ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ECONOMIC SCIENCE
УДК 338
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КООПЕРАЦИИ СТРАН -ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Д.В. Гордиенко, Ю.Д. Гордиенко
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности государства может осуществляться в форме экономической кооперации с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности России при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и возрастании роли экономической кооперации государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Делается вывод, что уровень защищенности национального хозяйства России может повыситься при экономической кооперации со странами ШОС в рамках реализации инициативы ЭПШП. Цель работы - провести оценку уровня экономической безопасности России, реализованного в рамках различных форм обеспечения защищенности национального хозяйства. В настоящей работе рассмотрены показатели экономической безопасности России - объемы экспорта/импорта товаров в страны/из стран участвующих в работе ШОС и принимающих участие в реализации инициативы ЭПШП. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности России при реализации инициативы ЭПШП в рамках экономической кооперации нашей страны с государствами - участниками ШОС. В статье предложен подход к оценке изменения уровня экономической безопасности России, реализованного в рамках различных форм обеспечения защищенности национального хозяйства. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности государства экономической кооперации в условиях глобализации. Уровень экономической безопасности России может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих защищенность ее национального хозяйства, реализованную в рамках экономического патроната и экономической кооперации с государствами - участниками ШОС и другими странами. Сделан вывод о том, что экономическая кооперация при реализации инициативы ЭПШП может обеспечить прирост уровня экономической безопасности России и других государств - участников ШОС.
Ключевые слова: экономика, Россия, Центрально-Азиатский регион, Шанхайская организация сотрудничества, экономическая безопасность.
MODIFICATION OF THE RUSSIAN ECONOMIC SECURITY LEVEL
UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY
OF THE ECONOMIC SILK ROAD ECONOMIC BELT
IN THE FRAMEWORK OF THE ECONOMIC COOPERATION
OF THE MEMBER COUNTRIES
OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION
D.V. Gordienko, Yu.D. Gordienko
Abstract. The provision of economic security of the state can be carried out in the form of economic cooperation with other countries of the world. The article examines the prospects of changing the level of Russia's economic security in the implementation of the strategy of the Economic Silk Road Belt (ESRB) and the growing role of economic cooperation of the member states of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). It is concluded that the level of protection of the national economy of Russia can increase with economic cooperation with the SCO countries within the framework of the ESRB initiative. Conduct an assessment of the level of economic security in Russia, implemented in the framework of various forms of ensuring the protection of the national economy. In this paper, we consider the indicators of Russia's economic security - the volume of exports / imports of goods to / from countries participating in the SCO and participating in the ESRB initiative. With the help of statistical and econometric methods, the prospects of changing the level of Russia's economic security during the implementation of the ESRB initiative within the framework of economic cooperation of our country with the SCO member states are estimated. An approach is proposed to assess the change in the level of Russia's economic security implemented in the framework of various forms of ensuring the protection of the national economy. The importance for economic security of the state of economic cooperation in the conditions of globalization is analyzed. The level of economic security in Russia can be represented in the form of factors characterizing the security of its national economy, realized within the framework of economic patronage and economic cooperation with the SCO member states and other countries. It is concluded that economic cooperation in the implementation of the ESRB initiative can ensure an increase in the level of economic security of Russia and other SCO member states.
Keywords: economy, Russia, the Central Asian region, the Shanghai Cooperation Organization, economic security
Реализация реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) имеет целью повысить уровень экономической безопасности государств - участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других стран Центрально-Азиатского региона, прежде всего, за счет интенсификации их экономической кооперации и снижения активности взаимного экономического противоборства [1-5].
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Экономическая кооперация как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического сотрудничества (экономической интеграции) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз. Показателями взаимовлияния национальных хозяйств государств -участников ШОС и других стран мира могут стать: внешнеторговый товарооборот; объем иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр. Значения объемов внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономической кооперации могут стать основой для определения ак - весов экономической интеграции государств - участников ШОС с другими странами мира при реализации инициативы ЭПШП и взаимозависимости их экономик в условиях глобализации1 [5-11].
