Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»'

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MENTAL WORKING CAPACITY OF PUPILS IN JUNIOR CLASSES DEPENDING ON THE STATE OF «SCHOOL MATURITY»

Against the acceleration background there is a group of children that judging by its development is not capable to fulfil the conditions of school teaching and regimen. According to our data, the number of children that have not attained «school maturity» at the age of 6 yrs amounts to 31.3 per cent. The adaptation of children to school takes place unequally. The restoration of indices of mental working capacity in «mature» children required one month, and that in «immature» ones took 3 months. The mental working capacity was directly dependent on the state of «school maturity». The working capacity of «mature» and «average mature» children in all age groups was higher than that of the «immature» ones. The «mature» children as a rule present a favorable type of mental working capacity: an improvement of the level in the course of all the school day. The «average mature» children present an improvement of the initial level till midday and preservation of the level till the end of the day. The «immature» children usually presented an unstable type of mental working capacity: an improvement of the level till the midday and its deterioration by the end of the day.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»»

Данные табл. 3 свидетельствуют, что подобного характера изменения были зарегистрированы и в группах экзаменаторов и ассистентов, однако они были менее выражены, чем в группе лекторов. Разность в характере реагирования по сравниваемым группам не связана с возрастными различиями, что позволяет говорить о необходимости дифференцированного подхода к нормированию объема педагогической нагрузки для различных должностных групп преподавателей.

Выводы

1. Комплексные исследования условий труда и состояния здоровья преподавателей показали, что недостаточная обоснованность как общих нормативов учебной работы, так и норм нагрузки при выполнении отдельных ее видов приводит к перегрузке преподавателей учебной работой, к увеличению бюджета рабочего времени и нерациональному образу жизни, к явлениям утомления и переутомления, а также способствует формированию сердечно-сосудистой патологии.

2. Мероприятия по улучшению условий труда научно-педагогических кадров вузов должны проводиться с обязательным учетом особенностей работы в различных должностных группах.

ЛИТЕРАТУРА. КекчеевК. X. Гигиена умственного труда. М., 1948.— П л о х и н с к и й Н. А. Биометрия. М., 1970.

Поступила 23/1X 1976 г.

PROBLEMS OF LABOUR HYGIENE AND STATE OF HEALTH OF THE TEACHING

STAFF IN MEDICAL INSTITUTES

G. K. Semenovykh

A study of working conditions and the state of health of the teaching staff in 10 medical institutes of the RSFSRS on the basis of data of questionnaires, elaboration of the morbidity rate with temporary invalidity of teachers and professors from 1967 to 1969 and in 1974 and besides psychophysiological examinations of the teaching staff in course of their working activities testify to "a prevailing effect of the peculiar features of working activities among the groups of professors and teachers on the working capacity indices and the state of health.

УДК 371.71:812.825.8

Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»

Каменец-Подольский педагогический институт им. В. П. Затонского

По данным разных исследователей, число детей, не достигших «школьной зрелости» к 7 годам, колеблется в пределах от 10 до 20% (М. В. Антропова и соавт.; Л. Н. Сердюковская и С. И. Чурьянова; С. М. Громбах).

С целью изучения состояния «школьной зрелости» нами обследовано 275 детей, посещавших вначале подготовительные группы детских садов, а затем школы города. В дни и часы оптимума физиологических функций в динамике исследовались «школьная зрелость» (выполнение тестов Керна в модификации Иразека), скорость выработки и упрочение условных рефлексов, способность к торможению двигательной активности, сила и выносливость к статическому мышечному усилию, общая умственная работоспособность, физическая подготовленность и т. д. Результаты исследования состояния «школьной зрелости» показали, что «школьной зрелостью» обладают только 53 ребенка, или 19,2%, «среднезрелых» оказалось 49,5%, «незрелых» — 31,3%, т.е. каждый третий ребенок в возрасте 6 лет по

Показатели умственной работоспособности детей подготовительных групп детских садов, 1-го и 2-го классов в зависимости от состояния «школьной зрелости» (конец первой

половины учебного года), Х—т

Группа, класс Признак Число исследований А В С

Подготовительная «Зрелые» 232 155,22:9,4 14,52:0,9 5,0—0,8

группа «Среднезрелые» 412 119,8^4,3 16,1—0,8 7,42:0,5

«Незрелые» 353 92,42:5,0 20,0^ 1,2 11,0—0,9

Классы:

