Статья/Article
УДК 378:215
DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-1
ТЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МАГИСТРАТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Е. В. Грязнова1 *, А. Г. Гончарук2*
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected] Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: вхождение теологии в образовательное пространство современной России уже следует считать свершившимся фактом, причем фактом как академическим, так и юридическим. Теология включена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации, утвержден паспорт научной специальности, в частности, «Православная теология» (шифр специальности: 26.00.01), ведется работа по открытию соответствующего диссертационного совета. В 48 вузах страны открыты структурные подразделения, предполагающие реализацию преподавания по данному направлению. Предварительный анализ уже действующих программ магистратуры по теологии показал, что большинство из них направлены на подготовку теологов-религиоведов, искусствоведов, экспертов, просветителей, преподавателей, советников, социальных работников, служителей церкви и т.д.
В данной работе обосновывается актуальность введения альтернативной программы магистратуры по теологии, разработанной на кафедре философии и теологии Мининского университета г. Нижнего Новгорода. Особенность программы состоит в том, что она не отказывается от специфики религиоведения и философии религии, которые должны присутствовать в теологическом образовании, являться его базой. Она направлена на формирование у магистрантов компетенций научно-исследовательской деятельности на базе фундаментальных теологических знаний, уровень и содержание которых задается развитием науки и техники современного общества. Кроме того, программа предусматривает решение трех основных проблем, вызванных противоречиями в культуре современного информационного общества: 1) формирование аксиологической подсистемы культуры современного молодого ученого на основе традиционных христианских ценностей; 2) подготовка теологов, способных участвовать в разработке и преподавании теологических дисциплин на различных уровнях и формах образования (дополнительного, профессионального, непрерывного и т.д.); 3) интеграция светского и религиозного образования на базе научно-исследовательской деятельности вуза.
Материалы и методы: в ходе написания статьи были использованы эмпирические и теоретические методы исследования по указанной проблематике, в частности: диалектический метод, обобщение практического опыта обучения, анализ учебно-
методической и научной литературы, метод исторического сравнения, прогностический метод.
Результаты исследования: анализ существующих программ магистратуры по теологии показал, что необходимо разрабатывать концепции данного вида образования на основе интеграции светского и религиозного образования, а не вытеснения одного другим. Предлагаемая модель программы магистратуры по направлению «Теология» и профилю подготовки «Православная теология», которая вводится в Мининском университете с 2019 года, построена по данному принципу. Ее введение является актуальным, т.к. направлено на решение основных проблем, вызванных противоречиями современной информационной культуры в обществе.
Обсуждение и заключения: учитывая тенденции развития российского социума в целом и сферы отечественного образования в частности, прослеживаются тенденции ко все большему «повороту» в сторону традиционных религиозных ценностей. В этой связи российское педагогическое сообщество испытывает необходимость в подготовке квалифицированных кадров, профессионально комбинирующих педагогические методики и научно-исследовательские компетенции, касающиеся теологических вопросов. Необходимо продолжать работу по увеличению числа специалистов, в частности, на уровне магистратуры, способных не только ориентироваться в основах мировых религий, но и профессионально обучать данным компетенциям будущих молодых педагогов, способных привить базовые морально-нравственные ценности подрастающему поколению, вести перспективную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, отвечающую требованиям информационного общества.
Ключевые слова: проблемы образования, светское образование, теологическое образование, программа магистратуры по теологии, подготовка кадров, традиционные морально-нравственные ценности, теология, аксиология, научно-исследовательская деятельность.
Для цитирования: Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 1.
THEOLOGY AS A SCIENTIFIC SPECIALTY OF THE MASTER'S DEGREE: PROBLEMS
AND SOLUTION PROSPECTS
E. V. Gryaznova1*, A. G. Goncharuk2*
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected] 2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: The entry of theology into the educational sphere of modern Russia should already be considered as an accomplished fact, the fact is both academic and legal. Theology is included in
the nomenclature of specialties of academic scientists of the Russian Federation, the passport of a scientific specialty is approved, in particular, "Orthodox Theology" (specialty code: 26.00.01), the work is in progress to open the corresponding dissertation council. In 48 higher educational institutions of the country, structural subdivisions of higher education institutions were opened, aimed at implementing teaching in this area.
A preliminary analysis of the existing master's degree programs in theology showed that most of them are aimed at training theologians, religious scholars, art historians, experts, educators, teachers, counselors, social specialists, church officials, etc.
This article substantiates the relevance of introducing an alternative master's degree program in theology, developed at the Department of Philosophy and Theology at Minin University. The peculiarity of the program is that it does not give up the specifics of religious studies and the philosophy of religion that should be present in theological education, being its base. It is aimed at developing undergraduate competencies of research activities based on fundamental theological knowledge, the level and content of which is set by the development of science and technology of modern society. In addition, the program provides for the solution of three main problems caused by contradictions in the culture of the modern information society: 1) formation of the axiological subsystem of the culture of the modern young scientist based on traditional Christian values; 2) training of theologians who are able to participate in the development and teaching of theological disciplines at various levels and forms of education (supplementary, vocational, continuous, etc.); 3) integration of secular and religious education based on the research activities of the university. Materials and methods: in the course of writing the article, empirical and theoretical methods of research on these problems were used, in particular: a dialysis method, a synthesis of practical learning experience, an analysis of educational and methodical and scientific literature, a method of historical comparison, a prognostic method.
