Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN THEORETICAL BASES FOR THE HYGIENIC STANDARDIZATION OF PHYSICAL LOADS FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

The author discloses certain signs peculiar to the body of children and adolescents in the state of hypo- and hyperdynamia and presents theoretical bases for the hygienic standardization of physical loads. The hygienic standard corresponds to an amount of physical work that provides maintainance and strengthening of health, increase of the physical working capacity and the functional abilities of children and adolescents. A princle governing the determination of the optimal physical loads is suggested for the higienic standardization of physical activities of school undergraduates.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Результаты исследований, исключая широкое применение полистирола компаундированных марок «ПК-ПА» и «ПК-ПБ» в пищевой промышленности, позволяют наметить некоторые более узкие возможности его использования, например, для изготовления изделий, соприкасающихся с сухими пищевыми продуктами, и для облицовки холодильников.

В заключение необходимо указать на то, что компаундированный полистирол марки «ПК-ПБ» на отечественном синтетическом каучуке «СКД» является перспективным для создания в дальнейшем на его основе специальной марки этого материала, предназначенной для более широкого применения в пищевой промышленности. Поэтому Кусковскому химическому заводу рекомендовано провести дальнейшую работу с целью совершенствования технологического процесса и рецептуры компаундированного полистирола. марки «ПК-ПБ» для получения материала, отвечающего гигиеническим требованиям. При этом могут быть учтены уже достигнутые результаты снижения остаточного мономера стирола в изделиях и подбора оптимального соотношения ингредиентов смеси в процессе компаундирования.

Поступила 9/Ш 1971 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF ARTICLES MADE OF POLYSTEROL OF COMPOUNDED TRADE MARKS INTENDED FOR THE USE IN FOOD INDUSTRY

D.D. Braun

A sanitary-chemical investigation detected the passage of organic substances from poly-sterol articles into an extract, that had a weak toxic effect. Consequently, it is necessary to limit the use of polysterol of investigated trade marks for production of articles to be in contact with food products.

УДК 613.71-053.5-

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Канд. мед. наук А. Г. Сухарев Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

На всех этапах эволюционного развития формирование человека происходило в неразрывной связи с его активной мышечной деятельностью. Биологическая роль физических нагрузок в онтогенезе раскрывается многими физиологами. Проблема рациональной организации двигательного режима как средства укрепления здоровья и повышения работоспособности давно привлекает внимание гигиенистов. В многочисленных работах, появившихся в последние годы, дается гигиеническая оценка влияния различных физических нагрузок на состояние здоровья и физическое развитие, умственную и физическую работоспособность школьников. Однако полученные данные разноречивы; объясняется это тем, что эффективность обусловливается величиной нагрузок. Только оптимальные величины физической активности могут положительно влиять на растущий организм. В связи с этим нам хочется высказать некоторые теоретические предпосылки к гигиеническому нормироваию физических нагрузок для детей и подростков школьного возраста.

При оценке влияния физических нагрузок можно исходить из толерантности, т. е. возможности развития и существования организма при предельных величинах данного фактора. В этом случае границами толерантности организма служат, с одной стороны, адинамия, а с другой — состояние энергетического истощения (см. рисунок). Адинамия — отсутствие динамического компонента нагрузок в состоянии человека, при котором суточные энерготраты приближены к основному обмену. Это состояние изуча-

лось в экспериментах на животных или на парализованных детях (И. А. Ар-шавский), а также при иммобилизации лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями (А. Л. Мясников и И. А. Рыбкин). При адинамии отмечены нарушение взаимодействий организма с внешней средой, снижение тонуса центральной нервной системы, мышечная атрофия и декальцинация, расстройство регуляций вегетативных и двигательных функций и ряд других предпатологических и патологических признаков. Энергетическое истощение — патологическое состояние, обусловленное исчерпанием энергетических ресурсов организма. Это состояние возникает при длительной и изнуряющей физической деятельности. В спортивной медицине состояние, приближающееся к энергетическому истощению, возникает при физическом перенапряжении, т. е. при несоответствии величин нагрузок функциональным возможностям организма. Известно, что физическое перенапряжение особенно опасно для детей и подростков; у них оно служит причиной ряда серьезных заболеваний (В. К. Добровольский; А. Г. Дембо, и др.).