1-й «Зрелые» 241 237,42:7,7 13,2^:0,8 3,62:0,7

«Среднезрелые» 410 219,1—6,9 14,32:0,9 5,22:0,3

«Незрелые» 348 171,3^6,7 17,6=5=0,6 8,62:0,6

2-й «Зрелые» 239 406,32:5,9 6,1:2:0,7 2,22:0,7

«Среднезрелые» 411 388,12:6,1 8,12=0,8 2,62:0,5

«Незрелые» 326 274,32:7,6 11,72:0,5 5,62:0.8

Примечание. А — интенсивность работы: количество просмотренных знаков за 4 мин; В — качество работы: количество ошибок на 500 просмотренных знаков; С — качество работы: количество ошибок на дифференцировку (на 200 просмотренных знаков) характеризует относительно «силу активного внутреннего торможения».

своему функциональному развитию не полностью готов к выполнению требований школьного обучения и режима. Поэтому изучение умственной работоспособности в зависимости от состояния «школьной зрелости» детей играет важную роль, позволяя выработать целенаправленные гигиенические мероприятия для предупреждения утомления и повышения уровня работоспособности.

Выделив 3 группы детей в зависимости от достижения ими «школьной зрелости», мы приступили к изучению умственной работоспособности в динамике с помощью фигурных таблиц и корректурных проб по унифицированной методике, предложенной Научно-исследовательским институтом физиологии детей и подростков АПН СССР Результаты исследований представлены в таблице.

Из данных таблицы видно, что показатели умственной работоспособности (количество и качество) находятся в прямой зависимости от состояния «школьной зрелости». Так, показатель умственной работоспособности у «зрелых» детей подготовительных групп детских садов составлял 155,2,

1-х классов — 237,4, 2-х классов — 406,3, а «незрелых» соответственно —

92.4, 171,3 и 274,3. Качество умственной работы у «зрелых» также было лучше, чем у «незрелых». Количество ошибок на 500 просмотренных знаков у «зрелых» детей подготовительных групп детских садов составляло

14.5, у «незрелых» — 20,0, в 1-х классах соответственно — 13,2 и 17,6, во

2-х — 6,1 и 11,7. О «силе активного внутреннего торможения» в нервных клетках коры больших полушарий можно судить по величине, обратной количеству ошибок, допущенных на дифференцировку. Так, количество ошибок, допущенных «зрелыми» детьми подготовительных групп детских садов на дифференцировку, составляло 5,0, «незрелыми»— 11,0, учениками 1-го класса — 3,6 и 8,6, 2-го — 2,2 и 5,6 соответственно.

Значительные сдвиги в организме, а также в активности умственной работоспособности наблюдаются у детей при переходе из детского сада в школу. Это требует от детского организма значительного напряжения и перестройки. Даже у «зрелых» детей в сентябре снизились показатели выполнения тестов на «школьную зрелость», показатели умственной работоспособности. Восстановление функций проходило у них на протяжении месяца. Уже через месяц, несмотря на повышение интенсивности учебных занятий и сложности учебного материала, чаще наблюдались положительные изменения изучаемых показателей, на 24,5% повысилась умственная работоспособность. Подобные изменения умственной работоспособности свидетель-

ствуют об окончательном приспособлении учащихся к новому виду деятельности и условиям ее организации.

Особенно существенные изменения показателей умственной работоспособности наблюдались у «незрелых» детей в первые месяцы обучения в школе, т. е. в период адаптации их организма к новым условиям режима и обучения. У этих детей наблюдалась сниженная и неустойчивая работоспособность, т. е. наблюдалась низкая сопротивляемость утомлению. В сентябре качественный показатель работоспоспособности на протяжении недели от начала к концу занятий у «зрелых» снижался на 12,3%, у «незрелкх» — на 33,4%. Только в декабре у «незрелых» детей восстановился уровень умственной работоспособности. Однако, несмотря на повышение умственной работоспособности «незрелых» к декабрю, уровень ее продолжал оставаться низким (см. таблицу) и сочетался с невысокой успеваемостью. Особенно существенны различия в проценте успевающих на 4 и 5 баллов. Среди «незрелых» этот процент был равен 18,4, а среди «зрелых» — 66,7 (/>2).