1. Подход к сравнительной оценке уровней экономической безопасности стран-членов ШОС, реализованного в рамках экономической кооперации
Сравнительная оценка общих интегральных уровней экономической безопасности стран-членов ШОС, реализованного в рамках экономической кооперации может базироваться на определении соответствующих значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны2.
2. Экономическая кооперация между Россией и Китаем
Экономические отношения между КНР и РФ на современном этапе являются сложными и неоднозначными, до конца нерешенными проблемами российско-китайских отношений3. В этом плане стратегическое партнерство с Россией в рамках ШОС4 помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире.
В свою очередь Россия после распада СССР свою экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-
ядерной державы5. В настоящее время восточное направление внешней политики и внешнеэкономической деятельности приобрело для России важное самостоятельное значение6.
Совпадение, сходство и резонансность коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР7.
Прорывом в этом направлении стало заключение энергетического союза между Россией и Китаем в марте 2006 г.8 При этом, разумеется, нельзя закрывать глаза на то, что за последние 15 лет соотношение экономических потенциалов наших двух стран существенно изменилось в пользу Китая9. Разрыв в экономической мощи и смена ролей в российско-китайском обмене продукцией новых и высоких технологий является определенным вызовом России.
Естественным российским ответом на этот серьезный вызов может и должно стать только наше развитие - и экономическое, и научно-техническое. Основой стратегии экономического партнерства РФ и Китая может стать стремление наших народов к лучшей жизни, возможность взаимоучастия, совместной деятельности россиян и китайцев в достижении этой непростой задачи.
Основными хозяйственными проектами российско-китайского сотрудничества выступают: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Пекин - Москва протяженностью 7000 км10, военно-техническое и научно-техническое сотрудничество11, реализация совместных энергетических проектов12 и др.
3. Экономическая кооперация России
в рамках строительства Евразийского экономического союза13
С самого создания союза важной частью его развития считалось его сопряжение с китайской инициативой «Один пояс и один путь», призванной связать Китай с ЕС.
В ходе саммита Россия-АСЕАН в Сочи В.В.Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, АСЕАН и ШОС («интеграции
интеграции»). По мнению экспертов, возможно присоединение России или ЕАЭС ко Всестороннему региональному экономическому партнерству.
На Петербургском международном экономическом фору-ме-2016 в июне 2016 г. В.В.Путин предложил создать большое партнерство в Евразии, в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие государства континента, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнерства между ЕАЭС и КНР.
На том же мероприятии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал создать форум ЕАЭС-ЕС. Таким образом, ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции.
4. Экономическая кооперация России с Афганистаном
По данным Минэкономразвития РФ, за первые восемь месяцев 2017 г. товарооборот между Россией и Афганистаном вырос на 30 % по сравнению с АППГ14.
В настоящее время российские компании участвуют в реализации инфраструктурных и транспортных проектах15, а также проектах военно-технического и военного сотрудничества16.
5. Оценка приростов уровня экономической безопасности России, реализованные в рамках ее экономической кооперации при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути и его сопряжении со строительством ЕАЭС
Экономическая кооперация России со станами-членами ШОС может быть охарактеризована соответствующими показателями товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 гг. (таблица I)11.
Реализация стратегии Экономического пояса Шелкового пути позволит увеличить долю товарооборота России со станами-членами ШОС к 2020 г. не менее, чем на 2,76 % - с 21,64 % (359,3 млрд долл.) до 30,40 %. (395,2 млрд долл.).
Таблица 1
Товарооборот России
Экспорт в ... Импорт из ... Товарооборот с ...
