Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТЕОЛОГИЯ" К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТЕОЛОГИЯ" К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ЗДОРОВАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БАРЬЕР / ЛОГИЧЕСКИЙ ТУПИК / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седанкина Татьяна Евгеньевна

Цель. Рассмотреть вопросы адаптации студентов теологического факультета к духовно-ориентированному и научно-исследовательскому пространствам вуза и социализации в них. Процедура и методы. На основе анализа литературы и практического опыта работы в вузе определены социальные и психологические трудности, испытываемые вновь поступившими студентами, и задачи по осуществлению успешной адаптации, стоящие перед педагогическим коллективом. Использование диалектического подхода позволило проанализировать взаимообусловленный процесс приближения теолога-исследователя к постижению теологического знания и одновременного развития его духовной сферы, ведущей к внутренней глубинной трансформации. Результаты. Показано, что на теологическое сообщество ложится большая ответственность, заключающаяся в качественной подготовке теологов-исследователей - носителей особого типа мышления - посредством формирования определённого исследовательского теологического пространства с помощью особых условий, основанных на грамотном сочетании религиозных традиций и обычаев с академической направленностью, способствующих плавному вхождению студента как в учебный процесс, так и в особое пространство исламского мировосприятия, ведущему к духовно-нравственному развитию личности, а также к формированию особой аксиосферы, основанной на Божественных нравственных законах. Теоретическая и/или практическая значимость. Представленное исследование направлено на совершенствование воспитательного пространства университета в контексте ценностного содержания, основанного на нравственно-религиозных идеалах. Рассмотренные в работе факторы, ценностные сферы и условия адаптации студентов к духовно-ориентированной и научно-исследовательской среде, особенности социализации магистрантов в научно-исследовательском пространстве вуза, типы исследовательского поведения могут быть экстраполированы в практику вузов, реализующих направление подготовки «Теология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седанкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ADAPTATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION “THEOLOGY” TO THE CONDITIONS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY AND THEIR SOCIALIZATION IN THE RESEARCH SPACE

Aim. To consider the issues of adaptation and socialization of students of the theological faculty to the spiritually-oriented and research space of the university. Methodology. On the basis of the theoretical analysis of the literature, as well as practical experience of work at the university, the social and psychological difficulties experienced by newly admitted students and the tasks of successful adaptation facing the teaching staff are determined. The use of the dialectical approach made it possible to analyze the interdependent process of the theologian-researcher’s approach to the comprehension of theological knowledge and the simultaneous development of his spiritual sphere, leading to an inner deep transformation. Results. The results of the study showed that the theological community bears great responsibility, which consists in the high-quality training of theologians-researchers - carriers of a special type of thinking through the formation of a certain research theological space, by creating special conditions based on a competent combination of religious traditions and customs with an academic orientation, contributing to smooth entry of the student both into the educational process and into the special space of the Islamic worldview, leading to the spiritual and moral development of the individual, as well as the formation of a special axiosphere based on Divine moral laws. Research implications. The presented research is aimed at improving the educational space of the university in the context of the value content based on moral and religious ideals. The factors considered in the article, value spheres and conditions for students’ adaptation to the spiritually-oriented and research environment, the peculiarities of socialization of graduate students in the research space of the university, types of research behavior, can be extrapolated into the practice of universities that implement the direction of training “Theology”.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТЕОЛОГИЯ" К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК. 37. 017. 93

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-32-43

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕОЛОГИЯ» К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Седанкина Т. Е.

Российский исламский институт

420079, г. Казань, ул. Газовая, д. 19, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Рассмотреть вопросы адаптации студентов теологического факультета к духовно-ориентированному и научно-исследовательскому пространствам вуза и социализации в них. Процедура и методы. На основе анализа литературы и практического опыта работы в вузе определены социальные и психологические трудности, испытываемые вновь поступившими студентами, и задачи по осуществлению успешной адаптации, стоящие перед педагогическим коллективом. Использование диалектического подхода позволило проанализировать взаимообусловленный процесс приближения теолога-исследователя к постижению теологического знания и одновременного развития его духовной сферы, ведущей к внутренней глубинной трансформации. Результаты. Показано, что на теологическое сообщество ложится большая ответственность, заключающаяся в качественной подготовке теологов-исследователей - носителей особого типа мышления - посредством формирования определённого исследовательского теологического пространства с помощью особых условий, основанных на грамотном сочетании религиозных традиций и обычаев с академической направленностью, способствующих плавному вхождению студента как в учебный процесс, так и в особое пространство исламского мировосприятия, ведущему к духовно-нравственному развитию личности, а также к формированию особой аксиосфе-ры, основанной на Божественных нравственных законах.

