Литература
1. Беседина А. А., Сухарев А. Г. Реабилитация школьников, перенесших острые респираторные вирусные инфекции.— Киев, 1987.
2. Боярский А. П. Гигиенические аспекты свободного времени школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— Свердловск, 1982.
3. Мацкявичус Д. А. Гигиенические принципы организации двигательного режима юношей-допризывников учащихся средней школы: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1992.
4. Полиевский С. А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты).— М., 1989.
5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.— М., 1991.
6. Сухарев А. Г., Сергета И. В. 11 Гиг. и сан.— 1993.— № 3,— С. 38—41.
7. Сухарев А. Г., Теленчи В. И., Шелонина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков.— М., 1988.
8. Чехоева Н. Б. Гигиеническое обоснование оптимального двигательного режима девочек II —14 лет: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1992.
9. Шелонина О. А. Гигиенические принципы организации целенаправленного физического воспитания учащихся технических училищ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М„ 1985.
Поступила 12.04.94
© Л. В. ИСТОМИН. Л. Л. РУМЯНЦЕВА. 1994 УДК 613.2-053.67(470)
А. В. Истомин, Л. А. Румянцева
КОМПЛЕКСНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ ЬЁВЕРЕ
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Мы изучали фактическое питание, энергетические затраты, умственную и физическую работоспособность, витаминный обмен и заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) у учащихся в связи с характером питания, условиями обучения и особенностями климатогеогра-фического района проживания.
Выбранный контингент включал 15—17-летних подростков ПТУ г. Ухты (Республика Коми).
Для оценки состояния фактического питания использовали активный опросно-анкетный метод. Учащиеся ежедневно в течение 3 дней заполняли специальную анкету, в которой отмечали время приема пищи, особенности режима, наименование отдельных блюд и продуктов с указанием потребляемого количества [1].
По собранным материалам составляли меню-раскладку и проводили расчет ее питательной ценности с использованием справочных таблиц химического состава пищевых продуктов [8, 9].
Изучение питания, организованного столовой, проводили по меню-раскладкам [1].
В качестве показателей, характеризующих состав рационов, использовали нутриенты, величины которых регламентируются нормами физиологических потребностей [4].
Всего собрано и проанализировано 106 рационов питания в столовой и домашних условиях.
О суточных энергозатратах судили на основании хронометража отдельных видов деятельности обследуемых с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [7].
При изучении физической работоспособности использовали тест (ФР/170), основанный на расчете мощности нагрузки, выполненной при частоте сердечных сокращений 170 в минуту [6].
Для оценки функционального состояния нервной системы использовали корректурную пробу
Таблица
Характеристика рационов питания учащихся ПТУ (М±т)
Показатель1 Весенний период Осеиши' период
фактическое питание в том ч«сле прием пищи в столовой фактическое питание в том числе прием пнщи в столовой
Белки, г 71,0±2,8 37,6±2,4 64-,6±5,2 26,4 ±1,2
В том числе животного происхождения, г 27,0±2,3 13,6±2,1. 18,4±3,4 10,1 ± 1,1
Жиры, г 85,1 ±5,4 38,6±2,5 73,0±3,9 25,4 ±1,7
В том числе растительного происхождения, г 28,6±2,6 15,0± 1,0 19,3+1,7 7,5±1,1
Углеводы, г 387,7± 13,2 181,1 ±6,8 414,8±29,3 122,3±9,8
Энергетическая ценность, ккал 2600,7+95,7 1222,2±39,6 2574,6± 144,7 823,4±47,4
Витамины:
С, мг 50,4±9,9 16,5±3,9 51,6±8,2 8,6± 1,0
А, мкг рет. экв. 474,9+111,0 151,1-1-12,3 390,0+37,0 291,1+79,1
Е, мг ток. экв. 19,9±1,6 9,5±0,8 14,6± 1,1 6,5±0,7
В,, мг 1,18±0,05 0,58±0,03 1,13±0,07 0,42±0,03
В2, мг 1,01 ±0,08 0,40±0,04 0,76±0,08 0,35±0,02
В с, мг 1,884=0,08 0,83±0,04 1,58±0,10 0,54±0,04
РР, мг ннац. экв. 12,2±0,63 5,4±0,2 11,6±0,92 4,3±0,36
Фолат, мкг 143,0±9,0 76,1 ±5,7 127,4±8,8 49,2±2,8
Минеральные вещества, мг:
кальций 562,4±59,7 240,0+28,8 438,5±86,8 199,0± 17,7
фосфор 1227,4±61,8 592,7+40,3 1053,7+74,6 464,8±22,0
магнии 342,1± 14,3 166,7±6,7 333,9±30,4 143,8±13,0
железо 20,5± 1,9 10,9±0,5 20,9± 1,5 8,3±0,9
йод, мкг 36,6±4,8 16,3±4,8 32,8±7,7 32,9±6,3
' С учетом потерь при тепловой кулинарной обработке.
