на 5% (начало года - 77,2 ± 0,98, конец — 81,4 ± 1,6; р < 0,05). Во II учебном заведении выявлено достоверное снижение ПД на 24% (начало года — 33,75 + 2,4, конец — 25,7 ± 0,8; р < 0,001) и СДД на 11 % (начало года — 81,3 ± 4,1, конец — 73 ± 1,0; р < 0,05). В III учебном заведении, как и в I, также установлено повышение ПД на 14% (начало года — 26,9+ 1,4, конец — 31,15 ± 0,75; р < 0,01) и СДД на 9% (начало года -67,7 ± 2,8, конец - 74,8 ± 1,15; р < 0,05). Изменения УО и МО крови имели тенденцию к повышению, но были недостоверными во всех учебных заведениях. При анализе состояния здоровья учащихся младших классов 3 типов учебных заведений установлено, что в I учебном заведении индекс здоровья составил 50,8%, во II учебном заведении - 43,1%, а в III - 77%.

Таким образом, выявлена определенная зависимость отдельных физиологических показателей у младших школьников от комплекса факторов внутришкольной среды и уровня учебной нагрузки. При этом функционирование ЦНС и сердеч-но-сосудистой системы в динамике учебного года у учащихся различных типов учебных заведений имело волнообразный характер — повышалась и понижалась в зависимости от качественной и количественной характеристики исследуемых факторов, вызывая тем самым напряжение процессов адаптации. В связи с этим возникает необходимость проведения мероприятий по коррекции факторов, вызывающих эти изменения.

Литература

1. Боевский Р. М.. Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

2. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988.

Поступила 24.11.97

S и m тагу. The combined influence of school environmental factors and a teaching process on children's health was studied in Orenburg. The study demonstrates there is a relationship between some physiological parameters in schoolchildren and the above factors and the level of educational burden. Measures to correct poor school factors are required.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 УДК 613.955-07

Н. П. Гребняк, В. В. Машинистов, Е. В. Вербаховская, В. Ю. Деменков

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЦЕЯХ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ

Государственный медицинский университет им. М. Горького, Донецк

Учебно-воспитательный процесс в лицеях характеризуется ярко выраженной тенденцией к обновлению содержания и форм обучения. В плане повышения эффективности их работы особое место занимает приспособляемость учащихся к новым требованиям учебной среды. Следовательно, оптимизация учебной деятельности невозможна без изучения процесса адаптации к новым видам деятельности и условиям их проведения в учебных заведениях третьей ступени обучения.

Известно, что в результате адаптации организма возникают перестройка функций основных физиологических систем, переход их на новый уровень, повышается устойчивость организма к факторам внешней среды [2, 7]. Одним из показателей адаптированное™ организма учащихся является устойчивость функционального состояния к воздействию факторов учебной среды. В связи с этим изучены направленность и характер адаптивных сдвигов у учащихся лицеев. В качестве ведущего крите-

рия адаптации организма лицеистов к учебной нагрузке принята его способность закреплять адаптивные сдвиги [ 1 ].

Исследованиия были направлены на 2 основных объекта — учебный процесс в лицеях и функциональное состояние организма учащихся. Так как одной из основных особенностей лицейного обучения является профилизация, исследования проведены на б профилях: медицинском, гуманитарном, физико-математическом, химико-биологическом, техническом и коммерческом.

Для изучения специфики учебного процесса в лицеях проведено 671 хрономегражное наблюдение. По их материалам определяли плотность занятий и продолжительность основных видов учебной деятельности: опрос, освоение нового материала, закрепление, задание на дом, самостоятельная работа. По нг,бору учебных дисциплин в предметном ядре характеризовали дневную и недельную учебную нагрузку, чередование трудных и легких предметов, их расстановку с учетом динамики работоспособности.

