НАУКА. ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
ПРАВОВАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА КРИПТОВАЛЮТ LEGAL COMPARATIVISTICS OF CRYPTENS
УДК 336.74:346.7
А.Ю. ГОРДЕЕВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ALEKSEY YU. GORDEEV,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Р.А. ЛАЩЕНКО,
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ROMAN A. LASHCHENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в настоящее время правовой статус криптовалюты на территории Российской Федерации на законодательном уровне не определен. Вместе с тем, усиление глобализации, развитие современных компьютерных технологий, появление новых финансовых инструментов в виде цифровых денег и включение их в различные правоотношения, в том числе на основе судебных решений, обусловливают необходимость их обязательной правовой регламентации. Вследствие данного пробела правоохранительные органы государства не могут вести эффективную борьбу с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем, уклонением от уплаты налогов, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, приобретенных с использованием криптовалюты, так как отследить участников данной преступной деятельности, изъять предметы и средства преступления, признать их доказательствами по уголовному делу не представляется возможным, что способствует росту преступлений, совершаемых с использованием цифровых денег.
Ключевые слова: криптовалюта, цифровые деньги, цифровые финансовые активы, биткоин, легализация преступных доходов, майнинг, Росфинмониторинг.
Для цитирования: Гордеев А.Ю., Лащенко Р.А. Правовая компаративистика криптовалют // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 25.
Abstract: at present, the legal status of cryptocurrency in the territory of the Russian Federation is not defined at the legislative level. At the same time, the enhancement of globalization, the development of modern computer technologies, the emergence of new financial instruments in the form of digital money
and their inclusion in various legal relationships, including on the basis of court decisions, necessitate their mandatory legal regulation. Owing to this gap, law enforcement agencies of the state cannot effectively combat money laundering, money laundering, tax evasion, illegal circulation of weapons, narcotic drugs and psychotropic substances acquired using cryptocurrency, as they track down the participants in this criminal activity. , to remove objects and means of crime, to recognize them as evidence in a criminal case is not possible, which contributes to growth s made with the use of digital money.
Keywords: cryptocurrency, digital money, digital financial assets, bitcoin, legalization of criminal income, mining, crime control, Rosfinmonitoring.
For citation: Gordeev A.Yu., Lashchenko R.A. Legal comparativistics of cryptens // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 2. P. 25.
Развитие современного общества немыслимо без внедрения в деятельность человека высокотехнологичных разработок в области информационных технологий, в т.ч. новых финансовых инструментов. На протяжении последних лет особую популярность получила криптова-лютная деятельность, доступная широкому кругу субъектов, не имеющая географических границ и национальных признаков. Простота проведения операций по добыче (майнингу) криптовалюты и её обороту, возможность быстрого обогащения привлекают не только добросовестных игроков, но и представителей криминала, в том числе транснациональные преступные сообщества.
О колоссальной популярности криптовалю-ты свидетельствует рейтинг главных русскоязычных слов 2017 года, составленный центром творческого развития русского языка, где лидерами по цитированию являются такие слова, как биткоин, майнинг, криптовалюта. Наиболее популярные запросы в поисковых системах: «стоимость биткоина в рублях», «ферма для майнинга», «инструкция по добыче биткоина». Запросы курса биткоина (за ноябрь 2017 г. -1,2 млн) стремятся к количеству запросов по курсу доллара (3,1 млн).
Криптовалюта огромными темпами внедряется в мировую финансовую систему, и ассоциативно, говоря биткоин, мы подразумеваем криптовалюту и наоборот. Но в настоящее время это утверждение уже архаично, т.к. количество криптовалют на планете достигло более двух тысяч, и постоянно увеличивается. Биткоин является самой распространенной криптовалю-той, но и у него есть много конкурентов. Учитывая перспективы развития цифровой экономики, на финансовый мировой рынок устремились различные криптовалюты, в т.ч. «альткоины», как следует из названия - альтернатива биткои-нам. Это название всех криптовалют, отличных от биткоина. Они индивидуальны, имеют свои различия, но их связывает применение блок-чейн-технологии (распределенной базы данных
транзакций, состоящей из зашифрованных и защищенных последовательных блоков).
