1.20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТНОЙ ОТРАСЛИ
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Букина Светлана Евгеньевна, финансово-экономический факультет
Место учебы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
svbuckina@yandex.ru
Паламарчук Александра Романовна, финансово-экономический факультет Место учебы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Akki8@mail.ru
Аннотация: проблема влияния технологии блокчейн на мировую экономику и общество, вызвавшая необходимость регулирования обращения криптовалют на государственном уровне, крайне актуальна, стоит на повестке дня правительств разных стран, занимает умы как обычных людей, так и современных ученых: юристов (Д. Тапскотт, Канада), экономистов (Н. Рубини, США), философов (К. Поппер, Великобритания).
Целью данной работы стало проведение анализа международного опыта государственного правового регулирования криптовалют и операций с ними, возможностей его применения при формировании законодательства Российской Федерации в данной сфере, в условиях перехода нашей страны к цифровой экономике.
При проведении исследования был применен диалектический метод научного познания, также были использованы методы наблюдения, анализа, сравнения показателей, проанализированы и обобщены материалы публикаций в специальной литературе и периодических изданиях.
В результате проведенного исследования было выделено три группы стран, различающихся выбранным ими подходом к проблеме регулирования криптовалют: первая группа включает страны, в которых отсутствует правовое регулирование данной сферы; вторая - включает страны, в которых установлен запрет на использование криптовалюты, в третью группу входят страны, в которых официально разрешены операции с криптовалютами. Проанализированы положительные и отрицательные последствия данных подходов. Также рассмотрен и проанализирован российский законопроект «О цифровых финансовых активах», выделены ключевые моменты из опыта японских регуляторов, которые, по мнению авторов, могут быть использованы в практике российского законодательства.
Законопроект, в случае его принятия, придаст криптовалютам легальный статус, что окажет огромное влияние на экономику РФ, поэтому, пока закон обсуждается и редактируется, крайне важно привлечение внимания к нему не только заинтересованных сторон, но широкой общественности. Данная работа рассматривает последние изменения в сфере криптовалютного регулирования, содержит материал, который может быть использован в практике законотворчества, предназначена для студентов экономических и юридических специальностей, предпринимателей, представителей законодательной власти.
Ключевые слова: блокчейн, криптовалюта, биткойн, правовое регулирование, цифровая экономика, цифровые финансовые активы.
LEGAL REGULATION OF THE CRYPTOCURRENCY INDUSTRY IN RUSSIA AND ABROAD
Bukina Svetlana E., the faculty of Finance and Economics
Study place: Financial University under the Government of the Russian Federation
svbuckina@yandex.ru
Palamarchuk Aleksandra R., the faculty of Finance and Economics
Study place: Financial University under the Government of the Russian Federation
Akki8@mail.ru
Annotation: the problem of the impact of blockchain technology on the world economy and society, which caused the need to regulate the circulation of cryptocurrencies at the state level, is extremely relevant, is on the agenda of governments of different countries, occupies the minds of both ordinary people and modern scientists (Doctor of law D. Tapscott, Canada), economists (N. Rubini, USA), philosophers (K. Popper, UK).
The purpose of this work was to analyze the international experience of state legal regulation of cryptocurrencies and operations with them, the possibilities of its application in the formation of the legislation of the Russian Federation in this area, in the transition of our country to the digital economy.
During the research the dialectical method of scientific knowledge was applied, methods of observation, analysis, comparison of indicators were also used, materials of publications in special literature and periodicals were analyzed and generalized.
4s a result of the work, three groups of countries that differ in their chosen approach to the problem of regulation of cryptocurren-cies were identified, in particular, countries that do not have legal regulation, a ban on the use of cryptocurrencies and countries whose regulation is enshrined in law. The positive and negative consequences of these approaches are analyzed. Also considered and analyzed the Russian bill «on digital financial assets », highlighted the key points from the experience of Japanese regulators, which can be used in the practice of Russian legislation.
The bill, if adopted, will give cryptocurrencies a legal status, which will have a huge impact on the economy of the Russian Federation, so while the law is being discussed and edited, it is extremely important to draw attention to it not only stakeholders, but the General public. This work examines the latest changes in the field of cryptocurrency regulation, contains material that can be used in the practice of law-making, designed for students of economic and legal specialties, entrepreneurs, representatives of the legislature. Keywords: blockchain, cryptocurrency, bitcoin, legal regulation, digital economy, digital financial assets.
Развитие и совершенствование информационных технологий оказывают глобальное влияние на мировую экономику. Вызовом времени для правительств многих стран стал стремительный рост криптоиндустрии в 2017 году, когда появилось огромное количество майнеров, блокчейн-проектов, крипто-бирж. Набирает популярность такая форма привлечения инвестиций, как ICO (Initial Coin Offering) - выпуск и продажа инвесторам цифровых токенов за фиатные денежные средства или иные криптовалюты. Необходимость правового регулирования сферы криптоиндустрии стала очевидна всем. Для государства безусловными плюсами регулирования являются получение государством налоговых поступлений, уменьшение возможности финансирования криминальных структур, защита физических и юридических лиц от действий мошенников, создание национальной криптовалюты. Однако решение проблемы правового регулирования криптосферы осложнено наличием высоких рисков, как для национальных валют, так и для потребителей, сложностью прогнозирования, отсутствием аналогичного опыта других стран. Поэтому единой международной позиции по вопросу регулирования криптовалют не существует. Анализ международного законодательства показывает, что на сегодняшний день все страны можно разделить на три группы в соответствии с выбранным ими подходом к решению проблемы: обращение и использование криптовалют не регламентируется и не регулируется, полный запрет на обращение и использование криптовалют, регулирование криптова-лютной сферы на законодательном уровне.
