Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХИМИКА-АППАРАТЧИКА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХИМИКА-АППАРАТЧИКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХИМИКА-АППАРАТЧИКА»

окиси углерода, двуокиси азота и аммиака, ориентируют нас на изыскание возможности применения витаминов с целью профилактики тех патофизиологических сдвигов, которые наблюдаются у люден при хронических отравлениях названными газами.

ЛИТЕРАТУРА

Васильев Г. А. Гиг. и сан., 1962, № 10, с. 54.— Нижегородов В. М., Калинин И. Т. Там же, 1967, № 2, с. 102.— Нижегородов В. М., Воронин А. П., Калинин И. Т. и др. В кн.: Материалы 6-й научной сессии Всесоюзн. научно-исслед. ин-та витаминологии Министерства здравоохранения СССР. М., 1967, с. 92.— Нижегородов В. М., Мархоцкий Я. Л. Гиг. и сан., 1969, № 5, с. 96.— Т о-до ро в Й. Клинические лабораторные исследования в педиатрии. София, 1963.

Поступила 4/1II 1970 г.

УДК 613.63:658.386

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ХИМИКА-АППАРАТЧИКА

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Исследования проведены в 1967 и 1968 учебном году. Под наблюдением находились 53 учащихся профессионально-технического училища № 32 в Ленинграде, обучавшихся по специальности химика-аппаратчика, и 51 учащийся профессионально-технического училища, обучавшийся по специальности слесаря-ремонтника и не имевший контакта с химическими веществами (контрольная группа). Все исследования проводились в динамике: в течение рабочего дня (до и после работы) в начале, в середине и в конце учебного года.

Базой производственного обучения химиков-аппаратчиков является Охтенский химический комбинат. Обучавшиеся этой специальности работали 3 раза в неделю по 6 часов вместе со взрослыми в цехах, в которых изготовляются целлулоид и игрушки. Здесь при малоэффективной вентиляции практически отсутствовало движение воздуха; температура была 24,3—27,8°, влажность достигала 68—75%. Учащиеся осваивали самые различные операции, относящиеся к изготовлению целлулоида: взвешивали камфару, работали на участке мешателей, в отделении фильтр-прессов, на участке вальцевания, сушки, в отделении спиртовых красителей, резки и упаковки целлулоида и др.

При исследовании воздушной среды в цехах установлено наличие химических компонентов (камфара, спирт, ацетон).

Анализ заболеваемости учащихся показал, что у химиков-аппаратчиков она составляла к концу 1-го года обучения на 100 подростков 122,64 случая при 771 дне нетрудоспособности; у обучающихся профессии слесаря-ремонтника соответствующие показатели были 101,9 и 713,7.

Нельзя не обратить внимания на то, что заболеваемость на 100 подростков химиков-аппаратчиков к концу 2-го года обучения увеличивается до 134 случаев, а число дней нетрудоспособности — до 1130, тогда как у слесарей-ремонтников к концу 2-го года обучения эти показатели несколько снижаются—соответственно до 74,5 и 621,56. Из общего числа случаев заболевания и дней нетрудоспособности как у учащихся химнков-аппаратчиков, так и у слесарей-ремонтников наибольший удельный вес приходится на грипп, острые катары, заболевания верхних дыхательных путей.

Учащиеся химнки-аппаратчики страдают заболеваниями носоглотки чаще, чем слесари-ремонтники: на 1-м году обучения 15 случаев при 80 днях нетрудоспособности, на 2-м году соответственно 18 и 156. Заболевания глаз у химиков-аппаратчиков на 1-м году обучения составляют 11 случаев при 64 днях нетрудоспособности, на 2-м году — соответственно 15,09 и 107,3, заболевания нервной системы на 1-м году обучения—соответственно 13 и 83,0, на 2-м году — 18 и 67,9. У учащихся слесарей-ремонтников наблюдается больше травм: на 1-м году обучения — 25,5 случая прн 239,3 дня нетрудоспособности, на 2-м году — соответственно 15,68 и 211,68; гнойные заболевания кожи составляют на 1-м году обучения 7,8 случая при 49,2 дня нетрудоспособности, на 2-м году — соответственно 7,84 и 54,88.

