Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФЕНОПЛАСТОВ С АСБЕСТОВЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФЕНОПЛАСТОВ С АСБЕСТОВЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФЕНОПЛАСТОВ С АСБЕСТОВЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ»

Установлено, что только в максимально испытанных дозах (75 и 95 мг/кг) оба спирта влияли на активность каталазы крови и холинэстеразы печени, а также на иммунобиологическое состояние организма. Одновременно установлено, что изменение условных рефлексов наступало от меньших доз и раньше, чем изменения по биохимическим показателям. При хронической затравке спиртами нарушение условных рефлексов наблюдалось при дозе амилового спирта 9,5 мг/кг и вторичного октилового — 7,5 мг/кг, в то время как по всем другим испытанным тестам изменений не было отмечено.

Таким образом, пороговой дозой амилового спирта является 9,5 мг/кг, а вторичного октилового спирта — 7,5 мг/кг. Полученные нами в хроническом эксперименте пороговые дозы амилового и вторичного октилового спиртов находятся в пределах одного порядка по сравнению с аналогичными дозами, установленными для других высших спиртов (В. Б. Воскобойникова; С. Г. Галета, 1967, и др.).

Результаты исследований дают нам возможность рекомендовать для первичного и вторичного октиловых спиртов ПДК на уровне 0,05 мг/л, а для амилового спирта — 1,3 мг/л. Лимитирующим показателем вредности в обоих случаях является органолептический.

ЛИТЕРАТУРА

Бессонов А. Е., Пащенко Н. П. Гиг. и сан., 1962, № 6, с. 59.— Воскобойникова В. Б. Там же, 1966, № 3, с. 16.— Галета С. Г. Гигиеническое обоснование предельно допустимых концентраций пропилового и изопропилового спиртов в воде водоемов. Автореф. дисс. канд. Донецк, 1967.— Егоров Ю. Л., А н д р и а -н о в Л. А. Учен, записки Московск. ин-та гигиены, 1961, № 9, с. 47.— 3 а е в а Г. Н., Федорова В. И. В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1963, в. 5, с. 51.— Лазарев Н. В. Общие основы промышленной токсикологии. М,—Л., 1938.

Поступила 20/X 1969 г.

УДК 813.6:1678.632:678:046.36

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФЕНОПЛАСТОВ С АСБЕСТОВЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ

С. Ю. Троицкий, А. Н. Кузьминых, Т. Д. Андреева, Г. И. Бунимович Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Фенопласты представляют собой прессовочные материалы на основе фенолформальде-гидной смолы с органическим или минеральным наполнителем.

В литературе подробно освещены технические свойства, способы получения и технология производства фенопластов. Однако сведений по гигиеническим вопросам недостаточно. В частности, в имеющихся работах не учитываются вся сложность химического состава фенопластов и вид наполнителя. Между тем можно полагать, что вид наполнителя, его содержание в том или ином прессматериале в значительной мере определяют биологическое действие пыли этого фенопласта. Описано фиброзирующее действие лишь одного вида асбо-фенопласта (Ф. М. Коган и соавт.; Ф. М. Коган и Г. И. Бунимович).

Настоящая работа посвящена изучению санитарно-гигиенических условий труда в производстве пресспорошков, волокнитов (асбомасс), а также изделий из них.

Выпускаемые марки пресспорошка с асбестовым наполнителем представляют собой композицию фенолформальдегидной смолы новолачного типа и асбестового наполнителя с добавкой отверждающнх, смазывающих и окрашивающих веществ. Порошки используются для производства методом горячего прессования изделий технического и бытового назначения. Процесс производства пресспорошков состоит из следующих стадий: подготовка сырья, смешивание компонентов, вальцевание, дробление смеси компонентов, стандартизация, т. е. усреднение состава отдельных партий, и упаковка пресспорошка. Изделия из этого пресспорошка изготавливают путем таблетирования его, прессования изделий с последующей механической обработкой их поверхности.

Прессовочные асбестовые массы представляют собой композицию из фенолформальдегидной смолы резольного типа, асбестового наполнителя и специальных добавок (каолин, олеиновая кислота, латунная стружка) в зависимости от марки массы.

Технологический процесс производства асбомасс и изделий из них мало отличается от технологии производства пресспорошка. Они характеризуются большим количеством ручных операций и значительным физическим напряжением при их выполнении.

Одна из основных вредностей в производстве фенопластов и изделий из них — пыль, а также пары фенола и формальдегида. Наибольшая запыленность наблюдается на подготовительных стадиях при операциях с отдельными компонентами смеси, а также связанных с выделением в воздух пыли пластмассы; при таблетировании пресспорошка средняя концентрация составила 20 мг/м3, при загрузке порошка в мешки — 132 мг/м3.

