ЛИТЕРАТУРА
Лазарев Д. Н. Светотехника, 1956, № 3, с. 25. — Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста. М., 1964, с. 1. — Шелкова О. П. и др. В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1966, сб. 41, с. 346. — Ш к л о в е р Д. А., Д о р ф О. П. Светотехника, 1956, № з, с. 20. — М е fiep А., ЗейтцЭ. Ультрафиолетовое излучение. М., 1952.
Поступила 21/V 1968 г.
ULTRAVIOLET IRRADIATION THE REGIMEN DURING SUN AND AIR BATHING AT THE LATITUDES OF LENINGRAD AND OREL
A. A. Generalov
The author studied the ultraviolet climate and its biological action at the latitude of Leningrad (60° northern latitude) and that of Orel (53° northern latitude) by means of a photoe lectric method and judging by the development of threshold erythema of the human skin. For-precision of a dose of natural ultraviolet radiation the author suggests a table giving the necessary periods of irradiation of children during sun and air bathing at different hours of the day and in different months at the latitudes of Leningrad and Orel.
УДК 613.955:1371.035.4:542.9
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ и ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ 9—10-Х КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРОФЕССИИ ЛАБОРАНТА-ХИМИКА
Канд. мед. наук А.'Д. Храмцова
Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
¿ольшой приток молодежи в химическую промышленность требует особого внимания к изучению влияния различных токсических веществ на организм подростков. Отмечаются повышенная чувствительность и недостаточное развитие адаптационных механизмов к этим веществам в молодом возрасте (И. А. Арнольди). Литературные материалы по данному вопросу касаются в основном подростков, занимающихся в техникумах химической промышленности (А. 3. Белоусов с соавторами, и др.) и в профессионально-технических училищах (Е. Н. Ковальчук, и др.). Авторы показывают, что в процессе труда у учащихся, контактирующих с малыми концентрациями химических компонентов, снижается работоспособность, замедляются услов-норефлекторные реакции, понижается артериальное давление, снижается иммунобиологическая реактивность организма и др. Однако вопросы гигиены учащихся 9—10-х классов при трудовом обучении с профилизацией по химии не освещены в литературе.
В 1964 г. в 5 школах Ленинграда было введено трудовое обучение учащихся 9—10-х классов по специальности лаборанта-химика. Мы поставили перед собой цель изучить состояние здоровья и иммунобиологическую реактивность этих учащихся. Исследования проводили в условиях естественного эксперимента на базе школы № 76. Под нашим наблюдением находилось (для проведения иммунобиологических исследований) 30 учащихся 9—10-х классов, готовившихся стать лаборантами-химиками. Контрольную группу составили 20 школьников 9—10-х классов той же школы, обучав-
шихся работе на станке и не имевших контакта с химическими веществами. Были изучены гигиенические условия (включая воздушную среду), заболеваемость с временной утратой трудоспособности, фагоцитарная активность лейкоцитов. Проводили общий анализ крови, определение белковых фракций сыворотки крови (методом электрофореза на бумаге) и хронометраж.
Трудовому обучению в лабораторных условиях школьной программой отводилось 702—712 часов. Характер работы учащихся, осваивавших специальность лаборанта-химика, сводился к изучению ими методов работы в промышленной лаборатории. В программу трудового обучения было включено большое количество практических работ, при выполнении которых учащимся приходится контактировать с такими химическими веществами, как растворы хромовой смеси, бензойная кислота, анилин, свинец и др. Школьники проходили трудовое обучение по средам, выполняя работы продолжительностью от 4 до 6 часов в специально оборудованных лабораториях площадью 200 мг, с мощными вытяжными шкафами и люминесцентным освещением (500 лк на рабочей поверхности). Воздушную среду исследовали в дни, когда учащиеся проводили анализы с применением кислот и газообразных веществ.
Концентрации химических веществ в большинстве проб не превышали уровня, предельно допустимого для взрослых. Лишь в некоторых пробах обнаружено незначительное содержание токсических веществ, во всех лабораторных пробах были установлены следы аммиака.
