Научная статья на тему 'Экономическое сотрудничество стран ШОС: проблемы и перспективы развития'

Экономическое сотрудничество стран ШОС: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2638
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION (SCO) / REGIONAL ECONOMIC COOPERATION / REGIONAL INTEGRATION / CHINA-RUSSIA RELATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дай Вэйцзин

Несмотря на то что экономическое сотрудничество является одним из приоритетных направлений деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), оно отличается невысокой эффективностью. Причины этого заключаются в том, что при создании организации наибольшее внимание уделялось вопросам безопасности. Постепенно члены ШОС стали активно взаимодействовать в сферах торговли, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, таможенного регулирования. Анализ нормативных документов и механизмов экономического сотрудничества ШОС свидетельствует о том, что трудности экономического сотрудничества вызваны различиями в приоритетах стран членов ШОС. Россия рассматривает ШОС прежде всего как инструмент обеспечения безопасности, а Китай как полноформатную организацию, необходимой частью которой выступает экономическое сотрудничество. По этой причине до сих пор не удается наладить взаимоотношения в финансовой и банковской сферах, а также укрепить взаимодействие между ШОС и альтернативными интеграционными проектами (Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути). Сопряжение этих организаций и принятие в ШОС новых членов будет способствовать дальнейшей экономической кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Cooperation in the Shanghai Cooperation Organization: Problems and Perspectives on Development

Although economic cooperation is a priority of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), it is characterized by low efficiency. The reasons for this lie in the fact that during the establishment of the organization, defense issues received the most attention. Over time, SCO members have begun to actively cooperate in the areas of trade, transport, industry, agriculture and customs regulation. An analysis of the regulations and mechanisms of economic cooperation within the SCO suggests that the difficulties of economic cooperation are due to differences in the priorities of the member states. Russia considers the SCO above all an instrument of defense, but China regards it as a full-scale organization of which close economic cooperation is a necessary element. For this reason, it has not yet been possible to establish rela tionships in the financial and banking sectors or to establish a relationship between the SCO and alternative integration projects (the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt). Joint efforts with these organizations and the admission of new members to the SCO will facilitate further economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Экономическое сотрудничество стран ШОС: проблемы и перспективы развития»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 4

Дай Вэйцзин,

аспирантка факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова

(Россия), e-mail: daiweijing@gmail.com

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ШОС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Несмотря на то что экономическое сотрудничество является одним из приоритетных направлений деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), оно отличается невысокой эффективностью. Причины этого заключаются в том, что при создании организации наибольшее внимание уделялось вопросам безопасности. Постепенно члены ШОС стали активно взаимодействовать в сферах торговли, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, таможенного регулирования. Анализ нормативных документов и механизмов экономического сотрудничества ШОС свидетельствует о том, что трудности экономического сотрудничества вызваны различиями в приоритетах стран — членов ШОС. Россия рассматривает ШОС прежде всего как инструмент обеспечения безопасности, а Китай — как полноформатную организацию, необходимой частью которой выступает экономическое сотрудничество. По этой причине до сих пор не удается наладить взаимоотношения в финансовой и банковской сферах, а также укрепить взаимодействие между ШОС и альтернативными интеграционными проектами (Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути). Сопряжение этих организаций и принятие в ШОС новых членов будет способствовать дальнейшей экономической кооперации.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), региональное экономическое сотрудничество, региональная интеграция, китайско-российские отношения.

Dai Weijing,

Graduate student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State

University (Russia), e-mail: daiweijing@gmail.com

ECONOMIC COOPERATION IN THE SHANGHAI

COOPERATION ORGANISATION:

PROBLEMS AND PERSPECTIVES ON DEVELOPMENT

Although economic cooperation is a priority of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), it is characterized by low efficiency. The reasons for this lie in the fact that during the establishment of the organization, defense issues received the most attention. Over time, SCO members have begun to actively cooperate in the

areas of trade, transport, industry, agriculture and customs regulation. An analysis of the regulations and mechanisms of economic cooperation within the SCO suggests that the difficulties of economic cooperation are due to differences in the priorities of the member states. Russia considers the SCO above all an instrument of defense, but China regards it as a full-scale organization ofwhich close economic cooperation is a necessary element. For this reason, it has not yet been possible to establish relationships in the financial and banking sectors or to establish a relationship between the SCO and alternative integration projects (the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt). Joint efforts with these organizations and the admission of new members to the SCO will facilitate further economic cooperation.

