Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ» ПРОФИЛЯ «ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ» НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА (Г. КАЗАНЬ)'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ» ПРОФИЛЯ «ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ» НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА (Г. КАЗАНЬ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ВУЗА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ТЕОЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седанкина Т. Е.

Цель. Транслирование опыта реализации Российским исламским институтом теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиля «Исламская теология» в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами 3++.Процедура и методы. На основе анализа специфики учебного заведения разработана коммуникативная стратегия вуза. В работе используются методы теоретического анализа и изучения предшествующего опыта реализации образовательных стандартов с целью усовершенствования учебного плана в соответствии с новыми требованиями с акцентом внимания на линейку дисциплин и практик, способствующих развитию научно-исследовательского мышления студента-теолога. При проведении исследования применялись мысленное моделирование, педагогическое наблюдение, индукция и дедукция.Результаты. В представленной работе приведено обоснование выбора Российским исламским институтом теоцентрической модели воспитания, соответствующей коммуникационной стратегии вуза, включающей в себя идентичность образовательного бренда, его компоненты и фирменный стиль. Рассмотрено отражение теоцентрической модели в воспитательно-образовательном процессе вуза. Перечислены основные задачи, направленные на эффективную адаптацию студентов направления подготовки «Теология» к: условиям обучения, к духовно-ориентированной и научно-исследовательской среде образовательного учреждения; успешную социализацию студента-теолога в научно-исследовательское пространство; воспитание культуры научно-исследовательского мышления; повышение мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Представлена траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога, соответствующая учебному плану направления подготовки 48.04.01 «Теология» направленности «Исламская теология».Теоретическая и/или практическая значимость. На основании подробного разбора коммуникационной стратегии образовательного учреждения в работе приводится пример взаимосвязи образовательного бренда вуза с выбором модели воспитания (в данном случае теоцентрической). Представлена чёткая взаимосвязь воспитательно-образовательного процесса, реализуемая посредством грамотно структурированных взаимосвязанных элементов теоцентрической модели воспитания и чётко выстроенной траектории развития научно-исследовательского мышления студента-теолога, способствующих эффективной подготовке студента-теолога к дальнейшей профессиональной деятельности. Считаем, что при условии грамотной адаптации представленный опыт реализации теоцентрической модели воспитания Российским исламским институтом может быть экстраполирован в воспитательно-образовательный процесс вузов, реализующих направление подготовки «Теология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE THEO-CENTRIC MODEL OF EDUCATION OF A STUDENT IN THE DIRECTION OF TRAINING 48.04.01 “THEOLOGY” OF THE DIRECTION “ISLAMIC THEOLOGY” ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN ISLAMIC INSTITUTE (KAZAN)

Aim. Broadcasting the experience of the Russian Islamic Institute’s implementation of the theocentric model of upbringing a student in the field of training 48.04.01 “Theology”, direction “Islamic Theology” in accordance with the new Federal Educational Standards 3 ++.Methodology. Based on the analysis of the specifics of the educational institution, the communicative strategy of the university has been developed. The article uses the methods of theoretical analysis and study of the previous experience in the implementation of educational standards in order to improve the curriculum in accordance with the new requirements, with an emphasis on the line of disciplines and practices that contribute to the development of research thinking of a student-theologian. During the research, mental modeling, pedagogical observation, induction and deduction were used.Results. The presented article provides the rationale for the choice by the Russian Islamic Institute of a theocentric model of education that corresponds to the communication strategy of the university, which includes the identity of the educational brand, its components and corporate identity. The reflection of the theocentric model in the educational process of the university is considered. Listed are the main tasks aimed at the effective adaptation of students of the direction of training “Theology” to the learning environment, to the spiritually-oriented and research environment of the educational institution; successful socialization of a theologian student into the research space; fostering the culture of research thinking; increasing students’ motivation for research activities. The trajectory of the development of research thinking of a student-theologian is presented, corresponding to the curriculum of the direction of training “Theology” 48.04.01, direction: “Islamic theology”.Research implications. Based on a detailed analysis of the communication strategy of an educational institution, the article provides an example of the relationship between the educational brand of a university and the choice of an education model (in this case, theocentric). A clear relationship is presented between the educational process through competently structured interrelated elements of the theocentric model of education and a clearly built trajectory for the development of research thinking of the student-theologian, the implementation of which contributes to the effective preparation of the student-theologian for further professional activity. We believe that, subject to competent adaptation, the presented experience of the implementation of the theocentric model of education by the Russian Islamic Institute can be extrapolated into the educational process of universities that implement the direction of training “Theology”.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ» ПРОФИЛЯ «ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ» НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА (Г. КАЗАНЬ)»

УДК. 001.89 378.14

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-117-130

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 48.04.01 «ТЕОЛОГИЯ» ПРОФИЛЯ «ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ» НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА (Г. КАЗАНЬ)

Седанкина Т. Е.