В первой группе стран регулятор временно находится на позиции наблюдателя, использование криптовалют не регулирует, не регламентирует, а лишь информирует граждан о рисках участия в их обороте. Однако такая позиция исключает для государства возможность контроля за операциями, ведет к росту оборота криптовалют, появлению мошеннических схем. В Малайзии1 или Южной Кореи2, пока еще только планируется введение правового регулирования сферы оборота криптовалют, правил поведения ICO. Стоит отметить, что правительства данных стран решили идти по пути ужесточения правовых норм, которые бы регламентировали обращение криптовалют. Основная цель - это противодействие отмыванию доходов, которые могут быть получены преступным путем. Группа раз-
1 Центробанк Малайзии займется регулированием рынка криптовалют. [Электронный ресурс] // https://forklog.com: электр. журнал. 21.09.2017. URL: https://forklog.com/tsentrobank-malajzN-zajmetsya-regulirovaniem-rynka-kriptovalyut/ (дата обращения 30.11.2018)
2 Южная Корея ослабит регулирование криптовалют в соответствии с рекомендациями G20. [Электронный ресурс] // https://forklog.com: электр. журнал. 07.07.2018. URL: https://forklog.com/yuzhnaya-koreya-oslabit-regulirovanie-kriptovalyut-v-sootvetstvii-s-rekomendatsiyami-g20/ (дата обращения 30.11.2018)
работки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) предоставила документ, в котором дано определение виртуальной валюты, ее функции, а также перечислены различия виртуальной валюты от фиатной реальной национальной валюты и от электронных денег. Так, виртуальная валюта функционирует в качестве средства обмена, расчетной денежной единицы и/или средства сбережения. При этом она не эмитируется и не обеспечивается ни одной юрисдикцией страны3.
Представители органов Евросоюза за последнее время сделали несколько заявлений о том, что криптовалюты не должны подлежать официальному регулированию. На сегодняшний день ни один из регуляторов ЕС не принял каких-либо специальных правил или законов о регулировании криптосферы. Евросоюз продолжает наблюдать за ситуацией вокруг цифровых валют, в то же время было предложено несколько директив об обязательной регистрации или лицензировании деятельности криптовалютных бирж и провайдеров крипто-кошельков, о создании центральной базы данных пользователей цифровых валют4, о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма путём использования виртуальных валют5.
Налогообложение цифровой валюты и операций с ней осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств - членов ЕС. Например, в Болгарии цифровая валюта является финансовым инструментом и облагается налогами, а в Австрии это актив нематериального происхождения, и майнинг является операционной деятельностью. Исключением является НДС. В ноябре 2015 года Европейский суд вынес решение, согласно которому биткоин необходимо считать именно валютой (средством платежа), а не товаром, поэтому операции по купле продаже ВКсот за традиционные фиатные деньги НДС не облагаются. На территории же Российской Федерации использование криптовалюты ограничено. Поэтому владельцам биткоинов необходимо конвертировать криптовалюту в безналичные денежные средства и перевести
3 Цит. По: Соколова Э.Д. Фомин В.Н. К вопросу об актуальных проблемах правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации. // Научные труды по финансовому праву. Актуальные проблемы правового режима денег и правовых основ денежной системы. Материалы Шестой международной научно-теоретической конференции «Худяковские чтения по финансовому праву» (Алматы, 11 декабря 2015 г.). Вып. 6 / Под общ. ред. Е.В. Порохова. Алматы: ТОО «Налоговый эксперт», 2016. С. 180-181.
4 Opinion of the European Central Bank CON/2016/49. [Электронный ресурс] // European Central Bank. 12.10.2016. URL: https://ec.europa.eu /info/law/cross-border-cases/judicial-cooperation_en (дата обращения 30.11.2018)
5 Money Laundering with Digital Currencies: Working Group Es- tablished [Электронный ресурс] // Europol. 05.07.2016. URL: http://europa.eu /rapid/press-release_IP-16-2380_en.htm (дата обращения 30.11.2018)
их либо на банковский счет, либо на электронный кошелек. Как показала судебная практика, идентификация владельцев биткоинов происходит в момент обналичивания криптовалю-ты. Также известны случаи, когда суды склонялись к запрету оборота криптовалюты на территории РФ, ссылаясь на статью 27 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Данная позиция аргументировалась тем, что биткоин рассматривался как денежный суррогат6.
Также стоит обратить внимание на заявление президента Европейского Центрального Банка Марио Драги в сентябре 2017 года, что ни одна из стран-участниц ЕС не имеет права вводить собственную валюту7. Это было ответом на планы Эстонии ввести государственную криптовалюту «эсткойн».
Вторая группа стран (Бангладеш, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Исландия, Кыргызстан, Эквадор, Китай и др.) пошла по пути полного запрета на обращение и использование криптовалют. Китай стал первой страной, где использование криптовалюты и ICO было запрещено (с сентября 2017г.)8. Причиной этому стал резкий рост числа проектов ICO, 90% которых были признаны недобросовестными. Были закрыты торговые площадки, ранее лицензированные под покупку и продажу криптовалют. Около 90% организаций возвратили инвесторам их вложенные средства. В феврале 2018 года государство ограничило доступ к иностранным обменным пунктам, чтобы защитить своих жителей от мошенников. За покупку, продажу криптовалюты граждане могут быть привлечены к гражданско-правовой или уголовной ответственности.
В Колумбии9, как и в Китае, криптовалюта не является законным средством платежа. А в Боливии10 и Эквадоре11 цифровые валюты официально запрещены. В некоторых странах введены ограничения на отдельные виды сделок. Например, сделки с биткоином являются незаконными во Вьетнаме, Исландии, Бангладеш и Таиланде12. Таким образом, выбирая путь запрета, эти страны минимизируют риски оттока средств и отмывания денег, защищают национальную валюту от угроз со стороны криптовалют, а потребителей - от мошенников. В то же время, запрет приводит к увеличению теневого оборота
6 Середа А.В. Осуществление расчетов при помощи виртуальных валют в РФ: анализ первого правоприменительного опыта // Современный юрист. 2017. N 2. С. 57 - 64.
