The experiment was carried out over 120 male albino rate weighing 80 to 90 g for a period of 3 months. The animals that received a diet containing shrimp paste presented a high increase of body weight, a rise in the content of free amino-acids and in the activity of oxidation-reduction ferments. Consequently, shrimp paste may be recommended as a new food product serving as an additional source of albumin and other biologically active substances in food rations.
УДК 613.631661.4|]:668.38в.1
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИИ АППАРАТЧИКА ХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА ПРИ КОНТАКТЕ С ХЛОРОМ И ХЛОРИРОВАННЫМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ
М. Я. Бурдыгина, Г. 3. Думкина Уфимский институт гигиены и профзаболеваний
В период обучения в профессионально-техническом училище (ПТУ) профессии аппаратчика химического завода подростки могут иметь контакт с разнообразными химическими веществами. Существует мнение, что неблагоприятное воздействие химического фактора на организм учащихся в какой-то степени может быть ослаблено путем введения рационального режима обучения.
Учитывая это, мы провели изучение гигиенических условий и состояния здоровья подростков, обучающихся профессии аппаратчика в ПТУ химического профиля по 3 различным режимам.
При первом режиме предусматривался 11-месячный срок обучения. В течение 6 месяцев теоретические занятия в училище чередовались через день с днями производственной практики на Уфимском химическом заводе: 3 часа отводилось на теоретическое занятие в красном уголке цехов и 3 часа — на работу на установке. За этот период подростки последовательно находились в производстве хлора, монохлоруксусной кислоты (МХУК), гербицидов 2,4-Д, трихлорэтилена (ТХЭ). Последние 4 месяца учащиеся проходили штатную практику, работая аппаратчиками в производстве хлора, гербицидов 2,4-Д, метоксона, серной кислоты и пентапласта. Теоретическим обучением был занят 601 час, практическим— 1124 часа.
При втором режиме также предусматривался 11-месячный срок обучения. Первые 6 месяцев подростки занимались только теорией в училище, с производством знакомились на экскурсиях (54 часа); последующие 4 месяца они работали аппаратчиками в одном из производств (хлора, серной кислоты, стеарата цинка, химреактивов, хлорбензола, аминной соли 2,4-Д, МХУК, метоксона, ТХЭ). Число часов занятий в училище составляло 923, на заводе — 948.
При третьем режиме срок обучения составлял 1,5 года; предусматривалась подготовка рабочих широкого профиля (аппаратчиков и электрослесарей КИП). Первые 10 месяцев проводились только теоретические занятия в училище, в последующие 2 месяца юноши проходили производственную практику в мастерских КИП по 8 часов ежедневно, а затем в течение 4х/2 месяцев — штатную практику на рабочем месте аппаратчика химического завода по 8 часов в 3 смены (как и при первом и втором режимах) в одном из производств (стеарат цинка, каустическая сода, химреактивы, ТХЭ, монохлорамин Б, трихлорфенолят меди).
Воздушная среда производственных помещений и атмосфера площадки Уфимского химического завода загрязнены сложным комплексом токсических веществ, среди которых преобладают различные хлорированные углеводороды (ТХЭ, тетрахлорэтан, тетрахлорэтилен, хлорбензол, хлорекс
и др.), а также хлор 1. Концентрации хлорированных углеводородов (ХУ) и хлора в основном не превышали предельно допустимых; в отдельных производствах в 4—12% проб содержание этих химических веществ было несколько выше ПДК. ТХЭ принадлежит основное место по валовому выделению, концентрации в воздухе и дальности распространения.
Под нашим наблюдением было 105 учащихся. За время обучения их обследовали в клинике трижды — в начале обучения, через б месяцев (перед штатной практикой) и по окончании обучения. По первому режиму обучалось 30 человек, по второму — 50, по третьему — 25 человек. Средний возраст подростков, обучавшихся по первым двум режимам, в начале занятий был 18 лет, по третьему режиму — 17 лет 2 месяца. В группе с первым режимом обучения моложе 18 лет при приеме в училище было 12 человек, со вторым —18 и с третьим —22 человека. К началу штатной практики учащихся моложе 18 лет не было. В качестве контроля дважды (в начале учебного года и в конце) обследовано 28 студентов энергетического техникума того же возраста, что и учащиеся ПТУ; эти студенты в период обучения не имели контакта с токсическими веществами.