2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
млрд долл. млрд долл. без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП млрд долл. млрд долл. без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП млрд долл. млрд долл. без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП
млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £
Индия 4,00 ео г--о 4,50 о от о 9,00 о о 9,90 о 6,00 3 5,00 см 60 11,00 ю Г4- см 12,10 т о со 10,00 см см 9,50 ео 20,00 я 22,00 от (0
Казахстан 12,00 См" 13,70 ю см 20,00 см см см 22,00 см 4,50 10 5,16 со 60 6,00 о lO 6,60 10 (0 16,50 о см 18,86 w см 26,00 о о см 28,60 О СМ см
Киргизия 1,00 О СМ О 1,90 ео со о 3,00 со со о 3,30 со о 0,10 т о о 0,14 ю о о 0,40 о о 0,44 о 1,10 со о 2,04 >0 см о 3,40 60 см о 3,74 от см о
КНР 24,00 от to 33,80 от 60 100,0 £ 110,0 см см см 40,00 о от см 52,05 о от 60" 100,0 о о «i 110,0 о io гС см 64,00 ео г--Г4-" 85,85 60 60 о 200,0 ео со 10 220,00 см от 60
Пакистан 0,03 о о 0,10 см о о 1,00 о 1,10 см о 0,06 см о о 0,11 о о 0,60 ю о 0,66 о 0,09 о о 0,21 т о о 1,60 см о 1,76 о
Таджикистан 1,00 о СМ О 1,05 см о 3,00 со со о 3,30 со о 0,02 о о 0,056 см о о 0,10 т о о 0,11 т о о 1,02 см о 1,10 о 3,10 см о 3,41 60 см о
Узбекистан 1,98 от со о 2,80 60 in о 3,50 от со о 3,85 <п о 1,46 о 1,20 от со о 3,00 10 Г4- о 3,30 0? ео о 3,44 см о 4,00 о lO о 6,50 о 10 о 7,15 >0 10 о
Афганистан о ю о" о о ó 'j- о" о о 0,0004 о о ó 'j- о 1Л о ó ю о" о см о ó ю о" о см о ю о о о" о со 0,0055 о о о о о о о" о о о О) о" о о 0,0054 о о о, о" о 10 о
Белоруссия 15,00 т ОТ см 15,9 от со 20,00 см см см 22,00 см 10,00 со см со 13,50 ео м 15,00 10 со 16,50 со 25,00 о со 29,4 >0 60 со 35,00 от 60 см 38,50 60 от см
Иран 3,00 от lO о 0,82 60 о 4,00 о 4,40 от о 0,65 см о 0,20 60 о о 0,70 ео о 0,77 от о 3,65 о 1,02 со о 4,70 60 со о 5,17 о о
Экспорт В ... Импорт ИЗ ... Товарооборот с...
2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз) 2010 2015 (оценка) 2020 (прогноз)
млрд долл. млрд долл. без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП млрд долл. млрд долл. без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП млрд долл. млрд долл. без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП
млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £ млрд долл. £
Монголия 1,50 0,29 1,56 со о 4,00 0,44 4,40 0,49 0,04 0,01 | 0,06 см о о 0,10 0,03 0,11 0,03 1,54 <я о 1,62 0,20 4,10 0,32 4,51 0,35
Азербайджан 0,44 0,09 1,33 0,27 3,00 0,33 3,30 со о 1,50 0,48 3,30 о 6,00 о in 6,60 (S 1,94 см о 4,63 in о 9,00 0,69 9,90 <о Г-- о
Армения 1,10 см о 1,12 0,23 2,00 0,22 2,20 см о 0,20 0,06 0,31 0,10 1,00 0,25 1,10 0,28 1,30 to о 1,43 0,18 3,00 0,23 3,30 0,25
Камбоджа ó ó о ó см о ó ó ó ó ó ó ó см о ó о ó о ó ó ó о ó <Ь ó
см о" о см о" о о о" см о см см" см о см о" о см о" о о о" ю о см см" (С о о" ю о 'j-о" m о о о" со о 'j- со о
Непал ó ó о ó о ó ó ó ó ó ó ó <ь ó о ó о ó ó ó <Ь ó ó ó
о" см о о" см о о" о о о" со о о" со о см о" о см см" о см о" см о см о" см о со о" см о со со" со о
Турция 25,00 4,88 25,4 5,10 30,00 3,33 33,00 (О со 5,00 (S 5,98 12,00 3,00 13,20 3,30 30,00 3,65 31,38 3,89 42,00 3,23 46,20 3,55
Шри-Ланка 0,113 0,02 0,15 0,03 0,30 0,03 0,33 0,04 0,14 ю о о 0,38 см о 0,60 ю о 0,66 о 0,253 0,03 0,42 0,05 0,90 о о 0,99 0,08
ИТОГО 90,16 17,60 104,1 20,92 202,8 22,53 223,1 24,79 69,67 22,48 87,45 28,39 156,5 39,13 172,2 43,04 159,8 19,44 191,6 23,76 359,3 27,64 395,2 30,40
США 8,12 а> lO 9,00 со 10,00 £ 8,06 2,60 16,3 со 1Л 20,0 5,00 16,18 О) 25,3 со 30,0 со см
ЕС 210,0 41,00 227,9 45,8 290,0 32,22 120,0 38,71 131,2 Í0 см 150 37,50 330,0 40,14 359,2 44,48 440,0 33,85
ВСЕГО 512,2 о о 497,7 о о 900,0 о о 900,0 о о 310,0 о о 308,0 о о 400,0 о о 400,0 о о 822,2 о о 805,7 о о 1300 о о 1300 о о
Сопряжение строительства Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути позволит увеличить долю товарооборота России со станами-членами ШОС к 2020 г. до 30,92 % (401,9 млрд долл.).
