УДК 616 - 053.2 - 036
ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Д.А. ХВАЩИНСКИЙ*, А.А. МАРЬЯНОВСКИЙ**, В.А. НАЗАРОВ***
Успешность профессиональной ориентации зависит от соответствия комплекса физиологических и психофизиологических особенностей учеников требованиям выбираемого ими профиля обучения. Физиологическая и психофизиологическая консультация лицеистов имеет значение не только для обеспечения высокой эффективности обучения, но и для сохранения здоровья и успешной адаптации к избранному профилю обучения.
Ключевые слова: психофизиологический отбор, профильное обучение, адаптационные резервы.
Здоровье детей и подростков в последние годы стало предметом тревоги общества. Нынешняя ситуация, характеризующаяся ухудшением состояния здоровья молодежи, является следствием многих причин, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее агрессивно проявили себя в последние 10-15 лет. Обращает на себя внимание лидерство функциональных нервно-психических отклонений и нарушений сердечно-сосудистой системы [1]. На третьем месте в структуре заболеваемости находятся нарушения опорно-двигательного аппарата, которые диагностируются у каждого десятого школьника, при этом от начала к окончанию обучения установлено пятикратное увеличение этих нарушений. Четвертое ранговое место занимают функциональные нарушения зрения [2].
Наиболее перспективным направлением модернизации образования для современной школы является введение в старших классах профильного обучения [3].
Для успешного освоения профессии и построения профессиональной карьеры большое значение имеют индивидуальные особенности и склонности (желания) человека. Их особо следует учитывать при выборе профессиональной деятельности. При введении профильного обучения необходимо разработать и внедрить новую современную систему профессионального отбора учащихся [6].
Некоторые школьники не способны адекватно оценить собственные функциональные возможности, в связи с чем многие из них выбирают профессию неадекватную их психофизиологическим возможностям. Это в дальнейшем приводит к различным нарушениям здоровья и к комплексу неблагоприятных социально-психологических последствий, как для самого подростка, так и для общества в целом [4].
Цель исследования - разработать психофизиологические основы отбора подростков к современному профильному техническому обучению.
Материалы и методы исследования. Исследования на протяжение 2 лет проводились на базе профилированного лицея № 1583 при МГТУ им. Баумана г. Москвы. Всего обследовано 147 школьников, из них учащиеся 9-10 классов, которые в дальнейшем составили группу из 130 чел., продолживших обучение в лицее в 11 классе. Все обследуемые были мужского пола.
Исходя из цели настоящей работы, поиск путей и методов ее достижения осуществлялся поэтапно.
Мы предположили, что такой психофизиологический отбор может быть основан на индивидуальных особенностях восприятия и мышления учащихся, что определяется различным соотношением в их высшей нервной деятельности первой и второй сигнальных систем (соответственно 1-я с.с. и 2-я с.с.). Для выявления структуры сигнальных систем у подростков мы использовали прибор «Психомат» (производитель РАМН ВНИИ Медицинского приборостроения ЗАО «ВНИИМП-ВИТА»), позволяющий оценить ряд психофизиологических функций человека.
Основываясь на литературных данных и личном опыте, приоритет в исследовании был отдан простым, информативным и не требующим большого времени и длительной предварительной тренировки методам, а именно: сложная зрительно-моторная
* Московский государственный областной университет, г. Москва, ёт^гу[email protected],
Российский государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва, marjanovsky @атеЫа.ги,
СОШ № 21 Люберецкого муниципального района Московской обл., [email protected]
реакция (СЗМР) (среднее латентное время (СЛВ), мс; среднее моторное время (СМВ), мс); пространственная ориентация (количество ошибок (КО), шт.; средний темп ответов (СТО), мс); память на числа (количество ошибок (КО), шт.; среднее время (СВ), мс); динамическая координация (время выполнения (ВВ), с; частота касаний (ЧК) Гц); корректурная проба (успешность (У), %; общее время (ОВ), с); арифметические вычисления (правильные ответы (ПО), %; суммарное время (СМ), мс); КЧСМ (критическая частота (КЧ), Гц).