Key words: the Shanghai Cooperation Organisation (SCO), regional economic cooperation, regional integration, China-Russia relations.

В 2016 г. отмечается 15-летний юбилей создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). За прошедшее время ШОС превратилась из инструмента разрешения пограничных проблем и площадки для взаимодействия Китая, России и стран Центральной Азии в региональную организацию полноформатного характера. Как для любой масштабной и многофункциональной региональной организации, приоритетными целями ШОС являются безопасность и процветание. В то же время ее развитие происходит как бы вопреки существующим теории и опыту региональной интеграции, согласно которым сближение государств обычно начинается с экономической сферы и постепенно расширяется на сферы политики и безопасности. В становлении и развитии ШОС сотрудничество в области безопасности исторически развивалось опережающими темпами по сравнению с наращиванием экономического взаимодействия, поэтому в последние годы именно экономическое сотрудничество не сходило с повестки дня саммитов и постоянных органов ШОС и стало предметом постоянного внимания и широкого обсуждения научного и экспертного сообществ стран-членов. В данной статье анализируются причины отставания экономического сотрудничества стран ШОС от их взаимодействия в других сферах и рассматриваются основные возможности для преодоления этого отставания.

Нормативные документы по экономической кооперации

в ШОС

ШОС довольно рано поставила перед собой задачи развивать экономическое сотрудничество. В Хартии ШОС (2002) было установлено, что «экономическое сотрудничество в различных формах» выступает следующим после безопасности направлением сотрудничества. Уже на заседании Совета глав правительств 2003 г. была принята Программа многостороннего торгово-экономического

сотрудничества государств — членов ШОС, обозначившая, как и Европейский союз, приверженность «четырем свободам» — свободному передвижению товаров, капиталов, услуг и технологий1. Данная программа стала первым нормативным документом, регулирующим взаимодействие стран ШОС. В ней были обозначены цели и задачи в долгосрочной (до 2020 г.), среднесрочной (до 2010 г.) и краткосрочной перспективе. В 2008 г. был утвержден План мероприятий по выполнению Программы, повторявший невыполненные краткосрочные цели, такие как создание благоприятных условий для торговли и инвестиций. Его преимущество по сравнению с предыдущими документами состояло в конкретизации мероприятий, сроков их реализации и исполнителей.

Важным документом стала Стратегия развития ШОС до 2025 г., принятая на саммите ШОС в 2015 г. Согласно Стратегии, ШОС поставила перед собой цель стать «эффективной полноформатной региональной организацией». Под «полноформатностью» подразумевается сотрудничество в области политики и безопасности, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сфере. При этом Стратегия исключала возможность формирования регионального экономического объединения с наднациональными институтами управления, без которых трудно представить способ реализации «четырех свобод».

После глобального финансового кризиса 2008 г. главы правительств государств — членов ШОС в формате совместных заявлений начали вырабатывать согласованную позицию по актуальным проблемам — активизации многостороннего экономического сотрудничества, преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик (2009), экономическому положению (2011), региональному экономическому взаимодействию (2015).

Механизмы экономического сотрудничества ШОС

Ключевую роль в обеспечении экономического сотрудничества в рамках ШОС выполняют совещания руководителей министерств и/или ведомств, занимающихся соответствующими вопросами: экономикой, торговлей, транспортом, промышленностью, сельским хозяйством, таможенным регулированием и т.п. При этом совещания

1 Свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала является целью Европейского экономического сообщества. Эта модель заимствована для интеграции на постсоветском пространстве и включена во все фундаментальные документы СНГ и позднего ЕАЭС. В случае ШОС замена рабочей силы технологиями, скорее всего, связана с миграционной политикой Китая, единственной страны — участницы ШОС вне СНГ.

министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, проводятся ежегодно с 2001 г. и собираются по предложению глав правительств. Данные совещания готовят фундаментальные документы и разрабатывают дополнительные меры, такие как создание экспертных групп, сайта регионального экономического сотрудничества и др.

