Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан'

Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
174
Поделиться
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДРЕСЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ВАКУФНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСЛАМСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ISLAMIC EDUCATION / MADRASSAH / INNOVATIVE COMPONENTS / FINANCIAL ISLAMIC SYSTEM OF VAKUF / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL FRAMEWORK / THE CONCEPT OF ISLAMIC EDUCATION / ISLAMIC EDUCATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафиков Р.А.Набиев И.З., Nabiev R. A., Nafikov I. Z.

Статья посвящена анализу состояния современного мусульманского образования, проектам реформирования, механизмам лицензирования и унификации учебных программ. В данной работе рассматриваются как традиционные элементы, так и элементы инновационного подхода в системе исламского образования. Важными вопросами возрождения традиционного исламского образования остаются: формирования вакуфной системы и вопросы интеграции преподавательского состава, получивших образование в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Турции и т.д. В целом, статья затрагивает вопросы развития исламского образования, в условиях социально политической трансформации на рубеже ХХ-ХХI века на примере Республики Татарстан.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нафиков Р.А.Набиев И.З., Nabiev R. A., Nafikov I. Z.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Traditional and innovative components of the modern Islamic education: the experience of the Republic of Tatarstan

This article analyzes the state of modern Muslim education reform project, licensing arrangements and harmonization of curricula. This paper examines how the traditional elements and elements of an innovative approach to Islamic education system. Important issues of revival of traditional Islamic education remain: the formation of vakufnoy system and the integration of the teaching staff have been trained in the Middle East, North Africa, Turkey, etc. Overall, the article touches on the development of Islamic education, in terms of socio political transformation at the turn of the twenty-first century:experience of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан»

УДК 21.41.63

Р.А.Набиев И.З.Нафиков

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья посвящена анализу состояния современного мусульманского образования, проектам реформирования, механизмам лицензирования и унификации учебных программ. В данной работе рассматриваются как традиционные элементы, так и элементы инновационного подхода в системе исламского образования. Важными вопросами возрождения традиционного исламского образования остаются: формирования вакуфной системы и вопросы интеграции преподавательского состава, получивших образование в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Турции и т.д. В целом, статья затрагивает вопросы развития исламского образования, в условиях социально - политической трансформации на рубеже ХХ-ХХ1 века на примере Республики Татарстан.

Ключевые слова: исламское образование, медресе, инновационные компоненты, вакуфная система, учебнометодическая база, концепция развития исламского образования, исламский образовательный комплекс.

RA.Nabiev,LZ.Nafikov Traditional and innovative components of the modern Islamic education: the experience of the Republic of Tatarstan.

This article analyzes the state of modern Muslim education reform project, licensing arrangements and harmonization of curricula. This paper examines how the traditional elements and elements of an innovative approach to Islamic education system. Important issues of revival of traditional Islamic education remain: the formation of vakufnoy system and the integration of the teaching staff have been trained in the Middle East, North Africa, Turkey, etc. Overall, the article touches on the development of Islamic education, in terms of socio - political transformation at the turn of the twenty-first century:experience of the Republic of Tatarstan.

Key words: Islamic Education, Madrassah, innovative components, financial islamic system of vakuf educational and methodological framework, the concept of Islamic education, Islamic education complex.

Система мусульманского образования на современном этапе является целостным многогранным организмом, развитие и формирование которого зависит как требований общества так и стандартов профессионального образования. На сегодняшний день важным элементом в мусульманском образовании как и задачей имеющей не одно решения является форма передачи знаний и подготовки квалифицированных кадров для исламской общины. Советский период был сложным этапом, поставившим вопрос не только сохранения духовных ценностей, но и традиций образования. Развитие новых подходов и методов в обучении не представляется возможным, не имея за собой традиционно исторической базы. До определенного момента в историческом развитии исламской уммы, мусульманские ученые России находились в авангарде педагогической мысли, методологии образовательных традиций, однако советский период не только законсервировал этот процесс, но и отбросил развитие исламской педагогической мысли на несколько десятилетий назад. На рубеже XIX -XX вв. зачинателю джадидизма Исмагилу Гаспринскому удалось обеспечить единство национальной элиты[1]. Центрами джадидизма у татар стали медресе «Мухаммадия», «Апанаевское» (оба в Казани), «Галия», «Усмания» (оба в Уфе), «Хусаиния» (в Оренбурге), «Расулия» (в Троицке), «Буби», где программа включала в себя преподавание религии на основе Корана и сунны, истории Ислама, арабского, русского и татарского языков, тюрко-татарской истории и научных дисциплин[2].

