Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев, И.В. Сергета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ»

Гигиена детей и подростков

© А. Г. СУХАРЕВ. И. В. СЕРГЕТА. 1994 УДК 613.96:613.72|-07

А. Г. Сухарев, И. В. Сергета

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ

Медицинская академия последипломного образования врачей, Москва

Среди важнейших гигиенических принципов рациональной организации физического воспитания детей и подростков ведущее место занимает создание комплексной модели процесса физического воспитания, предусматривающей повышение суточной двигательной активности (ДА) до оптимальных, соответствующих биологическим потребностям величин [5].

Регламентация ДА в суточной деятельности оказывает выраженное положительное влияние на процессы социальной и профессиональной адаптации, показатели развития психофизиологических качеств, физическую подготовленность и состояние здоровья школьников [ 1, 3,-4, 6, 8, 9]. При этом оптимальной величиной суточной ДА приня.то считать такие ее количественные параметры, которые в наибольшей степени способствуют благоприятному росту, развитию и укреплению здоровья детей и подростков [5, 7].

Концепция зависимости здоровья от привычной ДА, предполагая наличие определенной параболической зависимости между количественными параметрами двигательной деятельности и биологическим ответом организма, дает возможность разработать оптимальные способы повышения надежности и экономичности функциональных систем организма, его адаптационных возможностей и ресурсов. В то же время существующие рекомендации по рациональной организации ДА детей и подростков направлены исключительно на изменение содержания и структуры учебно-воспитательного процесса в различных учебных заведениях и не в полной мере учитывают особенности и разнообразие суточной деятельности подростков, весьма важной составляющей которой является внеучебная деятельность.

Внеучебное время детей и подростков включает в свою структуру организованное внеучебное время, связанное с выполнением непреложных обязанностей, и свободное время, предназначенное для свободно избираемых внешкольных занятий и досуга, гармонического развития личности и укрепления здоровья детей и подростков и являющееся одним из наиболее мощных фактором становления личности и формирования здорового образа жизни, важнейшим средством развития умственных и физических способностей [2]. В связи с этим разработка гигиенических подходов к нормированию ДА в свободном времени школьников весьма актуальна и своевременна.

Целью настоящей работы являлось определение возрастно-половых нормативов ДА в свободном времени подростков 15—17 лет.

Исследования проводили на базе средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназии, учебно-производственного комбината профессиональной ориентации и трудового обучения учащихся, дворца детей и юношества, где под наблюдением в динамике 3 лет обучения находилось 255 подростков в возрасте 15—17 лет. Из них 86 школьников составляли контрольную группу (КГ), занимавшихся по традиционной, программе обучения в школе и самостоятельно определявших содержание и структуру своей внеучебной деятельности, 80 подростков, составивших 1-ю экспериментальную группу (1-ЭГ), занимались в специализированных учебных заведениях (гимназия, лицеи). Таким образом, изучали влияние занятий в школах с углубленным характером обучения на характеристики двигательной деятельности учащихся, а также возможность рациональной организации внеучебной деятельности путем оптимизации и интенсификации учебного процесса в школе, т. е. возможность своего рода «положительного переноса». Наконец, характер двигательной деятельности 89 учащихся 2-й ЭГ (2-ЭГ) определялся использованием специально разработанного двигательного режима, включавшего в свою структуру традиционные формы физического воспитания, элементы профессионально-приклад-ной физической подготовки, психофизические и психогигиенические мероприятия, проводимые во внеучебное время с учетом индивидуально-типо-логических и биоритмологических особенностей организма подростков.

В ходе исследования изучали показатели социальной и профессиональной адаптации, психофизиологические и физические характеристики личности подростков. В частности, определяли скорость зрительно-моторной реакции с помощью хронорефлехсометрии, характеристики переключения внимания с использованием таблиц Шуль-те — Платонова, функциональное состояние зрительного анализатора по данным определения критической частоты слияния световых мельканий, мышечно-суставную чувствительность и координацию движений. Состояние здоровья учащихся оценивали на основании анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, результатов распределения учащихся по группам здоровья, структурных характеристик острой и хронической заболеваемости. Кроме того, изучали адаптационный потенциал системы кровообращения и физическую подготовленность учащихся.