На начало 2018 года рейтинг криптовалют по объёму рынка и капитализации, выглядел следующим образом:
1. Bitcoin - объем капитализации более 180 млрд долларов, курс 11090 долларов за 1 единицу криптовалюты, занимает более трети рынка.
2. Ethereum - капитализация около 86 млрд долларов, курс 887 долларов.
3. Ripple - 39 млрд долларов, курс 1,02 доллара.
4. BitcoinCash - 23 млрд долларов, курс 1370 долларов.
5. Litecoin - капитализация более 12 млрд долларов, курс 222,3 доллара.
Всех участников финансовых рынков и обычных граждан интересует вопрос доверия к криптовалюте, где цена ошибки огромна. Так, например, в ноябре 2017 г. программист из Великобритании с ником devops199, работавший со смарт-контрактами компании Parity, по ошибке удалил библиотеку, обеспечивающую работу сервисов мультиподписных кошельков Parity. В результате случайных действий программиста, который решил поэкспериментировать с публичным интерфейсом, были заблокированы 280 миллионов долларов в электронных кошельках пользователей, без возможности их разблокировки. Известно, что в неприятной ситуации оказался глава Parity - Гэвин Вуд, у которого заморозился Эфир (монета Ethereum) на сумму около 90 миллионов долларов1.
Это и есть основная проблема блокчейн-тех-нологий, если в такой ситуации в обычном банке это можно исправить вручную, то виртуальные криптоконтракты не изменяются и блокируются навсегда.
1 Ошибка программиста заморозила на криптокошельках 280 миллионов долларов. URL: https://hi-news.ru/software/ oshibka-programmista-zamorozila-na-kriptokoshelkax-280-millionov -dollarov.html (дата обращения 18.03.2019).
Государственный контроль кредитно-финансовой системы и валютное регулирование в любой стране включает в себя эмиссию денег и ценных бумаг, обеспечение порядка обращения драгоценных металлов и долговых обязательств, степень защищенности национальной валюты. В криптовалютной деятельности ситуация иная, отсутствие финансового и правового регулирования государством несет для бизнес-сообщества и для обычных граждан дополнительные риски. Бывают ситуации, когда при обмене криптовалюты на товар выясняется, что он был украден, но блок о покупке уже зафиксирован с отсутствием возможности его изменения. Выход только в обратной транзакции, но только на добровольной основе, т.к. государственные органы и суд не имеют правовых инструментов для этого. В распределенной системе нет регулирующих органов, как и возможности обратной разблокировки, но она создана человеком, и возможно имеется «серая зона» для вывода денежных средств и мошеннических действий. Доказать принадлежность криптовалютного кошелька определенному лицу практически невозможно, т.к. главенствующий принцип здесь - анонимность владельца. При утере ключа от кошелька нет возможности его восстановления, так как система является неадминистрируемой. Данный факт затрудняет ведение бизнеса, т.к. при контрактах необходимо предварительное изучение добросовестности партнеров, и здесь доверие необходимо в совокупности с механизмом контроля, в противном случае ведение бизнеса с применением крипто-валютных технологий имеет неоправданно высокий риск. Распределенный реестр гарантирует расчет покупателем за товар, и что деньги перечислены, а вот гарантий поставки товара или возврата средств не имеется.
Количество краж в криптовалюте увеличилось на 400 % в прошлом году, сумма похищенных цифровых денег превысила 1,7 млрд долларов по результатам исследования компании CipherTrace. Аналитики подчеркнули, что известно далеко не о всех случаях, поэтому реальные цифры могут быть значительно выше.
Такой рост объема украденных средств удивил экспертов, так как происходил на фоне падения цен на большинство криптовалют — в январе этого года рыночная капитализация более чем 1,6 тыс. криптовалют составляет 112 млрд долларов, что на 80 % меньше, чем в январе 2018 г.