Изучение функционального состояния и работоспособности лицеистов велось в течение 4 лет в естественном эксперименте в условиях лицеев и в лабораторных испытаниях. За это время в исследованиях приняли участие 2627 лицеистов. Большая часть учащихся наблюдалась индивидуализирующим методом. 13се учащиеся были практически здоровыми. Учитывая наличие в лицеях оригинальных учебных программ и планов, специальных предметов, новых или адаптированных методов обучения, нами была разработана методика оценки трудности предметов в лицеях [3|.

Исследование латентных периодов зрительно-моторной реакции проводили с помощью рефлек-сометра. Пропускную способность зрительного анализатора определяли по методике, предложенной В. Н. Казаковым и соавт. |6|. Критическую частоту световых мельканий определяли на красные и зеленые световые сигналы как на различение, так и на слияние. Уравновешенность центральных нервных процессов изучали по реакции на движущийся объект путем измерения отклонений стрелки электросекундомера. Учитывали запаздывающие и опережающие реакции в 30 измерениях. Рассчитывали коэффициент реакции на движущийся объект — отношение количества запаздывающих реакций к количеству опережающих; коэффициент баланса — отношение среднего времени запаздызающих реакций к среднему времени опережающих реакций.

Предметное ядро по всем профилям обучения в лицеях характеризовалось значительным (1,7—8,0 раза) преобладанием общеобразовательных предметов над специальными. При этом соотношение между специальными и общеобразовательными предметами на физико-математическом и химико-биологическом профилях даже составило 1:2,8— 1:3,0. Более благоприятным было их соотношение на техническом профиле обучения. Специфической особенностью учебного процесса в лицеях является высокая его регламентированность. В частности, соотношение между факультативными и обязательными предметами составляло 1:17—1:25, а по техническому и коммерческому профилям — 1:35—1:38. В аналогичных зарубежных учебных заведениях указанное соотношение регламентирова-

но — 1:5-1:7. Характерной чертой программы обучения в учебных заведениях нового типа Украины является отсутствие элективных курсов.

Учащиеся не имеют возможности самостоятельного выбора предметов. В аналогичных учебных заведениях других стран учащиеся выбирают из большого числа обязательных элективных или факультативных курсов (от 9 до 24) 3—4 предмета, что позволяет им как расширить и дополнить общеобразовательную подготовку, так и сформировать направление будущей специализации.

Учебными планами лицеев недостаточно полно используется оптимизирующая роль занятий физкультурой. Соотношение между физической культурой и общеобразовательными предметами по большинству профилей составляет 1:8—1:12, а по медицинскому профилю — даже 1:17, тогда как в старшей школе США — 1:5.

При анализе программы обучения в лицеях установлен низкий удельный вес специальных предметов, составляющих предметную основу профиля обучения. Особенно невысокая дифференциация учебной программы отмечается на физико-математическом профиле (27,8—28,8%), что не позволяет учащимся в достаточной степени окончательно утвердиться в выборе будущего направления обучения и деятельности.

Структура занятий в лицеях соответствует традиционному построению: опрос, освоение нового материала, закрепление, задание на дом и самостоятельная работа. Однако их продолжительность имела значительные различия, обусловленные в основном профилем обучения. В частности, существенно увеличилось время самостоятельной работы лицеистов, несомненно, указывающее на интенсификацию обучения. При этом на техническом и химико-биологическом профилях оно составляло третью часть занятия — соответственно 36,2 и 33,9%. Отмеченный факт обусловлен значительным уменьшением времени опроса до 13,7—15,1%.

Хронометражными исследованиями установлено изменение структуры занятий в результате активизации обучения. На освоение нового материала и его закрепление отводится 40,9% общей продолжительности занятия на 1-м курсе и 33,5% — на 2-м. Почти четвертую часть занятия занимает опрос — соответственно 24,1 и 24,4%. Особенно значителен удельный вес этой части занятий на гуманитарном профиле (34,1—36,2%). В динамике обучения отмечается уменьшение времени на закрепление материала: с 16.8% на 1-м курсе до 9,3% на 2-м курсе. Обратную направленность носили изменения продолжительности самостоятельной работы — увеличение с 22,5% на 1-м курсе до 33,1% на 2-м.