В конце первого года обучения в школе «незрелые» дети не успевали или успевали на 3 балла в 80,6%, а «зрелые» — в 33,7%. При этом мы учитывали, что каждая отдельно взятая оценка могла носить случайный характер; вообще любая отметка несет на себе сильный отпечаток субъективного отношения педагога, но при большом количестве отметок среднегодовой балл, по мнению педагогов и психологов, достаточно объективно отражает уровень успеваемости учащихся.

Для изучения влияния учебной работы на умственную работоспособность (функциональное состояние центральной нервной системы) учащихся нами были проведены исследования и анализ дневной динамики работоспособности детей в зависимости от состояния «школьной зрелости». С гигиенических позиций дневная динамика работоспособности учащихся, отражая функциональное состояние организма человека в целом и в первую очередь его центральной нервной системы, является тем показателем, по которому можно устанавливать сроки появления утомления и на этой основе оценивать трудность изучаемого учебного материала на разных этапах обучения в школе.

В наших исследованиях работоспособность учащихся и ее динамика характеризовались 3 показателями: средней скоростью работы, средней точностью работы и сдвигами работоспособности учащихся от урока к уроку. Эта динамика отражена в кривой, проведенной по 3 точкам, соответствующим уровню работоспособности в начале, середине (после 2 или 3 уроков) и в конце (после 4 уроков). У «зрелых» детей на протяжении всех 3 лет наблюдения умственная работоспособность характеризовалась улучшением уровня в течение всего дня, «среднезрелым» было свойственно улучшение уровня умственной работоспособности к середине дня и сохранение этого уровня до конца учебного дня. И, наконец, для «незрелых» было характерно улучшение уровня работоспособности к середине дня с последующим падением его к концу дня.

Таким образом, в наблюдаемых коллективах проявилась неодинаковая направленность в изменениях показателей работоспособности при существенных различиях в величине их сдвигов. Так, у «зрелых» детей подготовительных групп детских садов, 1-х и 2-х классов после первого и второго уроков по сравнению с исходными (до начала занятий) величинами, как обычно, отмечают увеличение показателей: интенсивности работы — в пределах от 6 до 20%, показателя, отражающего «силу внутреннего торможения», — от 5 до 11%. На последующих уроках количество и качество умственной работы возрастало. Для «среднезрелых» детей также был характерен подъем умственной работоспособности (количество и качество) после первого и второго уроков по сравнению с исходными на 6—10%. На последующих уроках и до конца дня этот уровень сохранялся.

Особенно характерными были изменения у «незрелых» детей. После первого и второго уроков у них наблюдался подъем умственной работо-

способности на 3—7% по сравнению с исходными данными. В последующем и до конца учебного дня происходило снижение работоспособности. Показатель, отражающий «силу внутреннего торможения» в нервных клетках коры больших полушарий, в концу занятий по сравнению с периодом с 9 ч 45 мин до 11 ч, как правило, существенно ухудшался. Это ухудшение было наибольшим у детей подготовительных групп и учеников 1-х классов (на 13—15%).

Для правильной трактовки полученных данных о дневной кривой работоспособности учащихся разных групп мы предварительно проанализировали биоритмальную кривую функциональной способности коры детей этого же возраста (по данным Н. И. Красногорского и Н. Г. Дьячковой). Это позволило сравнить полученные нами кривые дневной работоспособности детей с разной степенью подготовки к школе с биоритмальной кривой их работоспособности.

Биоритмальная кривая дневной работоспособности детей характеризуется интенсивным нарастанием с момента пробуждения детей, достигающим максимума к 11—12 ч, после чего начинается снижение кривой с минимумом в 14—15 ч. Если эти колебания сопоставить с учебным днем в школе, то на первый — четвертый уроки пришелся бы подъем биоритмальной прямой, а на пять — шестой — ее падение.

Сравнение полученных кривых работоспособности детей с разным уровнем «школьной зрелости» с биоритмальной кривой дневной работоспособности показывает, что только у «зрелых» и «среднезрелых» детей кривая работоспособности совпадает с естественным биологическим ритмом работоспособности учащихся в течение дня, так как, согласно «предопределению» биоритма, у учащихся младшего школьного возраста, имеющих 4 урока в день, работоспособность должна была бы весь указанный период возрастать. Однако у «незрелых» детей кривая работоспособности уже после второго урока с 11 ч начинает снижаться, что указывает на наступление у них утомления, связанного с учебными занятиями.