С криптовалютных бирж и инфраструктурных сервисов в 2018 г. было украдено на 260% больше, чем годом ранее - 266 млн долларов. Большая часть краж с криптовалютных бирж (58 %) приходится на Южную Корею и Японию.
Для кражи криптовалют использовались различные формы мошенничества, программы-вымогатели и прочие хакерские уловки. Второй по значимости угрозой для держателей криптовалют оказались экзит-скамы. В апреле вьетнамская фирма ModernTech провела ICO и привлекла 660 млн долларов при участии около 32 тыс. инвесторов, а затем скрылась. Ещё одним примечательным скамом из Вьетнама является майнинговая ферма SkyMining, основатель которой также закрыл предприятие, прихватив с собой активы клиентов и оборудование на 35 млн долларов.
Согласно исследованию злоумышленники по-прежнему ищут и находят способы для осуществления взломов. Обычно такие атаки направлены на биржи криптовалют или пользователей с крупными суммами на счетах. В Японии хакеры провернули крупнейшее ограбление в истории, украв у пользователей криптобир-жи 530 млн долларов. В октябре последовал ещё один взлом, когда в Осаке было похищено 70 млн долларов.
Согласно CipherTrace стоимость похищенной в 2018 г. криптовалюты превышает показатель 2017 г. в 3,6 раз. Вместе с тем, в IV квартале добычей злоумышленников стала меньшая сумма, чем в III-м, что совпало с очередной волной снижения криптовалютного рынка.
Ранее специалисты компании Chainalysis сообщили, что две группы хакеров похитили криптовалюту на 1 млрд долларов. В отчете говорится, что лишь на эти две группы, условно названные аналитиками «Альфа» и «Бета», приходится около 60 % от общего числа хакерских атак, совершенных за все время существования криптоиндустрии. В результате злонамеренных действий этим группам удалось заполучить около 1 млрд долларов2.
Киберпреступники использовали такие методы, как фишинг, создание эксплойтов, хакерские атаки, схемы Понци и др. Большинство стран со значительным опозданием начали заниматься вопросом правового регулирования и предупреждать потенциальных инвесторов о финансовых рисках криптовалютной деятельности. Основная цель национальных регулирующих органов - упорядочивание обращения и добычи (майнинга) криптовалют с целью воспрепятствования финансированию терроризма, легализации доходов, полученных преступным путем, и соответственно разработка механизмов налогообложения.
27.01.2014 Центральным Банком России впервые была выпущена информация «Об использовании при совершении сделок «виртуальных
2 URL: https://www.vestifinance.ru/articles/113938/ (дата обращения 19.03.2019).
валют», в частности, Биткойн». Регулятор предостерег физических и юридических лиц от использования криптовалют для обмена на товары или денежные средства, указав на отсутствие обеспечения, высокую волантильность, финансовые риски и возможность непреднамеренного вовлечения в преступную деятельность3 .
Аналогичная позиция была подтверждена Росфинмониторингом в письме от 06.02.2014 «Об использовании криптовалют», где указаны такие негативные предпосылки преступной деятельности, как анонимность пользователей и платежей, трансграничность и отсутствие отчетной документации. Как дополнительные риски также указаны отсутствие контролирующего центра и возможности реализации правовых гарантий исполнения сделки и возврата платежа.
Центробанк России осуществляет мониторинг рынка криптовалют и вырабатывает подходы к определению и регулированию криптовалют в Российской Федерации. В своем информационном письме от 04.09.2017 Центробанк России говорит о том, что большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования Российской Федерациии большинства других государств, криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются Банком России.
Криптовалюты выпускаются неограниченным кругом анонимных субъектов. В силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Центробанк считает, что операции с крипто-валютами несут в себе высокие риски как при проведении обменных операций, в том числе из-за резких колебаний обменного курса, так и в случае привлечения финансирования через ICO (InitialCoinOffering — форма привлечения инвестиций граждан в виде выпуска и продажи инвесторам новых криптовалют/токенов). Существуют также технологические риски при выпуске и обращении криптовалют и риски фиксации прав на «виртуальные валюты». Это может привести к финансовым потерям граждан и к невозможности защиты прав потребителей финансовых услуг в случае их нарушения4.
