Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ЖИТЕЛЕЙ ВЫСОКОГОРЬЯ ТЯНЬ-ШАНЯ И ПАМИРА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ЖИТЕЛЕЙ ВЫСОКОГОРЬЯ ТЯНЬ-ШАНЯ И ПАМИРА Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE NUTRITION AND METABOLISM IN INHABITANTS OF THE TIAN-SHAN AND PAMIR MOUNTAINS

The diet of mountaineers is dominated by fats of animal origin, with proteins being ingested mainly in meat and milk products; the intake of carbohydrates is relatively low, while those of vitamins and minerals are lowered, but their ratio in the diet is within physiologic limits. Inhabitants of the mountains show increased rates of lipid metabolism and higher activities of digestive enzymes.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ЖИТЕЛЕЙ ВЫСОКОГОРЬЯ ТЯНЬ-ШАНЯ И ПАМИРА»

для перехода к ПДК является степень выраженности патогенного действия в хроническом опыте при концентрации 10 мг/м3 или более низкой минимально действующей концентрации.

Оценка фиброгенного действия пыли основывается на сопоставлении с эталоном — кварцем — качественных (патоморфологических) и количественных (биохимических) показателей, полученных при интратрахеальном введении 50 мг пыли или (если эта доза вызывает гибель животных) при ингаляционном воздействии 10 мг/м3.

Помимо результатов собственных исследований, при обосновании ПДК пыли учитываются литературные данные об уже нормированных близких к изучаемой пыли других аэрозолях. В зависимости otJвыраженности фиброгенных и токсических свойств ПДК пыли для воздуха производственных помещений устанавливается в пределах 1—10 мг/м3 (для пылей II и III классов), а для пылей, оказывающих выраженное токсическое действие (I класс), она может быть и ниже 1 мг/м*

Разработанный и апробированный методический подход к обоснованию ПДК пылей сложного химического состава может быть использован и для

обоснования ПДК этих пылей в атмосферном воздухе.

Выводы

1. Пыли сложного химического состава могут оказывать на организм как фиброгенное, так и токсическое действие.

2. Степень токсичности пыли сложного химического состава зависит не только от содержания в ней вредных веществ, но и от с труктуры химических соединений, их растворимости, наличия примесей, дисперсности. Поэтому ПДК для подобных пылей не может быть установлена по уровню отдельных элементов, а необходимы специальные экспериментальные исследования.

3. Объем экспериментов и выбор методов при установлении ПДК пыли сложного химического состава определяются степенью ее токсического действия.

4. В зависимости от ЬО60 при внутрибрюшинном введении предложено различать 3 класса токсичности пыли и избирать соответствующие методические подходы к установлению ПДК для каждого из них.

ЛИТЕР

Бойцов В. В., Бабушкина Л. Г., Б лохи н В. А. и др.— В кн.: Профессиональные болезни пылевой этиологии. М., 1976, вып. 3, с. 210—216. Бурханов А. И. — Гиг. труда, 1971, № 12, с. 56—58. Кацнельсон Б. А., Бабушкина М. Г., Ельничных Л. Н. и др. — В кн.: Борьба с силикозом. М., 1970, т. 8, с. 199—204.

ТУРА

Михайлов В. А., Тюшнякова Н. В. и др. — В кн.: Вопросы гигиены и профессиональной патологии в цветной и \черной металлургии. Свердловск, 1971, с. 200—206. Работникова Л. В. — В кн.: Актуальные вопросы промышленной токсикологии. Л., 1970, с. 180.

Поступила 11/VI 1980 г.

METHODOLOGIC ASPECTS'OF ESTABLISHING STANDARDS FOR DUSTS OF COMPLEX CHEMICAL COMPOSITIONS

R. V. Borisenkova, L. A. Lutsenko, T. A. Kochetkova, Yu. P. Paltsev

On the basis of a review of results of industrial and experimental studies of 12 specimens of various dusts (ore dust, ash dust, quartz dust), methodologic approaches to setting MACs for dusts of complex chemical compositions are proposed, taking account of their fibrogenic and toxic actions. The intraperitoneal LD60 of dust is considered as the main criterion that enables one to class a dust among toxic agents. It is recommended to distinguish three^classes of toxic

dusts, for each of which the volume of experimental research, duration of experiments, and methods to be employed are indicated. In addition to experimental findings, data on the composition and physicochemical properties of dusts and results of hygienic evaluation of the dust factor in industry, as well as the health status and morbidity of the workers should all be taken into consideration in setting the MAC for dusts. * I

УДК в13:[в|2.39 + в12.015.3](236.211 + 235.216)

М. К■ Эсенаманова, Т. А. Кожомкулов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ЖИТЕЛЕЙ ВЫСОКОГОРЬЯ ТЯНЬ-ШАНЯ И ПАМИРА

Киргизский медицинский институт, Фрунзе

В данном сообщении охарактеризованы особен- Фактическое питание изучали в семьях путем оп- *

ности питания . жителей высокогорных районов с роса и измерения массы тела. В высокогорных рай-

учетом адаптационных возможностей некоторых онах обследовано 44 семьи и изучено 458 суточных

сторон обмена веществ. рационов, в предгорных'селах — 50 семей и 659

суточных рационов. Химический состав и калорийность суточного рациона рассчитывали по таблицам А. А. Покровского, химический состав сугубо местных продуктов и блюд — по данным Т. А. Кожомкулова.