Теоретическая и/или практическая значимость. Представленное исследование направлено на совершенствование воспитательного пространства университета в контексте ценностного содержания, основанного на нравственно-религиозных идеалах. Рассмотренные в работе факторы, ценностные сферы и условия адаптации студентов к духовно-ориентированной и научно-исследовательской среде, особенности социализации магистрантов в научно-исследовательском пространстве вуза, типы исследовательского поведения могут быть экстраполированы в практику вузов, реализующих направление подготовки «Теология».

Ключевые слова: внутреннее психическое напряжение, здоровая одержимость, интеллектуальный барьер, логический тупик, мотивация, социализация, теология, факторы адаптации, характеристики исследовательского поведения, ценностная сфера адаптации

Благодарности: статья подготовлена при поддержке грантовой программы Института интеграции знаний IKI Academy (Institute of Knowledge Integration).

ISSUES OF ADAPTATION OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION "THEOLOGY" TO THE CONDITIONS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY AND THEIR SOCIALIZATION IN THE RESEARCH SPACE

T. Sedankina

Russian Islamic Instituteul. Gazovaya 19, Kazan 420079, Russian Federation

© CC BY Седанкина Т. Е 2022.

Abstract

Aim. To consider the issues of adaptation and socialization of students of the theological faculty to the spiritually-oriented and research space of the university.

Methodology. On the basis of the theoretical analysis of the literature, as well as practical experience of work at the university, the social and psychological difficulties experienced by newly admitted students and the tasks of successful adaptation facing the teaching staff are determined. The use of the dialectical approach made it possible to analyze the interdependent process of the theologian-researcher's approach to the comprehension of theological knowledge and the simultaneous development of his spiritual sphere, leading to an inner deep transformation.

Results. The results of the study showed that the theological community bears great responsibility, which consists in the high-quality training of theologians-researchers - carriers of a special type of thinking through the formation of a certain research theological space, by creating special conditions based on a competent combination of religious traditions and customs with an academic orientation, contributing to smooth entry of the student both into the educational process and into the special space of the Islamic worldview, leading to the spiritual and moral development of the individual, as well as the formation of a special axiosphere based on Divine moral laws.

Research implications. The presented research is aimed at improving the educational space of the university in the context of the value content based on moral and religious ideals. The factors considered in the article, value spheres and conditions for students' adaptation to the spiritually-oriented and research environment, the peculiarities of socialization of graduate students in the research space of the university, types of research behavior, can be extrapolated into the practice of universities that implement the direction of training "Theology".

Keywords: internal mental stress, healthy obsession, intellectual barrier, logical dead end, motivation, socialization, theology, factors of adaptation, characteristics of exploratory behavior, value sphere of adaptation

Acknowledgments: This research was supported by grant program of the IKI Academy (Institute of Knowledge Integration).

Введение

Поступление студента в высшее учебное заведение сопровождается не только положительными эмоциями, вызванными достижением поставленной цели - первого шага на пути получения высшего образования, но и некоторыми трудностями, как социального, так и психологического характера, среди которых следует отметить:

- отрыв от привычной домашней среды, родных и близких;

- общение с незнакомыми людьми и вызванное в связи с этим формирование определённого типа межличностных связей и отношений;

- усвоение особого уклада жизни, норм, требований и традиций, продиктованных спецификой учебного заведения;

- перестройку системы ценностно-познавательных ориентаций;

- освоение новых способов познавательной деятельности

Теологический вуз, являясь транслятором духовно-нравственных и этнокультурных ценностей, а также религиозного опыта, в случае нацеленности студентов на получение именно теологических знаний способствует успешной адаптации студента в пространстве образовательного учреждения При поступлении на теологический факультет большая часть студентов знакомится с единомышленниками, разделяющими их религиозные убеждения, что является хорошей психологической поддержкой и возможностью практиковать свою религию в тесном кругу единоверцев . В случае же случайного (неосознанного) поступления студенты, не имеющие ранее опыта религиозной социализации, могут испытывать значительные трудности, которые в той или иной степени преодолеваются в ходе адаптации

Несмотря на то, что в магистратуру по направлению «Теология» поступают более взрослые студенты, для которых отрыв от

домашней обстановки, также как и налаживание новых коммуникативных связей, представляется не столь трудным, для них довольно непростой становятся социализация в научно-исследовательском духовно-ориентированном пространстве вуза, формирование особой культуры научного мышления, осознание своей причастности к становлению новой научной теологической отрасли знания

Несомненно, во вновь возникших условиях жизни первокурсник нуждается в поддержке как своих старших коллег, так и всего педагогического коллектива вуза, перед которым ставится ряд последовательных и в то же время взаимодополняющих задач:

- помощь в адаптации студентов направления подготовки «Теология» к условиям обучения в вузе в общем и к научно-исследовательской среде в частности;

- способствование социализации студента-теолога в научно-исследовательское пространство вуза

Для наглядности представим часть схемы теоцентрической модели воспитания, касающейся вышеперечисленных задач, которая послужит планом дальнейшего повествования (рис . 1) .

