Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВОПРОСЫ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Андрей Алексеевич

В настоящей статье кратко характеризуются отдельные тенденции, оказывающие существенное влияние на реализацию стратегии обеспечения как национальной (государственной), так и международной безопасности. Раскрываются общие черты современной системы международной экономической безопасности. На примере отдельных государств обосновывается, что концепция экономической безопасности в настоящее время обусловливается национальной моделью и уровнем социально-экономического развития конкретного государства, равно как и соотношением частного и государственного секторов в экономике в целом, а также степенью развитости рыночных и демократических институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ANALYSIS OF NATIONAL AND REGIONAL EXPERIENCE OF SOME STATES IN SOLVING PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

This article briefly describes certain trends that have a significant impact on the implementation of the strategy for ensuring state and international security. The general features of the modern system of international economic security are revealed. On the example of separate states, it is proved that the concept of economic security is currently determined by the national model and the level of socio-economic development of a concrete state, as well as the ratio of public and private sectors in the economy as a whole, the degree of development of market and democratic institutions.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ АНАЛИЗА НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Научная статья УДК 339(075.8)

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-310-314 NIION: 2015-0066-1/22-255 MOSURED: 77/27-011-2022-01-454

Вопросы анализа национального и регионального опыта некоторых государств в решении задач по обеспечению экономической безопасности

Андрей Алексеевич Яковлев

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

andrew0880@rambler.ru

Аннотация. В настоящей статье кратко характеризуются отдельные тенденции, оказывающие существенное влияние на реализацию стратегии обеспечения как национальной (государственной), так и международной безопасности. Раскрываются общие черты современной системы международной экономической безопасности. На примере отдельных государств обосновывается, что концепция экономической безопасности в настоящее время обусловливается национальной моделью и уровнем социально-экономического развития конкретного государства, равно как и соотношением частного и государственного секторов в экономике в целом, а также степенью развитости рыночных и демократических институтов.

Ключевые слова: экономическая интеграция, глобализация мирового хозяйства, национальная безопасность, стратегия экономической безопасности, региональная экономическая безопасность, конкурентоспособность продукции, инновационное развитие

Для цитирования: Яковлев А. А. Вопросы анализа национального и регионального опыта некоторых государств в решении задач по обеспечению экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 310-314. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-310-314.

Original article

Issues of analysis of national and regional experience of some states in solving problems of ensuring economic security

Andrey A. Yakovlev

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia,

andrew0880@rambler.ru

Abstract. This article briefly describes certain trends that have a significant impact on the implementation of the strategy for ensuring state and international security. The general features of the modern system of international economic security are revealed. On the example of separate states, it is proved that the concept of economic security is currently determined by the national model and the level of socio-economic development of a concrete state, as well as the ratio of public and private sectors in the economy as a whole, the degree of development of market and democratic institutions.

Keywords: economic integration, globalization of the world economy, national security, economic security strategy, regional economic security, product competitiveness, innovative development

For citation: Yakovlev A. A. Issues of analysis of national and regional experience of some states in solving problems of ensuring economic security. Bulletin of economic security. 2022;(1):310-4. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-1-310-314.

Следует подчеркнуть, что процессы региональной и международной экономической интеграции и глобализации мирового хозяйства в целом в насто-

© Яковлев А. А., 2022

ящее время не только приносят ощутимые положительные результаты, но и de facto возводят «во главу угла» предельно острые проблемы относительно оп-

тимизации защиты национальных (суверенных) приоритетов в рамках системы международного сотрудничества как такового.

Необходимо сказать также, что к числу современных тенденций, которые влияют в определенной степени на формирование и дальнейшее развитие стратегии обеспечения национальной и региональной (международной) безопасности, целесообразно отнести безапелляционное усиление взаимозависимости целого ряда субъектов международных отношений, глобализацию сложных мирохозяйственных процессов, открытость экономик большинства государств мира, выработку совместных комплексных программ, связанных с решением глобальных проблем современности (включая актуальную в настоящее время проблему преодоления последствий, в том числе и экономических, пандемии COVID-19).

Сегодняшний этап развития мирового сообщества, выводящий на первый план качественно новые проблемы в сфере обеспечения безопасности (главным образом, военной и экономической), особенно важен для России, которая в условиях трансформации экономической системы столкнулась с неизбежностью построения адекватной стратегии с учетом новых (нехарактерных) обстоятельств. При этом ситуация осложняется и тем, что многие концепции национальной безопасности далеко не во всех случаях апеллируют к зарубежному опыту в данном направлении.

