Научная статья на тему 'Теология в системе образования современной России: точки роста'

Теология в системе образования современной России: точки роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмонин Дмитрий Викторович

Статья посвящена итогам Второй Всероссийской конференции«Теология в современном научно-образовательном пространстве» (1 октября 2 ноября 2018 г.). Авторы описывают концептуальные подходы, высказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и президентом Научно-образовательной теологической ассоциации митрополитом Иларионом (Алфеевым). Теология в университетском образовательном пространстве существенно отличается от богословия в церковных образовательных учреждениях. Последние должны быть преимущественно ориентированы на подготовку священнослужителей. В то же время университетская теология не должна ставить перед собой такие задачи. Возможности университетской теологии заключены в подготовке специалистов в сфере межрелигиозных и межконфессиональ-ных отношений, профессоров и преподавателей теологии высших учебных заведений и учителей школ, которые будут преподавать религиозные культуры. Кроме того, важная цель включения теологии в научную и образовательную систему современной России восстановление ценностно-мировоззренческого компонента в подготовки специалистов с высшем образованием, дополнения комплекса гуманитарных дисциплин древней и классической и, одновременно, современной и перспективной отраслью знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theology in the educational system of contemporary Russia: points of raise

Theology at University essentially differ from theology (“bogoslovie”) of divinity schools and academies. The Church institutions should be generally orienting to prepared priests. Meanwhile, University theology should not set itself such tasks. The possibilities of university theology are in training specialists in the sphere of interreligious and interconfessional relations, professors and teachers of theology for higher educational institutions and teachers of schools who will teach religious cultures. In addition, the important goal of integrating theology into the research and educational system of contemporary Russia is to restore the axiological component of the higher education system, on the one hand, by the complex of classical humanitarian disciplines, and, on the other hand, by modern and promising branch of knowledge.

Текст научной работы на тему «Теология в системе образования современной России: точки роста»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Д. В. Шмонин, иеромонах Афанасий (Микрюков)*

ТЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТОЧКИ РОСТА

Статья посвящена итогам Второй Всероссийской конференции«Теология в современном научно-образовательном пространстве» (1 октября — 2 ноября 2018 г.). Авторы описывают концептуальные подходы, высказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и президентом Научно-образовательной теологической ассоциации митрополитом Иларионом (Алфеевым). Теология в университетском образовательном пространстве существенно отличается от богословия в церковных образовательных учреждениях. Последние должны быть преимущественно ориентированы на подготовку священнослужителей. В то же время университетская теология не должна ставить перед собой такие задачи. Возможности университетской теологии заключены в подготовке специалистов в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений, профессоров и преподавателей теологии высших учебных заведений и учителей школ, которые будут преподавать религиозные культуры. Кроме того, важная цель включения теологии в научную и образовательную систему современной России — восстановление ценностно-мировоззренческого компонента в подготовки специалистов с высшем образованием, дополнения комплекса гуманитарных дисциплин древней и классической и, одновременно, современной и перспективной отраслью знания.

Dmitry Shmonin, Hieromonk Athanasy (Mikriukov Dmitry Yurievich)

THEOLOGY IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF CONTEMPORARY RUSSIA:

POINTS OF RAISE

The article deals with the results of the Second All-Russian Conference "Theology in Modern Science and Education Space" (1 October — 2 November 2018). The authors describe conceptual ideas of the Holy Patriarch Kirill of Moscow and All Russia, and the Metropolitan Hilarion (Alfeyev) of Volokoloamsk, the President of the Scholarly and Education Association.

* Шмонин Дмитрий Викторович — доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе, Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Ме-фодия (Москва).

Иеромонах Афанасий (Микрюков Дмитрий Юрьевич) — координатор проектов Научно-образовательной теологической ассоциации (Москва).

