Научная статья на тему 'О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПАСТЫ ИЗ КРИЛЯ (мелкой океанической креветки)'

О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПАСТЫ ИЗ КРИЛЯ (мелкой океанической креветки) Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — М Н. Полонская, С И. Ноздрачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGICAL VALUE OF SHRIMP PASTE (SMALL OCEAN SHRIMPS)

The author made a comparative assessment of paste made of small ocean shrimps and that made of beef and studied the effect of these products on the increase of body weight of experimental animals, on the content of free amino-acids in their blood and liver and on the activity of oxidation-reduction ferments. The experiment was carried out over 120 male albino rate weighing 80 to 90 g for a period of 3 months. The animals that received a diet containing shrimp paste presented a high increase of body weight, a rise in the content of free amino-acids and in the activity of oxidation-reduction ferments. Consequently, shrimp paste may be recommended as a new food product serving as an additional source of albumin and other biologically active substances in food rations.

Текст научной работы на тему «О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПАСТЫ ИЗ КРИЛЯ (мелкой океанической креветки)»

УДК 613.281:639.512

О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПАСТЫ ИЗ КРИЛЯ

(мелкой океанической креветки)

Кандидаты биол. наук М. Н. Полонская и С. И. Ноздрачев

Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания Министерства здравоохранения УССР

В последнее время большое внимание уделяется изысканию новых пищевых продуктов животного происхождения, богатых белком, витаминами, макро- и микроэлементами, необходимыми для питания человека, в связи с чем предпринимаются координированные усилия по изучению потенциальных возможностей биологических ресурсов моря. Среди морских беспозвоночных промысловый интерес представляет криль вида Euphausia suberba.

Всесоюзным научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии был представлен новый пищевой продукт моря — паста из криля. По данным Л. Л. Лагунова, химический состав его следующий: 20—24% белка, 2—5% жира, 2% углеводов, 2—3% минеральных веществ и 60—65% влаги. Кроме того, в пасте содержится большое количество макро- и микроэлементов: 1150 мг кальция (на сырое вещество), 210 мг калия, 129 мг магния, 3 мг железа, 1,9 мг меди, 2,6 мг цинка, 0,9 мг алюминия и 0,1 мг марганца.

Методом хроматографии на бумаге по Т. С. Пасхиной с предварительным кислотным и щелочным гидролизом белка установлено, что паста содержит следующие аминокислоты: 3,2% цистина (от веса чистого белка), 5,8% лизина, 4,5% гистидина, 5,4% аргинина, 9% серина, 7,8% глицина, 12,5% глютаминовой кислоты, 6% треонина, 7,1% аланина, 3% тирозина, 3,6% триптофана, 2,4% метионина, 7,4% валина, 3,8% фенилаланина, 11,2% лейцина с изолейцином; имеется также пролин. Эти данные свидетельствуют о том, что паста из криля богата аминокислотами, в том числе незаменимыми для человека.

В нашу задачу входило изучение влияния пасты из криля на отдельные стороны обменных процессов; исследованы некоторые показатели белкового обмена и активность окислительно-восстановительных ферментов в организме животных. Питательная ценность пасты изучена в сравнении с говяжьим мясом. Использованы следующие тесты: 1) количество свободных аминокислот в крови и печени по Т. С. Пасхиной; 2) активность цито-хромоксидазы в печени по Keil in и Hart гее; 3) содержание церулоплаз-мина в сыворотке крови по Г. А. Бабенко; 4) активность ксантиноксидазы по Richerd и соавт.