Кроме того, на завершающем этапе работы были использованы тест Люшера, тест Айзенка, а также оценка функционального состояния по тесту САН. Результаты обследований интепрети-ровались и обрабатывались с помощью программного обеспечения прибора «Психомат» и прикладных программ Statistica 5.1@ Statgгaphies, версия 2.1.
Результаты и их обсуждение. Психофизиологическое тестирование подростков (ученики 9-10 классов) на приборе «Психомат» выявило, что среди «бауманцев» можно было выделить две группы учащихся, с различной организацией высшей нервной деятельности, о чем свидетельствуют результаты представленные в табл.1. Достоверность выявленных различий в 2 группах обследованных школьников технического лицея, позволила данные, представленные в табл.1., считать приоритетными для дифференцированной оценки высшей нервной деятельности у старшеклассников-«бауманцев». Как показали результаты данного этапа исследований у лиц, обучающихся в техническом по профилю лицее, доминируют подростки со 2 с.с. (1 группа) - почти 4 кратное превалирование по численности (соответственно 116 и 31 чел.)
Анализ результатов проведенного писхофизиологического тестирования подростков позволил отметить следующие особенности в психофизиологическом статусе обследованных, которые были отнесены в так называемую группу «второсигнальников»: высокие результаты при изучении памяти на числа; они более быстро и успешнее справлялись с корректурной пробой и арифметическими вычислениями; при исследовании критической частоты слияния световых мельканий констатирована более высокая функциональная подвижность нервных процессов (табл.1).
Таблица 1
Дифференцированный анализ результатов психофизиологического тестирования «бауманцев» (9-10 классы) (М±т)
Методы исследования «Бауманцы» n=147
1 группа n=116 2 группа n=31 Достоверность
1.СЗМР СЛВ, мс 268,91±4,93 255,28±4,85 p<0,05
СМВ, мс 186,59±4,73 174,63±3,96 p<0,05
2.Пространственная ориентация КО, шт. 13,37±2,65 7,58±2,02 p<0,05
СТО, мс 26017,62±3420,89 17687,23±2580,48 p<0,05
3.Память на числа СВ, мс 2679,24±230,85 3289,78±270,34 р<0,05
4. Динамическая координация ВВ, с 18642,17±2130,56 13996,78±1950,45 р<0,05
ЧК, Гц 4,29±0,45 3,22±0,41 р<0,05
5.Корректурная проба У, % 98,92±8,27 77,34±7,68 р<0,05
ОВ, с 332,45±34,75 411,77±41,48 р<0,05
6. Арифметические вычисления ПО, % 88,42±9,69 65,75±6,87 р<0,05
СМ, мс 62340,31±8690,11 91700,56±11940,74 р<0,05
7.КЧСМ КЧ, Гц 22,74±1,06 25,67±1,15 р<0,05
В то же время, «бауманцы», которые демонстрировали лучшие результаты при изучении зрительно - моторной координации в СЗМР, как по показателю латентного, так и моторного времени, допускали меньшее число ошибок и проявляли более быстрый темп работы в тесте оценки пространственной ориентации, а также показали лучшие результаты по изучению динамической координации, как по показателю времени выполнения задания, так и по частоте касаний - составили группу лиц с явным преобладанием в высшей нервной деятельности 1-й с.с, условно названной нами как «первосигнальники» (2 группа).
Поскольку успешность получения образования в техническом лицее зависит не только от характеристик высшей нервной деятельности подростка, но и напрямую связана с наличием интереса (мотивацией) у обучающегося к выбранному, техническому, профилю будущей профессии, мы провели персонифицированный анализ мотивавционного потенциала организма по специально разработанной анкете в созданных группах обследованных, т.е. в группах «первосигнальников» и «второсигнальников» (табл. 2). Данная анкета представляла расширенный опросник Е. А. Климова [5], выявляющий склонности личности к тому или
иному профилю обучения, дополненный вопросником, уточняющим некоторые особенности формирования повышенного интереса к той или иной специальности.
Результаты анкетного опроса, показали, что не у всех учащихся специализированного лицея интересы (мотивация) и выбранное направление профессионального образования совпадают. В результате в каждой из обследованных групп учащихся были выделены по 2 подгруппы: М+ - когда определялось совпадение мотивации с выбранным направлением образования (подгруппы 2М+, 1М+) и М- - когда у учащихся направление образования не совпадало с их интересами (соответственно подгруппы 2М- и 1М-).
