Научная статья на тему 'Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры'

Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / CULTURAL IDENTITY / SPIRITUAL VALUES / ORTHODOX CULTURE / THEOLOGY / THEOLOGICAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В.

В статье рассматриваются вопросы развития теологического образования в условиях вуза культуры. Определяется важность этого направления подготовки студентов в общей системе высшего образования. Отмечается особая роль вуза культуры в осуществлении теологического образования с целью формирования духовного мира личности, укрепления патриотических и гуманных чувств, способствующих развитию культурного самосознания и сохранению его нравственных основ. В этом ключе теологическое образование представляется в качестве важного условия нейтрализации причин и факторов возникновения религиозного экстремизма, социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. Анализируется опыт подготовки теологов в контексте сотрудничества Кемеровского государственного института культуры и Кузбасской митрополии. Рассматриваются практические вопросы изучения теологии как специализированного отраслевого знания и особенности учебно-методического сопровождения учебного процесса. Определяются перспективы развития теологического образования в условиях вуза культуры. Кроме этого, внимание акцентируется на том, что в условиях современности высшая школа реализует миссию, связанную с ценностным самоопределением и развитием личности, что соответствует новой гуманистической парадигме образования. Таким образом, в деятельности вуза формируется смысловое поле, определяемое моралью, нравственностью, духовностью, обеспечивающее связь человека с культурой как духовной скрепой нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing of Cultural Identity as a Basis for Developing Theological Education at Institutes of Culture

The article studies the issues for implementing theological education at Kemerovo State University of Culture. The authors emphasize the importance of this training direction in a general system of higher education. Moreover, the article notes a special role of University of Culture in implementing theological education for forming a spiritual world of the person, strengthening patriotic and humane feelings providing development of cultural consciousness and preservation of its moral foundations. In this regard, theological education is considered as an important condition for neutralizing the causes and factors of religious extremism, social interethnic and interreligious conflicts, as well as terrorism on religious foundation. In addition, the authors analyze the experience of training theologian students within the cooperation between the Kemerovo State University of Culture and the Kuzbass Metropolis. Furthermore, the article considers practical issues of studying theology as a specialized branch of knowledge and features of educational and methodological support of the educational process. Besides, the authors determine the prospects for further development of theological education at Kemerovo State University of Culture. In addition, the authors focus on the fact that nowadays higher education institutions implement the mission for the value self-determination and personal development, which corresponds to a new humanistic paradigm of education. Thus, a semantic field is formed at Kemerovo State University of Culture, determined by morality, ethics, spirituality, ensuring the connection between a person and culture as a spiritual bond of the nation.

Текст научной работы на тему «Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры»

УДК 008; 378.6

АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх (Смирнов Вадим Анатольевич), кандидат богословия, заведующий кафедрой теологии и религиоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Астахов Олег Юрьевич, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии, доцент, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Шунков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, ректор, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы развития теологического образования в условиях вуза культуры. Определяется важность этого направления подготовки студентов в общей системе высшего образования. Отмечается особая роль вуза культуры в осуществлении теологического образования с целью формирования духовного мира личности, укрепления патриотических и гуманных чувств, способствующих развитию культурного самосознания и сохранению его нравственных основ. В этом ключе теологическое образование представляется в качестве важного условия нейтрализации причин и факторов возникновения религиозного экстремизма, социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве.

Анализируется опыт подготовки теологов в контексте сотрудничества Кемеровского государственного института культуры и Кузбасской митрополии. Рассматриваются практические вопросы изучения теологии как специализированного отраслевого знания и особенности учебно-методического сопровождения учебного процесса. Определяются перспективы развития теологического образования в условиях вуза культуры.

Кроме этого, внимание акцентируется на том, что в условиях современности высшая школа реализует миссию, связанную с ценностным самоопределением и развитием личности, что соответствует новой гуманистической парадигме образования. Таким образом, в деятельности вуза формируется смысловое поле, определяемое моралью, нравственностью, духовностью, обеспечивающее связь человека с культурой как духовной скрепой нации.

Ключевые слова: культурное самосознание, духовные ценности, православная культура, теология, теологическое образование, духовно-нравственное воспитание.