7 Detrixhe J. Mario Draghi has dashed Estonia's dream for a state-issued cryptocurrency. [Электронный ресурс] // https://qz.com: информ.-справочный портал. 08.09.2018. URL: https://qz.com/1072740/mario-draghi-of-the-ecb-dashes-estonias-plan-for-an-estcoin-cryptocurrency-backed-by-the-government/ (дата обращения 02.12.2018)
8 Дулинец А. Запрет биткоина в странах мира: список государств, которые отказались от крипты. [Электронный ресурс] // https://howtobuycoin.com: новостной портал. 16.05.2018. URL: https://howtobuycoin.com/bitcoin/zapret-bitcoin/ (дата обращения 01.12.2018)
9 Rizzo_P. Central Bank of Colombia Says 'Bitcoin is Not a Currency. [Электронный ресурс] // https://www.coindesk.com: информ.-справочный портал. 01.04.2014. URL: https://www.coindesk.com/central-bank-colombia-says-bitcoin-currency (дата обращения 02.12.2018)
10 Resolucion De Directorio 044/2014. [Электронный ресурс] // Central Bank of Bolivia. 06. 05.2014. URL: https://www.bcb.gob.bo/webdocs /01_resoluciones/044%202014.PDF (дата обращения 29.11.2018)
11 Ecuador Reveals National Digital Currency Plans Following Bitcoin Ban. [Электронный ресурс] // https://www.ibtimes.co.uk: новостной портал. 01.09.2014. URL: https://www.ccn.com/ecuador-bans-bitcoin-favor-own-national-cryptocurrency/ (дата обращения 28.11.2018)
12 Сорокина Я.С., Торжевский К.А. Биткоин: инновационная валюта
или инструмент финансовых преступлений? [Электронный ресурс] //
https://cyberleninka.ru: научн. электр. библиотека. 07.2017. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bitkoin-innovatsionnaya-valyuta-ili-
instrument-finansovyhprestupleniy (дата обращения 10.05.2018).
средств, выводу операций с криптовалютами в другие юрисдикции, оттоку специалистов и предпринимателей в сфере блокчейн и криптовалют за рубеж.
Страны, отнесенные к третьей группе, осознавая все риски, приняли решение о регулировании криптовалют (Япония, США, Канада, Австралия, Сингапур и т.д.). Несмотря на то, что внутри этой группы стран подходы к регулированию разнятся, можно выделить основные законодательные меры, которые принимаются этими государствами: идентификация пользователей, регистрация обменных площадок и предоставление ими отчетности по операциям, налогообложение участников оборота, защита прав потребителей, ответственность за нарушение установленных требований.
Япония признала биткоин средством платежа в мае 2016 года. Все криптовалютные сделки должны быть зарегистрированы и внесены в реестр Агентства финансовых услуг Японии13. 1 апреля 2017 г. Япония первая в мире предоставила большинству криптовалют статус законного средства плате-жа14. До этого криптовалюта считалась товарно-материальным активом и облагалась НДС (8%). Помимо этого, в силу вступил закон о криптовалютных биржах, регламентирующий процедуру их лицензирования, требования к минимальному капиталу, выплату единовременного взноса в размере 300 тысяч долларов, идентификацию пользователей в соответствии с лимитами на проведение операций. С 2018 года операции с криптовалютами облагаются налогами в размере от 15% до 55% от прибыли. Для сравнения, прибыль бирж на рынке FOREX от торговли акциями облагается налогом в 20%. Взамен пользователи получили полную правовую защиту своей деятельности и активов.
Среди регуляторов США нет единого подхода к регулированию криптовалют (см. табл. 1) (при этом, обращение криптовалюты разрешено в штатах Вашингтон, Нью-Йорк, Южная Каролина, Джорджия, Пенсильвания, НьюМексико, Нью-Гэмпшир, в остальных штатах не регулируется). Согласно данным социологического опроса британской компании YouGov15, проведенного в конце августа 2018, года 79% населения США имеют представление о криптовалюте. На территории страны установлено наибольшее количество биткоин-банкоматов16. Криптовалюта в США регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Например, в штате Вашингтон для ведения бизнеса криптовалют необходима специальная лицензия BitLicense, что приводит к значительному оттоку криптовалют-
13 Cuthbertson A.. Japan to consider regulating cyber currency exchanges after Mt. Gox debacle // The Japan Times. [Электронный ресурс] // https://www.ibtimes.co.uk: новостной портал. 01.09.2014. URL: https://www.ibtimes.co.uk/ecuador-reveals-national-digital-currency-plans-following-bitcoin-ban-1463397 (Дата обращения 25.11.2018)
14 В Японии вступил в силу закон, признающий криптовалюты (виртуальные валюты) законным способом оплаты. [Электронный ресурс] // ForkLog.com: электр. журнал. 01.04.2017. URL: https://forklog.com/v-yaponii-vstupil-v-silu-zakon-priznayushhij-kriptovalyuty-zakonnym-sposobom-oplaty/ (дата обращения 31.11.2018)
15 Ballard J.. The most well-known cryptocurrency among Americans is Bitcoin. [Электронный ресурс] // https://today.yougov.com: инфор-мац.-аналитич. портал. 06.09.2018. URL: https://today.yougov.com /topics/finance/articles-reports/2018/09/06/cryptocurrency-bitcoin-popular-americans (дата обращения 29.11.2018)
16 В мире работают 3508 биткоин-банкоматов, основная масса ATM в США и Европе. [Электронный ресурс]// https://mining-cryptocurrency.ru: информац.-аналитич. портал. URL: https://mining-cryptocurrency.ru /bitcoin-bankomaty/ (дата обращения 29.11.2018)
ных компаний из штата17. Также в данном штате предложили установить специальные тарифы для майнеров, так как их деятельность требует большого количества электроэнергии. По этой же причине в городе Платтсбург объявили 18-месячный мораторий на промышленный майнинг18.
