Научная статья на тему 'Теология в системе светского образования в современной России'

Теология в системе светского образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1758
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА И РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THEOLOGY / THEOLOGICAL EDUCATION / SCIENCE AND RELIGION / RELIGION AND EDUCATION / ACADEMIC THEOLOGY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выхованец Алена Егоровна

Данная статья посвящена крайне актуальной в настоящее время проблеме появлению и распространению такой дисциплины, как теология, в светском образовательном пространстве Российской Федерации. В работе дается краткий исторический экскурс в проблему, анализируется образовательный стандарт по направлению «Теология», рассматриваются примеры реализации образовательных программ по данному направлению в светских вузах, анализируются соответствующие учебные программы. В статье также изучаются позиции представителей академического сообщества и Русской православной церкви по исследуемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGY IN THE SYSTEM OF SECULAR EDUCATION IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the extremely topical issue at present the emergence and expansion of such discipline as theology in the secular educational space of the Russian Federation. The work presents a brief insight into the problem, analyzes the educational standard in the specialty of “theology”, considers examples of the implementation of educational programs in this area in secular universities and analyzes relevant learning programs. The study also examines the positions of the representatives of the academic community and the Russian Orthodox Church on the issue under study.

Текст научной работы на тему «Теология в системе светского образования в современной России»

Выхованец Алена Егоровна

ТЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Данная статья посвящена крайне актуальной в настоящее время проблеме - появлению и распространению такой дисциплины, как теология, в светском образовательном пространстве Российской Федерации. В работе дается краткий исторический экскурс в проблему, анализируется образовательный стандарт по направлению "Теология", рассматриваются примеры реализации образовательных программ по данному направлению в светских вузах, анализируются соответствующие учебные программы. В статье также изучаются позиции представителей академического сообщества и Русской православной церкви по исследуемому вопросу.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-2/11 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. C. 57-60. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 215; 378.4 Философские науки

Данная статья посвящена крайне актуальной в настоящее время проблеме - появлению и распространению такой дисциплины, как теология, в светском образовательном пространстве Российской Федерации. В работе дается краткий исторический экскурс в проблему, анализируется образовательный стандарт по направлению «Теология», рассматриваются примеры реализации образовательных программ по данному направлению в светских вузах, анализируются соответствующие учебные программы. В статье также изучаются позиции представителей академического сообщества и Русской православной церкви по исследуемому вопросу.

Ключевые слова и фразы: теология; теологическое образование; наука и религия; религия и образование; академическая теология; высшее образование.

Выхованец Алена Егоровна

Санкт-Петербургский государственный университет eleanna24@gmail. com

ТЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 16-33-01186 «Религия, наука и образование в современной России».

В последние годы в академическом и публичном пространстве Российской Федерации не утихают споры по проблеме введения и распространения теологии в качестве образовательной дисциплины в светских вузах. Либерально настроенные ученые и общественные деятели активно критикуют данное явление, усматривая в нем отход от принципа разделения религии и государства и невмешательства религиозных организаций в сферу образования. Ряд представителей Русской православной церкви, напротив, рассматривает отсутствие возможности защищать диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по направлению «Теология» в рамках светской академической системы как нарушение принципов свободы совести и равенства прав верующих и атеистов. Сторонники «светской» теологии нередко апеллируют к европейской модели преподавания теологии в светских вузах, указывая на то, что присоединение России к Болонскому процессу обязывает российские вузы также включить теологию в качестве полноценной образовательной дисциплины.

Однако ситуация в России и в западных странах касательно преподавания теологии в светских вузах имеет принципиальные различия. В старейших университетах Европы, таких как университеты Парижа, Болоньи, Оксфорда, теология являлась одной из базовых дисциплин с самого начала их образования. При этом университеты не являлись духовными образовательными учреждениями и имели автономию как от государства, так и от церкви [5, с. 29-31]. Во многих европейских университетах традиция преподавания теологии сохранилась вплоть до наших дней, несмотря на то, что в большинстве европейских стран религия отделена от государства. Так, профессор Крис ванн Троствэк, специалист в области философии, имеющий многолетний опыт преподавания в ведущих университетах Европы, в том числе и на теологических факультетах, указывает на то, что европейская академическая теология, в отличие от церковной, имеет критический характер и все больше приобретает черты религиоведения. Более того, все чаще теология заменяется религиоведением. Несмотря на это, теология не свободна от традиции, и учебный план выстраивается с акцентом на христианство, более того, в зависимости от региона имеет католическую или протестантскую направленность [13]. Тем не менее, как отмечает Троствэк, научная ценность академической теологии - в ее критическом подходе и свободе от догматизма. Как и религиоведение, европейская академическая теология - междисциплинарная область исследований, привлекающая современную методологию психосоциологии и литературоведения [Там же].