IMPLEMENTING OF CULTURAL IDENTITY AS A BASIS FOR DEVELOPING THEOLOGICAL EDUCATION AT INSTITUTES OF CULTURE

The Metropolitan of Kemerovo and Prokopievsk Aristarch (Smirnov Vadim Anatolyevich), PhD in theology, Department Chair of theology and religious studies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Astakhov Oleg Yurievitch, Dr of Culturology, Professor, Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Shunkov Aleksandr Vktorovitch, Dr of Philological Sciences, Associate Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article studies the issues for implementing theological education at Kemerovo State University of Culture. The authors emphasize the importance of this training direction in a general system of higher education. Moreover, the article notes a special role of University of Culture in implementing theological education for forming a spiritual world of the person, strengthening patriotic and humane feelings providing development of cultural consciousness and preservation of its moral foundations. In this regard, theological education is considered as an important condition for neutralizing the causes and factors of religious extremism, social interethnic and interreligious conflicts, as well as terrorism on religious foundation.

In addition, the authors analyze the experience of training theologian students within the cooperation between the Kemerovo State University of Culture and the Kuzbass Metropolis. Furthermore, the article considers practical issues of studying theology as a specialized branch of knowledge and features of educational and methodological support of the educational process. Besides, the authors determine the prospects for further development of theological education at Kemerovo State University of Culture.

In addition, the authors focus on the fact that nowadays higher education institutions implement the mission for the value self-determination and personal development, which corresponds to a new humanistic paradigm of education. Thus, a semantic field is formed at Kemerovo State University of Culture, determined by morality, ethics, spirituality, ensuring the connection between a person and culture as a spiritual bond of the nation.

Keywords: cultural identity, spiritual values, Orthodox culture, theology, theological education, spiritual and moral education.

DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-168-175

В определении социальных приоритетов, необходимых в связи с установлением принципов целеполагания в развитии общества, значимым фактором являются особенности культурного самосознания, базирующиеся на духовных и нравственных ценностях личности. Поэтому ценностное содержание личностной самоидентификации активно включается в сферу конкуренции и выступает в качестве объекта открытого информационного противоборства как хорошо режиссированного условия пропагандистских атак, с помощь которых реализуются попытки влияния на мировоззрение целых народов, а особенно молодежи, стремления подчинить их частной воле, - это реальность, требующая осознания с целью противостояния угрозе нивелирования духовных смыслов развития человека.

В последнее время в СМИ, отражающих современные социальные настроения, активно обсуждаются вопросы взаимодействия светской и религиозной властей в формировании приоритетов развития общества, места и роли Русской православной церкви в сохранении культурного наследия. И одним из таких обсуждаемых вопро-

сов является определение значимости подготовки теологов в условиях современного вуза не только в практическом аспекте, но и теоретическом. Обучение студентов по уровням направления подготовки «Теология» сопровождается решением не только частных профессиональных задач, но и постановкой важных вопросов: как понимать духовность и как ее развивать?

Возможны разные варианты понимания духовности и путей ее развития. Духовность - это главная составляющая религиозного сознания. Если духовную составляющую человека изучает, прежде всего, теология, то понятно, что эта форма познания должна быть также признана и на государственном уровне, обеспечивающем вхождение теологии в дискурс научного знания, что является условием ее развития в системе высшего образования. Значимым событием в этом отношении явилось то, что, по решению Министерства образования РФ, теология была включена в Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (приказ № 686 от 2 марта 2000 года). Во исполнение приказа было создано УМО по теологии и раз-

работаны стандарты. 28 февраля 2008 года был принят Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», согласно которому духовные образовательные учреждения получили право на государственную аккредитацию.

О необходимости признания содержательных оснований теологии в вузах было заявлено Святейшим Патриархом Кириллом 28 ноября 2012 года на пленарном заседании совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества»: «Теология в вузах - это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия. Теология в высшей школе, то есть на высоком академическом уровне, соответствующем научному уровню гуманитарных и общественных дисциплин, - это и противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма, который обычно развивается спонтанно, бесконтрольно и способен охватывать массы людей» [4]. Предстоятель Русской православной церкви, выступив с критикой «агрессивного секуляризма», отметил, что теология в вузе совершенно не противоречит академическим принципам, наоборот, ее творческое взаимодействие с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов способствует повышению научного и общекультурного уровней в развитии всей системы образования.