3 Анализ заявления Банка России по существу. URL:https:// bitnovosti.com/2014/02/05/analiz-zayavleniya-banka-rossii/ (дата обращения 20.03.2019).
4 Об использовании частных «виртуальных валют»
(криптовалют): информация Центрального Банка России от 04.09.2017. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/? f¡le=04092017_183512¡f2017-09-04T18_31_05.htm(дата обращения 20.04.2019).
Учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют, Банк России считает преждевременным допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них.
Правовая регламентация криптовалютной деятельности в Российской Федерации уже давно назрела. В настоящее время позиция Центробанка РФ отходит от запретительных мер к регулятивным, и 25 января 2018 года на сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован законопроект «О цифровых финансовых активах», регулирующий процессы майнинга, хранения и обращения криптовалют и токенов и исполнения обязательств по смарт-кон-трактам. В основных положениях закреплены условия и критерии обменных операций с цифровыми финансовыми активами, где операторами могут выступать только юридические лица (брокеры, дилеры и т.д.), правила ведения реестра цифровых транзакций и регулирование процедуры выпуска и обращения токенов. Вводится понятие квалифицированных инвесторов.
22 мая 2018 года Государственной Думой Российской Федерации, вышеуказанный законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» был принят в первом чтении, после чего неоднократно были перенесены сроки последующего рассмотрения законопроекта, и 29 ноября 2018 года в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства было решено возвратить законопроект в Государственную Думу на стадию первого чтения, т.к. некоторые положения законопроекта требовали значительной переработки. Так, например, уже ко второму чтению он лишился большой части формулировок, например, из него пропал термин «майнинг», а вместе с ним потерялось определение «битко-ин» и «криптовалюты» в целом.
Также есть вопросы у депутатов и к законопроекту № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга». Дело в том, что майнинг - довольно сложный процесс, суть которого заключается в том, что вычислительное устройство ищет уникальные решения для блоков сети криптовалюты, за которые полагается вознаграждение. Его размер зависит от ценности той или иной криптовалюты. Добытое вознаграждение майнер (добытчик криптовалюты) может обменять на другие, более дорогие или
востребованные криптовалюты или вывести добытый ресурс в реальные деньги. Этот процесс не так уж и просто официально регламентировать, так как майнер, добывающий криптовалю-ту, не может быть по закону эмитентом.
В ходе проведенного недавно Петербургского юридического форума работу над законопроектами о «цифровых деньгах» прокомментировал премьер-министр России Д.А. Медведев. По его мнению, все отношения, связанные с криптова-лютами, нужно закрепить в гражданском законодательстве, а базовые положения перевести на язык права. Поэтому вместо «криптовалюты» и «токена» законодатели разрабатывают юридически более строгие понятия, такие как «цифровые деньги» и «цифровые права». Такое регулирование в данной сфере обеспечит судебную защиту от злоупотреблений при возникновении споров. Вдобавок это помешает выводить активы в нерегулируемую цифровую среду, что особенно важно при борьбе с легализацией доходов, которые получены преступным путем. А также создаст основу для построения системы налогообложения таких объектов5. Россияне, наконец, смогут торговать монетами на понятном и более предсказуемом рынке, не выводя при этом деньги за границу, а российские майнеры могут получить статус самозанятых. В таком случае они будут отчислять до 5 процентов доходов на налоги.
Благодаря «искусственно» созданному ажиотажу посредством использования СМИ и интернет-ресурсов криптовалюта в 2018-2019 гг. уверенными шагами завоевывает широкий спрос у населения России. Многие, даже не имея особого представления о ней, на фоне сообщений о росте или внезапном падении торопятся вкладывать в нее свои сбережения, ввиду чего нередко становятся жертвами мошенников. «Продвинутые инвесторы» не могут получить не только обещанную криптовалюту, но и обратно вернуть свои денежные средства, перечисленные за процесс майнинга на различных майнинг-фер-мах, которые в последнее время разрослись как «грибы после дождя», располагаются в основном за границей или оформлены в оффшорных юрисдикциях, а большинство из них работает по принципу финансовых пирамид.