Источником выделения пыли в производстве асбомасс является операция загрузки асбеста в смеситель. При этом средние концентрации на различных заводах составили 3,7— 5 мг/м3. В отделениях механической обработки изделий на различных рабочих местах средние концентрации колебались от 2,2 до 22,2 мг/м3, что зависело от размера детали и вида обработки ее.

В составе пыли преобладают частицы размером до 5 мк. Пыль на участке механической обработки изделий из асбомасс близка по дисперсности и проценту волокнистых частиц к пыли асбеста. Однако поверхность этих волокон почти гладкая, концы обрублены, а не расходятся веерообразно. На других участках пыль более крупная и содержит значительно меньший процент волокнистых частиц. Вероятно, здесь имеют место адгезия частиц наполнителя и связующего и образование крупных агрегатов.

На участках, где смола подвергается термическому воздействию, концентрации фенола в производствах превышают ПДК (5 мг/м3), у смесителя при выгрузке асбомассы составляет 7,4 мг/м3, при вальцевании — 5,5 мг/м3, при разгрузке сушильной камеры — 7,6 мг/м3, при вальцевании пресспорошка — 13 мг/м3. При этом максимальные концентрации при некоторых операциях (загрузка смесителя, разгрузка сушильных камер, вальцевание и др.) достигала 25—30 мг/м3. На участках механической обработки обнаружены, хотя и незначительные, концентрации фенола и формальдегида, что связано, по-видимому, с выделением остаточного фенола, содержащегося в асбопластмассе. Данные лабораторных исследований показали, что пыль пресспорошка асбофенопласта содержит 1,66% свободного фенола и 4% формальдегида, в то время как отвержденная смола — соответственно 3,83 и 0,003%. Концентрации паров формальдегида в воздухе, как правило, не превышают 1 мг/м3, однако при отдельных операциях — разгрузке смесителя и сушильных камер — в максимальных значениях они превышают ПДК (до 3 раз).

На содержание вредных паров и пыли в воздухе рабочих зон может существенно влиять эффективность работы вентиляционных систем. Для предупреждения загрязнения воздуха непосредственно над источником выделения вредностей установлены вытяжные зонты; для компенсации удаляемого воздуха оборудована приточная вентиляция с предварительной очисткой и подогревом воздуха в зимний период года.

Вентиляционные системы имеют ряд недостатков. Чаще всего это низкая скорость движения воздуха в рабочих сечениях некоторых вытяжных зонтов и отсутствие щитов, препятствующих выбиванию газового и пылевого факела из-под зонтов. Нарушение соотношения объемов удаляемого и приточного воздуха приводит к перетеканию более загрязненного воздуха из одного помещения в другое. Следует отметить нерациональную конструкцию откоса от смесителя — при разгрузке смеситель наклоняется вперед и в связи с этим выходит из-под рабочего сечения зонта, что приводит к поступлению всех вредностей в рабочую зону.

Существующие в настоящее время условия труда в производстве фенопластов могут неблагоприятно воздействовать на здоровье работающих. Был проведен анализ общей заболеваемости рабочих изучаемых производств за последние 7 лет в сравнении с таковой среди рабочих шелкоткацкой фабрики, расположенной в том же районе города.

Установлено, что среди работающих в цехах производства асбомасс, пресспорошков, прессовом и цехе механической обработки, заболеваемость выше, чем на «контрольном» предприятии, по всем основным нозологическим формам, но особенно по бронхитам, невритам и невралгиям, острым желудочно-кишечным болезням.

При осмотре 103 рабочих, занятых в производстве асбомасс и изделий из них, 65 предъявляли те или иные жалобы. Так, 8% из них жаловались на боли в правом подреберье и эпи-гастральной области, 21 человек, преимущественно подвергавшийся воздействию паров фенола и формальдегида, — на постоянную головную боль, 18 занятых на прессовании и механической обработке — на боли в области суставов рук, что в известной мере можно связать с характером трудовых операций. Болевые ощущения в суставах рук у прессовщиц объясняются выполнением однообразных и мелких операций. У рабочих, занятых механической обработкой, эти ощущения, а также чувство онемения кончиков пальцев обусловлены постоянным напряжением кистей рук, прижимающих изделие к вращающемуся кругу. У 19 человек, в основном работающих в условиях повышенного содержания паров фенола и формальдегида, выявлены изменения со стороны нервной системы (невриты, неврастенический синдром, церебральная ангиодистония и др.). У 12 рабочих (в основном у шлифовщиц и прессовщиц) отмечены различные кожные заболевания, а у 14 рабочих тех же профессий — хронические атрофические риниты и фолликулиты. У 3 рабочих цеха механической обработки обнаружены изменения, подозрительные по пневмокониозу.

