Научная статья на тему 'Новые механизмы функционирования российской исламской образовательной системы [1]'

Новые механизмы функционирования российской исламской образовательной системы [1] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС / ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ISLAMIC EDUCATION / MECHANISM / ISLAMIC THEOLOGY / VARIABLE PROGRAMS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / CASE / PRACTICE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина Гульфия Юнысовна

В статье рассматриваются перспективные пути развития российской системы исламского образования во взаимодействии с современной светской образовательной системой. В образовательной сфере выработаны механизмы, нацеленные на повышение качества и эффективности образования, автоматизирующие весь процесс обучения от целей образования к результатам. Одним из таких инструментов является федеральный государственный стандарт. В частном случае исламского образования это ФГОС «Теология», а также разработанные на его основе специалистами-методистами исламских вузов России примерные образовательные программы. Исследованы наиболее эффективные технологии учебной деятельности в исламском вузе. Обоснована необходимость введения кейс-метода организации учебной работы в виде решения практических задач из повседневной жизни. Для этого проанализированы труды российских мусульманских богословов, которые подчеркивали значимость деятельностного подхода в обучении. Вкратце описан их опыт творческого переосмысления всей исламской образовательной системы России. Сделан вывод, что такая методика ориентирована не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, а также развитие умений и навыков мыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Mechanism of Functioning of the Russian Islamic Educational System [1]

The paper discusses the perspective ways of developing the Russian system of Islamic education in cooperation with the modern secular educational system. The modern educational system has developed mechanisms aimed at improving the quality and efficiency of education, automating the entire process, from the goals of education to its results. One of such mechanisms is the Federal State Standards (FGOS). In the particular case of Islamic education, this is the Theology FGOS, as well as the exemplary educational programs developed on its basis by specialists and methodologists of Islamic universities of Russia. The most effective technologies of organizing educational activity in an Islamic University are investigated in the article. The necessity of introducing a case-method (organizing educational activities in the form of solving practical problems of daily life) is substantiated. For this purpose, the works of Russian Muslim theologians, who emphasized the importance of the activity-based approach in teaching, are analyzed. Their experience of creative rethinking of the entire system of Islamic education in Russia is briefly described. It is concluded that such a technique is focused not so much on obtaining specific knowledge as on the formation of professional competence, as well as the development of cognitive skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Новые механизмы функционирования российской исламской образовательной системы [1]»

УДК 37+297(470+571)

https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.32

Хабибуллина Гульфия Юнысовна

кандидат педагогических наук, руководитель Центра развития исламского образования Московского исламского института

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСЛАМСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ [1]

Khabibullina Gulfiya Yunysovna

PhD in Education Science, Head of the Center for the Development of Islamic Education, Moscow Islamic Institute

NEW MECHANISM OF FUNCTIONING OF THE RUSSIAN ISLAMIC EDUCATIONAL SYSTEM [1]

Аннотация:

В статье рассматриваются перспективные пути развития российской системы исламского образования во взаимодействии с современной светской образовательной системой. В образовательной сфере выработаны механизмы, нацеленные на повышение качества и эффективности образования, автоматизирующие весь процесс обучения - от целей образования к результатам. Одним из таких инструментов является федеральный государственный стандарт. В частном случае исламского образования - это ФГОС «Теология», а также разработанные на его основе специалистами-методистами исламских вузов России примерные образовательные программы. Исследованы наиболее эффективные технологии учебной деятельности в исламском вузе. Обоснована необходимость введения кейс-метода - организации учебной работы в виде решения практических задач из повседневной жизни. Для этого проанализированы труды российских мусульманских богословов, которые подчеркивали значимость дея-тельностного подхода в обучении. Вкратце описан их опыт творческого переосмысления всей исламской образовательной системы России. Сделан вывод, что такая методика ориентирована не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, а также развитие умений и навыков мыслительной деятельности.

Ключевые слова:

исламское образование, механизм, исламская теология, вариативные программы, педагогическая технология, кейс, практика, профессиональная компетентность.

