УДК 297(09): 37.022 ББК Э380.9(4/8)
Мурат Смагулов Курмет Смагулов
КЛАССИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ИСЛАМА НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация: Статья посвящена традициям исламских образовательных практик, начиная с момента зарождения и становления и в плоть до наших дней. Авторы анализируют духовно -моральные особенности методик воспитания и образования обучаемых, а также запоминания и декламации, вопроса и ответа в исламских учебных заведениях прошлого. В статье предприняты попытки раскрыть духовный смысл исламского образования и ее роль в формировании религиозной личности.
Ключевые слова: ислам, исламское образование, халака, медресе, университет.
Каждая религия придавала особое значение религиозному образованию и воспитанию. И ислам не исключение в этом вопросе по тому значению, которое придавалось образовательному и воспитательному процессу в рамках исламских норм. Специально отведенные сооружения для проведения религиозных лекций, называли мадраса или медресе, где закладывались основы высоконравственных, праведных личностей. Первые упоминания места приобретения исламских знаний мусульманами встречаются в сире (жизнеописании) Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), располагавшееся до переселения (хиджры) в доме Зайда ибн Аркамы. Из истории ислама известно, что прототип исламского образования берет свое начало с сформирования первой «мусульманской школы» по изучению Корана, названной «Дар аль-Курра» (дом чтецов Корана). В ней изучались тонкости Священного Писания и заучивались наизусть аяты. Пророческая методика в дальнейшем стала основой преподавания основ религии во всех уголках мусульманского мира1. По сути в эти вре-
1 Дербiсэлi Э. К^азакстанныц дши оку орындары. Казак, орыс, араб, агылшын
плдершде[Религиозные учебные заведения в
мена были заложены азы институционали-зации исламской науки и исламской концепции передачи знаний от Учителя к Ученику. Наглядным примером специализированной школы по изучению заповедей ислама стала «Асхаб ас-Суффа» (обитатели навеса), своеобразный прототип современных медресе, худжр и исламских центров по преподаванию азов ислама.
В становлении классических исламских образовательных практик особую роль сыграли багдадские «Байтуль-Хикма» (Дома мудрости) IX века, Даруль-улюм (Дома знаний) индийской школы Деобан-да, культурные и научные центры Басры, Куфы, Самарканда, Бухары, ставшие в исламском мире эталонами науки и образования. Поскольку знание (ильм) является центральной исламской мыслью и неоднократно подчеркивается в Коране, любовь к мудрости и образованию осуществляли вечный незавершенный процесс становления человека, его восхождения к совершенным образцам. Знание в исламском понимании многозначно. Это и усвоение религиозной традиции - Корана, Сунны, священной истории, догматов, выработан-
Казахстане. На казахском, русском, арабском, английском языках] . - Алматы: Атам^ра, 2011. -С. 66.
ных богословами; и мистическое прозрение; и постижение истины путем теологических или философских рассуждений; и энциклопедическая образованность.
По мнению исламских мыслителей «обитатели навеса» являются образцами аскетизма и праведности, поскольку без надобности не покидали мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и проводили все свободное время в молитвах. Известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сам заботился об учениках и распорядился выделять определенную сумму из казны для их повседневных нужд. К тому же Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был против их участия в военных походах, несмотря на искренне проявленное желание обучавшимися. Мотив был вполне понятен - преемственность поколений и передача знаний ложились на плечи верующих. Некоторых из них Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял в соседние страны с целью проведения проповедей и распространения основ ислама, а на их место приходили другие сподвижники, дабы посвятить себя теологической науке.
Помимо самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) среди первых учителей были видные сподвижники как Абдулла ибн Масуд, Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабал, Абу ад-Дарда, Убада ибн ас-Самит и другие. Ряд мыслителей считает, что от слова «суффа» (навес) происходит слово «суфий», раскрывающее смысл аскетизма, полного посвящения себя религии, служению Богу2. При этом корень слова «суф», берущий свое начало с древнегреческого, на арабском языке означает «знание, мудрость», то есть действовать в соответствии с разумом, мудростью. Как известно, в Медине дом Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) находился при первой возведенной мечети, где собирались все, кто хотел услышать ответ на волнующие его вопросы из уст самого Пророка Мухамма-да (да благословит его Аллах и приветст-
2 Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. - С. 39.