Российский исламский институт

420079, г. Казань, ул. Газовая, д. 19, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Транслирование опыта реализации Российским исламским институтом теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиля «Исламская теология» в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами 3++. Процедура и методы. На основе анализа специфики учебного заведения разработана коммуникативная стратегия вуза. В работе используются методы теоретического анализа и изучения предшествующего опыта реализации образовательных стандартов с целью усовершенствования учебного плана в соответствии с новыми требованиями с акцентом внимания на линейку дисциплин и практик, способствующих развитию научно-исследовательского мышления студента-теолога. При проведении исследования применялись мысленное моделирование, педагогическое наблюдение, индукция и дедукция. Результаты. В представленной работе приведено обоснование выбора Российским исламским институтом теоцентрической модели воспитания, соответствующей коммуникационной стратегии вуза, включающей в себя идентичность образовательного бренда, его компоненты и фирменный стиль. Рассмотрено отражение теоцентрической модели в воспитательно-образовательном процессе вуза. Перечислены основные задачи, направленные на эффективную адаптацию студентов направления подготовки «Теология» к: условиям обучения, к духовно-ориентированной и научно-исследовательской среде образовательного учреждения; успешную социализацию студента-теолога в научно-исследовательское пространство; воспитание культуры научно-исследовательского мышления; повышение мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Представлена траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога, соответствующая учебному плану направления подготовки 48.04.01 «Теология» направленности «Исламская теология». Теоретическая и/или практическая значимость. На основании подробного разбора коммуникационной стратегии образовательного учреждения в работе приводится пример взаимосвязи образовательного бренда вуза с выбором модели воспитания (в данном случае теоцентрической). Представлена чёткая взаимосвязь воспитательно-образовательного процесса, реализуемая посредством грамотно структурированных взаимосвязанных элементов теоцентрической модели воспитания и чётко выстроенной траектории развития научно-исследовательского мышления студента-теолога, способствующих эффективной подготовке студента-теолога к дальнейшей профессиональной деятельности. Считаем, что при условии грамотной адаптации представленный опыт реализации теоцентрической модели воспитания Российским исламским институтом может быть экстраполирован в воспитательно-образовательный процесс вузов, реализующих направление подготовки «Теология».

Ключевые слова: духовно-ориентированное пространство, исламская теология, коммуникационная стратегия вуза, научно-исследовательская среда, теоцентрическая модель воспитания, траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога Благодарности: статья подготовлена при поддержке грантовой программы Института интеграции знаний IKI Academy (Institute of Knowledge Integration).

© CC BY Седанкина Т. Е., 2022.

V12V

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE THEO-CENTRIC MODEL OF EDUCATION OF A STUDENT IN THE DIRECTION OF TRAINING 48.04.01 "THEOLOGY" OF THE DIRECTION "ISLAMIC THEOLOGY" ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN ISLAMIC INSTITUTE (KAZAN)

T. Sedankina

Russian Islamic Institute

19 Gazovaya ul., Kazan 19420079, Russian Federation Abstract

Aim. Broadcasting the experience of the Russian Islamic Institute's implementation of the theocentric model of upbringing a student in the field of training 48.04.01 "Theology", direction "Islamic Theology" in accordance with the new Federal Educational Standards 3 ++.

Methodology. Based on the analysis of the specifics of the educational institution, the communicative strategy of the university has been developed. The article uses the methods of theoretical analysis and study of the previous experience in the implementation of educational standards in order to improve the curriculum in accordance with the new requirements, with an emphasis on the line of disciplines and practices that contribute to the development of research thinking of a student-theologian. During the research, mental modeling, pedagogical observation, induction and deduction were used. Results. The presented article provides the rationale for the choice by the Russian Islamic Institute of a theocentric model of education that corresponds to the communication strategy of the university, which includes the identity of the educational brand, its components and corporate identity. The reflection of the theocentric model in the educational process of the university is considered. Listed are the main tasks aimed at the effective adaptation of students of the direction of training "Theology" to the learning environment, to the spiritually-oriented and research environment of the educational institution; successful socialization of a theologian student into the research space; fostering the culture of research thinking; increasing students' motivation for research activities. The trajectory of the development of research thinking of a student-theologian is presented, corresponding to the curriculum of the direction of training "Theology" 48.04.01, direction: "Islamic theology".

Research implications. Based on a detailed analysis of the communication strategy of an educational institution, the article provides an example of the relationship between the educational brand of a university and the choice of an education model (in this case, theocentric). A clear relationship is presented between the educational process through competently structured interrelated elements of the theocentric model of education and a clearly built trajectory for the development of research thinking of the student-theologian, the implementation of which contributes to the effective preparation of the student-theologian for further professional activity. We believe that, subject to competent adaptation, the presented experience of the implementation of the theocentric model of education by the Russian Islamic Institute can be extrapolated into the educational process of universities that implement the direction of training "Theology".

Keywords: spiritually-oriented space, Islamic theology, communication strategy of the university, research environment, theocentric model of education, development trajectory of the research thinking of a theology student

Acknowledgments: This research was supported by the grant program of the IKI Academy (Institute of Knowledge Integration).

«Мусульманское образование на всех его этапах и во всех его звеньях призвано быть по-

современному интеллектуальным и прогрессивным»

[4, с. 256].

Введение

В связи с бурным развитием системы теологического образования в России для вузов страны, реализующих направление подготовки «Теология», особо актуальным стратегическим вектором развития становится «создание собственных уникальных образовательных продуктов» посредством «усиления внимания к традиционно-консервативным моделям» [2, с. 19], одной из которых является теоцентрическая модель образования и воспитания, сформировавшаяся ещё в эпоху Средневековья. Теоцентрическая модель воспитания имеет «особую систему координат» [2, с. 94], центром которой является вера в Бога как абсолютную духовную сущность, целью - служение Аллаху и борьба с низменной человеческой сущностью (нафсом), а средством воспитания - Священные тексты.

