Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARDIOVASCULAR FUNCTION IN GIRL STUDENTS OF A TECHNICAL SCHOOL

This study into the combined effect of occupational factors on the cardiovascular function of girl students attending a school that trains opticians has shown that the adaptation of adolescents to the specific conditions of production (noise, elevated ambient temperature and relative air humidity, monotony) is of a complex nature, and that a rational regimen of work and rest, along with hygienic optimization of the occupational environment during training, is necessary if the possible ill effects of training on health are to be prevented.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ»

Деревянно Е. А. — В кн.: Интегральная оценка работо- рекомендации), М., 1976, с. 1—40. способности при умственном и физическом труде (Метод Поступила 19/И 1979 г.

ON HYGIENIC STANDARDS RELATING TO THE COMBINED APPLICATION OF TECHNICAL MEANS OF INSTRUCTION IN SECONDARY VOCATIONAL

TRAINING SCHOOLS

I.A. Oparin and A.M. Oleshchenko

^ The time courses of the working capacity and functional «ate of students attending these schools were studied and given an integrated assessment in relation to the learning process with systematic use of technical means of instructions in varius combinations. Technical means of instructions

were found to alter the working capacity by bringing it to a higher level and making it more stable over a day, a week, and a year. There also occurred functional improvements and adaptation to these means in the students.

УДК 613.6:613.99-053.61-07:612.131:681.4

Проф. М. П. Воронцов, В. В. Михеев

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Харьковский медицинский институт

Целью настоящего исследования являлась фи-зиолого-гигиеническая оценка комплексного влияния факторов производственной среды оптико-ме-ханического производства на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков, осваивающих профессию оптика на базе технического училища.

а Исследования проводили в условиях естественного эксперимента в одном из профессионально-технических училищ (ПТУ) Харькова, а также в оптико-механическом цехе машиностроительного завода как базового предприятия. Под наблюдением находились 22 девушки-подростка в возрасте 17—18 лет. Все они были практически здоровы и признаны медицинской комиссией годными для обучения указанной профессии.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяли по методике, предложенной в качестве «обязательной» при исследовании функционального состояния и работоспособности учащихся ПТУ Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Показателями служили: 1) частота сердечных сокращений (ЧСС); 2) систолическое артериальное давление (АДшах); 3) диастолическое артериальное давление (АДт1п); 4) пульсовое артериальное давление (ПД); 5) среднее динамическое давление (СДД); 6) коэффициент эффективности кровообращения (КЭК), вычисленный по формуле:

КЭК =

ЧССхПД 100

8) по результатам функциональной пробы сердечнососудистой системы (20 приседаний за 30 с) дополнительно рассчитывали: а) показатель качества реакции (ПКР) по формуле Кушелевского и Зисли-на:

ПКР>

пд, - пд, ЧСС, —ЧСС! »

где ЧСС — частота сердечных сокращений; ПД — пульсовое давление; 7) систолический (СО) и минутный (МО) объем по формуле Лилиенштранда и Цандера:

СО = ; МО = СОхЧСС;

где ПД2 и ЧСС2 — величины пульсового давления и частоты сердечных сокращений после стандартной нагрузки, а ПДг и ЧСС! — до нагрузки; б) время восстановления (Т) показателей ЧСС, АДшаХ и АДоцц.

Исследования проводили в начале учебного года (октябрь), в начале сплошной производственной практики (апрель) и перед ее окончанием (июль). Каждое исследование продолжалось полную рабочую неделю; наблюдения проводились ежедневно перед началом и после окончания рабочего (учебного) дня. Средние величины изученных показателей сравнивали для установления статистической достоверности различий с помощью критерия * Стьюдента.

В результате анализа средних величин гемоди-намических показателей установлено, что в процессе обучения профессии оптика у девушек-подростков происходят изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Выявлено также некоторое снижение гемодинамических показателей у учащихся к началу сплошной производственной практики по сравнению с таковыми в начале учебного года. За этот период у подростков снижается АДшах (на 16,20±2,16 мм рт. ст.) и АДпцп (на 8,42±1,02 мм рт. ст.) давление, а также ЧСС (на 7,10±1,26 ударов в минуту), что свидетельствует о снижении периферического сопротивления току крови, по-видимому, из-за некоторого уменьшения тонуса сосудов в связи с преоблада-