В начале рассматриваются вопросы адаптации студентов к условиям обучения в вузе и его духовно-ориентированной среде, для чего приводятся общие факторы успешной адаптации к учебной деятельности (мотива-ционный, когнитивный, коммуникативный и эмоционально-волевой), анализируются сферы адаптации к духовно-ориентированной среде вуза в соответствии со спецификой получения теологического образования (нервно-психическая, личностная и социально-психологическая сферы) Далее отдельное внимание уделено внешним и внутренним условиям успешной адаптации обучающихся по направлению «Теология» к научно-исследовательской среде вуза

В ходе анализа социализации студента-теолога в научно-исследовательскую сферу деятельности приводится совокупность характеристик и сфер исследовательского поведения (когнитивная, эмоционально-суггестивная и ценностная сферы), а также

сопровождающие процесс трансформации и становления личности теолога (когнитивные барьеры и логические тупики, духовное напряжение и психологические барьеры, личные ограничивающие убеждения и религиозные рамки) . Описываются возможные варианты выхода из психологического кризиса (не выдерживание, стремление к самоопределению и внутренний рывок, собственно преодоление и трансформация личности) В наилучшем варианте у студента появляется внутренняя потребность приближения к постижению предельных смыслов, в поиске которых у него развиваются духовные качества, трансформируются мировоззренческие установки, преобразуется система ценностей, формируется особый тип мышления

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе и его духовно-ориентированной среде

Адаптация - процесс взаимодействия личности студента и образовательной среды вуза, в котором личность выступает как «активный субъект адаптации, ответственный за успешность выбора стратегий и исход процесса» [3, с. 281]. На успешность адаптации к учебной деятельности в вузе влияют мотивационный, когнитивный, коммуникативный и эмоционально-волевой факторы [5, с. 906-913]:

- мотивационный, заключающийся в наличии внутренних мотивов к обучению в вузе (веление сердца), а также в убеждённости в правильности выбора профессионального пути (ощущение призвания);

- когнитивный, включающий в себя знание особенностей обучения на теологическом факультете, информированность о требованиях, предъявляемых к студентам, знание норм и правил поведения в соответствии с исламской традицией, наличие некоторого уровня религиозных знаний, а также определённого уровня владения арабским языком;

- коммуникативный, предполагающий наличие коммуникативных умений, оптимальный уровень удовлетворённости общением со сверстниками и преподавателями;

V3V

2022/№ 1

Студент-первокурсник

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе и его духовно-ориентированной среде

Факторы адаптации

мотивационный | когнитивный | коммуникативный | эмоционально-волевой

Ценностные сферы адаптации

духовно-психологическая личностная социально-психологическая

Адаптация студентов к научно-исследовательской среде вуза

Условия

внешние: господдержка условия межвузовского сотрудничества внутривузовские

Социализация студента-теолога в научно-исследовательскую сферу деятельности

Совокупность характеристик и сфер исследовательского поведения

когнитивная эмоционально- суггестив ная ценностная

Сопровождающие процесс трансформации и становления личности теолога

когнитивные барьеры

логические тупики

духовное напряжение

психологические барьеры

личные ограничивающие убеждения

религиозные рамки

Варианты выхода из психологического кризиса

| не выдерживание стремление к самоопределению собственно преодоление

внутренний рывок трансформация личности

приближение к постижению предельных смыслов

развитие духовных качеств

трансформация мировоззренческих установок

преобразование системы ценностей

формирование особого типа мышления

Рис. 1 / Fig. 1. Фрагмент схемы теоцентрической модели воспитания, включающий элементы адаптации и социализации, а также сопровождающие их трансформационные процессы становления личности теолога / A fragment of the scheme of the theocentric model of education, including elements of adaptation and socialization, as well as the transformational processes of the formation of the theologian's personality that accompany them

Источник: составлено автором .

- эмоционально-волевой, включающий в себя наличие адекватной самооценки, низкого уровня личностной тревожности

В соответствии с вышеназванными факторами успешной адаптации перед коллективом вуза встают задачи по повышению мотивации вновь поступивших студентов, заключающейся в разъяснении особой важности и пользы получения религиозных знаний для мусульманина, с приведением

доказательств тому из Корана и хадисов . Особое внимание следует уделять воспитанию уважительного отношения как к теологии, науке, так и к теологу - носителю теологических знаний. Для этого следует неоднократно подчёркивать, что обучение по направлению «Теология» является не только большой честью, но и ответственностью перед носителем теологических знаний, особых, обогащающих не только