Таблица 1

Показатели суточной ДА девушек и юношей 15—17 лет в динамике обучения

Показатель Период наблюдений Девушки

КГ 1-ЭГ 2-ЭГ

п М±т п М±т п М±т

Число локомоций. шаги н 44 16 283+363 39 15 837±411 46 15 897 ±397

р>0,05 р>0,05 р>0,001

Энерготраты, ккал к 43 15017+402 39 15 931 ±376 45 23 246±369

н 44 2 747±84 39 2 684 ±70 46 2 704±84

р>0,05 р>0,05 р<0,001

Продолжительность динамического компонента, мин к 42 2 538±68 38 271И-73 43 3 448±99

н 44 150+16 39 148±21 46 . 144 ±20

Р> 0,05 р>0,05 р<0,001

к 42 152± 19 38 154-1-22 43 265±26

Продолжение

Показатель Период наблюдений Юноши

КГ 1-ЭГ 2-ЭГ

п М±т п М±т п М±т

Число локомоций, шаги н 42 19 476±426 4] 18 964 ±399 43 19 531 ±421

р>0,05 р>0,05 р <0,001

к 40 18 038=4=417 41 19' 113±364 43 28 348±391

Энерготраты, ккал н 42 3 280±417 41 3 146± 113 43 3 123± 112

р>0,05 р> 0,05 р<0,001

к 40 3 008±85 39 3 106+108 40 3 738± 118

Продолжительность динамического компонента, мин н 42 141±20 41 149±23 43 143±24

р>0,05 р>0,05 р<0,01

к 40 144±23 39 153±26 40 228±32

Примечание. Здесь и в табл. 2: Н — начало наблюдений; К — конец наблюдений.

Комплексная оценка ДА предусматривала количественное измерение и качественную характеристику определяющих ее уровень физиологических показателей. К числу важнейших количественных показателей были отнесены: число естественных локомоций, энергетические траты и время, затрачиваемое на выполнение двигательных действий. Качественную характеристику ДА проводили на основании изучения вида локомоций, формы их организации, цели, достигаемой посредством движений, а также структуры распределений различных уровней двигательной деятельности.

Основными критериями нормирования ДА следует считать динамику изменений состояния здоровья, показателей социальной и профессиональной дееспособности детей и подростков и прежде всего уровня острой заболеваемости и степени резистентности организма, его функциональных возможностей,- психофизиологических и биоритмологических показателей, физцнеской работоспособности.

Концепция зависимости здоровья от уровня ДА позволяет предположить, что наиболёе благоприятное воздействие на рост и развитие растущего организма, состояние здоровья и процессы социальной адаптации оказывает ДА только в пределах оптимальных величин [5, 6]. Следовательно, при ДА соответствующей возрастно-половым потребностям в динамике обучения должны отмечаться наиболее благоприятные положительные изменения изучаемых критериальных функций.

Наконец, учитывая саморегуляцию ДА в суточном цикле, гигиеническое нормирование двигательной деятельности в свободном времени учащихся предполагает тщательный подход как к оценке основных параметров внеучебной деятель-

ности, так и к организации режима учебно-воспитательной работы. Важнейшими в этом плане являются учет и соблюдение принципов ограничения выхода ДА за пределы гигиенических нормативов, неравномерности движений на протяжении суток и недели, а также возможности переноса определенного количества движений с одного времени года на другой [7].

Проведенное в ходе исследований количественное измерение ДА как в суточном цикле, так и в свободном времени подростков групп сравнения позволило выявить следующие тенденции (табл. I).

Уровень привычной суточной ДА учащихся контрольной группы при традиционном режиме обучения находился значительно ниже величин гигиенической нормы. Число локомоций у девушек в динамике обучения колебалось от 16 283,7+ ±363,3 до 15 017,5+402,2 шага (7,8%), у юношей — от 19 476,5+426,7 до 18.038,8+417,0 шагов (7,4 %); величина энерготрат у девушек уменьшалась с 2727,5+84,5 до 2538,2+68,6 ккал (7,6 %), у юношей — с 3280,0+67,7 до 3008,5+85,4 ккал (8,3 %); продолжительность динамического компонента у девушек снижалась со 150,9+16,6 до 152,1 + 19,0 мин (1,3 %), у юношей увеличивалась со 141,4+20,7 до 144,4+23,9 мин (2,1 %). Таким образом, количественные параметры двигательного режима учащихся КГ составляли в среднем 60—70 % от возрастно-половых нормативов.

