Научная статья на тему 'Оценка состояния и основных тенденций системы торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС'

Оценка состояния и основных тенденций системы торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные экономические отношения / Шанхайская организация сотрудничества / пространство региональной безопасности / пространство экономического сотрудничества / Экономический пояс Шелкового пути / региональное экономическое взаимодействие / international economic relations / the Shanghai Cooperation Organization / space of regional safety / space of economic collaboration / the Silk Road Economic Belt / regional economic interaction

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андрей Алексеевич Яковлев

Рассматриваются актуальные тенденции современных международных отношений глобализация и продолжающийся на ее фоне процесс регионализации. Наибольшее внимание уделено региону Центральной Азии, где с 2001 г. действует Шанхайская организация сотрудничества. Обосновывается, что среди ключевых целей и задач данной организации выделяется содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту при общей координации подходов для интеграции государств-участников в мировую экономику. Характеризуются наднациональные механизмы поддержки и поощрения регионального экономического сотрудничества в различных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андрей Алексеевич Яковлев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of status and principal tendencies of the system of trade and economic collaboration on the space of the Shanghai Cooperation Organization

In this article, actual nowadays tendencies of modern international relations (globalization and being in progress on its background process of regionalization) are examined. The greatest attention to the region of Central Asia (where from the year of 2001 the Shanghai Cooperation Organization is functioning) is spared. Also here such thesis, that from the mass of key targets and tasks of this organization we can distinguish assistance for comprehensive and balanced economic growth (with general coordination of approaches for integration of the states-members into the world economy), is based. Also above national mechanisms of support and encouragement of regional economic collaboration in various forms are characterized.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния и основных тенденций системы торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10111 © А.А. Яковлев, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

НА ПРОСТРАНСТВЕ ШОС

Андрей Алексеевич Яковлев,

кандидат экономических наук, доцент

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4)

E-mail: andrew0880@rambler.ru Рецензент: Н.Д. Эриашвили, доктор экономических наук, профессор

Аннотация. Рассматриваются актуальные тенденции современных международных отношений — глобализация и продолжающийся на ее фоне процесс регионализации. Наибольшее внимание уделено региону Центральной Азии, где с 2001 г. действует Шанхайская организация сотрудничества. Обосновывается, что среди ключевых целей и задач данной организации выделяется содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту при общей координации подходов для интеграции государств—участников в мировую экономику. Характеризуются наднациональные механизмы поддержки и поощрения регионального экономического сотрудничества в различных формах.

Ключевые слова: международные экономические отношения; Шанхайская организация сотрудничества; пространство региональной безопасности; пространство экономического сотрудничества; Экономический пояс Шелкового пути; региональное экономическое взаимодействие.

EVALUATION OF STATUS AND PRINCIPAL TENDENCIES OF THE SYSTEM OF TRADE AND ECONOMIC COLLABORATION ON THE SPACE OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Andrey A. Yakovlev,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow Aviation Institute (National Research University) (125993, Moscow, Volokolamskoye shosse, d. 4)

Abstract. In this article, actual nowadays tendencies of modern international relations (globalization and being in progress on its background process of regionalization) are examined. The greatest attention to the region of Central Asia (where from the year of 2001 the Shanghai Cooperation Organization is functioning) is spared. Also here such thesis, that from the mass of key targets and tasks of this organization we can distinguish assistance for comprehensive and balanced economic growth (with general coordination of approaches for integration of the states—members into the world economy), is based. Also above national mechanisms of support and encouragement of regional economic collaboration in various forms are characterized.

Keywords: international economic relations; the Shanghai Cooperation Organization; space of regional safety; space of economic collaboration; the Silk Road Economic Belt; regional economic interaction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Яковлев А.А. Оценка состояния и основных тенденций системы торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):318-21.

Имевшие место в последние десятилетия структурные преобразования в системе международных отношений как таковых подтверждают то, что, несмотря на фактическое логическое завершение эпохи «холодной войны» и т.н. «блокового» противостояния, мировое сообщество, к сожалению, не стало более безопасным. Так, самым существенным образом изменился характер угроз (вызовов) — уже ставшие традиционным начинают дополняться новыми, не менее (а, может быть, и более) опасными ввиду их непредсказуемости. Становится уже

довольно явным, что безопасность в нынешнем столетии нельзя создать, используя возможности только одного государства. Ведь террористическая деятельность, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и контрабанда вооружения стали взаимосвязанными, они приобрели трансграничный характер, а также глобальные масштабы (по охвату). При этом неким заделом для эффективного противодействия указанному могли бы стать лишь согласованные меры и коллективные (неединичные) усилия. В то же время, начало ново-

го века фактически обрисовало две системные тенденции современных (актуальных) международных отношений, к каковым целесообразно отнести процессы глобализации и ощутимой на ее фоне регионализации. Эволюция абсолютно любого государства в настоящее время a priori связана с развитием региона, который, в свою очередь, интегрирован в комплекс глобальных связей, а также кооперации в целом. Таким образом, именно создание жизнеспособных и относительно устойчивых механизмов многостороннего сотрудничества можно считать в качестве некой потребности нового времени. Ключевым катализатором появления интеграционных объединений принципиально нового образца, отвечающих требованиям объективной действительности, стала их возможность довольно успешно решать задачи, связанные с поступательным развитием, а также грамотно адаптироваться к молниеносно изменяющейся ситуации, обеспечивая оптимальное противодействие очень многим из внешних вызовов.