Таблица 2
Показатели выведения с мочой витаминов С и В] у учащихся ПТУ
Показатель
Весна
Осень
Экскреция аскорбиновой кислоты
Физиологическая норма
(0,7—1,0 мг/ч) Умеренный дефицит (до 0,2 мг/ч) Глубокий дефицит (менее 0,2 мг/ч) /о
М±т
37 57 6 100
78 22 0 100
0,60±0,05 0,77±0,02* Экскреция тиамина Физиологическая норма
(15—35 мкг/ч) Дефицит выделения (менее 15 мкг/ч) о/ /о
М±т
73 100
27 0
100 100
20,4±1,3 22,0±0,9
Примечание. Звездочка — достоверные различия с весенним периодом (р<0,01).
с кольцами Ландольта [6]. Всего собрано и проанализировано 310 анкет.
О степени витаминной обеспеченности .организма обследуемых судили по уринарной экскреции аскорбиновой кислоты и тиамина в пробах мочи, собранной утром натощак в течение 1ч [3]. Всего биохимическими методами обследовано 62 подростка.
Заболеваемость с ВУТ изучена в динамике 7 лет у 350 учащихся [2].
Математическая обработка материалов исследований проведена общепринятыми методами санитарной статистики [5] с использованием персонального компьютера типа IBM PS XT.
Одним из основных требований рационального питания является соответствие калорической ценности получаемого питания энергетическим затратам.
Результаты хронометрирования отдельных видов деятельности подростков показали, что наибольший удельный вес в структуре суточного бюджета времени занимают сон — 32 %, выполнение домашних заданий, • учебные занятия — 28 %, двигательная активность, ходьба, прогулки— 16%, различные виды досуга, отдых — 9 %, прием пищи, личная гигиена — 6 %, занятия спортом, физическая культура — 4 %, дорога в ПТУ, дорога домой — 4 %, прочие — 1 %.
Расчет энергетических затрат, произведенный на основании суточного бюджета, позволил установить калорическую потребность учащихся ПТУ, осваивающих профессию электросварщика ручной сварки, составляющую в среднем 3112 ккал/сут (3095 ккал — весной, 3126 ккал — осенью).
Анализ фактического питания подростков, проведенный в весенне-осенней динамике, позволил установить, что калорийность пищи составляет в среднем 2600 ккал/сут (табл. 1).
Квота белков (Б) в рационах питания обследованных находится на уровне 11 % от суточной калорийности, жиров (Ж) — 28 %, углеводов (У) —61 %; при весовом соотношении Б:Ж:У — 1:1,2:5, 8, что отражает определенный дисбаланс основных пищевых веществ.
Доля животного белка в суточных рационах питания учащихся занижена и составляет 34 %,
удельный вес растительных жиров соответствует норме (31 %).
Обеспеченность питания подростков витаминами составляет в среднем 66 %; по отдельным витаминам: А — 43 %, В2 — 51 %, РР — 60 %, С, В,, фолат — 70—79 %, В6 — 90 %.
При удовлетворительном количестве железа и магния в рационах фактического питания подростков отмечен дефицит других минеральных веществ, составляющий по кальцию 57 %, фосфору 35 %, йоду 73 %; соотношение Са:Р — 1:2,3.
Для учащихся в столовой ПТУ организовано одноразовое горячее питание (обеды). В их построении отмечается определенная несбалансированность: дисбаланс Б:Ж:У в сторону избытка углеводов; дефицит отдельных витаминов и минеральных элементов при нарушенных соотношениях между ними.
Выявленные нарушения в количественном и качественном составе рационов фактического питания обусловлены нерациональной структурой потребления отдельных продуктов. Так, ежедневный уровень потребления мяса и мясопродуктов составляет 98—138 г, рыбы и рыбопродуктов — 8—13 г, яиц —3—13 г, молока и молокопро-дуктов — 148—235 г, масла растительного — 5 — 18 г, овощей, фруктов и ягод — 544—640 г, крупяных изделий, бобовых — 7—36 г, макаронных изделий — 30—61 г, хлеба и хлебопродуктов — 345—356 г, сахара и кондитерских изделий — 112—144 г.
Наряду с общей оценкой питания изучено состояние витаминного обмена (табл. 2). Установлено, что экскреция аскорбиновой кислоты с «часовой» мочой, взятой натощак, в весенний период года была достоверно (на 22 %) ниже, чем в осенний, что свидетельствует о повышенной потребности подростков в витамине С весной.
Выведение ткамина с мочой в осенний период года у всех обследованных находилось в пределах физиологической нормы; в то же время весной у 27 % обследованных отмечена пониженная экскреция витамина В|.
Исследование умственной работоспособности показало, что скорость переработки зрительной информации у подростков в среднем за учебную неделю в осенний период года на 7,5 % превышала соответствующий показатель весной (1,33± ±0,04 бит/с). При этом, если уровень работоспособности «до уроков» в начале недели превышал аналогичный показатель в конце недели на 15 % (весной) и 33 % (осенью), то «после уроков» — на 12 и 15 % (р<0,01) соответственно. Статистически достоверные изменения в скорости переработки зрительной информации отмечены нами и в динамике учебного дня.