Для лицеев характерно значительное увеличение количества видов деятельности во время обучения. Между тем на практических занятиях, как правило, используется 4—6 видов, при изучении коммерческого предметного ядра — в среднем 2,3—2,9 вида, что свидетельствует о высокой монотонности. Учебному процессу на 1-м курсе свойствен относительно больший удельный вес коллективного обсуждения новой темы совместно с преподавателем и конспектирования нового материала. На 2-м курсе существенно больше времени отводится самостоятельной работе репродуктивного типа — 25,9—38,5% всего занятия.

Один из основных показателей интенсивности учебного процесса — плотность занятий — практически не зависел от профиля обучения. Его величина в основном обусловена типом предмета. При этом плотность занятий в лицеях в целом была выше, чем во 2—3-й ступенях общеобразовательной школы, находясь в пределах 76,9—91,4%. Исключение составили лишь обществоведение и медаппара-тура, на которых плотность занятий была ниже 75%.

Расписанию занятий в лицеях присуще равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели. На протяжении 5 дней среднедневная учебная нагрузка на 1-м курсе составляла 17,3— 17,9% от недельного объема, на 2-м — 15,9—18,9%. Отмеченный подход не позволяет обеспечить ее соответствие недельной динамике работоспособности. Аналогичный характер носило распределение учебной нагрузки и при 6-дневной рабочей неделе. Анализ в разрезе профилей обучения показал, что наименее благоприятные варианты расписания учебных занятий в части биоритмологической рациональности выработаны на физико-ма-тематическом и химико-биологическом профилях обучения.

Наиболее высок удельный вес трудных предметов на техническом, физико-математическом и химико-биологическом профилях как на 1-м (52,6— 58,3%), так и на 2-м (52,9-60,5%) курсе. Количество трудных предметов при изучении медицинского, гуманитарного и коммерческого предметных ядер было значительно меньше и колебалось в пределах 31,7—36,6% на 1-м курсе и 33,7—36,8% — на 2-м. Наибольший удельный вес легких предметов зарегистрирован на коммерческом профиле — соответственно 37,3 и 37,5%.

Суммарная трудность предметов носила аналогичный характер. На 1-м курсе наибольшая трудность установлена при изучении следующих предметных ядер: химико-биологическое (161,3 ед), физико-математическое (160,9 ед.), техническое (154,4 ед.). На 2-м курсе суммарная трудность соответственно составила 169,4, 172,5 и 155,2 ед. Наименьшая ее величина была на медицинском, гуманитарном и коммерческом профилях, составившая 127,8—140,1 ед. на 1-м курсе и 123,4—137,3 ед. на 2-м.

Проведенные исследования функционального состояния зрительного анализатора показали, что динамика изменения на протяжении всего периода обучения в учебных заведениях 3-й ступени обучения имеет четко выраженную адаптивную направленность. В частности, исходные уровни пропускной способности зрительного анализатора и латентных периодов зрительно-моторной реакции при обучении на медицинском, гуманитарном и коммерческом профилях в течение всего периода обучения практически идентичны. Они также не изменялись в течение учебной недели. Колебания пропускной способности составили 6,3—6,5 бит/с на 1-м курсе и 6,4—6,9 бит/с на 2-м, а латентного периода зрительно-моторной реакции — 43,9— 46,1 и 43,5—45,9 с — соответственно (р < 0,1).

При освоении физико-математического, технического и химико-биологического профилей изменения дорабочих уровней указанных показателей носили другую закономерность. В начале недели наблюдалось повышение пропускной способности зрительного анализатора у второкурсников на фи-зико-математическом профиле с 6,0 ± 0,2 до

7,3 ± 0,2 бит/с и с 6,6 ± 0,2 до 7,1 бит/с на химико-биологическом профиле (р < 0,05). В конце недели на этих профилях, а также на техническом сдвиги увеличились. Статистически значимое ухудшение пропускной способности зрительного анализатора к концу недели отмечено на химико-биологическом (оба курса), физико-математическом (2-й курс) и техническом (1-й курс) профилях.