В структуре распределений различных уровней ДА преобладающими оказались показатели, относящиеся к зонам гипокинезии (в среднем 49,8 %) и минимальных величин ДА (38,6%). Удельный вес результатов, соответствующих оптимальным, в наибольшей степени удовлетворяющим биоло-

Таблица 2

Показатели ДА в свободном времени девушек и юношей 15—17 лет в динамике обучения

Показатель Период наблюдений Девушки

КГ 1-ЭГ 2-ЭГ

п М±т п М±т л М±т

Число локомоций, шаги н 44 7 443± 108 39 7 513± 113 46 7 845± 126

р>0,05 р>0,05 р<0,001

к 43 6 258+114 39 7 617± 119 45 13 728± 138

Энерготраты, ккал н 44 885±30 39 879+24 46 918+26

р>0,05 р> 0,05 р<0,001

к 42 863±34 38 914+28 43 1 514±38

Продолжительность динамического компонента, мин н 44 94+12 39 98+11 46 102+14

р>0,05 р>0,05 р<0,001

к 42 90± 13 38 102+11 43 186+20

Продолжение

Период наблюдений Юноши

Показатель кг 1-ЭГ 2-ЭГ

п М±т п М±т п М±т

Число локомоций, шаги Энерготраты, ккал

Продолжительность динамического компонента, мин

Н К Н К Н К

42

40 42

40 42

40

8 946± 126

р>0,05 8012±130 1 014±34 р>0,05 908±32 92± 14 р>0,05 89± 11

41

41 41

39 41

39

8 728± 119

р>0,05 8 896± 124 997 ±34 /»0,05 1 036±27 89+10 р>0,05 93± 11

43

43 43

40 43

40

9 Ю3± 114 р<0,001 15 346± 142 1 082+36 р<0,001 1 724±41 84±11 р<0,001 153±14

гическим потребностям величинам ДА, в динамике обучения снижался с 11,6 до 7,2 %.

Показатели ДА в свободном времени подростков (табл. 2) были подвержены значительным индивидуальным и сезонным колебаниям, а также имели выраженную тенденцию к уменьшению физиологических коррелят двигательной деятельности в динамике обучения. Число локомоций, составляя в начале периода обучения 7443,3± 108,2 шага у девушек и 8946,6±126,7 шага у юношей, уменьшалось к его концу соответственно до 6258,7+114,4 (15,9 %) и 8012,8± ±130,8 шага (10,4 %), энергетические траты снижались у девушек с 885,6+30,3 до 863,9± ±34,4 ккал (2,5 %), у юношей — с 1014,2±34,5 до 908,5±32,9 шага (10,5%); и только продолжительность динамического компонента оставалась приблизительно на одном и том же уровне, колеблясь соответственно от 94,6±12,5 до 80,2± ±13,3 мин (4,3%) и от 92,4± 14,3 до 89,4± ±11,3 мин (3,3%). Полученные данные убедительно свидетельствуют о существенном качественном обеднении двигательной деятельности подростков, совершаемой в обычных условиях ко времени окончания средней школы, выраженном уменьшении показателей ее интенсивности, напряженности и плотности.

Показатели ДА учащихся 1-ЭГ также характеризовались низкими величинами, составляющими в среднем 65—80 % от гигиенической нормы. Число локомоций в динамике обучения увеличивалось у девушек с 15 837,4±411,3 до 15 931,5± ±376,4 шага в сутки (0,6 %), у юношей — с 18 964,5±399,9 до 19 113,4±364,2 шага (0,8 %); величина суточных энерготрат у девушек увеличивалась с 2684,5±70,0 до 2711,8 ккал (1,0 %), у юношей уменьшалась с 3146,7±3113,2 до 3106,5± 108,7 ккал (1,3%); продолжительность

двигательного компонента в суточном бюджете времени увеличивалась соответственно с 148,5± ±21,6 до 154,7±22,8 мин (3,9%) и с 149,7± ±23,0 до 153,3±26,8 мин (2,6%). Характерной чертой результатов как у юношей, так и у девушек являлась их выраженная стабильность на протяжении периода наблюдений. Диапазон изменений изучаемых показателей не превышал 2—3 %. Вместе с тем необходимо отметить, что наибольшие величины физиологических коррелят двигательной деятельности были зарегистрированы к окончанию периода наблюдений. И хотя они не достигали возрастно-половых нормативов, наметившиеся тенденции свидетельствовали, что двигательный режим учащихся специализированных школ приводит к определенной упорядоченности структурных характеристик двигательной деятельности подростков и ее содержания.