Сравнивая среднее количество (Х±ст) прослеженных знаков и ошибок в работах, выполненных на первых уроках в первой учебной четверти в каждом классе, т. е. без влияния утомления (см. таблицу), мы видим, что объем выполненной работы, т. е. ее скорость, с возрастом увеличивается. Причем рост объема выполненной умственной работы коснулся всех 3 групп детей вне зависимости от состояния их «школьной зрелости». Видимо, объяснение этому надо искать в факте форсирования «созревания» детей в результате обучения и школьного режима.

Динамика точности работы, о которой мы судим по количеству сделанных ошибок, менее показательна. В каждой возрастной группе отмечено последовательное ежегодное снижение ошибок, но заметное улучшение точности наблюдалось только во 2-х классах. Улучшение точности выполняемой работы у детей 1-го класса по сравнению с детьми подготовительных групп статистически недостоверно, что свидетельствует о том, что на точность работы больше, чем на ее скорость, влияет тренировка.

Выводы

1. На фоне акселерации остается группа детей, которая по своему развитию не в состоянии выполнить условия школьного обучения и режима. По нашим данным, число детей, не достигших к 6 годах «школьной зрелости», составляло 31,3%.

2. Адаптация детей в школе (в 1-х классах) происходит неодинаково у детей всех 3 групп. «Зрелым» детям для восстановления показателей умт ственной работоспособности потребовался 1 мес, а «незрелым» — 3 мес.

3. Умственная работоспособность находится в прямой зависимости от состояния «школьной зрелости». У «зрелых и «среднезрелых» детей уровень работоспособности во всех возрастных группах выше, чем у «незрелых».

4. Для «зрелых» детей характерен благоприятный тип умственной работоспособности (повышение уровня в течение всего учебного дня), для «среднезрелых» — повышение исходного уровня до середины дня и сохранение этого уровня до конца дня, для «незрелых» характерен неустойчивый тип умственной работоспособности (повышение уровня к середине учебного дня до третьего урока с последующим понижении к концу дня).

ЛИТЕРАТУРА. Антропов^М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. — В кн.: Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, с. 68—70. — Тромбах С. М. — «Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 48—52. — СердюковскаяЛ. Н., ЧурьяноваС. И. — Там же, 1974, № 5, с. 70—73.

Поступила 7/1V 1976 г.

DYNAMICS OF MENTAL WORKING CAPACITY OF PUPILS IN JUNIOR CLASSES DEPENDING ON THE STATE OF «SCHOOL MATURITY»

E. B. Krivogorsky, T. A. Sapeshko

Against the acceleration background there is a group of children that judging by its development is not capable to fulfil the conditions of school teaching and regimen. According to our data, the number of children that have not attained «school maturity» at the age of 6 yrs amounts to 31.3 per cent. The adaptation of children to school takes place unequally. The restoration of indices of mental working capacity in «mature» children required one month, and that in «immature» ones took 3 months. The mental working capacity was directly dependent on the state of «school maturity». The working capacity of «mature» and «average mature» children in all age groups was higher than that of the «immature» ones. The «mature» children as a rule present a favorable type of mental working capacity: an improvement of the level in the course of all the school day. The «average mature» children present an improvement of the initial level till midday and^'preservation of the level till the end of the day. The «immature» children usually presented an unstable type of mental working capacity: an improvement of the level till the midday and its deterioration by the end of the day.

УДК 616.71 1-007.55-053.2-082:362.78

Доктор мед. наук Е. М. Вайнруб, канд. мед. наук А. С. Волощук

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ СКОЛИОЗОМ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены

им. А. Н. Марзеева

В общей системе учебно-оздоровительных учреждений в нашей стране значительный удельный вес занимают школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осанки и больных сколиозами. В школах-интернатах для детей с нарушениями осанки и больных сколиозом учащиеся приобретают не только основы общеобразовательных знаний по обычной школьной программе, но и получают нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Одновременно обеспечиваются лечение и направленная компенсация основного заболевания. Совершенно очевидно, что для успешного усвоения учебной программы без ущерба для здоровья больных детей наряду с использованием специальных средств коррекции необходимы определенные гигиенические условия и особый режим занятий.

Если учесть, что наличие тех или иных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата влечет за собой изменение всего хода развития отдельных функций и систем больного ребенка, то вполне понятно, какое важное значение для эффективного проведения лечебно-педагогического воздействия имеют гигиенически рационально организованные условия и режим обучения. При этом разработка научных основ режима учебно-трудовой деятельности детей с нарушениями осанки и больных сколиозом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.