вует). В связи с чем дом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по большей мере напоминал образовательный центр, нежели жилище.
В прошлом медресе выполняли функции современных университетов, где ученики получали знания как теологических, так и гуманитарных наук. Среди выходцев из медресе Центральной Азии можно назвать Абу Насра аль-Фараби, Мухаммеда Хайдара Дулати , Абай Кунанбаев4, М. Турганбаева, М. Жумабае-ва, Б. Майлина, Т. Жомартбаева, Б. Серке-баева5 и других выдающихся ученых прошлых столетий, внесших огромную лепту в развитие исламской культуры, философии и науки. Знакомясь с трудами ученых, исследователи и сегодня отмечают их фундаментальное значение для современного образовательного исламского дискурса.
Испокон веков народы Центральной Азии получали азы образования в медресе и через них формировалось культурная самобытность, религиозное мировоззрение, духовная целостность общества. В исламских религиозных центрах воспитывались высокодуховные, научно-культурные светочи прошлых веков - это мыслители Отрара, ученые Ясы, Тараза, Баласагуна. К примеру, по данным переписи 1910 года в Жетысуском крае насчитывалось 8 медресе, в городке Карнак под Туркестаном 4 медресе . В 1827 году уважаемый среди
3 Дербiсэлi Э. Казакстанныц дши оку орындары. Казак, орыс, араб, агылшын тшндервде [Религиозные учебные заведения в Казахстане. На казахском, русском, арабском, английском языках].
- Алматы: Атам^ра, 2011. - С. 84.
4 Абай. Энциклопедия. - Алматы: «Атамура», 1995.
- С. 48.
5 Саясат К. Дши бшм берудщ кейбiр мэселелерi [Некоторые вопросы религиозного образования]. Материалы республиканской научно-практической конференции «Духовное образование и просвещение как фактор профилактики экстремизма и терроризма» (Астана, 26 июня 2013 года) // Подготовили к изданию: А.Абдирасилкызы, Н.Кабылов. Ред.: А.Абдирасилкызы. - Астана, 2013. - С. 90.
6 Ержан К.С. Дши бшм негiзi медреседе [Основа религиозного образования в медресе] // Кожа Ах-мет Ясауи таглымы жэне Казакстандагы дши бшм беру мэселелерi хальщаральщ симпозиум. -ТYркiстан: Т^ран» баспасы, 2011. - С. 191-193.
мулл Алтая Мухамет Момын сын Шахи Мансура в алтайском ауле Кожамжар построил дом, а рядом с ним открыл медресе. В дальнейшем на месте медресе была построена мечеть.
Историк Кабимолла Манжибаев в труде «Краткие сведения из образовательной истории казахов» отмечает: «В районах Восточного Туркестана, где жили оседлые казахи с конца второй половины XIX века начали строиться медресе при мечетях. К ним можно отнести медресе «Жота хаджы», построенное в 1870 году в местечке «Сары терек» на Алтае. В 1920 году в Илийском районе было построено медресе «Токжан»». В это медресе из Бухары был приглашен дамолла (учитель мусульманской религиозной школы) Мырза-бакы или Мырза бакыт (в некоторых источниках его именуют Махбубулла, т.е. любимец Аллаха), который преподавал для казахских учеников арабский, персидский, турецкий языки, основы шариата. В древности исламские ученые не ограничивались преподаванием одной дисциплины. Ввиду своей разносторонней интеллектуальной развитости и глубоких познаний в религии, они могли одновременно обучать нескольким исламским предметам группу в 40 и 50 учеников. Один из его учеников, акын, религиозный деятель Акыт хаджи Улимжиулы (1868-1940) открыл медресе и построил мечеть в местечке Сарбулак Кок-тогайского района.