2 Гигиева и санитария M 2

— 33 —

нием ваготонического компонента вегетативной нервной системы (С. А. Косилов и Л. А. Леонова). Однако для подтверждения вывода о наличии на данном этапе обучения признаков дезадаптации сердечно-сосудистой системы у учащихся-оптиков более значимым является то обстоятельство, что на фоне гипотензивных сдвигов регистрируется снижение ПД (на 7,84±1,67 мм рт. ст.), СО и МО и КЭК. Указанный вывод подтверждает и недельная динамика изученных гемодинамических показателей. Если в начале учебного года, когда дни производственного обучения в заводских условиях равномерно чередовались с днями теоретических занятий в училище, наблюдалось лишь умеренное снижение АДтах от начала к концу недели, а остальные показатели сколько-нибудь существенно не изменялись, то в начальном периоде сплошной производственной практики изменение показателей гемодинамики носило более выраженный характер. Ломка динамического стереотипа, выработавшегося перед этим у девушек, при переходе к ежедневной работе в условиях реального оптического производства на протяжении 6 ч приводит к тому, что на фоне относительной стабилизации на новом функциональном уровне АДтазс, АДт1п, ЧСС и СДД в конце рабочей недели отмечаются более низкие величины ПД, КЭК, СО и МО, чем в начале.

По мере прохождения учащимися практики в условиях реального производства происходит адаптация сердечно-сосудистой системы подростков к этим условиям. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на дальнейшее снижение АДта1, АДт1п и СДД к концу производственной практики, не отмечается параллельного уменьшения ПД, КЭК и СО, а ЧСС и МО даже несколько возрастают от начала к концу практики.

Для недельной динамики указанных показателей в конце производственной практики характерны те же особенности: достоверное снижение к концу рабочей недели АДшах, АДт1п и СДД при относительно стабилизировавшихся ЧСС, КЭК, ПД, СО и МО. Таким образом, в ходе обучения девушек-подростков профессии оптика происходит постепенная адаптация сердечно-сосудистой системы учащихся к производственным условиям; ее функциональное состояние улучшается. Об этом, в частности, свидетельствует уменьшение (в среднем на 0,22±0,08 мин) к концу производственной практики в сравнении с ее началом времени восстановления до исходного уровня ЧСС и АД при проведении функциональной нагрузочной пробы.

С целью анализа возможных причин развития выявленных неблагоприятных изменений функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек-подростков в процессе освоения ими профессии оптика был изучен комплекс производственных факторов, характерных для оптико-ме-ханических цехов приборостроительной промышленности. Изучали также режим труда и отдыха учащихся-оптиков в дни производственного обучения и во время производственной практики в

базовом цехе. Кроме того, была подвергнута эргономическому анализу содержательная сторона профессии оптика.

Исследования показали, что в процессе производственного обучения девушки-подростки осваивают все трудовые операции по обработке оптических деталей, выполняемые квалифицированными работницами. Специального учебно-производственного участка в оптико-механическом цехе н£| выделено, вследствие чего учащиеся на протяжении 6-часовой рабочей смены подвергаются комплексному воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Ведущим из них являются производственный шум, генерируемый шлифовально-полировальными станками, а также высокая температура и относительная влажность воздуха. Проведенные с помощью измерителя шума и вибрации «ИШВ-1» измерения параметров шума на каждом рабочем месте, закрепленном за учащимися, показали, что уровень звука (в дБА) на отдельных рабочих местах превышает допустимый, установленный для взрослых рабочих, на 1—2 дБА, а уровень звукового давления в октавных полосах частот 500, 1000, 2000 и 4000 Гц на отдельных рабочих местах превышает допустимый для взрослых на 4—5 дБ. Учитывая допустимый уровень шума, установленный для подростков (И. И. Пономарен-ко; Е. А. Гельтищева и И. И. Пономаренко), зарегистрированный уровень шума выше допустимого более значимо и достигает в ряде случаев 25—26 дБ, особенно на средних и высоких часток тах. -

Исследования микроклиматических условий (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха) показали, что в теплый период года, когда учащиеся проходят производственную практику в цехе, температура воздуха на рабочих местах значительно превышала оптимальную, а в ряде случаев и допустимую, достигая 31,5 °С, при относительной влажности в диапазоне 67—79 %, что значительно выше допустимых величин, установленных для взрослых. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что выявленные в течение учебного года изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девушек, осваивающих профессию оптика, могут быть связаны с сочетанным воздействием факторов учебно-производственного режима — производственного шума и высокой температуры воздушной среды, что подтверждается данными литературы (А. Н. Антонова; Н. В. Ростом-бекова).