В настоящее время было бы разумно условно признать в качестве некой догмы точку зрения относительно того, что международная экономическая безопасность (как понятие) есть не что иное, как определенное состояние мирового хозяйства и международных (экономических) отношений, при котором, во-первых, реализуется довольно стабильное экономическое развитие государств, во-вторых, формируются условия для выгодного сотрудничества в экономической сфере отношений, исключающего неправомерное использование определенных экономических (рыночных) возможностей (санкций), в-третьих, в качестве результата отмечается экономический рост и относительно сбалансированное развитие, характеризующееся повышением уровня благосостояния населения.

В то же время, международная экономическая безопасность - это и предоставление гарантий на взаимной основе в том, что ни одно государство не сможет извлекать каких бы то ни было экономических или иных (явных) преимуществ в одностороннем порядке из ситуаций, связанных с экономической зависимостью и угрозами в рамках единого мирового хозяйства.

Также хочется обратить внимание на тот факт, что в разных государствах понятие «экономическая безо-

пасность» трактуется далеко не одинаково. При этом, что самое важное, концепция экономической безопасности (как таковая) находится в прямой зависимости от имеющих место модели и уровня социально-экономического развития конкретного государства, соотношения частного (предпринимательского) и государственного секторов в экономике в целом, степени влияния рыночных механизмов на экономические отношения, а также развитости или отсутствия общепризнанных демократических институтов. Сегодня государства Европы (в первую очередь, члены Евросоюза) делают особый акцент на обеспечении национальной безопасности в рамках оптимизации коллективной (европейской) безопасности. Таким образом, в качестве ключевой стратегической цели в вопросах защиты национальных (суверенных) экономических интересов позиционируется поддержание устойчивого экономического роста с последующей адаптацией экономики к условиям острой конкурентной борьбы на мировом рынке товаров и услуг. При этом не является секретом, что отдельно каждая страна - участница Европейского Союза имеет в своем распоряжении существенно меньшие экономические ресурсы, чем некоторые развитые (а в отдельных случаях - и развивающиеся) государства. Однако для ЕС можно определить т. н. синергетический (или кумулятивный) эффект, получаемый путем взаимопереплетения национальных экономик. Более того, именно данный эффект и определяет способность этого наднационального образования удерживать относительно высокий уровень экономической безопасности (и, наверное, конкурентоспособности). Можно отметить, что первоочередной задачей экономической безопасности в рамках границ Евросоюза в настоящее время является создание глобальных механизмов адаптации экономики европейских стран к резко меняющейся экономической конъюнктуре в общемировом масштабе.

Опыт формирования актуальных систем экономической безопасности говорит о том, что крупные государства, такие, как Китай, США, выделяют в рамках мощного государственного аппарата специализированный блок учреждений (служб), которые в той или иной степени решают вопросы обеспечения национальной экономической безопасности.

Однако в условиях интеграционного полюса уровень (надстройка) региональной экономической безопасности более выгоден, т. е. оптимум - это не создавать конкретные структуры, а распределять (перераспределять) функции между различными уже сформированными службами. При этом за суверенными участниками, которые входят в подобную группировку, сохранены в полном объеме задачи по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, ее стабилизации и проч. Важно и то, что

сегодня в большинстве европейских государств вопросы по поддержанию экономической безопасности (как de jure, так и de facto) не выделяются в программных документах, также не предусматривается образование самостоятельных государственных ведомств в этом направлении. Однако меры по обеспечению безопасности содержатся в наднациональных актах и на практике реализуются в деятельности ряда над-государственных структур ЕС (и отдельных структур внутри государств).

Наиболее значимой организацией, аккумулирующей в рамках ЕС вопросы безопасности, считается, скорее всего, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Здесь важно т.н. второе направление ее деятельности - это экономическая и экологическая безопасность. Хотя решения ОБСЕ и не имеют общеобязательной силы, они не заменимы в ситуациях, связанных с урегулированием конфликтов и поддержанием стабильности в целом.