Results: an analysis of existing master's degree programs in theology revealed that it is necessary to develop concepts for this type of education based on the integration of secular and religious education, rather than pushing out one another. The proposed model of the Master's degree program in Theology and the "Orthodox Theology" training profile, which has been introduced at Minin University since 2019, is built on this principle. Its introduction is relevant because it is aimed at solving the main problems caused by the contradictions of modern information culture in society. Discussion and conclusions: taking into consideration the development trends of Russian society in general and the sphere of domestic education in particular, the tendencies to an ever greater "turn" in the direction of traditional religious values can be traced. In this regard, the Russian pedagogical community is experiencing the need to train qualified personnel who professionally combine pedagogical methods and research competencies related to theological issues. It is necessary to continue working to increase the number of specialists, in particular, at the level of the magistracy, who are able not only to orient themselves in the basics of world religions, but also to professionally train these competencies the future young teachers who are able to instill in the younger generation basic moral values, to conduct promising research and development educational activities that meet the requirements of the information society.
Keywords: problems of education, secular education, theological education, master's degree program in theology, retraining of personnel, traditional moral values, theology, axiology, research activities.
For citation: Gryaznova E. V., Goncharuk A. G. Theology as a scientific specialty of the master's degree: problems and solution prospects // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р. 1.
Введение
В современной России существенным образом меняется роль Церкви и религии в жизни социума по сравнению с предыдущим социалистическим этапом развития страны. В результате сформировалась масса противоречий, превращающихся в источник проблем: от конфликта ценностей религиозного и светского образования до разногласия о признании теологии наукой и включения ее в список научных специальностей.
Как известно, в нашей стране теология в университетах преподается не так давно по сравнению, например, с европейскими странами. Такие ведущие мировые университеты, как Сорбонский и Оксфордский, берут свое начало с XII-XIII веков и организовывались они именно по конфессиональной принадлежности. Французский богослов Роберт де Сорбон образовал теологический колледж, в котором изначально были открыты всего четыре факультета: теологии, права, медицинский и свободных искусств. В Оксфорде проходили обучение представители различных монашеских орденов: доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы. Этот и другие исторические факты говорят нам о том, что образование, в том числе высшее, получало свое развитие именно на религиозном фундаменте и «...рассматривалось оно не только как инструмент наделения человека информационными знаниями, но и как источник формирования морально-нравственной личности» [2].
В отечественной истории, такие духовные учебные заведения, как Киево-Могилянская коллегия и Славяно-греко-латинская академия в Москве, были учреждены только в XVII в. [36].
Следует отметить и негативный опыт практически полного разрыва теологического и светского образования в период существования СССР. В результате мировоззрение современного поколения россиян не соотносит теологию со светской институциональностью. Тем более очень трудно дается понимание целесообразности введения теологии в систему высшего образования и систему научного знания [23]. В частности, свою обеспокоенность в связи с «проникновением церкви во все сферы российской жизни» выразили видные деятели российской науки: Е. Александров, Ж. Алферов, Г. Аабелев, Л. Барков, А. Воробьев, М. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук [19].
Мнения ученых разделились на два противоположных лагеря. Одни считают, что теологию нельзя включать в систему высшего образования. К ним относятся не только представители естественнонаучного цикла, но религиоведы и философы. Аргумент, который приводится в данной оппозиции, - теология не является наукой. Действительно, если обратиться к критериям научного знания, то сущность теологии им не отвечает в полной мере. Однако и само философское знание до сих пор дискуссионно в данном аспекте [5, 6].
У религиоведов в этом случае позиция прочнее, т.к. все же религиоведение признано именно наукой о религии. Теология ими рассматривается как дублирующая наука, предмет которой совпадает с предметом религиоведения [15, 37]. Так, например, М.Г. Писманик подчеркивает, что у теологии отсутствует эмпирический базис, она основывается на вере и догмах, не подлежащих доказательству, переосмыслению и пересмотру [20].
Противоположная позиция заключается в том, что научность теологии доказательна, и она может быть включена в систему высшего образования. Так, например, сотрудники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета К.М. Антонов и К.О. Польсков считают, что обосновывать научность теологии следует на различных уровнях, как и происходит сегодня с разными формами философского знания [1, 23].
С данной позицией трудно не согласиться. Действительно, богословие можно рассматривать не только как конкретное учение определенной церковной общины, обязательное для каждого члена этой общины, но и как науку, предмет которой - само это учение, его природа, структура, содержание, смысл и значение в жизни человека, общества, цивилизации. В этом случае предмет теологии уже не Бог, и задачи ее иные: «...раскрытие нормы религиозного сознания церковного сообщества в горизонте истории Церкви» [ 1].
Относительно научной методологии теологического знания также сторонники этой позиции приводят значительные аргументы [23].
Противники же признания теологии наукой считают все приводимые доводы неубедительными с точки зрения критериев научности [28].
Несмотря на дискуссионность вопроса о признании теологии наукой, государством ей присвоен статус научной специальности. Сегодня уже сложилась определенная концепция преподавания теологии в вузах. Однако сформировалось и противоречие в целях и задачах выстраиваемых на ее базе образовательных моделей. Основная проблема, которая возникает в этой связи, - это извечный вопрос: чему учить и как учить? Он актуален особенно в связи с необходимостью интеграции светского и религиозного образования. В данной статье мы представим альтернативную программу подготовки магистрантов-теологов, отвечающую требованиям развития современной науки и теологии на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининского университета).
Обзор литературы
«Теология преподается в 48 вузах России (в том числе 36 государственных), в 36 городах всех федеральных округов. Православная теология преподается в 42 вузах (в том числе 36 государственных) в 33 городах. В 35 вузах реализуется бакалаврская, в 14 вузах -магистерская программы. В 6 вузах открыты программы профессиональной переподготовки (1-4 года), в 7 вузах - курсы повышения квалификации, в 9 вузах теология преподается в рамках курсов по выбору» [26].