Поскольку имеются указания на то, что под воздействием химических веществ даже в небольших концентрациях у подростков изменяется реактивность организма, понижается его сопротивляемость, увеличивается заболеваемость, мы изучили динамику заболеваемости с временной утратой трудоспособности у 469 учащихся 9—10-х классов (из них 231 обучался профессии лаборанта-химика и 238 — станочным профессиям). У учащихся, осваивавших профессию лаборанта-химика, отмечено 65,8 случая и 506 дней нетрудоспособности на 100 подростков, а у учащихся, осваивавших станочные профессии, — 23,9 случая и 183,6 дня нетрудоспособности. Обращало на себя внимание то обстоятельство, что заболеваемость возрастала от 9-го к 10-му классу, особенно у девочек, обучавшихся специальности лаборанта-химика. Так, у последних заболеваемость в 9-м классе составляла 20 случаев и 162,8 дня нетрудоспособности, а в 10-м классе — соответственно 102,3 и 837,9. Больше всего случаев и дней нетрудоспособности приходилось на грипп, острые катары, заболевания верхних дыхательных путей и ангины. У школьников, обучавшихся профессии лаборанта-химика, наблюдались заболевания нервной системы (5,9 случая и 32,4 дня нетрудоспособности) и заболевания глаз (3,9 случая и 27,2 дня нетрудоспособности). Среди учащихся, готовившихся работать на станке, таких болезней не было. Аналогичные данные приводит Н. Н. Добрицкая.
Частота заболеваний с временной утратой трудоспособности у отдельных лиц неодинакова среди обследованных нами школьников 9-х и 10-х классов, обучавшихся профессиям лаборанта-химика и станочника. Как видно из рис. 1, среди учащихся, осваивающих профессию лаборанта-хи-мика, наблюдалось снижение неболевших от 9-го к 10-му классу у мальчиков с 80 до 43,9%, а у девочек с 58,28 до 32,18%; среди учащихся, осваивающих профессию станочников, процент неболевших у мальчиков изменялся от 9-го к 10-му классу с 47,7 до 80, а у девочек остался без изменений. Обращало на себя внимание наличие часто (3 раза и более) болеющих школьниц 10-го класса, обучавшихся специальности лаборанта-химика.
Особый интерес представляет воздействие факторов незначительной интенсивности, определяющих изменения в организме, характерные для начальной стадии заболевания, или признаки специфического воздействия, не выявляемые обычными методами (В. К. Навроцкий). Чувствительными методами обнаружения изменений общей реактивности организма оказались иммунобиологические реакции, которые могут служить показателем
не только специфической, но и общей резистентности организма. Изучая изменения показателей фагоцитарной активности лейкоцитов крови (по методу Н. В. Пучкова и С. М. Титовой) в динамике (до и после работы, в начале и конце учебного года) у учащихся, осваивающих профессии лаборанта-химика и станочника, мы нашли далеко неодинаковые результаты (рис. 2). Так, у школьников, готовившихся стать лаборантом-химиком, после работы наблюдалось достоверное (Р<С0,01) снижение фагоцитарного
3?имино
чини
/Мальчики
Ста но чнини
1Шпк I к
Рис. 1. Повторность заболеваний с временной утратой трудоспособности у школьников 9—10-х классов, обучавшихся профессии лаборанта-химика и станочника (в %). 1— не болели; 2— болели 1 раз; 3— болели 2 раза; 4— болели 3 раза; 5 — болели более 3 раз.
числа с 49,1 до 45,1 (9-й класс) и с 62 до 57,6 (10-й класс). У учащихся же, осваивающих профессии станочника, эти показатели практически остались без изменения. Необходимо отметить, что фагоцитарное число у учащихся 9-х и 10-х классов, осваивающих профессию лаборанта-химика,
У-и Н/70СС
Рис. 2. Фагоцитарная активность лейкоцитов крови у учащихся 9-х и 10-х классов, осваивающих профессии лаборанта-химика и
станочника.
/ — фагоцитарное число; 11 — фагоцитарный индекс; / — до работы:
2 — после работы.
