Результаты расчетов свидетельствуют о тесной обратной связи между содержанием кобальта в пищевых продуктах и заболеваемостью населения парапернициозными анемиями.
Кроме того, сопоставляли содержание железа и меди зерновых и бобовых (в миллиграмм-процентах на сырой вес) с пораженностью взрослого населения хлоранемиями по материалам подворного обследования по зонам республики (в процентах обследованных). Коэффициент корреляции равен: r+m=— 0,94±0,07 для железа и r+m= —0,97+0,036 для меди. Расчеты показали, что пораженность взрослого населения хлоранемиями находится в тесной обратной связи с содержанием железа и меди в продуктах питания. Наконец, сопоставляли содержание кобальта и меди в зерновых и бобовых (в микрограмм-процентах на сырой вес) с заболеваемостью детей алиментарными гипохромными железодефицитными анемиями по материалам госпитализации (на 10 000 детей в возрасте до 14 лет) по зонам республики. Коэффициент корреляции для кобальта г±т=— 0,97+0,03, для меди г+щ— = —0,99+0,005.
Материалы исследований позволяют думать, что в Присулакской части Терско-Су-лакской равнины (Хасавюртовский, Кизилюртовский и южная часть Ленинского района), эндемичной по анемиям среди населения, основным этиологическим факторем является дефицит в продуктах питания кобальта и меди. Недостаточное поступление в организм кобальта способствует развитию макроцитарных гиперхромных анемий типа парапернициоз-ных. Дефицит меди и кобальта, вероятно, служит одной из причин массового поражения взрослых хлоранемиями и хлорозом, а детей алиментарными гипохромными железодефицитными анемиями.
На Притерской части равнины (в Бабаюртовском и северной части Ленинского района) главным этиологическим фактором массового распространения анемии среди населения является недостаточность в продуктах питания меди и железа — важнейших кроветворных элементов. Дефицит их служит причиной хлоранемий среди взрослых и алиментарных ги-похромных железодефицитных анемий среди детей.
ЛИТЕРАТУРА
Гаджиев X. Э. Парапернициозная анемия. Дисс. докт. Махачкала, 1964. — Л а г о О. М. Педиатрия, 1964, № 2, с. 71. — M и р з а к а р и м о в М. Г. В кн.: Сборник научных трудов Андижанск. мед. ин-та. Ташкент, 1959, в. 1,с. 119.—Тур А. Ф. Гематология детского возраста. Л., 1963. — Шустов В. Я- Микроэлементы в гематологии. М., 1967. — Johnson N.. Ргос. Soc. exp. Biol. (N. Y.), 1962, v. 108, p. 518. - Laureil C.B., Blood, 1951, v. 6, p. 183.
Поступила 24/V 1967 г.
УДК 373.6-7
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ
Л. А. Леонова, Э. Э. Саркисянц I Московский медицинский институт
Мы изучили организацию учебно-производственной работы студентов Московского химико-технологического и станкоинструментального техникумов.
Программа обучения в этих техникумах рассчитана на 4У2 года. Первые 2 года студенты занимаются только в техникуме (в классах, лабораториях, мастерских). На 3-м году обучения 13 недель отводится для ознакомления с профессией в условиях производства. Четыре раза в неделю студенты работают на производстве (по 6 часов) и 2 раза в неделю занимаются в техникуме. На 4-м курсе их недельная нагрузка состоит из 1 дня занятий в техникуме (8 часов), 4 дней работы на производстве по 6—7 часов в день (производительный труд по специальности) и 1 дня занятий в техникуме (4 часа) после рабочего дня на заводе.
Для оценки режима дня студентов 3-го и 4-го курсов химического и станкоинструментального техникумов по специально разработанным недельньш хронометражным анкетам был проанализирован режим дня 300 человек (2100 человеко-дней).
Существенных различий в режиме дня студентов обоих учебных заведений не выявлено.
Продолжительность пребывания в техникуме студентов 4-го курса значительно больше 3-го. Особенно велика учебно-производственная нагрузка студентов 4-го курса в те дни, когда работа на заводе сочетается с учебными занятиями в техникуме: продолжительность рабочего дня составляет в 42% случаев 9—10 часов, в 54%— 12 и в 4%— 13—14 часов.
