Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-АППАРАТЧИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-АППАРАТЧИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-АППАРАТЧИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ»

ЛИТЕРАТУРА

К о г а н Ф. М. и др. В кн.: Сборник трудов Свердловск, ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Свердловск, 1959, т. 5, с. 111.— Коган Ф. М., Бунимо-в и ч Г. И. Там же, т. 6, с. 88.

Поступила I4/X 1968 г-.

УДК 613.6:613.9561:605.6

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-АППАРАТЧИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

Ф. Ф. Даутов

Казанский медицинский институт и Уфимский научно-исследовательский институт гигиены

труда и профзаболеваний

В настоящей работе представлены данные изучения учебно-производственной деятельности подростков, осваивающих специальность аппаратчика нефтехимического профиля в профессионально-техническом училище (ПТУ) № 19 Казани.

При 11-месячном обучении в ПТУ основное внимание уделяют производственному обучению, которому отводят 65% всех учебных часов. В 1-й месяц обучения занятия чередуются с практикой в слесарных мастерских, последующие 6 месяцев подростки чередуют занятия в училище с практикой на нефтехимическом предприятии и в последние 3 месяца работают в цехах производств окиси этилена, полиэтилена высокого давления, фенола и ацетона по скользящему графику аппаратчиков.

Училище расположено в 100 м от территории завода, размещено в нетиповом здании. В учебных комнатах на одного учащегося приходится только 1,23 м3 площади. Теоретические занятия длятся 6—8 часов с 5-минутными перерывами через каждые 45 мин. Практика, в мастерских и в цехах производств проводится без регламентированных перерывов.

При относительно благоприятных микроклиматических условиях в начале занятий микроклимат резко меняется к концу учебного часа и особенно к концу уроков. Так, температура в учебных комнатах поднимается с 17 до 26°, относительная влажность колеблется от 42 до 75%. Концентрация углекислоты, особенно во второй половине занятий, достигала 2—2,6%о-

В результате проветривания во время перерывов микроклимат в комнатах несколько' улучшается, однако через 20 мин. после начала занятий все микроклиматические показатели вновь ухудшаются, что объясняется недостаточной кубатурой помещения и отсутствием вентиляции.

В дни прохождения производственной практики в течение 6 часов подростки подвергаются действию газового фактора (непредельные углеводороды), во время прохождения сплошной практики, т. е. в течение последующих 3 месяцев обучения, — воздействию паров бензола, окиси этилена, изопропилбензола, фенола и ацетона. Как правило, содержание токсических веществ в воздухе производственных помещений находится на урсвне или ниже предельно допустимого (кроме окиси этилена, превышающей допустимую в отдельных случаях в 11/а—2 раза).

Температура в производственных помещениях колебалась от 15 до 23°, относительная влажность — от 30 до 62% , скорость движения воздуха — от 0,054 до 0,273 мсек.

По результатам хронометража рабочего дня, продолжительность основных производственных операций у учащихся занимала от 70,5 до 81,3% всего рабочего времени. Остальные 18,7—29,5% времени затрачивались на объяснение мастера, вынужденные перерывы, уборку производственных помещений и т. д.

Под наблюдением находилось 100 учащихся-аппаратчиков в возрасте 171/2 лет, в качестве контрольной группы — 15 подростков в возрасте 171/» лет — учащихся электрослесарей КИП, которые в течение учебного года не контактируют с токсическими веществами, и 15 рабочих, окончивших ПТУ год назад.

После первого исследования в начале учебного года наблюдаемые учащиеся были распределены на 2 группы: одна из них занималась по существующему, а другая — по введенному нами экспериментальному режиму.

Экспериментальный режим отличался тем, что правильно чередовались учебные предметы по степени их трудности в течение учебного дня и недели; в конце 5-го или 6-го урока проводили физкультурную паузу в течение 5 мин.; в дни с 8 уроками последние и предпоследние перерывы удлинили до 15 мин. за счет сокращения продолжительности 7-го-и 8-го урока; производственную практику проводили с регламентированными перерывами через каждые \х!г часа и 45-минутным обеденным перерывом после 3 часов. Кроме того, был

обеспечен постепенный переход к условиям производства; начиная с 2 часов работы в октябре, прибавляли по 2 часа через каждые 2 месяца.

Все исследования производились в начале, середине и конце учебного года в течение 3—4 дней до занятий, после 3 часов и после занятий. Полученные материалы обработаны вариационно-статистическим методом.

