ECONOMIC SCIENCE
Научная статья УДК 336.741.1
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-271-276 NIION: 2015-0066-1/22-248 MOSURED: 77/27-011-2022-01-447
Александр Геннадьевич Коринной
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Научный руководитель: профессор кафедры экономической безопасности
и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России А. Н. Литвиненко
Аннотация. Развитие мирового рынка криптовалюты является свершившимся фактом, в то время, как механизм регулирования подобного рынка недостаточно отлажен, в результате чего продолжает расширяться практика использования криптовалюты в криминальных целях. Проведен обзор отдельных мер, применяемых надзорными органами исследуемых юрисдикций. Для оценки уязвимости национальных экономик проведен межсекториальный анализ матричным методом. В результате установлено, что наиболее уязвимыми для недобросовестных практик юрисдикциями являются те, в которых оборот криптовалюты не урегулирован, либо отсутствует система, включающая в себя комплекс инструментов и мер по контролю за операторами обмена, а также провайдерами виртуальных кошельков.
Ключевые слова: экономическая безопасность, криптовалюта, оценка рисков, отмывание доходов, меры противодействия, недобросовестные практики, операторы обмена, провайдеры виртуальных кошельков
Для цитирования: Коринной А. Г. Об отдельных элементах механизма регулирования оборота криптовалюты // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 271-276. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-271-276.
Original article
Alexandr G. Korinnoy
Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Research supervisor: Professor of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Economist of Russia A. N. Litvinenko
Abstract. The development of the global cryptocurrency market is almost an accomplished fact, while the mechanism for regulating such market is not well-established enough. As a result, the practice of using cryptocurrency for criminal purposes continues to expand. The review of the certain measures taken by the supervisory authorities has carried out. To assess the vulnerability of national economics, an intersectoral analysis using the matrix method has carried out. As a result, it was found that the most vulnerable jurisdictions for unfair practices are those in which the cryptocurrency in circulation has not regulated or there has no clearly built system that includes a set of tools and measures to control exchange operators, as well as a digital wallet.
Keywords: economic security, cryptocurrency, risk assessment, money laundering, counteraction measures, unfair practices, exchange operators, digital wallet
For citation: Korinnoy A. G. On certain elements of the mechanism for regulating cryptocurrency in circulation. Bulletin of economic security. 2022;(1):271-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-271-276.
© KopHHHoñ A. r., 2022
Об отдельных элементах механизма регулирования оборота криптовалюты
On certain elements of the mechanism for regulating cryptocurrency in circulation
По оценкам ФАТФ, масштабы незаконного использования криптовалюты весьма значительны, что подчеркивает важность регулирования и надзора в области противодействия отмывания преступных доходов, а также применяемые ограничительные меры в этой области. По оценкам экспертов, в 2019 году около 1,1 % всех транзакций с криптовалютой (на сумму около 11 миллиардов долларов США) были незаконными, что больше, чем за предыдущие два года (Chainalysis).
Другой источник, указывает что, что в 2020 году преступно связанные криптовалютные адреса отправили 3,5 миллиарда долларов США (Ciphertrace), а треть всех биткойнов, пересылаемых через границы, поступает операторам обмена - провайдерам, осуществляющими обменные операции между виртуальными и фиатными валютами, а также провайдерам виртуальных кошельков - организациям, предоставляющими услугу защиты криптографических ключей от имени своих клиентов для хранения и передачи виртуальной валюты с фиктивных счетов с явно слабым контролем клиентов.
По мнению аналитиков Банка России, в российском сегменте даркнета преобладает криптонаркотор-говля психотропными веществами и легкими наркотическими средствами на сотни миллиардов рублей. На глобальном рынке теневого интернета по числу пользователей Россия в настоящее время занимает второе место в мире.
В 2020 году оборот торговой даркнет-площадки «Гидра» составил 1,4 млрд долларов, увеличившись в 150 раз по сравнению с 2016 годом (Chainalysis и Flashpoint).
Их распространение также может быть тесно связанно с наличием теневого сектора в экономике России, в частности, в финансовой сфере, и использованием криптовалюты для оплаты криминальных услуг1.
