Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОПЕРАЦИЙ В КРИПТОВАЛЮТЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОПЕРАЦИЙ В КРИПТОВАЛЮТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
514
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТЫ / МОНИТОРИНГ / ОТМЫВАНИЕ НЕЗАКОННО ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФАТФ / «ПРОЗРАЧНЫЙ БЛОКЧЕЙН» / CRYPTOCURRENCIES / MONITORING / LAUNDERING OF ILLEGALLY OBTAINED INCOME / KYC / FATF / «TRANSPARENT BLOCKCHAIN»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дурандина А.П.

Отмывание незаконно полученных доходов является одним из ключевых видов преступлений, связанных с использованием криптовалют. В статье обсуждаются основные особенности государственной системы мониторинга криптовалютных операций. Представлены характеристика и основные возможности коммерческих сервисов расследования операций с криптовалютами на примере сервисов Chainalysis и Bitfury Crystal. Показаны основные источники получения данных об операциях и владельцах криптовалютных кошельков для целей мониторинга со стороны государства. Перечислены наиболее значимые и дискуссионные вопросы разработки и использования системы отслеживания криптовалютных транзакций на государственном уровне. Дана общая характеристика сервиса «Прозрачный блокчейн», разработанного и используемого Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ. Подчеркнуты ключевые особенности анализа операций с криптовалютами государственными структурами некоторых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дурандина А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SYSTEM FOR MONITORING TRANSACTIONS IN CRYPTOCURRENCY

The laundering of illegally obtained income is one of the key types of crimes associated with the use of cryptocurrencies. The article discusses the main features of the state system for monitoring cryptocurrency transactions. The characteristics and main capabilities of commercial services for investigating operations with cryptocurrencies are presented on the example of Chainalysis and Bitfury Crystal services. The main sources of obtaining data on operations and owners of cryptocurrency wallets are shown for monitoring purposes by the state. The most significant and debatable issues of the development and use of a system for tracking cryptocurrency transactions at the state level are listed. A general description of the ";Transparent blockchain" service, developed and used by the Federal Financial Monitoring Service of the Russian Federation, is given. The key features of the analysis of cryptocurrency transactions by government agencies of some countries are highlighted.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОПЕРАЦИЙ В КРИПТОВАЛЮТЕ»

Государственная система мониторинга операций в криптовалюте

Дурандина Анна Павловна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, anna_durandina@mail.ru

Отмывание незаконно полученных доходов является одним из ключевых видов преступлений, связанных с использованием криптовалют. В статье обсуждаются основные особенности государственной системы мониторинга криптовалютных операций. Представлены характеристика и основные возможности коммерческих сервисов расследования операций с криптовалютами на примере сервисов Chainalysis и Bitfury Crystal. Показаны основные источники получения данных об операциях и владельцах криптовалютных кошельков для целей мониторинга со стороны государства. Перечислены наиболее значимые и дискуссионные вопросы разработки и использования системы отслеживания криптовалютных транзакций на государственном уровне. Дана общая характеристика сервиса «Прозрачный блок-чейн», разработанного и используемого Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ. Подчеркнуты ключевые особенности анализа операций с криптовалютами государственными структурами некоторых стран. Ключевые слова: криптовалюты, мониторинг, отмывание незаконно полученных доходов, идентификация, ФАТФ, «прозрачный блокчейн».

см

0

CSI

см

01

О Ш Ш X

<

m о х

X

Вопросы противодействия отмыванию незаконно полученных доходов, финансированию терроризма, торговли людьми являются актуальными и сохраняются в повестке обсуждения как на национальном, так и на международном уровнях. Антиотмывочные системы большинства государств сталкиваются с задачей обеспечения прозрачности операций в криптовалютах для подразделений финансовых разведок и других государственных и ведомственных структур. Именно анонимность криптовалют делает их привлекательными для использования в схемах отмывания незаконно полученных доходов и существенно затрудняет мониторинг денежных потоков, направленный на выявление сомнительных операций. Переводы в криптовалютах осуществляются без посредников (банков, платежных систем), что также выводит данные операции из-под государственной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), в которой коммерческие банки выступают в качестве субъектов первичного финансового мониторинга.