Таблица 1
Позиции регуляторов США по вопросу регулирования криптовалют19.
Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя законодательство США в основном лояльно относится к криптовалю-там, однако не все регулирующие органы приравнивают ее к полноценным платежным средствам, наряду с фиатными деньгами.
Канадское Агентство по финансовой защите потребителей не относит криптовалюты к «законному платежному средству». Тем не менее, в 2014 году Парламентом Канады был принят закон Bill C-31 о цифровых валютах. В 2017 году ведомство CSA (Канадские администраторы ценных бумаг) направило уведомление, в котором говорится о возможности
17 Правовое регулирование операций с криптовалютами в США. [Электронный ресурс] // https://www.eternitylaw.com: новостной раздел сайта компании EL international. 25.10.2017. URL: https://www.eternitylaw.com/blog/2017/10/25/pravovoe-regulirovanie-operatsij-s-kriptovalyutami-v-ssha/ (Дата обращения 02.12.2018)
18 «Биточки» со вкусом печали. Крипторынок потерял 700 миллиардов за год. [Электронный ресурс] // https://ria.ru: РИА Новости. 02.12.2018. URL: https://ria.ru/economy/20181202/1535324280.html (дата обращения 03.12.2018)
19 Составлено авторами.
20 Release № 7231-15. [Электронный ресурс]// https://www.cftc.gov: офиц. сайт американской Комиссии по торговле товарными фьючерсами. 17.09.2015. URL: https://www.cftc.gov/PressRoom/PressReleases/ pr7231-15 (дата обращения 02.12.2018)
21 Application of FinCEN's Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies. [Электронный ресурс] // https://www.fincen.gov: офиц. сайт американской службы по борьбе с финансовыми преступлениями. 18.03.2013. URL: https://www.fincen.gov /sites/default/files/shared/FIN-2013-G001.pdf (дата обращения 02.12.2018)
22 Application of FinCEN's Regulations to Virtual Currency Software Development and Certain Investment Activity. [Электронный ресурс] // https://www.fincen.gov: офиц. сайт американской службы по борьбе с финансовыми преступлениями. 30.01.2014. URL: https://www.fincen.gov /sites/default/files/shared/FIN-2014-R002.pdf
применения закона о ценных бумагах к криптовалютам23. В 2018 году глава Центрального банка Канады С. Полоз заявил, что не согласен с термином «криптовалюта» и технически относит ее к ценным бумагам.
Сингапур, один из крупнейших финансовых центров Юго-Восточной Азии, открыто поддерживает криптовалюты, блокчейн-проекты. Правовое регулирование криптовалют-ной отрасли началось в 2014 году, когда налоговая служба IRAS приравняла криптовалюту к товарам. Данный статус сохранен и сегодня. MAS (денежно-кредитное управление Сингапура) рассматривает токены в качестве товаров. Если токены попадают под критерий ценной бумаги, то они могут быть причислены и к ним. В 2017 году MAS предоставил документ, который содержит правила, по которым определяется принадлежность токенов к ценным бумагам. Также, стоит отметить, в Сингапуре отсутствует налог на прирост капитала и действует территориальный принцип уплаты налогов. Данная система уменьшает размер налоговых обязательств по сравнению с другими странами24.
Криптовалюты в Австралии не считаются финансовым продуктом, поэтому не нуждаются в лицензировании25. Правительство приняло Кодекс поведения для игроков индустрии цифровых валют. Документ регулирует взаимоотношения участников криптовалютного бизнеса на территории страны26. Также правительство внедряет применение технологии блок-чейн во всех сферах государственного управления (наземный транспорт, почта). Главная особенность австралийской налоговой системы - двойное налогообложение на все операции с криптовалютой, налог взимается как при обмене фиатных денег на криптовалюту, так и в процессе оплаты товаров и услуг криптовалютой27. Но если цифровую валюту в Австралии использовать как инвестиции, то налог на прирост капитала платить не нужно. Также стоит отметить, что основное направление политического развития в Австралии - это противодействие финансированию терроризма. Поэтому правительство активно борется с отмыванием доходов, которые получены незаконным путем.
Венесуэла стала первой страной в мире, выпустившая собственную национальную криптовалюту. В 2017 году президент предложил создать Ведомство, которое бы управляло крипто-валютным рынком в стране. Особое внимание было уделено созданию национальной цифровой валюты Petro28, которая
23 CSA Staff Notice 46-307 Cryptocurrency Offerings. [Электронный ресурс]. 24.08.2017. // URL: http://www.osc.gov.on.ca/documents /en/Securities-Category4/csa_20170824_cryptocurrency-offerings.pdf (дата обращения 02.12.2018)
24 Сингапур: азиатская гавань для блокчейн-стартапов. [Электронный ресурс] // https://forklog.com: электр. журнал. 10.04.2018. URL: https://forklog.com/tsentrobank-malajzii-zajmetsya-regulirovaniem-rynka-kriptovalyut/ (дата обращения 30.11.2018)
25 Southurst J. Australian Regulator: Bitcoin is Not a Financial Product. [Электронный ресурс] // https://www.coindesk.com: информ.-справочный портал. 16.12.2014. URL: https://www.coindesk.com/ austral-ian-regulator-bitcoin-financial-product (дата обращения 02.12.2018)
26 Australian Digital Currency Industry Code of Conduct. [Электронный ресурс] // Australian Digital Currency business association. 02.12.2016. URL: http://adca.asn.au (дата обращения 01.12.2018)
27 Tax treatment of crypto-currencies in Australia — specifically bitcoin. [Электронный ресурс] // Australian Taxation Office. 08.11.2018. URL: https://www.ato.gov.au/misc/downloads/pdf/qc42159.pdf (дата обращения 02.12.2018)
28 Ткачёв И., Холявко А., Безвиконная К. Венесуэла решилась на ICO. [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru: информац. агентство
Регулятор Позиция регулятора
Комиссия по ценным бумагам и биржам -The United States Securities and Exchange Commission (SEC) Все криптовалюты разделены на две категории (с июля 2017 г): 1. Ценные бумаги (securities) — активы, которые должны быть подвергнуты официальному регулированию (распространяется только на ICO, где организаторы обещают вкладчикам гарантированную прибыль). Для определения, относится ли криптоак-тив к ценным бумагам используют специальные тесты (Howey, Family Resemblance, Capital Risk) 2. Прочие валюты, не подлежащие дополнительному лицензированию
Комиссия по торговле товарными фью-черсами-Commodity Futures Trading Commission (CFTC). Биткоин приравнен к биржевым товарам (с сентября 2015 г.) 20.