Подобное положение дел позволяет сделать вывод о масштабе и актуальности угрозы незаконного использования криптовалюты и важности эффективного регулирования и надзора с целью противодействия отмыванию доходов.
В связи с этим возникает необходимость в анализе уже проводимых мер по противодействию недобросовестным практикам, которые во многом мешают формированию цивилизованного облика финансового рынка.
Под недобросовестными практиками следует понимать любые умышленные действия на финансовом
1 Родичев М. Л., Семенов М. В., Шахматов А. В. Выявление легализации наркодоходов оперативными подразделениями МВД России : современное состояние и основные проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. N° 4 (84). С. 158-166. DOI 10.35750/2071-8284-2019-4-158-166.
рынке, связанные со злоупотреблениями в сфере информационных технологий, дающими возможность уходить от мониторинга и идентификации источника с целью получения выгоды или совершения преступления, связанного с отмыванием незаконно полученных доходов2.
Методы исследования.
Методологической основой исследования выступают работы экспертов в области криптовалют. В ходе написания статьи применялся анализ законодательной базы исследуемых экономик и специальной литературы посвященной угрозам экономической безопасности, выражающимся в высоком вовлечении криптовалют в теневую экономику и ценообразование цифровых активов. В исследовании были применены общенаучные методы диалектики (наблюдение, анализ, синтез), а также специальные методы аналогии и сравнения.
Область исследования.
Под механизмом регулирования оборота крипто-валюты в данной работе понимается система правовых, экономических и организационных средств и инструментов, определяющих порядок противодействия отмыванию незаконно полученных доходов. С помощью такого механизма обеспечивается результативное воздействие на процессы ликвидации недобросовестных практик на рынке криптовалют и тем самым повышая уровень экономической безопасности.
Основные элементы механизма регулирования оборота криптовалюты представляют собой совокупность его элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность и функционирование. Элементами механизма регулирования оборота криптовалюты являются:
- мировая экономическая система подверженная влиянию недобросовестных практик с использованием криптовалюты;
- участники оборота криптовалюты, физические и юридические лица, финансовые организации, операторы обмена и провайдеры виртуальных кошельков;
- многоуровневая нормативно-правовая основа, регулирования оборота криптовалюты;
- институт ответственности за правонарушения в области оборота криптовалюты;
- организационно-эконмические рычаги по противодействию процессам криминализации в схемах использования криптовалюты;
- международные стандарты противодействия отмыванию преступных доходов с использованием криптовалюты;
2 Концепция противодействия недобросовестным действиям на финансовом рынке. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://cbr.ru/Content/Document/ File/48603 (дата обращения: 09.07.2021).
- внутренний контроля финансовых организаций участвующих в обороте криптовалюты;
- национальные программы противодействия отмыванию преступных доходов.
Рассмотрим более подробно некоторые элементы механизма регулирования оборота криптовалюты. Опираясь на анализ национальных оценок рисков отмывания денег и финансирования терроризма, проводимых национальными органами финансового контроля по единой методологии, утвержденной ФАТФ в целях последующего управления этими рисками, а также прогнозирования проблем и снижения последствий как ожидаемых, так и неожиданных событий. Опираясь на национальное и наднациональное законодательство, регулирующее деятельность провайдеров виртуальных кошельков и операторов обмена в конкретных юрисдикциях, можно сделать вывод, что рост рисков использования криптовалюты для отмывания доходов выражен в первую очередь слабым национальным контролем и неэффективным механизмом регулирования крипто-валюты, что напрямую влияет на совершение и распространение недобросовестных практик на рынке криптовалют.
Для определения наиболее уязвимых для недобросовестных практик финансовых рынков было проведено исследование матричным методом, которое позволило межсекториально проанализировать, в частности, влияние отдельных элементов механизма регулирования в национальных экономиках на мировой рынок криптовалюты в целом. Для исследования были отобраны ведущие экономики мира с учетом как географического разнообразия, так и зрелости каждой системы выстраиваемого механизма надзорных мер в этой области. Результаты проведенного анализа приведены в таблице 1.
