Научная статья на тему 'РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37l.7-0S3.ee

И. А. Опарин, Н. Л. Семенова

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В настоящее время для оптимизации учебного процесса н поддержания высокого уровня умственной работоспособности школьников все шире используют на уроках технические средства обучения (ТСО), богатый арсенал которых представлен теле и радиопередачами, кино- и диафильмами, слайдами, программированным обучением и др. Вместе с тем вопросы рационального применения ТСО в комплексе в гигиеническом отношении разработаны еще недостаточно.

Задача исследования заключалась в сравнении динамики умственной работоспособности школьников 9-го класса при обычном (традиционном) методе обучения, традиционном с эпизодическим применением отдельных нидов технических средств и традиционном в сочетании с комплексом ТСО (КТСО). Обычный учебный процесс без ТСО служил контролем.

Традиционное преподавание с использованием отдельных видов ТСО включало периодическую демонстрацию на уроках кинофильмов, телепередач, магнитных и грамзаписей от 3 до 5 раз в неделю, комплексное использование ТСО — либо сочетание двух технических средств на одном уроке, либо каждое из средств отдельно, но в течение одного учебного дня (Е. К. Глушкова и Л. В. Веремковнч).

В наших исследованиях КТСО — совокупность динамических и статических экранных пособий со звукотехни-ческим средством — включали в учебный процесс трижды в неделю на протяжении 2 нед каждой учебной четверти. КТСО применяли на фоне эпизодического использования отдельных видов технических средств, в связи с чем общая загруженность учебного процесса различными ТСО в этот раз была 9—II раз в неделю. Длительность применения ТСО колебалась от 7 до 30 мни, что зависело от программы и содержания занятий. Техническое средство, входящее в комплекс или применяющееся отдельно, выбирали на основании рекомендаций педагога в соответствии с его методикой преподавания.

Для решения поставленной задачи изучали функциональное состояние центральной нервной системы и ее работоспособность методом корректурных проб в модификации С. М. Громбаха (скорость и точность деятельности, процент работ, выполненных без ошибок, коэффициент П и др.), по скорости ответных нервнорефлекторных реакций на световые и звуковые раздражения, функциональное состояние зрительного анализатора по критической частоте световых мельканий, координацию движений для характеристики состояния двигательного анализатора с помощью тремометрни.

В настоящей работе представлены показатели умственной работоспособности девятиклассников в 1-й и 3-Я четвертях учебного года при традиционном обучении и традиционном методе ведения занятий в сочетании с комплексным применением на уроках ТСО. Результаты исследования приведены в таблице.

Полученные данные свидетельствуют об изменении работоспособности учащихся от начала к концу учебного дня как при обычном методе обучения, так и при использовании КТСО. Однако при сочетанием применении ТСО признаки утомления учащихся появляются не после 2—3-го урока, как при традиционном методе обучения (Г. Н. Сер-дюковская и соавт.), а к концу 4-го — середине 5-го урока, что согласуется с данными литературы. Дневная динамика работоспособности характеризовалась лучшими показателями при комплексном применении ТСО но сравнению с обычным обучением. Достоверная разница и средней скорости работы наблюдалась в 1-й четверти с 4-го урока

(Я<0,001) и в 3-й на протяжении всего учебного дня. Средняя точность работы достоверно повышалась при сочетании ТСО в 1-й четверти от 1-го к 4-му уроку (Я<0,01), в 3-й четверти имела тенденцию к увеличению от начала к концу занятий (Р<0,05). Такое почетвертное изменение количества и качества работы можно объяснить постепенным привыканием, адаптацией школьников к занятиям с регулярным применением 'ГСО в учебном процессе (1£. К. Глушкова). Однако, как видно из таблицы, в 3-й четверти по сравнению с началом года значительно снижался процент работ, выполненных без ошибок, и коэффициент П, что свидетельствовало об ухудшении работоспособности учащихся к концу учебного года. При использовании КТСО эти показатели оставались на более высоком уровне, чем при традиционном проведении учебных занятий. Например, комплексный показатель работоспособности (коэффициент П) даже к концу занятии превышал 1.

Показатели функционального состояния центральной нервной системы в основном совпадали с данными работоспособности девятиклассников на протяжении учебного дня. Удлинение скрытого периода ответных рефлекторных реакций и увеличение числа ошибок на дифференцировоч-ные раздражители наблюдались от начала занятий к их окончанию и в 1-й, и в 3-й четверти, причем неблагоприятные сдвиги были более выражены в самой длинной и трудной 3-й четверти учебного года.

Применение 'ГСО в комплексе на уроках сказывалось и на недельной динамике работоспособности учащихся 9-го класса.

На рис. 1 и 2 представлены криные работоспособности учащихся при традиционном обучении и комплексном использовании ТСО в учебном процессе в 3-й четверти. Режим КТСО характеризовался возрастанием количества прослеженных знаков от понедельника к четвергу и снижением скорости работы от четверга к субботе. При традиционном методе обучения скорость работы при выполнении корректурных проб уменьшалась уже в первой половине недели от вторника к четвергу, причем наименьшие ее показатели отмечены в среду. Точность выполнения корректурного задания снижалась у всех учащихся в экспериментальном режиме обучения к середине недели и возрастала к ее исходу; три традиционном методе количество ошибок увеличивалось от вторника к четвергу и несколько сокращалось в субботу.

