FOREIGN EXPERIENCE OF INCREASING THE FINANCIAL CAPACITY OF THE POPULATION
Abstract. At the moment, the issue of improving financial literacy of the population is relevant for all countries without exception. The financial crisis, increased debts, lack of awareness of various financial services, not the ability to make rational decisions and live in accordance with their incomes have led many countries to develop government programs to improve financial culture. In addition, the financial market is developing so rapidly, and there is so much information that many do not have time to absorb the information received. The economy of a state directly depends on the financial literacy of its citizens, i.e. if the level of knowledge of the economic sphere is low, then the entire sector of the economy and the state as a whole suffer.
Keywords: financial literacy, literacy rate, state program, international experience.
УДК 130.3
ВОПРОС О СТАТУСЕ ТЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н., профессор
e-mail: [email protected] Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н., доцент (e-mail: [email protected]) Каукина Алина Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Дискуссия о месте теологии в пространстве высшего светского образования не утихает уже последние несколько лет. Одновременно с этим количество вузов, предлагающих получить образование по данному направлению только увеличивается. Данное обстоятельство подкреплено, например, Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) «бакалавр». Анализируя его содержание, привлекает внимание акцент на подготовку в области конфессиональной теологии, которая представляется как научное направление. Однако наиболее распространенное понимание термина «теология» относит его к системе анализа традиционных верований и практик, рассуждение о боге в русле той или иной религиозной традиции («богословие»). Возможна ли теология вне теизма, является ли теология наукой, допустимо ли ее преподавание в официальных образовательных системах светского государства - вот вопросы, на которые в настоящее время необходимо найти ответы. Целью настоящей работы является анализ научного статуса теологии. Задачами - дать определение теологии; выявить значимость теологии в современном мире; проанализировать различные взгляды ученых на теологию и сделать вывод о ее научности и допустимости в вузах.
Ключевые слова: теология, религия, наука, высшее образование, философия
Научность теологии - что это? Начнем с того, что многие понимают теологию как изучение божественного, то есть теология пытается найти ответ на философский вопрос о вечном: «почему мы здесь?», «кто всем управляет?» и так далее. Наука же ставит под сомнение само понятие верховного разума, в простонародье зовущимся Богом. Однако в средние века теология (она же «богословие») была неотъемлемой частью науки, и все происходящие события описывались в канве библейских законов. Сейчас же теология с наукой практически не пересекаются. Актуальность проблемы научности теологии с точки зрения изучения истории науки и философии не вызывает сомнений [1].
В современном мире одними из главных вопросов являются - какое место занимает теология в современной картине научного познания и какова ее роль [2]. Давайте подойдем объективно к данным вопросам. Мнения ученых разделились на две точки зрения. Одни ученые пытаются доказать, что теология - это наука, другие же придерживаются иного мнения и считают, что теология не имеет ничего общего с наукой.
Для начала, кратко обобщив точку зрения ученых, рассмотрим теологию как метод познания, который понимается как характеристика особого образа действительности, основанного на признании Божественного начала в качестве основного принципа миропорядка, то есть теология понимается не только как процесс внешнего миропереустройства, но и как процесс внутреннего развития [3]. Какова идея теологии? Она провозглашает единство Мира в мистическом единстве тела и духа человека. Это является величайшим достижением человеческой мысли. Именно поэтому, воспитание человека следует начинать с идеи единства Мира. В заповедях, законах, канонах обобщается положительный исторический опыт отношения между людьми и между человеком и природой. Теология провозглашает эти законы в качестве всеобщего закона всемогущего Творца.
Сейчас все чаще ученые высказывают мнения, что научность теологии вполне доказуема. В качестве примера можно привести высказывание современного российского маститого исследователя-философа, философа науки В. С. Степина, который приходит к выводу, что: «Возникают новые ситуации диалога науки и религии, которые вносят определенные изменения в прежний статус полной автономии и самоценности научных исследований» [4, с.22]. Это говорит о том, что при взаимодействии науки и религии возможно решать возникающие проблемы более рационально.