Завоевание в 1864 году Российской империей территорий Илийского района, массовое переселение казахов и строительство исламских образовательных центров в Самарканде, Бухаре, Уфе, Казани и других регионах не могло не сказаться на уровне образования кочевого народа. Обучавшиеся в них ученики возвращались на свою родину и продолжали повышать уровень религиозной грамотности населения. К примеру, Сабит абыз, окончивший медресе Бухары, а после Казани, в 1875 году открыл медресе на территории Шынжана, где занимался просветительской и преподавательской деятельностью. И не только он. Выходец из казахов Алтайского края Журтбай в 1880 году открыл медресе «Би-
теу ирге», а в 1900 году, пригласив преподавателей Мами бейси Какира (турок) и Нуркабдоллу (узбек), открыл школу «Аба-кия». Самой последним построенным медресе в Шынжане считается медресе «Ток-жан», строительство которого было завершено в 1920 году. Впервые в нем стали обучать девушек и применены новые методики преподавания основ религии.
В период с конца XVIII и начала ХХ века район Северного Шинжана, где в основном жили казахи, переживал небывалый рост численности исламских учебных заведений. Среди них медресе «Абдолла хаджи» в районе Толы, медресе «Иса хаджи» в Шагантогайском районе, медресе «Иртышского база» в местечке Балбагай, «Нуржада Садуакас» в окрестностях Кара-тау и другие . Их практическая значимость оличалась тем, что учительская педагогическая стратегия облегчала взаимодействие между устным обучением, запоминанием и священным текстом в духовном формировании человеческой личности. Взаимодействие между этими характеризующимися понятиями, рассматривается как отличительная в определении нашей теоретической перспективы исламской педагогики.
Исламская практика запоминания и декламации, вопроса и ответа, применялась в учебных заведениях с самых ранних лет обучения, и часто прежде чем дети учились писать. В арабском языке обычно используется термин «учиться читать из Корана» - «Тахфиз аль-Коран», где отглагольное существительное «тахфиз» происходит от корня, означающего «сохранить, защитить, оберегать, закладывать в память». Таким образом, фраза в широком понимании означает «привитие Корана», а не «запоминание». Поэтому студент обычно не запоминает Коран самостоятельно, как правило, это осуществляется в группе,
7 Ержан К.С., Махмет М. Х1Х-ХХ гасырларда Шьщжац казактарыныц дши оку-агарту жуйесшщ калыптасу тарихы [История формирования системы религиозного образования среди казахов Шын-жана в XIX-XX вв.] // Научный журнал-приложение Международного научно-
педагогического журнала «Высшая школа Казахстана». - 2014. - №1(2). - С. 9-12.
что следует из исламской веры, потому как Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Коран был привит ангелом Гавриилом . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уделял особое внимание защите и заучиванию откровений. Он не просто запоминал Откровения и передавал их людям, как того требовал Аллах, а проводил его постулаты через себя, соответствовал всем духовным и религиозным принципам, следовал предписаниям, что отчетливо отражено в достоверных хадисах9. Наряду с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с Джибрилем раз в год перечитывали все аяты, которые были ниспосланы до того времени. Ещё при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Откровения были полностью заучены его окружением наизусть и зафиксированы письменно.
Целостный путь к запоминанию через доверенные каналы знаний продолжается во взрослой жизни как в кругу семьи, так и религиозных учреждений. В исламском образовании запоминание имеет решающее значение для общего процесса обучения в виде первой ступени изучения мира, формирования мировоззрения обучаемого, а значит и вероубеждения (акы-ды). Парадигма исламского образования видит познание сути Корана, его явных и скрытых смыслов и точного запоминания в качестве первого шага в освоении религиозных наук (ильм) в целом. Таким образом, мусульманину для обучения значимы все органы познаний, которые могут пролить свет на «возвышенные слова» (калам али) Корана и традиции Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вклю-
8 Sabki А.А., Hardaker G. The madrasah concept of Islamic pedagogy [Концепция медресе в исламской педагогике] // Educational Review. - 2013. - Vol. 65(3). - Р. 343-347
9 См., например: Харун А. Тахзиб Ихья 'улюм ад-Дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. - Каир: ат-
Тавзи' ва ан-Нашр аль-Исламийя, 1997. - С. 307; аль-'Аскаляни А. Фатх аль-Бари би Шарх Сахих аль-Бухари [Открытие Создателем через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. - В 18 т., 2000. -Т. 9. - С. 195, хадис № 4642, частично.