Много времени тратится на дорогу. У большей части студентов 3-го и 4-го курсов переезды из дома в техникум (или на работу) и обратно отнимают от 11/2 до 2 часов. Про-
должительность пребывания в дороге студентов 4-го курса в дни, когда учебные занятия сочетаются с работой, значительно увеличивается, составляя у половины из них 31/2—4г/г часа.
Значительное место в режиме дня студентов занимает приготовление домашних заданий. При этом те из них, которые не работают на производстве и ежедневно обучаются в техникуме (3-й курс), занимаются приготовлением домашних заданий регулярно (4—6 дней в неделю), а 14% студентов готовятся к занятиям в воскресные дни. Студенты же 4-го курса, сочетающие обучение с производительным трудом, занимаются дома лишь 2—4 раза в неделю, причем 50% из них готовят домашние задания в выходные дни.
Значительная часть студентов 4-го курса систематически недосыпает. Сон нормальной продолжительности в дни занятий в техникуме и работы в дневную смену отмечается лишь-у 56—67% студентов. При работе в ночную смену число недосыпаний резко возрастает (80%). У 40% студентов продолжительность сна составляет всего лишь 4—5 часов в сутки, а в 8% случаев обследованные вовсе не спят, так как после работы в ночную смену на следующее утро занимаются в техникуме.
Для определения влияния условий обучения на организм под наблюдение были взяты здоровые студенты 4-х курсов Московского химико-технологического техникума в возрасте 17— 19 лет по специальностям «тех-ник-технолог органического синтеза» или «техник-технолог по производству химико-фармацев-тических препаратов», и 50 студентов станкоинструментального техникума по специальности «техник-механик». Учебно-производственная нагрузка этих лиц и условия их работы в лабораториях техникумов были одинаковыми. На предприятиях же студенты-химики работали в качестве аппаратчиков и помощников аппаратчиков. Их обязанности заключались в наблюдении за контрольно-измерительными приборами, регулировке аппаратуры, отборе проб для анализов, загрузке сырья и выгрузке готовой продукции.
Химики-органики работали на заводе по производству искусственных смол и полисти-ролов. В воздухе цехов концентрация стирола колебалась от 0,0011 до 0,020 мг/л (предельно допустимая концентрация равна 0,005 мг/л), формальдегида — от 0,00059 до 0,0045 мг/л (предельно допустимая концентрация равна 0,001 мг/л). Превышение предельно допустимых концентраций этих веществ в воздухе цехов наблюдалось лишь в отдельных случаях и объяснялось нарушением технологического процесса.
Химики-фармацевты работали в цехах, в воздухе которых обнаруживались пары фенола, изопропилового спирта, пыли окситетрациклина, анальгина, тиосемикарбазида в пределах ПДК, при температуре воздуха 28—32°. Работа их была связана со значительной физической нагрузкой. Учащиеся станкоинструментального техникума работали станочниками по холодной обработке металла в обычных микроклиматических условиях и не имели контакта с химическими веществами.
Как в цехах заводов, так и в техникумах работоспособность учащихся определяли с помощью корректурных таблиц, по скорости и точности зрительно-моторной реакции, у них исследовали состояние сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление), измеряли температуру кожи пальца руки, предплечья, груди. Изучали общую реактивность организма по фагоцитарной активности лейкоцитов крови и бактерицидной активности кожи.
Латентный период зрительно-моторной реакции к концу учебного дня как у химиков, так и у станочников удлинялся почти одинаково (на 23—25 б) при росте срывов дифферен-цировок на 5—8%. У всех студентов от начала к концу учебного дня наблюдалось также уменьшение объема (в среднем на 15—18%) и рост числа ошибок в корректурных пробах. Число ошибок увеличивалось у химиков и было более существенным: 4+0,4 на 1000 знаков против 1 ±0,2 на 1000 знаков у станочников (Р<0,001).