Определенную роль в развитии этих изменений играет, по-видимому, и то обстоятельство, что работа оптика-шлифовщика является достаточно монотонной, монотония же в физиологическом аспекг те может приводить к снижению частоты пульс4| (В. Г. Асеев).

Полученные данные указывают, что специфический комплекс производственных факторов, который воздействует на девушек-подростков в про-

г

цессе обучения их профессии оптика, может ока-I зать неблагоприятное влияние на функциональное I состояние сердечно-сосудистой системы. В связи с [ этим необходима разработка системы гигиениче-; ских мероприятий по оптимизации учебно-производственных условий обучения указанной профессии в технических училищах, что позволит улучшить процесс психофизиологической адаптации подростков к условиям производственной деятельности. Указанные факторы могут вызывать выраженные изменения сердечно-сосудистой системы. Годовая и недельная динамика функционального

состояния сердечно-сосудистой системы учащихся указывает на сложный характер адаптации к специфическим учебно-производственным условиям. Основной причиной выявленных изменений является, по-видимому, сочетанное влияние на организм подростков производственного шума, микроклимата и монотонии. Для предупреждения возможных нарушений в состоянии здоровья учащихся необходима рационализация существующего учебно-производственного режима вместе с гигиенической оптимизацией условий производственной среды на учебной базе.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова А. Н. Гигиеническая оценка условий производственного обучения учащихся профессионально-техни-ской школы, осваивающих специальность крутильщицы ацетатного и капронового волокон. Автореф. дис. канд. Саратов, 1968.

Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.

Гельтищева Е. А., Пономаренко И. И. — Гиг. и сан.,

1968, № 11, с. 34—38.

Косилов С. А., Леонова Л. А. Физиологические основы

режима труда подростков. М., 1967. Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1968, № 8, с. 34—38. Ростомбекова Н. В. — В кн.: Съезд гигиенистов и санитарных врачей Грузии. 3-й. Материалы. Тбилиси,

1969, с. 215—216.

Поступила 28/11 1979 г.

CARDIOVASCULAR FUNCTION IN GIRL STUDENTS OF A TECHNICAL SCHOOL M. P. Vorontsov and, V. V. Mikheev

This study into the combined effect of occupational factors on the cardiovascular function of girl students attending a school that trains opticians has shown that the adaptation of adolescents to the specific conditions of production (noise, elevated^ambient temperature and relative air humi-

4

dity, monotony) is of a complex nature, and that a rational regimen of work and rest, along with hygienic optimization of the occupational environment during training, is necessary if the possible ill effects of training on health are to be prevented.

УДК 371.71

Г. М. Сапожникова

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Одним из актуальных вопросов гигиены обучения является сохранение высокой работоспособности на протяжении всех лет обучения в школе. При современных методах обучения, вызывающих значительное расслоение классного коллектива, повышение эффективности педагогического процесса возможно при построении учебного процесса таким образом, чтобы учебная нагрузка соответствовала не только возрастным, но и индивидуальным особенностям учащихся, т. е. при максимально индивидуализированном подходе к ученикам. В связи с этим изучение индивидуальной работоспособности и ее динамики, отражающих функциональное состояние организма, выносливость его по отношению к факторам внешней среды и в г.ер-

Jyю очередь к влиянию учебной нагрузки, приоб-етает важное значение.

Задачей настоящей работы явилось изучение динамики работоспособности учащихся младшего школьного возраста и ее зависимости от различ-

ных факторов: организации учебной деятельности, объема суммарной нагрузки, состояния здоровья, семейно-бытовых условий и особенностей индивидуального развития.

Для решения поставленной задачи был использован индивидуализирующий метод наблюдения за учащимися на протяжении первых двух лет обучения в школе. Часть детей наблюдали и в 3-м классе. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников изучали с помощью корректурных проб. Корректурные задания выполнялись учениками в динамике учебного дня в течение одной недели каждой учебной четверти. Комплексная оценка корректурных проб (свыше 20 ООО) проводилась по схеме, разработанной в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР 1.

1 В сб.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, вып. 2, с. 117—118.

2*

— 35 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.