Скорость зрительно-моторной реакции в состоянии относительного покоя на химико-биологическом, физико-математическом и техническом профилях имела значительные колебания как в динамике недели, так и на протяжении всего периода обучения в лицее. Направленности изменений свойственно уменьшение латентных периодов с 1-го ко 2-му курсу. В динамике учебной недели скорость зрительно-моторной реакции снижалась на обоих курсах технического профиля.

Исследование критической частоты световых мельканий на красный цвет у лицеистов в динамике недели показало наличие связи предметного ядра с изменениями дорабочих уровней. Эти изменения заключаются в уменьшении критической частоты световых мельканий в конце недели на физико-математическом, химико-биологическом и техническом профилях как на слияние, так и на различение (р < 0,05). Кроме этого, при изучении технического профиля происходит увеличение критической частоты световых мельканий с 1-го по 2-й курс на слияние раздражителя с 31,5 + 0,5 до 34,3 ± 0,4 Гц в начале недели и с 30,0 ± 0,3 до 32,1 ± 0,4 Гц в конце недели (р < 0,05).

При изучении медицинского, гуманитарного и коммерческого профилей адаптация к соответствующему предметному ядру практически наступает в начале обучения: исходный уровень критической частоты световых мельканий как в динамике недели, так и на протяжении всего периода обучения относительно стабилен.

Проведенные исследования исходных уровней критической частоты световых мельканий на зеленый цвет показали, что динамика изменений на протяжении 2 лет обучения в лицее практически идентична критической частоте световых мельканий на красный цвет. Наибольшая изменчивость дорабочих уровней отмечается при изучении хи-мико-биологического, технического и физико-математического предметных ядер. При освоении медицинского, гуманитарного и коммерческого профилей фоновые уровни критической частоты световых мельканий практически постоянны.

Таким образом, анализ пропускной способности зрительного анализатора, зрительно-моторной реакции, критической частоты световых мельканий показал, что приспособление к учебной нагрузке сопровождается у лицеистов химико-биоло-гического, физико-математического и технического профилей напряжением функций зрительного анализатора. Это видно по уменьшению пропускной способности зрительного анализатора, скорости зрительно-моторной реакции и снижению критической частоты световых мельканий в течение недели. Известно, что увеличение латентных периодов зрительно-моторной реакции свидетельствует о развитии процессов утомления и неблагоприятных уровней функционирования [5, 9].

Таким образом, выявленные закономерные изменения указанных функций в процессе учебных

- зз -

занятий при освоении различных предметных ядер свидетельствуют о выраженном влиянии учебной нагрузки на организм. Как было показано, наибольшая изменчивость дорабочих уровней указанных признаков и наибольшие сдвиги неблагоприятного характера под влиянием учебной нагрузки происходили при изучении химико-биологического, технического и физико-математического профилей. Учитывая ухудшение скорости сенсомотор-ных реакций, критической частоты световых мельканий, пропускной способности зрительного анализатора при наличии значительных межкурсовых различий на этих профилях, можно говорить о напряженной степени функционирования и развитии утомления вследствие того, что еще не достигнут оптимальный уровень адаптированное™ [4, 8]. На значительную степень утомления указывают также коэффициенты — реакция на движущийся объект (увеличение коэффициента реакции на движущийся объект до 1,6—1.9 усл. ед. и коэффициента баланса до 1,0 усл. ед.). Снижение напряжения функциональных систем при изучении медицинского, гуманитарного и коммерческого профилей, о чем свидетельствует недельная и дневная динамика критической частоты световых мельканий, зрительно-моторной реакции, пропускной способности зрительного анализатора, реакции на движущийся объект, а также постоянство в течение всего периода обучения, указывает на долговременную адаптацию этих лицеистов к учебной нагрузке.