разум, но и душу, которые могут привести как к довольству Всевышнего, так и к обратному процессу в случае неверного понимания, безответственного отношения и искажённой передачи его другим . С первых дней поступления в вуз также важно вести разъяснительные беседы о нормах и правилах поведения студента в соответствии с исламской традицией, заключающихся как в особых внутренних ценностных установках, так и во внешних проявлениях: пожелании мира и милости Аллаха при каждой встрече; начале каждого дела с именем Всевышнего; обязательной пятикратной молитве; ношении одежд в соответствии с исламской традицией и др Другим важным аспектом эмоционально-волевого фактора адаптации является воспитание у вновь поступивших студентов восприимчивости к знаниям, не касающимся ислама Вновь поступающим студентам-теологам, в большинстве случаев являющимся людьми глубоко религиозными, необходимо прививать осознание необходимости приобретения знаний как светских наук, так и основ других религий - знаний, которые направлены не на «расшатывание веры», как некоторым студентам может показаться, а способствующих расширению интеллектуальной и мировоззренческой сферы, а также формированию теологического мировоззрения, предполагающего уважительное отношение к носителям иных мировоззренческих установок «Взаимная бенефициарность» [1, с. 9] (владение, собственность), заключающаяся в интеграции светского и религиозного знания, способствует обогащению, а не вытеснению одного другим, гармоничное же их соотнесение, заключающееся в «диалектическом единстве светского и теологического образования» [1, с . 11], развивает как светскую научную мысль, обогащая её теологическим содержанием, так и мысль теологическую, наполняя её научным содержанием

Особая среда вуза, транслирующая как исламские религиозные традиции и обычаи, так и академическую направленность, а также важность ведения межрелигиозного диалога в сочетании с эмоциональ-

но-психологической поддержкой всего коллектива способствуют скорейшей адаптации студента к условиям обучения в вузе, а также формированию аксиосферы личности студента-теолога

В соответствии с ценностными ориента-циями студентов Е . И . Огаревой [4, с . 161166] приводятся дополнительные факторы успешного вхождения в новую среду вуза, адаптированные нами в соответствии со спецификой получения теологического образования

Нервно-психическая сфера адаптации заключается в ощущении стабильности в получении образования и его непрерывности, столь важной для мусульманина, что неоднократно подчёркивается в исламской традиции. Читаем в Коране «Скажи: "Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?"» (39:9). Немало хадисов посвящено разъяснению важности приобретения знания для мусульманина Вот некоторые из них: «Ищите знания от колыбели до могилы»; «Поиск знания - это обязанность каждого мусульманина и мусульманки» (от Ибн Маджах)1. Помимо ощущения стабильности и непрерывности получения знаний, студенты ощущают психологическую готовность к формированию особого образа мыслей и действий (на основе Корана и Сунны), способствующих сохранению физического и духовного здоровья (в соответствии с устоями ислама)

Личная сфера адаптации заключается в получении морально-психологического удовлетворения от процесса обучения, возникающего в связи с появившейся возможностью следовать ценностным установкам ислама, согласно которым искателю знаний ангелы облегчают путь Читаем в хадисах:

1 Важность и ценность знаний [Электронный ресурс]. URL: https://islamdag.ru/verouchenie/23412 (дата обращения: 14.01.2021) . Приведём дополнительно хадисы пророка: «Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др .). «Знания - это душа Ислама и опора религии» . (Абу Шайх) . «Знание - свет, ниспосылаемый Богом в сердца тех, кого Он желает им одарить» «Каждый мусульманин должен стремиться к знанию» . «Ищите знания, даже если за ними придётся отправиться в Китай»

«...Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и др. ); «Добро пожаловать, искатель знаний», - с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (имам Ахмад, Табрани, Хаким, Ибн Маджих и др. ). В процессе знакомства с подобными хадисами у студента возникает особое, мотивированное религиозными установками, стремление к достижениям в учебной деятельности, к саморазвитию и одновременное осознание ответственности как за точность усвоения и передачи знаний, так и за процесс собственного духовного совершенствования, открытость к внутренней трансформации

Социально-психологическая сфера адаптации заключается в следовании традиционным нормам и ценностям религии, оберегающим от безнравственного поведения, в открытости к знаниям о других религиях и готовности к взаимодействию с их представителями на основе твёрдых знаний своей религии и уважения к людям писания1; в осознании смысла многообразия творения Всевышнего . В Священной книге мусульман подчёркивается: «О люди!Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хаввы - и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом» (49:13). Читаем также в Коране «Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы всех людей в земной жизни одной религии...». (42:8); «Если бы Аллах пожелал, Он бы сделал вас одним народом: одного цвета и одной веры без различия и сотворил бы вас по-другому, как сотворил ангелов, не имеющих права выбора» (16:93) .