Латентный период скорости зрительномоторной реакции у испытуемых удлинялся к концу занятий в училище в среднем на 16,2 мсек. Удлинение латентного периода в конце смены наблюдалось также при сплошной практике в цехах. При этом отмечено нарастание процента срывов дифференцировки, что свидетельствует об утомлении. У лиц, обучающихся по экспериментальному режиму, латентный период зрительномоторной реакции был укорочен.

При определении работоспособности по корректурным таблицам отмечено, что если в 1-й день к концу учебы количество просмотренных за 2 мин. знаков уменьшалось с 930 до 851, то к концу недели это уменьшение было еще более выраженным с 898 до 795 знаков. Соответственно изменялось количество пропусков и сделанных ошибок на 500просмотренных букв: с 0,7—1,8 до 1,2—2,8. В контрольной группе снижения работоспособности не происходило.

При определении устойчивости ясного видения создавали на доске такую освещенность, ' какая имеется в учебных комнатах и операторных: 150—200 лк. Если показатель устойчивости ясного видения в начале учебного дня принять за 100, то коэффициент устойчивости ясного видения через 3 часа в среднем снижался до 96,8, а к концу 6-го часа — до 90,9. Снижение устойчивости ясного видения в контрольной группе было менее выражено: соответственно 97,5—95,1.

Исследование обонятельной чувствительности производили по методу Эльсберга и Ле-ви (Eisberg и Levy, 1935). В качестве раздражителей применяли тимол, камфару, деготь, а розмарин заменяли самым характерным для производства, где проходит практика, пахучим веществом: для производства окиси этилена — этиленгликолем, фенола и ацетона — бензолом, полиэтилена высокого давления — гранулами горячего полиэтилена. Ни в одной группе (также и в контрольной) в динамике дня и недели в начале учебного года изменения порога чувствительности не происходило (пороги колебались от 1 до 8 мл). Только в одной группе, которая в этот день занималась на производстве полиэтилена высокого давления, порог чувствительности повышался от 9,6± 1,6 до 19± 1,1 мл.

В конце учебного года у большинства обследованных порог обонятельной чувствительности значительно увеличивался от начала к концу рабочей смены. Наибольшее изменение наблюдалось у учащихся, которые прошли практику в цехах производств закиси этилена, фенола и ацетона. Порог слуховой чувствительности в течение рабочего дня повышался на 5—8 дб, преимущественно на высоких частотах.

Результаты обследований показали, что процесс обучения и факторы производственной среды оказали в основном угнетающий эффект.

Уровень артериального давления и частота пульса в середине учебного дня по сравнению с исходными данными незначительно снижались (артериальное давление с 114+6,3 до 107±6,1 мм и частота пульса с 77±5,4 до 73±2,9 в минуту). К концу занятий у 67% учащихся артериальное давление снижалось и пульс урежался, у 33% эти показатели оставались на уровне таковых в середине учебного дня. У учащихся контрольной группы артериальное давление к концу занятий незначительно повышалось или оставалось без изменений.

Температура кожи к концу учебного дня несколько повышалась. Температура тела у большинства снижалась, а в контрольной группе имела тенденцию к повышению.

Бактерицидность кожи к концу недели, особенно в конце производственной практики, снижалась. У подростков, находящихся на производстве окиси этилена, фенола и ацетона, отмечалось более выраженное снижение бактерицидных свойств кожи по сравнению с контрольной группой.

Аналогичная направленность сдвигов отмечалась и при изучении фагоцитарной активности лейкоцитов крови.

Резюмируя результаты физиологических исследований, можно сделать следующее заключение: возникновение некоторых изменений в функциональном состоянии организма подростков к концу занятий, особенно на 3—4-й день, а также в динамике недели и учебного года можно, видимо, объяснить не только недостатками режима обучения и учебной нагрузки, но и комплексом неблагоприятных факторов в училище и влиянием условий труда в цехах завода, в первую очередь воздействием химических факторов в момент практики в технологических цехах. Менее выраженный характер сдвигов физиологических функций у подростков экспериментальной группы позволяет считать, что рекомендованный нами режим обучения благоприятно воздействует на организм подростков, и признать его рациональным для учащихся профтехучилищ нефтехимического профиля.

Работа в цехах производств закиси этилена, фенола и ацетона очень влияет на физиологические функции и работоспособность организма подростков по сравнению сучащимися производства полиэтилена высокого давления. В связи с этим необходимо во время прохождения производственной практики сократить продолжительность рабочего дня учащихся в этих условиях.

При предварительных медицинских осмотрах подростков, поступающих в училище по специальности аппаратчика, не рекомендуется принимать лиц с пониженным артериальным давлением.

Поступила 17/1V 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.