Следовательно, на пути к границам толерантности находятся состояния предпатологии и патологии (адинамия и энергетическое истощение), которые не могут быть использованы при гигиеническом нормировании физической активности детей и подростков.

Гигиенической нормой могут быть признаны только те величины физических нагрузок, которые не только сохраняют, но и укрепляют состояние здоровья, обеспечивают физическое совершенство и высокую работоспособность школьников. Границами гигиенической нормы могут служить, с одной стороны, минимально допустимый объем, переходящий в зону минимальных нагрузок, а с другой — предельно допустимый, переходящий в зону максимальных нагрузок. Критериями указанных границ (при всей их условности) являются показатели состояния здоровья и физического развития, а также уровень и направленность функциональных изменений рав^ущего организма.

^Минимальныйобъем^ышечной деятельности для школьников 12—16 лет характеризуется суточными локомоциями в пределах 8000—12 ООО шагов, объемом выполненной при ходьбе работы1 в пределах 42 ООО—58 ООО кгм и суточными энерготратами, не превышающими 2000 ккал. Такой объем физических нагрузок может создаваться у школьников при перегрузке учебной работой и домашними заданиями, особенно в условиях сурового климата, ограничивающего естественные локомоции ребенка. Как массовое явление минимальный объем мышечной деятельности отмечался нами у школьников Норильска.

При адаптации растущего организма к минимальным нагрузкам возникает состояние гиподинамии, при котором в первую очередь наблюдается задержка развития основных физических качеств. Показатели физической подготовленности школьников Норильска во всех возрастно-половых группах достоверно ниже, чем у их сверстников, проживающих в других рай-она"х Советского Союза (А. Г. Сухарев и Г. В. Фетисов). Изучение физи-

1 Расчет работы при ходьбе производился по формуле: А = """¿"""•5. предложенной М. И. Кузнецовым.

Направленность функциональных изменении при различной физической активности.

2*

35

ческой работоспособности в лабораторных условиях также показало, что объем выполненной на велоэргометре работы и предельная мощность нагрузки на 30—40% ниже средних возрастных данных. Одновременно у школьников Норильска отмечался низкий уровень функциональных возможностей, большая лабильность вегетативных функций при выполнении физических нагрузок и затяжной характер восстановительных процессов после работы. Следовательно, при гиподинамии нарушается развитие не только локомоторного аппарата, но и вегетативных функций.

Признаки, характерные для состояния организма при гиподинамии, гигиенической норме

и гипердинамии

Гиподинамия

Гигиеническая норма

Гипердннамия

Снижение резистентности, повышение неспецифической заболеваемости

Низкие показатели физической работоспособности

Низкий уровень функциональных возможностей, лабильность вегетативных и двигательных систем при физических нагрузках, затяжной характер восстановительных процессов Высокие энергетические затраты при дозированной мышечной деятельности (в ккал/кгм)

Отставание в развитии основных физических качеств

Превышение веса тела (М+2о и более) за счет жироотложения

Высокая резистентность к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, низкая заболеваемость Соответствие показателей физической работоспособности возраст-но-половым нормативам

Высокий уровень функциональных возможностей, адекватность реакций на физические нагрузки

Умеренные энергетические затраты при дозированной мышечной деятельности (в ккал/кгм) Равномерность в развитии основных двигательных качеств Гармоничность физического развития

Снижение резистентности к неблагоприятным факторам внешней среды, своеобразие возникновения и течения заболеваний Высокая «локальная» физическая работоспособность

Очень высокие функциональные показатели тренируемых систем и угнетение ряда функций, не участвующих в работе

Низкие энергетические затраты в специализированных видах физической деятельности

Преимущественное развитие тренируемых физических качеств Спортивный тип телосложения

Выявленные расстройства устраняются при увеличении объема физических нагрузок в системе физического воспитания школьников. Экспериментальные исследования в Норильске показали, что введение ежедневного урока физической культуры в школе или расширение внеклассной и внешкольной спортивной работы и создание режима повышенной двигательной активности в семье ликвидируют дефицит мышечной деятельности и последствия гиподинамии.