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Том 19. Выпуск 4

355

Theology at University essentially differ from theology ("bogoslovie") of divinity schools and academies. The Church institutions should be generally orienting to prepared priests. Meanwhile, University theology should not set itself such tasks. The possibilities of university theology are in training specialists in the sphere of interreligious and interconfessional relations, professors and teachers of theology for higher educational institutions and teachers of schools who will teach religious cultures. In addition, the important goal of integrating theology into the research and educational system of contemporary Russia is to restore the axiological component of the higher education system, on the one hand, by the complex of classical humanitarian disciplines, and, on the other hand, by modern and promising branch of knowledge.

Вторая Всероссийская научная конференция «Теология в современном научно-образовательном пространстве» завершила свою работу 2 ноября 2018 г. Она продолжалась целый месяц — семинары и круглые столы состоялись в Иванове, Орле, Туле, Нижнем Новгороде, Саранске, Казани, Болгаре, Ставрополе, Твери, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, на площадках московских вузов, и участие в ее работе приняли около 500 чел. Пост-релизы и официальные публикации [1; 4], как, впрочем, и разнообразные отклики в сетях, дают картину географии и состава участников, показывают различные, иногда весьма сильно отличающиеся друг от друга, оценки ее результатов. Впрочем, было бы странно, если бы вокруг теологии в наши дни не было споров.

Новым, в сравнении с Первой Всероссийской конференцией, прошедшей в июне 2017 г., стали: межрегиональные площадки, приветствие главы Российского государства и программное выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Теология призвана выполнять ответственную ценностно-мировоззренческую и воспитательную миссию», — сказано было в приветствии В. В. Путина [3].Этот материал мы посвятим уточнению позиций относительно теологии в университетском образовательном пространстве, высказанных первыми лицами, к которым с весьма созвучными мыслями присоединились представители государственной власти, Церкви и ректорского сообщества.

Программное выступление Патриарха Кирилла носило название:«Теология и ценности: будущее России», и в нем предстоятель Русской Православной Церкви раскрыл свое понимание теологии. Отметив, что вся университетская система выросла из двух предметов — теологии и философии, так что речь, когда мы обсуждаем возвращение теологии в университетскую систему, не идет о чем-то новом, но лишь об определенном восстановлении справедливости, Святейший Патриарх задал определенную перспективу.

Нужно понимать, заметил он, что «даже через научное изучение религиозного феномена в контексте теологии, а не отвлеченного религиоведения, у человека с открытым сердцем, наблюдательного, вдумчивого есть возможность понять то, что отложится не только в его уме, но и в его сердце» [1].

Важно, как Святейший Патриарх четко разграничил задачи университетской теологии и образованием в духовных школах. Светское высшее образование не должно ставить перед собой задачу подготовки священников. Обучение и воспитание пастырей требует иного подхода. Священника «нужно

подготовить как человека, способного работать с человеческими душами, его нужно воспитать. Его нужно сформировать как личность, способную один на один, при встрече с современным человеком, помогать ему на жизненном пути» [1].

Университетская теология призвана решать иные задачи. По мнению Патриарха Кирилла, теология может и должна готовить специалистов, глубоко знающих вероучение религиозной традиции. Акцент здесь на слове «традиция»; поскольку речь идет не о любом объединении, которое зарегистрировано в качестве религиозной организации и ведет юридически оформленную деятельность. Теология формирует ценностное мировоззрение «или, как принято говорить, культурные коды, лежащие в нравственной и культурной традиции народа».

В качестве комментария к этим словам Патриарха Кирилла заметим, что когда мы говорим о теологии (богословии), речь в первую очередь идет о христианстве — в восточной и западной традициях. Эти доктрины опираются на Священное Писание и единое святоотеческое наследие. За ними — фактически два тысячелетия богословской мысли. В меньшей степени теология «может сказываться» о лютеранстве и других ветвях протестантизма, рожденных реформационными движениями XVI столетия. К другим традиционным религиям — иудаизму, исламу, особенно — буддизму, теология как форма выражения вероучения имеет лишь косвенное отношение. Однако своего рода межрелигиозный «общественный договор», принятый в России, позволяет распространить использование понятия «теология» на иудаизм и ислам, чтобы включить изучение религиозных доктрин упомянутых культурообразующих традиций в поле научной рациональности и систему университетского образования.