Обмен веществ изучали у здоровых лиц мужского пола в возрасте 7 лет и старше. Белковый обмен оценивали по содержанию общего белка в сыворотке крови (рефрактометрическим методом) у 134 человек, по содержанию общего азота в моче (по Кон-вею) у 153, по экскреции креатинина (по А. Д. Брауну) у 192. Из показателей липидного обмена определяли количество общих лнпидов (по Блюру) у 133, холестерина у 78, лецитина у 148, фосфолипи-дов и фосфора у 143 (по М. А. Левченко в модификации Т. Н. Полосухиной). Активность амилазы измеряли по Кингу у 211 человек, диастазу мочи — по Больгемуту у 192, липазы — по Титцу у 165, уропепсина — по методу Н. П. Пятницкого у 198, щелочной фосфатазы — по Бессеи и Лоури у 111. Проведено также изучение интенсивности окислительных процессов (определение бисульфитсвязы-вающих веществ по Бенерджи и Харрис) у 155 человек и ваката кислорода (по Л. М. Модель) у 198.

Результаты биохимических исследований обработаны на ЭВМ; достоверность их рассчитана с помощью критерия Стьюдента.

Питание горцев однообразно, набор пищевых продуктов в рационах весьма ограничен, мало употребляется птицы и рыбы, значительно меньше хлеба. В их рационе преобладают жиры животного происхождения и рис. У постоянных жителей высокогорья потребление белка по сравнению с населением предгорья снижено, однако количество белковых калорий находится в пределах рекомендуемого Институтом питания АМН СССР (14%). У населения высокогорья удельный вес животного белка, поступающего за счет мяса и молочных продуктов, выше на 11%, чем у жителей предгорных районов, которые получают белок преимущественно за счет хлеба и мучных изделий.

Горцы получают жиры в основном с молоком и молочными продуктами, тогда как население предгорных районов потребляет в большинстве случаев животные (бараний и др.) жиры. В пище жителей гор меньше углеводов, чем в пище населения предгорья и средней полосы нашей страны.

Энергетическая ценность суточного рациона у горцев ниже, чем у жителей предгорья.

Обеспеченность витаминами жителей гор ниже рекомендуемой. В основном они обеспечиваются витаминами за счет мяса, молока и кисломолочных продуктов. Соотношение тиамина, рибофлавина и ниацина у населения предгорья и высокогорья соответственно 1:0, 9 : 8,5 и 1:0, 8 : 9,6. Количество минеральных веществ (натрия, калия, кальция, фосфора, магния, железа) в рационе жителей высокогорья и в меньшей степени жителей предгорного района ниже нормы, но соотношение этих веществ в питании горцев физиологично (Са : Р=

Пй

7-ю !HS 16-17 W-40 4I-60 6/и стари,.

Экскреция азота с мочой у жителей предгорья (/) и высокогорья (2) Тянь-Шаня и Памира.

/ — предгорье; 2 — высокогорье. По оси абсцисс — возраст (в годах); по оси ординат — экскреция азота (в г%).

= 1 : 2,2; Са : Mg=l : 0,7. Недостаток витаминов и минеральных веществ в питании горцев объясняется ограниченным потреблением овощей и фруктов.

Режим в питании в обследованных семьях, проживающих в высокогорье, характеризуется трех — пяти-, а иногда шестикратным приемом пищи. Наибольшая часть рациона — обед и ужин, что согласуется с данными и других авторов, изучавших питание горцев (Мошю-ОшёеиО. Содержание общего белка у жителей предгорья и высокогорья в среднем без существенных различий и колеблется в пределах 6,77—7,98 г%. Отмечается увеличение его с возрастом: у молодых — 7,35±0,092 г%, а у лиц 61 года и старше — 8,26±0,4 г% (Р<0,05).

Горцы всех возрастных групп выделяют с мочой азота больше, чем жители предгорных районов (см. рисунок). Особенно эта разница оказалась существенной (Я<0,001) у людей от 41 года до 60 лет. Горцы этого возраста экскретировали за сутки в среднем 15,04±0,57 г% азота (жители предгорного района — 10,91±1,16 г%), что свидетельствовало об отрицательном балансе азота и усилении распада белка. Длительная жизнь в горах обусловливает низкий уровень экскреции креатинина с мочой: полученные показатели (0,13— 0,27 г%) значительно ниже, чем у жителей предгорья (0,86—1,24 г%) и особенно малы по сравнению с установленными у жителей равнинных районов.