Орган по борьбе с финансовыми преступлениями -Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN) Определены компании, подлежащие регистрации в качестве операторов по переводу денежных средств. (с марта 2013г21). Определены криптовалютные компании, не подлежащие регистрации, в т.ч. указаны фирмы, занимающиеся майнингом криптовалюты и разработкой соответствующего программного обеспечения (с 2014 г.22).
Налоговая служба США - The Internal Revenue Service (IRS) В декабре 2017 года президент Д. Трамп подписал закон, согласно которому все сделки с криптовалютами будут облагаться налогом.
должно стимулировать развитие экономики Венесуэлы. В 2018 году начался первый этап продажи данной валюты. Цена Petro привязана к баррелю нефти, а стоимость обеспечена запасами природных ресурсов страны. Венесуэльское правительство с помощью данной валюты планирует привлечь инвестиции в свою экономику и преодолеть экономический кризис29.
Аргентина - лидер по развитию рынка криптовалюты. В 2014 году Буэнос-Айрес стал первым городом, в котором заработала одна из самых известных во всем мире бирж Bitex.la. В следующем году президент Аргентины поддержал идею внедрения биткоина в стране30. А с 2016 года, например, за услуги сервиса такси Uber можно рассчитаться с помощью биткоина31. Также, в соответствии с законодательством Аргентины, криптовалюта не является национальной валютой. Но в соответствии с законом может рассматриваться как деньги или считаться товаром (вещью)32.
Таким образом, мы видим, что регуляторы стран, которых мы отнесли к третьей группе, получили ряд преимуществ: статистику по использованию криптовалют, возможности мониторинга практик применения, контроля операций, арбитража и установления ответственности, а также идентификацию в целях предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. В то же время им следует опасаться повышения интереса граждан к вложениям в криптовалюты, и, хотя это, с одной стороны, привлечет дополнительные инвестиции, с другой стороны, потенциально увеличит риски потери гражданами средств.
Для Российской Федерации анализ зарубежного опыта в области регулирования криптосферы крайне важен, т.к. сегодня в Российской Федерации криптоиндустрия находится вне правового поля, не имеет официального статуса, и, по сути, нелегальна, что является огромной проблемой, требующей незамедлительного решения.
Поэтому в 2017 году Правительство Российской Федерации разработало и утвердило программу по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике33. В октябре этого же года Президентом Российской Федерации было дано поручение о подготовке законопроекта, регулирующего отношения, возникающие при создании, хранении, выпуске и обращении цифровых финансовых активов (далее - ЦФА) в Российской Федерации34. Нормы закона должны начать действовать уже в 2019 году. Статьи проекта рассматривают предмет регулиро-
https://www.rbc.ru/newspaper/2018/02/21/5a8c4b7c9a79471f63a3b56c (дата обращения 03.12.2018)
29 Венесуэла первой в мире выпустила национальную валюту. [Электронный ресурс] // https://meduza.io: новостной портал. 21.02.2018. URL: venesuela-pervoy-v-mire-vypustila-natsionalnuyu-kriptovalyutu-v-nee-pochti-nikto-ne-verit (дата обращения: 10.05.2018).
30 Singh S., Vega A. Why Latin American economies are turning to bitcoin. [Электронный ресурс] // https://techcrunch.com: новостной портал. 16.03.2016. URL: https://techcrunch.com/2016/03/16/why-latin-american-economies-are-turning-to-bitcoin/ (дата обращения 25.11.2018)
31 Redman J. Xapo Steps in to Help Argentine Citizens Use Uber. [Электронный ресурс] // https://www.bitcoin.com: новостной портал. 09.07.2016. URL: https://news.bitcoin.com/uber-thriving-argentina-bitcoin/ (дата обращения 01.12.2018)
32 Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdiction. [Электронный ресурс] // Library of Congress. 01.2014. URL: https://www.loc.gov/law/help/bitcoin-survey/regulation-of-bitcoin.pdf (дата обращения 30.11.2018)
33 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. 2017. №32. Ст. 5138.
34 Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» 20.03.2018
вания и сферу действия закона, основные понятия криптоэко-номики, правила обращения ЦФА, специфику выпуска токенов. Законопроектом вводятся такие понятия как майнинг, цифровая транзакция, валидатор, цифровая запись, смарт-контракт, цифровой кошелек, реестр цифровых транзакций. Майнинг признается предпринимательской деятельностью, а криптоак-тивы — имуществом. Согласно законопроекту, ЦФА - это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Права собственности на него удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Законопроект, принятый в первом чтении, признавал видами ЦФА криптовалюту и токен. Однако новая версия законопроекта в Государственной Думе была скорректирована, определение криптовалют из него было исключено. Итак, ЦФА признается только токен - актив, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования, он учитывается в реестре цифровых записей. Майнинг в трактовке законопроекта - это выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. Они будут удостоверять права на имущество или на участие в компании. Выпускать токены, подготовив предварительно решение об эмиссии, смогут как российские, так и иностранные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Законопроект разрешит непубличным компаниям удостоверять право участия в капитале посредством ЦФА. Но акционерные общества, выпустившие токены, уже не смогут стать публичными. Будут созданы специальные площадки -криптобиржи для размещения ЦФА. Они будут обязаны иметь лицензию, быть зарегистрированы в специальном реестре Центрального Банка Российской Федерации, вести учет персональных данных клиентов и предоставлять доступ к этим данным по запросу госорганов.