По сравнению с сотрудничеством в области торговли, медленно и малопродуктивно идет процесс взаимодействия в области финансов. До сих пор состоялись всего три встречи министров финансов и председателей центральных (национальных) банков. Первая из них прошла только в 2009 г. в связи с финансовым кризисом. Эти встречи оказались малоэффективными, поскольку удалось договориться только о том, чтобы «продолжать работу» по созданию Фонда развития (Специального счета) и Банка развития.

Наряду с официальными совещаниями действуют неправительственные структуры — Деловой совет и Межбанковское объединение. В Деловой совет вошли наиболее авторитетные представители бизнес-сообщества стран ШОС. Целью создания Межбанковского объединения является обеспечение финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов. К сожалению, отдача этих структур пока недостаточна для расширения связей между предпринимателями и инвесторами.

Трудности экономического взаимодействия в ШОС

В целом, как считают российские и китайские аналитики, трудности в развитии ШОС связаны с расхождением позиций двух стран по вопросам приоритетов экономического сотрудничества и соответствия основных направлений и форм взаимодействия национальным интересам. Речь идет о том, что Россия рассматривает ШОС прежде всего как инструмент обеспечения безопасности, а Китай — как полноформатную организацию, необходимой частью которой выступает экономическое сотрудничество2. Что касается приоритетов экономического сотрудничества, то Китай выступает за создание зоны свободной торговли ШОС и развитие ее финансовых органов, а Россия предлагает учредить дискуссионную площадку

2 [Сунь Чжуанжи, Чжан Нин]. ^М^^ШШШШШ^^ЖШН

Ш® [Экономическое сотрудничество в ШОС: достижения и перспективы] // Д^ ШШ [Международное обозрение]. 2011. № 3. С. 10-16; [Ван Чжиюань,

Ши Лан]. [Анализ главного пре-

пятствия и стратегии экономического сотрудничества в Шанхайской организации сотрудничества] // ЯШД^^^^ЙС^^^^Й^®) [Журнал Синьцзянского педагогического университета: Философия и социальные науки]. 2013. № 6 (34). С. 44-50.

для неформального общения бизнеса и представителей правительств в топливно-энергетической сфере (энергетический клуб).

В финансовой сфере также не достигнуто согласие в определении механизмов сопровождения и поддержки проектной деятельности Банком развития ШОС и Специальным счетом ШОС. Главные противоречия, прежде всего между Китаем и Россией, вызывает модель формирования этих финансовых структур3.

Новый вызов для ШОС: неопределенное место между Евразийским экономическим союзом и Экономическим поясом шелкового пути

Вопросы экономического сотрудничества осложнились в 2011 г., когда Россия выдвинула идею «Евразийского союза», имеющего целью реинтеграцию пяти государств постсоветского пространства, включая членов ШОС. 18 ноября 2011 г. президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Приоритетными задачами для ЕЭК стали: обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции4.

Китай в 2013 г. инициировал создание Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского Шелкового пути XXI в. («Один пояс — один путь»), которые охватили Азию, Европу и Африку и должны обеспечить сотрудничество в пяти направлениях: политическая координация, инфраструктурное взаимодействие, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление единства народов. Эта инициатива стала реализовываться как во внутренней, так и во внешней политике Китая.

Какова судьба ШОС в условиях развития альтернативных интеграционных проектов на Евразийском континенте? Сторонники радикальной позиции убеждены, что по мере реализации интеграционных инициатив России и Китая экономическое сотрудничество в рамках ШОС потеряет смысл. Действительно, трое из шести членов ШОС (Россия, Казахстан, Киргизия) вошли в Евразийский экономический союз (ЕАЭС); четвертым, по всей вероятности, станет Таджикистан. Между этими государствами функционирует зона свободной торговли, единое экономическое пространство,

3 Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации / Сост. В.А. Матвеев. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 92.

4 Подробнее о развитии интеграционных процессов на территории стран СНГ см.: Кротов И.Е. О функционировании органов Таможенного союза на Едином экономическом пространстве // Юрист. 2012. № 7. С. 35-39.