Опыт продолжительностью 3 месяца был проведен на 4 группах крыс-самцов (по 30 особей в каждой группе с первоначальным весом 80—90 г). 1-я (контрольная) группа животных получала синтетический рацион, предложенный Институтом питания АМН СССР, 2-я группа — синтетическую диету, в которой 50% белка (казеина) были заменены пастой из криля, 3-я группа — синтетическую диету, в которой казеин был полностью заменен пастой из криля; 4-я группа — синтетическую диету, в которой 50% казеина заменены мясом говядины. Кроме того, всем животным давали солевую смесь по прописи Джонсона и Фостера в количестве, рекомендуемом М. Г. Коломийцевой и соавт., по 0,5 г сухих пекарских дрожжей (которые одновременно служили источником витаминов группы В), а также витамин А по 20 ИЕ и витамин D по 4 ИЕ на животное. Общая калорийность рациона составляла 60 ккал на 100 г веса животного при строгом соблюдении указанных соотношений пищевых веществ. Каждые 2 недели крыс взвешивали и соответственно их весу увеличивали калорийность корма. В течение всего эксперимента систематически проводили наблюдение за общим состоянием и развитием животных.

Установлено, что у животных 2-й и 3-й групп в конце опыта привес составлял в среднем 129 и 125 г соответственно. В 4-й группе крыс привес был равен 98 г, что в 1,3 раза меньше, чем у животных, получавших пасту из криля. Привес тела животных 1-й группы был таким же, как и в 4-й группе. Эти данные свидетельствуют о том, что паста из криля способствует более интенсивной прибавке веса животных.

По окончании эксперимента в крови и печени декапитированных животных определяли содержание свободных аминокислот, а в сыворотке крови и ткани печени — активность цитохромоксидазы, церулоплазмина и ксантиноксидазы. Наиболее высокое количество аминокислот было у животных 3-й группы; оно составляло (в миллиграмм-процентах) соответственно в среднем: цистина с цистеином 4,2 и 10, лизина 1,6 и 4, гистидина

3.2 и 9, глютамина 21,7 и 63, аспарагиновой кислоты 9,5 и 22, серина

3.3 и 18, глицина 10,5 и 45, глютаминовой кислоты 4,7 и 19,5, треонина 5,6 и 12, тирозина 5 и 18,5, триптофана 4,7 и 25, валина 1,5 и 7,5, лейцина с изолейцином 1,9 и 4. Кроме того, статистически достоверным оказалось увеличение в крови аргинина (3,5 мг%) и аланина (8,5 мг%); в печени эти показатели составляли соответственно 7,5 и 27,5 мг%. Однако увеличение было несущественным. В ткани печени количество метионина и фенилаланина составляло в среднем 2,8 и 5,5 мг% соответственно (при Я<0,01), а в крови — в среднем 0,5 и 1,2 мг% (при Я>0,5).

У животных 2-й и 4-й групп эти показатели были несколько ниже, чем 3-й, однако выше, чем у животных 1-й группы. У тех животных, которые получали в составе рациона пасту (2-я и 3-я группы) и говяжье мясо (4-я группа), содержание 15 из 17 свободных аминокислот в крови значительно увеличилось. Такое высокое содержание аминокислот обнаружено В ткани печени животных 2-й, 3-й и 4-й групп.

Данные определения активности ферментов в сыворотке крови и ткани печени показывают, что активность цитохромоксидазы, церулоплазина и ксантиноксидазы была различной в зависимости от химического состава рационов. Так, в группе крыс, в рационе которых содержалось 50 и 100% пасты и 50% говяжьего мяса, активность цитохромоксидазы была выше на 114, 148 и 172% соответственно по сравнению с контрольной группой, а церулоплазмина на 105 и 117% в 3-й и 4-й группах. У животных 2-й и 3-й групп отмечалась высокая активность фермента ксантиноксидазы; она составляла в среднем 121 и 157% по сравнению с животными 1-й группы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что паста из криля является биологически ценным продуктом. Она богата белком, макро- и микроэлементами и другими биологически важными для организма компонентами, что способствует значительному увеличению веса животных, повышению активности ферментов и увеличению содержания свободных аминокислот в крови и печени.