Таким образом, уже можно провести сравнительную аналитическую работу программ магистратуры по теологии, выявить вектор развития вузов в этом направлении. Например, учебный план очной магистерской программы по теологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского ставит цель подготовки высококвалифицированных специалистов-теологов, где научно-исследовательская деятельность является основной. Однако изучение данной программы показало, что в основном она одержит философские и религиоведческие дисциплины [25].
В целях программы магистратуры по теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета указано следующее: «Подготовка выпускников к церковно-практической деятельности в области православного образования, воспитания и управления в соответствии с актуальными вызовами современной общественно-культурной жизни на
основе православной традиции» [16]. Иными словами, большинство кафедр теологии в вузах ориентированы в основном на освоение знаний в области религии.
Приступая к разработке программы магистратуры по теологии, мы изучили опыт развития теологического направления Мининского университета, российских и зарубежных вузов.
Особое внимание уделено философско-религиозным работам Л.Е. Шапошникова: «Перспективы взаимодействия православного богословия и русской философии», «Из истории русской мысли. Философско-педагогические очерки», «Эволюция церковно-государственных отношений в России», «Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли Х1Х-ХХ1 веков», «Основные течения в русской православной мысли XIX-XXI веков», учебное пособие по теологии и др. [29-35]. Анализ программ специалитета и бакалавриата, которые реализуются на базе Мининского университета, показывает, что специфика их в большей степени является философско-религиозной. Это дает возможность получить студенту хорошие базовые знания по теологии. Кроме того, большим плюсом данной программы является тот факт, что в ней акцент сделан на подготовку преподавателей теологии, которые в дальнейшем могут продолжать образование в магистратуре, поднимаясь на следующий, более высокий уровень - приобретения компетенций самостоятельной организации и проведения научных исследований по теологии.
Духовно-нравственные ценности являются основой любого цивилизованного общества. Наша страна прошла путь от языческих времен до крещения Руси, которое дало толчок развитию образования в нашей стране. Грамотность и развитие религиозно-научной мысли зарождались в стенах монастырей: необходимы были люди, которые могли не только прочитать, но и перевести византийскую богослужебную литературу на славянский язык.
Таким образом, религия и образование идут рука об руку в течение ряда столетий. Начиная с IX века, основным религиозным направлением в нашей стране является христианство, в частности, православие. Православными теологами и мыслителями было создано много произведений, посвященных духовно-нравственному воспитанию и развитию личности. Церковь и государство (можно вспомнить научения Владимира Мономаха) всегда высоко ценили внутреннюю силу и свободу личности, ее всестороннюю развитость. Именно поэтому на современном этапе развития нашего отечества важно стоять на позиции преемственности в союзе обучения светскому и духовному.
Важные исследования по состоянию аксиологической подсистемы культуры современного информационного общества опубликованы в работах Е.В. Грязновой [3, 4]. Процесс цифровизации социума, берущий свое начало с конца XX столетия, произвел значительные перемены как в поведенческой сфере людей, так и в метафизических реалиях: процессе познания, отражения действительности, пребывания в виртуальной реальности и т.д. На смену внутренним, аксиологическим ориентирам, пришли ориентиры технические: ценностным стало считаться не духовное, а цифровое. В этой связи авторам данного исследования видится актуальным такое направление развития образования, при котором традиционные христианские ценности могли бы существовать параллельно с техническими достижениями прогресса, не отходя при этом на второй план. Причем дискуссия о плодотворности единения духовного и научного ведется не одно столетие. В частности, процессу взаимного обогащения данных сфер способствуют программы бакалавриата и магистратуры Мининского университета по направлению 48.04.01 Теология, профилю «Православная теология».
Труды авторов Л.В. Загрековой, Л.В. Михайловой, Б.Ю. Полевого, С.Н. Пушкина, Д.В. Шмонина направлены на изучение православной педагогики и специфики религиозного сознания [10-12, 17, 22, 33, 36].
В истории православной мысли был наработан большой материал в направлении религиозной педагогики. Можно говорить, например, что св. Тихоном Задонским была выработана своя религиозная педагогическая школа в этом направлении. Так, в трудах святителя большое место уделяется духовному развитию личности: усматривается внутренняя убежденность святителя в том, что «духовная составляющая» в сфере образования является главенствующей по отношению к интеллектуальной и физической. Два последних компонента успешно реализуются светской педагогикой. Таким образом, симбиоз светского и духовного образования и является той основой, в результате которой может идти речь о всесторонне развитой личности [27].
Фундаментальный труд по курсу богословия Чарльза Ходжа (Charles Hodge) позволяет сформировать целостное христианское мировоззрение, отвечая на различные доктринальные вопросы [38].
Четырехтомник «История Университета в Европе» (A History of the University in Europe) дает детальное изучение процесса образования и развития такой академической единицы в Западной Европе, как университет. Рассматриваются модели университетов, первые факультеты, среди которых факультет теологии вплоть до XVII века являлся базовым в системе высшего образования [39]. Издание создавалось редколлегией, в состав которой входили представители научной мысли из Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Дании, Польши, США. Главным редактором и председателем редакционной коллегии выступил Уолтер Рёгг (Walter Ruegg), Швейцария.
Изучение богатейшего опыта преподавания теологии в мире и России показывает, что в основном концепции теологического образования направлены на изучение религии, ее канонов, истории, искусства, текстов и т.д., подготовку просветителей в большей степени, нежели ученых.
Материалы и методы
Изучение проблем, связанных с противоречиями введения теологии как научной специальности в вузе, проводилось на основе методов диалектики, изучения современной научной литературы по обозначенной теме с использованием метода исторического сравнения.
