С.Ю. ПРОСВЕТОВ, кандидат философских наук,
доцент кафедры философии Кубанского государственного университета
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРАВОСЛАВНОТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена некоторым наиболее существенным концептуальным аспектам становления православно-теологического образования в российском классическом университете (на примере одного из ведущих классических университетов Юга России — Кубанского государственного университета). Автор показывает возможность и необходимость научно-академического и нравственно-практического развития современной православной теологии в университетской культуре современной России.
Ключевые слова: православная теология, современный классический российский университет, религиозное образование в высшей школе.
В свете процессов интеграции России в европейское образовательное пространство неудивительно, что в одном из ведущих вузов России — Кубанском государственном университете планируется открытие специальности «Теология». Руководителями отделения философии факультета истории, социологии и международных отношений был подготовлен пакет конкретных документов, представленный в Совет по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию России (УМО), функционирующего на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, подобран профессиональный высококвалифицированный преподавательский состав, собран большой объем классической и современной научной и учебной литературы по этой отрасли знания для библиотеки КубГУ. Кубанский госуниверситет выдержал все многочисленные требования Совета по теологии УМО, получил его положительное экспертное заключение. Если лицензия Рособрнадзора будет получена, то уже с июня 2009 г. Кубанский госуниверситет начнет прием абитуриентов по этой новой для вуза образовательной программе.
Ее актуальность обусловлена тем, что Краснодарский край, как известно, является одним из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, поэтому перед образовательными учреждениями, органами государственного и муниципального управления, институтами гражданского общества стоит важная задача по профилактике религиозной нетерпимости и вражды, недопустимости дестабилизации межконфессиональной обстановки в регионе и Южном федеральном округе в целом.
На сегодняшний день на Кубани осуществляют свою духовную деятельность значительное количество различных религиозных организаций и объединений. Особо важную роль в этом процессе играет традиционная, государствообразующая конфессия России — православие. Ее развитие предполагает подготовку высококвалифицированных теологов: экспертов, консультантов по религиозным вопросам в органах го-
© С.Ю. Просветов
сударственного и муниципального управления, общественных организациях и коммерческих структурах, преподавателей религиоведческих и теологических дисциплин в духовных и светских образовательных учреждениях Краснодарского края и Южного федерального округа в целом.
Очевидно, что утверждение православно-теологического образования в Кубанском государственном университете имеет свои объективные духовные и социальные основания. Это обусловлено, во-первых, необходимостью устранения односторонности отечественного гуманитарного образования, не дающего выпускникам высшей школы каких-либо адекватных религиозных знаний. В силу этого можно повсеместно на совершенно различных государственных уровнях наблюдать полное невежество в самых элементарных религиозных вопросах как среди чиновников, так и среди простого народа. Это, в частности, послужило причиной распространения начиная с 1990-х годов самых различных агрессивных и деструктивных сект, создающих всевозможные виды вражды: мировоззренческой,религиозной,этнической, расовой. Следовательно, перед нами остро стоит задача предохранить современное многонациональное российское общество в целом и многоэтническое население Краснодарского края в частности от опасности возникновения конфликтов на межрелигиозной основе. Таким образом, одна из основных причин необходимости открытия направления «Теология» — это возможность дать адекватные религиозные знания на должном научно-теоретическом уровне в общегосударственном масштабе в рамках светских (внецерков-ных) высших учебных заведений.
Во-вторых, актуальность открытия направления «Теология» обусловлена необходимостью адекватного уравнивания российских и европейских дипломов в рамках гуманитарного знания. Как известно, российские дипломы по гуманитарным наукам не котируются в Европе, в том числе из-за отсутствия в них сведений о собственно теологических дисциплинах. Кроме того, отсутствие отечественных специалистов в области религии и теологии с неизбежностью может привести к насыщению как российской гуманитарной науки, так и высшей школы идеями внеправославных теологических систем, чуждых для нашей страны и культуры. В то же время бесспорно актуальной является необходимость возрождения и развития до общемирового уровня отечественной теологической науки, каковой она и была в конце XIX и начале XX века, а поэтому она востребована и в настоящее время в качестве примера блестящего изло-
жения теологических знаний, о чем в том числе свидетельствуют и многочисленные переиздания литературы по данной тематике. Ведь с точки зрения православия теология — это не сумма схоластических знаний о Боге и религии. Это прежде всего всеобщий духовный путь, который ведет обучающегося к выбору верной жизненной стратегии, к приобретению разумного мировоззрения, всегда сопряженного с неустанным поиском истины (что, конечно же, соответствует сущности философии как идейной основы классического университетского образования).