Отслеживание операций в криптовалютах вне связи с владельцами кошельков не представляет принципиальной сложности и основано на открытости самого протокола блокчейн. Для этой цели существуют, например, такие сервисы как Bitcoin Explorer [1], Insight [2], Cryptocurrency Alerting [3] и подобные. С целью усложнения задачи отслеживания криптотранзакций их инициаторы могут воспользоваться «микшерами» - сервисами-посредниками, которые принимают заявки на перевод, смешивают средства разных пользователей и возвращают «очищенные» от ранее отправленных монеты. Другим способом вывода операций из-под контроля является использование протокола CoinJoin [4], идея которого заключается в создании так называемых «многокомпонентных» транзакций, объединяющих переводы нескольких субъектов в одну транзакцию с соответствующим количеством выходов. Использование указанных сервисов не позволяет третьей стороне относительно простым способом получить информацию о транзакциях, но не может полностью гарантировать их анонимность.

Так как вопрос мониторинга самих операций в крип-товалюте является решаемым, задача обеспечения прозрачности транзакций сводится к идентификации владельцев кошельков.

Адрес криптовалютного кошелька представляет собой буквенно-цифровую последовательность, которая не позволяет напрямую идентифицировать владельца. Данная задача решается путем выявления связи «адрес кошелька - имя владельца кошелька» по косвенным признакам. Для анализа сообщений форумов, социальных сетей и других данных, которые можно получить в открытом доступе, используются разные методы, в том числе методы искусственного интеллекта. Сложность идентификации владельца криптовалютного кошелька

зависит от того, как создавался кошелек (с использованием анонимной сети или без), каким образом проводилось зачисление криптовалюты (с регистрацией или без регистрации).

Рассмотрим возможности коммерческих сервисов отслеживания транзакций в криптовалютах и выявления их бенефициаров на примере сервисов Chainalysis и Bitfury Crystal.

Компания Chainalysis Inc. (США) [5] предлагает аналитические инструменты для: выявления паттернов подозрительной активности на основе анализа операций, проходящих по санкционным адресам, транзакций «darknet markets»; реагирования в реальном времени на основе получаемых из системы алертов (предоставляется соответствующий API); ведения истории и аналитической поддержки расследований; обеспечения соответствия антиотмывочному законодательству и требованиям регуляторов. Пример схемы визуализации операций приведен на рисунке 1.

Omea эВт

© © ©

bc1qy39d3~

bclqqw2g... bclqagSd..

Hydra Marketplace

Coin Exchange

ч

BTCM

Рис. 1. Пример визуализации криптотранзакций с использованием сервиса Chainalysis [5]

В качестве источников данных компания Chainalysis использует порядка 2000 сервисов, которые контролируют в совокупности сотни миллионов адресов [5].

Chainalysis предлагает сотрудничество организациям, работающим на крипторынке (например, крипто-биржам) с целью выполнения требований регуляторов; финансовым организациям, заинтересованным в соблюдении антиотмывочного законодательства; государственным структурам (налоговым службам, подразделениям финансовой разведки, правоохранительным структурам).

Еще одним инструментом, созданным для расследования сомнительных транзакций, набор функциональных возможностей которого подобен Chainalysis, является Bitfury Crystal, разработчик - Bitfury Group (Нидерланды) [6]. Сервис позволяет создавать отчеты о крип-токошельках, использовавшихся для переводов средств, полученных незаконным путем, например, для сбора средств от распространения вредоносного программного обеспечения - вируса-вымогателя WannaCry.

Коммерческие сервисы расследования транзакций в криптовалютах получают данные:

- из блокчейна соответствующей криптовалюты (например, биткойна);

- из не относящихся к сети блокчейн источников -форумов, тематических сайтов. Анализ этих данных позволяет связать адрес кошелька с получателем средств.

Более развернутый перечень и общая характеристика коммерческих сервисов расследования операций в криптовалютах представлены в [7].

Требования к государственной системе противодействия отмыванию денежных средств и финансированию

терроризма с помощью криптовалют определяются рекомендациями Financial Action Task Force (on Money Laundering), FATF - международной организации, являющейся методическим центром и разрабатывающей обязательные для стран-участниц стандарты. Стандартные требования к субъектам первичного финансового мониторинга, не связанные непосредственно с криптовалютами, включают в себя требования идентификации, выявления сомнительных операций, передачи информации в подразделение финансовой разведки для проведения дальнейшего расследования.