Несомненно, выбор модели воспитания напрямую зависит от специфики учебного заведения. Считаем, что Российский исламский институт (г. Казань), на базе которого была разработана теоцентрическая модель воспитания студента направления 48.04.01 «Теология» профиля «Исламская теология», по праву может осуществлять образовательно-воспитательную деятельность согласно данной модели. Приведём обоснование данного заявления на основе рассмотрения коммуникационной стратегии вуза, включающей в себя идентичность образовательного бренда, его компоненты и фирменный стиль1.

1 Все эти черты были выявлены нами при разработке коммуникативной стратегии Российского исламского института. См.: Седанкина Т. Е. Выпускная работа курсов повышения квалификации «Коммуникационная стратегия образовательных брендов» // Центр дополнительного образования «Горизонт» факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов (23.11.2020 - 01.12.2020).

Коммуникационная стратегия

Российского исламского института

Само название «Российский исламский институт» подчёркивает идентичность образовательного бренда: компонент российский указывает на статус вуза в образовательном пространстве страны; исламский очерчивает конфессиональный профиль; институт маркирует причастность к высшему сегменту исламского образования. Вуз расположен в духовной столице России, форпосте исламской культуры, «Мекке», объединяющей стремящихся к знанию мусульман. Логотипом Российского исламского института является раскрытая книга с названием вуза, написанным арабской вязью, находящаяся в лоне полумесяца, расписанного аятами Священного Корана. Книга представляет собой символическое изображение Корана, указывающее на стремления мусульманина к получению знаний, полумесяц - символ Ислама.

Российский исламский институт ставит перед собой следующие задачи:

- подготовку квалифицированных специалистов в области исламской теологии посредством грамотно выстроенных образовательных программ, гармонично сочетающим в себе светский и духовный компоненты, а также реализации теоцен-трической модели воспитания;

- формирование интеллектуальной элиты мусульманской уммы, способной вести практическую и научно-исследовательскую деятельность в области исламской теологии;

- развитие и продвижение теологических идей в современное российское образовательное пространство посредством осуществления разработок и рецензирования научной литературы исламской направленности;

- содействие в укреплении духовной безопасности страны благодаря межрелигиозному и международному сотрудничеству, а также реализации совместных научно-образовательных и воспитательных проектов;

- продвижение и укрепление традиционных ценностей ислама, сохранение мусульманских традиций народов России.

В соответствии с задачами, поставленными перед Российским исламским институтом, было выполнено следующее.

1. Предложена теоцентрическая модель воспитания, представляющая собой целостную систему, направленную на решение следующих задач: помощь в адаптации студентов направления подготовки «Теология» к условиям обучения в вузе, его духовно-ориентированной и научно-исследовательской среде; содействие социализации студента-теолога в научно-исследовательское пространство вуза; воспитание у студентов культуры научно-исследовательского мышления; способствование повышению мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.

2. Выстроена траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога на основе реализации учебного плана по направлению 48.04.01 «Теология» направленности «Исламская теология», профиля «Систематическая теология ислама», области профессиональной деятельности «Образование и наука» с научно-исследовательскими и организационно-управленческими типами задач профессиональной деятельности, разработанного в соответствии с ФГОС 3++.

Представление вышеназванных пунктов и является целью настоящего исследования.

Отражение теоцентрической модели воспитания в реальной деятельности

Российского исламского института

1. Студент, поступивший в вуз, на первых порах испытывает трудности, в связи с незнакомой обстановкой, новым кругом общения, учебной нагрузкой, требованиями вуза относительно соблюдения определённых правил внутреннего распорядка, а также традиций и обычаев, продиктованных спецификой учебного заведения. Для помощи в преодолении возникаю-

щих трудностей в теоцентрической модели воспитания разработана система мер, направленных на успешную адаптацию студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиля «Исламская теология» к условиям обучения в вузе в общем и к научно-исследовательской среде в частности. В данном контексте представляется важным учёт взаимодополняющих факторов успешного вхождения в новую среду вуза (мотивационного, когнитивного, коммуникативного, эмоционально-волевого), в соответствии с ценностными ориентациями студентов (нервно-психическая, личная, социально-психологическая сферы). На основании рассмотрения вышеуказанных факторов и сфер успешной адаптации перед коллективом вуза встают следующие задачи:

- ведение разъяснительных бесед о нормах и правилах поведения студента в соответствии с исламской традицией, заключающихся как в особых внутренних ценностных установках, так и во внешних проявлениях;

- повышение мотивации вновь поступивших студентов, заключающейся в разъяснении особой важности и пользе получения религиозных знаний для мусульманина, с приведением доказательств тому из Корана и хадисов;

- привитие осознания необходимости приобретения знаний как светских наук, так и основ других религий;

- воспитание открытости к знаниям о других религиях и готовности к взаимодействию с их представителями на основе твёрдых знаний своей религии и уважения к людям писания;

- воспитание уважительного отношения к теологии как науке и теологу как носителю теологических знаний;

- формирование ощущения стабильности в получении образования и его непрерывности и морально-психологического удовлетворения от процесса обучения, возникающего в связи с возможностью следовать традиционным нормам и ценностям религии.