Восстановление исламского образования на постсоветском этапе осуществлялось на трех основных ступенях: ибтидаийа, санавия и галия. Данная структура является традиционной для исламского образования в целом, однако на основе возрожденной системы в развитии религиозного исламского образования в Российской Федерации наметился новый этап. В апреле 2006г. Совет муфтиев России распространил проект «Концепции развития исламского образования в России», разработанный по согласованию с Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ. Автором концепции является Марат Муртазин, заместитель Председателя Совета муфтиев России, Председатель Совета по исламскому образованию, ректор Московского исламского университета и Московского исламского института. Достоинством документа, требующего еще существенной доработки, следует признать системный и концептуальный подход в оценке сложившейся ситуации в данной сфере. В концепции речь идет о формировании целостной и многоступенчатой системы религиозного образования в Российской Федерации: 1-я ступень - начальное религиозное образование; 2-я ступень -среднее; 3-я ступень - среднее специальное; 4-я ступень - высшее религиозное образование в лице Института сроком обучения 4-5 лет; 5-я - светское высшее образование с исламским компонентом -Университет - сроком обучения 4 года (бакалавр) и 5 лет (специалист); 6-я ступень - послевузовское

образование - магистратура.

В действительности же, вторая и третья ступень, предполагающие среднее и среднее специальное образование функционируют в рамках единой ступени, а магистратура включена в пятую ступень в рамках реализации Болонской системы является частью университетской программы. В данной составляющей проекта прослеживается тяготение к традиционной структуре исламского образования, унаследованной с эпохи джадидизма.

Реализация данного проекта предполагает проведение большой организаторской, учебно-методичес-кой и научно-исследовательской работы всех заинтересованных сторон. Очевидно, что предстоит кропотливая и трудоемкая созидательная работа по формированию многоступенчатой модели в целом и ее стандартов, пакета нормативной документации в частности. Неотъемлемой частью концепции выступает совершенствование учебных программ и образовательного процесса, обеспечение его квалифицированными кадрами и учебной литературой, укрепление материальной базы каждого из звеньев религиозной образовательной системы.

На сегодняшний день существует более 20 лицензированных медресе на территории европейской части России. 8 из них находятся в Татарстане (два высших медресе - «Мухаммадия» и медресе им. 1000-летия принятия Ислама, Казанский исламский колледж находятся в Казани, а также «Ак мечеть» в Набережных Челнах, «Рисаля» в Нижнекамске, медресе им. Ризаэтдина Фахретдина в Альметьевске, Буинское медресе, Нурлатское медресе, медресе «Фанис» в Ютазинском районе РТ), 7 представляют собой филиалы Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман (в городах: Астрахань - «Хаджи-Тархан», Ульяновск - «Биляр», Самара - «Нур», Оренбург -«Хусаиния», Октябрьск - «Нурул-Ислам», Батыревский район, деревня Шыгырданы Чувашии -«Гулистан»). 3 медресе функционируют в юрисдикции Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (Медресе им. М.Султановой и «Галия» в Уфе, «Нур аль-Иман» в Стерлитамаке), по одному - Духовное управление мусульман Европейской части России (Московский высший духовный Исламский колледж), Духовное управление мусульман Саратовской области («Шейх Саид» в Саратове), Духовное управление мусульман Нижегородской области (НИМ «Махинур» в Нижнем Новгороде). Ни одного медресе нет на Урале и в Сибири. Количество медресе в республиках Северного Кавказа исчисляется сотнями (В одном только Дагестане их - более сотни)[3].

В 1990-х процесс учреждения медресе шел очень бурно, качественная составляющая -материальная база, преподавательский состав, учебно-методические материалы - не поспевали за этим процессом. Как результат - в часть медресе проникли радикальные проповедники, вербовщики призывавшие сражаться против неверных. Это привело к закрытию таких медресе как «Расул Акрам» в Москве, «Аль-Фатх» в Ижевске, «Йолдыз» в Набережных Челнах, «Аль-Фуркан» в Бугуруслане. В Набережных Челнах на основе множества медресе - «Юлдуз», «Танзиля», «Ихлас», «Нурутдин», «Иман» - было создано медресе «Ак мечеть», а Альметьевское медресе им. Р.Фахретдина было образовано на базе Исламского института имени Р. Фахретдинова и Азнакаевского медресе[4].