Антиотмывочная система, работающая для «традиционных» операций, не может напрямую использоваться для мониторинга криптовалютных транзакций из-за отсутствия по криптовалютам централизованных платежных систем и анонимности криптокошельков. В настоящее время наблюдается тенденция усиления ан-тиотмывочных требований в регулировании криптова-лют, выражающаяся в закреплении за участниками криптовалютного рынка обязательств, аналогичных обязательствам банков и других традиционных финансовых посредников (субъектов первичного финансового мониторинга). Усиливаются требования по идентификации, Know Your Customer, KYC и мониторингу криптовалютных операций со стороны субъектов первичного финансового мониторинга. Требование постоянного мониторинга операций с криптовалютами закреплено, например, в законодательстве Сингапура [8], Европейского союза и стран-участниц.

Государственные структуры информацию о подозрительных операциях с криптовалютами могут получать от криптобирж и других участников криптовалютного рынка, обязав данные структуры выполнять требования законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ (мониторинг транзакций в криптовалютах на уровне государства).

Согласно некоторым источникам, например [9, 10], в США существует возможность получения государственными структурами информации о владельцах криптова-лютных кошельков и цифровых транзакциях с помощью специального программного обеспечения, анализирующего интернет-трафик.

Государственные службы также могут пользоваться услугами коммерческих сервисов мониторинга криптовалютных транзакций или разработать аналогичные системы.

В феврале 2021 года Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг) сообщила о разработке совместно с Академией наук специализированного сервиса для мониторинга транзакций в криптовалюте - «прозрачный блокчейн». Среди основных функций системы заявлены следующие:

- выявление цепочки операций, определяющей движение активов;

- выявление посредников, участвующих в отмывании незаконно полученных доходов;

- проведение расследований с использованием инструментария специализированной платформы;

- устранение (или частичное устранение) анонимности операций, выявление участников и конечных бенефициаров преступных схем;

- противодействие финансированию терроризма за счет выявления изображений, в которых указаны платежные реквизиты.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

CS

01

о

Ш

m

X

<

m О X X

На основе анализа функциональных возможностей государственных и коммерческих систем мониторинга транзакций с криптовалютами необходимо отметить основные особенности государственной системы мониторинга криптовалютных транзакций и сложности ее реализации:

- результативность системы мониторинга (имеется в виду массовый мониторинг, направленный на выявление подозрительных операций из общего объема операций по косвенным признакам при отсутствии оперативной информации об операции или кошельке, вовлеченной (ом) в легализацию незаконно полученных доходов) существенно зависит от точности используемых критериев сомнительных операций (разработка системы таких критериев анонсирована со стороны Росфинмонито-ринга). При отсутствии четко определенных критериев сомнительных операций массовый мониторинг не эффективен. Если критерии сформулированы неточно, большое количество ложных срабатываний значительно увеличивает нагрузку на аналитическое подразделение, что приводит к неоправданному увеличению сроков расследований;

- некоторые эксперты подчеркивают сложность доказательства принадлежности криптовалютного кошелька определенному человеку [11];

- система мониторинга не может дать возможность выявления владельцев кошельков и бенефициаров цепочки транзакций для любой действующей в настоящее время криптовалюты, так как существуют криптова-люты, спроектированные таким образом, чтобы затруднить отслеживаемость операций. К ним относится, например, Monero (XMR). Необходимо отметить, что для Monero и подобных криптовалют нет полной анонимности и существуют методы расследования, дающие ограниченную прозрачность при проведении анализа операций;

- требуется синхронизировать правила мониторинга с законодательством о защите персональных данных;

- монеты, ставшие объектом мониторинга и попавшие в поле зрения финансовой разведки или правоохранительных органов, могут сменить владельца и попасть к не нарушившему закон владельцу. Необходимо разработать основания для мониторинга для подобных случаев;

- рекомендуется обеспечить риск-ориентированный подход к созданию системы мониторинга криптова-лютных транзакций, учитывающий инвестиционные затраты на создание системы мониторинга, текущие затраты на ее эксплуатацию и прогнозируемый эффект.

Литература

1. Bitcoin Explorer service. URL: https://blockstream.info/ (access date - 02.22.2021).

2. Insight service. URL: https://bitpay.com/insight/#/ALL/mainnet/home (access date - 02.22.2021).

3. Cryptocurrency Alerting service / URL: https://cryptocurrencyalerting.com/wallet-watch.html (access date - 02.22.2021).

4. CoinJoin service. Electronic currencies exchanger. URL: https://coinjoin.online/ (access date - 02.22.2021).

5. Official website of the Chainalysis company. URL: https://www.chainalysis.com/chainalysis-kyt/ (access date -02.22.2021).