Как показали исследования, величина физической работоспособности подростков осенью на 13 % (р>0,05) превышала аналогичный показатель в весенний период.
Установлено также, что удовлетворительный уровень работоспособности (менее 10 кгм/мин/кг) отмечен у 8 % обследованных весной и у 3 % осенью; умеренный (от 10 до 12 кгм/мин/кг) — у 23 и 18 %; средний (от 12 до 15 кгм/мин/кг) — у 25 и 24 %; хороший (от 15 до 20 кгм/мин/кг) — у 40 и 41 %; высокий (более 20 кгм/мин/кг) —
у 4 и 14 % в весенний и осенний периоды соответственно.
Выявлено, что показатели заболеваемости подростков находятся на среднем уровне и составляют 83,8 (62,1 —101,8) случая на 100 учащихся. Число дней нетрудоспособности 337,5 (272,3— 403,0). Средняя длительность одного случая 4 дня (3,5—4,6).
В структуре заболеваемости наибольший удельный вес имеют болезни органов дыхания (83,2 %), на втором месте по числу случаев — травмы и отравления (5,3 %), на третьем — болезни нервной системы и органов чувств (2,9%), далее идут болезни органов пищеварения (2,8 %), болезни кожи и подкожной клетчатки (2,3%).
Таким образом, проведенные комплексные гигиенические исследования алиментарного статуса подростков на Европейском Севере позволили выявить ряд особенностей их питания, энергетических затрат, состояния витаминного обмена, уровня умственной и физической работоспособности, заболеваемости с ВУТ.
На основании полученных результатов уточнены нормы потребления основных пищевых веществ для изучаемой группы населения: белки — 99 г, в том числе животные 59,5 г, жиры—101 г, в том числе растительные 30 г, углеводы — 428 г.
Полученные данные явились основой для разработки гигиенических рекомендаций, направлен-
ных на улучшение питания и состояния здоровья учащихся подростков.
Литсратура
1. Вопросы изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания: Метод, рекомендации / Сост. Заиченко А. И. и др.— М., 1984.
2. Догле Н. В., Юркевич А. Я. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности.— М., 1984.
3. Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения.— М., 1984.
4. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР.— М., 1991.
5. Ноткин Е. J1. Статистика в гигиенических исследованиях.— М., 1965.
6. Оценка эффективности профилактической витаминизации учащихся средних школ: Метод, рекомендации / Сост. Кондратьева И. И. и др.— М., 1987.
7. Потребности в энергии и белке,— М., 1987
8. Химический состав пищевых продуктов: Справочник таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий.— М., 1984.
9. Химический состав пищевых продуктов: Справочник.— М„ 1987.
Поступила 29.03.9)
Su m m а г у. Energy expenditures, real nutrition, intellectual arid physical capacity for work, vitamin sufficiency arid morbidity of pupils at professional technical schools of Republic of Komi were studieid. Hygienic recommendations on improvement of pupils' nutrition were developed.
Общие вопросы гигиены
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 6!8.33-02:614.7|-07
Н. Н. Беляева, В. С. Журков, 3. М. Гасимова, В. И. Казачков
ВЛИЯНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАЛЬДЕГИДА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
НА РАЗВИТИЕ ПОТОМСТВА
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
Вопрос о влиянии пренаталыюго воздействия химических соединений на дальнейшее развитие организма в онтогенезе изучался широким кругом авторов [1, 8, 9], однако системное его исследование отсутствует. В связи с этим нашей задачей был анализ этого процесса с использованием широкого спектра показателей, характеризующего структурно-функциональный гомеостазис.
В качестве модельного вещества выбран формальдегид, наиболее часто воздействующий на организм человека в быту, на производстве, в окружающей среде и относящийся к веществам, оказывающим политропное действие [1, 13—16]. Самкам белых беспородных крыс ежедневно, с 1-го по 21-й день беременности, перорально вводили водный раствор формальдегида в дозе 0,5 мг/кг. Оценивали общепринятые показатели эмбриотоксичности в постнатальном периоде: число живых новорожденных крысят на 1 крысу, число живших крысят на 4-й и
21-й день жизни, индекс выживаемости, индекс лактации, число крысят, погибших к 21-му дню жизни, время появления шерстяного покрова, отлипания ушной раковины, открытия глазной щели, массу тела животных, массу печени, легких, сердца, селезенки, надпочечника и тимуса. У новорожденных, 2-недельных крысят, 2-месячных самцов, самок крыс и 4-месячных самцов анализировали структурно-функциональные показатели: морфологические, морфо- и стереометрические, гистоферментативные на срезах и мазках органов. Морфологически оценивали гистологию органа. Морфометрически определяли: в печени — индекс альтерации гепатоцитов (НАГ, в процентах), балочную дискомплексацию (в баллах), процессы фиброзирования стромы (в баллах), лимфоидно-макрофагальную инфильтрацию и пролиферацию (в баллах), число клеток ретикулоэндотелиальной системы (РЭС) на стандартную площадь срезов, процент крыс с полями микронекротических ло-