В разделе о результатах исследования широко применялись методы аналитического обзора учебно-методических и научно-исследовательских работ, выполненных на базе Мининского университета, использовались методы анализа статистических данных, исследования работ по теологии, философии, философии религии, педагогике. При изучении возможности реализации непрерывного теологического образования был использован прогностический метод.
Результаты исследования
Участие в дискуссии о целесообразности введения теологического образования на уровне магистратуры возможно не только на теоретическом уровне, но и с помощью
обращения к практическим результатам опыта реализации теологического образования в вузе.
Так, подготовка специалистов по направлению «Теология» с теологическим блоком дисциплин была начата в НГПУ им. К. Минина в 2004 году. Реализация образовательной программы по теологии осуществляется на основе тесного сотрудничества с Нижегородской митрополией Русской православной церкви и непосредственно с крупнейшим и старейшим в России православным учебным заведением, основанным еще в XVIII веке, - Нижегородской духовной семинарией.
С осени 2019 года на базе Мининского университета вводится программа магистратуры по направлению «Теология» с профилем «Православная теология». Данная программа, разработанная на кафедре философии и теологии, направлена на подготовку компетентных и высококвалифицированных теологов-профессионалов, которые будут обладать глубокими знаниями базовых предметов теологии, владеть научным, методологическим и методическим инструментарием исследования конфессии и современных религиозных процессов. Выпускники, освоившие программу, овладеют инновационными технологиями образовательного процесса и коммуникативными педагогическими практиками, инновационными информационно-коммуникационными технологиями. Все это дает им возможность осуществлять научно-исследовательскую, учебно-воспитательную и просветительскую деятельность в образовательных и научно-исследовательских коллективах.
Программа магистратуры построена по модульному принципу. Каждый модуль предусматривает выход на определенный вид и этап практики. Модуль 1 «История и философия теологической мысли» предусматривает изучение фундаментальных и прикладных основ теологии и включает курсы, которые позволяют магистрантам приобрести знания о важнейших положениях православного учения о мире и их интерпретации в теологической литературе, предметах и ценностях православной культуры. Модуль 2 «Общенаучные дисциплины» направлен на приобретение магистрантами знания философских оснований образования и науки, культуры и религии, изучение иностранного языка, информационных технологий и методологии научного исследования в области теологии. Модуль 3 «Организация профессиональной деятельности теологического направления» предусматривает формирование знаний и умений магистранта по организации и реализации профессиональной деятельности теолога. Модуль содержит дисциплины, раскрывающие сущность, принципы, методики и взаимосвязи научной и просветительской деятельности теолога. Модуль 4 «Научная деятельность в теологии» направлен на формирование навыков и умений применения знания фундаментальных разделов теологии и общих методов научного исследования для постановки и решения научно-исследовательских задач.
Данная программа построена по принципу реализации именно научной, учебно-воспитательной и просветительской деятельностей теологами как основных [24].
Обсуждение и заключения
Какие же проблемы поможет решить подготовка магистрантов по теологии по данной программе?
А. Проблема формирования аксиологической культуры современного человека.
Изучая систему ценностей, формируемую информационной культурой современного общества, мы увидели, что она имеет фрагментарный характер, представляя собой набор
разрозненных, разномастных ценностей, идеалов и норм, который формирует такое же мозаичное сознание молодого человека [4].
Происходит это, прежде всего, из-за информационной открытости социокультурного пространства, в котором смешиваются множества национальных и мировых религий. Молодой человек без грамотной помощи взрослых не в состоянии отфильтровывать негативное влияние деструктивного религиозного сознания.
Сегодня в нашей стране проходит модернизация всей системы образования. Естественно, что она подчиняется объективным цивилизационным процессам информатизации и глобализации. В результате новая система образования получает «в наследство» как фундаментальные ценности от традиционного образования, так и ценности разных мировых культур. Как следствие, российское общество лишается целостной системы традиционных ценностей. В первую очередь страдает аксиологическая подсистема культуры, которая является основополагающей в развитии человека и общества [7].
Светское образование информационного общества может успешно развиваться только в том случае, если оно базируется на фундаментальных ценностях национальной культуры. Если учесть, что ядром российской культуры являются базовые христианские ценности, то этим и определяется место и роль в нем теологического образования. С одной стороны, конфликт ценностей религиозного и светского образования возникает из-за несогласованности действий обеих систем, расхождения их интересов. С другой стороны, любой конфликт - это источник развития. Разрешение данного конфликта необходимо направить в русло интеграции этих двух систем в сфере образования, причем согласно принципу дополнения друг друга, а не вытеснения одной из них. Этот тезис находит свое подтверждение еще и тем, что взаимную бенефициарность от сотрудничества этих двух систем усматривает для своего развития не только светская наука, но и христианская теология [35].
В предлагаемой образовательной программе в рамках изучаемых дисциплин предусмотрено изучение специфики информационной культуры современного общества, проблем конфликтов ценностей светского и религиозного образования, ценностей информационной и традиционной культуры. В частности, предусмотрено выполнение научных проектов аксиологической проблематики, которые могут стать основой диссертационных исследований и научных публикаций магистрантов.
Таким образом, выстраивание образовательной программы по принципам аксиологии дает возможность решения проблемы формирования у молодежи ценностно ориентированного мировоззрения, основанного на отечественных религиозных традициях, создания интеллектуальной и духовной среды в обществе, способной противостоять геополитическим вызовам.
Б. Проблема кадрового обеспечения системы воспитания и просвещения.