Summary:

The paper discusses the perspective ways of developing the Russian system of Islamic education in cooperation with the modern secular educational system. The modern educational system has developed mechanisms aimed at improving the quality and efficiency of education, automating the entire process, from the goals of education to its results. One of such mechanisms is the Federal State Standards (FGOS). In the particular case of Islamic education, this is the Theology FGOS, as well as the exemplary educational programs developed on its basis by specialists and methodolo-gists of Islamic universities of Russia. The most effective technologies of organizing educational activity in an Islamic University are investigated in the article. The necessity of introducing a case-method (organizing educational activities in the form of solving practical problems of daily life) is substantiated. For this purpose, the works of Russian Muslim theologians, who emphasized the importance of the activity-based approach in teaching, are analyzed. Their experience of creative rethinking of the entire system of Islamic education in Russia is briefly described. It is concluded that such a technique is focused not so much on obtaining specific knowledge as on the formation of professional competence, as well as the development of cognitive skills and abilities.

Keywords:

islamic education, mechanism, Islamic theology, variable programs, pedagogical technology, case, practice, professional competence.

Как известно, механизм - это устройство, некая конструкция, которая автоматизирует процесс. Организация исламской образовательной системы на основе федеральных государственных образовательных стандартов является механизмом функционирования системы. Цели и задачи образования, поставленные в нашей стране, актуальны и для религиозного обучения. В процессе реализации исламского образования необходимо проанализировать технологии организации и функционирования системы через эту призму и, выявив все плюсы и минусы, разработать перспективные пути развития с учетом необходимости ее взаимодействия с современной светской образовательной системой.

Целью настоящей статьи выступает рассмотрение возможностей внедрения новых механизмов организации учебной деятельности в исламских учебных заведениях без нарушения фундаментальных принципов традиционного исламского образования. Процессы внедрения ФГОС в практику работы образовательных учреждений, воздействие стандартизации образования на формирование личности достаточно широко обсуждаются в научных кругах, особенно в педагогической среде [2], но описание существующего опыта внедрения ФГОС в исламскую образовательную сферу и выявление его положительного влияния на становление современной системы исламского образования являются новыми и важными аспектами дальнейшего развития.

Стандартизация - это установление и применение правил в целях упорядочения деятельности, в нашем случае - в области исламского образования, и управления качеством образования. Следовательно, в стандарте заинтересованы и государство, и образовательные учреждения, он позволяет вести образовательный процесс по нормам и в дальнейшем доказывать соответствие им при аккредитации.

Образовательные стандарты служат сохранению базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень преподавания как в государственных учреждениях, так и в негосударственных. Стандарты определяют структуру, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся, предъявляют требования к организации практик, профессиональной подготовленности выпускника, или ныне - компетенциям, которые в стандарте тоже четко прописываются.

На основании ФГОС разрабатывается примерная образовательная программа (далее -ПООП) по разным профилям. Кроме того, в рамках такой программы можно конкретизировать различные правовые школы, формируя собственный рабочий учебный план. Итак, ПООП - это одна из возможностей реализовать свою образовательную программу.

Такая примерная образовательная программа на основе нового образовательного стандарта по теологии [3] разработана в рамках совместной деятельности нескольких вузов: негосударственных образовательных учреждений - Московского исламского института, Российского исламского института (Уфа), Российского исламского института (Казань), а также теологических факультетов двух государственных вузов - Башкирского государственного университета и Казанского федерального университета. Согласованно разработан промежуточный документ с перечнем всех профилей исламского религиозного образования, которые будет реализовывать тот или иной вуз. В настоящее время силами специалистов из перечисленных учреждений сформулированы аннотации к профилям и содержательным элементам ПООП, определены профессиональные компетенции по следующим профилям: «Систематическая теология ислама», «Практическая теология ислама», «Государственно-конфессиональные отношения», «Духовно-нравственная теология», «История и культура ислама», «Проповедническая деятельность», «Исламское право».

При взаимодействии одновременно разрабатываются документы для нескольких профилей по теологии, в рамках такой согласованной деятельности происходит важный обмен опытом между исламскими вузами, в том числе развивается активное сотрудничество со Свято-Тихоновским православным институтом в рамках учебно-методического объединения по теологии. Обозначенные документы помогают решать нормативно-правовые вопросы в области новой отрасли науки - теологии. Происходит технологизация исламского образовательного процесса.