В-третьих, необходимость институционализации в КубГУ именно православно-теологического направления определена тем, что православие более тысячи лет являлось и является до сих пор духовной, культурной, межнациональной и государственной основой России, объединяющей всех ее граждан без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Без основополагающих знаний христианской религии и особенно православного вероучения невозможно адекватно уяснить смысл русской философии, литературы, отечественной истории, менталитета и искусства. Так, например, русский мыслитель Вл. Соловьев в «Философских началах цельного знания» указывает, что знания об изучаемых событиях или явлениях должны быть полными, целостными, а для этого их необходимо наполнить всеобщим содержанием, которое наиболее достоверно может быть освещено теологией, имеющей предметом изучения абсолютное первоначало всего существующего, то есть Бога. «Только это начало сообщает настоящий смысл и значение как идеям философии, так и фактам науки, без чего первые являются пустой формою, а вторые — безразличным материалом» [6:150]. Кроме того, общехристианская традиция лежит в основе всей европейской истории и культуры, что опять-таки свидетельствует о необходимости просвещения в первую очередь отечественных чиновников и интеллигенции, а также современного российского общества в целом базовыми знаниями данной религии, которые необходимы им вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, личных взглядов и убеждений.
Как известно, в соответствии с российским законодательством образование в государственных учебных заведениях, в том числе и высших, должно носить светский характер. В связи с этим в современном отечественном научном сообществе возникли дискуссии об интерпретации понятия светскости образования. Так, большинство российских ученых ставят равенство между понятия-
ми «светский» и «атеистический». Другие же признают разницу между этими понятиями, не уточняя, однако, в чем она состоит. Третьи настаивают на том, что светскость образования заключается в равноудаленности как от религиозных, так и от атеистических воззрений. Считая данные точки зрения либо односторонними, либо в принципе неверными, отмечу, что светскость образования заключается в осуществлении процесса обучения по образовательным стандартам, утвержденным в установленном порядке соответствующими государственными органами. Здесь же следует уточнить, что светское образование в области религии должно давать адекватные религиозные знания и не иметь цели воцерковления обучающихся, в то время как в рамках профессионального (конфессионального) религиозного образования вполне уместна и даже необходима подготовка священнослужителей или служителей культа. Поэтому государственные образовательные учреждения высшей школы должны давать, как это ни абсурдно звучит для закоренелых представителей атеистического мировоззрения, светское религиозное образование, то есть такое, которое органично должно сочетать объективные данные светских наук (например, церковной истории, библейской археологии и т.д.) с богословско-мировоззренческими основами вероучения той или иной религиозной конфессии.
Преподавание отдельных дисциплин, таких как этика и аксиология в религии, история древней христианской церкви, история архаических и нехристианских религий, в связи с изложенным выше должно осуществляться на строго научной объективно-фактологической основе, без извращения и субъективного истолкования фактов, как правило, обусловленного мировоззренческими позициями (атеистическими или, наоборот, религиозными) самого преподавателя. Здесь ни в коем случае нельзя забывать, что преподавание различных дисциплин (в первую очередь связанных с теми или иными религиями) по направлению «Теология» осуществляется в светском, то есть нерелигиозном, учебном заведении, а потому среди его студентов вполне могут оказаться не только представители различных конфессий, но и совершенно безразлично относящиеся к религии и даже атеисты, тем более что светское государственное образование (в отличие от чисто религиозного) это вполне допускает. В связи с этим преподавание тех или иных дисциплин, связанных с вероучениями различных конфессий, должно осуществляться не только на высоком теоретическом уровне, но и строго корректно по отношению
к тем конфессиям, о которых идет речь, чтобы не создавать конфликтов с представителями этих конфессий, так как цель любого, в том числе и государственного, образования — давать адекватные знания о том или ином предмете, а не фанатичное отстаивание преподавателем своей (может быть, и не всегда верной) точки зрения. Таким образом, преподавание различных научных дисциплин по направлению «Теология» приведет к позитивным результатам только при их объективном беспристрастном изложении, исходя из строгой логики развития самого фактического материала преподносимой дисциплины.