Также законодателями прописан механизм обмена крипто-активами. Регулировать сферу будет Центральный Банк Российской Федерации. ЦФА позволят обменивать на другие токены, иностранную валюту или рубли. Также следует отметить, что в документе не была прописана возможность налогообложения майнинговых ферм (это предприятия, которые генерируют криптовалюту). Кроме того, в реестре цифровых транзакций не закреплено понятие «блокчейн».
Таким образом, данный законопроект, будучи принятым, придаст криптоэкономике легальный статус. Однако ряд вопросов остается не урегулированным. Во-первых, использовать ЦФА для оплаты товаров и услуг не предоставляется возможным, но допускается обменять на другое имущество. Во-вторых, стать эмитентом, выпускающим токены, будет сложно вследствие повышенных требований к документации. Также всем, кто желает инвестировать в российские ICO необходимо будет заключать договоры. В-третьих, описанные в законе валидаторы и реестры в России пока не существуют. Помимо этого, в законопроекте есть несколько пунктов, где не описаны конкретные сведения, а лишь указано на будущее их установление Центральным Банком Российской Федерации. В частности, вырабатываются подходы к определению и регулированию цифровых финансовых активов в Российской Федерации.
Критики законопроекта отмечают, что государство хочет минимизировать риски, связанные с криптовалютами. Именно поэтому законопроект не решает проблему их легализации, что в итоге ставит под вопрос развитие криптобизнеса в Российской Федерации в ближайшие годы. Однако, следует заметить, риски действительно очень высоки: за последний
год капитализация цифровых финансовых активов сократилась в 6 раз.35 Кроме того, глава Российского союза промышленников и предпринимателей раскритиковал законопроект за установку необоснованно жестких правил для ЦФА, что, по его мнению, приведет к уходу участников рынка из юрисдикции Российской Федерации36.
В то же время, у будущего закона есть и плюсы. Он станет базой для регулирования криптовалютного пространства Российской Федерации, упростит привлечение инвестиций в российские стартапы, обеспечит защиту инвесторов от рейдеров, повысит прозрачность рынка. Использование ЦФА, которые привязаны к долям или акциям, упростит их движение, ускорит сделки. Также снизятся затраты на транзакции, что, безусловно, выгодно малому и среднему бизнесу37.
Итак, законодательство Российской Федерации находится в начале пути регулирования криптосферы, делаются осторожные шаги, очевидно стремление максимально минимизировать риски, проводится анализ успешного и негативного опыта других стран в этой сфере, внимательно изучаются принципы работы криптовалют.
Интересно отметить, что в российских законодательных инициативах в сфере крипторегулирования явно прослеживается влияние японской модели. Вполне возможно, что это связано с предложением Уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей использовать опыт Японии для регулирования криптовалют. Действительно, опыт Японии интересен и применим на российской почве в трех ключевых моментах. Во-первых, это регистрация операторов, которые обменивают криптовалюту, вменение им в обязанность проверять данные о клиентах и сообщать о тех, которые вызывают подозрение. Во-вторых, это защита прав продавцов и покупателей криптовалют, разделение управления денежными активами и криптовалютами, обязательное проведение аудита. В-третьих, освобождение от НДС операций по обмену виртуальных валют на деньги, но его начисление при использовании ее как платежного средства. Причем налоговая база для виртуальных валют должна зависеть от рыночной цены актива или услуги.
Итак, анализ опыта правового регулирования криптовалют-ной отрасли в России и зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы. Сегодня в мире насчитывается более 1300 видов криптовалют, которые требуют адаптации налогового законодательства, разработки единых стандартов, идентификации криптовалют для получения дохода. Правовое регулирование криптовалютной отрасли в большинстве стран находится в процессе становления. Страны видят потенциал использования технологии блокчейн в различных секторах социально-экономической деятельности, использования криптова-
35 «Биточки» со вкусом печали. Крипторынок потерял 700 миллиардов за год. [Электронный ресурс] // https://ria.ru: РИА Новости. 02.12.2018. URL: https://ria.ru/economy/20181202/1535324280.html (дата обращения 03.12.2018)
36 Российский союза промышленников и предпринимателей направил Медведеву свой проект по регулированию рынка криптовалюты. [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru: информац. агентство. 22.10.2018. URL: https://www.rbc.ru/business/22/10/2018/5bcde31c9a79473150aac8377fro m=newsfeed (дата обращения: 05.10.2018)
37 Подробнее смотреть: Паламарчук А.Р, Андрианова Ю.В. Проблема государственного регулирования цифровых финансовых активов в РФ // Международный научный журнал Вестник науки, 2018. Вып. №8. С. 3842.
люты для инвестирования в малый и средний бизнес. Национальная криптовалюта, которая может быть введена в обращение, означает формирование новых институциональных условий для функционирования и развития российского финансового рынка. Однако, важно понимать, что криптовалюта не сможет полностью заменить способы осуществления платежей, традиционные средства платежей. При этом, криптова-люта позволит создать новые финансовые инструменты, которые могут быть использованы для стимулирования роста национальной экономики, которая в настоящее время демонстрирует определенные тенденции к дальнейшему росту.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,17%.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. Ст. 1918
2. Проект Федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах» от 20.03.2018 / http://sozd.duma.gov.ru/.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. // Собрание законодательства РФ. 2017. №32. Ст. 5138.