Основная причина, по которой пластичная психика детей и молодежи подвергается негативному воздействию различных псевдорелигиозных движений, - это недостаток именно научных знаний о классических канонах и основах традиционных, проверенных временем религий у взрослых людей, отвечающих за социализацию подрастающего поколения. Здесь стоит согласиться с мнением Л.Б. Михайловой, которая замечает, что «...отсутствие систематизированных знаний о традиционных религиях сегодня можно обнаружить даже у тех, кто относит себя к числу религиозных людей, что в свою очередь, во многом обуславливает специфику современной религиозности, зачастую поверхностной,
сочетающей в себе магическое восприятие сакрального с эклектичностью и контаминационностью религиозных представлений» [17].
Низкая теологическая грамотность тех, кто отвечает за формирование системы ценностей у подрастающего поколения, оказывается одной из причин «перекосов» в интеграции светского и религиозного образования. Примером может служить введение в школы предмета «ОРКСЭ» [14].
Читая аннотацию к данному предмету, можно увидеть грамотно сформулированные цели и задачи, направленные на решение актуальных проблем современности: мотивация к осознанному нравственному поведению, в основе которой лежат нормы традиционных религий и светской этики, уважительное к ним отношение, готовность к диалогу с представителями других мировоззрений и культур. Однако в процессе реализации этих задач происходит явное разногласие желаемого и действительного. Оказывается, что обязательным является знакомство не со всеми видами религиозных культур, а лишь с теми, которые выбирают родители учеников. О каком же тогда диалоге культур может идти речь? Как поступать в случае, если в классе обучаются дети, родители которых выбирают разные направления? Дальше предлагается выбор между модулями «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», что вновь порождает противоречие, не позволяющее решить задачу формирования мировоззрения на основе интеграции религиозной культуры и светской этики.
Здесь можно привести пример разъяснения подобного расхождения со стороны представителей митрополии: «При выборе модуля-предмета по ОРКСЭ родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» - это не какой-то мировоззренческий нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно, и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию» [18].
Эти противоречия возникают не только в результате методологических проблем разработки данного курса, но и по причине серьезных кадровых вопросов в отечественных школах. Не секрет, что сегодня ощущается нехватка учителей с профессиональной подготовкой к преподаванию основ религиоведения. Кроме того, данные противоречия возникают на стадии разработки законодательных документов, согласно которым школы не имеют права выбирать траекторию изучения ОРКСЭ как единый курс, а только модульно [21].
Учитывая данную проблему и необходимость ее решения, при создании образовательной программы по теологии на уровне магистратуры мы ввели модуль «Организация профессиональной деятельности теологического направления». Этот модуль включает такие дисциплины, как «Основы просветительской деятельности», «Методика и теория обучения теологическим дисциплинам», «Православная педагогика», «Социальные аспекты инклюзивного образования молодежи», «История духовного образования в России» и др. Кроме того, программой предусмотрен выход на учебную и производственную учебно-воспитательную и просветительскую практику, которая реализуется на базе Духовной семинарии, Нижегородского краеведческого музея, педагогических лабораторий Мининского университета и др. Магистранты получат навыки разработки учебных курсов, методических материалов к ним, практику организации учебных и внеучебных занятий, направленных на формирование методологической культуры педагога-исследователя [8, 9].
В. Проблема интеграции светского и религиозного образования в вузе.
Становление и развитие сферы образования любого государства должно учитывать изменяющиеся условия жизни социума и требования современности. В системе российского
образования должны быть созданы условия для непрерывного становления духовной, социально зрелой, свободной ответственной личности. Совершенно очевидно, что реализация этой задачи возможна только в симбиозе духовного и светского образования как непрерывного процесса, начиная с начального общего уровня и заканчивая уровнем высшей школы. Так, участники XIV Рождественских Международных образовательных чтений особенно подчеркнули необходимость специальной профессиональной подготовки для преподавания в общеобразовательной школе дисциплин «Основы православной культуры и светской этики» [13].
В условиях стремительно развивающейся информационной цивилизации необходимо создать такую систему образования, которая была бы направлена на сохранение культурного ядра общества. Опыт передовых стран мира показывает, насколько это является важным для сохранения единства народа. Обезличенная нация, потерявшая свою идентичность, самобытность, неповторимость, обречена на исчезновение. На протяжении предыдущих ступеней развития цивилизации (архаической, аграрной и индустриальной) теологическое (религиозное) образование выполняло функцию сохранения целостности аксиологических установок социума. Оно всегда существовало в диалектическом единстве с образованием светским. Эта взаимосвязь подчиняется законам и принципам диалектики. Поэтому, зная эти законы, следует учитывать их действие, принимая решения по изменениям в системе образования. Для этого необходимо проводить научные исследования, изучать передовой опыт диалектического единства светского и теологического образования.
Введение магистерского теологического образования в университете по разработанной нами программе не противоречит принципам светскости государства, т.к. созданы условия понимания теологии как мировоззренчески нейтральной и соблюдения принципов свободы совести. Включенные в программу компетенции предусматривают освоение магистрантами теологической рациональности, христианских идей и истин, отражающих традиционный религиозный опыт многих поколений. В таком ракурсе теология не только как мировоззрение, но и как наука создает основу для формирования социального опыта, имеющего общекультурное значение для светского государства.
Представляемая программа построена на принципах сотрудничества и взаимопонимания теологии с религиоведением. Здесь не стоит задача вытеснения религиоведения из университетского пространства, не стоит задача замены его собой. Задача иная - подчеркнуть предметно-методическую специфику теологии и религиоведения. Изучение дисциплин модуля «История и философия теологической мысли» предусматривает решение именно этих задач.