Дословно понятие «технология» переводится как наука о мастерстве'. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [4, с. 318]. Идея технологизации обучения не является новой. В педагогике было немало попыток сделать этот процесс похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам [5]. Впоследствии многие представления о технологиза-ции преподавания существенно дополнились и конкретизировались. Как мы отмечали ранее, благодаря этому в образовательном пространстве сегодня представлен широкий спектр технологий, применяемых в учебном процессе [6].

О необходимости логичного следования от поставленных целей к результатам образования писали крупнейшие мусульманские богословы-ученые Галимджан Баруди [7, с. 42], Риза-хазрат Фахрутдин [8, с. 104]. Известный просветитель Исмаил Гаспринский на практике реализовал свои представления о реформировании мусульманских школ, изменив методы преподавания в открытой по собственной инициативе школе в Крыму. Трансформация методик преподавания потянула за собой другие превращения, что привело к модификации всей системы исламского образования. Когда появились первые джадидские школы в Средней Азии по модели «Сыбьян мактабе» И. Гаспринского, в народе такие учреждения метко назвали «мактаб-машина».

В результате модернизации исламской образовательной системы подобные целенаправленные изменения стали творческим переосмыслением всего образовательного процесса в конфессиональной образовательной системе и привели к существенным прогрессивным переменам. Как указано в нашем предыдущем исследовании, учебные заведения оставались религиозными, все богословские науки, которые были в старой системе, изучались и в новометодных медресе, но все было упорядочено, для каждого уровня определены объем знаний и круг дисциплин соответственно установленной программе [9, с. 94]. Кроме богословских наук, преподавались и общеобразовательные предметы, однако, несмотря на все усилия, уровень обучения общеобразовательным дисциплинам был ниже, чем у богословских предметов, по той причине, что

преподавание последних к тому времени имело годами отточенные традиции и приемы, а изложение светских предметов было новым элементом процесса. Отсутствовали учебники, мугал-лимы (учителя) не были готовы к преподаванию по новой программе, требовались другие методики, по-иному подготовленные педагоги.

Мы вновь оказываемся перед теми же вопросами, которые решались 100 лет тому назад. При этом нельзя не отметить, что уходит проблема, связанная с обучением педагогов для всех уровней исламских образовательных учреждений. Это обусловлено своевременной помощью от государства: в Москве, Уфе, Казани и других городах молодые преподаватели и выпускники исламских вузов имеют возможность поступать на бюджетные места, выделенные государством в магистратурах педагогических вузов. Кроме того, для выпускников исламских вузов существует перспектива продолжить подготовку в магистратуре и докторантуре Болгарской исламской академии. Однако здесь возникает серьезная сложность - несмотря на то что теология включена в классификатор ВАК, присвоенные академией степени не будут признаны. Необходимо доработать данный уровень исламского образования, а в исламской академии организовать работу на основе ФГОС.

Часто стандартизацию критикуют, приводя в качестве довода второе, переносное, значение понятия - лишенный оригинальности, своеобразия. Уже выработан положительный опыт проектирования исламского образования на базе госстандартов. Последние не загоняют учебный процесс в жесткие рамки шаблона, наоборот, открывают широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного минимума содержания вариативных программ с применением новых технологий.

Например, сегодня актуально проектное обучение. Данная технология предусматривает приобретение новых знаний на основе анализа имеющихся нормативных или иных документов, а также изучения опыта решения подобных задач. Это инновационная дидактическая система с организацией учебной деятельности по решению практических задач из повседневной жизни. Об этом пишут ученые (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский) с призывом о придании личностного смысла освоению обучающимися ценностей мировой культуры, накопленного социального опыта; о системности и целостности образовательного процесса, междисциплинарном подходе к преподаванию [10].

Проектное обучение подразумевает работу с проблемами реального мира, которая ориентирована на обучающихся, заранее спланирована, направлена на результат и связана с практикой. Цель проекта, определяемая в настоящем как углубленное исследование темы, непосредственно коррелирующей с будущей профессиональной деятельностью, заключается в том, чтобы как можно больше узнавать о данной теме, а не искать правильные ответы на вопросы, заданные преподавателем. В аудитории проектного обучения студенты сотрудничают с сокурсниками в течение определенного периода для того, чтобы найти решение проблемы, и по окончании проекта представляют работу на обсуждение независимой публике. Как мы отмечали ранее, конечным результатом проекта может быть мультимедийная презентация, игра, письменный отчет, курсовая или иной созданный студентами предмет (кейс) [11].