4. Application of FinCEN's Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies. [Электронный ресурс] // https://www.fincen.gov: офиц. сайт американской службы по борьбе с финансовыми преступлениями. 18.03.2013. URL: https://www.fincen.gov/sites/default/files/shared/FIN-2013-G001.pdf (дата обращения 02.12.2018)
5. Application of FinCEN's Regulations to Virtual Currency Software Development and Certain Investment Activity. [Электронный ресурс] // https://www.fincen.gov: офиц. сайт американской службы по борьбе с финансовыми преступлениями. 30.01.2014. URL: https://www.fincen.gov/sites/default/files/shared/FIN-2014-R002.pdf
6. Australian Digital Currency Industry Code of Conduct. [Электронный ресурс] // Australian Digital Currency business association. 02.12.2016. URL: http://adca.asn.au (дата обращения 01.12.2018)
7. Ballard J. The most well-known cryptocurrency among Americans is Bitcoin. [Электронный ресурс] // https://today.yougov.com: информац.-аналитич. портал. 06.09.2018. URL: https://today.yougov.com/topics/finance/articles-reports/2018/09/06/ cryptocurrency-bitcoin-popular-americans (дата обращения 29.11.2018)
8. CSA Staff Notice 46-307 Cryptocurrency Offerings. [Электронный ресурс].
24.08.2017. // URL: http://www.osc.gov.on.ca /documents/en/Securities-Category4/csa_20170824_cryptocurrency-offerings.pdf (дата обращения 02.12.2018)
9. Cuthbertson A. Japan to consider regulating cyber currency exchanges after Mt. Gox debacle // The Japan Times. [Электронный ресурс] // https://www.ibtimes.co.uk: новостной портал. 01.09.2014. URL: https://www.ibtimes.co.uk/ecuador-reveals-national-digital-currency-plans-following-bitcoin-ban-1463397 (Дата обращения 25.11.2018)
10. Detrixhe J. Mario Draghi has dashed Estonia's dream for a state-issued cryptocur-rency. [Электронный ресурс] // https://qz.com: информ.-справочный портал.
08.09.2018. URL: https://qz.com/1072740/mario-draghi-of-the-ecb-dashes-estonias-plan-for-an-estcoin-cryptocurrency-backed-by-the-government/ (дата обращения 02.12.2018)
11. Ecuador Reveals National Digital Currency Plans Following Bitcoin Ban. [Электронный ресурс] // https://www.ibtimes.co.uk: новостной портал. 01.09.2014. URL: https://www.ccn.com/ecuador-bans-bitcoin-favor-own-national-cryptocurrency / (дата обращения 28.11.2018)
12. Money Laundering with Digital Currencies: Working Group Es- tablished [Электронный ресурс] // Europol. 05.07.2016. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-2380_en.htm
13. Opinion of the European Central Bank C0N/2016/49. [Электронный ресурс] // European Central Bank. 12.10.2016. URL: https://ec.europa.eu/info/law/cross-border-cases/judicial-cooperation_en (дата обращения
14. Redman J. Xapo Steps in to Help Argentine Citizens Use Uber. [Электронный ресурс] // https://www.bitcoin.com: новостной портал. 09.07.2016. URL: https://news.bitcoin.com/uber-thriving-argentina-bitcoin/ (дата обращения 01.12.2018)
15. Regulation of Bitcoin in Selected Jurisdiction. [Электронный ресурс] // Library of Congress. 01.2014. URL: https://www.loc.gov/law/help/ bitcoin-survey/regulation-of-bitcoin.pdf (дата обращения 30.11.2018)
16. Release № 7231-15. [Электронный ресурс]// https://www.cftc.gov: офиц. сайт американской Комиссии по торговле товарными фьючерсами. 17.09.2015. URL:
https://www.cftc.gov/PressRoom /PressReleases/pr7231-15 (дата обращения 02.12.2018)
17. Resolucion De Directorio 044/2014. [Электронный ресурс] // Central Bank of Bolivia. 06.05.2014. URL: https://www.bcb.gob.bo /webdocs/ 01_resoluciones/044%202014.PDF (дата обращения 29.11.2018)
18. Rizzo P. Central Bank of Colombia Says 'Bitcoin is Not a Currency. [Электронный ресурс] // https://www.coindesk.com: информ.-справочный портал. 01.04.2014. URL: https://www.coindesk.com /central-bank-colombia-says-bitcoin-currency (дата обращения 02.12.2018)
19. Singh S, Vega A. Why Latin American economies are turning to bitcoin. [Электронный ресурс] // https://techcrunch.com: новостной портал. 16.03.2016. URL: https://techcrunch.com/2016/03/16/why-latin-american-economies-are-turning-to-bitcoin/ (дата обращения 25.11.2018)
20. Southurst J. Australian Regulator: Bitcoin is Not a Financial Product. [Электронный ресурс] // https://www.coindesk.com: информ.-справочный портал. 16.12.2014. URL: https://www.coindesk.com /australian-regulator-bitcoin-financial-product (дата обращения 02.12.2018)
21. Tax treatment of crypto-currencies in Australia — specifically bitcoin. [Электронный ресурс] // Australian Taxation Office. 08.11.2018. URL: https://www.ato.gov.au/misc/downloads/pdf/qc42159.pdf (дата обращения 02.12.2018)
22. «Биточки» со вкусом печали. Крипторынок потерял 700 миллиардов за год. [Электронный ресурс] // https://ria.ru: РИА Новости. 02.12.2018. URL: https://ria.ru/economy/20181202/1535324280.html (дата обращения 03.12.2018)
23. В мире работают 3508 биткоин-банкоматов, основная масса ATM в США и Европе. [Электронный ресурс]// https://mining-cryptocurrency.ru: информац. -аналитич. портал. URL: https://mining-cryptocurrency.ru/bitcoin-bankomaty/ (дата обращения 29.11.2018)
24. В Японии вступил в силу закон, признающий криптовалюты (виртуальные валюты) законным способом оплаты. [Электронный ресурс] // ForkLog.com: электр. журнал. 01.04.2017. URL: https://forklog.com/v-yaponii-vstupil-v-silu-zakon-priznayushhij-kriptovalyuty-zakonnym-sposobom-oplaty/ (дата обращения 31.11.2018)
25. Венесуэла первой в мире выпустила национальную валюту. [Электронный ресурс] // https://meduza.io: новостной портал. 21.02.2018. URL: venesuela-pervoy-v-mire-vypustila-natsionalnuyu-kriptovalyutu-v-nee-pochti-nikto-ne-verit (дата обращения: 10.05.2018).