Вышеприведённые факторы и сферы адаптации к условиям обучения в вузе способствуют плавному вхождению студента как в учебный процесс, так и в особое пространство исламского мировосприятия, способствующее духовно-нравственному развитию личности, а также формированию особой аксиосферы, основанной на Божественных нравственных законах.

В ходе рассмотрения вопросов адаптации студентов к научно-исследовательской среде и их морально-психологической подготовки к собственной самостоятельной научно-исследовательской деятельности приводится ряд внешних и внутренних условий:

- внешние условия, связанные с поддержкой направления «Теология» государством, дают студентам уверенность как в своей дальнейшем профессиональной востребованности, так и актуальности осуществления современных теологических исследований;

- условия межвузовского сотрудничества, заключающиеся в наличии соглашений с вузами, реализующими подготовку по направлению «Теология», а также с Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА)1, свидетельствуют об активном участии вуза в стратегических государственных и межрелигиозных проектах в области теологии, определяя место Российского исламского института в общей системе теологического образования страны;

- внутренние условия предоставляют студенту возможность вхождения в особое научно-исследовательское пространство вуза, формируемое профессорско-преподавательским составом, осуществляющим непосредственною научно-исследовательскую деятельность в области теологии, способствуя созданию ощущения сопричастности к развитию теологической науки в России.

1 Совет по исламскому образованию заключил соглашение о совместной работе с НОТА // Российский исламский институт: [сайт]. URL: http://www. kazanriu.ru/news/1798 (дата обращения: 03.01.2021).

2. Параллельно с процессом адаптации начинается осуществление социализации студента-теолога в духовно-ориентированную среду вуза, а также в его научно-исследовательское пространство, в ходе которой перед педагогами стоят задачи:

- формирование у студента-теолога особого типа исследовательского поведения, включающего в себя совокупность характеристик и сфер, необходимых для осуществления эффективной научно-исследовательской деятельности;

- совершенствование когнитивной, эмоционально-суггестивной и ценностной сфер, характеризующих особый тип исследовательского поведения, самих педагогов, осуществляющих научное руководство;

- осуществление двуединой направленности научно-исследовательской деятельности, представляющей собой диалектическое единство приближения исследователя к постижению «предельных смыслов» и развития его личностных и духовных качеств;

- сопровождение процесса трансформации и становления личности теолога-исследователя, заключающегося в оказании морально-психологической поддержки в ходе преодоления когнитивных барьеров и логических тупиков, духовного напряжения и психологических барьеров, связанных с ограничивающими убеждениями и религиозными рамками;

- грамотное последовательное и планомерное ведение студента-исследователя на каждом этапе исследовательской деятельности педагогом-наставником, являющим личный пример активной научно-исследовательской позиции.

3. Ключевым моментом в теоцентри-ческой модели воспитания является разработка многокомпонентной структуры воспитания культуры научно-исследовательского мышления студента-теолога, направленная на трансформацию мировоззренческих установок, преобразование системы ценностей и развитие духовных качеств личности исследователя. Воспитание культуры научно-исследовательского мышления направлено

на формирование ряда взаимосвязанных компонентов (интеллектуального, методологического и гигиенического), грамотно выстроенная воспитательная работа над которыми предполагает достижения высокого уровня исследовательского мышления. В данном контексте перед научно-педагогическим составом вуза стоят следующие задачи:

- рассмотреть следующие аспекты:

1) ценностный, способствующий развитию у студента восприятия научно-исследовательской деятельности в качестве жизненного-значимого процесса, заключающийся в возможности достижения довольства Аллаха;

2) когнитивно-рациональный, направленный развитие желания к постоянному пополнению знаний, к чему призывает Коран и многочисленные хадисы;

3) волевой, придающий особый смысл прохождению по тернистому пути приобретения знаний, что является обязанностью каждого мусульманина, а осмысление воли как абсолютной, несущей бессознательный неудержимый внутренний порыв, способствует возникновению ощущения помощи от Аллаха и ведения свыше;

4) когнитивно-иррациональный, зачастую проявляющийся в виде неожиданных инсайтов и озарений, рассматриваемых с позиции религии как помощь свыше, что способствует укреплению веры в Бога, а также в собственные интеллектуальные возможности;

- исследовать методологический компонент для понимания специфики методологии теологии, заключающейся в «особой системе координат, «отправной точкой которой является вера в Бога» и осознании того, что «ядром, сердцевиной» теологического исследования является Священный текст» [3, с. 94];

- привить студентам гигиеническую культуру научно-исследовательского мышления, заключающуюся в запрете на неправомерное заимствование, что позволит им углубиться в вопросы интеллектуальной собственности, один из видов которой в исламской традиции назван «собствен-

ностью зримой, но неосязаемой», приписывание которой себе является ложью и подделыванием, что по шариату считается запретным; грамотное оформление ссылок является также особой гигиеной [5, с. 22], которая, согласно исламской традиции, представляет собой один из культурообра-зующих факторов ислама, о чём свидетельствуют многочисленные хадисы; недопущение небрежности в процессе написания научного исследования;

- грамотно сопровождать молодого исследователя на каждом этапе «приятия неизбежного», рассматриваемого в контексте научно-исследовательской деятельности, в результате чего теолог не только приобретает компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, непосредственный опыт осуществления исследования, но и меняется сам, «превращаясь в фактор саморазвития» [1, с. 271];

- оказывать содействие в повышении уровня развития интеллектуальной культуры студента-исследователя, являясь активным свидетелем его перехода от адаптивного к репродуктивному и далее к креативному уровню.