Таблица 2
Распределение учащихся технического лицея по результатам оценки мотивационного потенциала
Подгруппы обследованных «бауманцы» с преобладанием Всего
2-ой с.с. (1 группа) 1-ой с. с. (2 группа)
Совпадение мотивации и профиля обучения (М+) 79 (64,2%) 14 (58,3%) 93 (63,3%)
Несовпадение мотивации и профиля обучения (М-) 44 (35,8%) 10 (41,7%) 54 (36,7%)
Всего 123 (100%) 24 (100%) 147 (100%)
Как следует из табл. 2, можно говорить, о большем проценте мотивированных подростков в подгруппе обследуемых, у которых доминирует в структуре личности 2 сигнальная система. Данный факт, как и в целом превалирование среди «бауманцев» подростков с второсигнальным типом нервной деятельности, является свидетельством того, что у большинства учащихся технического лицея имеется оптимальная ситуация в профессиональной ориентации, поскольку именно доминирование 2 с. с. обеспечивает овладение техническими профессиями, связанными с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями. В свете сказанного понятно, что даже при отсутствии мотивации у «второ-сигнальников» (подгруппа 2М-, 35,8%) они все же смогут успешно учиться в техническом лицее, но это будет достигаться за счет большего психоэмоционального напряжения («цены адаптации»). Несомненно, что еще большие трудности с обучением в техническом учреждении будут испытывать мотивированные подростки, у которых в структуре высшей нервной деятельности доминирует 1-я с.с. (подгруппа 1М+), т.к. она «непрофильна» к получению технического образования и больше способствует к развитию не абстрактного мышления, а образного. Для школьников, входящих в 1-ю группу более подходящим будут следующие профессии: художник-декоратор, графический дизайнер, живописец, мастер изобразительного искусства, дизайнер, мастер декоративно прикладного искусства и т.п. Мы считаем, что «бауманцы», входящие в подгруппу 1М-, по психофизиологическим особенностям наименее приспособлены к обучению в техническом лицее, а процесс получения ими технического образования, с большей вероятностью будет сопровождаться различными отклонениями в состоянии их здоровья.
На наш взгляд, убедительные подтверждения данному предположению были получены при обследовании учащихся 11-го, выпускного класса профилированного лицея № 1583 при МГТУ им. Баумана, где наряду с комплексом психофизиологических тестов оценивалось самочувствие подростков и, как критерий качества обучения, их успеваемость (табл.3).
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 3, во всех подгруппах обследованных выявлены интроверты, однако их наименьшее количество установлено в подгруппе мотивированных подростков, в структуре высшей нервной деятельности которых доминирует 2-я с.с. Обращает внимание, что в этой категории учащихся определялось наибольшее число «ярких экстравертов», при этом, в целом психотип экстраверта, как показали результаты обследования, в большей степени был характерен для «второсигнальных бауманцев» (2М+, 2М-). Нельзя также не отметить, что у «первосигнальников» (подгруппы 1М+, 1М-), каждый второй обследованный признавался интровертом и данный психотип превалировал в подгруппах обследованных, не проявлявших повышенной заинтересованности к обучению в техническом лицее (подгруппы 2М-, 1М-).
Таблица 3
Результаты обследования выпускников технического лицея (11 классы) на завершающем этапе обучения (М±т)
Подгруппы обследованных
Тест Показатель 2М+ 2М- 1М+ 1М-
(п=76) (п=36) (п=12) (п=6)
ЯЭ - 40 31 14 13
характер экстраверсии, Э - 15 4 21 19
% И -30 47 50 56
Тест Айзенка А - 15 18 15 12
уровень эмоциональной лабильности, % Н - 23 К - 40 Д - 37 21 34 45 19. 42 39. 25. 24 51.