чая религиозные науки. Как известно знание зависит от способа его передачи, где запоминание играет немаловажную роль. С точки зрения передачи этих знаний исламское образование стремится придерживаться консервативных методов. Ибн Хал-дун (1332-1406) упоминает о роли памяти в процессе образования, где длительность образовательного процесса определяется исходя из навыков и способностей студентов. Например, в Марокко процесс получения достаточных знаний текстов для обучения в высших учебных заведениях может занять 12 лет, в то время как в Тунисе, как правило, требуется 5 лет.
Выдвигаются различные предположения о том, что групповое запоминание может лишить смысла познания студентом и привести к копированию поведения остальных студентов, являющегося точной копией своих предшественников из предыдущих веков. Однако здесь важно подчеркнуть духовную природу того, что происходит в процессе запоминания в контексте интернализации знаний через процесс запоминания на слух. То, что мы называем в современном высшем образовании «знанием и пониманием» имеет тесные связи с «знанием и мудростью», где мудрость (хикма), которую Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) называл «утерянной собственностью мусульманина», можно охарактеризовать как понимание того, что имеет дело с «видимым» и «невидимым». Для того, чтобы понять роль педагогического запоминания к некоторым сопереживаниям необходимо подходить с принципом соразмерности «вечных истин», и это приведет к дальнейшему пониманию того, что запоминание гораздо больше, чем «просто механический» метод обучения. В исламском запоминании коранических текстов и хади-сов Мухаммада можно увидеть много общих черт с современным образованием в контексте приобретения знаний, но различия заключаются в переходе с сферы понимания к «мудрости»10. Эту мудрость
10 Sabki А.А., Hardaker G. The madrasah concept of Islamic pedagogy [Концепция медресе в исламской
Яхья ас-Сухраварди называл «философией озарения», а французский философ Рене Генон «интеллектуальной интуицией».
Запомнив весь Коран, студенты стремятся воплотить и сохранить пророчество, унифицированное для их существования и религиозной практики. Это является прямым доказательством значимости роли связей между запоминанием и обучением в поддержании подлинности знаний, которые сохраняются и применяются к изменяющимся условиям. Такое сохранение в первую очередь обеспечивается с помощью речевого процесса передачи знаний, встроенных в исламскую педагогику.
Значение устной передачи Корани-ческих текстов, в том числе и их толкование, с культурной и пророческой точки зрения, свидетельствует о важности устной традиции передачи божественной информации. Устная передача продолжает определять, какие книги учат в кружках и действует как средство непрерывной передачи знаний от поколения к поколению. Устная передача через цепочку передатчиков (сил-сила), прошедших проверку подлинности и начинающихся от Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) формирует фундаментальную роль в отношениях преподавателя и студента. Исламские ученые также обладают «вертикалью» передатчиков знаний. Устная передача знаний и связанная с ней мудрость хранится в памяти исламских учителей, продолжая проходить через цепочки поколений учителей от оригинального автора текста и переходя в конечном счете к основателям традиционных школ и крупным ученым Ислама.
Традиция устной передачи знаний и ее неразрывная связь с запоминанием в медресе демонстрирует универсальную модель поведения по отношению к традиционной стратегии обучения. Постепенное принятие и интеграция исламской мысли в письменной форме также дает представление об адаптируемой и широко поддерживаемой исламской модели педагогики в медресе. Иными словами, четко прослежи-
вается вертикаль Учитель-Ученик, где роли учителя уделяется огромное значение, в первую очередь как единственному источнику передачи знаний цепочки, которая ведет к самому Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Одна лишь мысль продолжить эту цепь передачи божественных знаний и стать в ней следующим звеном мотивирует и движет студентов к глубокому и полноценному погружению в исламские науки.