Полученные нами результаты подтвердили данные Б. М. Копытина и Н. В. Новиковой, которые находили у экспериментальных животных в процессе адаптации к высокогорью гиперпротеинемию, увеличение содержания в крови ряда аминокислот, повышение синтеза миоглобина. Эти изменения белкового обмена обусловлены адаптационным перераспределением пластических ресурсов с целью реконструкции функционально важных белков.

По нашим данным, уровень общих липидов в условиях высокогорья наибольший (935,7± 37,21 мг%) у мужчин 18—40 лет. В возрасте 61

года и старше содержание их снижалось и составляло 664,8± 25,10 мг% (Я<0,01). В целом количество общих липидов у постоянных обитателей высокогорья значительно выше, чем у жителей предгорья, у которых оно занижено и находится в пределах нормы для жителей равнинной местности.

Содержание лецитина в сыворотке крови у горцев составляло в среднем 283,7 мг% с колебаниями от 236,8 до 342,2 мг% и тенденцией к нарастанию с возрастом. Выявленное у них общее направление динамики уровня лецитина характерно и для жителей предгорья.

У горцев изученных возрастных групп количество холестерина превышает таковое у жителей предгорья и равнинных районов (Е. А. Абжанов). Анализ содержания холестерина в зависимости от возраста показал, что у горцев оно с возрастом увеличивается. Данные, касающиеся фосфолипидов и липидного фосфора, изменяются так же, как показатели липидного обмена.

У аборигенов высокогорья активность ферментной системы пищеварения, в частности липазы, амилазы, щелочной фосфатазы, диастазы и уропепсина, повышена по сравнению с жителями предгорных районов Киргизии, особенно в молодом и среднем возрасте.

Из показателей окислительных процессов содержание бисульфитсвязывающих веществ в моче по всем возрастным группам, кроме 16—17 лет, у жителей высокогорья было меньше, чем у жителей предгорья. Выведение бисульфитсвязывающих веществ возрастало как в предгорье, так и в горах, достигая максимума к 18—40 годам (Р<0,001). У горцев 61 года и старше отмечено заметное снижение его до 146,4±21,2 мг по сравнению 238,9± ±22,0 мг у жителей предгорья (Р<0,001).

Содержание ваката кислорода у горцев в возрасте 16—17 и 18—40 лет составляло от 4,21± ±0,73 до 5,13±0,43 г. С возрастом у горцев этот показатель заметно возрастал и к 61 году достигал 5,42±0,44 г.

В заключение следует отметить, что в условиях высокогорья из-за выраженной гипоксии и ано-рексии потребности в энергии резко снижены, энерготраты относительно невелики, в связи с чем потребление пищи уменьшено. Выявленные повышение активности пищеварительных ферментов, изменения белково-липидного обмена и окислительных процессов представляют собой адаптационный буфер противодействия экстремальным факторам высокогорья для сохранения физиологического го-меостаза.

ЛИТЕРАТУРА

Абжанов Е. А. — Здравоохр. Казахстана, 1975, М 10, с. 35—37.

Кожомкулов Т. А. Гигиеническая характеристика питания местного сельского населения Северной Киргизии. Дис. канд. Фрунзе, 1963. Копытин Б: М., Новикова Н. В. — Здравоохр. Кирги-

зии, 1978, № 1, с. 51—56. Покровский А. А. Химический состав пищевых продуктов. М., 1976.

Morisio-Guidetti L. — Minerva med., 1965, v. 56, p. 4151 — 4162.

Поступила 26/V 1980 r.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE NUTRITION AND METABOLISM IN INHABITANTS OF THE TIAN-SHAN AND PAMIR MOUNTAINS

M. K- Esenamanova and T. A. Koihomkulov The diet of mountaineers is dominated by fats of animal ratio in the diet is within physiologic limits. Inhabitants

ih^^^^ 7owk of the mountains show increased rate, of lipid metabolism *

while those of vitamins and minerals are lowered, but their and higher activities of digestive enzymes.

УДК 371.7

А. М. Еремеев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР

Причинами перегрузки школьников и быстрого снижения их работоспособности в течение учебного дня являются не только большие трудность и темп обучения, но и несовершенство методики обучения.

Конечно, это не единственные причины возможной перегрузки учащихся в современной школе, на что указывают многие гигиенисты. Однако оптимизация учебного процесса непосредственно на уроке, с тем чтобы ученик понял сущность изучае-

мого именно на нем и не только-понял, но и закрепил его, остается проблемой как для педагогов, так и медицинских работников.

Ведутся поиски новых методов, форм и средств обучения, способствующих оптимизации процесса обучения. Несмотря на многообразие предложенных за последнее время систем обучения, можно выделить общее, характерное для большинства: в них предусматривается необходимость интенсификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.