При разработке образовательной программы магистратуры по теологии мы предусматривали возможность развития сотрудничества теологических и светских основ на базе университетского образования. Кроме того, программа основана на интеграции научного, религиоведческого, церковного богословия, философского, исторического, педагогического знания и других смежных дисциплин. К примеру, во многих дисциплинах нашей программы предусмотрено выполнение магистрантами учебных научных проектов с выходом на диссертационное исследование по философско-теологической проблематике: метафизике, герменевтике, диалектике, эпистемологии, философии религии, социальной философии, теории культуры, этике, аксиологии, философской антропологии, истории философии, гносеологии, онтологии и др.
Большое внимание в программе уделено изучению магистрантами проблемы соотношения религии и науки как социокультурных феноменов и как социальных
институтов современного общества. В частности, введены такие предметы, как «Научный проект в теологии», «Теология и наука: особенности взаимодействия», «Методология научного исследования в теологии», «Теория и практика магистерского диссертационного исследования» и др.
Изучение данной проблематики поможет молодым ученым в прояснении научного статуса теологии, ее методологической специфики, уточнении роли самой теологии именно как науки в социальном опыте, жизнедеятельности в обществе и служении Церкви.
Кроме того, в магистерской программе по теологии учтена необходимость изучения особого пространства межрелигиозного, межконфессионального диалога, имеющего специфичный формат. Так, в программе разработаны курсы «Христианская этика», «Культура и мировые религии», «Социальные концепции Русской православной церкви», «Религия и нравственность современного социума», «Проблемы социализации в многоконфессиональной среде», «Анализ религиозной ситуации в России» и др. Изучение этих дисциплин поможет магистрантам принимать участие в научных дискуссиях о единстве ценностей, национальном единстве, социальной солидарности и выстраивании толерантных отношений в социуме.
В целом программа предусматривает формирование у магистрантов научной и методологической культуры, необходимой при реализации профессиональной деятельности в сфере науки и просвещения.
В Мининском университете Нижнего Новгорода существует большой научно-педагогический потенциал для проведения научно-теологических исследований и внедрения положительного опыта развития светского и теологического образования. На базе кафедры философии и теологии, например, это, в первую очередь, научные школы, во главе которых известные ученые и педагоги (Философия религии и история философии - рук. д.ф.н., профессор Л.Е. Шапошников); научные направления (Православная философская антропология - рук. д.ф.н., профессор Л.Е. Шапошников, Религиозная философская антропология - рук. д.ф.н., профессор Д.В. Воробьев, Теология и образование: проблемы взаимодействия - рук. д.ф.н., профессор Е.В. Грязнова); это система непрерывного теологического и философского образования (духовная семинария, бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование); это комплекс систематических научных мероприятий (конференции, симпозиумы, семинары и др.); работа диссертационных советов; тесное сотрудничество со всеми кафедрами, научными лабораториями и другими научными подразделениями вуза и т.д.
В план научной работы кафедры философии и теологии включены исследования проблематики развития религиозного и светского образования в России с активным привлечением молодых ученых кафедры, а также студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Введение магистратуры по направлению подготовки «Теология» даст возможность для проведения научно-педагогических исследований проблем и перспектив развития теологического образования в вузе, получения экспериментальных данных о качестве данного образования, востребованности и успешности его выпускников.
Список использованных источников
1. Антонов К.М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №6. С.73-85. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=555&Itemid=52 (дата обращения: 06.05.2019).
2. Гончарук А.Г. К вопросу о духовно-нравственном элементе в российском образовании // Качество образовательной среды: концепции, проблемы, решения: материалы и доклады VIII Региональной научно-практической конференции. Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2018. С. 19-21.
3. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. №11. С. 144-157.
4. Грязнова Е.В., Глуздов В.А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 116 с.
5. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки // NB: Педагогика и просвещение. 2014. №3. С. 49-68.
6. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. 2013. №6. С. 514-529.
7. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. №2(38). С. 47-57.
8. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе // Современное образование. 2018. №2. С. 9-18. URL: http://e-notabene.ru/pp/article 26062.html (дата обращения: 06.05.2019).
9. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе. Часть 2 // Современное образование. 2018. №4. С. 140-149. URL: http://e-notabene.ru/pp/article 27624.html (дата обращения: 06.05.2019).
10. Загрекова Л.В. Православная педагогика. Хрестоматия. Н. Новгород: НГПУ, 2014. 622 с.
11. Загрекова Л.В. Православная педагогика. Часть 1. Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 306 с.
12. Загрекова Л.В. Православная педагогика. Часть 1. Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. 2-е изд. Н. Новгород: Кириллица, 2013. 338 с.
13. Кирилл (Гундяев), патр. Духовное образование: современные вызовы и пути их преодоления. Слово на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях «Школа и Церковь - традиции и реформы образования», Москва. 31.01.2006. URL: http://www.odinblago.ru/sobranie_trudov_s3_t1/8 (дата обращения: 06.05.2019).
14. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». URL: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (дата обращения: 06.07.2019).
15. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие для магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 180 с. URL: https://biblio-online.ru/bcode/423587 (дата обращения: 06.05.2019).
16. Магистратура по теологии «Православное богословие и философия в современном дискурсе»: информационные материалы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. URL: https://orthodox.education/programma-magistratury-distantsionno-pravoslavnoye-bogosloviye-i-filosofiya-v-sovremennom-diskurse/#1553256905811-ea9c147a-dce8 (дата обращения: 06.05.2019).
17. Михайлова Л.Б. Православная религиозность в современной России: метаморфозы религиозного сознания в контексте социокультурных трансформаций // От традиционного общества к гражданскому: особенности национальных транзитов: материалы международной научной конференции. М.: МПГУ, 2015. С. 233-238.
18. О проблемах, которые могут встретиться при проведении родительского собрания по выбору модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». URL: http://oopnm.ru/o-problemax/ (дата обращения: 06.05.2019).
