https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018.4.6
Выхованец Алена Егоровна
ТЕОЛОГИЯ В СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
С 1994 г. дисциплина "теология" в России преподается как в религиозных, так и в светских высших учебных заведениях. При этом предполагается, что академическая теология, в отличие от богословия, преподаваемого в религиозных учебных заведениях, имеет критический характер, не связана с религиозной практикой и отправлением культа, не готовит священнослужителей, автономна по отношению к религиозным организациям. Тем не менее на практике принцип секулярности в преподавании названной дисциплины далеко не всегда реализуется. Данная работа представляет собой компаративный анализ церковного богословия и академической теологии, основанный на изучении учебных планов образовательных программ по соответствующей дисциплине в религиозных и светских вузах на примере Омского государственного университета и Свято-Тихоновского православного университета, а также исследовательских работ, опубликованных выпускниками Белгородского государственного национального университета соответствующего направления.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/4/6.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(12) C. 26-29. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
LOGICAL OPERATIONS FORMATION IN THE CONTEXT OF SENIOR PRESCHOOLERS' COHERENT SPEECH DEVELOPMENT
Vershinina Natal'ya Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk versok3 @mail. ru
The article is devoted to the problem of preschoolers' coherent speech formation at the stage of preschool training. It is well known that the period of preschool childhood is characterized as the time of the dynamic formation and development of the phonetic, lexical, grammatical sides of native speech. It is in preschool age that the foundations of productive speech activity are laid. Preschoolers' ability to create their own statements is a kind of the indicator of the level of a child's intellectual and social development. An inherent requirement for any speech statement is the observance of consistency as a communicative quality of speech. Speech consistency is provided by a number of logical skills based on logical operations. In this regard, teaching logical operations to children at the stage of preschool training is of considerable importance. The author offers specific methods of work on senior preschoolers' elementary logical skills formation.
Key words and phrases: senior preschooler; speech development; coherent speech; speech consistency; logical operations.
УДК 372.82 Дата поступления рукописи: 08.11.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.6
С 1994 г. дисциплина «теология» в России преподается как в религиозных, так и в светских высших учебных заведениях. При этом предполагается, что академическая теология, в отличие от богословия, преподаваемого в религиозных учебных заведениях, имеет критический характер, не связана с религиозной практикой и отправлением культа, не готовит священнослужителей, автономна по отношению к религиозным организациям. Тем не менее на практике принцип секулярности в преподавании названной дисциплины далеко не всегда реализуется. Данная работа представляет собой компаративный анализ церковного богословия и академической теологии, основанный на изучении учебных планов образовательных программ по соответствующей дисциплине в религиозных и светских вузах на примере Омского государственного университета и Свято-Тихоновского православного университета, а также исследовательских работ, опубликованных выпускниками Белгородского государственного национального университета соответствующего направления.
Ключевые слова и фразы: теология в вузах; теологическое образование; богословие; наука и религия; религия и образование.
Выхованец Алена Егоровна
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова Российской академии наук а. vykhovanets@mail. ги
ТЕОЛОГИЯ В СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 16-33-01186 «Религия, наука и образование в современной России».
Начиная с 1990-х гг. теология все глубже проникает в систему светского образования России. В 1993 г. был принят первый образовательный стандарт по данной дисциплине, который включал в образовательную программу значительный религиоведческий блок. Предполагалось, что академическая теология будет иметь внеконфессиональный характер, тем не менее в первом стандарте акцент делался на христианскую богословскую традицию, присутствовали такие предметы, как патрология, гомилетика, экзегетика, литурги-ка и др. Выпускники, в соответствии со стандартом 1993 г., готовились в том числе к катехизаторской деятельности [11]. Первым государственным университетом, создавшим направление подготовки по специальности «теология», стал Омский государственный университет в 1994 г.
В 2001 г. вышел обновленный Федеральный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Теология», в котором указывалось, что данная дисциплина имеет светский характер, во время обучения не предполагается отправление культа, образовательные программы государственных университетов по данному направлению не ставят целью подготовку священнослужителей и катехизаторов. Дисциплины, выбранные для преподавания в соответствии с данным стандартом, делились на два блока - блок общей гуманитарной подготовки, включающий историю, основы права, основы экономики, иностранные языки, основы религиоведческих знаний и др., и собственно блок теологических дисциплин. При этом стандарт не указывал, о теологии какой именно конфессии будет идти речь, и формулировки носили достаточно общий характер (священные тексты конфессии, культ конфессии и т.п.). Предполагалось, что для преподавания
будет выбран один из трех «образовательно-конфессиональных профилей», которые включали в себя христианское, исламское и иудейское направления [12].