В связи с этим теологию в вузе можно рассматривать как один из ответов на вызовы современной цивилизации перед лицом социальных, экологических и других катастроф, возникающих в результате социальной разъединённости, порождаемой секулярностью в ее агрессивных формах. Способом преодоления этих противоречий является утверждение интегративного знания, которое в России традиционно связывалось с изучением культуры, открывающим пути «взаимовлияния и взаимопроникновения относительно самостоятельных областей системы научного знания при ориентированности на построение фундаментального знания в традициях отечественной гума-

нитаристики» [1, с. 107]. Фундаментальное знание открывает недостаточность внутри научных регулятивов (объективность, обоснованность, достоверность, системность и т. д.) и включает в себя весь комплекс социокультурных, аксиологических и гуманистических оснований, что обеспечивается соотнесенностью с исследованием ценностных структур человеческой жизни. В качестве важнейшего принципа осуществления такой фундаментальной интегративности выступают нормативные ценности, действие которых традиционно рассматривается как условие преодоления кризисных изменений в культуре: «Источником многих бед современного человека является забвение вечных норм нравственности и торжество бездуховности. Невозможно построить счастье человека без нравственного начала, поэтому важно, в какой системе ценностей будет развиваться его личная, семейная и общественная жизнь» [5, с. 159].

В теологии такая нормативность определяется теоцентричностью, способствующей выявлению центрообразующей понятийной структуры, обеспечивающей целостность теологического знания, по аналогии с другими системами, в которых в качестве центрообразующего начала может выступать человек, природа, общество и др. Разрушение такого центра приводит к распаду теологии как целостной научной системы. Понятно, что теологический дискурс не бесконфликтен, как и дискурс любой другой науки, находящейся в развитии. Поэтому развитие теологии как науки - это методологическая рефлексия, связанная с решением таких конфликтов. И в этом ключе значимым является обращение к культуре, выступающей одним из способов организации и собирания теологического знания как целостной системы взглядов, обеспечивающей ее духовную составляющую. Связь теологии и культуры гарантирует целостное рассмотрение нравственной и культурной традиции народа, именно этим фактором объясняется значимость профиля «Культура православия» направления подготовки «Теология».

В настоящее время в России православие изучается специалистами таких направлений, как «Богословие» в рамках религиозного профес-

сионального образования, осуществляемого в духовных семинариях и академиях, и в светских вузах в рамках направления подготовки «Теология». Теология в функциональном отношении -это светское осмысление духовности. Реализация этого направления в сфере культуры является вполне логичным в связи с решением вопросов духовности как базовой основы жизни человека и общества. Духовность - это внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания и осознании справедливости мироустройства. Духовность проявляется в культуре. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с миром. Поэтому процесс подготовки теологов в КемГИК ориентирован на изучение ценностного содержания духовной и культурной идентичности. Теология выступает как пространство сохранения и развития культурной памяти, как мировоззренческий ресурс, обеспечивающий реализацию духовных смыслов.

В настоящее время направление подготовки «Теология» реализуется в Зауралье лишь в четырех вузах: в Дальневосточном федеральном университете (профиль «Культура православия»), Иркутском государственном университете (профиль «Систематическая теология»), Омском государственном университете (профиль «Государственно-конфессиональные отношения») и Кемеровском государственном институте культуры (профиль «Культура православия»). Открытие кафедры теологии и религиоведения в Кемеровском государственном институте культуры было инициировано в 2012 году именно главой Кузбасской митрополии, митрополитом Кемеровским и Прокопьевским, высокопреосвя-щеннейшим Аристархом. В 2014 году было открыто направление подготовки бакалавров 48.03.01 «Теология» (профиль «Культура православия»), руководителем которого выступил Владыка Аристарх. К обеспечению учебного процесса привлечен высококвалифицированный кадровый состав, включающий докторов и кандидатов наук, что является одним их главных показателей при оценке направления подготовки студентов, прошедшего государственную аккредитацию в 2019 году.

Первый набор студентов по направлению подготовки «Теология» включал обучающихся

на внебюджетной основе заочной формы обучения (11 человек). В 2015 году уже было выделено 3 бюджетных места на очную форму обучения, 11 человек поступили на внебюджетную заочную форму обучения. В 2016 году на внебюджетную заочную форму обучения поступили 16 человек, бюджетные места не были выделены. В 2017, 2018 годах было выделено по 10 бюджетных мест. В 2019 году контрольные цифры приема на бюджет не были выделены, но 7 человек поступили на внебюджетную форму заочного обучения. Сегодня на кафедре обучается 45 студентов. Данная статистика отражает востребованность направления подготовки «Теология» в КемГИК. В 2018/19 учебном году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению подготовки «Теология». Выпускники в настоящее время работают в управленческих структурах Епархии РПЦ (руководители отделов); воскресных школах (преподаватели); православных храмах (регенты, священнослужители).