4. Верным помощником в адаптации, социализации и воспитании культуры научно-исследовательского мышления студента-теолога является грамотно организованная вузом система мотивации к научно-исследовательской деятельности, включающая в себя локальные факторы, факторы научно-исследовательского пространства вуза, а также факторы, направленные на осуществление возможности саморазвития и самореализации. Приведём некоторые из них:

- присутствие атмосферы научного творческого взаимодействия педагога-наставника и студента-исследователя;

- наличие особой научно-исследовательской среды вуза, являющейся площадкой для организации и проведения научных мероприятий с участием представителей образовательных учреждений, реализующих направление подготовки «Теология»; научно-методологических семинаров, проводимых педагогами вуза;

мероприятий, направленных на укрепления межрелигиозного согласия;

- возможность активного участия студентов в научных мероприятиях и реальность публикации результатов исследований в научных изданиях;

- доступная информационная среда;

- предоставление морального и материального поощрения студентов-исследователей.

Представленный комплекс мероприятий представляет собой целостную систему воспитания на основе теоцен-трического подхода, целью которой является плавное вхождение студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиля «Исламская теология» в научно-образовательное пространство вуза, а также воспитание у него особой культуры научно-исследовательского мышления, направленного, с одной стороны, на стремление к постижению предельных смыслов посредством углублённого изучения актуальных вопросов теологии, с другой - на преобразование аксиосферы личности исследователя, трансформацию мировоззренческих установок, развитие духовных качеств на основе исламской системы ценностей, этики и морали.

Траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога

Далее рассмотрим траекторию развития научно-исследовательского мышления студента-теолога, выстроенную на основе реализации учебного плана по направлению 48.04.01 «Теология» направленности «Исламская теология» профиля «Систематическая теология ислама» области профессиональной деятельности «Образование и наука» с научно-исследовательскими и организационно-управленческими типами задач профессиональной деятельности, разработанного в соответствии с ФГОС 3++, т. е. предусматривающего грамотно организованную последовательность практик и дисциплин, направленных на развитие необходимых компетенций.

С I семестра начинается изучение дисциплины «Методология научного исследования», содержание которой содействует формированию у студентов представлений о методологии и методах научного познания, развитию исследовательской компетентности и организации собственного научной деятельности, созданию возможности для совершенствования культуры научно-исследовательского мышления студента-теолога. Параллельно с этим студенты начинают изучение дисциплины «Современные проблемы теологии», которая длится в течение трёх семестров и является одной из ключевых в подготовке высококвалифицированного специалиста в области теологии. Постепенно, семестр за семестром, перед студентами разворачивается панорама современных теологических взглядов посредством знакомства с исследованиями, представляемыми на научных теологических площадках, представляется обзор мероприятий, организованных под эгидой Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), анализируются актуальные вопросы, обсуждаемые в ходе межконфессиональных диалогов, и таким образом осуществляется формирование у студента-теолога ощущения сопричастности к теологическому знанию. Студенты знакомятся с общими понятиями предмета теологической науки и её университетской специфики, с проблемами интеграции теологии в систему современного научного знания, в образовательную систему России. В ходе изучения данной дисциплины в I семестре студенты определяются с собственной сферой научных интересов, с направленностью своей будущей научно-исследовательской деятельности (табл. 1).

Синхронно с вышеуказанными дисциплинами в I семестре студенты погружаются непосредственно в практическую научно-исследовательскую деятельность в ходе реализации учебной практики («Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)»), направленной на развитие: способности к

Таблица 1 / Table 1

Траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога / The trajectory for the development of scientific research thinking of a theology student

Семестр Наименование дисциплин / практики

I «Методика научного исследования»

I-III «Современные проблемы теологии»

I «Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)»

II-IV «Производственная практика (научно-исследовательская работа)»

II «Источниковедение»

II «Классические исламское источниковедение»

IV «Производственная практика (преддипломная практика)»

IV «Подготовка к процедуре предзащиты и защита выпускной квалификационной работы»

самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умений объективной оценки научной информации; свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности. В ходе учебной практики отрабатываются умения планирования исследования, начиная с выбора темы, обоснования её актуальности, определения целей и задач, выдвижения гипотез, и завершая поиском научной литературы по теме исследования. Практические умения, приобретаемые на начальном этапе научно-исследовательской деятельности, в ходе прохождения этой практики в дальнейшем развиваются в ряде последовательных практик («Производственная практика (научно-исследовательская работа)» (11-1У семестр), «Производственная практика (преддипломная практика)» (IV сем.)), имеющих чётко выстроенную траекторию научно-исследовательской деятельности, завершающуюся «Подготовкой к процедуре защиты и защитой выпускной квалификационной работы».