Исходные данные для определения уровня экономической безопасности России с учетом ее экономической кооперации и значения нормированных показателей экономической безопасности страны, реализованные при экономической кооперации России с государствами-членами ШОС, США и ЕС, а также с учетом сопряжения строительства Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути, представлены на рисунке 1.
Приросты уровня экономической безопасности, реализованные в рамках ее экономической кооперации представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Очевидно, что при сохраняющихся трендах экономического развития Киргизии и Таджикистана и страновой структуре товарооборота России, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства России (рисунок 2а).
Возможным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать увеличение российского импорта из этих стран в рамках сопряжения строительства ЕАЭС со стратегией Экономического пояса Шелкового пути.
При реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути к 2025 г. уровень экономической безопасности России, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами -членами ШОС, может увеличиться на 7,85 п.п. - с 61,04 % до 68,9 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка России.
При сопряжении строительства ЕАЭС с Экономическим поясом Шелкового пути к 2025 г. уровень экономической безопасности России, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами - членами ШОС, может увеличиться на 9,10 п.п. - до 70,15 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка России.
Рисунок 1. Нормированные значения показателей экономической
кооперации России со странами-членами ШОС в 2020 г. без учета/с учетом реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути (и его сопряжении со строительством Евразийского Экономического Союза), прогноз
Таблица 2
Приросты уровня экономической безопасности России, реализованные в рамках ее экономической кооперации
Страны, с которыми осуществляется экономическая кооперация 2007 2008 2009 2010 2011 2012
1 США 143,38 12,47 0,06 0,47 1,22 4,36
2 ЕС 4001,12 347,92 1,74 13,05 33,92 121,77
Прирост уровня экономической безопасности России, реализованный в рамках экономической кооперации с государствами - участниками ШОС 450,94 39,21 0,20 1,47 3,82 13,72
3 Индия 52,47 4,56 0,0228 0,1711 0,4448 1,60
4 Казахстан 95,34 8,29 0,0415 0,3109 0,8083 2,90
5 Киргизия -5,84 -0,51 -0,0025 -0,0190 -0,0495 -0,18
6 КНР 403,88 35,12 0,1756 1,3170 3,4242 12,29
7 Пакистан 0,19 0,02 0,0001 0,0006 0,0017 0,01
8 Таджикистан -5,66 -0,49 -0,0025 -0,0185 -0,0480 -0,17
9 Узбекистан -6,81 -0,59 -0,0030 -0,0222 -0,0577 -0,21