Основной контингент поступающих на направление подготовки «Теология» составляют во-церковленные служащие, зачастую уже имеющие богословское образование. Но для работы в конкретной сфере деятельности, для качественной самореализации в выбранной профессии требуются специальные знания, связанные с обращением к профилю «Православная культура». В некоторой степени это иллюстрирует общую ситуацию в стране и мире, когда квалификация специалиста определяется его способностью хорошо ориентироваться в смежных отраслях.

В КемГИК обучение студентов-теологов ведется в соответствии с образовательным стандартом третьего поколения, принятым 23.04.2014, № 32069. В процессе подготовки обучающиеся ориентированы на такие сферы профессиональной деятельности, как традиционные духовные ценности общества и человека, наука и просвещение, практические аспекты жизни конфессий. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются основополагающие духовные ценности и опыт, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также

в межрелигиозном, культурном, общественном, государственном и научном контекстах. А виды профессиональной деятельности бакалавра включают в себя учебно-воспитательную, социально-практическую, организационно-управленческую и просветительскую деятельность. Программа бакалавриата разработана в соответствии со стандартом, что дает возможность выпускнику, освоившему ее, решать профессиональные задачи, связанные с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, научно-исследовательской и экспертно-консультативной деятельностью, а также принимать участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессий. Кроме того, в условиях создания Кузбасского культурно-образовательного кластера и необходимости привлечения населения к участию в культурной жизни Кемеровской области наши выпускники-теологи готовы решать задачи духовной интеграции общества [8].

Более того, знания теологов востребованы в образовательной и культурно-просветительской деятельности региональных учреждений. А введение обязательной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах ставит перед кафедрой теологии и религиоведения новые задачи, решение которых обеспечивается профессиональной переподготовкой с присвоением квалификации преподаватель-теолог. Профессиональный стандарт утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В условиях гуманитарного кризиса в современном российском обществе очень важно, чтобы преподавателем основ религиозной культуры оказался специалист, обладающий глубокими знаниями по дисциплине, владеющий методическими аспектами деятельности преподавателя и знающий особенности психолого-педагогической работы со школьниками. И в этом отношении КемГИК обладает соответствующей ресурсной базой: в структуру вуза входит центр дополнительного профессионального образования, на базе которого слушатели из числа теологов могут освоить необходимые профессиональные

компетенции и получить диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься профессиональной педагогической деятельностью.

На сегодняшний день одной из главных задач кафедры является разработка актуальных вопросов теологии как специального отраслевого знания и науки, что реализуется в направлениях научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Практические исследования кафедры, в первую очередь, направлены на изучение молодежной студенческой среды, причем не только института культуры, но и других вузов города Кемерово. В связи с этим кафедра активно принимает участие в работе Кузбасского межвузовского совета по духовно-нравственному образованию и воспитанию студенческой молодежи, который содействует решению ряда важных задач:

- всестороннее развитие молодежи на основе отечественных духовно-нравственных ценностей через освоение ею национальных традиций государственного, общественного и семейного уклада жизни;

- формирование индивидуальных свойств личности учащихся на базе культурно-исторической самоидентификации;

- противоборство деструктивной деятельности СМИ и иных информационных источников посредством развития форм высоконравственного, содержательного досуга;

- подготовка подрастающего поколения к адаптации в общей социальной среде и вхождению в институты гражданского общества;

- организация деятельности общеобразовательных учреждений, являющихся экспериментальными площадками по изучению и освоению культурно-исторического наследия России, по апробации программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

- создание системы общественно-государственной поддержки культурно-просветительной, историко-краеведческой и духовно-нравственной работы в организованных контингентах молодежи;

- научное изучение процессов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи;

- разработка современных методов работы с молодежью в духовно-нравственной области;

- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, способствующих выработке стратегии духовно-нравственного воспитания, обмену практическим опытом по этому направлению;

- формирование при учреждениях дополнительного образования центров духовно-нравственной культуры молодежи.

Решение поставленных задач является ответом на социальные вызовы, которые необходимо оценивать сквозь призму реализации общегосударственных принципов, нацеленных на преодоление атомистических отношений. В «Основах государственной культурной политики», утвержденных Президентом РФ в декабре 2014 года, как наиболее опасные проявления гуманитарного кризиса в современном российском обществе отмечаются следующие особенности социальных изменений:

- снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

- девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

- рост агрессии и нетерпимости, проявление асоциального поведения;

- деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

- атомизация общества: разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежение правами других.

