Научная статья на тему 'Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах'

Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL INDICATORS / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPECIALIZED EDUCATION / КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CORRECTION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браун Ольга Валерьевна, Федоров Александр Иванович, Литвинова Надежда Алексеевна

В статье представлено изучение психофизиологических показателей учащихся с учетом дифференцированного профильного обучения. Показано, что для каждого профиля обучения выявлены определенные психофизиологические показатели, позволяющие провести распределение на три группы: «рекомендованные», «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» к выбранному профилю учебной деятельности, которые во многом определяют успешность обучения. Проводимые коррекционные мероприятия оказывают влияние на улучшение показателей когнитивной сферы и деятельность по нормализации процессов регуляции физиологических систем организма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Браун Ольга Валерьевна, Федоров Александр Иванович, Литвинова Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF PROFILE TRAINING

The article presents a study of psycho-physiological indicators of high school students, considering their differentiated profile teaching. It is shown that the study revealed certain physiological parameters, allowing to stream students into three groups of the desired educational activity: «recommended», «conditionally recommended» and «not recommended», which largely determine success of training for each profile. Ongoing remedial activities will have an impact on the improvement of cognitive sphere and activities for the normalization of regulation processes of physiological systems of the body

Текст научной работы на тему «Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах»

культурой и спортом самостоятельно, научить правильно делать подбор упражнений и использовать средства и методы физического воспитания, оптимально нормировать физическую нагрузку, научить студентов оценивать уровень своего здоровья и физического состояния.

Таким образом, формирование культуры здоровья, здорового образа жизни студентов осуществляется на основе специально организованной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей решение главной задачи — развитие личности. Это возможно при выполнении совокупности организационно педагогических условий, активной мотивации участников вос-

питательно-образовательного процесса (самих студентов, преподавателей, сотрудников образовательной организации).

1. Мелешкова Н. А., Унжаков Г. А., Букреева Н. А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 13(11). - С. 79-82.

2. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Мусохранов А. Ю. Ценности физической культуры как фактор формирования общекультурных компетенций // Перспективы науки. - 2014. - № 11 (62). - С. 65-67.

3. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов : моногр. - Кемерово, 2002. - 165 с.

УДК/uDC 373.5 О. В. Браун, А. И. Федоров,

Н. А. Литвинова

O. Braun, A. Fyodorov, N. Litvinova

влияние психофизиологического сопровождения учащихся

НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ESTIMATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STuDENTS

under the conditions of profile training

В статье представлено изучение психофизиологических показателей учащихся с учетом дифференцированного профильного обучения. Показано, что для каждого профиля обучения выявлены определенные психофизиологические показатели, позволяющие провести распределение на три группы: «рекомендованные», «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» к выбранному профилю учебной деятельности, которые во многом определяют успешность обучения. Проводимые коррек-ционные мероприятия оказывают влияние на улучшение показателей когнитивной сферы и деятельность по нормализации процессов регуляции физиологических систем организма.

The article presents a study of psycho-physiological indicators of high school students, considering their differentiated profile teaching. It is shown that the study revealed certain physiological parameters, allowing to stream students into three groups of the desired educational activity: «recommended», «condition-ally recommended» and «not recommended»,

which largely determine success of training for each profile. Ongoing remedial activities will have an impact on the improvement of cognitive sphere and activities for the normalization of regulation processes of physiological systems of the body.

Ключевые слова: психофизиологические показатели, профильное обучение, коррекция учебной деятельности.

Keywords: psycho-physiological indicators, specialized education, correction of educational activity.

При оценке эффективности образовательной деятельности обучающихся наряду с наиболее значимыми социально-педагогическими и средовыми факторами необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности нервной системы подростка, которые будут способствовать более успешному усвоению знаний по школьным предметам в старших классах [2; 5; 8; 9; 14; 15]. Учет индивидуально-типологических особенностей

обучающихся необходим для разработки и реализации педагогами индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Именно в подростковом возрасте происходят известные отклонения нервно-психического статуса и поведения подростков (повышенная нервозность, эмоциональность, утомляемость, снижение адаптационных возможностей центральной нервной системы), а также определенные отклонения в реализации когнитивных процессов [12; 13]. Часть приспособлений организма к меняющимся условиям внешней среды достигается за счет онтогенетических, физиологических и поведенческих реакций, т. е. пластичных признаков фенотипа, обладающих более или менее широкой нормой таких реакций, как центральная нервная система [10; 11].