ЛИТЕРАТУРА

Бабенко Г. А. Тезисы докл. научно-практической конференции по вопросам диагностики, клиники и терапии теберкулеза. Ивано-Франковск, 1963, с. 43.— Коло-ми ii цева М. Г., РуденкоА. К., С а л и й Н. С. Гиг. к сан., 1970, № 5, с. 110.— Лагунов Л. Л. Технология продуктов из безпозвоночных. М., 1967.— Пасх и -на Т.С. Современные методы в биохимии. М., 1964, т. 1, с. 162.— Keilin D., Hartree Е., Biochen-.. J., 1938, v. 42, р. 221.— R i с h e r d D., Edwards S., Westerfeld W., J. Biol. Chem., 1949, v. 181, p. 225.

Поступила H/VI II 1970 r.

BIOLOGICAL VALUE OF SHRIMP PASTE (SMALL OCEAN SHRIMPS) M. N. Polonskaya, S. I. Nozdrachev

The author made a comparative assessment of paste made of small ocean shrimps and that made of beef and studied the effect of these produets on the increase of body weight of experimental animals, on the content of free amino-acids in their blood and liver and on the activity of oxidation-reduetion ferments.

The experiment was carried out over 120 male albino rate weighing 80 to 90 g for a period of 3 months. The animals that received a diet containing shrimp paste presented a high increase of body weight, a rise in the content of free amino-acids and in the activity of oxidation-reduction ferments. Consequently, shrimp paste may be recommended as a new food product serving as an additional source of albumin and other biologically active substances in food rations.

УДК 613.631661.411:668.386.1

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИИ АППАРАТЧИКА ХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА ПРИ КОНТАКТЕ С ХЛОРОМ И ХЛОРИРОВАННЫМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ

М. Я. Бурдыгина, Г. 3. Думкина Уфимский институт гигиены и профзаболеваний

В период обучения в профессионально-техническом училище (ПТУ) профессии аппаратчика химического завода подростки могут иметь контакт с разнообразными химическими веществами. Существует мнение, что неблагоприятное воздействие химического фактора на организм учащихся в какой-то степени может быть ослаблено путем введения рационального режима обучения.

Учитывая это, мы провели изучение гигиенических условий и состояния здоровья подростков, обучающихся профессии аппаратчика в ПТУ химического профиля по 3 различным режимам.

При первом режиме предусматривался 11-месячный срок обучения. В течение 6 месяцев теоретические занятия в училище чередовались через день с днями производственной практики на Уфимском химическом заводе: 3 часа отводилось на теоретическое занятие в красном уголке цехов и 3 часа — на работу на установке. За этот период подростки последовательно находились в производстве хлора, монохлоруксусной кислоты (МХУК), гербицидов 2,4-Д, трихлорэтилена (ТХЭ). Последние 4 месяца учащиеся проходили штатную практику, работая аппаратчиками в производстве хлора, гербицидов 2,4-Д, метоксона, серной кислоты и пентапласта. Теоретическим обучением был занят 601 час, практическим— 1124 часа.

При втором режиме также предусматривался 11-месячный срок обучения. Первые 6 месяцев подростки занимались только теорией в училище, с производством знакомились на экскурсиях (54 часа); последующие 4 месяца они работали аппаратчиками в одном из производств (хлора, серной кислоты, стеарата цинка, химреактивов, хлорбензола, аминной соли 2,4-Д, МХУК, метоксона, ТХЭ). Число часов занятий в училище составляло 923, на заводе — 948.

При третьем режиме срок обучения составлял 1,5 года; предусматривалась подготовка рабочих широкого профиля (аппаратчиков и электрослесарей КИП). Первые 10 месяцев проводились только теоретические занятия в училище, в последующие 2 месяца юноши проходили производственную практику в мастерских КИП по 8 часов ежедневно, а затем в течение 4х/2 месяцев — штатную практику на рабочем месте аппаратчика химического завода по 8 часов в 3 смены (как и при первом и втором режимах) в одном из производств (стеарат цинка, каустическая сода, химреактивы, ТХЭ, монохлорамин Б, трихлорфенолят меди).

Воздушная среда производственных помещений и атмосфера площадки Уфимского химического завода загрязнены сложным комплексом токсических веществ, среди которых преобладают различные хлорированные углеводороды (ТХЭ, тетрахлорэтан, тетрахлорэтилен, хлорбензол, хлорекс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.