Развитие проектной культуры связано с основными концептуальными положениями стратегии модернизации образования, в рамках которой важнейшей целью стало формирование у обучающихся самостоятельности мышления и способности к самоорганизации [12]. Проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской и представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, имеющую по завершении вполне реальный, практический результат, обязательно как-либо оформленный. Студентам предлагается осмыслить нестандартные ситуации, которые требуют решения.

Выпускники исламского института с первых дней профессиональной деятельности сталкиваются с вопросами применения исламских норм к новым современным реалиям и событиям. Возможно ли решить проблему халяльного питания в средней общеобразовательной школе? Мечети открывают расчетные счеты в банке - дозволено ли это с точки зрения шариата? Какой учебный модуль выбрать ребенку в школе, если родители состоят в смешанном браке? Проблемы, возникающие в повседневной жизни мусульман, живущих в многоконфессиональном государстве, возможно, будут совершенно иными, в зависимости от региональных особенностей. Однако их можно структурировать, шаг за шагом рассматривая различные пути решения. Работа над проектом требует от студентов глубокой умственной деятельности, кропотливого труда, итог которого обязательно должен быть оформлен.

Известно, что мусульманские ученые при рассмотрении конкретного случая из жизни выводили шариатские предписания с опорой на исламские знания. Каждая такая ситуация требовала от ученых исследовательской работы и интеллектуального усердия. Существовала потребность в осмыслении общих знаний применительно к частному случаю. В результате осознания данной потребности зародилась наука «илм аль-фикх», о которой Мухаммад ас-Садр писал так: «Дисциплина "илм аль-усул", исследующая общие элементы, является наукой общих теорий, в

то время как "илм аль-фикх", основывающаяся на частных элементах, - это наука о применении этих теорий в области частных элементов» [13, с. 27].

Согласно исламской традиции, сподвижники пророка объяснили последующим поколениям принципы решения религиозных вопросов применительно к жизни и указали на способы извлечения шариатских норм из источников ислама. Позже мусульманские ученые, опираясь на подробный анализ традиционных источников права, вынесли фетвы - разъяснение шариатских норм относительно текущих (актуальных) событий.

Формируя новое содержание университетского исламского знания, нужно изучать опыт вынесения подобных фетв: важно постижение правила мысли, а не повторение застывшей фразы о позитивном отношении ислама к знанию, значимо использование умственных сил как включение в процесс самостоятельного суждения. Теоретические знания являются тем фундаментом, на базе которого преподавателям следует предлагать обучающимся осмыслить реальную жизненную проблему, описать ее подробно, изучить пути ее преодоления, применяя аналогичные стратегии, предложить свое решение и оформить творческий проект.

Можно выделить следующие этапы этого процесса: выдвижение одного вопроса, не имеющего однозначного решения; формирование дидактических целей, места проблемы в структуре учебного курса исламской образовательной организации; выявление теоретических знаний и умений в данной области; построение программной карты решения; предоставление полного и ясного ответа на поставленный вопрос.

Кейс-метод выступает специфической разновидностью проектной технологии обучения - это не просто нововведение, а развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей. Для того чтобы развивать творческое начало у обучаемых, педагог сам должен стать образцом креативности. Кейс - это и литературное произведение, и сценарий -словом, важный творческий проект, позволяющий не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Поэтому именно преподаватель - знающий, опытный человек - становится модератором всего творческого процесса. Он обязан обновлять прежде всего свой творческий потенциал, развивая потенциальные способности, вырабатывать у студентов уверенность в собственных силах, ответственность при выполнении каждого задания, учить мыслить.

Сегодня нет определенного стандарта представления кейсов, но имеется множество теоретических разработок с небольшим количеством примеров, чаще из опыта работы педагога с учениками начального и среднего уровней школ. Продолжая традиции СОШ, преподаватели исламской образовательной организации вместе со студентами могут разрабатывать проекты с решением неструктурированных проблем (задач) из жизни мусульманской общины.