В отличие от стран Запада, в России не сложилось устойчивой традиции академической теологии. В эпоху Российской империи теологические дисциплины в университетах не изучались. Систематическое изложение и истолкование религиозного учения и догматов велось только в духовных семинариях и академиях. Старейшие подобные заведения - Киево-Могилянская коллегия (1631 г.) и Славяно-греко-латинская академия (1688 г.). В советский период какие-либо исследования, касающиеся религии, могли осуществляться только в рамках концепции научного атеизма, и о преподавании теологии в университетах, разумеется, речи не шло. Таким образом, исторически сложилось, что теология преподавалась только в религиозных образовательных учреждениях, и в связи с этим сформировался только конфессиональный подход в преподавании данной дисциплины [7].

Ситуация изменилась в 1990-е гг., когда на фоне общего религиозного возрождения возрос интерес к теологии как образовательной дисциплине. В 1993 г. данное направление было внесено в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей, в этом же году был разработан первый образовательный стандарт по дисциплине «Теология» для подготовки бакалавров. Стандарт создавался без участия представителей религиозных организаций и предполагался как внеконфессиональный. Согласно характеристике направления по данному стандарту, деятельность бакалавра направлена на «анализ религии как одной из сфер жизни общества, изучение истории ее развития, различных направлений и конфессий религии, теологического обоснования религии, особенностей проявления религии в современном мире» [4]. Таким образом, можно видеть, что задачи теолога мало чем отличаются от задач религиоведа. Тем не менее в перечне компетенций

бакалавра, помимо научно-исследовательской и педагогической, упоминается и катехизаторская деятельность. Требования к подготовке бакалавра включают в себя освоение предметов общей гуманитарной подготовки, основ социально-экономических наук, концепции современного естествознания, основ безопасности жизнедеятельности, иностранных языков и др. Также указывается, что бакалавр теологии должен иметь фундаментальную подготовку по всем разделам религиоведческого знания. Отмечается, что выпускник должен владеть методами научных и теологических исследований, при этом, что именно собой представляют теологические методы, не указывается. В разделе обязательного минимума собственно теологических знаний перечисляются различные области христианской теологии, такие как догматическое, пастырское, аскетическое богословие, литургика, гомилетика, экзегетика, патрология. При этом, что касается других религий, упоминается только «буддийская теология, мусульманская теология» [Там же], тем не менее мы знаем, что в буддизме нет теологической традиции, так как это в принципе нетеистическая религия.

На основе данного анализа можно видеть, что была предпринята попытка сформировать образовательный стандарт, который будет обеспечивать достаточно широкий спектр гуманитарных знаний в целом и знаний о религии в частности. Тем не менее стандарт оказался не вполне доработанным, кроме того, можно наблюдать определенный акцент на христианскую традицию.

Обновленный стандарт по дисциплине «Теология» вышел в 2001 г., и на этот раз он позиционировался как «поликонфессиональный». Теперь в перечне компетенций выпускника не упоминалась катехизаторская деятельность, напротив, указывалось, что «образовательная программа по подготовке бакалавра теологии носит светский характер. В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование бакалавров теологии не преследует цели подготовки священнослужителей» [3]. Дисциплины, согласно данному стандарту, делились на два блока: первый - обязательные предметы, такие как ОБЖ, КСЕ, иностранные языки, общая гуманитарная подготовка; второй - непосредственный блок специальных дисциплин, входящих в раздел теологического знаний. Данный блок включал «конфессиональное вероучение, священные тексты, вероучительную литературу, историю конфессии, конфессиональное право, культ конфессии, древние языки» [Там же]. При этом можно видеть, что формулировки имеют общий характер, и не указывается, о какой именно конфессии идет речь. Предполагалось, что стандарт представляет собой некий универсальный макет, который может быть адаптирован под различные «конфессионально-образовательные профили», такие как христианская, исламская и иудейская теология. То есть, несмотря на «внеконфессиональный характер» образовательного стандарта, из наличия нескольких конфессиональных модулей на выбор следует, что фактически обучение будет вестись преимущественно в рамках одной теологической традиции.