Поэтому высшие учебные заведения не ограничиваются достижением лишь только учебных целей. В условиях современности высшая школа реализует миссию, связанную с ценностным самоопределением и развитием личности [3]. Важным является то, что об этом применительно к отечественным вузам было заявлено в Постановлении XI съезда Российского Союза ректоров «Университеты в эпоху больших вызовов» и представлено в Московском международном рейтинге «Три миссии университета: образование, наука, общество» [6].

Ведущие тенденции развития общества в контексте обозначенных вызовов обусловили обращение высшей школы к новой гуманистической парадигме образования, базирующейся на гармоничном сочетании идеалов образования и культуры. Это образование, в котором отражаются традиционные для России нормы жизни общества, идеи патриотизма и служения Отечеству, воспитания человека нравственного, ответственного, знающего, уважающего свою культуру и культуру других народов. Образование и наука в вузе должны находиться в одном смысловом поле с моралью, нравственностью, духовностью, что обеспечивает противостояние вульгарности, пошлости, банальности и посредственности. Через культуру человек приобщается к исторически сложившейся системе духовных ценностей, транслирует и передает эту систему ценностей уже новому поколению. В итоге только культура и может быть названа духовной скрепой нации. В первом разделе «Основ государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808, отмечается, что «на протяжении всей отечественной истории именно культура... обеспечивала единство многонационального народа России.» [7].

Связь образования, науки и культуры обеспечивает консолидацию вузовского сообщества в построении новой гуманистической парадигмы образования. И большую роль в этих процессах играет РПЦ, актуализирующая значимость духовных ценностей в осуществлении такой интеграции. Сегодня в научных кругах наблюдается значительный интерес к вопросам связи теологии и высшей школы. Примером тому являются регулярно проходящие научные конференции, посвященные рассмотрению особенностей теологического образования в условиях современности. В КемГИК это получило отражение в серии научных и просветительских мероприятий, проведенных совместно с Кемеровской епархией РПЦ и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом: Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовная и светская культура как фактор социального развития региона» с участием председателя от-

дела образования и просвещения Новосибирской митрополии протоиерея Бориса Пивоварова (24-25 мая 1996 года), Межрегиональная научно-практическая конференция «Социальная доктрина РПЦ и современное российское общество» с участием его высокопреосвященства Софро-ния, архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого (22 ноября 2001 года), Всероссийская научная конференция «Религиозность в современной России и православие» с участием его высокопреосвященства архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония, Дворкина Александра Леонидовича, заведующего кафедрой секто-ведения Московского Свято-Тихоновского богословского института, иерея Георгия Ореханова, заместителя декана богословского факультета Московского Свято-Тихоновского богословского института (24-25 ноября 2003 года), Международная научно-практическая конференция «Православная культура в современном мире» с участием его высокопреосвященства Аристарха, епископа Кемеровского и Новокузнецкого (22-23 мая 2008 года). Ряд конференций при сотрудничестве с Кемеровской епархией РПЦ был организован при поддержке фонда «Русский мир», созданного по Указу Президента РФ с целью популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры: Российская конференция с международным участием «Русское слово в культурно-историческом контексте» (2010), Международный научно-практический форум «Славянский мир. Диалог культур» (2011), Международный научно-практический форум «Христианство и славянское культурное наследие» (2013) и др., в которых были задействованы представители научной общественности не только России, но и других стран.

В настоящее время высшая школа ориентирована на решение задач, обеспечивающих развитие теологического образования, которые во многом определяются положениями Научно-образовательной теологической ассоциации:

- обеспечение диалога по вопросам теологии в пространствах светского образования и духовных школ;

- участие в формировании направлений вузовской теологической науки и их разработки с учетом специфики сферы культуры и искусств;

- поддержка научных исследований, обеспечивающих связь теологии и культуры, содействие организации научных конференций и других форм публичного обсуждения теологической проблематики и вопросов культуры в научно-образовательном пространстве вуза, с акцентом на активное участие в них студентов и аспирантов;

- развитие взаимодействия между кафедрой теологии и религиоведения и кафедрами смежных гуманитарных дисциплин (философии, культурологии, педагогики и др.);

- подготовка и развитие методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки «Теология».