19. Открытое письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину // Открытая электронная газета Forum.msk.ru. 2007. 26 июля. URL: https://forum-msk.org/material/news/367278.html (дата обращения: 06.05.2019).
20. Писманик М.Г. Лекции по религиоведению: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006. C. 16-20.
21. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №08-516 «О реализации курса ОРКСЭ». URL: http://orkce.apkpro.ru/doc/reliz.pdf (дата обращения: 06.05.2019).
22. Полевой Б.Ю. Теология и религиозное образование // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18, вып. 2. С. 94-101.
23. Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. №7. С. 93-101. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=163&Itemid=52 (дата обращения: 06.05.2019).
24. Православная теология: информационные материалы Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. URL: https://mininuniver.ru/entrant/magistratura/pravoslavnaya-teologiya (дата обращения: 06.05.2019).
25. Теология (профиль "Православная теология", магистратура): информационные материалы Саратовского национального исследовательского государственного университета. URL: https://www.sgu.ru/node/4142/filosofiya-imeni (дата обращения: 06.05.2019).
26. Теология в светском образовательном пространстве: выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на всероссийском симпозиуме «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы» (Российская академии народного хозяйства и государственной службы, 22 апреля 2016 г.). URL: http://pravoslavie.ru/92784.html (дата обращения: 06.05.2019).
27. Тихон Задонский, святитель. Избранные труды, письма материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2004. 231 с.
28. Хмелевская С.А. Теология: современные подходы к осмыслению концептуального статуса // Социально-политические науки. 2013. №2. С. 56-61.
29. Шапошников Е.Л. Эволюция церковно-государственных отношений в России. Н. Новгород, 2008. 174 с.
30. Шапошников Л.Е. Из истории русской мысли. Философско-педагогические очерки. СПб., 2014. 166 с.
31. Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX - XXI веков. СПб., 2006. 327 с.
32. Шапошников Л.Е. Основные течения в русской православной мысли XIX-XXI веков. СПб.: Издательство РХГА, 2016. 441 с.
33. Шапошников Л.Е., Пушкин С.Н. Русская историософия: избранные школы и персоналии. СПб., 2014. 464 с.
34. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 472 с. (Авторский учебник). URL: https://biblio-online.ru/bcode/414843 (дата обращения: 06.05.2019).
35. Шапошников Л.Е. Перспективы взаимодействия православного богословия и русской философии // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/227 (дата обращения: 06.05.2019).
36. Шмонин Д.В. О философии, богословии и образовании. СПб.: Изд-во РХГА, 2016.
37. Шохин В.К. Теология. Введение в богословские дисциплины: учебно-методическое пособие. М.: ИФРАН, 2002.
38. Hodge Charles. Systematic Theology. Vol. I. Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2005. Available at: http://www.ccel.org/ccel/hodge/theology1.html (accessed: 06.05.2019).
39. Riiegg W. (ed.) A history of the University in Europe. Vol. 1. Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 2003. Available at: https://ru.scribd.com/document/371608945/A-History-of-the-University-in-Europe-Volume-1 (accessed: 06.05.2019).
References
1. Antonov K.M. Theology as a scientific specialty. Voprosy filosofii, 2012, no. 6, pp. 73-85. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=555&Itemid=52 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
2. Goncharuk A.G. On the issue of the spiritual and moral element in Russian education. Kachestvo obrazovatel'noj sredy: koncepcii, problemy, resheniya: materialy i doklady VIII Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Knyaginino, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute Publ., 2018. Pp. 19-21. (In Russ.)
3. Gryaznova E.V., Veresova E.A., Miheeva V.V. Problems of informatization of education management. Sociodinamika, 2015, no. 11, pp. 144-157. (In Russ.)
4. Gryaznova E.V., Gluzdov V.A. Education in the human information culture: problems and prospects. Nizhny Novgorod, Minin University Publ, 2018. 116 p. (In Russ.)
5. Gryaznova E.V. Methods of knowledge and categories of philosophy of science. NB: Pedagogika iprosveshchenie, 2014, no. 3, pp. 49-68. (In Russ.)
6. Gryaznova E.V. The subject of philosophy of science. NB: Filosofskie issledovaniya, 2013, no. 6, pp. 514-529. (In Russ.)
7. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Mal'ceva S.M. Alarming trends in the Russian education system: an analysis of the opinions of scientists and teachers. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 2(38), pp. 47-57. (In Russ.)
8. Gryaznova E.V., Goncharuk A.G. Formation of the methodological culture of a young scientist at lectures and practical classes in high school. Sovremennoe obrazovanie, 2018, no. 2, pp. 918. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article_26062.html (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
9. Gryaznova E.V., Goncharuk A.G. Formation of the methodological culture of a young scientist at lectures and practical classes at the university. Part 2. Sovremennoe obrazovanie, 2018, no. 4, pp. 140-149. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article_27624.html (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
10. Zagrekova L.V. Orthodox pedagogy. Reader. Nizhny Novgorod, NGPU Publ., 2014. 622 p. (In Russ.)
11. Zagrekova L.V. Orthodox pedagogy. Part 1. General principles of pedagogy. Theory and methods of education. Nizhny Novgorod, NGPU Publ., 2011. 306 p. (In Russ.)
12. Zagrekova L.V. Orthodox pedagogy. Part 1. General principles of pedagogy. Theory and methods of education. 2nd ed. Nizhny Novgorod, Cyrillic Publ., 2013. 338 p. (In Russ.)