В настоящее время действует образовательный стандарт, подписанный в 2014 г. министром образования и науки РФ Д. В. Ливановым. Стандарт претерпел значительные изменения относительно стандарта 2001 г. В современном стандарте нет указаний на светский характер дисциплины «Теология», в область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, включены такие сферы, как «традиционные духовные ценности общества, наука и просвещение, практические аспекты жизни конфессий». Стандарт указывает, что «объектами профессиональной деятельности выпускников являются основополагающие духовные ценности и опыт, теоретически оформленные в соответствующей религии» [8]. Виды профессиональной деятельности бакалавра, согласно последнему стандарту, включают в себя учебно-воспитательскую и просветительскую деятельность. В числе профессиональных задач указывается сфера духовно-нравственного и патриотического воспитания. Кроме того, отмечается, что педагогический состав для преподавания дисциплины «Теология» должен состоять минимум на 70% из преподавателей, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Таким образом, можно видеть, что, согласно последнему образовательному стандарту, академическая теология мало чем отличается от церковной теологии. Исчезли какие-либо указания на светский характер академической теологии, преподавание предполагается в рамках религиозной традиции, выбранной в соответствии с профилем обучения. Преподавательский состав должен состоять преимущественно из теологов, а деятельность выпускников теперь связана не только с научно-исследовательской, педагогической, экспертной или посреднической деятельностью, но и с духовно-нравственным воспитанием. Встает вопрос: что представляет собой в таком случае духовно-нравственное воспитание, и не значит ли постановка таких задач, что в светских вузах будут готовить миссионеров и катехизаторов?

Несмотря на многочисленные трудности, связанные с распространением теологии в светских вузах, и неоднозначную оценку общественности, факультеты и кафедры по данному направлению открываются все в большем числе российских учреждений высшего образования. С 2014 г. доступна трехуровневая система обучения данной специальности: бакалавриат, магистратура, аспирантура. 25 сентября 2015 г. Высшая аттестационная комиссия РФ утвердила паспорт новой научной специальности «Теология». Это стало последним, заключительным этапом в становлении теологии как академической научной дисциплины и позволило защищать диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по направлению «Теология» [11]. Паспорт специальности дает достаточно общие характеристики областей исследования, не указывая конкретной религиозной традиции.

В 2016 г. был сформирован объединенный диссертационный совет по направлению «Теология». Председателем комиссии стал православный митрополит Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич), а также экспертный совет, председателем которого стал Ефим Пивовар, доктор исторических наук, президент и председатель ученого совета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Итак, в настоящее время в светских университетах РФ осуществляется подготовка специалистов в области теологии по трем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), вплоть до защиты докторских диссертаций. Отделения теологии на сегодняшний день существуют примерно в 40 вузах России. Первопроходцем в данной области стал Омский государственный университет, сформировавший факультет теологии в 1994 г. На официальном сайте университета постулируется, что «изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер» [9]. В настоящее время в университете существует кафедра «Теология и мировые культуры».

В числе работодателей, подписавших данную образовательную программу, - Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации Омской и Таврической епархии [10]. Таким образом, можно видеть, что учебный план по теологии в данном светском вузе проходит проверку в православной епархии, при этом представители других конфессий в одобрении программы никак не участвуют. Кроме того, в учебном плане данного направления явно присутствуют акцент на христианскую традицию и преобладание дисциплин, связанных с христианской проблематикой, таких как экзегетика священного писания - Ветхого и Нового Заветов, каноническое право, догматическое богословие, библейская археология, церковная археология и др. [1].