10 Афганистан -6,49*10-« -5,65*10-5 -2,82*10-7 -2,12*10-6 -5,50*10-6 -1,98*10-5
11 Белоруссия -98,62 -8,58 -0,0429 -0,3216 -0,8361 -3,00
12 Иран -7,86 -0,68 -0,0034 -0,0256 -0,0666 -0,24
13 Монголия -8,09 -0,70 -0,0035 -0,0264 -0,0686 -0,25
14 Азербайджан 2,92 0,25 0,0013 0,0095 0,0248 0,09
15 Армения -12,52 -1,09 -0,0054 -0,0408 -0,1061 -0,38
16 Камбоджа -2,00*10-» -1,74*10-5 -8,72*10-8 -6,54*10-7 -1,70*10-6 -6,10*10-6
17 Непал -7,01*10-6 -6,09*10-7 -3,05*10-9 -2,29*10-8 -5,94*10-8 -2,13*10-7
18 Турция 41,17 3,58 0,0179 0,1342 0,349 1,25
19 Шри-Ланка -0,45 -0,04 -0,0002 -0,0015 -0,0038 -0,01
Уровень экономической безопасности России, реализованный в рамках экономического патроната 9200 800 4,0 30,0 78,0 280
Таблица 2 (продолжение)
2013 2014 оценка 2015 оценка 2020 прогноз 2025 прогноз
без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП без учета реализации ЭПШП с учетом реализации ЭПШП
1 18,44 38,42 176,74 2,29*105 4,03*105
2 342,72 714,00 3284,40 3,47*106 6,10*1№
125,55 261,56 1203,16 2,75*106 3,10*106 4,82*106 5,44*106
3 6,58 13,70 63,01 1,40*105 1,55*105 2,46*105 2,71*105
4 12,55 26,15 120,29 1,20*105 1,32*105 2,10*105 2,31*105
5 -0,38 -0,79 -3,62 -2,28*102 -2,93*102 -4,00*102 -5,15*102
6 67,71 141,05 648,84 1,60*10" 1,79*106 2,82*106 3,15*106
7 0,13 0,27 1,23 8,95*103 9,89*103 1,57*104 1,74*104
8 -0,26 -0,55 -2,53 -3,35*103 -3,94*103 -5,89*103 -6,91*103
9 0,10 0,22 1,00 2,26*104 2,49*104 3,98*10 4,38*104
10 2,74*10-" 5,72*10-6 2,63*10-5 43,89 48,10 77,06 84,45
11 14,98 31,20 143,54 2,01*105 2,21*105 3,53*105 3,89*105
12 0,38 0,79 3,66 1,61*104 1,76*104 2,82*104 3,09*104
13 0,24 0,51 2,33 6,50*103 7,02*103 1,14*104 1,23*104
14 2,75 5,72 26,32 6,36*104 7,01*104 1,12*105 1,23*105
15 0,23 0,48 2,19 1,36*104 1,50*104 2,39*10 2,64*104
16 2,11*10^ 4,40*10-5 2,02*10-" 1,92 2,13 3,37 3,74
17 5,65*10-7 1,18*10-6 5,41*Ю6 0,19 0,20 0,33 0,36
18 11,21 23,36 107,45 1,90*105 2,10*105 3,34*105 3,68*105
19 0,25 0,53 2,44 5,77*103 6,39*103 1,01*10 1,12*104
480 1000 4600 4,50*106 7,90*106
Рисунок 2. Приросты уровня экономической безопасности России, реализованные в рамках ее экономической кооперации без учета реализации (а) и с учетом (б) реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути
Рисунок 2а. Отрицательные приросты уровня экономической безопасности России, реализованные в рамках ее экономической кооперации без учета реализации (а) и с учетом (б) реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути
Примечания
1 Справочно. В 2015 г. объем экспорта России составил 341,3 млрд долл., объем импорта - 183,2 млрд долл. по кругу товаров, учитываемых ФТС России. В 2014 г объем экспорта составил 497,8 млрд долл., объем импорта - 286,7 млрд долл. Источник: [21].
