Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЭКСКРЕЦИИ УРОПЕПСИНА У РАБОТНИЦ В РАЗЛИЧНЫЕ СМЕНЫ'

ДИНАМИКА ЭКСКРЕЦИИ УРОПЕПСИНА У РАБОТНИЦ В РАЗЛИЧНЫЕ СМЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.Ш. Уманский, Ю.Я. Кристьюхан, И.Я. Сайдашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЭКСКРЕЦИИ УРОПЕПСИНА У РАБОТНИЦ В РАЗЛИЧНЫЕ СМЕНЫ»

Выводы

1. Никель и медь, содержащие минералы (простые и сложные сульфиды — миллерит и ковеллин, пентландит и халькопирит) — цитопатогенны.

2. Фагоцитарная реакция в легких от воздействия никельсодержащих видов пыли протекает менее активно, нежели от воздействия медьсодержащих видов пыли.

3. Деструктивные изменения фагоцитов наиболее выражены при воздействии пыли простого сульфидного минерала — миллерита.

4. Степень активности фагоцитоза и показатели деструкции фагоцитов характеризуют цитопатогенные свойства неорганической пыли сложного химического состава.

5. При исследовании патогенных свойств различных видов промышленных аэрозолей целесообразно изучать фагоцитарную реакцию легких.

ЛИТЕРАТУРА. Быховский А. В., К о м о в н и к о в Г. С. В кн.: Патогенез пневмокониозов. Л. Свердловск, 1970, с. 341. — Старикова С. К-, К а ц -нельсон Б. А. Гиг. труда, 1970, № 10, с. 48. — G е г s i n g R., S с h u m a с h e г H., Beitr. Silikose forsch.. 1953, Bd 25, S. 31. — La Belle C. H. W„ Brieger H., Arch, environm. Hlth., 1960, v. 1, p. 423.

Поступила 1/IX 1972 r.

УДК 612.323.21-055.2:658.381.1

Канд. мед. наук С. Ш. Уманский, Ю. Я• Кристьюхан, канд. мед. наук И. Я- Сайдашева

ДИНАМИКА ЭКСКРЕЦИИ УРОПЕПСИНА У РАБОТНИЦ В РАЗЛИЧНЫЕ СМЕНЫ

Научно-исследовательская лаборатория физиологии и психологии труда Министерства легкой промышленности Эстонской ССР, Таллин

Уропепсиновый тест до известной степени не только характеризует пепсинообразова-тельную функцию желудка, но одновременно является показателем функции системы гипофиз — надпочечники (В. Н. Туголуков; Gray и соавт.). Экскреция уропепсина у практически здорового и больного человека зависит от влияния многих факторов (С. Ш. Уманский), причем большинство авторов отмечают подверженность колебаний выводимого с мочой фермента времени суток. Так, изучение уропепсинограммы у здоровых и больных показало, что ночью уропепсина выделяется значительно меньше, чем днем.

Поэтому нам представлялось целесообразным изучить, как изменяется дневное и ночное выделение уропепсина у работниц в различные смены для внесения рекомендаций, касающихся режима их труда и питания. С этой целью мы (при комплексном осмотре коллектива) исследовали экскрецию уропепсина по West и соавт. в модификации Л. И. Идель-сона у 12 практически здоровых работниц (узловязальщиц) хлопчатобумажного комбината «Балтийсная мануфактура» в возрасте 26—44 лет. Двухчасовую мочу исследовали в дни, когда все эти женщины работали в утреннюю, вечернюю или ночную смену. При этом в любой смене мочу собирали дважды — за 2 часа до начала работы и перед окончанием смены. От каждой обследуемой мы получили по 6 проб мочи и произвели 92 определения уропепсина (4 пробы не были получены). Так как наблюдаемые приходили на работу после приема пищи, никаких раздражителей желудочной секреции мы не применяли. За норму приняли экскрецию уропепсина 12—40 ед/час.

Слёдует отметить, что узловязальщице приходится работать стоя, в неудобной позе с наклоном, выполняемые ею обязанности требуют значительного внимания, мышечного

напряжения, быстроты и точности движений; при этом уровень шума в цехе на 15—20 дб превышает предельно допустимую норму.