Новые механизмы формирования исламской системы образования будут способствовать повышению качества и эффективности образования, способствуя тем самым развитию системы. Проблема совершенствования образования конфессиональной направленности в настоящее время рассматривается как отдельное направление в научно-педагогических исследованиях. В условиях интеграции знаний о религии, традициях и духовно-нравственных нормах в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы, а также профессиональных учебных заведений пришла пора для светских организаций укреплять связи с образовательными учреждениями религиозной направленности, углубляясь в содержание и педагогический потенциал духовного образования.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках реализации государственной программы «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» в 2017-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. № 2452-р, с изменениями от 20 декабря 2017 г. № 2878-р и от 8 июня 2018 г. № 1148-р «Организация и проведение методологических семинаров с целью обсуждения содержательных аспектов реализации программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама».

2. Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=25975 (дата обращения: 25.12.2019) ; Пчелкина Т.Л. Стандартизация российского образования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Пятигорский государственный университет : официальный сайт. URL: http://pglu.ru/up-load/iblock/7l1/pchelkina-t.a.-_-standartizatsiya-...-_v_.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 февр. 2014 г. № 124 : зарегистрировано в Минюсте России 23 апр. 2014 г. № 32069 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2015. 17 апр. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1124 (дата обращения: 25.12.2019).

4. Педагогика : учебник / Л.П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. 429 c.

5. Педагогическое наследие : сборник / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. 416 с.

6. Хабибуллина Г.Ю. Проектная технология в исламском образовательном учреждении // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14, № 2. С. 79-92. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-79-92.

7. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. Казань, 2005. 207 с.

8. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996. 175 с.

9. Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование. Инновационные процессы в конфессиональном образовании : учебное пособие. В 2 ч. М., 2007. Ч. 1. 163 с.

10. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / редкол.: Б.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, С.А. Фрумов ; сост.: Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. М., 1961. 695 с. ; Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 4. Статьи, доклады и выступления за 1931- 1934 гг. / сост. Д.С. Бершадская. М., 1965. 328 с.

11. Хабибуллина Г.Ю. Проектная технология ...

12. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] // Правительство России : официальный сайт. URL: http://static.govemment.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

13. Ас-Садр М.Б. История 'илм аль-усул' / пер. с араб. А. Ежовой. М., 2009. 142 с.

References:

As-Sadr, MB & Yezhov, A (trans.) 2009, History 'ilm al-usul, Moscow, 142 p., (in Russian). Baishev, FN 1996, Socio-Political and Moral-Ethical Views of Riza Fakhretdinov, Ufa, 175 p., (in Russian). Blonsky, PP, Yesipov, BP, Korolev, FF, Frumov, SA (eds), Blonskaya, NI, Sergeeva AD (comps) 1961, Selected Pedagogical Works, Moscow, 695 p., (in Russian).

Comenius, A, Locke, D, Russo, JJ, Pestalozzi, IG, Clarin, VM & Dzhurinsky AN (comps) 1989, Pedagogical Heritage: Collection, Moscow, 416 p., (in Russian).

Khabibullina, GYu 2007, Islamic Education. Innovative Processes in Confessional Education: a Textbook, in 2 vols, Moscow, 163 p., (in Russian).

Khabibullina, GYu 2018, 'Design Technology in an Islamic Educational Institution', Islam vsovremennom mire, vol. 14, no. 2, pp. 79-92, https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-79-92, (in Russian).

Krivshenko, LP et al 2005, Pedagogy: Textbook, Moscow, 429 p., (in Russian).

Pchelkina, TL 2019, 'Standardization of Russian Education: Problems and Prospects', Pyatigorskiy gosudarstvennyy universitet: ofitsialnyy sayt, viewed 25 December 2019, <http://pglu.ru/upload/iblock/711/pchelkina-t.a.-_-standartizatsiya-...-_v_.pdf>, (in Russian).

Sharonin, YuV 2016, 'Standardization of Education: the Problem Field of Modernization of Russian Vocational Education', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, viewed 25 December 2019, <https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=25975>, (in Russian).

Shatsky, ST & Bershadskaya, DS (comp.) 1965, Pedagogical Works, in 4 vols, vol. 4, Articles, Reports and Speeches for the Years 1931-1934, Moscow, 328 p. (in Russian).

Yusupov, MKh 2005, Galimjan Barudi, Kazan, 207 p., (in Russian).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.