Как известно, религиозность среди населения в конечном итоге способствует росту его нравственности и определенному виду духовности. Как это ни парадоксально, но духовность бывает двух видов: внерелигиозная и религиозная. Основу внерелигиозной духовности в нашей стране закладывает современное российское гуманитарное образование. Религиозная же духовность распространялась в рамках самих конфессий и их учебных заведений, что по сути своей серьезно обедняло отечественную (внерелигиозную) интеллигенцию советского и постсоветского периодов. Светская или внерелигиозная духовность лежала в основе всего (в том числе и высшего) светского образования нашей страны в советский период. Это было обусловлено главным образом тем, что нравственные нормы и, как следствие этого, основы духовности стали формироваться в обществе без адекватного понятия Бога в Его абсолютно-личностной интерпретации. Бог перестал восприниматься как абсолютный Творец мироздания вообще, так и человека в частности. Духовные искания человеком своего Творца были вытеснены и заменены совершенно иными — относительными, мимолетными, преходящими, временными идеалами. Жития святых в духовно-образовательной и нравственной жизни человека как примеры для подражания, требующие определенных усилий над собой, были замещены художественными произведениями обличительного или развлекательного характера, свидетельствующими об обыденности, возводимой в ранг культуры, и занимающими сведениями о человеческих слабостях. Сюда можно отнести сентиментальные романы со счастливым концом, наиболее ярким примером которых являются сочинения раннего Ч. Диккенса. Подобное литературное творчество в качестве основ светской духовности весьма востребовано и в наши дни, о чем свидетельствуют как экранизации таких романов в двухтысячные годы в Европе (преимущественно в Англии), так и их показ по различ-
ным каналам отечественного телевидения. Однако пропаганда земного, преходящего и исчезающего во времени счастья фактически полностью устранила абсолютные, вневременные ценности, которые несла в себе и продолжает нести до сих пор религиозная духовность. Практически полное отсутствие знаний о ней целиком извратило духовные ценности. Так, одна из фундаментальных заповедей Божиих гласит: «Не убий» (Исх. 20: 13). В светской же духовности интерпретация данной заповеди вполне может приобрести противоположный смысл. Например, говоря о самоубийстве Катерины, главной героине драмы А.Н. Островского «Гроза», Н.А. Добролюбов отмечает: «Но и без всяких возвышенных соображений, просто по человечеству, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе... Тихон, бросаясь на труп своей жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»... Собственно говоря, восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если жить тошно? Но в том-то и горе его..., что он ничего, решительно ничего сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и спасение. Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас тяжелее всякого самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий..., а здесь — постоянную, гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет согнивающий заживо... Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы то ни стало!..» [2:521]. Таким образом, мы видим, как светская духовность осуждает идеал христианского смирения и в противоречии с Божией заповедью воспевает «здоровую личность», решившую в порыве отчаяния и безысходности покончить со своей жизнью, и говорит о «нравственном растлении» человека, отказавшегося последовать тому же. Да и само название работы Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» говорит о явных симпатиях этого автора к главной героине упомянутой драмы — Катерине в противопоставлении ее образа «темному царству» — Диких и Кабановых, в то время как в общехристианской традиции, восходящей к работам «О Божественных именах» (4, 4-6) и «О мистическом богословии» (1-2) корпуса «Ареопагитик» [1:97105; 341-353], свет вообще и умственный свет в частности олицетворяет Божественное начало, то есть святость и чистоту, а уж никак не самоубийц или иные проявления отрицательного, в данном
случае бесовского, начала. Именно в этом и состоит сформулированное самыми общими словами принципиальное различие между светской и религиозной духовностью.