Как было отмечено выше, дальнейшая научно-исследовательская деятельность студента осуществляется на непрерывной производственной практике («Производственная практика (научно-исследовательская работа)») со II по IV семестры, на каждом из которых по-

ставлены чёткие последовательные задачи. Основной целью данной практики является развитие у студентов культуры научно-исследовательского мышления; способствующее становлению личности теолога-исследователя, носителя особого типа мышления, формируемого посредством преодоления диалектического напряжения между рациональной отстранённостью и эмоциональной включённостью, приводящих к достижению ощущения сопричастности к развитию теологического знания; способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умению осуществления объективной оценки научной информации, свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности. В ходе производственной практики во II семестре студенты начинают работу над пунктом ВКР «Теоретическая база исследования и степень её изученности», а именно: осуществляют хронологический анализ литературы и источников по теме исследования, позволяющий проследить развитие и трансформацию взглядов исследователей по данному вопросу в разные периоды времени; проводят концептуальный анализ, позволяющий изучить различные подходы к рассматриваемой тематике; анализируют концептуальные подходы, противоположные религиозно-

му мировоззрению, с целью их осмысления и выявления рациональных положений, целесообразных для использования в теологическом исследовании; осуществляют тематический анализ, позволяющий проследить междисциплинарные связи в изучении одного и того же явления; представляют различные предметные области изучения одного объекта. На данном этапе научно-исследовательской деятельности студенты воочию столкнутся с необходимостью приобретения знаний и умений для работы с источниками (в том числе богословскими текстами на арабском языке), в связи с чем они будут высоко мотивированы на приобретение знаний дисциплин «Источниковедение» и «Классическое исламское источниковедение», изучающихся также во II семестре, где осуществляется знакомство с принципами работы с источниками, их видами и особенностями. В III семестре продолжается погружение в поле научных исследований по теме ВКР, в том числе в богословскую литературу, изучение которых способствует развитию культуры научно-исследовательского мышления; осуществляется практическое изучение, осмысление и реализация специфики методологии теологии в соответствии с заявленной тематикой и профилю подготовки в ходе написания первой главы ВКР с применением научной терминологии с элементами религиозного дискурса и использованием научного стиля изложения в сочетании с приведением доказательной базы из Священных текстов и богословских трудов. В данном семестре предполагаются публичные выступления по первой части своего исследования на научно-методических мероприятиях с последующей их публикацией, в ходе чего происходит формирование этики ведения научной дискуссии и ответов на вопросы и рекомендации. В IV семестре ведётся работа над второй частью ВКР, а именно осмысляется теоретическая и практическая значимость исследования и осуществляется подготовка к выступлениям и публикациям по результатам второй части своего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В IV семестре к данной практике присоединяется производственная практика («Производственная практика (преддипломная практика)»), которая проходит с отрывом от теоретического обучения. Она направлена на углубления теоретических знаний и закрепление практических умений работы в библиотеке (отделе редких книг, архиве) с литературой и источниками, полученных в ходе освоения во II семестре двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга дисциплин «Источниковедение» и «Классическое исламское источниковедение». Данные дисциплины направлены на: ознакомление студентов с источниками и методами работы с ними; формирование систематических знаний в области источниковедения / исламского источниковедения; умение объективно рассматривать классические богословские тексты с грамотным применением источниковой базы в ходе теологического исследования. Во II семестре также вводится изучение дисциплины «Введение в суннитскую догматику», где студенты, являющиеся представителями суннитской школы богословия, как и большинство мусульманских народов России приобретают знания в области суннитской догматики, на которой основывают своё исследование. Возвращаясь к задачам производственной практики, являющейся завершающей из блока обязательной части программы «Практика», помимо отработки теоретических знаний, студенты непосредственно изучают литературу и источники по теме исследования, имеющиеся в библиотечном фонде с целью дополнения теологического исследования новой информацией, обогащающей его новыми нюансами смысла, оживляющими имеющееся ранее, и формулируют выводы, основанные на результатах изучения источников и научной литературы, обнаруженных в ходе прохождения практики.

«Подготовка к процедуре предзащиты и защита выпускной квалификационной работы» является завершающим этапом формирования компетенций, обладание

V2V

которыми необходимо в профессиональной деятельности теолога-исследователя. Его цель - изучение современного состояния области, выбранной в качестве теологического научного исследования, её актуальности, основных концепций (подходов) рассмотрения исследуемой тематики, имеющих место как в современном научно-образовательном пространстве, так и в исламской мысли прошлого и настоящего. На данной ступени подходит к концу (в рамках магистерской программы, но не в дальнейшей научной деятельности) формирование определён-

ного уровня научно-исследовательского мышления теолога, заключающегося в наличии научной методологии, грамотно сочетающей в себе элементы специфики методологии теологии (искусное сочетание рационального и иррационального подходов); научного стиля изложения, включающего в себя также элементы религиозного дискурса, однако без перехода к конфессионально-ангажированной апологетической риторике, а также без каких-либо неуважительных письменных или устных высказываний, касающихся иных религиозных учений (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Виды практик, направленных на развитие научно-исследовательского мышления студента-теолога и задачи, стоящие на каждой из них / Types of practices aimed at developing the research thinking of a theology student and the tasks facing each of them

Семестр Наименование практики Виды деятельности

I Без отрыва от учебной деятельности «Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)» - выбор темы исследования на основе определения сферы научных интересов, мировоззренческих и ценностных установок студента-теолога; - выстраивание траектории движения - последовательности действий, направленных на осуществление научно-исследовательской деятельности на начальном этапе; - ознакомление с научно-образовательными ресурсами, рекомендованными для поиска научной информации по теме исследования; - поиск и изучение современных научно-исследовательских работ (диссертаций, авторефератов, научных статей, монографий, учебных пособий) по теме исследования; - работа над написанием обязательных пунктов ВКР: актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, предполагаемая теоретическая и практическая значимость, подробный план содержания работы

II Без отрыва от учебной деятельности «Производственная практика(научно-исследовательская работа)» - работа над обязательным пунктом ВКР «Теоретическая база и степень изученности темы исследования» (выявление научной проработанности темы); - выступление на методологическом семинаре (круглом столе) по теме исследования.