26. Дулинец А. Запрет биткоина в странах мира: список государств, которые отказались от крипты. [Электронный ресурс] // https://howtobuycoin.com: новостной портал. 16.05.2018. URL: https://howtobuycoin.com/bitcoin/zapret-bitcoin/ (дата обращения 01.12.2018)
27. Паламарчук А.Р., Андрианова Ю.В. Проблема государственного регулирования цифровых финансовых активов в РФ. // Международный научный журнал Вестник науки, 2018. Вып. №8. С. 38-42.
28. Правовое регулирование операций с криптовалютами в США. [Электронный ресурс] // https://www.eternitylaw.com: новостной раздел сайта компании EL international. 25.10.2017. URL: https://www.eternitylaw.com/blog/2017/10/25/pravovoe-regulirovanie-operatsij-s-kriptovalyutami-v-ssha/ (Дата обращения 02.12.2018)
29. Российский союза промышленников и предпринимателей направил Медведеву свой проект по регулированию рынка криптовалюты. [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru: информац. агентство. 22.10.2018. URL: https://www.rbc.ru/business/22/10/2018/5bcde31c9a 79473150aac837?from=newsfeed (дата обращения: 05.10.2018)
30. Середа А.В. Осуществление расчетов при помощи виртуальных валют в РФ: анализ первого правоприменительного опыта // Современный юрист. 2017. N 2. С. 57-64.
31. Сингапур: азиатская гавань для блокчейн-стартапов. [Электронный ресурс] // https://forklog.com: электр. журнал. 10.04.2018. URL: https://forklog.com/tsentrobank-malajzii-zajmetsya-regulirovaniem-rynka-kriptovalyut/ (дата обращения 30.11.2018)
32. Соколова Э.Д., Фомин В.Н. К вопросу об актуальных проблемах правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации. // Научные труды по финансовому праву. Актуальные проблемы правового режима денег и правовых основ денежной системы. Материалы Шестой международной
научно-теоретической конференции «Худяковские чтения по финансовому праву» (Алматы, 11 декабря 2015 г.). Вып. 6 / Под общ. ред. Е.В. Порохова. Алматы: ТОО «Налоговый эксперт», 2016. С. 180-181.
33. Сорокина Я.С., Торжевский К.А. Биткоин: инновационная валюта или инструмент финансовых преступлений? [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru: научн. электр. библиотека. 07.2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bitkoin-innov^atsionnaya-v^alyuta-ili-instrument-finansovyhprestupleniy (дата обращения 10.05.2018).
34. Ткачёв И., Холявко А., Безвиконная К. Венесуэла решилась на ICO. [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru: информац. агентство https://www.rbc.ru/newspaper/2018/02/21/5a8c4b7c9a79471f63a3b56c (дата обращения 03.12.2018)
35. Центробанк Малайзии займется регулированием рынка криптовалют. [Электронный ресурс] // https://forklog.com: электр. журнал. 21.09.2017. URL: https://forklog.com/tsentrobank-malajzii-zajmetsya-regulirovaniem-rynka-kriptovalyut/ (дата обращения 30.11.2018)
36. Южная Корея ослабит регулирование криптовалют в соответствии с рекомендациями G20. [Электронный ресурс] // https://forklog.com: электр. журнал. 07.07.2018. URL: https://forklog.com/yuzhnaya-koreya-oslabit-regulirovanie-kriptovalyut-v-sootvetstvii-s-rekomendatsiyami-g20/ (дата обращения 30.11.2018)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Правовое регулирование криптовалютной отрасли в России и за рубежом» студентов финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Букиной С. Е. и Паламарчук А. Р. Статья Букиной С.Е. и Паламарчук А.Р. посвящена проблеме правового регулирования криптовалюты.
Актуальность данного исследования бесспорна, поскольку общественные отношения, складывающиеся при регулировании криптовалюты в России - новый, мало изученный объект исследования, который требует дальнейшего изучения.
Большой интерес вызывает рассмотренная в статье возможность применения существующего опыта регулирования криптовалюты в зарубежных странах на современном этапе.
Авторами проведена серьезная работа по группировке зарубежных стран в зависимости от подхода к регулированию криптовалют, по выявлению достоинств и недостатков подходов регуляторов этих стран к вопросу регулирования криптова-люты. Обзор и анализ источников, цитируемых в рецензируемой статье, позволил авторам обосновать вывод о возможности применения в российском законодательстве опыта регулятора Японии.
Положительно следует оценить представленный в статье анализ законопроекта «Цифровые финансовые активы», а также оценку авторами позиций его сторонников и оппонентов.
В целом положительно оценивая статью Букиной С.Е. и Паламарчук А.Р., необходимо отметить следующие дискуссионные вопросы. 1 ак, вызывает сомнение употребление в названии статьи понятия «криптовалютная отрасль», утверждение авторов о возможности применения эмиссии национальной криптовалюты (бит-рубль) и допустимости применения криптовалюты в публичных целях, в частности, для финансирования федеральных целевых программ.
Поднятые авторами в статье проблемы могут стать продолжением публичных обсуждений целесообразности введения в России криптовалюты и ее правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается как в информировании и привлечении внимания общественности и заинтересованных сторон к рассматриваемой проблеме, так и в возможности использования представленных материалов непосредственно в процессе обсуждения законопроекта «Цифровые финансовые активы».
Научная статья Букиной С.Е. и Паламарчук А.Р. «Правовое регулирование крип-товалютной отрасли в России и за рубежом» соответствует установленным требованиям, предъявляемым к данному виду научных работ и может быть, по нашему мнению, опубликована в научном издании, включенном в Перечень ВАК.
Кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Савостьянова С.А.