Объясняется это прежде всего тем, что при возникновении спорных ситуаций имеются сложности с доказыванием правовой природы криптовалюты, принадлежности прав на нее субъекту, децентрализованностью выпуска электронной валюты, нахождением ответчика в другой стра-
5 Криптовалюты в России. Новая эра. 16 мая 2018. URL:https://2bitcoins.ru/medvedev-rasskazal-o-pereimenovanii-kriptovalyut-v-tsifrovye-dengi/(дата обращения 20.03.2019).
не и т.д. При этом суды не спешат признавать криптовалюту «иным имуществом», непоименованным в гражданском законодательстве РФ, и включать его в конкурсную массу должника6.
Наиболее явно позицию государства и судов можно проследить через споры, касающиеся признания информации о криптовалюте, условиях ее покупки и продажи и т.д., распространяемой путем размещения на определенной странице в сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено7 .
Удовлетворяя такие иски, суды ссылаются на то, что такие сведения представляют собой виртуальное средство платежа и обмена денежных средств (текстовую последовательность, состоящую из букв латинского алфавита и цифр), то есть являются денежными суррогатами. Крипто-валюта не обеспечена реальной стоимостью, не содержит информации о ее держателях (все ее использование анонимно), находится вне правового поля. Ее оборот обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры, обменивающие ее на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах8.
По нашему мнению, такой узкий и категоричный подход судебной системы к обороту крипто-валюты может стать основой для злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц, и она будет использоваться как один из способов вывода денежных средств из-под механизма взыскания. Кроме того, возникает вопрос о возможности реализации решения иностранного суда, касающегося, например, обращения взыскания на криптовалюту, которое в силу норм международного договора РФ должно признаваться и исполняться на территории РФ.
Проблемы правового регулирования криптова-лютной деятельности характерны и для большинства зарубежных государств, т.к. международное правовое поле для регулирования криптовалют-ной деятельности отсутствует, также имеется правовая неопределенность и на уровне нацио-
6 Определение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2018 г. по делу №А40 124668/17 71-160 O.URL: https:// sudact.ru/(дата обращения 05.04.2019).
7 Решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 05.09.2017 г. № 2-8532/17; Решение Красногвардейского районного суда города Санкт Петербурга от 07.08.2017 г. № 2-3141/2017.URL: https://sudact.ru/(дата обращения 05.04.2019).
8 Обзор судебной практики по криптовалюте за 2018 год.
URL: // https://statusadvokata.ru /blog/obzor-sudebnoy-praktiki-po-kriptovalyute-za-2018-god/(дата обращения 02.04.2019).
нальных законодательств. Подходы к правовому регулированию в различных государствах отличаются, но можно условно их разделить на три категории: это страны с режимом наибольшего благоприятствования криптовалютной деятельности, страны с нейтральной позицией, обусловленной отсутствием запретительных мер и санкций за операции с криптовалютой, и государства с политикой ограничения использования цифровых валют или полного их запрета.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что в практике имеются случаи, когда отдельные суды всё-таки, пусть хоть и косвенно, но признают криптовалюту неким имуществом. Например, в Определении Верховного суда Республики Башкортостан от 20.02.2017 г. № 33-3487/2017 суд указал, что электронная валюта «E-DINAR», для приобретения которой истцом были перечислены денежные средства, является не средством платежа за товар, а непосредственно товаром.