Литература

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Колесов Д. В., Корниенко И. А., Фарбер Д. А. и др. - М., 1987.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории фунииональ-ной системы. — М., 1980.

3. Грвбняк И. П., Машинистов В. В. // Гиг. и сан. — 1993. - № 6. - С. 36-37.

4. Евстафьева В. //., Шеин С. В., Никулочкина Л. /О. Ц Индивидуальные психофизиологические особенности человека и профессиональная деятельность. — Черкассы, 1991. - Т. 1. - С. 103-105.

5. Зеллис Ж. И. // Гиг. и сан. - 1994. - № 8. -С. 29-31.

6. Казаков В. И., Лях Ю. Е., Середенко Л. П. // Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргономики. — 1990. — Т. 4. — С. 108—109.

7. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.

8. Лупандин В. В., Лупандин В. И. // >KvpH. высш. нервн. деят. - 1994. - Т. 44, № 3. - С. 610-613.

9. Шалимов П. М., Книга В. В.. Глухое Д. В. // Воен,-мед. журн. - 1994. - № 1. - С. 57.

Пгктупнла 05.11.97

Summary. The main point of a Lyceum is specialized education, the features of its educational process were studied by 6 profiles: medical, humanitarian, physicomathemati-cal, chemobiological, technical, and commercial. The impact of either profile on the functional status of 2627 children was also examined. Study at the chemobiological, technical, and physicomathematical Lyceums was shown to exert an unfavourable influence on the children's health.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1999 УДК 613.954:614.71-074

3. И. Намазбаева, Г. А. Кулкыбаев, Д. М. Джангозшш, М. А. Мукашева, Н. М. Жанбасинова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ БИОКУМУЛЯЦИИ МЕТАЛЛОВ В ВОЛОСАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт физиологии и гигиены трула АН Республики Казахстан. Караганда

В настоящее время с особой остротой встает проблема биохимического мониторинга человека в экологически неблагоприятных регионах, одним из которых является Карагандинская обл. [5|.

Одной из особенностей экологически обусловленных интоксикаций является длительный латентный период, в течение которого происходят метаболические изменения как ответ на постепенное накопление ксенобиотиков. В популяции это сопровождается повышением неспецифической заболеваемости, когда на определенное количество химических соединений, в том числе и на металлы, в организме не происходит формирования специфического "отклика". При этом в организме ку-мулируются ксенобиотический фактор, проявляющийся на первом этапе реакцией адаптации, трансформирующейся затем в преморбидные доклинические изменения, которые в последующем могут разрешаться клиническими синдромами. С учетом этого необходимы чувствительные методы индикации ранних изменений в организме, в том числе и при накоплении металлов.

На основании последних публикаций установлен факт накопления тяжелых металлов в волосах у детей в зависимости от расположения промыш-

ленных предприятий |5, 9|. Однако крайне недостаточно изучена взаимосвязь накопления металлов в волосах и раннего метаболического изменения в организме. Это особенно важно, так как выявление ранних преморбидных отклонений позволят своевременно проводить профилактические и оздоровительные мероприятия.

Цель наших исследований — выявление связи между накоплением металлов в волосах и ранними метаболическими реакциями в организме у детей, проживающих в районе с различным уровнем загрязнения.

Для оценки состояния здоровья детей применяли комплекс неинвазивных методов исследования. Для этого использовали конденсат выдыхаемого воздуха (КВВ), волосы, мочу, буккальные эпителии щек. В настоящее время считается общепринятым участие гистамина и серотонина в патогенезе многих заболеваний и состояний, в связи с чем мы сочли необходимым провести определение их в КВВ и моче |11|. КВВ собирали по методу [10]. Мочу для биохимических исследований обрабатывали согласно рекомендациям [2]. Определяли хо-линэстеразу (ХЭ) набором Био-Ла-Тест, лактатде-гидрогеназу (ЛДГ) и щелочную фосфатазу (ЩФ) с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.