Клиническое обследование подростков дополнялось исследованиями обонятельной чувствительности по методу Леви—Эльсберга, мышечной силы и выносливости по В. В. Розенблату, вегетативной нервной системы с использованием термометрии и капилляроскопии, а также изучением некоторых сторон обмена веществ и антитоксической функции печени.
Динамическое наблюдение показало, что на фоне общего повышения физического развития подростки первого и второго режимов обучения за время штатной практики убавили в весе; у подростков третьего режима прирост показателей окружности грудной клетки и экскурсии легких был наименьшим. Выносливость мышц к статическому усилию у подростков третьего режима достоверно снизилась за время штатной практики. Отмечено повышение порогов обонятельной чувствительности у подростков-хи-миков, тогда как в контрольной группе изменения порогов обоняния не было; наибольшие изменения обнаружены у учащихся первого и третьего режимов за время штатной практики.
Свойственные подростковому периоду симптомы вегетативной лабильности стойко сохранились в процессе обучения. Максимальное артериальное давление (средние данные) у учащихся-химиков за период обучения несколько снизилось, минимальное же достоверно повысилось (на 10— 12 мм); пульсовое давление, свидетельствующее об ударном объеме сердца, снизилось. Височное артериальное давление повысилось у подростков всех трех режимов обучения к концу его. По показателям ЭКГ отмечено достоверное нарастание частоты синусовой брадикардии у подростков всех 3 режимов обучения (при отсутствии изменения в контрольной группе). В части случаев синусовая брадикардия сочеталась с аритмией и почти во всех случаях — с высоким зубцом Т в грудных отведениях.
Выделение уропепсина (табл. 1) почти не изменилось в контрольной группе и у обучающихся по первому режиму; увеличилось при втором режиме. При третьем режиме наблюдалось снижение этого показателя (в основном после практики), что следует рассматривать как неблагоприятный сдвиг (Г. Д. Симбирцева; В. Н. Туголуков, и др.).
К концу обучения отмечалось снижение содержания белков в сыворотке крови в основном за счет у-глобулинов (см. табл. 2), что указывает на снижение активности иммунобиологических процессов (3. А. Бондарь; Л. И. Незговорова, и др.).
К концу учебы в контрольной группе число лиц с положительной сан-таниновой пробой, свидетельствующей о нарушении синтетически-окисли-тельной функции печени, с 71 % уменьшилось до 32 %; среди подростков ПТУ число лиц с положительной сантониновой пробой не изменилось, т. е. нор-
1 Гигиенические исследования выполнены под руководством Э. А. Капкаева.
Таблица 1
Активность уропепсина (М—т)
Обследования Контроль Первый режим Второй режим Третий режим
В начале обучения В конце обучения 1 46,52=3,5 53,8—9,6 0,6 57,42=6,2 63,52=8,0 0,6 50,62=2,6 63,22=5,4 2,3 53,12=6,7 30,02:2,8 3,19
Таблица 2
Содержание у-глобулинов (в г%) в сыворотке крови (М—т)
Обследование Контроль Первый режим Второй режим Третий режим
1-е 1,452=0,03 1,542=0,04 1,582:0,05 1,472=0,04
3-е 1,452=0,03 1,422=0,05 1,422:0,02 1,352=0,04
/ — 1,64 2,76 1,97
мализации функции не наступило. Существенных сдвигов в составе периферической крови у подростков не наблюдалось.
У 60 учащихся ПТУ мы определяли выделение с мочой метаболитов ТХЭ — трихлоруксусной кислоты (по методу Соучек и Франкловой) и три-хлорэтанола (по методу Влаховой). Полученные данные показали постепенное нарастание содержания метаболитов к концу обучения, особенно после штатной практики (В. А. Суханова и соавт.).
Таким образом, ни один из оцениваемых режимов полностью не исключает неблагоприятного влияния внешней среды; все же из всех режимов следует отдать предпочтение второму; при нем подростки меньше контактируют с токсическими веществами и сдвиги в их организме наступают в основном только во время штатной практики. Обучение по третьему режиму 2 специальностям сопровождается отчетливыми сдвигами в организме подростков, иногда более выраженными, чем при первом и втором режимах. Возможно, программа обучения и степень нагрузки требуют пересмотра. Кроме того, очевидно, большая частота сдвигов у подростков, обучающихся по третьему режиму, связана с их более молодым возрастом. Учитывая высокую токсичность ХУ и отмеченные у подростков в возрасте 171/2—181/я лет сдвиги в период обучения при воздействии ХУ и хлора в концентрациях, в основном не превышающих предельно допустимые, мы считаем, что принимать в училище лиц моложе 19 лет не следует. Исходя из данных исследования воздушной среды и анализа определения метаболитов ТХЭ в моче, нужно исключить из программы обучения посещение цехов ТХЭ и МХУК и прохождение штатной практики в этих производствах. Необходимо изыскать более рациональные режимы обучения, не допускающие контакта с высоко токсичными ХУ.