Процент работ без ошибок был выше при использовании на уроках КТСО. Коэффициент П. выражающий отношение отлично и хорошо выполненных работ к неудовлетворительно и плохо выполненным, оказался достоверно выше при использовании КТСО в первую половину недели. В экспериментальном режиме КТСО укорочение периода ответных рефлекторных реакций и уменьшение количества ошибок на дифференцировку наблюдались в 1-й четверти от понедельника к четвергу. В 3-й четверти показатели хронорефлексометрии мало отличались при комплексном применении ТСО и традиционном методе обучения. Удлинение ответной реакции при увеличении количества ошибок при предъявлении дифференцировочных раздражителен зарегистрировано от среды к субботе.

Таким образом, при регулярном использовании ТСО в комплексе происходит постепенная адаптация школьников к их применению на уроках, что проявляется в сохранении относительно благоприятного уровня умственной работоспособности учащихся до конца занятий в течение учебного дня и учебной недели.

Динамика основных показателей работоспособности учащихся 9-го класса при традиционном методе обучения

и комплексном использовании ТСО

Урок н 1-й четиертн (октябрь)

Показатель 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Число прослеженных знаков (М±т): традиционный метод КТСО Число ошибок на 500 знаков (М±/л): традиционный метод КТСО Процент работ без ошибок: традиционный метод КТСО Коэффициент П: традиционный метод КТСО 386 ±18,3 395.1± 18.8 2.3 ± 0,4 4 1 ,39±0. 19 28.3 34 .8 3.25 2.93 384.3± 16.8 376.3 ± 18.8 1 .78 ±0, 1 1 1 .34 ±0.21 32.4 33.6 2.57 2. :>о 4 12.3 ± 18,6 408.4 ±25. 1 2. 12 ±0.86 1 .37±С.28 32, 1 52.7 1 .81 1,75 361 .5± 19.4 524.6 ±21 .2 3.08 ±1. 12 1.59±0. 14 26.4 55.5 1 .34 1 .83 288.3 ±21 .3 391.4 ± 20,7 2.44 ±0.48 1,73 ±0.54 23.8 40.5 1,51 1.14 294, 8 ±23.1 386.4 ±18.3 2.21±1.01 1 .46±0.21 26 33 1 .73 1 .74

Урок н 3-й четиертн (март)

Показатель 1-й 2-й 3-Й 4-й 5-й 6-Я

Число прослеженных знаков (М±т): традиционный метод КТСО Число ошибок на 500 знаков (М±т): традиционный метол КТСО Процент работ без ошибок: традиционный метод КТСО Коэффициент П: традиционный метод КТСО 391,4 ± 18.4 462,1±15,6 3 . 1 0 ± 0 . 1 8 1 .52 ±0.73 16.2 19.6 1 .26 2.23 4 08,6 ± 23,4 483.S ± 21.4 2,51 ±0.12 1 .58 ±0.64 18.3 24 ,8 1,13 2 .08 434.1±16.3 S 1 8 . 4 ± 1 8 . 8 1 .94 ±0.43 1 .71 ±0,24 13.3 27.3 1 .04 1 .74 34 5.6 ± 16.6 526.5±18,6 : .21 ±0.37 1 .46 ±0,24 8.6 28, 1 1 1 348.3 ±18,6 400. 8 ± 18.3 2.76 ±0.49 1. 78 ± 0 . 5 1 11,6 16.7 0.84 1 328.4 ±20.20 4 22. S ±20. 4 2 . Я8 ± 0 . 16 1 . 74 ±0 .86 7,8 13,6 0.89 1 .03

Примечание. Приведены средине ланные С85 исследований.

Рис. I. Сравнительная динамика работоспособности учащихся 9-го класса в течение недели.

По оси абсцисс — дни недели: по оси ординат — проценты. А — количество прослеженных знаков; В — количество ошибок на 500 знаков: / — использование КТСО: 2 — традиционный метод обучении.

Выводы

I. Комплексное применение ТСО в предложенном нами режиме оказывает благоприятное воздействие на динамику работоспособности старшеклассников.

Рис. 2. Сравнительная динамика коэффициента П учащихся 9-го класса в течение недели. По оси ординат — коэффициент П. Остальные обозначения те же. что на рис. I.

2. Целесообразно применять ТСО на 3—5-м уроке в конце недели, когда при традиционном методе проведения занятии работоспособность учащихся снижена.

3. Необходимы дальнейшее совершенствование методики КТСО, разработка вопросов, касающихся оптимальной загруженности техническими средствами учебного процесса, длительности использования отдельных видов технических средств, входящих в КТСО.

:: I 1 I I I |-

l-ù 2-й 3-й 4-ù S-ù 6-й

1-й 2-й 3-0 4-й 5-й 6-й

1-й 2-й 3-й 4-й

5-й

6-й

ЛИТЕРАТУРА

Гигиенические проблемы применения технических средств обучения в современной школе. М., 1977, с. 5—40. Глушкова Е. К.— В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977, с. 5—7.

Глушкова Е. К., Веремкович Л. В.— Гиг. и сан., 1978,

№ 4, с. 49—52. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Гром-баха. М., 1975.

Поступила 9/1V 1979 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.