2 Расчетная формула может иметь вид:
где:
■ЭБ (экооперация)- общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства /-ого государства, реализованный в рамках экономической кооперации;
ац (аи) - вес г-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (к-ого) государства;
а .,; а ,- веса влияния национального хозяйства к-ого государства на экономи-
гтр./, к' ехр.к,/ ^ ^
ку /-ого государства («импорта экономического влияния к-ого государства на /-ое государство») и влияния национального хозяйства /-ого государства на экономику к-ого государства («экспорта экономического влияния /-ого государства на к-ое государство») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации. Веса взаимного влияния экономик государств мира в условиях глобализации могут характеризоваться множеством показателей. Как представляется, в первом приближении вес влияния национального хозяйства к-ого государства на экономику /-ого государства («импорт экономического влияния») может быть представлен соответствующей долей импорта товаров и услуг к-ого государства в /-ое государство, а вес влияния национального хозяйства /-ого государства на экономику к-ого государства («экспорт экономического влияния») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации может быть представлен соответствующей долей экспорта товаров и услуг /-ого государства в к-ое государство. Ситуация, когда а .,= 0 и а , = 0 соответствует полной изоляции экономик /-ого и к-ого
^ 1шр.1.к ехр.к,/ ^ ' ■>
государств. Ситуация, когда а к = 1 и аехрк/ = 1 соответствует полной взаимозависимости экономик (полной экономической интеграции) /-ого и к-ого государств. Ситуация, когда а к = 1 соответствует полному внешнему управлению экономики /-ого государства со стороны к-ого государства;
ук/ - вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическую кооперацию /-ого и к-ого государства в условиях глобализации;
Рц (в к) - значение г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (к-ого) государства; К - количество рассматриваемых государств мира.
При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств государств мира, характеризующих их экономическую кооперацию в условиях глобализации, = 1. В этом случае ограничение значения показателя экономической безопасности/-ого государства, характеризующего его экономическую кооперацию с к-ым государством, выполняется безусловно. Источники: [4; 6].
3 Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в развитии этих двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешающие налаживанию нормальных связей двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. Эта фундаментальная парадигма о стратегическом взаимодействии и соразвитии была зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в июле 2001 г на 20 лет. В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно развивающийся Китай (2-е место в мире по объемам ВВП и 1-е - по золотовалютным резервам) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности.
4 В частности, в настоящее время в рамках ШОС ведется практическая работа по реализации основных положений Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. Создан сайт торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС; сформированы Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС. Годовой бюджет ШОС составляет 3,5 млн долл., из которых 2,16 млн долл. используются на содержание Секретариата. Остальные средства формируют бюджет регионального антитеррористического центра ШОС и других постоянных органов ШОС. Россия и Китай несут по 24 % годовых расходов, Казахстан 21 %, Узбекистан 15 %, Кыргызстан 10 % и Таджикистан 6 %.
5 Она позиционирует себя как глобальная держава, заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики была Северо-Восточная Азия, ставшая одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия). В то же время изменения, вызванные крушением биполярного мира и возросшей значимостью отношений на региональном уровне, обусловили необходимость для России найти новое место в Северо-Восточной Азии, представляющих сферу жизненно важных интересов для России. Национальным интересам России, как подчеркивалось в Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г., отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами АТР.
6 Прорыв в северо-восточном направлении связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Выход России на стратегическое партнерство с Китаем - одно из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям. Российско-китайские торгово-экономические отношения выдержали проверку кризисом. Объем двухсторонней торговли достиг в 2011 г. 83,2 млрд долл. Взаимный товарооборот в 2012 г. составил рекордный уровень в 88,2 млрд долл. К 2015 г. планируется увеличение взаимного товарооборота до 100 млрд долл. и к 2020 г. - 200 млрд долл. Источник: [19].
7 В поисках своего нового места в в Северо-Восточной Азии (СВА) Россия стремится усилить свое экономическое присутствие в регионе. Это связано, в частности, с огромным ресурсным потенциалом его российской части, который (потенциал) может стать генератором экономического продвижения России в этот регион. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по многим показателям: наличие взаимодополняемости экономик - энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность - у России, легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов - у КНР. Положительным примером является реализация Программы развития бассейна реки Туманная (Расширенная Туманганская инициатива - РТИ). По итогам последнего 9-го заседания Консультативной комиссии Программы ПРООН по развитию района р. Туманная была принята «Владивостокская Декларация РТИ». В ней стороны подтвердили свою готовность к экономической кооперации с использованием уникального межправительственного механизма, который представляет собой РТИ в регионе СВА. В соответствии с положениями Чанчуньского соглашения, был принят бюджет и план работы Ту-манганского секретариата на 2008 г.; одобрен проект создания Консультативного бизнес-совета, Советов по энергетике и туризму, по защите окружающей среды. Участники заседания РТИ согласились с необходимостью подписания нового Соглашения о взаимопонимании в рамках Расширенной Туманганской инициативы, с учетом нового порядка финансирования дирекции путем взносов стран участников.