Учение, которое вовлекает ученика слушать учителя-шейха и декламацию учителя, который дается на основании письменных заметок или из памяти, остается эффективным способом передачи. Декламация (кира'а) является неотъемлемой частью учебного процесса и обучения и принимает форму, когда студент читает предмет материала из памяти или из своих записей. Учитель обычно слушает и вносит коррективы. Эти лекции проводятся в так называемых маджалисат (заседания) или халакат (кружки), и они отражают традиционный подход преподавания в медресе. Этот пример обучающей среды и связанного с ним процесса обучения предназначены для иллюстрации отношения Учитель-Ученик в контексте приобретения знаний посредством запоминания, произнесения слов и важности транскрибировать учения, которые принимает во внимание образовательный контекст. Безусловно текст, записанный на слух намного выше и ближе к мудрости, чем то, что записано под диктовку, к тому же в контексте исламской педагогики он также иллюстрирует важность тесной взаимосвязи между произносимым словом и разработкой текстов, которые были сформированы пророческим образом11.
Говоря о классической образовательной практике нельзя обойти стороной знаменитый университет Аль-Азхар в Каире. В XIX веке существовали два основных места религиозного египетского образования: куттаб и медресе. Куттаб
11 Sabki А.А., Hardaker G.The madrasah concept of Islamic pedagogy [Концепция медресе в исламской педагогике] // Educational Review. - 2013. - Vol. 65(3). - Р. 351.
педагогике] // Educational Review. - 2013. - Vol. 65(3). - Р. 347-348.
выполняла функцию начальной школы, представляя из себя обучение арабской грамоте с помощью запоминания Корана и отображение запоминаемых стихов на печатной странице. Перспективные студенты куттаба имели возможность перейти в медресе и изучать более сложные тексты, например, грамматику, а затем переходить к изучению богословия, юриспруденции или теоретических наук. Первичное школьное обучение была довольно широко распространено в небольших куттабах сельских мечетей и городских кварталах. Были также небольшие медресе в крупных сельских центрах и более престижные медресе в крупных городах, особенно в Каире, Александрии и Танте.
В египетской традиционной системе образования превалировали учащиеся, получавшие исламское образование, сидя полукругом «халака» (араб. круг людей, кружок) вокруг шейха, который был признанным экспертом по определенной теме или группе текстов. Шейхом зачитывался текст со всеми толкованиями и объяснениями его грамматических моментов и возможных интерпретаций, а студенты копировали текст и делали свои собственные аннотации и заметки, постепенно приобретая опыт как в предмете текста, так и в арабской грамматике. В конечном итоге этого процесса шейх выдавал свою иджа-зу, разрешение и подтверждение того, что студент освоил текст и его огласовки, что давало все законные права преподавать усвоенный текст другим. Данный опыт шейхи аналогичным образом получали сидя с другими признанными экспертами своей сферы деятельности. Зачастую это были ученые-преподаватели или муфтии и правоведы, долгие годы занимавшие посты в государстве и на практике оттачивавшие свои навыки.
Подобная передача религиозных и научных текстов от эксперта к эксперту в идеале образовали непрерывную цепь, уходящую к автору текста. Таким образом, ставилась цель максимально сохранить предполагаемое значение текста, заложенное автором, защищая читателей от ошибочного толкования огласовками арабско-
го текста. Этот стиль образования традиционно известен как халака, названный так в честь обучения студентов вокруг учителя, который наследуется от передачи хади-сов, потому как передача хадисов должна была включать в себя непрерывную передачу заслуживающих доверия передатчиков, иначе доверие к хадису может быть поставлено под угрозу12.
Несмотря на своеобразность методики обучения и отсутствия контроля над посещением студентов, кружки халака формировали кадровую основу исламского богословия. Уровень подготовки и навыки студента определялись шейхом, а не сроком обучения и результатами проведенных экзаменов. Это мотивировало талиба (ищущего знания в прямом смысле этого слова) не пропускать не только ни единой лекции учителя, но и непрерывно следить за ходом мысли и логикой умозаключений.
В кружках халака давалось не только религиозное образование. В процессе обучения уделялось внимание и воспитательной части студентов. Они стремились не опоздать на начало новой лекции, так как шейх часто заканчивал свою лекцию вопросом или многоточием, ответ на который предполагалось найти самим студентам или же услышать из уст учителя на следующей лекции, тем самым вызывая неподдельный интерес к развязке темы. Вырабатывался навык самодисциплины и конспектирования услышанного материала с собственными заметками и дополнениями.