Также в качестве доказательства научности теологии можно обратиться к существующему мнению, что основным средством против научно-технической цивилизации может служить подход к данной проблеме, который включает в себя как отношение с научной точки зрения, так и согласно нравственным нормам [5]. Преимуществом в решении данной про-
блемы является тот факт, что при таком ее рассмотрении трезво оценивается потенциал нашего разума. Эта особенность свойственна как для христианского богословия, в котором человеческий разум не идентифицируется с божественным, так и для проникновенных философов и блистательных ученых. Русский ученый прошлого века Н.А. Бердяев в своих работах утверждает, что все истины равны и нет высших или низших истин, а также считает, что о законах природы учит наука, но в то же время наука отрицает возможность чудесного. Он пишет: «Тот высший гнозис, который дает нам вера, не отменяет истин науки как низших» [6, с.50]. Проанализировав мнения ученых, упомянутых выше, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к синтезу науки и религии.
Отличительной чертой теологии является то, что она не открывает ничего нового, в отличие от светской науки. Так, А. Шмеман в своих работах отмечает, что богословие не открывает ничего нового, поскольку все уже известно. Тем не менее, теология играет огромную роль в установлении баланса между понимаем научно-образовательной традиции и научно-образовательных инноваций[7, 8].
Однако, не все ученые согласны с тем, что теология имеет научное обоснование, так как понятие «теология» определяется не только как молитвенное богопознание, таинство соединения с Богом во Христе, но и как дискурсивная практика [8]. Именно поэтому, на сегодняшний день остро стоит проблема разделения науки и теологии. Следует заметить, что в современном мире ученые стремятся опровергнуть теорию творения Мира Богом. Поиском начала Мира занимается Большой Адронный Коллайдер. Теология была адекватна и идеологически оправдана в период ранних цивилизаций до средних веков, то есть на уровне основы производства, которое глобально не менялось на протяжении длительного времени. Наша цивилизация, которая является высокотехнологической, не может объясняться теологией. Большинство философов продолжают придерживаться положения о том, что необходимым критерием научности для изучения религии является принципиальное отведение возможности воздействия сверхъестественного [9]. Материалистическая точка зрения заставляет взглянуть на проблему научности следующим образом: «Научно только исследование, не допускающее вмешательство Бога, потому что исследование, допускающее вмешательство Бога, не научно» [4, с.24]. Так, например, Б. Л. Лобовик считает, что наука и религиозное сознание несовместимы, так как научные положения и выводы подтверждаются общественно-исторической практикой. Религия же, в свою очередь, противоречит действительной природы вещей и основывается на легендах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наука и религия имеют разное происхождение: в основе религии лежит нечто сверхъестественное, недоказанное и недоказуемое. Что же касается науки, то она конкретна и опирается на уже доказанные факты. Эта мысль подтверждается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых закреплены правила соот-
ношения научного и религиозного познания: «Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Религия не занимается вопросами устройства материи» [10].
В Государственном образовательном стандарте по специальности теологии дается определение, на основе которого можно признать теологию научной дисциплиной. «Теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство». [11, с.116]. Теология проводит глубокий анализ религиозных феноменов. Но включение теологии в научную отрасль будет обоснованно только тогда, когда данное понятие будет трактовано как отрасль знаний, направленная на изучение религии с позиции религиозной веры [12, 13].
Признание теологии наукой, с одной стороны, открывает более широкие перспективы выпускникам конфессиональных учебных заведений, обеспечивает им свободный доступ к светским организациям, в том числе образовательным, с другой же - в результате введения теологии в научную область теряется уникальность теологии, ее особое положение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что теология весьма многообразна по своей структуре. С одной стороны, богословие -это практика богообщения, духовная жизнь. А с другой стороны - это систематизация религиозных истин, опыта и деятельности. В первом случае теология не является наукой. Во втором случае можно отнести теологию к научному знанию [14, 15].
Однозначного ответа на вопрос о научности теологии скорее всего не существует. Не известно, сколько времени потребуется на то, чтобы окончательно поставить точку в решении данного вопроса и вообще надо ли ли нам это сделать. Статус теологии - один из вечных философских вопросов [16], которые каждая эпоха наполняет новым содержанием. Статус теологии в вузах - вопрос уже решенный, в Европе достаточно давно, в России относительно недавно.