В процессе реформирования существуют ряд принципиальных моментов, связанных как с учебными программами, так и недостатком высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, отсутствием вакуфной системы позволяющей образовательным учреждениям самофинансирования.

Наряду с традиционными формами обучения: дневным и заочным, согласно уставу в систему образования вносятся и требуемые современным состояние исламского образования новые формы: дистанционное обучение. Лекционные и семинарские занятия дополняются ранее не знакомыми для сферы конфессионального образования коллоквиумами и индивидуальными репетиторствами. Оценка успеваемости основывается на процентном соотношении исходя из внедряемой бально-рейтинговой системой, что безусловно является инновационным в формировании системы исламского образования[5].

Формирование современной системы исламского образования в соответствии с новыми образовательными стандартами на примере ряда медресе и Казанского исламского колледжа, привлекает большое количество студентов не только Татарстана, России в целом (Ингушетия, Саратов, Екатеринбург, Башкортостан, Пенза), но и стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия). В целом, такие образовательные учреждения как Казанский исламский колледж предоставляют широкую возможность получить полное среднее образование с продолжением в вечерней школе и при этом получить средне-специальное религиозное образованиев течение 4 лет[6]. Преподавательский состав в медресе традиционно имеет высококвалифицированную конфессиональную составляющую, как правило выпускники Мединского, Дамаскского университета, где религиозно-правовая школа отличается от исламских традиций российских мусульман, что подтолкнуло на обучение внутри страны

и приглашение преподавателей из стран, близких по религиозно-правовым и культурно-историческим составляющим: Университет 19 мая г.Самсун, Турция; Сельджукский университет, Университет «Мармара»[7].

Редакционная коллегия, рецензенты и разработчики учебных планов как правило включает ректоров средних и высших мусульманских медресе, кандидатов и докторов наук[8].

Основной идеей исламского просвещения стало формирование представлений об исламе как толерантной и конструктивной религии в системе общественных и государственных ценностей, преодоление межнациональной и межконфессиональной напряженности в российском обществе. Концепция одного из проектов «ислам открытыми глазами», отмечает высокую оценку комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса данную Республике Татарстан[9].

Вопрос профессорско-преподавательского состава, согласно проведенным статистическим исследованиям Ахметовой Д. обстоит следующим образом:

Подавляющее большинство преподавателей религиозных дисциплин имеют квалификацию бакалавр/специалист, они составляют в среднем 56,22% от общего числа преподавателей вузов, тогда как магистров богословия практически нет - среднее арифметическое по вузам - 1,8% от общего числа преподавателей. В абсолютных цифрах это выглядит так: 5 магистров преподают в Институте теологии и религиоведения (ныне - Институт теологии и международных отношений) в Махачкале, двое - в РИУ в Казани и один - в МИУ. Касательно бакалавров и специалистов, окончивших российские учебные заведения, общий процент практически составляет 29,37%. Если свести данные по бакалаврам и специалистам богословия безотносительно страны получения образования, показатели получаются следующие - 56,22% преподавателей исламских вузов России имеют высшее богословское образование. При рассмотрении проблемы иностранного влияния на российскую систему исламского образования, как правило, речь заходит о преподавателях, обучавшихся за рубежом. Так вот из 58% преподавателей религиозных дисциплин, которые имеют квалификацию бакалавр, специалист или магистр, лишь 16,25% (по отношению к общему числу преподавателей) обучались за границей. Остальные - это выпускники российских исламских вузов. В абсолютных цифрах картина такова - в опрошенных вузах религиозные дисциплины преподают 36 выпускников зарубежных вузов (квалификация бакалавр или магистр)[10].

Российские граждане, получившие религиозное образование за рубежом и ныне ведущие преподавательскую деятельность в российских исламских высших учебных заведениях, являются выпускниками следующих вузов:

Иорданский государственный университет (Иордания), Мединский исламский университет (КСА), Институт им. Шейха Барауддина Аль-Хасани, Университет Аль-Азхар (АРЕ), Международный исламский университет (Пакистан), Международный малазийский исламский университет (Малайзия), университет “Умм аль-Кура” в г. Мекке (КСА), Дамасский государственный университет (Сирийская Арабская Республика).Относительно квалификации преподавателей светских дисциплин мы можем сказать следующее: процент кандидатов наук по отношению к общему количеству преподавателей находится в диапазоне от 12,5 % (университет им. Имама Ашъари в Хасавюрте) до 53,6 % (Московский исламский университет). Средний показатель составляет 29 %. Примечательно, что среди принявших участие в анкетировании вузов нет ни одного, в преподавательском составе которого не было бы остепененных преподавателей. Процент докторов наук значительно ниже, к тому же в трех из предоставивших сведения вузов не работает ни единого преподавателя в степени доктора (Дагестанский исламский университет им. М.Арифа в Махачкале, Университет им. Имама Ашъари в Хасавюрте, СевероКавказский исламский университет им. Имама Абу Ханифы в Нальчике). Максимальный показатель также как и в случае с кандидатами наук в Московском исламском университете 35,7%. Средний показатель по 8 вузам - 9,65%. Что касается общей цифры по преподавателям, имеющим ученую степень, максимальный показатель - 89,3% у МИУ, средняя цифра - 39%[см. 10].

В 2000-х гг. проблемами возрождения исламского образования были озобочены государственные структуры, с чего начались ряд мероприятий, направленных на унификацию учебных программ, ликвидацию радикальных идеологий из учебных программ. В 2002 году Президент Российской Федерации поручил Министерству образования и науки РФ «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского». В целях исполнения данного поручения, а также ставя перед собой широкие задачи поддержки традиций и культуры народов России, традиционно исповедующих ислам; воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, профилактики экстремизма, Министерство образования и науки России во взаимодействии с вузами, находящимися в ведении Рособразования, и религиозными организациями - духовными (исламскими) образовательными учреждениями разработали и осуществляют на протяжении ряда лет (с 2005 года)

комплекс мер, направленный на решение поставленных задач путем создания системы подготовки специалистов по истории и культуре ислама. В силу различных причин объективного и субъективного характера, такая деятельность стала осуществляться сравнительно недавно, а потому справедливо утверждать, что этот процесс только находится в своей начальной стадии. Тем не менее, за последнее время проведена достаточно объемная работа, в которой принимают участие, как органы исполнительной власти (Администрация Президента РФ, Министерство образования и науки РФ и др.), так и мусульманские общественные и религиозные деятели. Эта работа проводится по нескольким направлениям и носит комплексный характер. Среди мер следует назвать организацию некоммерческого благотворительного фонда «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования». Сформирован попечительский совет Фонда, Правления, которые аккумулируют и распределяют денежные средства, переводимые в адрес российских мусульман исламскими государствами по линии ОИК и через другие организации [11].

Система современного исламского образования находится в состоянии постоянного динамического развития, решая вопросы качества образования, подготовки кадров, самофинансирования, интеграции в общероссийское и мировое образовательное пространство на тождественных правах. В настоящее время исламское образование претерпевает процесс качественного анализа деятельности. В целом для стабильного духовного развития России в особенности в регионах традиционного распространения ислама необходимым компонентом является содействие в совершенствовании учебно-методическом и научно-исследовательском направлении.

Литература

1. Хабутдинов, А. Опыт подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты: джадидская система об-разования // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. -2006. - N 2 (4).-С.15-19

2. Малашенко, А., Набиев, Р., Хабутдинов, А. Джадидизм // Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. - Казань, 2004. - С. 78

3. Основные направления мусульманского образования в современных условиях. Ислам на пороге треть-его тысячелетия. - Материалы научной конференции и П-го областного практического семинара «Рухи Мирас», - Н. Новгород, 2002. - С. 98-101.

4. Мухаметшин, Р. Система мусульманского образования в постсоветском Татарстане. http://www. агс hipelag.ru/authors/muhametchin/?library=1228.

5. пп.4.1-4.4 Устава Казанского исламского колледжа при Мухтасибате г.Казани ДУМ РТ.

6.Текущий архив ДУМ РТ исх.84 от 16.02.2006

7. Приложение пп.9 Текущий архив ДУМ РТ исх.84 от 16.02.2006

8. Примечание. Учебный план Среднего профессионально мусульманского медресе Казанский исламский колледж. Казань, 2004

9. Текущий архив Совета по делам религий при КМ РТ вх№31-01 от 6.10.2006г

10. Ахметова, Д. Обзор квалификации ППС и вовлечение преподавателей и студентов в научную деятельность как факторов развития системы высшего исламского образования в России // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве.-Н.Новгород: Изд-во Медина,2009.-С.135-138

11. Мухетдинов, Д. Современное медресе для современной уммы // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве.-Н.Новгород: Изд-во Медина,2009.- С.27-28