Особенно неблагоприятные изменения обнаруживались в дни сочетания работы с учебой в техникуме (рис. 1). К концу учебных занятий после работы в вечерние часы увеличивался латентный период условной реакции, значительно возрастало число срывов дифферен-цировок и резко учащались случаи последовательного торможения (изменения по всем
Рис. 1. Изменение показателей зрительно-моторной реакции (/) и общей работоспособности (//) у студентов
на протяжении дня. а — латентный период (сигмы); б—срывы дифференцировки (в%); в — последовательное торможение (в%); г — количество просмотренных знаков (в%); д — число сделанных ошибок (на 1000 знаков); 1 — до работы; 2 — после работы;
3 — после вечерних занятий.
■показателям достоверно отличались от соответствующих данных в конце рабочего дня на заводе). Аналогичные сдвиги установлены при изучении работоспособности корректурным методом.
Характер и величина физиологических сдвигов у студентов в дни работы на предприятии зависели от времени ее. После вечерней и особенно ночной смены у химиков, как и у станочников, наблюдались наиболее выраженные, статистически достоверные изменения показателей зрительно-моторной реакции и работоспособности, частое уменьшение пульсового давления и замедленное восстановление пульса.
Изменения физиологических функций к концу рабочего дня у студентов, осваивающих разные специальности, были различными. В то время как у станочников артериальное давление к концу смены одинаково часто повышалось или понижалось, у фармацевтов оно чаще повышалось (в 68%), а у органиков понижалось (в 70%). Артериальное давление (максимальное и минимальное) снижалось у органиков от начала к концу учебного года в среднем на 10 мм. Подобного изменения артериального давления у студентов-станочников не
Рис. 2. Изменение иммунологической активности организма студентов 4-го курса.
а — фагоцитарное число; б — фагоцитарный индекс (в%); I — органики, II — станочники; III — фармацевты.
отмечалось. Наоборот, в конце года у них обнаруживалась тенденция к повышению артериального давления, особенно минимального (до 77 мм против 66 мм в начале учебного года).
Температура кожи пальца руки, предплечья и груди повышалась к концу рабочего дня у фармацевтов соответственно на 2,5+0,3, 1,5+0,2 и 1,2+0,15°; у станочников она изменялась примерно так же, как и у фармацевтов, а у органиков соответственно на 1,1 + +0,2, 0,8+0,2 и 0,7+0,12°, т. е. на существенно меньшую величину, чем у фармацевтов и станочников (Р<0,01). Число термоасимметрий к концу рабочего дня было наибольшим у фармацевтов (37%); у органиков оно составляло 10% , у станочников — 7%.
Латентный период зрительно-моторной реакции изменялся после учебных занятий в конце года у химиков и станочников одинаково, но число срывов дифференцировочной реакции увеличивалось от начала к концу учебного дня в конце года у химиков на 16%, а у станочников лишь на 9% (минимальная достоверная разность по Боярскому равна 6,5%). Количество ошибок в корректурных таблицах после учебных занятий в конце года у химиков было больше (9,8+0,9 на 1000 знаков), чем в начале учебного года (7+0,3 на 1000 знаков); Р<0,01. У станочников же число ошибок в корректурных таблицах к исходу учебного дня оказывалось одинаковым как в конце года (7,3+0,5 на 1000 знаков, так и в начале его (7,2+0,4 на 1000 знаков).
К концу учебного года у химиков отмечалось, кроме того, увеличение числа термоасимметрий и более неблагоприятные изменения показателей иммунологической активности организма, особенно у фармацевтов, так как наряду с уменьшением числа активных фагоцитов (фагоцитарное число) у них снизилась и их поглотительная способность (фагоцитарный индекс), соответствующие данные приведены на рис. 2.
Особенности изменения функционального состояния организма студентов-химиков и станочников объясняются различными условиями их труда.
Понижение артериального давления у органиков к концу рабочего дня и года, види-мо, связано с воздействием на их организм химических веществ, так как известно, что среди взрослых рабочих, контактирующих со стиролом в значительном числе случаев (33%) уменьшается артериальное давление (Э. А. Дрогичина; Г. Н. Мазунина; А. А. Орлова;
А. М. Рашевская; Е. А. Соловьева) и активно снижается уровень его к концу рабочей'не-дели (Н. С. Злобина). Тенденция к повышению артериального давления к концу рабочего-дня у будущих фармацевтов может быть связана с их физической нагрузкой (загрузка и выгрузка продукции вручную).