III Без отрыва от учебной деятельности «Производственная практика(научно-исследовательская работа)» - работа над написанием обязательного пункта ВКР «Методология научного исследования» в форме выступления с презентацией основных положений; - написание первой части ВКР с представлением краткой аннотации каждого пункта с указанием литературы, на которой основано исследование; - подготовка материалов к публикации статьи, представляющей собой результаты первой части исследования (статья 1); - выступление на методологическом семинаре (круглом столе, конференции) по результатам первой части своего исследования.

Окончание Таблицы 2

Семестр Наименование практики Виды деятельности

IV Без отрыва от учебной деятельности «Производственная практика(научно-исследовательская работа)» - работа над второй частью ВКР с представлением перед слушателями краткой аннотации каждого пункта с указанием литературы, на которой основано исследование; - работа над выводами по первой и второй главам исследования на основании самостоятельных суждений, основанных на результатах анализа информации, почерпнутой из литературы и источников по теме исследования; - обоснование теоретической и практической значимости исследования; - отчёт о публикации одной статьи и подготовка к публикации результатов второй части ВКР (статья 2); - выступление на методологическом семинаре (круглом столе, конференции) по результатам второй части своего исследования

IV С отрывом от учебной деятельности «Производственная практика (преддипломная практика)» - работа в библиотеке (в отделе редких книг, архиве, на сайтах библиотек и архивов) с литературой (источниками) по теме исследования с целью дополнения теологического исследования новой информацией, обогащающей его новыми нюансами смысла, оживляющими имеющееся ранее; - осуществление анализа, систематизации и обобщения информации по теме исследования, проверка достоверности полученных результатов, более глубокое осмысление теоретической и практической значимости; формулирование выводов; - корректировка цели и задач научного исследования в соответствии с содержанием работы и заявленной тематикой (при необходимости)

IV С отрывом от учебной деятельности «Подготовка к процедуре предзащиты и защита выпускной квалификационной работы» - демонстрация заинтересованности темой, отражающей выбранную проблемную область теологического знания, а также степени погружённости в исследовательский процесс посредством представления перед комиссией обнаруженной и информации по теме исследования; - демонстрация определённого уровня научно-исследовательского мышления теолога, заключающегося в наличии научной методологии, грамотно сочетающей в себе элементы специфики методологии теологии; научного стиля изложения, включающего в себя также элементы религиозного дискурса, однако без перехода к конфессионально-ангажированной апологетической риторике, а также без каких-либо неуважительных письменных или устных высказываний, касающихся иных религиозных учений.; - демонстрация способности к логике построения выступления в соответствии со структурой ВКР; обобщению информации посредством формулирования грамотных выводов, основанных на результатах проделанной научно-исследовательской работы; - демонстрация способности к самоорганизации и самоуправлению, заключающейся в способности придерживаться регламента выступления, а также владения этикой ведения научной дискуссии, этикой ответов на рекомендации и критические замечания.

Таким образом, на протяжении всего периода обучения в магистратуре прослеживается чёткая магистраль развития научно-исследовательского мышления благодаря последовательно выстроенным целям и задачам, продуманному перечню видов оценочных средств и критериев промежуточной аттестации ряда дисциплин и практик, содержащихся в учебном плане.

Следует также подчеркнуть вклад дисциплин, непосредственно отражающих направленность («Исламская теология») и профиль («Систематическая теология ислама») учебного плана, содержащих в себе формы оценочных средств, соответствующих типу научно-исследовательского задач профессиональной деятельности теолога (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

Дисциплины, содержащие формы оценочных средств, соответствующих типу научно-исследовательского задач профессиональной деятельности теолога / Disciplines containing forms of evaluation tools corresponding to the type of research tasks of the theologian's professional activity

Наименование дисциплины Форма оценочных средств

Сравнительный фикх аналитическое исследование вопросов, в которых существуют разногласия между мусульманскими правоведами

Аналитическое комментирование Корана / Тематическое комментирование Корана аналитическое исследование различных комментариев Корана; проведение критического анализа современных переводов Корана

Актуальные вопросы исламского образования / Педагогика и психология высшей школы / Духовно-ориентированная педагогика и психология. изучение и анализ современных научных статей, прямо или косвенно связанных с теологической тематикой

В дисциплине «Сравнительный фикх» одной из форм оценочных средств является аналитическое исследование вопросов, в которых существуют разногласия между мусульманскими правоведами. В дисциплинах по выбору «Аналитическое комментирование Корана»/ «Тематическое комментирование Корана» формой оценочных средств является решение научно-исследовательских задач, связанных с комментированием Корана, а также проведение критического анализа современных переводов Корана. В ходе изучения дисциплины «Классическое исламское источниковедение» осуществляется чтение, перевод и анализ классических исламских текстов, а также сопоставление разных изданий классических исламских источников. Связующим звеном комплекса дисциплин и практик, направленных на подготовку студентов к сфере научно-исследовательской деятельности и линейки педагогических дисциплин, призванных