Все это указывает на то, что в рамках одного вуза теология фактически не носит ни поликонфессионального, ни тем более внеконфессионального характера и отличается от церковной теологии в первую очередь отсутствием отправления культа и тем, что не ставит целью подготовку священнослужителей.

Заметный конфессиональный окрас имеет направление теологии в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Здесь в 2001 г. появился Социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), основной идеей направления была «интеграция факультетов классического университета (философского и теологического) с инновационными проектами социального просвещения граждан России» [6]. Помимо образовательной функции, факультет ставит целью «воспитание и духовное развитие студентов» [Там же]. В настоящее время на факультете существуют три кафедры: кафедра философии и теологии, кафедра социальной работы, и кафедра культурологии и политологии. В числе преподавателей кафедры - кандидат богословия, протоиерей, настоятель православного храма. Выпускники кафедры готовятся в том числе к работе в духовно-просветительских центрах.

В настоящее время теология в государственных вузах России, таких как Дальневосточный федеральный университет, Тверской государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ и др., имеет православный уклон и зачастую сотрудничает с православными епархиями. Принцип поликонфессиональности в некоторой степени реализуется в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Здесь направление «Теология» существует на базе кафедры религиоведения и специализируется на государственно-конфессиональных отношениях. При этом на уровне бакалавриата представлены христианская и исламская группы. На уровне магистратуры также предлагается два направления: «Теология: наука и религия (христианский профиль)» и «История и теология ислама». Учебный план направления состоит из обязательного блока, который включает в себя религиоведческую подготовку (такие дисциплины, как социология, история, психология, антропология религии и др.), а также из блока дисциплин по выбору, таких как святоотеческое богословие, история и практика суфизма, философия иудаизма и др. [14].

Итак, мы видим, что «Теология» набирает популярность в светских вузах РФ. Можно предположить, что ее распространение приобретет еще больший масштаб в связи с появлением возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению. 1 июня 2017 г. состоялась первая защита подобной кандидатской диссертации на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Кирилла и Мефодия. Соискателем стал протоиерей Павел Хондзинский, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета. Большой резонанс в обществе вызвала «теологическая методология», описанная в автореферате диссертации на соискание степени. Хондзинский отмечает, что теологический метод отличает от гуманитарных наук (в частности, от философии и религиоведения) личностный характер исследования. Соискатель отмечает, что описываемый метод допускает использование «личного опыта веры теолога».

В настоящий момент можно говорить о том, что современная академическая теология мало чем отличается от церковной теологии. Так, например, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского университета, комментируя распространение теологии в светской образовательной системе, отметил, что «теологическое образование должно быть связано с Церковью. Преподавать теологию без Церкви -это абсурдно точно так же, как преподавать музыку без музыкантов» [12]. Говоря об отличии теологии от религиоведения, он указал на разницу в исследовательском подходе: «Теология основывается на религиозном опыте, и сама не только изучает этот опыт, она и рождается, и развивается в сфере этого опыта» [Там же].

Подобная характеристика теологической методологии вызвала многочисленные дискуссии в публичном пространстве. Так, например, Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, член ВАК при Министерстве образования и науки РФ, считает, что нельзя считать наукой сферу, апеллирующую к личному религиозному опыту [2]. В свою очередь, Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук, отмечает, что подобная характеристика методологии могла быть просто неудачной формулировкой в автореферате и по одному данному аспекту нельзя судить о научности или ненаучности направления «Теология» в целом.

На основе анализа всего вышесказанного можно заключить, что в настоящее время область академической теологии стремительно развивается и завоевывает все большее внимание в публичном пространстве. Этот процесс уже вряд ли можно остановить. С момента своего появления в качестве одного из направлений подготовки в светских вузах теология претерпела ряд изменений. Первый образовательный стандарт по данной

