ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: ira_vinnikova@mail.ru) Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: devinyls@yandex.ru) Терехина Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: nastena_52rus@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия
На данный момент вопрос повышения финансовой грамотности населения актуален для всех стран без исключения. Финансовый кризис, возросшие долги, не осведомленность о различных финансовых услугах, не умение принимать рациональные решения и жить в соответствии со своими доходами привели к тому, что многим странам пришлось разрабатывать государственные программ по повышению финансовой культуры. К тому же, финансовый рынок развивается настолько стремительно, а информации так много, что многие не успевают усваивать полученные сведения. Экономика государства напрямую зависит от финансовой грамотности ее граждан, т.е. если уровень знаний экономической сферы низкий, то страдает весь сектор экономики и государство в целом.
Ключевые слова: финансовая грамотность, уровень грамотности, государственная программа, международный опыт.
В 2017 году проводилось исследование финансовой грамотности Организацией экономического сотрудничества и развития восемнадцати стран входящих в G20. Странами-участницами были: Австралия, Индонезия, Япония, Великобритания, Германия, США, Бразилия, Канада, Франция, Индия, Республика Корея, Российская Федерация, Южная Африка, Турция, Аргентина, Китай, Италия, Мексика, Саудовская Аравия и два приглашенных государства - Норвегия и Нидерланды.
В России, данное исследование было организовано Министерством финансов и проведено аналитическим центром НАФИ. Согласно определению финансовой грамотности, используемому в ОЭСР, предметом исследования были ответы на вопросы о финансовых знаниях и установках человека, а так же его финансовое поведение. Максимальная сумма баллов, которую могла получить страна 21, данная совокупность баллов включала в себя: 7 баллов за финансовые знания, 9 - за финансовое поведение и 5 за финансовую установку. По итогам исследования уровень стран составил 12,7 баллов. Уровень финансовой грамотности в Российской Федерации равен 12,2. Самый высокий уровень показала Франция с суммой баллов 14,9, Канада - 14,6 баллов. Самый низкий уровень оказался у Италии - 11
баллов и Саудовской Аравии - 9,6 баллов. Таким образом, уровень финансовых знаний в исследуемых странах находится на среднем уровне [3].
На территории многих стран действуют государственные программы повышения уровня финансовой грамотности. Данные программа различны, однако преследуют одну цель - увеличить финансовую активность населения для укрепления экономики собственной страны. Для того чтобы узнать о них более подробно рассмотрим несколько таких программ.
После Второй мировой войны, экономического кризиса, оттока капитала и растущей инфляции именно Япония начала вести деятельность по улучшению экономического образования, с помощью стратегии сбережения. Продолжительное время данная стратегия меняла свое направление, переходя от содействия сбережениям к содействию финансовому планированию жизни и распространению финансовых и экономических знаний. С 2000-х годов, с принятием политики финансовой либерализации под названием «Биг Бэнг финансовой системы» населению страны выпала возможность выбора финансовых услуг на финансовом рынке. Однако данная политика предполагала принятие ответственности граждан за возникающие риски [4].
Программа финансового и экономического образования принятая в Японии в июне 2005 году, предлагает определенные меры, направленные на повышение финансово-экономического образования населения Японии в целом. В это же время, Центральный совет информации по финансовым услугам организовал работу по улучшению ситуации экономического образования у японских школьников. Для этого были организованы консультативные группы и комитеты, которые вели деятельность по созданию методических рекомендаций, семинаров и учебных материалов для учителей, создавали учебные программы экономического образования для всех ступеней школьного образования.
Вторая национальная программа финансового образования была принята в 2007 году и была направлена на формирование финансовой культуры начального, среднего и высшего уровней образования, а так же учителей и родителей.
В 2015 году была принята «Карта финансовой грамотности», основным направление которой являлось повышение экономической грамотности посредством разделения населения на возрастные группы. Для категории «обучающиеся», программа содержит следующие направления:
- обучение управлению личным бюджетом;
- обучение умению планировать свои доходы и расходы;
- обучение основным теоретическим и практическим вопросам финансовой сферы.
Для граждан старше 25 лет, программа предполагает увеличение уровня финансовой грамотности для принятия рациональных решений при выборе экономических продуктов, увеличения уровня доходов и уменьшения рисков при различных финансовых операциях.
В этом же году была принята новая «Программа финансового образования», в которой рассмотрены основные вопросы финансового образования по четырем основным темам:
- управление семейным бюджетом;
- финансовое планирование жизни;
- финансовые знания, понимание финансово-экономических условий, выбор и использование подходящих финансовых продуктов;
- консультации с экспертами в финансовой области.
В конечном счете, целью японской государственной программы выступает задача научить своих граждан управлять доходами и расходами, ведь именно это является началом для формирования финансовой грамотности в целом [1].
Предпосылкой принятия первой национальной стратегии по финансовой грамотности в 2006 году в США также был финансовый кризис, который сдерживал экономическое развитие страны. В этой программе рассматривались основные направления деятельности, необходимые для развития финансовой культуры населения. Программа реализовывалась в период 2006-2009 годов. В 2009 году было принято решение по организации рабочей Группы, которая должна вести разработку новой «Национальной стратегии по финансовой грамотности 2011».