Аналогичная картина наблюдалась и при анализе показателей ДА в свободном времени учащихся. В динамике обучения число локомоций увеличивалось у девушек с 7513,5±113,5 до 1617,5±119,9 шага (1,4%), у юношей — с 8728,5±119,5 до 8896,7 шага (1,9%); энерготраты возрастали соответственно с 879,4±24,4 до 914,7±28,7 ккал (3,9%) и с 997,5±34,4 до 1036,7±27,4 ккал (3,8%); продолжительность динамического двигательного компонента увеличивалась соответственно с 98,7± 11,1 до 102,4± ±11,9 мин (3,9%) и с 89,3± 10,8 до 93,5± ±11,4 мин (4,3 %).

Для двигательного режима учащихся 2-ЭГ весьма характерными были достижение гигиенической нормы ДА и оптимальное распределение ее физиологических коррелят в суточном цикле. Число локомоций в динамике обучения у девушек увеличивалось с 15 897,4±397,2 до 23 246,5± ±369,9 шага в сутки (31,1 %), у юношей —

с 18 964,7±399,1 до 28 348,5±391,7 шага (31,1%); величина энерготрат увеличивалась соответственно с 2704,0±70,5 до 3448,5± ±99,4 ккал (21,6%) и с 3123,5±112,8 до 3738± 118,4 хал (16,5%); продолжительность динамического компонента в суточном бюджете времени возрастала у девушек с 144,4±20,4 до 265,8±26,7 мин (45,7 %), у юношей — с 143.5± ±24,9 до 228,2±32,8 мин (37,3%). Выявленные в ходе исследований тенденции свидетельствовали о существенной качественной перестройке стереотипа двигательных действий подростков ко времени завершения учебы в школе.

ДА в свободном времени подростков в динамике обучения характеризовалась следующими параметрами. Число локомоций у девушек возрастало с 7845,4±126,4 до 13 728,6±138,9 шага (42,9 %), у юношей — с 9103,24= 1 14,8 до 15 346,7±142,2 шага (40,7 %); энергетические траты увеличивались соответственно с 918,7±26,8 до 1514±38,0 ккал (39,4%) и с 1082,5±36,5 до 1724,7±41,9 ккал (37,2 %); продолжительность динамического компонента у девушек возрастала с 102,6±14,5 до 186,3±20,6 мин (45,2 %), у юношей — с 84,9± ±11,5 до 153,2±14,8 мин (45,1 %).

В качестве критериев эффективности моделируемых двигательных режимов использовали показатели динамики изменений ряда психофизиологических функций, в частности скорости зрительно-моторной реакции, переключения внимания, координации движений и точности кинестезии; показатели адаптационных ресурсов организма, в частности системы кровообращения, а также состояние здоровья и физическая подготовленность подростков.

Использование экспериментальной программы, направленной на оптимизацию свободного времени учащихся, позволило уже в довольно короткие сроки добиться заметного улучшения показателей функционирования центральной нервной системы и двигательного анализатора. Так, уже через 1 —1,5 года после начала ее применения у девушек 2-ЭГ латентный период простой зрительно-моторной реакции уменьшился с 245,3± ±21,0 до 218,6± 18,9 мс (11,0%; р<0,001), у юношей — с 244,5± 16,3 до 217,6± 19,9 мс (11,1%; р<0,001); показатель переключения внимания уменьшался соответственно с 149,0± ±40,2 до '116,5±35,5 мс (22,1%; р<0,01) и с 145,8±45,1 до 112,4±49,5 мс (15,9 %;р<0,001); критическая частота слияния световых мельканий возрастала у девушек с 34,1 ±4,1 до 39,5± ±6,6 Гц (12,8 %; р<0,001), у юношей — с 31,3± ±3,9 до 39,0±7,2 Гц (20,5 %; р<0,001); ошибка при определении величины мышечно-суставной чувствительности уменьшалась соответственно с 4,5±0,2 до 2,3±0,3° (48,9%; р<0,001) и с 4,8±0,3 до 3,0±0,3° (37,5 %; р<0,001). Более пассивной к целенаправленному воздействию оказалась координация движений — только к концу наблюдений удавалось добиться существенных статистически достоверных изменений показателей этой психофизиологической функции. Число касаний при прохождении лабиринта ко времени окончания обучения в школе снижалось у девушек и юношей соответственно с 11,6± ±0,7 до 8,1 ±0,9 (30,2%; р<0,001) и с 10,8± ±0,7 до 7,4±0,9 (22,3%; р<0,01). Изменения