Обзор надзорных мер оборота криптовалюты.
Органы исполнительной власти в исследуемых экономиках, регулирующие оборот криптовалюты, как правило, имеют полномочия налагать те же меры по исправлению положения и санкции к операторам обмена, провайдерам виртуальных кошельков и другим финансовым посредникам в ответ на нарушения режима противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Меры по исправлению положения и санкции, доступные властям, обычно включают ряд инструментов, которые могут применяться в зависимости от тяжести проступка. Меры включают в себя письма с предупреждениями, приказы о соблюдении конкретных инструкций, штрафы, приостановление или отзыв лицензии, или регистрации, запрещение физическим лицам работать в сфере финансовых услуг, а также замену или ограничение полномочий менеджеров, директоров и контролирующих владельцев. Этот широкий спектр
мер по исправлению положения и санкций, в принципе, предоставляет властям достаточную гибкость для осуществления своих правоприменительных полномочий сдерживающим и соразмерным образом, как это предписано стандартами ФАТФ.
Однако в целом применение мер по исправлению положения и санкций в случае несоблюдения законодательства о противодействии отмыванию доходов все еще очень ограничено. Отчасти это объясняется тем, что в половине обследованных государств операторы обмена до недавнего времени не имели обязательств в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также принципов биржевого регулирования, работающих с деньгами частных лиц, обязывающими идентифицировать и установить личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию.
В нескольких государствах в отношении крип-товалютной деятельности широко используются запретительные меры, в том числе в невозможности использования криптовалюты в качестве средства оплаты за товар и услугу. Это приводит к росту нарушений, которые были объектом принудительных действий в этих юрисдикциях, включая мошенничество и предоставление услуг без регистрации, уход в офшорные центры. Подобная ситуация сложилась в Китае и России. Национальный регулятор Китая выражает резко негативную позицию в отношении криптовалют, запрещая деятельность операторов обмена и провайдеров виртуальных кошельков, что, по сути, привело к смещению финансовых потоков в Гонконг и другие офшорные зоны. В то же время Китай остаться самым большим в мире сосредоточением нелегального майнинга деятельности по созданию новых структур, обеспечивающей функционирование криптовалютной платформ. В России усилия по противодействию незаконным практикам направлены на устранение угроз, связанных с использованием технологий для совершения основных преступлений, а не на уязвимость к отмыванию доходов. Таким образом обозначено несущественное влияние этих практик и предупреждений о рисках на оценку рисков незаконного использования криптовалюты, однако указанные практики остаются, по сути, весьма популярным способом обналичивания денежных средств.
В целом органы исполнительной власти исследуемых государств признают важность раскрытия и прозрачности мер, предпринимаемых в ответ на нарушения фирмами и частными лицами установленного порядка оборота цифровых финансовых активов, независимо от характера их деятельности. Национальные регуляторы деятельности операций с криптовалютой указали, что среди преимуществ
Таблица 1
Отдельные элементы механизма распространения недобросовестных практик
Страна Оценка рисков ФАТФ Национальный закон регулирующий оборот криптовалюты Провайдеры виртуальных кошельков Операторы обмена криптовалюты Меры по надзору за криптовалютой Меры по надзору за операторами обмена
Россия Отнесена к группе высокого уровня рисков Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте Допускается владение криптовалютой, но не использование в качестве платежного средства Не допускается получение криптовалюты от нерегулируемых операторов обмена Не прописан Не прописан
О ы Отнесена к группе среднего уровня рисков Обязательное наличие национального закона, общая директива ЕС Деятельность разрешена Разрешен обмен после подтверждение личности Контролируется органами финансового надзора Обязательное получение лицензии
Бразилия Отсутствует Отсутствует Свободная деятельность Свободная деятельность Свободный оборот Свободный оборот
США Отсутствует Регулирование криптовалют только в рамках законопроектов против финансовых преступлений и отмывания денег Деятельность разрешена Деятельность разрешена Контролируется комиссией по ценным бумагам США Обязательное лицензирование в том числе в каждом штате, в котором ведется деятельность