Стратегия новой программы заключается в создании финансовых благ, финансовой безопасности и стабильности всех слоев населения США. Целями данной стратегии являются:
- возможность получения финансового образования и доступа к финансовым образовательным источникам;
- знание основных финансовых компетенций конкретных людей, определение перечня знаний и умений, необходимых для принятия решения в определенных экономических ситуациях;
- улучшение условий по обмену финансовой информацией;
- создание баз для передачи практического опыта финансовой сферы, проведения исследований и создания новых финансовых продуктов.
В дополнение, 21 июля 2010 года был принят закон Додда — Франка о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей. Было создано Бюро для защиты прав потребителей финансовых услуг. Бюро вело два направления деятельности: оказание помощи гражданам необходимой для достижения поставленных финансовых целей с помощью существующих ресурсов и инструментов, а также разработка методов повышения финансового образования. Кроме Бюро, был создан Фонд защиты клиентов с целью финансирования инициатив финансовой сферы.
С изменением финансового рынка в США была принята новая Национальная стратегия финансовой грамотности в 2016 году. Основным направлением стратегии выступало создание благоприятных условий для подготовки молодого поколения к успешной жизни в обществе и процве-
тания страны. Такой ориентир выбран из-за обучаемости молодых людей, их активности в финансовой сфере, а также, потому что, приобретя знания сейчас, они смогут применить их в течение жизни став успешными в профессиональной и хозяйственной деятельности.
После проведенного исследования, в марте 2006 года, которое выявило низкий уровень финансовой грамотности населения, правительство Великобритании приняло решение о внедрении государственной программы с названием «Финансовая грамотность в Великобритании: время перемен» рассчитанная на период с 2006 по 2011 годы. В программе содержались мероприятия ориентированные на длительное время, которые формируют «фундамент» для повышения уровня финансовой грамотности населения и мероприятия направленные на действие «здесь и сейчас».
С 2005 года реализуется программа «Денежные доктора», целевой аудиторией которой являются студенты ВУЗов. Необходимость программы возникла, в связи с большими долгами молодежи и низким уровнем осведомленности о финансовой сфере. Для работающего населения Великобритании была разработана программа «Получите от денег максимум». В программу входили тренинги, семинары, обучающие лекции и методические материалы. В 2011 году вновь было проведено исследование уровня финансовой грамотности населения страны, которое показал незначительные улучшения данного аспекта, после чего была вновь организована работа по созданию новой национальной стратегии повышения финансовой грамотности [3].
В октябре 2015 года была опубликована новая стратегия финансовой грамотности Великобритании, включающая в себя отдельные проекты стратегий для Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии с учетом их национальных особенностей. Программа рассчитана на десятилетний период. Для учета потребностей каждого гражданина страны, население поделили на несколько категорий: дети и подростки от 3до 18 лет, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, люди трудоспособного населения - от 16 до 70 лет. Также выделена категория граждан пенсионного возраста от 65 лет и старше.
Как и в других странах в национальной программе делается упор на качественное финансовое образование молодого поколения. Учебные учреждения различных ступеней образования имеют программы финансовой грамотности, которые они могут скачать с официального сайта Группы финансового образования Young Money. Для изучения роста или спада уровня финансовой культуры, каждый год, Консультативной службой по денежным вопросам Великобритании проводится оценка данного результатов.
В Австралии национальная программа повышения финансовой грамотности была принята в 2011 году, а новый вариант программы принят в 2014 году учитывающий все изменения мировой экономики. Ключевыми направлениями являются:
- финансовое образование посредством ученых заведений;
- получение достоверной экономической информации из надежных источников;
- внедрение дополнительных программ и различных курсов;
- взаимодействие всех финансовых институтов между собой;
Для реализации данных направлений были сделаны определенные действия: созданы информационные сайты, увеличено количество платных и бесплатных тематических курсов, увеличено количество волонтеров для обучения населения. Введена новая должность - омбудсмен по финансовой грамотности и т.п. Каждый год проводится мероприятие «Неделя финансового планирования». Также каждый гражданин может получить бесплатную консультацию по всем вопросам с помощью портала «Скорая помощь» [1].
Для населения Индии, внедрение подобной программы, является весьма важным аспектом улучшения благосостояния жизни, т.к. уровень финансовой грамотности очень низок. Программа принята в 2013 году и основной целью является охват более 500 миллионов человек. Целевой аудиторией являются молодые люди, пенсионеры и неработающее население. Главные темы таких мероприятий на территории страны это:
- основы кредитования и сбережения;
- перевод денежных средств;
- семейный бюджет;
- механизмы пенсионных накоплений;
- управление долговыми обязательствами;
- принципы инвестирования;
- создание собственного дела и его успешное управление.