Вышеприведённые факторы адаптации к условиям обучения в вузе способствуют плав-

1 Отношение мусульман к иным конфессиям, межрелигиозный диалог [Электронный ресурс]. URL: https://www . yarregion . ru/depts/anticom/DocLib1/ 0тношение%20мусульман%20к%20иным%20кон-фессиям . pdf (дата обращения: 03.01.2021).

ному вхождению студента как в учебный процесс, так и в особое пространство исламского мировосприятия, способствующего духовно-нравственному развитию личности, а также формированию особой аксиосферы, основанной на Божественных нравственных законах Чем эффективнее пройдёт адаптация студентов к новым условиям, тем легче будет осуществляться процесс социализации, заключающийся в усвоении ценностных норм и духовных традиций вуза, тем будет выше психологический комфорт, от которого напрямую зависит учебная мотивация, заключающаяся в направленности на эффективное осуществление учебной деятельности

Адаптация обучающихся по

направлению «Теология» к научно-исследовательской среде вуза

Помимо адаптации к новым условиям обучения в вузе, для студентов уровня подготовки магистратуры важными являются адаптация к научно-исследовательской среде учебного заведения и морально-психологическая подготовка к собственной самостоятельной научно-исследовательской деятельности В данном контексте можно выделить ряд условий

Внешние условия (поддержка направления «Теология» государством):

- развитие системы теологического образования, признание на государственном уровне теологии в качестве науки;

- формирование на уровне государства модели компетентного современного теолога-исследователя;

- государственная поддержка исследовательских теологических проектов

Условиямежвузовского сотрудничества:

- наличие соглашений о сотрудничестве в сфере науки и образовании с вузами, реализующими подготовку по направлению «Теология»;

- членство в Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) и наличие соглашения между НОТА и Советом по исламскому образованию2;

2 Совет по исламскому образованию заключил соглашение о совместной работе с НОТА [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazanriu.ru/news/1798 (дата обращения: 03 01 2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в стратегических межвузовских и межрелигиозных проектах в области теологических исследований

Внутривузовские условия:

- формирование особой научно-исследовательской среды в вузе, направленной на развитие исследовательского творческого потенциала студентов-теологов;

- формирование локального научно-исследовательского пространства вуза посредством наличия интеллектуальных площадок, научных лабораторий;

- реализация особых способов социального научения и культуры научного руководства, вовлекающих будущего исследователя-теолога в культуру работы с научной информацией;

- создание условий для осознания студентом-теологом личной сопричастности к развитию теологической науки в России .

В настоящий момент в российском образовательном пространстве ярко представлена реализация внешних условий, дающих студентам уверенность как в своей дальнейшем профессиональной востребованности, так и в важности современных теологических исследований Что касается положения межвузовского сотрудничества, то как перед профессорско-преподавательским составом, так и перед студенческим коллективом руководству вуза следует активно транслировать заключение соглашений с ведущими теологическими организациями, а также с вузами, реализующими направление подготовки «Теология», указывающими на место вуза в общей системе теологического образования страны Реализация внутривузовских условий напрямую зависит от профессорско-преподавательского состава уровня магистратуры, от квалификации педагогов, их непосредственной вовлечённости в научную деятельность, которая оценивается количеством, качеством и актуальностью научных публикаций, а также от увлечённости преподаваемым предметом и способности привития интереса к научной деятельности Общение студентов с педагогами, ведущими активную научно-исследовательскую деятельность, представ-

ляющими в процессе обучения свои новые научные наработки, транслирующими свой личный опыт участия в научных мероприятиях, даёт студентам ощущение сопричастности «живой науке», стимулируя к самостоятельной научно-исследовательской деятельности . Таким образом, параллельно с процессом адаптации начинается процесс социализации студентов уровня магистратуры к собственной исследовательской деятельности

Социализация студента-теолога в научно-исследовательскую сферу деятельности

А . О . Карпов, занимающийся изучением вопросов социализации и исследовательского поведения научного типа, предлагает ряд определений, необходимых для понимания данного процесса

«Социализация научно-исследовательского типа - специфический процесс внутреннего стремления к исследовательскому, поисковому типу мышления, приводящий к непосредственному вхождению в научно-исследовательскую сферу деятельности» [2, с 30] Несомненно, чаще всего в магистратуру поступают студенты когнитивного типа направленности личности, обладающие особым поисковым стилем мышления

«Когнитивный тип личности - личность, характеризующаяся как носитель мышления поискового познавательного характера, когнитивной основой которого является исследование ситуации, прогноз возможных вариантов и предвидение последствий, выбор и оценка индивидуальных стратегий, аналитический контроль действий» [2, с 28] А О Карпов отмечает, что механизмом первичной социализации является «научно-познавательный импринтинг» [2, с . 29], характеризующийся промежуточным поведением, располагающимся между интуицией и «чистым» научением (подражанием, научением в пассивной форме) На первых этапах роль импринтера необходимо брать на себя научному руководителю, осуществляющему

функцию социального научения особого, научного типа

Рассмотрим совокупность характеристик и сфер исследовательского поведения, ведущих к эффективным результатам в научной деятельности, которые желательно приобрести студенту в процессе социализации к исследовательской деятельности Следует отметить, что представленные сферы исследовательского поведения важны представителю любого уровня научности, начиная от студента, заканчивая академиком, т к , на наш взгляд, сферы, описанные А О Карповым, являются показателем эффективности любого научного труда

Когнитивная сфера исследовательского поведения заключается в опоре на научную (теологическую) методологию мышления, критический рационализм (разум веры), логику (в том числе и логику противоречий) [4, с . 30].