Следует отметить, что регион Центральной Азии всегда характеризовался важнейшим геостратегическим значением, которое проецируется далеко за его видимые пределы. С появлением в начале 90-х годов прошлого столетия новых (независимых) публично-правовых образований (государств) в указанном регионе был начат процесс построения принципиально новой системы межгосударственных контактов. Современный этап в истории данных территорий начался в связи с запуском в 1996 году в Шанхае цикла встреч глав Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, ассоциирующихся с таким понятием, как «Шанхайская пятерка». Именно на ее основе в 2001 году и было создано интеграционное объединение — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Таким образом, институциональное оформление ШОС явило собой понимание на системном уровне основных актуальных международных проблем ее государствами-участниками, а также осознание некой особой значимости в построении «территории безопасности» в Евразии на базе постоянного паритетного диалога по видимым векторам (включая, в первую очередь, пространства региональной безопасности, экономического сотрудничества), их стремление опираться на элементы дипломатии

(главным образом, превентивной) и намерение подготовить консолидированные решения по предельно широкому кругу вопросов как безопасности, так и сотрудничества, в целях обеспечения бесперебойного развития.

При этом среди базовых целей (и задач) экономической повестки дня рассматриваемой организации Хартия ШОС (2002 года) предусмотрела активное содействие всестороннему и максимально сбалансированному экономическому росту, социокультурному развитию в указанном регионе путем комплекса совместных действий на условиях партнерства равных для повышения жизненных показателей населения, а также координацию различных подходов при интеграции в мировую экономическую систему. В числе первостепенных направлений функционирования в рамках ШОС Хартия позиционировала поддержку и соответствующий уровень стимулирования экономического сотрудничества (на региональном уровне) в самых разнообразных видах, применение имеющейся инфраструктуры в сфере транспорта, инфокоммуникаций, развитие систем энергетики, а также содействие торговле и инвестированию в целях перехода к свободе передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий (по аналогии с государствами-членами Европейского Союза).

По состоянию на данный момент, программными документами по экономическому взаимодействию в рамках ШОС считают Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций (2001 года), Программу развития многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2020 года (включая План ее реализации), Перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС. Перечисленные акты представляют собой стратегическую концептуальную основу для стабильного развития экономических взаимосвязей, способствуя ведению диалога по вопросам кооперации в отдельных секторах экономики, а также возможности разрабатывать оптимальные практические решения в экономической сфере отношений. Относительно значимыми инструментами развития экономического сотрудничества в са-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

мое ближайшее время должны стать Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС. Координация практической работы (профильных) министерств и ведомств экономической направленности возложена на образованный в 2002 году механизм совещаний руководителей министерств и ведомств, ответственных за внешнеэкономическую (внешнеторговую) деятельность, а также Комиссию старших должностных лиц.

В целом следует отметить, что в настоящее время, несмотря на тенденцию к восстановлению после глобального (масштабного) кризиса, мировая экономика все же находится в рисковой зоне. Несистемность ее функционирования свидетельствует об опасности новых и новых стагнационных периодов. Ощутимыми угрозами для стабильного развития сегодня можно считать высокий уровень безработицы и резкое снижение потребительского (платежеспособного) спроса. Постоянно появляются дополнительные источники дестабилизации (раскачивания) глобальной экономики, включая такие, которые связаны с существенными колебаниями мировых цен на сырье. Сложившаяся ситуация очень осложняется отсутствием требуемого уровня взаимодействия лидирующих мировых экономик в ликвидации последствий кризиса и, к сожалению, недостаточностью степени координации денежно-кредитной политики на наднациональном уровне. Однако продолжаются процессы по формированию новых (обновленных) международных структур и интеграционных группировок. В указанном одно из ключевых мест занимают государства Центральной Азии, которая (в связи с особенностями географического положения) является оптимумом для создания интегрированного континентального экономического, энергетического, а также транспортного пространства. При этом наиболее перспективными из проектов в данном регионе считаются контакты в рамках ЕАЭС, а также работа по претворению в жизнь предложенной Китаем концепции по созданию Экономического пояса Шелкового пути. Таким образом, ШОС находится в эпицентре значительных экономических начинаний.