Однако Джамалуддин аль-Афгани (1838-1897), один из реформаторов того времени и критиковавший консервативную систему исламского образования, утверждал, что система халака увековечила зависимость от таклида. Студенты больше не читали первичные тексты их религии, они читали комментарии к текстам или комментарии к комментариям, и так не
12 Gesink I.F. Islamic Educational Reform in Nineteenth-Century Egypt: Lessons for the Present [Реформа исламского образования Египта в девятнадцатом веке: уроки для настоящего] // Reforms in Islamic Education: International Perspectives. - New York, 2014. - Р. 20.
научились создавать свои собственные интерпретации. Они стали неспособны мыслить критически. В качестве оппонента выступали ученые, которые утверждали, что для иджтихада требуется не только высокий уровень знаний, но шариатская и духовная связь с Аллахом сродни тому, что испытывали святые. Если недостаточно обученный юрист или студент должны были интерпретировать Коран или хадисы по своему усмотрению, он мог бы легко ошибиться и ввести людей в заблужде-
13
ние .
Стоит отметить, что новая бюрократическая система была слишком безличностной, оторванной от традиционной системы передачи знаний от одного ученого к другому, так как кружки халака могли посещать все желающие и вносить свои корректировки в трактовку улемов, если таковым имелось место. В системе халака поощрялось элемент духовной связанности между учеником и шейхом и самих авторов текстов, тем самым сохраняя преемственную концепцию «Учитель-Ученик». В новой же системе религиозного образования эта непрерывная связь невозвратно терялась. К тому же новый учебный план был слишком светским и грозил теологам кануть в Лету в истории образовательного процесса. К слову, каирские мечети и мечеть Аль-Азхара до сих пор сохранили традицию образовательных кружков хала-ка, и сегодня каждый желающий может посетить лекцию ученого-шейха по основам шариата, хадиса, тафсиру или иным теологическим предметам.
Распространение в Центральной Азии религиозных учебных заведений различного типа - медресе, курсов при мечетях и университетов - и их растущая популярность свидетельствует о реконструкции, росте популярности и востребованности исламских знаний в постсекулярном обществе. Исламское образование может обеспечить не только знаниями основных принципов ислама, укрепляющих соци-
альный и культурный капитал в обществе, или знание арабского языка (которое можно успешно применить в экономическом плане), оно также может быть использовано в качестве формирования ценностных ориентиров детей и молодежи.
13 Indira Falk Gesink. Islamic Educational Reform in Nineteenth-Century Egypt: Lessons for the Present // Reforms in Islamic Education: International Perspectives. - New York, 2014. - P.24-27.
Источники и литература:
1. Абай. Энциклопедия. - Алматы: Атаму-ра, 1995. - С. 48.
2. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. - С. 39.
3. Аль-Аскаляни А. Фатх аль-Бари би Шарх Сахих аль-Бухари [Открытие Создателем через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. - В 18 т., 2000. - Т. 9. - С. 195, хадис № 4642, частично (на арабском языке).
4. Дербгсэлг Э. Казакстанныц дши оку орындары. Казак, орыс, араб, агылшын тшдершде [Религиозные учебные заведения в Казахстане. На казахском, русском, арабском, английском языках]. - Алматы: Атамура, 2011. - С. 66-84 (на казахском языке).
5. Ержан К.С. Дши бшм непз1 медреседе [Основа религиозного образования в медресе] // Кожа Ахмет Ясауи таглымы жэне Казакстандагы дши бшм беру мэселелер1 халыкаралык симпозиум. - Туркютан: Туран» баспасы, 2011. - С. 191-193 (на казахском языке).
6. Ержан К.С., Махмет М. Х1Х-ХХ гасырларда Шъщжац казактарыныц дши оку-агарту жуйесшщ калыптасу тарихы [История формирования системы религиозного образования среди казахов Шын-жана в Х1Х-ХХ вв.] // Научный журнал-приложение Международного научно-
педагогического журнала «Высшая школа Казахстана». - 2014. - №1(2). - С. 9-12 (на казахском языке).