Данные об интенсивности экскреции уропепсина у обследованных приведены в табл. 1. Из табл. 1 видно, что в начале любой смены средний уровень экскретируемого фермента был примерно одинаков, о чем свидетельствует отсутствие статистической достоверности между средними показателями в течение утренней, вечерней и ночной смен. Не отмечено досто-

Таблица 1

Интенсивность экскреции уропепсина у узловязальщиц в течение смены

Смена Число исследований Количество выделяемого уропепсина ( ед/час)

в начале смены в конце смены

M ±о ±т M ±а ±т

Утренняя 28 25,4 17,7 4,8 23,8 9,6 2,8

Вечерняя 31 21,6 9,8 2,4 25,4 12,7 3,1

Ночная . . 33 27,2 13,4 3,2 24,6 13,5 3,5

Таблица 2

Характер экскреции уропепсииа у узловязальщиц в течение смены

Экскреция уропепсина (в %)

Смена Число ис- в начале смены в конце смсны

следований пониженная нормальная повышенная пониженная нормальная повышенная

Утренняя . . . Вечерняя . . . Ночная .... 28 31 33 12,5 12,5 5,9 75,0 75,0 70,5 12,5 12,5 2,6 16,7 13,4 31,3 75,0 60,0 50,0 8,3 26,6 18,7

верности и средних показателей, зарегистрированных в конце смены. Что касается экскретируемого с мочой пепсина (см. табл. 2), то он в начале смены был нормальным у 70—75% обследованных, наибольший процент повышенных результатов наблюдался у работниц в начале ночной смены. К концу ее нормальный уровень выделяемого уропепсииа обнаруживали в 50% случаев.

Таким образом, у работниц вечерней и ночной смен суточные колебания уровня выделения уропепсина сглаживаются и, значит, функция главных желез желудка не прекращается. При этом к концу ночной смены уменьшается число лиц с нормальной экскрецией фермента. Для рабочих вечерней и ночной смен, по-видимому, следует организовать питание на производстве.

ЛИТЕРАТУРА. И дельсон Л. И., Тер. арх., 1958, в. 2, с. 52. — Т у -голуков В. Н. Вестн. АМН СССР, 1967, № 1, с. 40. — У м а н с к и й С. Ш. Вопр. питания, 1972, № 1, с. 35. — G г а у S. J., В е n s о n J. A., R е i f е n s t е i n R. W. et al. J. A. M. A., 1951, v. 147, p. 1529. — West P. M., Ellis F. W„ Scott В. L.. J. Lab. clin. Med., 1952. v. 39, p. 159.

Поступила 5/11 1973 г.

УДК 371.716 + 613.21:792.8

А. П. Квасова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

Учитывая все увеличивающийся контингент детей, занимающихся хореографией, мы решили изучить состояние фактического питания учащихся одного из хореографических училищ, определить суточные энергетические затраты при различных видах их общеобразовательной и профессиональной подготовки и подойти к определению рационального, сбалансированного с этими энерготратами суточного рациона.

Двухлетние наблюдения показали, что при построении питания учащихся хореографических училищ не принимаются во внимание те особые условия профессионального обучения, в которых находится их организм. Так, калорийность рациона составляет 3080— 3240 ккал, что обеспечивает только энергетическую потребность учащихся младшей возрастной группы и лишь на 80% восполняет затраты энергии старшеклассников. В рационе имеется значительный дефицит таких пищевых веществ, как белки, витамины и минеральные соли. Например, количество белков не превышает 80%, витамина С — 30%, витаминов РР, В!, Вг, Са, Р — 50% потребности.

Для изучения энергетического обмена мы подобрали 2 возрастные группы практически здоровых детей без аномалий физического и умственного развития. Младшую возрастную группу составляло 8 учащихся 12—13 лет, старшую — 8 учащихся 16—17 лет. Число подростков, взятых для обследования, объясняется тем, что в каждой опытной группе дети имели одинаковую физическую нагрузку, одинаковые жилищные условия и условия питания, кроме того, имелась возможность статистической обработки материала, касающихся каждой группы. Определение суточного энергетического обмена включало выявление всего разнообразия форм деятельности детей с учетом времени, затрачиваемого на различные виды труда и покой, а также затрат энергии при разных видах деятельности, в покое и за сутки в целом.

По данным ряда авторов, расходы энергии при различных видах деятельности, даже с разнообразной, но небольшой мышечной работой рук (при сходстве в положении или перемещении тела) очень близки. Поэтому мы произвели группировку видов деятельности учащихся — покой (лежа), сидение, стояние, ходьба по лестнице, бег, игра на фортепьяно.

4 Гигиена и санитария № 9

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.