и вырабатывается согласованная макроэкономическая политика, что ограничивает возможности для их интеграции с остальными членами ШОС. ЭПШП, по сравнению с ШОС, является более масштабным и амбициозным проектом. Ему удалось преодолеть один из недостатков ШОС в финансовой сфере и создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Другие специалисты сохраняют уверенность в интеграционном потенциале ШОС исходя из того, что страны Центральной Азии слишком заинтересованы в сотрудничестве с Китаем, чтобы существенно ограничивать его экономическую деятельность на их территории даже при самом успешном развитии ЕАЭС5. Наконец, третьи выступают за продолжение экономического сотрудничества в рамках ШОС, поскольку интеграционные проекты Китая и России не охватывают всех участников ШОС и не могут ее заменить6.

Возможные пути дальнейшего развития

Экономическое сотрудничество продолжает оставаться одной из задач ШОС как многопрофильной организации. Эти задачи были сформулированы всеми членами организации и требуют совместного решения. В настоящее время наметилось несколько направлений, позволяющих решить данную задачу.

Во-первых, члены ШОС, особенно Россия и Китай, стали активно обсуждать возможности дальнейшей интеграции. В мае 2015 г. Россия и Китай достигли консенсуса относительно сопряжения строительства ЕАЭС и ЭПШП, а в июле того же года на саммите ШОС главы государств-членов поддержали инициативу КНР о создании ЭПШП. В программе ЭПШП также отмечается необходимость сотрудничества с ШОС. Таким образом, ШОС может послужить фундаментом и для ЕАЭС, и для ЭПШП7, поскольку она представляет собой реальную действующую региональную организацию с развитыми механизмами координации сотрудничества в разных сферах. Многообразные институционные структуры ШОС, работающие на уровне глав государств, глав правительств, министров, национальных координаторов, экспертов, могут послужить ценным ресурсом для ЭПШП. Кроме того, экономическое развитие невозможно без

5 Ларин А.Г. К оценке экономической деятельности Китая на постсоветском пространстве в свете российских интересов // Китай на постсоветском пространстве: Сб. докл. / Под ред. К.А. Кокарева и др. М.: РИСИ, 2012. С. 81-88.

6 Ср.: Ш^ШШ [Чжао Хуашэн]. [Шанхайская организация сотрудничества: анализ и перспективы]. ^Ь^: 2012. С. 268.

7 Ш [Ли Синь]. [ШОС: Важная платформа для строительства Экономического пояса Шелкового пути] // Ш

[Научный журнал российских исследований]. 2016. № 2. Р. 29-37.

стабильности, в этом смысле функция обеспечения безопасности ШОС будет способствовать созданию ЭПШП.

Во-вторых, расширение организации приведет к включению новых членов, расширению рынка и появлению новых возможностей. В 2016 г. Индия и Пакистан подписали Меморандумы о выполнении обязательств для получения статуса государств-членов, что впоследствии позволит им участвовать в экономической деятельности ШОС в качестве государств-основателей. С участием южноазиатских партнеров у ШОС появляются новые экономические связи и, может быть, источники финансирования, что придаст новый импульс дальнейшему экономическому развитию организации.

Заключение

Препятствия для экономического сотрудничества ШОС возникли и изнутри, и извне. Россия и Китай, придерживаясь различных приоритетов по вопросам развития ШОС, одновременно ищут новый путь экономической кооперации в регионе. ШОС сама по себе была результатом сотрудничества между Китаем, Россией и странами Центральной Азии. Эти государства продолжают оказывать наибольшее влияние на будущее организации. Экономические связи между государствами — членами ШОС имеют прочную основу, а вопрос о том, какая модель интеграционного процесса (ШОС, ЕАЭС, ЭПШП) сможет подвигнуть экономическое сотрудничество и соединить государства, ждет проверку практикой.

ЛИТЕРАТУРА

БиричевскийД.А. Перспективы развития экономической повестки дня ШОС: от торгово-экономического сотрудничества к реализации проектов содействия развитию // Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества / Под ред. А.В. Лукина. М.: МГИМО-Университет, 2012. С. 168-174.

Кротов И.Е. О функционировании органов Таможенного союза на Едином экономическом пространстве // Юрист. 2012. № 7. С. 35-39.

Ларин А.Г. К оценке экономической деятельности Китая на постсоветском пространстве в свете российских интересов // Китай на постсоветском пространстве: Сб. докл. / Под ред. К.А. Кокарева и др. М.: РИСИ, 2012. С. 81-88.