Фагоцитарная активность лейкоцитов крови у учащихся 1-го и 2-го года обучения обеих специальностей неодинакова в разное время года. Более высокие показатели отмечаются осенью, когда у учащихся химиков-аппаратчиков и слесарей-ремонтников на 1-м году обучения фагоцитарная активность лейкоцитов крови достигает соответственно 62,0± 0,95 и 62,70± 1,32 при фагоцитарном индексе 1,37±0,03 и 1,42±0,1, на 2-м году обучения — 61,16±0,67 и 61,70±0,51 при фагоцитарном индексе 1,36±0,04 и 1,39±0,03. Зимой на 1-м году обучения фагоцитарное число и фагоцитарный индекс снижались в обе-

их группах, особенно у химиков-аппаратчиков, до 58,4±0,58, у слесарей-ремонтников — до 60,2± 1,26 при фагоцитарном индексе соответственно 1,16±0,14 и 1,32±0,20 (Р<0,01); таковы же изменения фагоцитарной активности н на 2-м году обучения. Наиболее низки ее показатели весной, особенно у химиков-аппаратчиков. Так, фагоцитарное число, составлявшее у них осенью 62,0±0,95, весной, к концу 1-го года обучения, снижается до 54,6± ±0,96, у слесарей-ремонтников с 62,7± 1,32, полученного осенью, оно снижается весной до 58,2±0,98 (Р<0,01) при фагоцитарном индексе соответственно 1,04±0,14 и 1,19±0,04 (Р<0,01). К концу 2-го года обучения этот показатель составляет у химиков-аппаратчиков 45,75±1,3, у слесарей-ремонтников 56,6±1,25 (Р<0,01) при фагоцитарном индексе соответственно 0,95±0,01 и 1,13±0,03 (Р<0,01). Приведенные данные указывают на более низкую защитную способность организма подростков, особенно химиков-аппаратчиков в зимний и весенний периоды.

Функциональное состояние центральной нервной системы в связи с влиянием условий производственного обучения оценивали, учитывая величину скрытого периода реакций на раздражители разной интенсивности. Для этого, пользуясь методом определения существенности разницы сравнительных величин, определяли нормальные и фазовые реакции при 30 сочетаниях, полученных до и после работы. Установлено, что под влиянием производственного обучения происходит нарастание фазовых реакций к концу рабочего дня и к концу недели у учащихся обеих групп, однако несколько большие сдвиги отмечены у химиков-аппаратчиков. Так, количество фазовых реакций у них в понедельник после работы равно 20,30% (увеличение на 8,6%; /><0,01), в среду — 23,10% (увеличение на 12%; Р<0,01), в пятницу — 26,70% (увеличение на 12,3%, Р<0,01). У слесарей-ремонт-ников тоже отмечена тенденция, но значительно менее выраженная, чем у химиков-аппарат-чиков, к нарастанию фазовых реакций к концу дня и недели. Количество таких реакций у слесарей-ремонтников во вторник после работы составляло 11,70% (увеличение на 5%; Р>0,05), в четверг — 14,0% (увеличение на 5,7%; Р<0,01) и в субботу — 18,70% (увеличение на 8,7%; Р<0,01). Показатели изменения нормальных и фазовых реакций в течение дня и недели свидетельствуют о том, что условия производственного обучения, особенно химиков-аппаратчиков, способствуют сдвигам в функциональном состоянии центральной нервной системы, выражающимся в нарастании фазовых реакций к концу рабочего дня и недели, в результате появления II фазы утомления— запредельного торможения.

В целях оценки режима трудового обучения определяли плотность рабочего дня учащихся, для чего хронометрировали 10 шестичасовых рабочих дней. Плотность рабочего времени учащихся химиков-аппаратчиков с 1-го же часа достигает 87,70%, увеличивается ко 2-му часу до 92,30%, к 3-му часу достигает 94,80%, на 4-м часу она понижается до 90%, к 5-му —до 81,4% и к 6-му часу составляет только 72%. Такая динамика плотности рабочего времени объясняется тем, что химикн-аппаратчики выполняли работу около агрегатов (участок взвешивания, мешателей, вальцевания и др.), требующую постоянной активизации деятельности, но это уже к 4-му часу приводило к снижению плотности рабочего времени и к значительному ее падению к концу рабочего дня в результате длительной однообразной работы в вынужденной позе с напряжением мышечно-связочного аппарата кистей рук.

Плотность рабочего времени у слесарей-ремонтников была меньше и составляла в 1-й час работы 72,5% как результат меньшей организованности группы; на 2, 3 и 4-м часу работы она нарастала до 78,3, 80,2 и 83%, на 5 и 6-м часу работы несколько снижалась, но была выше, чем в 1-й час работы. Такую динамику плотности рабочего времени слесарей-ремонтников можно объяснить более разнообразной работой и индивидуальным подходом к ней.

Отмеченные сдвиги в состоянии здоровья учащихся, обучавшихся по специальности химика-аппаратчика, указывают на необходимость внесения изменений в программу и режим трудового обучения: а) проведение части занятий в производственной лаборатории с использованием макетов и других установок; б) расчленение рабочего дня на 2 части: 3 часа практики и 3 часа теории; в) разнообразие отдельных видов работ; г) профилактические осмотры не реже 2 раз в год.

Поступила 17/V11 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.