Интересным, на наш взгляд, также является дело о банкротстве, находящееся в Арбитражном суде Саратовской области. Одним из участников подана жалоба на бездействие финансового управляющего. Заявитель обосновал жалобу, указав на то, что финансовым управляющим не были совершены действия по истребованию информации о наличии у должника и членов семьи должника криптовалюты Bitcoin и Ethereum, включению в конкурсную массу криптовалюты, в том числе ответчик: не обратился в суд за санкцией суда получить доступ к электронной переписке должника и членов его семьи для выявления электронных кошельков и сделок с криптовалютой; не произвел анализ банковских операций должника, поскольку конвертация криптовалюты в фиатные деньги, как правило, оставляет соответствующие следы. Одновременно заявитель жалобы просит суд обязать финансового управляющего совершить все вышеперечисленные действия9 . В настоящее время дело по существу не рассмотрено. Однако хотелось бы обратить внимание, что удовлетворительное разрешение жалобы будет свидетельствовать о признании судом крипто-валюты иным имуществом, так как фактически финансовый управляющий будет признан виновным в несовершении действий по выявлению одного из видов имущества должника.
Правительство России не бездействует на этом направлении и хочет отслеживать операции с криптовалютой, которые совершают граждане. Росфинмониторингом уже разрабо-
9 Определение Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2018 г. № А57-22584/2015. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 05.04.2019).
тан контракт с Московским институтом проблем безопасности и анализа информации (SPI) на разработку инструмента слежения за операциями с криптовалютой на сумму 195,5 млн рублей. Организация должна была разработать систему до конца 2018 года10. По своему замыслу данная система позволит надзорному ведомству бороться с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями, которые могут совершаться с помощью криптовалюты.
Вероятнее всего, субъектам финансовой деятельности придется сообщать о транзакциях, которые превышают 600 тысяч рублей, в Рос-финмониторинг. За переводами сумм свыше 100 тысяч долларов предполагается установить особый контроль. Операции до 15 тысяч рублей предлагается оставить анонимными. Планируется, что регулирование в первую очередь коснётся именно операторов, а не конечных пользователей.
Контроль за операциями с виртуальными валютами повысит не только уровень безопасности для инвесторов, но и доверие к криптовалютам в целом. Кроме того, это поможет вывести деятельность с криптовалютами в правовое поле. Вместе с тем, по мнению отдельных специалистов в области криптовалюты, в случае попыток давления и контроля со стороны государства криптовалюты станут действительно непроницаемы для контролирующих органов11.
Подводя итог изложенному, можно отметить, что криптовалюта в настоящее время остается ещё не до конца исследованным финансовым инструментом. Большинство экспертов-экономистов сходятся во мнении, что криптовалюта сегодня - это большой «мыльный пузырь», который в любой момент может лопнуть. Стремительная капитализация Биткоина и затем его резкое падение обусловлены спекулятивным спросом и не более того. Налицо имеются все признаки обычной финансовой пирамиды. Многие инвесторы и обычные граждане осознают этот риск, но тем не менее вкладывают свободные денежные средства в криптовалюту, пытаясь на этом подзаработать, ожидая, что со временем она обязательно вырастет в цене и они смогут приумножить свой капитал. Специалисты в области права и экономики понимают, что над эмиссией цифровой валюты нет контроля государства и
10 Тиски сжимаются? В России запустят систему слежения за операциями с криптовалютой. URL:https://cryptomining-blog.ru/tiski-szhimayutsya-v-rossii-zapustyat-sis/(дата обращения 05.04.2019).
11 В России запустят систему слежения за операциями с криптовалютой. URL: https://www.capitalwm.ru/crypto-news/ tiski-szhimayutsya-v-rossii-zapustyat-sistemu-slezheniya-za-operaciyami-s-kriptovalyutoj/(дата обращения 05.04.2019).
международных финансовых институтов. Зато международные преступные сообщества и наркосиндикаты достаточно активно их используют в своей криминальной деятельности и легализации доходов, добытых преступных путем.
Поэтому ввиду своей правовой неопределенности в одних ситуациях криптовалюта позволяет сберечь капитал, несмотря на наличие положительных судебных решений о взыскании денежных средств с должника, в других же ситуациях возможен риск полной утраты сбережений на стадии ее приобретения, хранения и использования.