Матвеев В.А. Сильные и слабые стороны экономической политики России в рамках ШОС // Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства / Под ред. С.Г. Лузянина и др. М.: ИДВ РАН, 2015.

Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации / Сост. В.А. Матвеев. М.: ИДВ РАН, 2012.

Ш [Ли Синь]. [ШОС: Важная

платформа для строительства Экономического пояса Шелкового пути] // "И [Научный журнал российских исследований]. 2016. № 2. С. 29-37.

ПШ [Лиу Хуацинь]. [Идеи углуб-

ления регионального экономического сотрудничества ШОС] // WÄ [Российские, восточноевропейские и центральноазиатские исследования]. 2014. № 1. С. 31-37.

[Сунь Чжуанжи, Чжан Нин]. ^М^Ш^ШШ^^ЖШИШ ^ [Экономическое сотрудничество в ШОС: достижения и перспективы] // Ш^Щ Ш [Международное обозрение]. 2011. № 3. С. 10-16.

[Ван Чжиюань, Ши Лан]. frffi [Анализ главного препятствия и стратегии экономического сотрудничества в Шанхайской организации сотрудничества] // "^Щ)

[Журнал Синьцзянского педагогического университета: Философия и социальные науки]. 2013. № 6 (34). С. 44-50.

Щ.ЩШ [Чжао Хуашэн]. WfflMffi [Шанхайская организация

сотрудничества: анализ и перспективы]. ^Ь^: В^^-Ж^Й, 2012.

REFERENCES

Birichevskii, D. A. "Perspektivy razvitiia ekonomicheskoi povestki dnia ShOS: ot torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva k realizatsii proektov sodeistviia razvitiiu," Strategiia Rossii v Tsentral'noi Azii i Shankhaiskaia organizatsiia sotrudnichestva, ed. A. V. Lukina. Moscow: MGIMO-Universitet, 2012, pp. 168-174.

Krotov6 I. E. "O funktsionirovanii organov Tamozhennogo soiuza na Edinom ekonomicheskom prostranstve," Iurist, No. 7, 2012, pp. 35-39.

Larin, A. G. "K otsenke ekonomicheskoi deiatel'nosti Kitaia na postsovetskom prostranstve v svete rossiiskikh interesov," Kitai na postsovetskom prostranstve, ed. K. A. Kokareva et al. Moscow: RISI, 2012, pp. 81-88.

Matveev, V. A. (ed.) Strategiia razvitiia ShOS i politika Rossii v etoi organizatsii. Moscow: IDV RAN, 2012.

Matveev, V. A. "Sil'nye i slabye storony ekonomicheskoi politiki Rossii v ramkakh ShOS," Strategiia razvitiia Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva do 2025 goda: iskhodnye realii i faktor rossiisko-kitaiskogo partnerstva, ed. S. G. Luzianina et al. Moscow: IDV RAN, 2015.

МШ [Liu Huaqin], Ш^^Ж^ШШКШШ&ШШШ ["The Ideas of Deepening of SCO's Regional Economic Cooperation"], Ш^Ш'ШШ.^ШШ'^ [Russian, East European & Central Asian Studies], No. 1, 2014, pp. 31-37.

[Sun Zhuangzhi, Zhang Ning], ^М^Ш^ШШ^^ЖШНт ^ ["The Economic Cooperation within SCO: Achievements and Prospects"], Ш^Щ Ш [InternationalReview], No. 3, 2011, pp. 10-16.

[Li Xin], ЯтШЪ-ШШШШЖЧ-Ь ["SCO: An

Important Platform for the Joint Building of Silk Road Economic Belt"], [Academic Journal of Russian Studies], No. 2, 2016, pp. 29-37.

[Wang Zhiyuan, Shi Lan], ffi^W ["Analysis of Main Obstacle and Strategy in Economic Cooperation in Shanghai Cooperation Organization"], [Journal of Xinjiang

Normal University (Philosophy and Social Sciences)], No. 6 (34), 2013, pp. 44-50.

Ш.ЩШ [Zhao Huasheng], [Shanghai Cooperation

Organization: Analysis and Outlook]. ^t^: ЭДШЖШ^, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.