Япония Отнесена к группе низкого уровня рисков Регулированием занимается министерство торговли, а не министерство финансов Деятельность разрешена Деятельность разрешена Контролируется Японским Агентством финансовых услуг Регистрация в Агентстве финансовых услуг
Швейцария Отнесена к группе высокого уровня рисков Нет отдельного закона Деятельность разрешена Деятельность разрешена Контролируется органом по надзору за финансовыми рынками Обязательное получение лицензии
Китай Отнесена к группе низкого уровня рисков Народный банк Китая запретил национальным финансовым компаниям проводить все типы операций Деятельность запрещена, физические лица могут использовать на свой страх и риск Запрещена Оборот запрещен, физические лица могут использовать на свой страх и риск Оборот запрещен
Сингапур Отсутствует Национальный закон «О платежных услугах» Деятельность разрешена Деятельность разрешена Контролируется Денежно- кредитным управлением Сингапура Обязательное получение лицензии
Примечание: уровень влияния отдельных мер на рост недобросовестных практик показан цветом:
□ - высокий уровень, □ - средний уровень, □ - низкий уровень
По результатам исследования можно сделать вывод, что:
Оценка рисков ФАТФ Национальный закон, регулирующий оборот криптовалюты Провайдеры виртуальных кошельков Операторы обмена криптовалюты Меры по надзору за криптовалютой и операторами обмена
Все компетентные органы исследуемых экономик включили криптовалюту в свою национальную оценку рисков отмывания денег и финансирования терроризма В глобальном масштабе организационные меры сильно различаются по степени новизны и комплексности подходов, кроме Бразилии, которая до сих пор не имеет закона, регулирующего оборот криптовалюты что может послужить причиной роста отмывания криптовалюты Почти все исследуемые экономики провели определенный процесс легализации криптовалюты Почти все исследуемые экономики провели определенный процесс понимания необходимости создания пула операторов обмена Разнообразие подходов различных стран: - криптолиберализм, когда государство не вмешивается в оборот криптовалюты, иногда ограничиваясь фискальным регулированием; - криптоэтатизм, когда государство контролирует оборот криптовалюты с помощью органов финансового надзора и лицензирует операции с нею
обнародования этих действий следует отметить удерживание фирм от подобного поведения в будущем и содействие лучшему пониманию ожиданий властей в отношении обязательств в области противодействия отмыванию доходов. Более того, в некоторых юрисдикциях публикуются руководства по процессу обеспечения соблюдения мер регулирования оборота криптовалюты, что способствует повышению согласованности и прозрачности применения санкций и мер по исправлению сложившейся ситуации.
Особого внимания заслуживают меры по содействию работе подразделений финансовых спецслужб стран ЕС. Наряду с банками и финансовыми учреждениями, требования директивы 5 AMLD распространяются в том числе и на операторов обмена, а также на провайдеров виртуальных кошельков, которые при необходимости предоставляют им этим подразделениям доступ к информации о ассоциировании виртуальной валюты и личности владельца виртуальной валюты, что в целом дает положительный эффект при расследовании преступлений с криптовалютой, осложненных необходимостью координации совместных действий правоохранительных органов на международном уровне, правда, внутри одного экономического объединения.
Заключение.
Большая часть проделанной работы была сосредоточена на мерах по регистрации и лицензировании новых организаций поставщиков услуг операторов обмена, а надзор ограничивался предоставлением рекомендаций надзорными органами и в некоторых случаях - выявлением нелицензированных поставщиков услуг операторов обмена.
Однако уже введенные меры в некоторых юрис-дикциях дают основания предположить, что повышение безопасности использования криптовалюты путем прекращения вовлечения ее в преступную деятельности, не препятствуя при этом нормальному функционированию финансовой системы, направленно на создание регулируемой мировой криптова-лютой системы.
Библиографический список
1. Батоев В. Б., Семенчук В. В. Использование криптовалюты в преступной деятельности : проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2. С.9-15.
2. Иванцов С. В., Сидоренко Э. Л., Спасенни-ков Б. А., Березкин Ю. М., Суходолов Я. А. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 1. С. 85-93. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1). 85-93.