7. Саясат К. Дши бшм берудщ кейбiр мэселелерi [Некоторые вопросы религиозного образования]. Материалы республиканской научно-практической конференции «Духовное образование и просвещение как фактор профилактики экстремизма и терроризма» (Астана, 26 июня 2013 года) // Подготовили к изданию: А.Абдирасилкызы, Н.Кабылов. Ред.: А.Абдирасилкызы. - Астана, 2013. - С. 90 (на казахском языке).
8. Харун А. Тахзиб Ихья 'улюм ад-Дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. - Каир: ат-Тавзи' ва ан-Нашр аль-Исламийя, 1997. - С. 307 (на арабском языке).
9. Gesink I.F. Islamic Educational Reform in Nineteenth-Century Egypt: Lessons for the Present [Реформа исламского образования Египта в девятнадцатом веке: уроки для настоящего] // Reforms in Islamic Education: International Perspectives. - New York, 2014. - Р.20-27.
10. Sabki А.А., Hardaker G. The madrasah concept of Islamic pedagogy [Концепция медресе в исламской педагогике] // Educa-tionalReview. - 2013. - Vol. 65 (3). - Р.347-351.
Murat Smagulov Kurmet Smagulov
CLASSICAL EDUCATIONAL ISLAMIC PRACTICES IN THE CASE OF CENTRAL ASIA: TRADITIONS AND MODERNITY
Summary: The article is dedicated to the traditions of Islamic educational practices from the moment of their birth and development and, till our days. Authors analyze spiritual-moral features of tutoring and teaching techniques and of memorizing and declamations, questions and answers, ap-
plied on Islamic institutions of the past. In the article, it's attempted to open spiritual meaning of Islamic education and its role in formation of a religious individual.
Keywords: Islam, Islamic education, halaka, madrasa, University.
Sources and Literature:
1. Abai. Encyclopedia. - Almaty: Atamura, 1995. - P. 48 (in Russian).
2. Ali-zade A. Islamic Encyclopedical Dictionary. - M.: Ansar, 2007. - P. 39 (in Russian).
3. Al-'Asqalani A. Fath al-Bari bi Sharh Sahih al-Bukhari. - 18 vol., 2000. - vol. 9. - P. 195, hadis №4642, partially (in Arabic).
4. Derbisali A. Religious schools of Kazakhstan. In Kazakh, Russian, Arabic, English. - Almaty: Atamura, 2011. - P. 66-84 (in Kazakh).
5. Erzhan K.S. The foundation of religious education is in madrasa // The teachings of Khoja Akhmet Yassawi and the International simposium on the problems of religious education in Kazakhstan. - Turkestan: «Turan» publication, 2011. - P. 191-193 (in Kazakh).
6. Erzhan K.S., Mahmet M. The history of the formation of religious educational system of the Xinzhian Kazakhs in the XIX-XX centuries // Scientific journal-application of the International Pedagogical magazine «Vischaya schkola Kazakhstana». - 2014. - №1 (2). - P. 9-12 (in Kazakh).
7. Sayasat K. Some problems of religious education. Materials of the Republican scientific-practical conference «Spiritual education and enlightenment as a factor of preventing extremism and terrorism» (Astana, June 26th, 2013) // Prepared to publication A.Abdirasilkyzy, H.Kabylov. Edited: A. Ab-dirasilkyzy. - Astana, 2013. - P. 90 (in Kazakh).
8. Harun A. Tahzib Ihhya 'ulum ad-Din [a shortened version of Imam al-Gazali's book «The Resurrection of sciences about faith»]. -Cairo: at-Tawzi' wa an-Nashr al-Islamiyya, 1997. - P. 307 (in Arabic).
9. Gesink I.F. Islamic Educational Reform in Nineteenth-Century Egypt: Lessons for the Present // Reforms in Islamic Education: International Perspectives. - New York, 2014. -P.20-27.
10. Sabki A.A., Hardaker G. The madrasah concept of Islamic pedagogy // Educational Review. - 2013. - Vol. 65(3). - P.347-351.