По мнению Патриарха Кирилла, важно, чтобы религиозный фактор принимался серьезно во внимание не только при анализе, но и при планировании нашего будущего.

Развивая мысли Предстоятеля Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), который является не только ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, но и президентом Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), в своем докладе «Теология в образовании и науке: развитие отрасли», акцентировал внимание на двух вопросах. Первый — направленности подготовки теологов и заказа на таких специалистов. По мнению митрополита Илариона, теологи смогут работать в государственных структурах, которые отвечают за государственно-конфессиональные, религиозные и национальные отношения. Такого рода специалисты способны понять религиозные корни взаимоотношений, особенности образа мысли и обычаев. Специалист, знающий свою религию и идентифицирующий себя с ней, лучше способен понять мысли и чаяния других. Однако для осознания востребованности теологов в таком ключе необходима широкая и системная информационная поддержка и государственный заказ, а также университетские образовательные программы, дающее понимание единства базовых принципов человеческой культуры и этики религиозных традиций.

Интересна предлагаемая постановка задач для кафедр теологии классических университетов: необходима переработка действующих и разработка новых стандартов (профессиональных и образовательных) в области теологии, религиозных и национальных отношений. Стандарты должны не просто сформулировать современные и актуальные квалификационные требования к таким специалистам, но и обратить внимание руководителей всех уровней на то, что теологи, специализирующиеся в такой сложной сфере, как религиозные отношения, национальные отношения, необходимы на соответствующих должностях, как необходимы религиоведы, юристы, психологи и т. п.

Важна, по мнению президента НОТА, и общегуманитарная роль теологии в системе высшего образования. Наряду с курсами философии, культурологии, другими дисциплинами гуманитарного цикла, теология может стать частью воспитания, раскрывающую религиозную составляющую культуры и истории.

Кафедры теологии в педагогических университетах могут стать базой подготовки учителей соответствующих предметных областей. При этом не будет противоречия принципу светскости школьного образования и культурологическому подходу, который принят в школе, поскольку речь пойдет не о попытках воцерковления в школьных стенах, но о повышении качества преподавания, поскольку делать это будут специалисты по православной теологии, исламской теологии или иудейской теологии. Гарантией качества, по мнению митрополита Илариона, станет сочетание теологических знаний с педагогическими компетенциями и правом на педагогическую деятельность, а культурологический подход, понятый правильно, не только содержательно, но мировоззренчески должен опираться на ценности, лежащие в религиозной традиции [2].

Следует заметить, что и выступление Патриарха Кирилла, и доклад митрополита Илариона, содержавшие ряд взаимосвязанных концептуальных положений, определили ключевые акценты развития теологии как важного фактора формирования четких нравственных границ в становлении личности.

В завершение главного пленарного заседания президентом Научно-образовательной теологической ассоциации митрополитом Иларионом были вручены сертификаты членов Ассоциации руководителям высших учебных заведений, вошедших в ее состав.

Приложение

Научно-образовательная теологическая ассоциация

Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), созданная по инициативе ректоров ряда российских университетов (МГУ, СПбГУ, НИЯУ «МИФИ», РАНХиГС, СКФУ МПГУ МАРХИ, ОЦАД, ПСТГУ) 15 февраля 2018 г., поддержанная Министерством образования и науки Российской Федерации, Межрелигиозным советом России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, стала добровольным объединением образовательных организаций, призванной способствовать развитию теологии как отрасли научного знания и комплекса образовательных дисциплин, включающих в себя ценностно-мировоззренческое ядро образования, повышению качества преподавания теологии в России, объединению научно-организационной, научно-методической и экспертной деятельности российских вузов в сфере теологии.