тревожность, балл 3,53±0,18 5,32±0,27 4,64±0,23 6,75±0,34
Тест Люшера вегетативный коэф-т, балл 0,95±0,05 1,74±0,09 0,76±0,04 2,47±0,12
самочувствие, балл 5,64±0,28 3,35±0,17 4,37±0,22 3,54±0,18
Тест САН активность, балл 4,63±0,23 2,46±0,12 4,63±0,23 2,82±0,14
настроение, балл 4,35±0,22 3,27±0,16 3,73±0,19 2,54±0,13
Успеваемость баллы 5,41±0,48 4,33±0,31 3,52±0,14 3,26±0,12
Примечание: ЯЭ - яркий экстраверт; Э - экстраверт; И - интроверт;
А - амбиверт; Н - нормостеник;, К - конкордант; Д - дискордант.
В качестве критерия успеваемости служили средние годовые оценки по трем профилирующим предметам (геометрия, алгебра, физика).
Именно для немотивированных подростков обучение в специализорванном лицее не соответствует психофизиологическим возможностям организма и является психотравмирующим фактором, о чем косвенно могут служить как самые высокие проценты дискордантов (соответственно 45% и 51%), так и самые низкие показатели по всем составляющим теста САН в подгруппах 2М-и 1М-. Тем не менее, следует подчеркнуть, что в самом неблагоприятном положении находятся немотивированные под-ростки-«первосигнальники», которые, в связи с особенностями их высшей нервной деятельности испытывают чрезмерные нагрузки, обучаясь по сути в непрофильном для них учебном учреждении и не справляясь с учебной программой, демонстрируя самую низкую успеваемость по спецпредметам. Именно у данных подростков определяется повышеный уровень вегетативного коэффициента. Этот факт вместе с высоким уровнем напряженности у подростков подгруппы 1М-, почти в 2 раза превышающим данный показатель в подгруппе 2М+, может явиться своеобразным пусковым моментом, значимым в аспекте возникновения у «бауманцев-первосигнальников» различных отклонений в состоянии здоровья.
Заключение. Таким образом, результаты проведенной работы свидетельствуют о необходимости проведения углубленного психофизиологического обследования всем подросткам перед поступлением в тот или иной профильный класс для продолжения образования по выбранному направлению в профессиональной деятельности. В то же время, такой выбор очень часто осуществляется подростком по наитию, или даже по чьему-либо совету (друзей, родителей, родственников), без должного анализа всех «плюсов» и «минусов» в будущей профессии, что, как правило, не учитывает способностей школьника и особенностей его психофизиологического статуса.
Полученные в работе данные показали, что при профотборе к дальнейшему техническому обучению и в будущем к овладению профессиями инженерно-технического профиля преимуществом должны пользоваться подростки-экстраверты, в структуре высшей нервной деятельности которых доминирует вторая сигнальная система. Не вызывает также сомнения, что интересы и выбранное направление образования у подростков специализированных средних учебных заведений должны полностью совпадать.
Мы считаем, что к учащимся, с отсутствием выраженной мотивации к обучению в техническом лицее, несомненно, должен быть применен индивидуальный педагогический подход, позволяющий в идеале соотнести программу обучения с психофизиологическими особенностями ученика. Это позволит своевременно вывить группы подростков, которым следует провести либо дополнительную профильную ориентацию в данном учебном заведении (подгруппы 2М-, 1М+), либо даже переориентацию в дальнейшем профессиональном образовании (подгруппа 1М-). Отмеченным категориям учащихся специализированного технического учреждения следует, рекомендовать прохождение диспансеризации с использованием апробированных в работе методов пси-
хофизиологического тестирования личности. Это позволит не только выявить индивидуальные проблемы у каждого подростка и развить в нужном ключе необходимые для выбранной профессии персональные качества, но и в целом оценить «физиологическую плату» за обучение и провести донозологический скрининг состояния здоровья школьников.
Литература
1. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Агаджанян Н. А. [и др.] // Физиология человека.- 1997.- Т. 23.- №1. С. 93-97.
2. Александрова, Г.А. Медицинские аспекты состояния здоровья детей и подростков / Александрова Г. А. // Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке», 12-14 мая, 2004 г.- М., 2004.- С. 53-55.
3. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся / Гребняк Н.П. [и др.] // Гигиена и санитария.- М., 1999.- №1.- С. 31-35.