8 мая 2015 года по итогам встречи лидеров России и Китая было опубликовано Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению стро-

ительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В нем стороны, руководствуясь стремлением обеспечить поступательный и устойчивый экономический рост в регионе, активизировать в нем экономическую интеграцию и сохранить региональный мир и развитие, обозначают намерение предпринимать согласованные усилия по взаимному сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Они будут налаживать совместную работу в двусторонних и многосторонних форматах, прежде всего на площадке ШОС, твердо придерживаясь принципов транспарентности, взаимного уважения, равноправия, взаимодополняемости различных интеграционных механизмов и открытости для всех заинтересованных сторон в Азии и Европе. Вместе с тем принятая на саммите ШОС в Уфе Стратегия развития ШОС до 2025 года среди ключевых целей и задач определяет совершенствование ШОС как многопрофильной региональной организации, не предусматривающей формирования военно-политического союза или экономического интеграционного объединения с образованием наднациональных институтов управления. В Уфимской декларации глав государств-членов ШОС выражается поддержка инициативы КНР о создании Экономического пояса Шелкового пути и подчеркивается важность налаживания консультаций и информационного обмена между соответствующими ведомствами государств-членов ШОС [1, с. 91].

Особо хочется подчеркнуть (в корреляции с вышеупомянутым), что в программном совместном заявлении России и Китая от 25 июня 2016 года было сформулировано положение о том, что данные государства стремятся к созданию т.н. Евразийского (всеобъемлющего) партнерства, основывающегося на открытости, учете взаимных интересов, в том числе с предполагаемым контактированием с государствами-участниками ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.

При этом концепция Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) рассматривается как довольно долгосрочная мультивекторная программа по созданию пространства «совместного развития» в Юго-Восточной и Центральной Азии, Закавказье, Восточной (и Центральной) Европе. В

идеале в рамках ЭПШП планируется создать три больших исключительно сухопутных экономических направления, включая: а) Китай — Центральная Азия — Ближний Восток; б) Китай — Казахстан — Россия — Европа; в) Китай — Юго-Восточная Азия. Впоследствии также будет освоен и Морской Шелковый путь XXI века (МШП) из Китая (через Индийский океан — Европу и Китай — Юго-Восточную Азию) в южную часть Тихого океана.

При реализации инициатив ЭПШП и МШП, объединенных в концепции под общим названием «Один пояс, один путь», китайская сторона исходит из следующих ключевых установок: координация политики и снятие барьеров в торгово-инвестици-онной сфере; комплексное развитие трансграничной транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры; повышение устойчивости финансовых систем и использование национальных валют во взаимной торговле; расширение социальной базы межгосударственных отношений через наращивание контактов между людьми. Под указанные проекты учреждены «Фонд Шелкового пути» (первоначальный капитал 10 млрд долл. США с возможностью увеличения до 40 млрд долл. США) и инвестиционный фонд «Один пояс, один путь» (стартовый капитал 3,2 млрд долл. США, который к 2020 году планируется довести до 16 млрд долл. США). Весомым инструментом их реализации призван стать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с заявленным уставным капиталом в размере 100 млрд долл. США. В деле выстраивания ЭПШП и МШП Китай ориентируется главным образом на заключение двусторонних меморандумов о сотрудничестве почти с 70 государствами, расположенными «в орбите» планируемых маршрутов (уже подписано около 30 документов такого рода, в том числе с Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и другими странами) [1, с. 94—95].

Таким образом, существенный потенциал связей в области торговли и экономики, а также инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС, обеспечивает довольно положительные тенденции в наращивании экономического взаимодействия (его региональной составляющей), способствуя оптимизации механизмов сотрудничества. По-

зитивное развитие в рамках ШОС соответствует интересам (сбалансированного) экономического роста в регионе, поэтому государства-члены планируют осуществить целый блок мер, направленных на увеличение объемов взаимодействия в торгово-экономическом аспекте, включая формирование максимально благоприятных условий для торговли, взаимного инвестирования и сотрудничества между субъектами предпринимательской деятельности.

В заключение, оценивая значимость Заявления глав правительств государств-членов ШОС о региональном экономическом взаимодействии (сделанного 15 декабря 2015 года), хочется напомнить, что государства-члены будут планировать согласованные национальные стратегии развития при усилении координации своих торгово-экономических проектов. Комплекс работ будет связан с обеспечением стабильного социально-экономического роста, повышением благосостояния населения, укреплением сотрудничества в торговой, финансовой, инвестиционной, таможенной и иных представляющих взаимный интерес областях. Существенное внимание будет уделено принятию мер, связанных с противодействием замедлению экономики, внедрением передовых технологий, созданием максимально благоприятного инвестиционного климата.

Литература

1. Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества: становление, развитие, перспективы. М.: Издательство «Весь Мир», 2017.

2. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

3. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект, 2015.

4. 4. Модели региональной интеграции / А.М. Либман, Б.А. Хейфец. — М.: Экономика, 2011.

5. Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М.: Между-нар. отношения, 2004.

6. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.