психофизиологических показателей подростков 1-й и 2-й групп соответствовали возрастным тенденциям.

Двигательный режим учащихся 3-й группы, в полной мере соответствуя биологическим потребностям, оказывал выраженное положительное влияние на состояние здоровья учащихся. Так, у школьников 3-й группы в 1,75 раза снижалась заболеваемость с временной утратой трудоспособности, на 16,2 % уменьшалось количество часто и длительно болеющих подростков, на 10,4 % увеличивалось количество учащихся, относящихся к I группе здоровья. В 1-й и 2-й группах наблюдалось увеличение соответственно на 3,5 и 2,9 % количества часто и длительно болеющих, снижение на 5,8 и 4,5 % количество учащихся, относящихся к 1 группе здоровья, острая заболеваемость не изменялась.

О благоприятном влиянии разработанного двигательного режима на показатели состояния здоровья свидетельствовали и результаты оценки адаптационного потенциала организма учащихся. Показатели, характерные для удовлетворительной адаптации, были зарегистрированы более чем у 2/з подростков 3-й группы и лишь у '/з—'/г школьников 1-й и 2-й групп. А соотношение показателей, свидетельствующих о напряжении механизмов адаптации и неудовлетворительном ее протекании, у подростков групп сравнения оказалось 5:4:1 соответственно в 1, 2 и 3-й группах.

Результаты физической подготовленности учащихся экспериментальной группы также значительно превосходили показатели физического состояния школьников, занимавшихся как по традиционной программе обучения, в школе-гимназии, в лицеях.

Таким образом, проведенные исследования позволяют с физиолого-гигиенических позиций обосновать гигиенические нормативы ДА в свободном времени подростков 15—17 лет и рекомендовать для широкого использования разработанную модель рациональной организации внеучебной деятельности учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. 1. К числу важнейших принципов гигиенического нормирования ДА детей и подростков следует отнести учет характеристик и показателей двигательной деятельности как в учебный, так и во внеучебный периоды, в первую очередь в свободное время учащихся.

2. Гигиеническими нормативами ДА в свободном времени подростков 15—17 лет следует считать следующие величины: число локомоций — 10 000—17 000 шагов у девушек, 12 000—20 000 шагов у юношей; величина энерготрат — 1200— 1800 ккал у девушек, 1400—2000 ккал у юношей; продолжительность динамического компонента соответственно 150—210 и 120—180 мин.

3. Рациональная организация свободного времени подростков предполагает создание комплексной модели его проведения, основанной на широком использовании традиционных и нетрадиционных форм физической культуры, психофизических и психогигиенических мероприятий с непременным учетом индивидуально-типологических, личностных и биоритмологических особенностей организма учащихся.

Литература

1. Беседина А. А., Сухарев А. Г. Реабилитация школьников, перенесших острые респираторные вирусные инфекции.— Киев. 1987.

2. Боярский А. П. Гигиенические аспекты свободного времени школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— Свердловск, 1982.

3. Мацкявичус Д. А. Гигиенические принципы организации двигательного режима юношей-допризывников учащихся средней школы: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1992.

4. Полиевский С. А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты).— М., 1989.

5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.— М., 1991.

6. Сухарев А. Г., Сергета И. В. 11 Гнг. и сан.— 1993.— № 3,— С. 38—41.

7. Сухарев А. Г., Теленчи В. И., Шелонина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков.— М., 1988.