Если говорить открыто, то необходимо признать, что теология как наука о Боге может быть только конфессиональной. Никакого надконфес-сионального богословия как такового, конечно же, быть не может. Поэтому вполне справедливо, что в УМО разработано несколько вариантов направлений в теологии — православный, мусульманский, иудейский; в принципе, возможны и иные стандарты: католический, буддийский и другие. В связи с этим становится очевидным, что современный специалист гуманитарного профиля должен быть знаком как с нерелигиозной, так и с собственно религиозной духовностью.
Введение направления «Теология» в современной высшей школе вызывает недовольство не только со стороны желающих толковать светскость российского образования в качестве атеистического, но и среди ученых, считающих вполне достаточным в высшей школе существование направления «Религиоведения». Однако направления «Теология» и «Религиоведение» ставят перед собой разные задачи и имеют в связи с этим различные образовательные программы. Хотя, конечно же, многие гуманитарные дисциплины для обоих этих направлений являются общими.
Основу религиоведческого образования составляют гуманитарные дисциплины, рассмотренные в религиозном аспекте (например, история религии, социология религии и т.д.). Поэтому религиоведческое образование дает чисто внешние знания о тех или иных феноменах религии и религиозной жизни как таковой. В связи с этим религиоведение не может и не должно быть конфессиональным, поскольку его предметом является религия как таковая, то есть всевозможные проявления религиозной жизни. Вот как формулирует современный учебник по религиоведению предмет своего изучения: «Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры» [4:5]. Таким образом, чисто внешний характер знаний, получаемых в процессе религиоведческого образования, о религии вообще и религиозных догматов, систем и образа жизни в философском, историческом, социологическом, психологическом и мировоззренческом аспектах в частности [5:11-18] позволяет воспринимать
специальность «Религиоведение» в качестве того тезиса, который дает возможность получить светским (находящимся вне тех или других конфессий) гражданам России самые общие знания о таком феномене культуры, как религия.
Однако поскольку религии как таковой или «религии вообще» не существует, то внутреннее глубинное изучение феномена религии происходит наиболее адекватным образом в конфессиональных духовных учебных заведениях. Несмотря на принципиальное различие интерпретации религиозной жизни в различных религиозных конфессиях, она изучается и прежде всего переживается в их учебных заведениях изнутри и поэтому значительно более реально или даже экзистенциально, нежели внешне-отвлеченно, как это предусмотрено госстандартом по направлению «Религиоведение». Но образование в конфессиональных духовных учебных заведениях, никак не соотносясь с образовательным госстандартом светского государства, с неизбежностью оказывается идеологически предвзятым [3] и обусловленным той парадигмой интерпретации религиозного мировоззрения, в рамках которой осуществляется обучение в том или ином учебном заведении. Поэтому образование в конфессиональных учебных заведениях, на наш взгляд, следует воспринимать в качестве антитезиса, позволяющего получить углубленное знание не о религии вообще, а об одной из ее конкретно-исторической разновидности, вовлекая обучающегося в сам процесс непосредственного переживания именно данной, а не какой-либо другой религии и интерпретируя при этом другие проявления религиозной жизни в иных конфессиях идеологически предвзято.
В качестве органического синтеза обозначенных выше тезиса и антитезиса в аспекте получения знаний о религии должно выступить светское теологическое образование. Оно берет у тезиса и антитезиса все объективно лучшее, а именно так же, как в религиоведении в светском теологическом образовании, обучение осуществляется в соответствии с госстандартом, а так же, как и в духовных учебных заведениях, светские теологи постигают религию не отстраненно, то есть внешним образом, а непосредственно вовлекаются в сам процесс углубленного изучения той или иной конфессии, основ ее мировоззрения, истории, ее отношения к другим конфессиям и т.д.