Участниками, реализующими данную стратегию, выступали: Резервный
Банк Индии, Совет по ценным бумагам и биржам Индии, Коммерческие банки и прочие финансовые посредники, Служба страхового надзора и развития, Служба по регулированию пенсионного фонда и развитию. Основными мероприятиями, проводимыми в рамках стратегии, были: показ обучающих фильмов, проведение тренингов и семинаров, распространение методических материалов, создание тематических программ на федеральных каналах, создание центров для оказания помощи гражданам. Проводилась работа по информированию о пенсионных накоплениях и различных видов и способов страхования. С помощью данной программы правительству Индии удалось улучшить ситуацию уровня финансовой грамотности и улучшить финансово-экономические показатели страны [2].
В данной статье рассмотрены стратегии повышения финансовой грамотности лишь на примере пяти стран, но данная тема является значимой для всех государств без исключения. Разработкой программ занимаются дополнительно созданные в этих целях государственные организации. В таких странах как Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Ирландия и
Швеция программы закреплены на уровне действующего законодательства и обязательны для исполнения. На территории Германии множество реформ внедряется по теме пенсионной системы. Задача повысить финансовую культура населения своей страны через внедрение государственные национальные стратегии есть у ряда стран: Австралия, Канада, Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия. Единственной экономически крупной страной, в которой пока нет единой стратегии повышения уровня финансового образования является Китай.
Принятые стратегии в вышеперечисленных государствах, с разделением на возрастные категории с учетом потребностей каждой из них, направлены на обучение граждан рационально распоряжаться своим бюджетом, а это случиться, если каждый человек станет:
- заниматься изучение тематических книг, и посещать различные курсы или семинары по вопросу финансов;
- вести учет доходов и расходов, что помогает в анализе совершения трат денег и дает возможность выявить те товары и услуги, на которых можно экономить;
- откладывать до 30% доходов в месяц, а накопленные сбережения в дальнейшем можно куда-либо вложить;
- ставить цель как получить наибольшие доходы при наименьших издержках;
- общаться с финансово независимыми и компетентными в этом вопросе людьми, т.к. это поможет получить достоверные практические знания.
Список литературы
1. Блискавка Е.А., Демидов Д.Н, Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения. Международный опыт и российская практика. - М.: ЦИПСиР, 2012.
2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А.,Потапова А.Д. Методы оценки уровня финансовой грамотности в школе//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 49-51.
3. Международный опыт. [Электронный ресурс] / Финансовая грамотность, содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности - Режим доступа: http://xn80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai- (Дата обращения 10.04.2019г.).
4. Россия на 9 месте по финансовой грамотности среди стран G20. [Электронный ресурс] / НАФИ, аналитический центр - 2017 г. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/rossiya-na-9-meste-po-finansovoy-gramotnosti-sredi-stran-g20/- (Дата обращения 10.04.2019г.).
5. Шадрина Ю.А., Шибаев С.Р. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] / Шадрина Ю.А./ Шибаев С.Р// Журнал: Финансы и кредит.- 2018 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya - (Дата обращения 25.11.2018 г.).
Vinnikova Irina Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor Kuznetsova Ekaterina Andreevna, senior lecturer Terekhina Anastasia Evgenievna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N.Novgorod, Russia
FOREIGN EXPERIENCE OF INCREASING THE FINANCIAL CAPACITY OF THE POPULATION
Abstract. At the moment, the issue of improving financial literacy of the population is relevant for all countries without exception. The financial crisis, increased debts, lack of awareness of various financial services, not the ability to make rational decisions and live in accordance with their incomes have led many countries to develop government programs to improve financial culture. In addition, the financial market is developing so rapidly, and there is so much information that many do not have time to absorb the information received. The economy of a state directly depends on the financial literacy of its citizens, i.e. if the level of knowledge of the economic sphere is low, then the entire sector of the economy and the state as a whole suffer.
Keywords: financial literacy, literacy rate, state program, international experience.
УДК 130.3
ВОПРОС О СТАТУСЕ ТЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н., профессор
e-mail: egik37@yandex.ru Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н., доцент (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Каукина Алина Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия (e-mail: alinka_kaukina@mail.ru)
Дискуссия о месте теологии в пространстве высшего светского образования не утихает уже последние несколько лет. Одновременно с этим количество вузов, предлагающих получить образование по данному направлению только увеличивается. Данное обстоятельство подкреплено, например, Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) «бакалавр». Анализируя его содержание, привлекает внимание акцент на подготовку в области конфессиональной теологии, которая представляется как научное направление. Однако наиболее распространенное понимание термина «теология» относит его к системе анализа традиционных верований и практик, рассуждение о боге в русле той или иной религиозной традиции («богословие»). Возможна ли теология вне теизма, является ли теология наукой, допустимо ли ее преподавание в официальных образовательных системах светского государства - вот вопросы, на которые в настоящее время необходимо найти ответы. Целью настоящей работы является анализ научного статуса теологии. Задачами - дать определение теологии; выявить значимость теологии в современном мире; проанализировать различные взгляды ученых на теологию и сделать вывод о ее научности и допустимости в вузах.