Нужна ли теология именно в российских вузах? Скорее нужна, чем не нужна. Россия - традиционно православная страна, но и других конфессий у нас тоже немало. Сохранить культурную идентичность [17], вести просветительскую работу, поддержать сохранение нравственных ценностей общества в условиях мировоззренческого кризиса современности, во время
переоценки традиционных российских ценностей - все это способна делать теология в том числе. Ее потенциал все еще недооценен и мало используется. Хотелось бы чтобы попытка именно научного понимания теологии обогатила ее содержание, взгляд ученого, а не верующего нашем в ней то, что ранее ускользало от анализа.
Список литературы
1. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // КБ: Философские исследования. 2013. № 6. С. 514-529.
2. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Гнетова Л.В. Конституция российской федерации о признании прав и свобод человека и гражданина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 5-2. С. 202-204.
3. Колесников С.А. Современная теология и современная наука: перспективы сотрудничества // Христианское чтение. 2018. № 5. С. 73-84.
4. Яковенко И.А. Проблема соотношения религиозного и научного знания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. С. 20-28.
5. Мальцева С.М., Сулимова И.Д. Невротические ценности в культуре общества потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 51-56.
6. Бердяев Н.А Философия свободы. М.: Правда, 1989.
7. Магомедов К.М. Религия - теология - наука // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: общественные науки. 2017. Т. 32. № 4. С. 138-150.
8. Никольский В. С. О признании теологии в качестве отрасли научного знания // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 112-119.
9. Федосеева Е.Ю. Теология как наука: за и против // Симбирский научный вестник. 2013. № 1 (11). С. 165-170.
10. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование методологической культуры педагога-исследователя в процессе изучения дисциплины "Основы научно-исследовательской деятельности" // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 140-144.
11. Хмелевская С. А. Теология: современные подходы к осмыслению концептуального статуса // Социально-политические науки. 2013. № 2. С. 56-61.
12. Кырлежев А., Шишков А., Шмалий В. Диалог религии и науки: новые подходы (итоги дискуссии) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 1. С. 164-183.
13. Круглый стол в редакции журнала на тему «В чем научность теологии?» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 205-223.
14. Антонов К. «Теология - это наука о церкви как некоторой фактической данности...» Ответы на вопросы редакции// Государство, религия, церковь в России и за ру-бежом.2016. Т. 34. N 3. С. 200-204.
15. Карпов К. В. Теология как наука в философско-теологической мысли Альберта Великого // Философия религии: альманах. 2013. № 2012-2013. С. 333-350.
16. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования // Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.
17. Балашова Е.С., Мальцева С.М., Бурков А.Д. Политкорректность в современном мире: социокультурный аспект // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 29-33.
Gryznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophical Sciences, Professor (e-mail: [email protected])
Maltceva Svetlana Miuhailovna, candidate of Philosophy, Associate Professor Minin (e-mail: [email protected])
Kaukin Alina Sergeevna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, (e-mail: alinka [email protected])
THE QUESTION OF THE STATUS OF THEOLOGY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF MODERN RUSSIA
The debate about the place of theology in the space of higher secular education has not abated for the last few years. At the same time, the number of universities offering education in this area is increasing. This fact is supported, for example, by the Federal state educational standard HPE in the field of training 033400 Theology (qualification (degree) "bachelor". Analyzing its content, attention is drawn to the emphasis on training in the field of confessional theology, which is presented as a scientific direction. However, the most common understanding of the term "theology" refers to the system of analysis of traditional beliefs and practices, reasoning about God in line with a particular religious tradition ("theology"). Whether theology is possible outside of theism, whether theology is a science, whether it is permissible to teach it in the official educational systems of a secular state - these are the questions that currently need to be answered. The aim of this paper is to analyze the scientific status of theology. Tasks - to define theology; to identify the importance of theology in the modern world; to analyze different views of scientists on theology and to draw a conclusion about its scientific character and acceptability in universities.
Key words: theology, religion, science, higher education, philosophy