3. Литвиненко А. Н., Феофилова Т. Ю., Ворот-нев А. С. Финансовая безопасность государства : проблема управления рисками. СПб. : ИВЭСЭП, 2006. 216 с.
4. Очередько В. П. Механизм противодействия легализации теневых доходов в системе обеспечения экономической безопасности государства : монография / В. П. Очередько, А. Н. Литвиненко, В. А. Полевой. СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2005. 176 с.
5. Отчет Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Департамента информационной безопасности Банка России 01.09.2018-31.08.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://old.cbr.ru/Content/ Document/File/84811/GUBZI-4.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
6. Теневая экономика в системе вызовов и угроз экономической безопасности России / под общ. ред. М. П. Гурова, О. В. Фроловой. СПб. : Лема, 2018. 211 с.
7. Тепляшин П. В. Тенденции преступности в Сибирском федеральном округе (глубина анализа 6 лет) // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXIV Международной научно практической конференции (6-7 июня 2019 г.). Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2019. С. 92-94.
8. The 2020 State of Crypto Crime // Сайт Chainalysis. URL://https://go.chainalysis.com/rs/503-FAP-074/images/2020-Crypto-Crime-Report.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
9. Gyptocurrency Crime and Anti-Money Laundering Report // Поставщик аналитических решений «Gphertrace». URL://https://ciphertrace.com/wp-content/uploads/2021/01/CipherTrace-Cryptocurrency-Crime-and-Anti-Money-Laundering-Report-012821.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
Bibliographic list
1. Batoev V. B., Semenchuk V. V. The use of cryptocurrencies in criminal activity : problems of counteraction // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 2. P. 9-15.
2. Ivantsov S. V., Sidorenko E. L., Spasennikov B.A., Berezkin Yu. M., Sukhodolov Ya. A. Crimes related to the use of cryptocurrencies : basic criminological trends // All-Russian Criminological Journal. 2019. Vol. 13. № 1. P. 85-93. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1). 85-93.
3. Litvinenko A. N., Feofilova T. Yu., Vorotnev A. S. Financial security of the state : the problem of risk management. SPb. : IVESEP, 2006. 216 p.
4. Ochered'ko V. P. The mechanism of countering the legalization of shadow income in the system of ensuring the economic security of the state : monograph / V. P. Ochered'ko, A. N. Litvinenko, V. A. Polevoy. SPb. : Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2005. 176 p.
5. Report of the Center for Monitoring and Responding to Computer Attacks in the Credit and Financial Sphere of the Information Security Department of the Bank of Russia 01.09.2018-31.08.2019. [Electronic resource]. Access mode: https://old.cbr.ru/ Content/Document/File/84811/GUBZI-4.pdf (accessed: 20.11.2019).
6. Shadow economy in the system of challenges and threats to Russia's economic security / under the general editorship of M. P. Gurov, O. V. Frolova. SPb. : Lema, 2018. 211 p.
7. Teplyashin P. V. Crime trends in the Siberian Federal District (depth of analysis 6 years) // The activities of law enforcement agencies in modern conditions: Collection of materials of the XXIV International Scientific and Practical Conference (June 6-7, 2019). Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. P. 92-94.
8. The 2020 State of Crypto Crime // Сайт Chainalysis. URL://https://go.chainalysis.com/rs/503-FAP-074/images/2020-Crypto-Crime-Report.pdf (accessed: 21.09.2021).
9. Сryptocurrency Crime and Anti-Money Laundering Report // Provider of analytical solutions «Qphertrace». URL://https://ciphertrace.com/wp-content/ uploads/2021/01/CipherTrace-Cryptocurrency-Crime-and-Anti-Money-Laundering-Report-012821.pdf (accessed: 21.09.2021).
Информация об авторе
А. Г. Коринной - адъюнкт кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России.
Information about the author A. G. Korinnoy - Post graduate student of the Department of Economic Security and Management of SocioEconomic Processes of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 18.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.
The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 18.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.
Информационные технологии в юридической деятельности
Информационные технологии в юридической деятельности.
2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий. Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т. д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».