Для профилактики отклонений в функциональной организации мозга в период обучения очень важным становится индивидуально-дифференцированный подход, который сегодня осуществляется без учета «физиологической стоимости», которую платит обучающийся за получение знаний, умений и навыков [2; 3]. Механизмы взаимосвязи психодинамических показателей и индивидуально-психофизиологических особенностей школьника для выбранного направления деятельности в настоящий момент остаются недостаточно изучены.

В условиях возрастающих требований к школьникам, обучающимся в профильных классах, назрела необходимость в выявлении и диагностике психофизиологических предикторов и в определении их роли в развитии когнитивных функций в процессе обучения с целью проведения коррекционных мероприятий [1; 4; 7]. Целью такой работы стало изучение влияния проводимых в школе мероприятий, направленных на коррекцию основных психофизиологических показателей школьников для успешности овладения учебными дисциплинами в условиях профильного обучения.

Исследование проводилось с 2012 г в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г Березовского. В исследовании приняли участие 70 школьников в возрасте от 12 до 16 лет. Для выявления психофизиологических и личностных качеств, обеспечивающих успешность обучения, нами применялась специальная анкета для учителей, работающих в классах исследуемых, позволяющая установить потребность в высоком уровне развития определенных качеств человека.

По данным анкетирования учителей-экспертов, составлена профессиограмма, которая позволяет выделить в условиях профильного обучения наиболее значимые в отношении профессиональной успешности психофизиологические свойства.

Согласно этим результатам, у всех учащихся старших классов определялись такие психофизиологические показатели, как: нейродинамические особенности (простая зрительно-моторная реакция, подвижность, уравновешенность, сила нервных процессов); психодинамические параметры (память, объем и переключаемость внимания); когнитивные показатели (абстрактное и индуктивное мышление).

Для оценки психофизиологических показателей использовали автоматизированную профориентационную программу «Профиль ПФ», разработанную на кафедре физиологии человека и безопасности жизнедеятельности, которая предназначена в помощь учащимся сориентироваться в выборе тематических спецклассов для целенаправленного в дальнейшем обучения в школе и вузах с учетом интересов и психофизиологических возможностей. Профориентационная система «Профиль ПФ» позволяет исследовать:

— особенности простой сенсомоторной реакции на раздражитель;

— уровень функциональной подвижности нервных процессов, работоспособность головного мозга, реакцию на движущийся объект;

— психодинамические показатели (память, внимание);

— уровень развития когнитивных способностей.

При выполнении данной работы соблюдали следующие условия: исследование проводили в первой половине дня в помещении с оптимальными гигиеническими условиями (температура воздуха — 18-22 °C, относительная влажность — 40-60 %); в каждом отдельном случае инструкцию по выполнению тест-задания давал один и тот же человек. Для формирования положительной установки испытуемых на психофизиологическое обследование им предварительно объяснялись смысл и значение исследований.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета программ «Statistica for Windows 6.0».

В начале исследования у школьников оценивалась способность к обучению по вы-

бранному профилю по совокупности психофизиологических показателей, которые оценивались по средним значениям, заложенным в автоматизированной программе [6]. Согласно проведенной оценке соответствия психофизиологических показателей к разным профилям обучения, все испытуемые были разделены на три группы: «рекомендованные», «условно рекомендованные» и «нереко-мендованные».

В дальнейшем проводилась коррекцион-ная работа с обучающимися, которые были отнесены к группе «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» к выбранному про-

филю обучения, за счет тренингов по повышению уровня мотивации к обучению, развития когнитивной сфере и повышения адаптивного ресурса.

Процесс адаптации ребенка к школе во многом определяется влиянием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов [4; 5; 16]. Для повышения уровня адаптации на начальном этапе профильного обучения в школе педагогами и психологами проводилась соответствующая коррекцион-ная работа по улучшению показателей когнитивной сферы и нормализации процессов регуляции физиологических систем организ-

Рис. 1. Динамика распределения учащихся по группам рекомендации в социально-экономическом профиле (%)

Рис. 2. Динамика распределения учащихся по группам рекомендации в физико-математическом профиле (%)

ма. В течение учебного года использовались приемы и методы, направленные на развитие внимания, памяти и мышления. Результаты проводимой работы неоднократно освещались на педагогических советах, родительских собраниях и консультациях; выдавались индивидуальные рекомендации учащимся, их родителям и педагогам; проводились различные психологические тренинги.