6. Official site of the company-developer of the Crystal system. URL: https://crystalblockchain.com/ (access date -02.22.2021).

7. "Crime and Blockchain": Blockchain analysis and transaction tracking tools in the hands of law enforcement. URL:

https://zen.yandex.ru/media/id/5c88926728941b00b4b27d 1a/prestuplenie-i-blokchein-instrumenty-analiza-blokcheinov-i-otslejivaniia-tranzakcM-v-rukah-pravoohranitel728941b00b4b27d1a? (access date -02.22.2021).

8. Alekseenko A.P. Requirements for a payment service provider under the laws of Singapore // magazine «Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service», No. 3, 2020. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43960618 (access date - 02.22.2021).

9. How governments track cryptocurrencies. Part 1. The Blockchain Journal. URL: https://thebcj.ru/2018/10/07/kak-pravitelstva-otslezhivayut-kriptovalyuty-chast-1/ (access date - 02.22.2021).

10. Bitcoin owners are monitored by the CIA through the Oakstar Monkeyrocket. RUTAB.NET. URL: https://rutab.net/b/soft/2018/03/22/za-vladelcami-bitkoinov-sledit-cru-s-pomoschyu-oakstar-i-monkeyrocket.html (access date - 02.22.2021).

11. Denis Davydov-Gromadin. We are hopelessly late. " In Russia, they offered to track transactions with BTC. URL: https://www. rbc.ru/crypto/news/5f3277279a794733e73affa b (access date - 02.22.2021).

State system for monitoring transactions in cryptocurrency

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22,

K34_

Durandina A.P.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

The laundering of illegally obtained income is one of the key types of crimes associated with the use of cryptocurrencies. The article discusses the main features of the state system for monitoring cryptocurrency transactions. The characteristics and main capabilities of commercial services for investigating operations with cryptocurrencies are presented on the example of Chainalysis and Bitfury Crystal services. The main sources of obtaining data on operations and owners of cryptocurrency wallets are shown for monitoring purposes by the state. The most significant and debatable issues of the development and use of a system for tracking cryptocurrency transactions at the state level are listed. A general description of the "Transparent blockchain" service, developed and used by the Federal Financial Monitoring Service of the Russian Federation, is given. The key features of the analysis of cryptocurrency transactions by government agencies of some countries are highlighted.

Keywords: cryptocurrencies, monitoring, laundering of illegally

obtained income, KYC, FATF, «Transparent blockchain». References

12. Bitcoin Explorer service. URL: https://blockstream.info/ (access date - 02.22.2021).

13. Insight service. URL: https://bitpay.com/insight/#/ALL/mainnet/home (access date -02.22.2021).

14. Cryptocurrency Alerting service / URL: https://cryptocurrencyalerting.com/wallet-watch.html (access date - 02.22.2021).

15. CoinJoin service. Electronic currencies exchanger. URL: https://coinjoin.online/ (access date - 02.22.2021).

16. Official website of the Chainalysis company. URL: https://www.chainalysis.com/chainalysis-kyt/ (access date -02.22.2021).

17. Official site of the company-developer of the Crystal system. URL: https://crystalblockchain.com/ (access date -02.22.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. "Crime and Blockchain": Blockchain analysis and transaction tracking tools in the hands of law enforcement. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c88926728941b00b4b27d1a/p restuplenie-i-blokchein-instrumenty-analiza-blokcheinov-i-otslejivaniia-tranzakcii-v-rukah-

pravoohranitel728941b00b4b27d1a? (access date -02.22.2021).

19. Alekseenko A.P. Requirements for a payment service provider under the laws of Singapore // magazine «Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service», No. 3, 2020. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43960618 (access date -02.22.2021).

20. How governments track cryptocurrencies. Part 1. The Blockchain Journal. URL: https://thebcj.ru/2018/10/07/kak-pravitelstva-otslezhivayut-kriptovalyuty-chast-1/ (access date -02.22.2021).

21. Bitcoin owners are monitored by the CIA through the Oakstar Monkeyrocket. RUTAB.NET. URL: https://rutab.net/b/soft/2018/03/22/za-vladelcami-bitkoinov-sledit-cru-s-pomoschyu-oakstar-i-monkeyrocket.html (access date - 02.22.2021).

22. Denis Davydov-Gromadin. We are hopelessly late. " In Russia, they offered to track transactions with BTC. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f3277279a794733e73affab (access date - 02.22.2021 ).

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.