В настоящее время действует стандарт, подписанный в 2014 г. министром образования и науки РФ Д. В. Ливановым. Стандарт отличается от предшествующего в ряде пунктов. Так, например, нет указания на то, что теология, преподаваемая в государственных вузах, имеет светский характер. Вместо этого указывается, что «программа бакалавриата по направлению подготовки 48.03.01 Теология реализуется в рамках соответствующей конфессиональной теологии (христианской, исламской, иудейской, буддийской)» [7]. Таким образом, образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из предложенных модулей и реализо-вывать образовательную деятельность в рамках теологической традиции одной конфессии.
Если обратиться к опыту практической реализации преподавания теологии в светских вузах РФ, которое должно осуществляться в соответствии с действующим образовательным стандартом, то можно увидеть, что обучение происходит преимущественно в рамках одной религиозной традиции. В настоящее время примерно в 40 вузах России существуют отделения теологии, при этом в подавляющем большинстве случаев это христианская теология в прочтении Русской православной церкви (далее - РПЦ) [3]. Исключением являются только несколько вузов, расположенных в регионах, где половина или большинство населения - это представители другой религиозной группы. Так, например, Башкирский государственный университет в 2014 г. открыл образовательную программу «Теология», специализирующуюся на исламской теологической традиции. Цель данной программы - готовить компетентных специалистов в области взаимодействия между исламской конфессией, государством и обществом. В учебный план включены такие дисциплины, как кораническая экзегетика, хадисоведение, чтение священных текстов на арабском языке, исламское право, история исламских цивилизаций. Кроме того, присутствуют такие практически направленные курсы, как «Основы поклонения», «Правила и практика чтения Корана». Преподавание ведется в том числе специалистами, получившими высшее духовное исламское образование [1]. Помимо Башкирского государственного университета, альтернативные конфессионально-образовательные модули преподаются в Приволжском федеральном университете и в Бурятском государственном университете, что также объясняется конфессиональным составом населения регионов.
Выпускники образовательных программ по теологии светских вузов, согласно федеральному образовательному стандарту, готовятся к таким видам деятельности, как научно-исследовательская, учебно-воспитательная и просветительская деятельность конфессии, экспертно-консультативная, представительско-посредническая, организационно-управленческая, участие в обеспечении социальной и практической деятельности конфессии. При этом нет указаний на то, что образовательная программа готовит священнослужителей или катехизаторов.
С 2014 г. также существует образовательный стандарт для уровня аспирантуры. Таким образом, реализуется трехуровневая система обучения данной специальности: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Кроме того, 25 сентября 2015 г. Высшая аттестационная комиссия РФ утвердила паспорт новой научной специальности «Теология» [9]. Это стало заключительным этапом в становлении теологии как академической научной дисциплины и позволило защищать диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по направлению «теология» с присвоением степени кандидата (доктора) исторических, философских, филологических, искусствоведческих, педагогически наук. Первая диссертация по теологии «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» на соискание степени кандидата философских наук была защищена в 2017 г. П. В. Хондзинским. Вторая - в 2018 г. на тему «Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные библеистикой Х1Х-ХХ вв., и их решение в свете современной археологии» К. В. Неклюдовым [13]. Следует отметить, что паспорт специальности дает достаточно общие характеристики областей исследования, не указывая конкретной религиозной традиции.
Признание теологии в качестве научной дисциплины вызвало неоднозначную оценку в общественном и академическом пространстве. Одним из существенных вопросов данной сферы является вопрос о соотношении теологии, преподаваемой в государственных и религиозных университетах. Существует ли принципиальная разница в преподавании данной дисциплины, отличается ли качество подготовки специалистов, какие профессиональные перспективы открываются для выпускников соответствующих направлений?
Сравнительную характеристику образовательных программ светских и религиозных вузов попробуем сформировать на примере сопоставления учебных планов Омского государственного университета (далее - ОмГУ) (на базе которого появилась первая кафедра академической теологии в России) и Свято-Тихоновского православного университета (далее - ПСТГУ). Так, программа ОмГУ, так же, как и программа ПСТГУ, ориентирована на православную теологическую традицию. Тем не менее можно видеть, что образовательная программа государственного университета включает в себя гораздо большее число светских предметов, а именно блок религиоведческих дисциплин: история религий, антропология религии, психология религии, социология религии; отдельно изучаются античные религия, религии востока, история ислама. Представлены такие дисциплины, как «Этические вопросы информационно-коммуникативной культуры», «Государственное законодательство о религии», «Экспертиза и консалтинг в сфере государственно-конфессиональных отношений», «Конфликтология в профессиональной деятельности», «Организация паломнического туризма», «Менеджмент в религиозном образовании» и др. [2].