Представленный перечень задач, связанных с актуализацией теологического образования в высшей школе, требует рассмотрения сквозь призму вопросов изучения культуры, что отражает не только специфику вузов культуры, но и тенденции связи культуры и образования в целом, обеспечивающей будущее государственных систем. Как отмечал Д. Б. Дондурей, кандидат философских наук, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России: «Будущее соревнование государственных систем... связано. с качеством человеческого капитала. Причем человеческий капитал, так же как и культура, не должен пониматься узко, по социально-демографическим показателям: какое образование, сколько зарабатываешь, сколько купил машин - нет. Это, в первую очередь, мировоззренческое наполнение, культурные модели. .Заниматься человеческим капиталом - это значит помнить о культуре в широком смысле, анализировать, монтировать, строить новые культурные системы» [2]. Соответственно, большую роль в таком мировоззренческом наполнении личности играет теологическое образование, обеспечивающее обращение к духовным ценностям, выступающим основанием интегративных процессов, связанных с формированием культурной модели, базирующейся на развитии человеческого капитала.

Литература

1. Астахов О. Ю. Проблемы развития гуманитарного и социально-научного направления культурологического знания // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22-2. - С. 105-108.

2. Дондурей Д. Б. Культура - сфера номер двадцать семь, где люди отдыхают от жизни [Электронный ресурс] // COLTA. - URL: https://www.colta.ru/articles/specials/14748-kultura-sfera-nomer-dvadtsat-sem-gde-lyudi-otdyhayut-ot-zhizni.

3. Железкина И. И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода // Вестн. Брян. гос. ун-та. - 2012. - № 1 (2). - С. 65-68.

4. Патриарх Кирилл. Теология в вузах - это культурный императив для общества [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-teologiya-v-vuzax-eto-kulturnyj-imperativ-dlya-obshhestva/.

5. Пономарёв В. Д., Белозёрова М. В., Шунков А. В., Коваленко Е. А. Ответственное созидание отечества (итоги Первого открытого Международного пасхального фестиваля православной культуры) // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. - № 10. - С. 159-165.

6. Садовничий В. А. Выступление на пленарном заседании съезда Российского союза ректоров [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/57367.

7. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/70828330/# ixzz67mQAxMZY.

8. Шунков А. В., Пономарёв В. Д. Кемеровский государственный институт культуры в Сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 45-2. - С. 13-19.

References

1. Astakhov O.Yu. Problemy razvitiya gumanitarnogo i sotsial'no-nauchnogo napravleniya kul'turologicheskogo znaniya [Problems of the development of the humanitarian and socio-scientific areas of cultural knowledge]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22/2, pp. 105-108. (In Russ.).

2. Dondurey D.B. Kul'tura - sfera nomer dvadtsat' sem', gde lyudi otdykhayut ot zhizni [Culture is the sphere number twenty seven where people have a rest from life]. (In Russ.). Available at: https://www.colta.ru/ articles/specials/14748-kultura-sfera-nomer-dvadtsat-sem-gde-lyudi-otdyhayut-ot-zhizni.

3. Zhelezkina I.I. Missiya sovremennoy vysshey shkoly v kontekste lichnostno orientirovannogo podkhoda [The mission of modern higher education in the context of a personality-oriented approach]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Bryansk State University], 2012, no. 1 (2), pp. 65-68. (In Russ.).

4. Patriarkh Kirill. Teologiya v vuzakh - eto kul'turnyy imperativ dlya obshchestva [Theology in universities is a cultural imperative for society]. (In Russ.). Available at: https://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-teologiya-v-vuzax-eto-kulturnyj-imperativ-dlya-obshhestva/.

5. Ponomarev V.D., Belozerova M.V., Shunkov A.V., Kovalenko E.A. Otvetstvennoe sozidanie otechestva (itogi Per-vogo otkrytogo Mezhdunarodnogo paskhal'nogo festivalya pravoslavnoy kul'tury) [Responsible building of the fatherland (Results of the First Open International Easter Festival of Orthodox Culture)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2010, no. 10, pp. 159-165. (In Russ.).

6. Sadovnichiy V.A. Vystuplenie na plenarnom zasedanii s"ezda Rossiyskogo soyuza rektorov [Speech at the Plenary meeting of the Congress of the Russian Union of Rectors]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/57367.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 goda № 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki" [Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014, no. 808 "On approval of the Fundamentals of the state cultural policy"]. Sistema GARANT [System GARANT]. (In Russ.). Available at: http://base.garant. ru/70828330/#ixzz67mQAxMZY.

8. Shunkov A.V., Ponomarev V.D. Kemerovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury v Sibirskom klastere iskusstv: inte-gratsiya nauki, obrazovaniya i tvorchestva dlya razvitiya chelovecheskogo potentsiala v regione [Kemerovо State University of Culture in the Siberian Cluster of Arts: Integration of Science, Education and Creativity for the Development of Human Potential in the Region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 45/2, pp. 13-19. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.