Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUAT10N[OF A NEW FORM OF ACTIVE TRAINING

A new form of training is described, based on intensification and activation of the work of students; it was found not to cause marked fatigue in the students provided the lessons were properly organized and the teaching process was approached in a differential manner.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

года и старше содержание их снижалось и составляло 664,8± 25,10 мг% (Я<0,01). В целом количество общих липидов у постоянных обитателей высокогорья значительно выше, чем у жителей предгорья, у которых оно занижено и находится в пределах нормы для жителей равнинной местности.

Содержание лецитина в сыворотке крови у горцев составляло в среднем 283,7 мг% с колебаниями от 236,8 до 342,2 мг% и тенденцией к нарастанию с возрастом. Выявленное у них общее направление динамики уровня лецитина характерно и для жителей предгорья.

У горцев изученных возрастных групп количество холестерина превышает таковое у жителей предгорья и равнинных районов (Е. А. Абжанов). Анализ содержания холестерина в зависимости от возраста показал, что у горцев оно с возрастом увеличивается. Данные, касающиеся фосфолипидов и липидного фосфора, изменяются так же, как показатели липидного обмена.

У аборигенов высокогорья активность ферментной системы пищеварения, в частности липазы, амилазы, щелочной фосфатазы, диастазы и уропепсина, повышена по сравнению с жителями предгорных районов Киргизии, особенно в молодом и среднем возрасте.

Из показателей окислительных процессов содержание бисульфитсвязывающих веществ в моче по всем возрастным группам, кроме 16—17 лет, у жителей высокогорья было меньше, чем у жителей предгорья. Выведение бисульфитсвязывающих веществ возрастало как в предгорье, так и в горах, достигая максимума к 18—40 годам (Р<0,001). У горцев 61 года и старше отмечено заметное снижение его до 146,4±21,2 мг по сравнению 238,9± ±22,0 мг у жителей предгорья (Р<0,001).

Содержание ваката кислорода у горцев в возрасте 16—17 и 18—40 лет составляло от 4,21± ±0,73 до 5,13±0,43 г. С возрастом у горцев этот показатель заметно возрастал и к 61 году достигал 5,42±0,44 г.

В заключение следует отметить, что в условиях высокогорья из-за выраженной гипоксии и ано-рексии потребности в энергии резко снижены, энерготраты относительно невелики, в связи с чем потребление пищи уменьшено. Выявленные повышение активности пищеварительных ферментов, изменения белково-липидного обмена и окислительных процессов представляют собой адаптационный буфер противодействия экстремальным факторам высокогорья для сохранения физиологического го-меостаза.

ЛИТЕРАТУРА

Абжанов Е. А. — Здравоохр. Казахстана, 1975, М 10, с. 35—37.

Кожомкулов Т. А. Гигиеническая характеристика питания местного сельского населения Северной Киргизии. Дис. канд. Фрунзе, 1963. Копытин Б: М., Новикова Н. В. — Здравоохр. Кирги-

зии, 1978, № 1, с. 51—56. Покровский А. А. Химический состав пищевых продуктов. М., 1976.

Morisio-Guidetti L. — Minerva med., 1965, v. 56, p. 4151 — 4162.

Поступила 26/V 1980 r.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE NUTRITION AND METABOLISM IN INHABITANTS OF THE TIAN-SHAN AND PAMIR MOUNTAINS

M. K- Esenamanova and T. A. Koihomkulov The diet of mountaineers is dominated by fats of animal ratio in the diet is within physiologic limits. Inhabitants ffl^iFtt^^^fJES^ ?owk of the mountains show increased rate, of lipid metabolism * while those of vitamins and minerals are lowered, but their and higher activities of digestive enzymes.

УДК 371.7

А. М. Еремеев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР

Причинами перегрузки школьников и быстрого снижения их работоспособности в течение учебного дня являются не только большие трудность и темп обучения, но и несовершенство методики обучения.

Конечно, это не единственные причины возможной перегрузки учащихся в современной школе, на что указывают многие гигиенисты. Однако оптимизация учебного процесса непосредственно на уроке, с тем чтобы ученик понял сущность изучае-

мого именно на нем и не только-понял, но и закрепил его, остается проблемой как для педагогов, так и медицинских работников.

Ведутся поиски новых методов, форм и средств обучения, способствующих оптимизации процесса обучения. Несмотря на многообразие предложенных за последнее время систем обучения, можно выделить общее, характерное для большинства: в них предусматривается необходимость интенсификации

обучения и активизации деятельности учащихся (М. Н. Скаткин; М. И. Кондаков, и др.).