В отличие от программы государственного вуза, в ПСТГУ из светских дисциплин в учебный план по направлению «Систематическая теология» включены только история, философия, иностранные языки, основы безопасности жизнедеятельности. Основная часть предметов представляет собой различные области
теологического знания, такие, как история христианских церквей, литургика, экзегетика отдельных канонических текстов, патрология, каноническое право. Аналогичные дисциплины представлены также в учебном плане ОмГУ, однако их вариативность значительно меньше. Также следует отметить, что в учебном плане ПСТГУ уделяется большое внимание современным (немецкий, французский), а также древним языкам (латинский, греческий, церковно-славянский), что дает возможности для более глубокого и качественного изучения религиозных текстов [10].
Таким образом, можно видеть, что программа подготовки по направлению «теология» в государственном вузе включает в себя значительно больше светских дисциплин, по сравнению с программой православного университета, несмотря на то, что конфессионально-образовательный профиль, реализуемый в ОмГУ, -также христианская теология. При этом спектр собственно теологического знания в православном университете существенно шире.
В соответствии с официальными учебными планами, виды деятельности, к которым готовят выпускников в данных вузах, идентичны и соответствуют заявленным направлениям в Федеральном стандарте высшего профессионального образования. Тем не менее ПСТГУ фактически готовит будущих священнослужителей, миссионеров, катехизаторов, в отличие от светского университета. Федеральный образовательный стандарт отдельно подчеркивает, что обучение теологии в светском вузе не предполагает религиозной практики и отправления культа. Данное различие в значительной степени влияет на перспективу дальнейшего устройства выпускников. Кроме того, следует отметить, что большую часть преподавательского состава в светском вузе составляют специалисты таких областей, как философия, история, юриспруденция, культурология (то есть не собственно специалисты-теологи), из-за чего светское теологическое образование в значительной степени уступает аналогичному образованию в духовном учебном заведении. Таким образом, для религиозной организации, в частности РПЦ, предпочтительно приглашать на работу выпускников духовных семинарий и академий. В свою очередь, для работы в сфере межрелигиозных отношений выпускникам отделений теологии не хватает полноты знаний о других религиозных традициях, так как образование проводилось в рамках одного конфессионально-образовательного модуля, в результате чего для светских организаций предпочтительным оказывается прием на работу выпускников религиоведческих направлений.
Также, говоря об отличиях образовательных программ по теологии в светских и религиозных вузах, следовало бы отметить взаимосвязь с религиозными организациями. Если ориентироваться на европейский опыт преподавания теологии в светском университете, можно было бы ожидать автономность образовательной программы государственного университета от какой-либо религиозной организации (согласно принципу светскости образования, зафиксированному в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», статья № 4) [6]. Однако на практике можно видеть, что религиозные организации (в частности Русская православная церковь) непосредственно участвуют в подготовке учебных планов по направлению «теология». Так, например, Основная образовательная программа по данному направлению в ОмГУ подписана в том числе Епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации Омской и Таврической епархии [8]. Из чего можно видеть, что учебный план по теологии в данном светском вузе проходит проверку в конкретной религиозной организации, при этом представители других конфессий в одобрении программы никак не участвуют.
Еще один источник, на основании которого можно составить представление о сходстве и различии церковного богословия и академической теологии, - исследовательские работы, публикуемые студентами и выпускниками соответствующих образовательных программ. Рассмотрим исследовательские работы магистрантов и аспирантов Социально-теологического факультета Белгородского национального исследовательского университета, опубликованные в сборнике материалов IV международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) и 140-летию НИУ «БелГУ» «Евангелие в контексте современной культуры» [3]. Так, например, магистрантка Социально -теологического факультета БелГУ, сопоставляя понятия «Великая Россия» и «Святая Русь», критикует современную демократию за «излишний» либерализм. При этом автор отстаивает необходимость формирования общества на основах православной нравственности: «...если хотим сохранить внутренний мир, говорить о чести, славе, достоинстве человека, его подвигах, развитии в полноте и чистоте, - необходимо признать другую, благодатную точку зрения. Где ложь - называется ложью, а не "это возможно", извращение - извращением, а не "индивидуальностью", гниль - "гнилью", а жизнь - "жизнью". Все эти положения вытекают и укладываются в Православную картину мира, в ней нет разрушения, а только созидание» [5, с. 216]. Можно видеть, что характер риторики в данной работе имеет определенный конфессионально-ангажированный окрас.