В Совет НОТА входят: Иларион, митрополит Волоколамский — Президент; Амвросий, архиепископ Верейский, ректор Московской духовной академии; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Н. М. Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета; А. А. Левитская, ректор Северо-Кавказского федерального университета; А. В. Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета; В. А. Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы; Р. М. Мухаметшин, ректор Болгарской исламской академии; Е. И. Пивовар, президент Российского гуманитарного государственного университета; В. А. Садовничий, ректор Московского государственного университета; М. Н. Стриханов, ректор Национального исследовательского университета «МИФИ»; Д. О. Швидковский, ректор Московского архитектурного института; Д. В. Шмонин, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, секретарь Совета; Г. И. Теплых — исполнительный директор НОТА.

6 сентября 2018 г. на правах членов в ее состав вошли более 20 ведущих вузов из различных регионов России от Санкт-Петербурга до Кавказа и Урала.

По решению Общего собрания ассоциации от 6 сентября 2018 г. в состав Научно-образовательной теологической ассоциации на правах членов включены:

Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования «Санкт-Петербургская духовная академия Русской Православной Церкви»;

Мусульманская религиозная организация духовная образовательная организация высшего образования «Болгарская исламская академия»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет "МЭИ"»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д. Ф. Устинова»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГБОУ ВО «РГУТИС»);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство)»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет»;

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры»;

Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия»;

Частное образовательное учреждение высшего образования «Гуманитарный институт (г. Москва)».

Основное условие — реализация образовательных программ по теологии, соответствующих государственным лицензионным и аккредитационным критериям, и принятие ценностных установок, которые закладывают в основу своей совместной работы учредители Ассоциации. Среди таких установок — понимание теологии как пространства взаимодействия религиозных традиций, сохранения и развития культурной памяти народов нашей страны, использования нравственного и мировоззренческого ресурса традиционных

религий России в сфере образования, науки, социальной жизни, политики, права, международных отношений.

С 1 по 30 октября 2018 г. в рамках II Всероссийской (с международным участием) конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве» на площадках вузов — членов НОТА прошла серия мероприятий разного формата (симпозиумы, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, совещания), в которых, по оценкам НОТА, приняли участие более 3,5 тыс. чел.

Подготовка и проведение мероприятий осуществлялись при непосредственном участии членов и сотрудников НОТА и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при взаимодействии с правящими архиереями как обязательном условии и признании духовного начала основополагающим в воспитательной работе светских университетов. Организационно-методический и научный уровень проведенных мероприятий отвечает требованиям сегодняшнего дня и позволил собрать информацию о состоянии дел на местах, которая легла в заключительную резолюцию II Всероссийской (с международным участием) конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве».

Для обеспечения устойчивого развития государства и межрелигиозного мира был впервые в России апробирован проект межконфессиональной мобильности обучающихся. В нем приняли участие обучающиеся ОЦАД и Болгарской исламской академии. Этот позитивный опыт рекомендован для использования всеми духовными школами.

Значимым событием стало совещание 24 октября 2018 г. дирекции НОТА в формате онлайн дистанционного селектора с ректорами вузов СЗФО, в котором приняли участие ректоры и проректоры 25 вузов СЗФО. Опытом работы со студентами делились ректоры вузов — членов НОТА из ЦФО.

В преддверии Пленарного заседания 1 ноября 2018 г. на пяти площадках: в штаб-квартире Русского географического общества в Москве, в РУДН, в МАРХИ, в МПГУ, в МИФИ прошли конференции и круглые столы, в которых приняло участие более 300 чел.