Помимо этого, руководители нашего государства и законодатели должны понять, что
ежедневно из страны нелегально выводятся значительные объемы денежных средств, конвертированные в криптовалюту. Также неконтролируемые государством денежные потоки могут быть использованы западными спецслужбами и различными террористическими организациями для финансирования деструктивной и террористической деятельности на территории Российской Федерации.
В любом случае, данный финансовый инструмент требует скорейшей обязательной законодательной регламентации и правового регулирования, так как его нелегальное использование наносит значительный вред экономике и безопасности государства.
- Литература -
1. Постановление ГД ФС РФ от 22.05.2018 № 4030-7 ГД «О проекте федерального закона № 419059-7» / Банк данных «Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа -URL:https://duma.consultant.ru/documents/ 3725620 (дата обращения 05.04.2019).
2. Законопроект ГД ФС РФ№373645-7 от 25.01.2018 «О системе распределенного национального майнинга» [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL:https://docviewer.yandex.ru/view/(дата обращения 05.04.2019).
3. Информация Центрального Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=27012014_1825052. htm (дата обращения 05.04.2019).
4. Информация Центрального Банка России от 04.09.2017 «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)» [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL:https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm (дата обращения 20.04.2019).
5. Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 20.02.2017 г. № 33-3487/2017 [Электронный ресурс] (дата обращения 05.04.2019).
6. Определение Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2018 г. № А57-22584/2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 05.04.2019).
7. Определение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2018 г. по делу № А40 124668/17 71-160 Ф [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 05.04.2019).
8. Решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 05.09.2017 г. № 2-8532/17/ [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 05.04.2019).
9. Решение Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 07.08.2017 г. № 2-3141/2017 [Электронный ресурс] / Режим доступа - URL: https://sudact.ru/(дата обращения 05.04.2019).
= References =
1. Postanovlenie GD FS RF ot 22.05.2018 № 4030-7 GD «O proekte federal'nogo zakona № 419059-7» / Bank dannyh «Normativno-pravovye akty Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL:https://duma. consultant.ru/documents/ 3725620 (data obrashcheniya 05.04.2019).
2. Zakonoproekt GD FS RF№373645-7 ot 25.01.2018 «O sisteme raspredelennogo nacional'nogo majninga» [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL:https://docviewer.yandex.ru/view/(data obrashcheniya 05.04.2019).
3. Informaciya Central'nogo Banka Rossii ot 27.01.2014 «Ob ispol'zovanii pri sovershenii sdelok «virtual'nyh valyut», v chastnosti, Bitkojn» [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=27012014_1825052.htm (data obrashcheniya 05.04.2019).
4. Informaciya Central'nogo Banka Rossii ot 04.09.2017 «Ob ispol'zovanii chastnyh «virtual'nyh valyut» (kriptovalyut)» [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL:https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm (data obrashcheniya 20.04.2019).
5. Opredelenie Verhovnogo suda Respubliki Bashkortostan ot 20.02.2017 g. № 33-3487/2017 [Elektronnyj resurs] (data obrashcheniya 05.04.2019).
6. Opredelenie Arbitrazhnogo suda Saratovskoj oblasti ot 17.04.2018 g. № A57-22584/2015. [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL: https://sudact.ru/ (data obrashcheniya 05.04.2019).
7. Opredelenie Arbitrazhnogo suda goroda Moskvy ot 05.03.2018 g. po delu № A40 124668/17 71-160 F [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL: https://sudact.ru/ (data obrashcheniya 05.04.2019).
8. Reshenie Primorskogo rajonnogo suda goroda Sankt-Peterburga ot 05.09.2017 g. № 2-8532/17/ [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL: https://sudact.ru/ (data obrashcheniya 05.04.2019).
9. Reshenie Krasnogvardejskogo rajonnogo suda goroda Sankt-Peterburga ot 07.08.2017 g. № 2-3141/2017 [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa - URL: https://sudact.ru/(data obrashcheniya 05.04.2019).
(статья сдана в редакцию 16.04. 2019)
Проблемы правоохранительной деятельности 2'19 -
31