находились на нижних границах нормы, разработанных для подростков Ленинграда А. В. Щегловой с соавторами и имевших колебания в пределах 45,8—68,2. Фагоцитарный индекс также неодинаково изменялся у школьников, обучавшихся профессиям лаборанта-химика и станочника: у первых отмечалось достоверное (Я<0,01) снижение в динамике рабочего дня этого индекса с 1,29 до 1,17 (9-класс) и с 1,36 до 1,17 (10-й класс); у учащихся же, готовившихся к работе на станке, фагоцитарный индекс остался прак-
тически без изменения. Фагоцитарный индекс у учащихся, овладевающих специальностью лаборанта-химика, находился на нижних границах нормы (по А. В. Щегловой, 1,14—1,74), а у учащихся, осваивающих профессию станочников, он находился на верхних границах нормы, составляя 1,56. Это указывает на более низкие защитные способности организма школьников, работавших лаборантами-химиками.
Система крови помогает судить о течении физиологических и патологических процессов. Хорошо известно, что минимальные изменения функционального состояния приводят к значительным колебаниям количества лейкоцитов, РОЭ (Д. Н. Яновский; А. В. Щеглова с соавторами, и др.). Проведя исследование крови у учащихся 9—10-х классов, осваивающих специальность лаборанта-химика и станочника, мы установили, что изменение гематологических показателей в динамике у тех и других было неодинаковым. У будущих химиков, например, в течение рабочего дня наблюдалось достоверное (Р<0,01) ускорение РОЭ с 7,1 до 10,2 мм (9-й класс) и с 8,55 до 12,44 мм (10-й класс). В то же время у школьников, обучавшихся станочным профессиям, обнаружено незначительное ускорение РОЭ (с 6,2 до 7 мм в 9-м классе и с 6,2 до 7,4 мм в 10-м классе). У учащихся, готовившихся работать лаборантами-химиками, отмечалось также достоверное (Р<0,01) увеличение количества лейкоцитов (с 6900 до 8300 в 9-м классе и с 6288 до 7288 в 10-м классе). У станочников же эти показатели практически не изменялись. Каких-либо существенных изменений в содержании гемоглобина, эритроцитов и форменных элементов крови в обследуемых группах не обнаружено.
Исследование белковых фракций сыворотки крови методом электрофореза на бумаге показало, что у учащихся, осваивающих профессию лаборанта-химика, возникают изменения в содержании альбуминов, а- и у-гло-булинов, тогда как у учащихся, обучающихся станочным профессиям, эти сдвиги отсутствуют.
Хронометраж в течение 20 рабочих дней (длительностью 6 часов) показал, что уплотненность рабочего времени у школьников 9—10-х классов, проходящих трудовое обучение, примерно одинакова: она несколько меньше в 1-й час работы, значительно увеличивается на 2, 3 и 4-м часу (достигая 86—95%) и снижается на 5—6-м часу, особенно у учащихся 9-х классов. Работа учащихся носит однообразный характер, проходит в вынужденной позе, сопровождается значительным напряжением мышечно-связочного аппарата кистей рук (фильтрование и титрование продолжительностью 40—50 мин. и более).
Это вызывает увеличение показателей термометрии мышечно-связочного аппарата кистей рук с 20,7 до 24,4 касания у учащихся 9-го класса и с 19,6 до 26,1 касания у учащихся 10-го класса.
Выводы
1. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у учащихся, осваивающих профессию лаборанта-химика, выше, чем у учащихся, осваивающих станочные профессии.
2. У будущих химиков в динамике отмечается более выраженное, чем у будущих станочников, снижение фагоцитарной активности лейкоцитов крови, ускорение РОЭ и увеличение количества лейкоцитов, а также изменение белковых фракций сыворотки крови.