Эмотивно-суггестивная сфера проявляется в настойчивости в познании, в «здоровой одержимости» за пределами учебной предметности» [2, с 30]; в исследовательском интересе, движимым глубокими личностными смыслами, в устойчивости к условиям когнитивной неопределённости, к внутреннему психическому напряжению, в способности прогнозировать возможные проблемы и быть готовым к их осознанию

Ценностная сфера включает в себя служение истине, когнитивной надёжности, верифицированности, инициативному творческому поиску нового Согласно мусульманскому мировоззрению, одной из отличительной черт личности мусульманина является стремление к постоянному приумножению знаний: «Мусульманин обязан подчиняться постоянному стремлению разума к науке и не отказываться от этого, пока в его жилах кровь струится»1.

Считаем, что наличие представленных характеристик и сфер исследовательского поведения хотя бы у незначительной части

1 Аль-Хашими М . Личность мусульманина / пер . с

араб . М . : Умма, 2006. С. 39 .

педагогов, являющихся научными руководителями исследовательских работ, выступает «факелом», способным воспламенить сердца будущих исследователей-теологов .

Следует также отметить, что в процессе социализации студентов направления «Теология» к исследовательской деятельности (социализация может растянуться на годы) наблюдается двуединый взаимообусловленный процесс С одной стороны, исследователь приближается к постижению истины (в нашем случае к осмыслению теологического знания) С другой стороны, в ходе этого осмысления происходит развитие духовной составляющей личности исследователя, его внутренняя трансформация «Исследование и обучение науке служит формированию духовной жизни, понимаемой как открытие истины» [8, с . 64], - пишет К Ясперс, подчёркивающий, что «поиск истины носит радикальный характер, сопровождающийся духовным напряжением, иногда достигающим сильнейшего накала» [8, с . 85], что является непременным условием осуществления подлинно исследовательской деятельности

Интеллектуальные размышления исследователя зачастую приводят его к логическому тупику (вспомним, что по А. О . Карпову одной из характеристик исследовательского поведения является допущение элементов парадоксальной логики), приводящему к внутреннему психическому напряжению, что является крайне важным, а порой и необходимым условием дальнейшего движения мысли теолога, т к именно этот накал даёт возможность преодолеть барьер, разделяющий знание наличествующее и искомое Следует отметить, что преодоление этого барьера усложняется опасением теолога выйти за рамки как собственных ограничивающих убеждений, так и устоявшихся религиозных парадигм В данном контексте слова К Ясперса приобретают особые смыслы: «Безусловное исследование истины во всех её смыслах есть рискованное предприятие познания, в котором необходимо духовно выстоять» [8, с. 37].

vV

Как нам видится, из этого «рискованного предприятия познания» имеется несколько выходов, каждый из которых является элементом социализации в одну из групп научно-исследовательского сообщества.

Первый - это не выдерживание духовного напряжения ввиду возможно недостаточной мотивированности к постижению искомого В результате происходит либо оставление науки раз и навсегда, либо формальное написание исследовательской работы, соответствующей всем требованиям, касающимся структуры, всех её обязательных элементов и даже научного стиля (к сожалению, следует констатировать, что в научном пространстве немало таких «формальных статей», «формальных диссертаций») Данной группой исследователей чаще всего движут прагматические мотивы: получение диплома, сертификата, звания и т п

Второй - это огромное желание преодолеть возникший когнитивный барьер, проявляющееся в некоторых элементах «здоровой одержимости за пределами учебной предметности» (по А О Карпову), однако в силу устоявшейся рациональности мышления, а также опасения выхода из зоны комфорта и возможного переступания через границы дозволенного в рамках религии, исследователь стремится отыскать приемлемые для себя доводы, позволяющие отложить осуществление внутреннего рывка Можно перечислить массу подобных доводов, начиная от «когнитивной скромности», к которой в начале своей научной деятельности прибегал К Г. Юнг, либо опасения быть непонятым и отвергнутым научным сообществом, о чём в конце своей жизни сожалел А. Эйштейн, называя это «самой большой ошибкой в своей карьере»1 В результате отыскания доводов события могут развиваться в нескольких вариантах: либо исследователь прекращает свою работу (на время или навсегда), либо принимает решение продолжить свой труд, но уже осознавая то, с трудностями какого характера придётся столкнуться на пути Работы, выходящие из-под

1 Харун Яхья . Коран указывает путь науке . М . : Ансар, 2002. С. 12 .