Цель данной работы заключалась в гигиенической оценке влияния учебной нагрузки на организм учащихся при системе активного обучения. В качестве конкретного образца такой системы была

* принята экспериментальная методика, предложенная Научно-исследовательским институтом школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР для цикла естественно-математических дисциплин. Эта система представляет собой синтез различных систем обучения, рекомендованных в свое время наиболее передовыми педагогами. Она характеризуется четкой определенностью структуры урока, которая включает регулярный контроль знаний всего классного коллектива с помощью специально разработанных письменных заданий, состоящих из 5 вопросов, устранение пробелов в знаниях, объяснение нового материала, которое доступно ученикам благодаря тщательному обеспечению его наглядными средствами, творческое и воспроизводящее закрепление материала, основанное на самостоятельной работе учащихся. Смена объектов внимания учащихся, методов и приемов учебной работы обеспечивает устойчивое внимание

Щ и высокую учебную активность.

При обучении по данной методике благодаря систематичности и последовательности изложения и закреплению учебного материала непосредственно на уроке достигнут высокий педагогический эффект, вследствие которого обучение может проводиться без домашних заданий или с их значительным сокращением. Это позволяет считать, что уровень подготовленности учащихся всецело зависит от того, насколько полноценно используются возможности школьного урока как основной структурной единицы учебной деятельности.

Указанная методика облегчает также возможность дифференцированного подхода к учащимся. На уроках дифференцирование осуществляется с

* учетом учебных возможностей учащихся (по характеристике педагогов) и исходного уровня их работоспособности (как правило, группу с низкими учебными возможностями составляли учащиеся, имеющие низкий исходный уровень работоспособности по классификации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР). Дифференцированный подход к заданиям школьникам с различными учебными возможностями и поощрение их при решении или выполнении минимально необходимых заданий обеспечивают положительную мотивацию учащихся в обучении и активное и сознательное участие в учебе, определяет единый уровень знании для всех и более высокий для интересующихся данным предметом. Кроме того, усвоение учебного материала непосредственно на уроке в одинаковых условиях класса

* дает возможность «слабым» ученикам закрепить дома учебный материал, а «сильным» углубить его.

Поскольку новая постановка учебной работы нуждается - в - гигиенической рационализации

(С. М. Тромбах и Г. Н. Сердюковская), а данная методика предполагает интенсификацию учебной деятельности, мы вправе ожидать в ответ на это изменения характера реакции центральной нервной системы и работоспособности. Должен быть соблюден принцип соразмерности, т. е. такое ограничение качества, количества учебного материала и степени загрузки нервной системы школьников, которое соответствовало бы нормальной работоспособности школьников данного возраста.

Под наблюдением находилось 80 учащихся 4-х классов: в одном велось экспериментальное обучение, в другом—традиционное. Системы обучения оценивали по учебной активности учащихся, определяемой с помощью хронометража, показателям работоспособности, полученным по корректурной методике (обработка в модификации С. М. Гром-баха), функциональному состоянию центральной нервной системы (латентному периоду простой двигательной зрительно- и слухомоторной реакции), функциональному состоянию зрительного анализатора (по критической частоте световых мельканий) в динамике учебного дня, недели, года.

Сравнительный анализ исходных показателей, полученных в 1-й учебной четверти, когда на функциональном состоянии центральной нервной системы учащихся еще не могла сказаться разница в методике обучения, показал, что между экспериментальным и контрольным классом нет значительных различий по основным показателям работоспособности.

Судя по результатам наших исследований, методика обучения оказывает определенное влияние на характер работоспособности учащихся и уровень функционирования систем организма, участвующих в процессе обучения. Так, если проследить дневную динамику работоспособности экспериментального и контрольного классов в 1-й четверти, когда данные следует считать фоновыми, то мы находим более благоприятной в контрольном классе, где от начала к концу учебного дня возрастала скорость работы (количество прослеженных знаков) при более стабильном качестве выполняемой работы (число ошибок в пересчете на 500 знаков). В экспериментальном классе работоспособность снижалась на 2-м и 3-м уроках и несколько повышалась в конце дня, причем и эти показатели оказались выше в контрольном классе. Функциональное состояние центральной нервной системы в динамике учебного дня также было лучше у учеников этого класса.