Для оздоровления условий труда и, в частности, снижения концентраций пыли и паров фенола и формальдегида необходимо провести ряд оздоровительных мероприятий. Наиболее эффективным из них является переход на непрерывный технологический процесс, что позволит ликвидировать некоторые источники пыле- и газовыделений, сократить число работающих и облегчить их труд. Вместо существующих смесителей необходимо внедрить аппараты с нижней автоматизированной разгрузкой, которые используются, в частности, на Свердловском заводе «Пластмасс», или изменить конструкцию местных отсосов. Растари-вание мешков с асбестом следует производить с помощью растарочной машины, транспортировку готовой массы от смесителя к вальцам осуществлять по закрытому транспортеру, снабженному вытяжной вентиляцией. Загрузку смолы в смеситель производить с помощью вакуум-насосов по закрытой системе и др. Эффективная работа местных отсосов также позволяет улучшить санитарные условия труда.

ЛИТЕРАТУРА

К о г а н Ф. М. и др. В кн.: Сборник трудов Свердловск, ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Свердловск, 1959, т. 5, с. 111.— Коган Ф. М., Бунимо-в и ч Г. И. Там же, т. 6, с. 88.

Поступила I4/X 1968 г-.

УДК 613.6:613.9561:665.6

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-АППАРАТЧИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

Ф. Ф. Даутов

Казанский медицинский институт и Уфимский научно-исследовательский институт гигиены

труда и профзаболеваний

В настоящей работе представлены данные изучения учебно-производственной деятельности подростков, осваивающих специальность аппаратчика нефтехимического профиля в профессионально-техническом училище (ПТУ) № 19 Казани.

При 11-месячном обучении в ПТУ основное внимание уделяют производственному обучению, которому отводят 65% всех учебных часов. В 1-й месяц обучения занятия чередуются с практикой в слесарных мастерских, последующие 6 месяцев подростки чередуют занятия в училище с практикой на нефтехимическом предприятии и в последние 3 месяца работают в цехах производств окиси этилена, полиэтилена высокого давления, фенола и ацетона по скользящему графику аппаратчиков.

Училище расположено в 100 м от территории завода, размещено в нетиповом здании. В учебных комнатах на одного учащегося приходится только 1,23 м3 площади. Теоретические занятия длятся 6—8 часов с 5-минутными перерывами через каждые 45 мин. Практика, в мастерских и в цехах производств проводится без регламентированных перерывов.

При относительно благоприятных микроклиматических условиях в начале занятий микроклимат резко меняется к концу учебного часа и особенно к концу уроков. Так, температура в учебных комнатах поднимается с 17 до 26°, относительная влажность колеблется от 42 до 75%. Концентрация углекислоты, особенно во второй половине занятий, достигала 2—2,6%о-

В результате проветривания во время перерывов микроклимат в комнатах несколько' улучшается, однако через 20 мин. после начала занятий все микроклиматические показатели вновь ухудшаются, что объясняется недостаточной кубатурой помещения и отсутствием вентиляции.

В дни прохождения производственной практики в течение 6 часов подростки подвергаются действию газового фактора (непредельные углеводороды), во время прохождения сплошной практики, т. е. в течение последующих 3 месяцев обучения, — воздействию паров бензола, окиси этилена, изопропилбензола, фенола и ацетона. Как правило, содержание токсических веществ в воздухе производственных помещений находится на урсвне или ниже предельно допустимого (кроме окиси этилена, превышающей допустимую в отдельных случаях в 11/а—2 раза).

Температура в производственных помещениях колебалась от 15 до 23°, относительная влажность — от 30 до 62% , скорость движения воздуха — от 0,054 до 0,273 мсек.

По результатам хронометража рабочего дня, продолжительность основных производственных операций у учащихся занимала от 70,5 до 81,3% всего рабочего времени. Остальные 18,7—29,5% времени затрачивались на объяснение мастера, вынужденные перерывы, уборку производственных помещений и т. д.

Под наблюдением находилось 100 учащихся-аппаратчиков в возрасте 171/2 лет, в качестве контрольной группы — 15 подростков в возрасте 171/» лет — учащихся электрослесарей КИП, которые в течение учебного года не контактируют с токсическими веществами, и 15 рабочих, окончивших ПТУ год назад.

После первого исследования в начале учебного года наблюдаемые учащиеся были распределены на 2 группы: одна из них занималась по существующему, а другая — по введенному нами экспериментальному режиму.

Экспериментальный режим отличался тем, что правильно чередовались учебные предметы по степени их трудности в течение учебного дня и недели; в конце 5-го или 6-го урока проводили физкультурную паузу в течение 5 мин.; в дни с 8 уроками последние и предпоследние перерывы удлинили до 15 мин. за счет сокращения продолжительности 7-го-и 8-го урока; производственную практику проводили с регламентированными перерывами через каждые Р/2 часа и 45-минутным обеденным перерывом после 3 часов. Кроме того, был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.