В отличие от религиоведения, имеющего своим предметом изучение различных феноменов религии, теология имеет свой самостоятельный предмет. Сам греческий термин «теология», условно переводящийся на русский язык как «бого-
словие», в современном употреблении означает комплекс наук о Боге и Его отношении к миру и человеку. Содержание частных богословских наук обозначается прилагательными, которые присоединяются к термину «богословие». Например, догматическое богословие, нравственное, гомилетическое и т.д. Таким образом, теология — это построенная в логических формах наука о Боге, основанная на священных текстах, в которых через откровение дается свидетельство Бога о Самом Себе. Что касается теологии, то как самостоятельная научная дисциплина в государственном вузе она имеет свой определенный предмет — Бога, свои особые методы исследования, свой категориальный аппарат, свою систему. Однако здесь важно понимать, что теология как наука обязательно предполагает концепцию личностного абсолютного Бога, трансцендентного миру, и потому она возможна только в рамках теизма. Поэтому собственно о теологии можно говорить только относительно христианского, иудаистского и исламского вероучений, то есть трех строго последовательных теистических религий. В буддизме же теология как систематический свод основ вероучения возможна лишь постольку, поскольку в этой религии содержатся элементы теизма. В нетеистических религиозных системах (например, в даосизме) теология как таковая существовать не может.
Государственный образовательный стандарт по направлению «Теология» дает возможность изучения собственно теологических дисциплин, таких как патристика, догматическое богословие, нравственное богословие и другие в совокупности с историческими курсами, как, например, история древней христианской церкви, религиозная философия и т.д. Следовательно, в отличие от религиоведческого образования государственный образовательный стандарт по направлению «Теология» ориентирован на фундаментальное изучение теоретически развитых теологических систем (основанных на духовном опыте, священных текстах, основах вероучений соответствующих конфессий) в динамике их внутреннего становления и развития, а также в их межрелигиозном, научном, общественном, культурном и общегосударственном взаимодействии.
Открытие Министерством образования и науки направления «Теология» логически должно завершиться принятием решения о включении самостоятельной отрасли науки «Теология» в перечень научных специальностей ВАК. Это обусловлено не только необходимостью карьерного роста в отечественной науке выпускников-теологов, но и воз-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
можностью избежать привлечения зарубежных (в первую очередь католических, протестантских и иных) кандидатов и докторов теологии, которые будут развивать и насаждать в нашей стране чуждые отечественной культуре богословские традиции. Кроме того, отсутствие теологии среди специальностей ВАК РФ будет вынуждать выпускников отечественных теологических кафедр и факультетов для дальнейших научных занятий в рамках своей специальности стажироваться за рубежом и становиться профессионалами в неправославной теологической науке, то есть становиться приверженцами иных, не традиционных для России религиозных конфессий.
Светский характер образования в высшей школе нисколько не ограничивает, а даже расширяет возможность трудоустройства специалистов в данной области. Теологи востребованы не только в епархиальных управлениях, но и в чисто светс-
ких (внецерковных) организациях и учреждениях: в администрациях, образовательных структурах, учреждениях культуры, СМИ, органах социального обеспечения, законодательной и исполнительной власти, экспертных сообществах различного уровня и многих других.
Подводя итог всему выше рассмотренному, хочется надеяться, что открытие направления православной теологии в КубГУ позволит восполнить нерелигиозную односторонность светского государственного образования в Краснодарском крае религиозной составляющей путём расширения ценностных ориентиров в деле формирования всестороннего духовного развития личностей в молодёжной среде и подготовки будущих подлинно свободно мыслящих граждан, не перекладывающих ответственность за свое поведение на других, а помогающих людям осознать назначение каждого человека на земле.
Библиографический список
1. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. Тексты, перевод с древнегреческого. СПб.: Глаголъ, 1995.
2. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве («Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского) // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. Л.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1948. С. 435-522.
3. Митрофан (Зноско-Боровский), протоиерей. Сравнительное богословие: православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. М.: Артос-Медиа, 2003.
4. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; под. ред. И.Н. Яблоко-ва. М.: Высшая школа, 2000.
5. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2004.
6. Соловьев Вл. С. Философские начала цельного знания // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 139-288.
S.Yu. Prosvetov
ON THE PROSPECTS OF EDUCATION OF ORTHODOX THEOLOGY AT THE KUBAN STATE UNIVERSITY
The article is dedicated to most essential conceptual aspects of the formation of education of orthodox theology at a Russian classical university (by the example of one of leading classical universities in the South of Russia — the Kuban State University). The author shows the possibility and necessity of the scientific and moral development of modern orthodox