В конце же учебного года (4-я четверть) дневная динамика работоспособности и функционального состояния уже становилась значительно благоприятнее в экспериментальном классе. Так, у учащихся этого класса на 2-м уроке зарегистрировано 277,81 прослеженного знака (наивысшая скорость работы) и 266,54—на 3-м уроке (наименьшая). У учеников контрольного класса колебания скорости работы были также невелики: от 215,3 до 227,8 прослеженных знака, но, как видно из пред-

3-я 4-я четверть

Работоспособность учащихся экспериментального (/) и контрольного (//) классов в динамике учебного года. / — число прослеженных знаков; 2 — число ошибок на 500 знаков; 3 — коэффициент П (в усл. ед.); 4 — латентный период зрительно-моторной реакции (в м/с).

ставленных данных, абсолютный уровень скорости работы учащихся значительно выше в экспериментальном классе. Точность выполнения корректурных заданий была выше в экспериментальном классе, и в течение учебного дня число ошибок изменялось мало от урока к уроку (от 3,43 до 3,97 прослеженного знака), в то время как в контрольном классе отмечено 5,2 ошибки на 1 -м уроке и 6,63 — на 2-м, а затем показатели несколько улучшались на 3-м уроке и вновь ухудшались на 4-м, т. е. наблюдалось положительное воздействие активной формы обучения на организм учащихся.

В динамике учебной недели определялась более устойчивая и высокая работоспособность учащихся экспериментального класса, в то время как у учеников контрольного класса она колебалась, повышаясь в среду и пятницу и резко снижаясь в четверг и субботу. Таким образом, на характере кривой работоспособности сказывалось положительное воздействие экспериментальной методики обучения, которая, вызывая положительные эмоции (положительную мотивацию), способствовала оптимальной возбудимости коры головного мозра и тем самым обеспечивала хорошее и более стабильное функционирование систем, участвующих в процессе обучения. Это подтверждалось результатами исследо-

ваний физиологических показателей, характеризующих функциональное состояние зрительного анализатора. Критическая частота световых мельканий у учащихся экспериментального класса на протяжении всей недели сохранялась на одном уровне, а у учеников контрольного класса, начиная со среды, отмечалось ее снижение, продолжающееся все последующие дни недели, что свидетельствовало о нарастании утомления изо дня в день.

У учеников обоих классов наблюдалось возрастное увеличение скорости работы и улучшение ее качества в течение года (см. рисунок). Однако среднее благоприятное изменение этих показателей, а также ряда других, характеризующих работоспособность и функциональное состояние центральной нервной системы, у учащихся экспериментального класса было достоверно больше. Это позволяет считать, что активная форма обучения развивает учащихся, в чем ее преимущество перед традиционными. Среднегодовая успеваемость как критерий педагогической эффективности обучения в экспериментальном классе была выше и составила 4,11 : : 0,01 балла, в то время, как в контрольном 3,96± ±0,01 (различия статистически значимы /><0,01).

Усиление мыслительной активности повлекло за собой не только изменение характера работоспособности, но и сказалось на структурном распределении учащихся по группам работоспособности. Значительная часть учащихся улучшает свою работоспособность от начала к концу учебного года (в экспериментальном классе 28,6%, в контрольном — 26,2%), однако существенность различий для групп, ухудшивших свой уровень работоспособности (в экспериментальной группе только 9.1%, в контрольной — 20,5% учащихся) определяет положительное влияние экспериментальной методики на работоспособность учащихся.

Таким образом, при правильной организации урока и рациональном использовании средств обучения, своевременной смене объектов внимания учащихся, методов и приемов учебной работы интенсификация обучения и активизация деятельности не оказывают выраженного утомляющего воздействия на учащихся, о чем свидетельствует сохранение и даже некоторое повышение работоспособности от начала к концу учебного года и хорошее, стабильное функционирование систем организма, участвующих в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Громбах С. М. —В кн.: Охрана здоровья детей. М.,

1979, вып. 7, с. 166—186. Громбах С. М., Сердюковская Г. Н. — В кн.: Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей. 16-й. Тезисы докладов. М., 1972, с. 377—380.

Кондаков М. И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М., 1974. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.

Поступила 28/11 1980 г.

HYGIENIC EVALUATIONIOF A NEW FORM OF ACTIVE TRAINING

A. M. Eremeev

A new form of training is described, based on intensification and activation of the work of students; it was found not to cause marked fatigue in the students provided the

lessons were properly organized and the teaching process was approached in a differential manner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.