8. Чехоева Н. Б. Гигиеническое обоснование оптимального двигательного режима девочек II —14 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1992.

9. Шелонина О. А. Гигиенические принципы организации целенаправленного физического воспитания учащихся технических училищ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М„ 1985.

Поступила 12.04.94

© Л. В. ИСТОМИН. Л. Л. РУМЯНЦЕВА. 1994 УДК 613.2-053.67(470)

А. В. Истомин, Л. А. Румянцева

КОМПЛЕКСНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ ЬЁВЕРЕ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Мы изучали фактическое питание, энергетические затраты, умственную и физическую работоспособность, витаминный обмен и заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) у учащихся в связи с характером питания, условиями обучения и особенностями климатогеогра-фического района проживания.

Выбранный контингент включал 15—17-летних подростков ПТУ г. Ухты (Республика Коми).

Для оценки состояния фактического питания использовали активный опросно-анкетный метод. Учащиеся ежедневно в течение 3 дней заполняли специальную анкету, в которой отмечали время приема пищи, особенности режима, наименование отдельных блюд и продуктов с указанием потребляемого количества [1].

По собранным материалам составляли меню-раскладку и проводили расчет ее питательной ценности с использованием справочных таблиц химического состава пищевых продуктов [8, 9].

Изучение питания, организованного столовой, проводили по меню-раскладкам [1].

В качестве показателей, характеризующих состав рационов, использовали нутриенты, величины которых регламентируются нормами физиологических потребностей [4].

Всего собрано и проанализировано 106 рационов питания в столовой и домашних условиях.

О суточных энергозатратах судили на основании хронометража отдельных видов деятельности обследуемых с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [7].

При изучении физической работоспособности использовали тест (ФР/170), основанный на расчете мощности нагрузки, выполненной при частоте сердечных сокращений 170 в минуту [6].

Для оценки функционального состояния нервной системы использовали корректурную пробу

Таблица

Характеристика рационов питания учащихся ПТУ (М±т)

Показатель1 Весенний период Осеиши' период

фактическое питание в том ч«сле прием пищи в столовой фактическое питание в том числе прием пнщи в столовой

Белки, г 71,0±2,8 37,6±2,4 64-,6±5,2 26,4 ±1,2

В том числе животного происхождения, г 27,0±2,3 13,6±2,1. 18,4±3,4 10,1 ± 1,1

Жиры, г 85,1 ±5,4 38,6±2,5 73,0±3,9 25,4 ±1,7

В том числе растительного происхождения, г 28,6±2,6 15,0± 1,0 19,3+1,7 7,5±1,1

Углеводы, г 387,7± 13,2 181,1 ±6,8 414,8±29,3 122,3±9,8

Энергетическая ценность, ккал 2600,7+95,7 1222,2±39,6 2574,6± 144,7 823,4±47,4

Витамины:

С, мг 50,4±9,9 16,5±3,9 51,6±8,2 8,6± 1,0

А, мкг рет. экв. 474,9+111,0 151,1-1-12,3 390,0+37,0 291,1+79,1

Е, мг ток. экв. 19,9±1,6 9,5±0,8 14,6± 1,1 6,5±0,7

В,, мг 1,18±0,05 0,58±0,03 1,13±0,07 0,42±0,03

В2, мг 1,01 ±0,08 0,40±0,04 0,76±0,08 0,35±0,02

В с, мг 1,884=0,08 0,83±0,04 1,58±0,10 0,54±0,04

РР, мг ннац. экв. 12,2±0,63 5,4±0,2 1 !,6±0,92 4,3±0,36

Фолат, мкг 143,0±9,0 76,1 ±5,7 127,4±8,8 49,2±2,8

Минеральные вещества, мг:

кальций 562,4±59,7 240,0+28,8 438,5±86,8 199,0± 17,7

фосфор 1227,4±61,8 592,7+40,3 1053,7+74,6 464,8±22,0

магнии 342,1± 14,3 166,7±6,7 333,9±30,4 143,8± 13,0

железо 20,5± 1,9 10,9±0,5 20,9± 1,5 8,3±0,9

йод, мкг 36,6±4,8 16,3±4,8 32,8±7,7 32,9±6,3

' С учетом потерь при тепловой кулинарной обработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.