для осуществления профессиональной деятельности в области образования и науки, является одна из форм оценочных средств, представляющих собой изучение и анализ современных научных статей. Целью данного задания является, во-первых, ознакомление со структурой научной статьи, её обязательными пунктами для того, чтобы, с одной стороны, быстрее ориентироваться в поле статьи, с другой - писать собственное исследование по строго установленной схеме в соответствии с правилами оформления, расширить кругозор, заниматься саморазвитием и самообразованием, усилить терпение и волю, а также развить культуру научно-исследовательского мышления; во-вторых, знакомство с современными исследованиями, связанными с вопросами теологии и смежными к ней областями знания, способствует погружению студента в особое пространство как теологических смыслов, так и сакральных смыслов, в культуру теологической

мысли, прикосновение к многогранному кристаллу теологического знания.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что в грамотно составленном учебном плане Российского исламского института (г. Казань) предусмотрена траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога.

Заключение

Итак, в представленной работе приведено обоснование выбора теоцентрической модели воспитания, соответствующей коммуникационной стратегии Российского исламского института, включающей в себя идентичность образовательного бренда вуза, его компоненты и фирменный стиль. Рассмотрено отражение данной модели в воспитательно-образовательном процессе вуза, для чего:

- пунктирно обозначены основные задачи, стоящие перед вузом и научно-педагогическим составом, а также пути их решения, представляющие собой комплекс мероприятий, направленных на: эффективную адаптацию студентов направления подготовки «Теология» к условиям обучения в вузе, её духовно-ориентированной и научно-исследовательской среде; успешную социализацию студента-теолога в научно-исследовательском пространстве вуза; воспитание необходимого и достаточного уровня культуры научно-исследовательского мышления; повышение мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности;

- представлена траектория развития научно-исследовательского мышления студента-теолога, соответствующая учебному плану направления подготовки 48.04.01 «Теология» направленности «Исламская теология» профиля «Систематическая теология ислама» области профессиональной деятельности «Образование и наука» с научно-исследовательскими и организационно-управленческими типами задач профессиональной деятельности, разработанного в соответствии с ФГОС 3++, - для этого приводится

линейка дисциплин и практик, ставящих своей целью развитие научно-исследовательского мышления посредством поэтапного формирования соответствующих компетенций благодаря выполнению последовательных видов научно-исследовательской деятельности.

На основе представленного выше теоретического блока исследования можно заключить, что возможности теоцентри-ческой модели воспитания и образования обширны - она обладает богатым мировоззренческим ресурсом, способным обогатить систему высшего образования универсальными смыслами, содействуя актуализации научно-исследовательского потенциала личности теолога, его духовно-интеллектуального саморазвития и преобразования благодаря формированию особого типа мировоззрения, сочетающего в себе единство религиозной веры и научного знания. В связи с введением теологии в научно-образовательное пространство страны появляется всё больше исследований. Однако работа в данном направлении только начинается, раскрывая широкое поле для дальнейших научных изысканий. Следующий блок нашего исследования, в связи с этим, будет посвящён методологии теологии, а именно:

- анализу возможных духовных рисков, вызванных внутренними трансформационными процессами, связанными со становлением личности теолога-исследователя;

- рациональному осмыслению понятия «предельных смыслов», приближение к которым представляет собой идеальную цель теологического исследования, открывая новые подходы к разработке методологии теологии.

Статья поступила в редакцию 31.03.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вьюгина С. В., Вяткина И. В. Особенности оформления научных исследований студентами технологического вуза // Труды Международного симпозиума «Надёжность и качество». 2018. Т. 1. С. 271-274.

2. Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 18-27.

3. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 96-104.

4. Тауфик И. На пути к коранической толерантности. Нижний Новгород: Медина, 2007. 286 с.

5. Юдин Б. Г. О подготовке студентов к ответственному проведению исследований // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 21-26.

REFERENCES

1. Vyugina S. V., Vyatkina I. V. [Features of the Design of Scientific Research by Students of a Technological University]. In: Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma "Nadyozhnost i kachestvo" [Proceedings of the International Symposium "Reliability and Quality"], 2018, vol. 1, pp. 271-274.

2. Divnogorceva S. Yu. [Theology and Pedagogy in a Modern University: The Foundations of Synergy]. In: Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2019, no. 2, pp. 18-27.

3. Polskov K. O. [On the Question of the Scientific Theological Method]. In: Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 2010, no. 7, pp. 96-104.

4. Taufik I. Na puti k koranicheskoi tolerantnosti [On the Way to Koranic Tolerance]. Nizhniy Novgorod, Medina Publ., 2007. 286 p.

5. Yudin B. G. [On the Preparation of Students for Responsible Research]. In: Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2011, no. 1, pp. 21-26.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE

Седанкина Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой систематической теологии Российского исламского института; e-mail: Tatiana-svetlaya@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana E. Sedankina - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of the Department, Department of Systematic Theology, Russian Islamic Institute; e-mail: Tatiana-svetlaya@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Седанкина Т. Е. Опыт реализации теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» профиля «Исламская теология» на примере российского исламского института (г. Казань) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 2. С. 117-130. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-117-130

FOR CITATION

Sedankina T. E. Experience of Implementation of the Theo-Centric Model of Education of a Student in the Direction of Training 48.04.01 "Theology" of the Direction "Islamic Theology" on the Example of the Russian Islamic Institute (Kazan). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no. 2. pp. 117-130.

DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-117-130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.