8 Речь идет о строительстве грандиозных веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай. Китай получает возможность решать свои энергетические проблемы. Россия, в свою очередь, выстраивая своего рода энергетический мост через Китай в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает реальный шанс равномерно распределять свои транзитные и потребительские риски и продвинуть развитие своих сибирских и дальневосточных регионов. (Пока же до 85 % нашей экспортной нефти идет в Европу.) В 2006 г. Россия поставила Китаю почти 16 млн т сырой нефти. Когда заработает нефтепровод от Сковордино до Дацина, объем поставок сырой нефти из России в Китай может удвоиться и возрасти до 30 млн т в год. Кроме того китайцы выражают желание вкладывать деньги в разработку нефтяных месторождений в Россию, сотрудничать и в деле переработки у себя нефти, и в области распределения нефтепродуктов. Не исключено, что именно с этим направлением будет связан возможный рост китайских инвестиций в экономику РФ. Правда, Ковыктинское месторождение, которое могло бы стать основой
для формирования канала экспорта природного газа в Китай, пока заморожено в связи с разногласиями по цене поставок.
9 Если исключить из сравнительного анализа производство углеводородного топлива, где наше преимущество огромно (скажем, нефти мы добываем в 2,5 раза больше, чем КНР; газа - в 11 раз больше), если также не касаться нашего преимущества в производстве вооружения, в области атомной энергетики, ракетной и авиационной техники, сравнение многих других областей экономики окажется не в нашу пользу. Например, в Китае угля добывают в 7 раз больше, чем в России, электроэнергии производят в 3 раза больше, стали выплавляют в 6 раз больше, а станков производят в 100 раз больше, чем в РФ!
10 Проект анонсирован в январе 2015 г. Часть высокоскоростного железнодорожного пути, протяженностью 2300 км от Пекина по территории Китая, уже построена. Маршрут трассы будет включать проектируемую при участии Китая первую в России ВСМ Москва - Казань, проходя в средней части через российские Урал и Сибирь, а также Казахстан и Монголию. Время в пути составит примерно 30 часов вместо 5 суток в настоящее время. Линия впервые будет рассчитана на обращение как пассажирских, так и грузовых контейнерных поездов. Примерная стоимость всей железнодорожной линии через Казань, Екатеринбург, Челябинск, Астану, Иркутск, Улан-Батор оценивается в 242 млрд долл. По оценке первого вице-президента ОАО «РЖД« А. Мишарина проект может быть реализован в течение 8-10 лет. В рамках данного проекта ВСМ в 2016 г. начато также проектирование ВСМ Екатеринбург - Челябинск.
11 Военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем является важной частью современных российско-китайских отношений, поскольку Китай является крупнейшим покупателем российского оружия. В настоящее время более 30 институтов РАН осуществляют научное сотрудничество с различными научными организациями Китая в рамках межинститутских прямых договоров.
12 В частности в конце июня 2017 г. в Ярославле состоялась церемония сдачи в эксплуатацию Хуалянь-Тенинской ТЭЦ, завершившая совместный проект, реализованный за счет китайско-российских инвестиций объемом 570 млн долл. Продолжается строительство Тяньваньской атомной электростанции. Тяньваньская АЭС расположена в селе Тяньвань (кит. ШЙ) в провинции Цзянсу (КНР). Тяньваньская АЭС - самый крупный объект экономического сотрудничества с Россией. Генплан этой АЭС предусматривает строительство 8 энергоблоков. Основными видами поставляемых в Китай энергоносителей являются: нефть (до 52,5 млн т в год, 13,7 % нефтяного импорта Китая), сжиженный природный газ, уголь, электроэнергия, ядерное топливо. В 2014 г. был подписан крупный контракт на поставку в Китай российского природного газа по трубопроводу. «Газпром» принципиально договорился с Китаем, с какой даты начнутся поставки «голубого топлива» по газопроводу «Сила Сибири». Источник: [20].