Аналогичную особенность можно видеть и в выпускной квалификационной работе по направлению «теология» студента Белгородского государственного национального исследовательского университета. Работа посвящена теологическому анализу проблемы филиокве (от лат. "Ш^ие") в богословской и исторической перспективах. Следует отметить, что научным руководителем и рецензентом работы выступают протоиерей Русской православной церкви и кандидат богословия, преподаватель Белгородской духовной семинарии. Во введении к своей работе автор формулирует актуальность следующим образом: «Поэтому в это нелегкое время, когда основы Православия попираются, а догматы упраздняются и нивелируются, необходимо говорить об Истинном учении, открытом нам через Господа Иисуса Христа» [4]. В данной цитате также можно заметить конфессионально ангажированную риторику, не соответствующую принципу беспристрастности, характерному для академической науки.
Таким образом, можно видеть, что фактически преподавание теологии в светских вузах зачастую не носит критического характера, а является продолжением церковной теологии, изучающей проблемы, связанные с религией, изнутри традиции. Подавляющее большинство российских университетов, имеющих образовательные программы по теологии, не предлагают выбора между конфессионально-образовательными модулями и преподают исключительно православную теологию. Кроме того, существуют прецеденты нарушения принципа автономии государственных образовательных программ от религиозных организаций. Исходя из этого, можно говорить скорее о сходстве, чем о различии между церковным богословием и академической теологией. При этом следует отметить, что спектр непосредственно теологических знаний, получаемых в религиозном образовательном учреждении, значительно шире, что позволяет говорить о более высоком уровне профессиональной подготовки выпускников. Существенным отличием академической теологии является отсутствие ориентации выпускников на деятельность священнослужителя или катехизатора, что создает проблему их дальнейшего трудоустройства.
Список источников
1. Абитуриенту направления «Теология» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bashedu.ru/abiturientu-napravleniya-teologiya (дата обращения: 30.04.2018).
2. Базовый учебный план по направлению подготовки 48.03.01 Теология [Электронный ресурс]. URL: http://sveden. omsu.ru/dup/bup-480301 -o.pdf (дата обращения: 10.11.2017).
3. Евангелие в контексте современной культуры: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева, П. А. Ольхова. Белгород: ЭПИЦЕНТР, 2016. Ч. 1. 338 с.
4. Жуков П. Л. Теологический анализ проблемы filioque в богословской и исторической перспективах [Электронный ресурс]. URL: https://nauchkor.ru/pubs/teologicheskiy-analiz-problemy-filioque-v-bogoslovskoy-i-istoricheskoy-perspektivah-5b888a8e7966e1073081ba98 (дата обращения: 11.12.2018).
5. Кузьминова К. И. «Великая Россия» и «Святая Русь», насколько не тождественны понятия? // Евангелие в контексте современной культуры: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева, П. А. Ольхова. Белгород: ЭПИЦЕНТР, 2016. Ч. 1. С. 214-217.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 10.11.2017).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.02.2014 № 124. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/480301.pdf (дата обращения: 19.10.2017).
8. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 48.03.01 «Теология» [Электронный ресурс]. URL: http://sveden.omsu.ru/op/op-480301.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
9. Паспорт научной специальности 26.00.01 «Теология» [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru/316 (дата обращения: 19.10.2017).
10. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 033400 «Теология» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. URL: http://pstgu.ru/theology/umo/standart_plans/bachelor/curriculum/ (дата обращения: 24.12.2018).
11. Федеральный стандарт высшего профессионального образования 520200 «Теология», 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/archivegosvpo/156/155/2/19 (дата обращения: 19.10.2017).
12. Федеральный стандарт высшего профессионального образования 520200 «Теология», 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pravovrns.ru/?p=2272 (дата обращения: 19.10.2017).
13. http://vak.ed.gov.ru/dis-list#_48_INSTANCE_mnE1V9QhXO34_=http%3A%2F%2Fvak.ed.gov.ru%2Faz%2Fufx.html %3F%2Fais%2Fvak%2Ftemplates%2Fvak_idc.list.php%26 (дата обращения: 19.10.2017).
THEOLOGY IN SECULAR AND SPIRITUAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA:
A COMPARATIVE ANALYSIS
Vykhovanets Alena Egorovna
S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences (Branch) in Saint Petersburg a. vykhovan ets@mail. ru
Since 1994 the discipline "Theology" in Russia has been taught both in religious and secular higher educational institutions. It is assumed that academic theology, unlike divinity taught in religious educational establishments, is critical and is not related to religious practice and worship, does not train the clergymen, it is autonomous in relation to religious organizations. However, in practice, the principle of secularism in this discipline teaching is not always realized. The paper is a comparative analysis of church divinity and academic theology based on the study of the curricula of the educational programs of the discipline in religious and secular universities by the example of Omsk State University and St. Tikhon's Orthodox University, as well as research papers published by Belgorod State National University graduates of this specialization.
Key words and phrases: university theology; theological education; divinity; science and religion; religion and education.