пера такого типа исследователей, содержат реальные попытки приближения к сути искомого вопроса Само исследование может носить несколько субъективный ангажированный характер, робко или открыто представляя позицию автора Вполне вероятно, что работа не будет содержать всех обязательных пунктов, т к подобный тип личности зачастую испытывает внутренний протест от необходимости придания чёткой научной формы содержанию, рождённому в ходе хоть и частичного преодоления самого себя, несомненно сопровождающегося сильными внутренними духовными переживаниями, что в той или иной степени приводит к трансформации как личных убеждений, так и самой личности исследователя «Подлинное образование ... захватывает и изменяет саму душу», оно является «руководством к изменению человека всего в его существе» [7, с . 35], -пишет М. Хайдеггер . Мотивы написания работы данной группой исследователей - наука ради обоснования собственной идеи, вызов самому себе и самопреодоление Исследований подобного рода довольно много, но весьма проблематично найти научное издание для публикаций таких работ, т к порой в них не достаёт научной методологии и чёткой логической доказательной базы Не каждый научный журнал также возьмёт на себя ответственность публиковать исследование, выходящее за рамки строгих научных концепций, предпочитая печатать формальные работы исследователей первого типа, вносящие незначительный вклад в науку

Третьим исходом выхода из логического тупика и преодоления психологического напряжения является собственно преодоление и подлинное исследование, приводящее к полной трансформации как личности исследователя, так и научной парадигмы. Думаем, что о данном типе личности объективно может судить лишь тот, кто является обладателем подобного типа -личности подлинного исследователя, являющегося носителем прорывных революционных идей в науке, образовании и иных сферах человеческого бытия Главный мо-

V4V

тив - стремление к истине Исследование подобного рода опережает время, вступая в конфликт со знанием, признанным большинством, и знанием, ещё не признанным Вызывая волну критики, протест, негодование, тем не менее, оно закладывает фундамент новому научному мировоззрению

Как нам видится, в настоящее время нечто подобное испытывает современная наука в связи с вхождением теологии в научно-образовательное пространство России и, как следствие, ввиду проникновения сферы сакрального в науку. По этой причине на исследовательское теологическое сообщество ложится большая ответственность, заключающаяся в качественной подготовке теологов-исследователей - носителей особого типа мышления, характеризующегося совмещением в себе рационального и иррационального, чувствования внешнего и внутреннего, устремлением к непознанному посредством наличествующего знания и знания интуитивного, когнитивной и духовной смелостью в осуществлении попыток познания непознаваемого, интерпретации неинтерпретируемого, выходящего за рамки привычного смысла, но открывающего смыслы иного порядка

Заключение

Особая духовно-ориентированная среда теологического вуза, являющегося транслятором духовно-нравственных, этнокультурных ценностей и религиозного опыта, несомненно, способствует успешной адаптации студента к пространству образовательного учреждения посредством:

- организации учебного процесса в соответствии с системой ценностно-познавательных ориентаций студента, обладающего религиозным мировоззрением;

- осуществления жизнедеятельности студентов и педагогов в соответствии с традиционными ценностями и нормами религии благодаря ежедневному общению с единомышленниками

Особая среда вуза, транслирующая как исламские религиозные традиции и обы-

чаи, так и академическую направленность, а также важность ведения межрелигиозного диалога в сочетании с эмоционально-психологической поддержкой всего коллектива способствуют скорейшей адаптации студента к условиям обучения в вузе, а также формированию аксиосферы личности студента-теолога

В ходе социализации к научно-исследовательской деятельности теолог испытывает интеллектуальный барьер, для одних являющийся непреодолимым тупиком, усиливающим прежние установки (как внешние, так и внутренние), которые становятся ещё более категоричными, особенно если вопрос касается осмысления устоявшихся богословских подходов Для других этот логический тупик представляется когнитивно-психологическим барьером, преодоление которого (посредством «духовного напряжения, достигающего сильнейшего накала», решения ступить на путь «рискованного предприятия познания»), приводит к развитию духовной составляющей личности исследователя, её активной трансформации, что является подтверждением словам К Ясперса, убеждённого в том, что «исследование и обучение науке служит формированию духовной жизни, понимаемой как открытие истины» [8, с 64] Б . И. Пружинин также говорит о том, что «экзистенциально-смысловой ракурс научного исследования (в нашем случае теологическая направленность - Т. С.) имеет решающее значение в становлении личности Тем, чья деятельность направлена на получение истины и владение ею, самоценность истины придаёт особый онтологический статус. Здесь личность выступает как субъект духовного мышления» [6, с. 96], т. е. в процессе осуществления теологического исследования наблюдается диалектическое единство приближения исследователя к истине и развития его личностных и духовных качеств