ЛИТЕРАТУРА
Бондарь 3. А. Тер. арх., 1961, в. 8, с. 60.— НезговороваЛ. И. В кн.: Справочник по функциональной диагностике. М., 1970, с. 629.— Симбирцева Г. Д. Клин, мед., 1959, № 2, с. 45.— Суханова В. А., Бурдыгина М. Я., Думки н а Г. 3., и др. В кн.: Материалы Всесоюзн. симпозиума по изучению влияния химических веществ на молодой организм и вопросам нозрастной токсикологии. М., 1969, с. 87.— Туголуков В.Н. Современные методы функциональной диагностики состояния слизистой оболочки желудка и их клиническое значение. Л., 1965.
Поступила 1Ч/1Х 1970 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF VARIOUS REGIMENS IN THE TRAINING OF ADOLESCENTS AS OPERATORS OF CHEMICAL PLANTS DEALING WITH CHLORINE AND CHLORINATED HYDROCARBONS
Af. Ya. Burdygina, G. Z. Dumkina
The aper contains data on the changes occurring in the state of health of adolescents studying in a professional-technical school as operators of chemical plants dealing with chlorine and chlorinated hydrocarbons under three different regimens. Judging by the changes noted in the body of the adolescents their training under conditions of the second regimen had definite advantage; in comparison with the first and third regimens. The training under conditions of the third regimen that of the younger pupils was accompanied by especially pronounced changes. It is necessary to elaborate regimens to prevent all possible contact with such highly toxic substances as chlorinated hydrocarbons.
УДК 618.85-02:613.867-033.6-085.825-07:816.831-073.97
ВЛИЯНИЕ ДОЗИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ РЕАКТИВНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ПРИ «ОСТРОМ» УМСТВЕННОМ УТОМЛЕНИИ школьников
7—8-х КЛАССОВ
Л. А. Алексеева
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
| В последние годы в научной литературе появляются указания на то, что характер потенциалов, вызванных в ответ на ритмическую световую стимуляцию, определяется не только организацией мозговых структур, но также вниманием и отвлечениями, обучением и другими психологическими феноменами.
Нашей задачей было изучить межполушарные взаимоотношения ритмических вызванных потенциалов больших полушарий у учащихся 7—8-х классов при «остром» умственном утомлении и влияние на их динамику дозированных физических упражнений на уроке физкультуры 1. В течение дня у каждого школьника мы проводили 3 серии исследований: 1-я серия — после непрерывного (81/2 часов — 9 часов) ночного сна и физической зарядки; 2-я серия — после 4—5 часов умственной работы в классе; 3-я серия — после дальнейших дозированных физических упражнений (занятия гимнастикой, баскетболом, волейболом по 25—30 мин., занятия легкой атлетикой 20—25 мин.). Спектр и характеристику ритмических вызванных потенциалов выявляли в электроэнцефалограммах (ЭЭГ) полушарий методом кросс-корреляции, по графической методике Ловелла и Доссета (Ю. М. Пра-тусевич). Этот метод позволял установить временную связь между управляемым исследователем процессом ритмической световой стимуляции и процессом ее усвоения мозгом. Ю. М. Пратусевичем показано, что упомянутый метод помогает обеспечить оптимальное выделение вызванных потенциалов (сигнал) в фоновой электрической активности мозга (шум).
Таким способом мы изучили спектр вызванных потенциалов у 120 школьников. Величины этих потенциалов, полученные методом кросскор-реляционного анализа в индивидуальных исследованиях, были статистически обработаны и оказались достоверными (Я<0,001).
В утреннем фоне межполушарные отношения вызванных потенциалов у подавляющего большинства школьников характеризовались симметрич-
1 Под «острым» умственным утомлением мы понимаем такие изменения основных физиологических показателей (ОФП) мозговой деятельности, вызванные умственным трудом, которые ликвидируются в течение суток (после ночного сна). Под хроническим же умственным утомлением" понимают такие изменения ОФП мозговой деятельности, которые не ликвидируются в рамках суточного цикла, что приводит к суммации «острого» и хронн ческого умственного утомления, т. е. прогрессированию утомления (переутомлению).