дисциплине предполагался как внеконфессиональный, тем не менее имел немало дискуссионных моментов. Обновленный стандарт 2001 г. постулировал, что теология является светской дисциплиной и не ставит целью подготовку священников. На данном этапе академическая теология, согласно образовательному стандарту, более всего походила на западную критическую теологию. Тем не менее последний стандарт, выпущенный в 2014 г., предоставил Русской православной церкви гораздо больше возможностей курировать академическую теологию. Так, в описании данной дисциплины теперь отсутствуют указания на ее светский характер, а в числе сфер деятельности, к которым готовят выпускника, указывается в том числе сфера духовно-нравственного воспитания, которое, вероятнее всего, может свестись к религиозному воспитанию, если специалисты, осуществляющие данную деятельность, получали образование в рамках одной религиозной традиции. Кроме того, принцип поликонфессиональности теологии практически нигде не реализуется. Исключением является Казанский (Приволжский) федеральный университет, где представлен выбор между исламским и христианским профилями. Таким образом, несмотря на то, что теология в светских вузах активно развивается в настоящее время, можно говорить о том, что в России не сложилось критической академической теологии. На уровне бакалавриата и магистратуры данное направление скорее представляет собой упрощенный вариант церковной теологии. На уровне аспирантуры и защиты диссертаций академическая теология является определенным средством унификации церковного и светского образования.

Список источников

1. Базовый учебный план направления подготовки бакалавров 48.10.01 «Теология» [Электронный ресурс]. URL: http://sveden.omsu.ru/dup/bup-480301-o.pdf (дата обращения: 21.10.2017).

2. В России защитили диссертацию по теологии. Это что, наука такая? [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.com/ russian/features-40139414 (дата обращения: 23.10.2017).

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 520200 Теология [Электронный ресурс]. 2001 г. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/520200b_2001.html (дата обращения: 19.10.2017).

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520200 - Теология (второй уровень высшего профессионального образования) [Электронный ресурс]. 1993 г. URL: http://www.edu.ru/db/portal/ spe/gos_old/520200.htm (дата обращения: 19.10.2017).

5. Душин О. Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия и конфликтология. 2013. Вып. 2. С. 26-31.

6. История факультета [Электронный ресурс] // Официальный сайт Социально-теологического факультета БГНИУ. URL: http://stf.bsu.edu.ru/stf/about/history/ (дата обращения: 21.10.2017).

7. Мельков А. С. Развитие теологии как научной дисциплины на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2015. № 4. URL: http://st-hum.ru/content/melkov-razvitie-teologii-kak-nauchnoy-discipliny-na-postsovetskom-prostranstve (дата обращения: 17.11.2017).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 № 124. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/480301.pdf (дата обращения: 19.10.2017).

9. Образовательная программа «Теология» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Омского государственного университета. URL: http://abit.omsu.ru/abitpage/teologiya.html (дата обращения: 17.10.2017).

10. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 48.03.01. «Теология» [Электронный ресурс]. URL: http://sveden.omsu.ru/op/op-480301.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

11. Паспорт научной специальности 26.00.01 «Теология» от 25.09.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov. ru/316 (дата обращения: 19.10.2017).

12. Протоиерей Владимир Воробьев: Теология - древнейшая наука, с нее начинались все европейские университеты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1133908.html (дата обращения: 23.10.2017).

13. Университеты и теология. Опыт современной Европы. Интервью с профессором Крисом ванн Троствэком

[Электронный ресурс] // Троицкий вариант - Наука. 2015. 24 января. URL: http://trv-science.ru/2015/01/24/universitety-i-teologiya-opyt-sovremennojj-evropy/ (дата обращения: 17.11.2017).

14. Учебные планы кафедры религиоведения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. URL: http://kpfu.ru/isfhmk/struktura/otdeleniya/filosofii-i-religiovedeniya/kafedra-religiovedeniya/ uchebnye-plany (дата обращения: 23.10.2017).

THEOLOGY IN THE SYSTEM OF SECULAR EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Vykhovanets Alena Egorovna

Saint Petersburg University eleanna24@gmail.com

The article is devoted to the extremely topical issue at present - the emergence and expansion of such discipline as theology in the secular educational space of the Russian Federation. The work presents a brief insight into the problem, analyzes the educational standard in the specialty of "theology", considers examples of the implementation of educational programs in this area in secular universities and analyzes relevant learning programs. The study also examines the positions of the representatives of the academic community and the Russian Orthodox Church on the issue under study.

Key words and phrases: theology; theological education; science and religion; religion and education; academic theology; higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.