Для реализации столь масштабных задач, а также успешной социализации студентов в теологическое научно-исследовательское пространство необходимо:

- создание особой исследовательской среды, посредством которой возможно формирование личности теолога-исследователя;

- выработка методологии теологии как особого социального научения, вовлекающего будущего теолога-исследователя в культуру работы с научным теологическим знанием и воплощением его в мировоззрении специалиста-теолога;

- личный пример активной научно-исследовательской позиции преподавателей

и наличие у них особых характеристик исследовательского поведения;

- грамотное, последовательное и планомерное ведение студента-теолога на каждом этапе исследовательской деятельности

Статья поступила в редакцию 19.01.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грязнова Е. В . , Гончарук А . Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019 . № 3 . Т. 7. URL: https://vestnik. mininuniver. ru (дата обращения: 10.01.2022).

2 . Карпов А. О . Социализация и исследовательское поведение научного типа // Школьные техно-

логии. 2015 . № 4. С 21-34.

3 . Милькова Е . В . , Жегульская Ю . В . , Варова Т. И . Современные проблемы адаптации обучающихся

в социально-культурном пространстве образовательного учреждения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств . 2013 . № 23 . С. 276-281. 4. Огарева Е . И . Динамика адаптации студентов к вузу // Современное образование в России: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. СПб. : СПбИУиП, 2009. С 161-166. 5 . Потеряева О . Б . , Дубровская Е. А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе (на примере студентов УРФН) // Политика и Общество . 2015 . № 7. С 906-913.

6. Пружинин Б . И . Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М. : РОССПЭН, 2009. 423 с.

7. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. С. 345-360.

8 . Ясперс К. Идея университета / пер . с нем . Т. В . Тягуновой. Минск: БГУ 2006. 159 с .

REFERENCES

1. Gryaznova E . V. , Goncharuk A . G . [Theology as a Scientific Specialty of the Magistracy: Problems and Prospects for their Solution]. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University], 2019, no. 3, vol. 7. Available at: https://vestnik.mininuniver. ru (accessed: 10.01.2022).

2 . Karpov A . O [Modern Problems of Students' Adaptation to the Socio-Cultural Space of an Educational

Institution]. In: Shkolnye tekhnologii [School Technologies], 2015, no. 4, pp. 21-34.

3 . Milkova E. V, Zhegulskaya Yu. V. , Varova T. I . [Modern Problems of Students' Adaptation to the Socio-

cultural Space of an Educational Institution]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no . 23, pp . 276-281. 4. Ogareva E. I . [Dynamics of Students' Adaptation to the University]. In: Sovremennoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern Education in Russia: Problems and Development Prospects: Materials of the International Scientific and Practical Conference]. St . Petersburg, St . Petersburg Institute of Management and Law Publ. , 2009, pp . 161-166 .

5 . Poteryaeva O . B. , Dubrovskaya E. A . [Problems of Socio-psychological Adaptation of First-year Students

to Studying at a University (On the Example of Students of the Ural Federal University)]. In: Politika i Obshchestvo [Politics and Society], 2015, no. 7, pp. 906-913.

6 . Pruzhinin B. I . Ratio serviens? Kontury kul'turno-istoricheskoj epistemologii [Ratio Serviens? Contours of

Cultural-historical Epistemology]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2009. 423 p .

7 . Heidegger M . Platons Lehre von der Wahrheit (Rus . ed. : Bibihina V. V. , transl. Uchenie Platona ob istine.

In: Heidegger M . Vremya i bytie: stat'i i vystupleniya [Time and Being: Articles and Speeches]. Moscow, Respublika Publ., 1993, pp . 345-360).

8 . Jaspers K . Die Idee der Universität (Rus . ed. : Tyagunova T. V. , transl. Ideya universiteta. Minsk, Baikal

State University Publ., 2006. 159 p . ).

V42y

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE

Седанкина Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой систематической теологии Российского исламского института; e-mail: Tatiana-svetlaya@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana E. Sedankina - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Head of the Department, Department of Systematic Theology of the Russian Islamic Institute; e-mail: Tatiana-svetlaya@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Седанкина Т. Е. Вопросы адаптации студентов направления подготовки «Теология» к условиям обучения в вузе и их социализации в научно-исследовательском пространстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 1. С. 32-43. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-32-43

FOR CITATION

Sedankina T. E . Issues of Adaptation of Students of the Direction of Preparation "Theology" to the Conditions of Learning at the University and Their Socialization in the Research Space . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no . 1, pp. 32-43. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-32-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.