Анализ работы педагогов и психологов по коррекции и тренировке у учащихся показателей когнитивной сферы и психодинамики позволил установить, что количество обучающихся в группах «рекомендованные» и «нере-

комендованные» изменилось при проведении повторного тестирования в большую сторону первых.

Распределение школьников согласно требованиям учебно-профессиональной деятельности в динамике обучения представлено на рисунках 1 и 2.

Анализ показателей когнитивной деятельности у обучающихся в 8-х классах позволил выявить, что в группах «условно рекомендованные» и «нерекомендованные» наибольшее количество учащихся физико-математического и социально-экономического предпрофилей имеют низкие уровни раз-

Рис. 3. Показатели абстрактного мышления в динамике социально-экономического профиля (%)

Рис. 4. Показатели абстрактного мышления в динамике физико-математического профиля (%)

вития абстрактного мышления, переключения внимания и объема внимания.

Проводимая педагогами и психологами в течение 3 лет коррекционная работа по улучшению показателей когнитивной сферы позволила достичь следующих результатов:

— в социально-экономическом профиле количество учащихся, имеющих низкий уровень показателей абстрактного мышления, снизилось с 24 до 10 %, незначительно увеличилось — с высокими показателями, со средним уровнем — увеличилось в 10-м классе на 30 % (рис. 3).

Количество обучающихся по физико-математическому профилю с низким уровнем

абстрактного мышления на 50 % снизилось за период обучения с 9-го по 11-й класс, также снизилось количество учащихся со средними показателями и увеличилось количество учащихся с высокими показателями данного параметра.

Переключение внимания — это показатель, который означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. В социально-экономическом профиле количество учащихся, имеющих низкий и средний уровни, уменьшилось в среднем на 30 %, тогда как количество подростков с высоким уровнем переключения внимания увеличилось с 25 до 52 % (рис. 5).

Рис. 5. Показатели переключения внимания в динамике социально-экономического профиля (%)

Рис. 6. Показатели переключения внимания в динамике физико-математического профиля (%)

В физико-математическом профиле произошло увеличение количества учащихся с высоким уровнем переключения внимания — с 13 % в 8-м классе до 40 % в 11-м. У «условно рекомендованных» с 8-го по 11-й класс количество учащихся возросло до 70 %, а к 11-му классу снизилось до 50 % (рис. 6).

По показателю объема внимания и в социально-экономическом, и физико-математическом профилях возрастает количество учащихся с высоким уровнем данного показателя. Установлено, что в 8-м классе таких школьников не было, а к 11-му классу в социально-экономическом профиле их стало 30 % и 40 % — в физико-математическом (рис. 7, 8).

Функциональная роль процесса внимания в обучении определяется его значимостью в организации оптимального состояния центральной нервной системы и обеспечении адекватного конкретной ситуации реагирования на внешние воздействия. Согласно существующим представлениям [3], в основе внимания лежит корковая активация, физиологический анализ которой может быть проведен при изучении ориентировочной реакции, направленной, как и внимание, на оптимизацию процессов, обеспечивающих осуществление афферентного, центрального звеньев поведенческого акта. Успешность произвольного запоминания зависит от межиндивиду-

Рис. 7. Показатели объема внимания в динамике социально-экономического профиля (%)

Рис. 8. Показатели объема внимания в динамике физико-математического профиля (%)

альных вариаций по лабильности нервной системы. Именно в этот период онтогенеза организм подростка подвержен коррекцион-ным воздействиям на функциональные системы, что и подтверждают результаты нашего исследования.

Таким образом, анализ основных психофизиологических предикторов в период пред-профильного обучения позволил выявить, что на начальном этапе учебной деятельности (8-й класс) у многих школьников не развиты качества, необходимые для успешного обучения по дисциплинам того или иного профиля («нерекомендованные). У «нерекомендован-ных» требуется проведение определенных учебно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение основных психофизиологических показателей (память, внимание, когнитивное мышление и пространственное восприятие).

Индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения школьников позволил увеличить количество учащихся с высоким уровнем памяти, внимания и мышления. Эти изменения связаны с развитием процессов анализа и обработки информации, обеспечивающих осуществление когнитивной деятельности, которые опираются на возрастающие в онтогенезе пластические возможности центральной нервной системы. При высоком уровне функционирования ЦНС в значительной мере повышаются адаптаци-онно-регуляторные механизмы подростка.

Следовательно, и адаптация, и успешность обучения в старшем звене школы определяются достаточно развитыми психофизиологическими качествами, значимыми для данного профиля, а старшеклассники, у которых психофизиологические характеристики не соответствуют качествам выбранного профиля обучения, имеют срыв адаптации, у них развивается дезадаптация и повышается физиологическая «цена» обучения. Установлено, что для снижения физиологической «стоимости» обучения необходимо проводить комплексные коррекционные мероприятия для обучающихся, относящихся к группам «риска» то есть «условно рекомендованных» и «не рекомендованных» к выбранному профилю учебной деятельности, путем оптимизации мотивационно-поведенческой, эмоциональ-но-волевой,когнитивной и адаптивно-ресурсной составляющих процесса адаптации на начальном этапе профильного обучения.

I. Антропова М. В. Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. Умственная работоспособность и состояние здоровья школьников, обучающихся по различным педагогическим системам // Физиология человека. — 1998. — Т. 24, № 5. — С. 80-84.

2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М. : МПСИ, 2004.

3. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. — М. : Владос, 2000.

4. Влияние адекватного выбора профиля обучения на физиологическую адаптацию и успешность учебной деятельности / Э. М. Казин, О. Д. Толстикова, Л. А. Кор-нишина, Т. В. Дубинина // Валеология. — 2006. — № 4. — С. 40-45.

5. Казин Э. М., Лазарева Т. А., Литвинова Н. А. Особенности адаптации школьников в условиях предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения // Валеология. — 2011. — № 1. — С. 5-12.

6. Литвинова Н. А., Заруба Н. А., Иванов В. И. Применение автоматизированной программы для оценки психофизиологических особенностей учащихся профильных классов // Учитель Кузбасса. — 2006. — № 2(3). — С. 64-71.

7. Тарасова О. Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции: Аатореф. дис. ... канд. мед. наук. — Томск, 1998. -20 с.

8. Психофизиологическое сопровождение на этапе пред-профильного обучения / Т. А. Холоднюк, Э. М. Казин, Н. А. Литвинова, Л. М. Швачунова // Валеология. — 2009. — № 1. — С. 59-63.

9. Researching health inequalities in adolescents: the development of the Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) family affluence scale / C. Currie, M. Molcho, W. Boyce and etc. // Soc Sci Med. — 2008. — № 66(6). — P. 1429-1436.

10. Dijk D. J., Larkin W. Fatigue and performance models: general background and commentary on the circadian alertness simulator for fatigue risk assessment in transportation. // Aviate Spase Enviror Med. — 2004. — Vol. 75. — P. 119-121.

II. Dinges D. F. Critical research issues in development of biomathematical models of fatigue and performance // Aviate Spase Enviror Med. — 2004. — Vol. 75. — P. 181-191.

12. Lipman E. L. Expected levels of behaviour problems in a population sample of children between four and eighteen years // Evid Based Ment Health. — 2003. — № 6 (4). — P. 107.

13. Muris P., Meesters C. Children's somatization symptoms: correlations with trait anxiety, anxiety sensitivity, and learning experiences // Psychol Rep. — 2004. — № 94 (3 Pt 2). — P. 1269-1275.

14. Cross-national consistency in the relationship between bullying behaviors and psychosocial adjustment. Health Behaviour in School-aged Children Bullying Analyses Working Group / T. R. Nansel, W. Craig, M. D and etc. // Arch Pediatr Adolesc Med. — 2004. — № 158(8). — P. 730-736.

15. Assessment of psychological health and quality of life with The Child and Adolescent Health Survey / l_l. Ravens-Sieberer, H. H lling, S. Bettge, A. Wietzker // Gesundheitswesen. — 2002. — №64, Suppl 1. — P. 30-35.

16. Social class gradients in health during adolescence / B. Starfield et ai. // Journal of Epidemiology and Community Health. — 2002. — Vol. 56. — P. 354-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.