Максимальный объем физических нагрузок создается у юных спортсменов на этапе спортивного совершенства. Это объем характеризуется в одних случаях резким увеличением суточных локомоций (30 000—40 00 шагов в сутки), а в других — значительным возрастанием мощности выполняемых нагрузок. Суточные энерготраты при этом достигают 4000 ккал и даже более. При адаптации растущего организма к максимальным нагрузкам возникает состояние, которое можно назвать гипердинамией. Характерными признаками такого состояния являются преимущественное развитие тренируемых физических качеств и «локальная» физическая работоспособность, т. е. высокая работоспособность только в избранном виде мышечной деятельности. Вместе с тем отмечается угнетение ряда функций, не участвующих в работе. Проведенный нами анализ функциональных сдвигов

у участников XI Всесоюзной спартакиады школьников убедил нас в том, что при спортивной специализации формируется односторонний, спортивный тип телосложения. При гипердинамии снижается резистентность организма к неблагоприятным факторам внешней среды, а также наблюдается своеобразие возникновения и течения заболеваний (А. Г. Дембо; Л. И. Сто-гова, и др.). При максимальных физических нагрузках, особенно весной на фоне учебных занятий в школе, угнетаются глюкокортикоидная и анд-рогенная функции надпочечников, снижается активность окислительно-восстановительных ферментов крови, происходит ряд других неблагоприятных сдвигов (Л. Ф. Бережков и соавт.). В связи с этим при подготовке юных спортсменов требуется нормировать физические нагрузки, исходя из гигиенических принципов.

Оздоровительная направленность, гармоничность развития и оптимальность одноразовых физических нагрузок являются основными принципами гигиенического нормирования в детском и подростковом возрасте. На основании результатов наших собственных исследований и литературных данных можно назвать признаки, характеризующие состояние организма школьников при гиподинамии, гигиенической норме и гипердинамии (см. таблицу).

Нормирование физических нагрузок, основанных на гигиенических принципах, будет способствовать укреплению состояния здоровья школьников, особенно в связи с научно-техническим прогрессом и общим снижением физической активности человека.

ЛИТЕРАТУРА

А р ш а в с к и й И. А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967.— Бережков Л. Ф., Сухарев А. Г., Оси лова М. С. и др. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции. Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. М., 1971, с. 18.— Дембо А. Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л., 1970.— Добровольский В. К. Профилактика повреждений патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. М., 1967.— Кузнецов М. И. Вопр. курортол., 1968, № 1, с. 58.— Мясников А. Л., Р ы в к и н И. А. Вестн. АМН СССР, 1965, № 6, с. 30.— С т о г о в а Л. И. В кн.: Физкультура и здоровье. М., 1963, с. 18.— Сухарев А. Г., Фетисов Г. В. BonD. антропол., 1970, в. 34, с. 55.

Поступила ¿8/1X 1970 г.

CERTAIN THEORETICAL BASES FOR THE HYGIENIC STANDARDIZATION OF PHYSICAL LOADS FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

A. G. Sukharev

The author discloses certain signs peculiar to the body of children and adolescents in the state of hypo- and hyperdynamia and presents theoretical bases for the hygienic standardization of physical loads. The hygienic standard corresponds to an amount of physical work that provides maintainance and strengthening of health, increase of the physical working capacity and the functional abilities of children and adolescents. A princle govering the determination of the optimal physical loads is suggested for the higienic standardization of physical activities of school undergraduates.

УДК в13.в-053.С1вв

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМОВ СТАРШИХ КУРСОВ ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. 3. Белоусов (Москва)

Учащиеся химических техникумов проходят практику по специальности на различных предприятиях промышленности. Так, находящиеся под нашим наблюдением студенты IV курса Московского химико-технологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.