С учетом того, что, несмотря на имеющую место в настоящее время политику санкций, ЕС все же в стратегическом плане рассматривается как партнер России в решении очень многих вопросов (например, проект Северный поток-2 и проч.), целесообразно далее рассмотреть, как именно решаются вопросы экономической безопасности в отдельных государствах-членах ЕС (на примере Германии и Италии).

Начать следует с Германии. Итак, угрозы экономике в целом на нормативном уровне признаются в этой стране как составная часть угроз безопасности государства в целом. Государственным органом, отвечающим за разработку политики в области безопасности, является Федеральное министерство обороны. Далее - это Федеральное ведомство по охране конституции, Федеральное ведомство уголовной полиции, входящие в состав Федерального МВД. Следует отметить, что Закон ФРГ о взаимодействии федерации и земель в вопросах охраны конституции и о Федеральном ведомстве по охране конституции (1990 г.) в качестве ключевой задачи указанного выше органа определяет сбор (и последующий анализ) информации, в том числе, по проблематике, связанной с экономической безопасностью. Комплекс мероприятий данного ведомства по обеспечению экономической безопасности направлен на противодействие получению закрытой информации оборонного, политического, экономического и иного характера зарубежными разведывательными структурами.

Также необходимо сказать, что специальное законодательство в области экономической безопасности в Германии в принципе отсутствует. Общие требования к ее обеспечению реализуются через нормативные правовые акты, регламентирующие ключевые сферы деловой активности и закрепляющие за государством отдельные контрольные функции. В целом

анализ программных нормативных актов Германии говорит о том, что под экономической безопасностью в этой стране понимается скорее обеспечение устойчивого роста (или стабильности) хозяйства государства.

Основными внешними и внутренними угрозами стабильному социально-экономическому развитию Германия полагает предельно негативное воздействие внешнеэкономических факторов, определенные просчеты по линии экономической направленности, проявляющиеся, в том числе, в увеличении спроса, не обеспеченного внутренним производством. Также необходимо сказать, что во внутриэкономическом плане государство нацелено на поддержание весьма динамичного воспроизводства, обеспечение максимальной занятости населения. Во внешнеэкономическом направлении основной акцент в стратегическом плане (в связи с экспортоориентированностью экономики) сделан на свободу внешней торговли и оптимизацию числа рынков сбыта. Более того, интересам Германии отвечает и стабилизация политики международных институциональных структур в области финансово-экономического сотрудничества. При этом нельзя забывать и о том, что роль (и место) Германии в современном мире определяется, главным образом, конкурентоспособностью производимой продукции и эффективностью внешнеторговой стратегии в целом. Без сомнения, основой этого является инновационное развитие, учитывая, что Германия выделяет на подобные нужды процент от ВВП, ощутимо превышающий средний уровень по ЕС. Таким образом, внешнеторговая политика, направленная на создание оптимума по условиям сбыта продукции за рубежом, в основном эффективна. Однако часто имеет место и воздействие рискового фактора, проявление отрицательных внешних условий, что приводит к ситуациям, дестабилизирующим сложившуюся экономическую модель.

В последние годы обозначились две проблемы, сулящие нарастание угроз германской экономике. Первая проблема - это традиционная экспортная ориентация хозяйства Германии... С углублением международного разделения труда растет и негативное влияние внешнего фактора на экономику страны. Второй проблемой стало углубление социального неравенства. Пропасть между бедными и богатыми слоями населения Германии продолжает расти. По докладу ОЭСР 2011 г., 10 % высокодоходной части населения получает в 8 раз больше, чем 10 % тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы (в среднем по ЕС - 9:1). В 1990-х гг. соотношение составляло 6:1. Высокооплачиваемые работники в Германии за год зарабатывают 57,3 тыс. евро, в то время как их коллеги на противоположном «полюсе» довольствуются 7,4 тыс. евро. За период

кризиса доходы наиболее обеспеченной части выросли на 8,7 %, а у наименее обеспеченной части остались на том же уровне. Для Германии рост неравенства прочно связан с проблемой интеграции страны в мировые рынки. Ограничение заработной платы, реформирование рынка рабочей силы и снижение государственных пособий оправдываются необходимостью поддержания высокой конкурентоспособности продукции. Глобализация требует менее социально ориентированного государства, более низких зарплат. Однако неравенство и бедность продолжают расти даже после восстановления экономики по окончании кризиса1.