3. Сдвиги в состоянии здоровья школьников, овладевающих специальностью химика-лаборанта, указывают на необходимость исключения из программы обучения практических работ, при выполнении которых приходится контактировать с вредными химическими веществами (хромовая смесь, бензойная кислота, анилин, свинец и др.), уменьшения продолжительности пребывания их в химической лаборатории, а также строгого соблюдения ими правил техники безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
Арнольди И. А. (ред.). Гигиена труда подростков в различных отраслях народного хозяйства. М., 1967. — Белоусов А. 3., Саркисянц Э. Э., Голованова Г. П. и др. В кн.: Гигиеническая оценка химических факторов внешней среды. М., 1966, с. 141. —Добрицкая Н. Н. Там же, с. 135. — Навроцкий В. К. Вестн. АМН СССР, 1960, №3, с. 57. — П у ч к о в Н. В., Титова С. М. Физиол. ж. СССР, 1952, № 6, с. 756. —Щеглова А. В., Рутенбург Э. С., Ревно-в а Н. В. и др. В кн.: В. М. Левина (ред.). Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков. Л., 1966, с. 125. — Яновский Д. Н. Картина крови и ее клиническое значение. М., 1957.
Поступила 11/VII 1967 г.
THE STATE OF HEALTH AND IMMUNOBIOLOGICAL REACTIVITY OF 9th AND 10th GRADE PUPILS AT THEIR TRAINING AS CHEMICAL LABORATORY ASSISTANTS
A. D. Khramtsova
The author studied the morbidity rate with temporary disability and the immunobiolo-gical reactivity of 9th and 10th grade pupils at their training as chemical laboratory assistants and machine operators. The finding was that the pupils, training as chemical laboratory assistants, presented a higher morbidity rate than those training as machine operators. Besides, the morbidity rate tended to increase from the 9th to the 10th grade. In the course of the work day the pupils, training as chemical laboratory assistants, presented a considerable fall of the phagocytic activity of leucocutes, an increaseof erythrocytes' sedimentation rate and that of the number of leucocytes and definite fluctuatuons in the contents of the blood serum albumin fractions. These findings point to the necessity of more effective measures for improving the prevailing working conditions.
УДК 612.791:676.11.02.31.014.43:813.13
ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ ГОДА И ТЕМПЕРАТУРЫ НА ВСАСЫВАНИЕ ОКИСИ ТРИТИЯ ЧЕРЕЗ КОЖУ
В. В. Хоробрых
Вопрос о всасывании газообразного трития и окиси трития через кожные покровы исследован недостаточно. Delong с соавторами показали, что тритий свободно проникает через неповрежденную кожу. Количество всасываемой окиси его через кожные покровы зависит от длительности контакта с ней, температуры окружающей среды и давления пара. Абсорбция паров
Содержание окиси трития (в % на Н Ю —2 по отношению к нанесенной активности) в 1 мл воды органов и тканей крыс через 4 часа после аппликации
Месяц Температура воздуха в виварии (в градусах) Органы и ткани
кровь печень мышца
М±т
i 16,2±0,5 0,382±0,072 0,384± 0,063 0,372± 0,072
п 18,5± 1,5 0,841 ±0,213 0,833± 0,225 0,887 ±0,318
hi 20,3± 1,7 1,19 ±0,244 1,062± 0,205 1,065± 0,226
iv 20,7±2,0 2,19 ±0,336 2,14 ±0,283 2,16 ±0,291
v 22 ±3,1 2,19 ±0,049 2,18 ±0,111 2,17 ±0,079
vi 24,5±2,5 2,08 ±0,797 2,05 ±0,10 2,09± 0,379
vii 26,4+1,9 7,63 ±0,67 7,68 ±0,98 6,8 ±0,47
viii 25 ±1,8 2,02 ±0,237 2,38 ±0,234 2,503± 0,153
ix 22,2± 2,4 1,47 ±0,169 1,45 ±0,180 1,59± 0,243
x 19,1±4,0 1,71 ±0,087 1,74 ±0,91 1,76 ±0,096
xi 18,4±2,1 0,98 ±0,160 — —
xii 16,3±1,3 0,451 ±0,111 0,446±0,101 0,419±0,113
Примечание. В контроле чистоты опыта активности не обнаружено.