Резолюция конференции

(составлена и принята на основе резолюций, поступивших от оргкомитетов межрегиональных и общероссийских мероприятий конференции)

Подводя итоги региональных этапов и заключительного этапа Всероссийской конференции «Теология в научно-образовательном пространстве», ее участники констатируют, что теология в научно-образовательном пространстве России призвана:

- содействовать духовному росту и расширению познавательно-культурных горизонтов российских граждан, сделать для них доступными интеллектуальные и культурные богатства, созданные в рамках религиозно-духовных традиций;

- служить важнейшим инструментом формирования ценностного мировоззрения; содействовать патриотическому воспитанию молодого поколения с опорой на национальные духовно-религиозные и культурные традиции;

- выступать одним из средств обеспечения национальной безопасности в духовной сфере, и прежде всего противодействия попыткам манипулировать сознанием и действиями граждан со стороны экстремистских религиозных организаций;

- способствовать гражданскому миру и взаимопониманию между последователями традиционных конфессий России, препятствовать разжиганию межрелигиозных и межнациональных конфликтов.

Участники конференции подчеркивают, что важным шагом на пути утверждения теологии как направления образования и науки стало создание Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), в которую вошли представители духовно-образовательных организаций и крупнейших вузов России. Ассоциация призвана координировать усилия светских и религиозных высших учебных заведений, объединять их и направлять к достижению общей цели: к широкому распространению религиозной грамотности населения (просвещение), к развитию теоретических знаний в области теологии (наука), к созданию эффективно действующей экспертно-консультативной системы (общественная практика).

В ходе обсуждения участники конференции сформулировали следующие первоочередные задачи, стоящие перед членами НОТА.

Первая задача: Разработка общей концепции теологического образования в контексте определенной выше роли теологии, что предполагает решение следующих задач более конкретного характера:

- определить отношения между теологией в светском образовательном поле и богословием духовных школ. Нужно провести понятийное разделение между университетской теологией с приоритетной рационально-теоретической (философской) методологией и богословием, в основе которого лежит духовный опыт. При этом две модификации теологии/богословия призваны к диалогу и сотрудничеству в достижении общих целей;

- четко определить цели и мотивации теологического образования, количественные и качественные параметры подготовки профессиональных теологов;

- определить основные направления университетской теологической науки и их разработки с учетом мирового и российского опыта. Обеспечивать все доступные виды поддержки научных исследований в области теологии;

- содействовать организации научных конференций и других форм публичного обсуждения теологической проблематики в научно-образовательном пространстве нашей страны, с акцентом на активное участие в них студентов и аспирантов вузовских теологических кафедр.

Вторая задача: Создание системы теологического образования всех уровней. Здесь необходимы следующие шаги:

- организация в светских вузах подготовки теологов широкого профиля, способных работать в государственных структурах разного типа и уровня;

- организация подготовки теологов с педагогическими компетенциями для работы в системе начального, среднего и высшего образования, в системе переподготовки теолого-педагогических кадров и повышения квалификации;

- развитие взаимодействия между кафедрами теологии и кафедрами смежных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; взаимодействие со средствами массовой информации;

- подготовка и развитие методического обеспечения учебного процесса: государственных стандартов по теологии, учебников и учебных пособий, дидактических материалов.

Третья задача: добиваться обеспечения спроса на специалистов-теологов со стороны государства. Участники конференции подчеркивают:

- необходимость присутствия специалистов-теологов в структурах государственной власти и управления, особенно в поликонфессиональных регионах России;

- необходимость установления государственного заказа вузам на подготовку теологов широкого профиля, теологов с педагогическим компетенциями, специалистов иных направлений с дополнительной теологической подготовкой;

- необходимость создания рабочих мест в структурах государственного управления и власти различных уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве». — URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5295905.html (дата обращения: 10.11.2018).

2. Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона на главном пленарном заседании «Теология и ценности» II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве».

3. Приветствие Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам II Всероссийской научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве. — URL: http://nota-theology.ru/content/public/upload/files/ privetstvie_prezidenta_v.v.putina.pdf (дата обращения: 10.11.2018).

4. Святейший Патриарх Кирилл. На повестке дня создание качественной современной системы теологического образования в России // Журнал Московской Патриархии. — 2018. — № 11. — С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.