Далее следует обратить внимание еще на одно государство-член ЕС, de facto являющееся неким связующим звеном между Россией и Западным миром в силу целого ряда (в том числе и субъективных) причин. Итак, в Италии, как и в Германии, отсутствует официальным порядком закрепленная Доктрина экономической безопасности. В связи с этим для Кабинета министров Италии первоочередной считается задача соблюдения международных обязательств, связанных с участием Италии в политических (или экономических) объединениях. В связи с указанным, данная страна уделяет существенное внимание вопросам внешнеэкономической экспансии, которая реализуется посредством экономических взаимосвязей Италии с зарубежными контрагентами, наиболее перспективными из которых следует считать, в первую очередь, государства ОЭСР. Также целесообразным является развитие международной промышленной кооперации, равно как и диверсификация поставщиков энергоносителей (примером является закупка природного газа у России и сжиженного газа - у США). При этом государство применяет ряд механизмов по защите интересов итальянских производителей на национальном и международном рынках.

Одно из главных мест в обеспечении национальной безопасности, в том числе, экономической, занимает Агентство информации и внешней безопасности (АИВБ) - спецслужба, часть итальянского разведывательного сообщества, в задачи которой входит ведение разведки за пределами страны, а также контроль за экспортом высоких технологий и продукции двойного назначения... Основные задачи АИВБ - сбор и обработка информации в целях защиты независимости, территориальной целостности и национальной безопасности Италии от внешних угроз, в том числе, связанных с осуществлением международных соглашений... Оно осуществляет «информационную деятельность» за пределами национальной территории

1 Международная экономическая безопасность / Ю. П. Го-сподарик, М. В. Пашковская. 3-е изд., стер. М. : Университет «Синергия», 2018. С. 175.

в целях защиты политических, военных, экономических, научных и промышленных интересов Италии. В компетенцию АИВБ входит также выявление и пресечение шпионской и террористической деятельности на территории Италии. Ведомство занимает ключевую позицию в борьбе с незаконным распространением ядерных материалов и технологий. Внутри страны главную роль в обеспечении экономической безопасности Италии играют Корпус карабинеров и Корпус финансовой гвардии - уникальные структуры, которые имеют правовые и организационные возможности для дублирования деятельности всех силовых правоохранительных организаций на общенациональном и региональном уровнях2.

Таким образом, указанные примеры говорят о том, что в настоящее время имеет место относительно единое понимание у ряда государств экономических аспектов национальной безопасности. Как правило, основными целевыми приоритетами являются сбалансированный экономический рост, конкурентоспособность экономики, обеспечение стабильности при активизации внешних угроз. При этом в качестве условий, обеспечивающих претворение в жизнь национальных приоритетов, определяют доступность внешних рынков, отсутствие экономических барьеров для продвижения, в первую очередь, товаров и услуг.

Библиографический список

1. Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации / В. В. Пер-ская, М. А. Эскиндаров. М. : Экономика, 2016.

2. Модели региональной интеграции /

A. М. Либман, Б. А. Хейфец. М. : Экономика, 2011.

3. Шкваря Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2015.

4. Экономическая безопасность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В. А. Богомолов и др.]; под ред. В. А. Богомолова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Экономическая безопасность России : Общий курс : учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М. : Дело, 2005.

Bibliographic list

1. Intégration in conditions of multipolarity. Evolution of the theory and practice of implementation / V. V. Perskaya, M. A. Eskindarov. M. : Economies, 2016.

2. Models of regional integration / A. M. Libman,

B. A. Heifets. M. : Economics, 2011.

2 Там же. С. 179.

3. Shkvarya L. V. International economic integration in the world economy : textbook. M. : INFRA-M, 2015.

4. Economic security : textbook for university students studying in the fields of economics and management / [V. A. Bogomolov and oth.]; edited by

V. A. Bogomolov. 2nd ed., rev. and elab. M. : UNITY-DANA, 2009.

5. Economic security of Russia : General course : textbook / Ch. ed. V. K. Senchagov. 2nd ed. M. : Delo, 2005.

Информация об авторе

А. А. Яковлев - доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author A. A. Yakovlev - Associate Professor of the Department «Management of the hi-tech enterprises» of the Moscow Aviation Institute (National Research University), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 26.10.2021; одобрена после рецензирования 18.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 18.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение

2-е издание

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.

2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под. ред. В. В. Криворотова, Н. Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.

Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.