Изменения температуры кожи у обследованных свидетельствуют о нарушении процессов терморегуляции у части из них и объясняются характером их работы (значительная физическая нагрузка у станочников и фармацевтов), а также различиями условий окружающей производственной среды (повышенная температура воздуха в цехах у фармацевтов).
Снижение иммунологической активности организма, лабильность вегетативных реакций, наблюдавшиеся к концу учебного года у студентов-химиков, видимо, обусловлены влиянием, наряду с другими факторами, токсических веществ, содержащихся в воздухе цехов.
Полученные нами материалы служат основанием для постановки вопроса об упорядочении режима труда студентов техникумов. С этой целью необходимо упразднить труд в ночную смену и вечерние занятия в техникуме после работы; производственное обучение проводить по типу ежедневной работы в определенное время учебного года; выделить базовые предприятия для проведения производительного труда, где возможно более жесткое соблюдение гигиенических нормативов, что особенно важно для химических техникумов; при медицинских осмотрах подростков, поступающих в техникум на факультет технологии органического синтеза, особое внимание обращать на состояние сердечнососудистой системы; подростка,« с пониженным артериальным давлением обучаться указанной специальности не рекомендуется.
Поступила 15/1V 1967 г.
УДК 597-1.044:546.47.02.65(28)-
О ПОГЛОЩЕНИИ РАДИОАКТИВНОГО ЦИНКА ПРЕСНОВОДНЫМИ РЫБАМИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Г. Д. Лебедева, Г. А. Кузнецова
Сведения о поглощении цинка-65 относятся в основном к водорослям, высшим растениям, моллюскам, ракообразным, насекомым и их личинкам. Данные же о поступлении радиоактивного цинка в организм рыб, особенно пресноводных, крайне ограничены.
Наши исследования производились в лабораторных условиях на чешуйчатых карпах, в возрасте 1 года, которых помещали в 4 одинаковых столитровых аквариума. В каждом аквариуме находилось 30—35 рыб, что соответствует общей биомассе их, равной примерно' 0,7 кг. Добавляя раствор хлорида цинка-65, мы получали удельную активность воды аквариумов (1 ±0,2) ■ Ю-7 кюри/л. Из первых 2 аквариумов рыб отбирали на анализ для получения данных о распределении, интенсивности накопления и выведения цинка-65. В 3-й и 4-й аквариумы для изучения влияния солевого состава воды на уровни накопления цин-ка-65добавляли кроме этого элемента стабильный кальций в концентрации, превышающей содержание его в московской водопроводной воде в 5 и 10 раз. Радиоактивный цинк и стабильный кальций вносили в воду в виде хлоридов. Полную смену воды в аквариумах с соответствующим добавлением солей производили через 2—3 суток, что поддерживало удельную активность ее на заданном уровне. Для анализа периодически отбирали по 5 рыб, которых разделывали по тканям.
Активность цинка-65 в тканях рыб определяли с помощью однокристалльного сцин-тилляционного у-спектрометра. Статистическая среднеквадратичная ошибка при измерении образцов активностью 1 -10-® кюри не превышала 2%. Пробы с активностью 1-10-10 кюри измеряли с ошибкой 19%.
Уже после суточного пребывания карпа в загрязненной воде удалось обнаружить цинк-65 во всех исследуемых органах и тканях рыбы. Как показано на рис. 1, этот радиоэлемент концентрируется главным образом во внутренних органах, жабрах и скелете, причем основное количество его накапливается в теле рыб за 1 Уг—2 месяца, в дальнейшем содержание изотопа в тканях рыб увеличивается незначительно.
Наиболее низкие концентрации цинка-65 обнаружены в мышечной ткани рыб, которая непосредственно употребляется в пищу. Уровень его во внутренних органах, жабрах и скелете рыб превосходит содержание этого изотопа в мышечной ткани в 14, 10 и 3 раза соответственно.
Опыты по выявлению влияния стабильного кальция в воде на уровне накопления радиоактивного цинка в теле пресноводных рыб мы проводили в зимне-весенний период (с конца декабря по конец апреля). За время опыта содержание кальция в водопроводной воде изменилось от 30 до 60 мг/л.