13. Kirill (Gundyaev), patr. Theological education: modern challenges and ways to overcome them. A word at the XIV International Christmas Educational Readings "School and Church -traditions and educational reforms", Moscow. 31.01.2006. Available at: http://www.odinblago.ru/sobranie_trudov_s3_t178 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
14. Comprehensive course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics". Available at: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (accessed: 06.07.2019). (In Russ.)
15. Krasnikov A.N. Methodological problems of religious studies: a textbook for magistracy. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 180 p. Available at: https://biblio-online.ru/bcode/423587 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
16. Master in Theology "Orthodox Theology and Philosophy in Contemporary Discourse": informational materials of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Available at: https://orthodox.education/programma-magistratury-distantsionno-pravoslavnoye-bogosloviyei-filosofiya-v-sovremennom-diskurse/ # 1553256905811-ea9c147a-dce8 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
17. Mihajlova L.B. Orthodox Religiosity in Modern Russia: Metamorphoses of Religious Consciousness in the Context of Socio-Cultural Transformations. Ot tradicionnogo obshchestva k grazhdanskomu: osobennosti nacional'nyh tranzitov: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moscow, MPGU Publ., 2015. Pp. 233-238. (In Russ.)
18. About the problems that may occur during the parental meeting on the choice of the module of the complex course "Basics of religious cultures and secular ethics". Available at: http://oopnm.ru/o-problemax/ (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
19. An open letter to the President of the Russian Federation V.V. Putin // Open electronic newspaper Forum.msk.ru. 2007. July 26th. Available at: https://forum-msk.org/material/news/367278.html (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
20. Pismanik M.G. Lectures on religious studies: a textbook. Perm, Perm State Technical University Publ., 2006. Pp. 16-20. (In Russ.)
21. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated April 21, 2014 No. 08-516 "On the implementation of the course of the ORKSE". Available at: http://orkce.apkpro.ru/doc/reliz.pdf (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
22. Polevoj B.YU. Theology and religious education. Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 2017, vol. 18, vyp. 2, pp. 94-101. (In Russ.)
23. Pol'skov K.O. On the issue of scientific theological method. Voprosy filosofii, 2010, no. 7, pp. 93-101. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=163&Itemid=52 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
24. Orthodox theology: informational materials of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. Available at: https://mininuniver.ru/entrant/magistratura/pravoslavnaya-teologiya (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
25. Theology (profile "Orthodox Theology", magistracy): information materials of the Saratov National Research State University. Available at: https://www.sgu.ru/node/4142/filosofiya-imeni (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
26. Theology in the secular educational space: presentation by Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, Rector of the Church-wide postgraduate and doctoral named after Saints Cyril and Methodius, at the All-Russian symposium "Religion in aspects of philosophical, theological, religious approaches: and expertise" (Russian Academy of National Economy and Public Administration, April 22, 2016). Available at: http://pravoslavie.ru/92784.html (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
27. Tihon Zadonskij, svyatitel'. Selected works, letters materials. Moscow, Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University Publ., 2004. 231 p. (In Russ.)
28. Hmelevskaya S.A. Theology: modern approaches to understanding conceptual status. Social'no-politicheskie nauki, 2013, no. 2, pp. 56-61. (In Russ.)
29. SHaposhnikov E.L. The evolution of church-state relations in Russia. Nizhny Novgorod, 2008. 174 p. (In Russ.)
30. SHaposhnikov L.E. From the history of Russian thought. Philosophical and educational essays. St. Petersburg, 2014. 166 p. (In Russ.)
31. SHaposhnikov L.E. Conservatism, modernism and innovation in Russian Orthodox thought of the XIX - XXI centuries. St. Petersburg, 2006. 327 p. (In Russ.)
32. SHaposhnikov L.E. The main trends in Russian Orthodox thought XIX-XXI centuries. St. Petersburg, Publishing House RCU, 2016. 441 p. (In Russ.)
33. SHaposhnikov L.E., Pushkin S.N. Russian historiosophy: selected schools and personalities. St. Petersburg, 2014. 464 p. (In Russ.)
34. SHaposhnikov L.E., Fedorov A.A. History of Russian religious philosophy: a textbook for universities. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 472 p. (Author's textbook). Available at: https://biblio-online.ru/bcode/414843 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
35. SHaposhnikov L.E. Prospects for the interaction of Orthodox theology and Russian philosophy. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/227 (accessed: 06.05.2019). (In Russ.)
36. SHmonin D.V. About philosophy, theology and education. St. Petersburg, Publishing House of the RCA, 2016. (In Russ.)
37. SHohin V.K. Theology. Introduction to the theological disciplines: an educational manual. Moscow, IFRAN Publ., 2002. (In Russ.)
38. Hodge Charles. Systematic Theology. Vol. I. Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2005. Available at: http://www.ccel.org/ccel/hodge/theology1.html (accessed: 06.05.2019).
39. Riiegg W. (ed.) A history of the University in Europe. Vol. 1. Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 2003. Available at: https://ru.scribd.com/document/371608945/A-History-of-the-University-in-Europe-Volume-1 (accessed: 06.05.2019).
© Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., 2019
Информация об авторах Грязнова Елена Владимировна - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и теологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород,
Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-3093-2602, Researcher ID: v-5351-2018, e-mail: [email protected]
Гончарук Алексей Геннадьевич - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и теологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-2825-9404, Researcher ID: v-4241-2018, e-mail: [email protected]
Information about the authors Gryaznova Elena Vladimirovna - PhD, Professor, Head of the Department of Philosophy and Theology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-3093-2602, Researcher ID: v-5351-2018, email: [email protected]
Goncharuk Aleksey Gennadyevich - Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Philosophy and Theology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-2825-9404, Researcher ID: v-4241-2018, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 07.06.2019 Принята к публикации: 07.07.2019 Опубликована: 09.08.2019