4. Современные закономерности в состоянии здоровья подростков мегаполиса / Гребняк Н.П. [и др.] // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4-5 декабря, 2001.- М., 2001.- С. 112-115.
5. Климов Е.А. Профессии научных работников: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Е.А. Климов.- Изд-во «Академия», 2005.- 256 с.
6. Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В.И. Медведев // Физиология человека, 1993.- Т. 24.- №4.- С. 58-73.
THE SUBSTANTIATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL SELECTION IN THE SYSTEM OF TEENAGERS' PROFILE TECHNICAL TRAINING
D.A. KHVASHCHINSKY, A.A. MARYANOVCKY, V.A. NAZAROV
Moscow State Regional University, Russian State Medical University after N.I. Pirogov, Lyubertsy Secondary School #21, Moscow Region
The success of professional orientation depends on the complex of physiological and psychophysiological peculiarities of pupils according to the profile of study selected by them. Psychological and psycho-physiological consultations for pupils is of great value not only for higher effectiveness of studying, but for preservation of health and adaptation to selected profile of study as well.
Key words: psychophysiological selection, profile study, adaptation resources.
УДК 611.714
АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЩИНЫ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА У ЖИТЕЛЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ВЛИЯНИЕ ИХ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕЛОМОВ
Б.Г. ПЛИТНИЧЕНКО, В.Е.ТЕЛКОВ*
Изучено влияние анатомических особенностей толщины костей черепа жителей Тульской области на формирование травматических повреждений.
Средняя толщина костей черепа мужчин и женщин Тульской области, в общем, соответствует толщине костей жителей средней полосы России. Средняя толщина всех костей черепа, как у мужчин, так и у женщин в случаях возникновения переломов была на 0,07-0,12 см меньше средних показателей данных величин. Ключевые слова: толщина костей черепа.
Череп (cranium) - часть скелета, имеющая наиболее сложное строение. Он одновременно выполняет защитную и опорную функцию, как для головного мозга, так и для других органов. Череп имеет мозговой и висцеральный отделы которые состоят из парных и непарных костей. От момента зарождения человека до его умирания костная ткань черепа постоянно меняет свою структуру. Вначале она имеет сетчато-фиброзное или грубово-локнистое строение, далее кость постепенно трансформируется в пластинчатую ткань с определенной ориентацией костных пла-
* кафедра медико-биологических дисциплин Тульского медицинского института, ГУЗ ТО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» государственное учреждение здравоохранения Тульской области
стин. Происходит выделение наружной и внутренней компактной пластинок, а позже - и губчатого слоя [3,6].
Наибольшее внимание исследователи всегда уделяли толщине костей черепа. По всей видимости причиной этому служили ее большая вариабильность и доступность исследования. Толщина костей мозгового черепа определяется суммой толщины компактных пластиной и диплоэ [2,7]. Увеличение толщины идет, в основном, за счет утолщения губчатого вещества. Среднее значение толщины костей свода черепа колеблется от 0,5 до 0,8 см. (рис.1) Наиболее толстыми являются средние участки теменных и затылочной костей. Если череп имеет толстый слой губчатого вещества, то на внутренней поверхности отмечаются выраженные неровности рельефа (пальцевидные вдавления, сосудистые борозды, ямочки грануляций рис.2).
Рис.1 Распил черепа со средней толщиной костей.
Рис.2 Распил черепа с резким утолщением костей.
Исследования костей черепа никогда не теряли своей актуальности. В основе этого интереса лежит много причин, начиная от происхождения и эволюции человека, формирования рас и заканчивая распространенностью черепно-мозговых травм, смертность от которых очень высокая и т.д.
В доступной литературе немало работ посвящено изучению структурных различий костной ткани, в том числе и костей черепа, фрагментарно изложены отдельные аспекты формирования их переломов. Большинство авторов признают, что на формирование переломов черепа оказывает влияние с одной стороны внешнее воздействие, имеющее определенные характеристики, с другой - нагружаемая кость травмируемого костного комплекса с их анатомо-морфологическими и прочностными свойствами [1,4,5,7]. Однако оценка клинических и экспериментальных наблюдений отдельными авторами по данным вопросам несколько противоречива, что послужило поводом для исследования.