13 Евразийский экономический союз, ЕАЭС (арм. Ь^рши^ш^шЬ тЬтЬиш^шЬ
белор. Еуразшсю эканамiчны саюз, каз. Еуразиялыц экономикалъщ одац, кирг. Евразиялык экономикалык биримдик) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обе-
спечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Членами ЕАЭС являются: Белоруссия (с 1 января 2015 г.); Казахстан (с 1 января 2015 г.); Россия (с 1 января 2015 года); Армения (со 2 января 2015 года) и Киргизия (с 12 августа 2015 г.).
14 В 2016 г товарооборот между Россией и Афганистаном составил 190,4 млн долл.
15 В строительстве плотины Абе Кели и ирригационной системы в провинции Са-манган (стоимость проекта 37 млн долл.), в возведении плотины Танги Шадиян, ГЭС и ирригационной системы в провинции Балх (стоимость проекта 15 млн долл.) участвует российское ЗАО «СУ-ЭнергоГрупп». В создании троллейбусных сетей в Кабуле, Мазари-Шарифе, Герате, поставке тролелейбусов и организации сборочных производств участвуют российские ООО «Сотра-Логистик»», АО «ЭТК Плутон» и ЗАО «Тролза». Также обсуждается возможность подключения России к энергомосту СЛБЛ-1000, посредством которого электроэнергия из Средней Азии должна поставляться через Афганистан в Пакистан (в проект может войти «Итер-РАО», которой принадлежит 75 % Сангтудинской ГЭС-1 (Таджикистан).
16 До 2015 г. Россия по соглашению с США поставила для армии и служб безопасности Афганистана 63 вертолета Ми-17. В настоящее время «Рособоронэкспорт»» организует техобслуживание этих вертолетов. В российских ВУЗах и специализированных учебных заведениях обучается 582 гражданина Афганистана (430 - бесплатно) для формирования полицейских, антинаркотических и военных структур этой страны.
17 Здесь и далее предполагается, что объемы экспорта товаров в каждую из стран-членов ШОС и импорта из каждой страны-члена ШОС к 2020 г. при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути увеличатся на 10 % по сравнению с прогнозируемыми. Кроме того, здесь и далее предполагается, что объемы экспорта товаров в каждое из государств ЕАЭС и импорта из каждого государства ЕАЭС к 2020 г. при сопряжении Экономического пояса Шелкового пути со строительством ЕАЭС также увеличатся на 15 % по сравнению с прогнозируемыми.
Библиографический список
1. Барабин В. Экономическая безопасность государства. М., 2001.
2. БарлыбаевХ.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. М., 2007.
3. ВечкановГ.С. Экономическая безопасность. СПб., 2005.
4. Гордиенко Д.В., Сафонов М.С. Экономическая безопасность России. Теоретический и методологический аспекты. М., 2016.
5. ГордиенкоД.В., КамаевР.А. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях глобализации. Монография. М., 2016.
6. Гордиенко Д.В. Тенденции развития ситуации в Центральной Азии // В книге «Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России» / отв. ред.-сост. Ю.В. Морозов. М., 2016.
7. Дворянков В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. Тюмень, 2007.
8. Дробышевский С.М., Синельникова Е.В., Сорокина А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. М., 2010.
9. Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2.
10. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
11. Кудрин А. Ведущие страны в глобальной экономике // Экономическая политика. 2011. № 5.
12. Кудрин А., Гурвич Е. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12.
13. Кнобель А.Ю., БаеваМ.А., ФиранчукА.С. Участие России в торговых спорах в рамках ВТО: анализ конкурентоспособности. М., 2016.
14. Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса - анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3.
15. Основы экономической безопасности / под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997.
16. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2006.
17. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М., 2010.
18. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России. М., 2010.
19. Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/09/03/ates-site.html (дата обращения: 17.08.2017)
20. Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/06/30/gazprom-dogovorilsia-s-kitaem-o-date-nachala-postavok-po-sile-sibiri.html (дата обращения: 17.08.2017).
21. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http:// www.gks.ru/ (дата обращения: 17.08.2017)
Д.В. Гордиенко
Доктор военных наук, профессор
Действительный член (академик) Академии военных наук,
г. Москва
E-mail: gordienko@ranepa.ru
Ю.Д. Гордиенко
Студент Российского университета дружбы народов, г. Москва
Е-mail: gordienkoj@mail.ru