Научная статья на тему 'Роль исламского образования в формировании гражданской ответственности'

Роль исламского образования в формировании гражданской ответственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ИСЛАМСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ISLAMIC EDUCATIONAL SYSTEM / ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ISLAMIC EDUCATION / РОССИЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / RUSSIAN MUSLIMS / ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / THE ISLAMIC CONCEPT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хабибуллина Гульфия Юнысовна

Уважительное отношение к традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов является важнейшей чертой ислама. Автор обсуждает стереотипы относительно российских мусульман и подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в исламском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Islamic education in the formation of civic responsibility

Respect for traditions, culture and religion of different peoples is an essential feature of Islam. The author discusses stereotypes in Muslims and Russian approaches to civic and patriotic development in Islamic education.

Текст научной работы на тему «Роль исламского образования в формировании гражданской ответственности»

ОБРАЗОВАНИЕ И КОНФЕССИИ

Гульфия Хабибуллина

Роль исламского образования в формировании гражданской ответственности

Уважительное отношение к традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов является важнейшей чертой ислама. Автор обсуждает стереотипы относительно российских мусульман и подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в исламском образовании.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, исламская педагогическая система, исламское образование, российские мусульмане, исламская концепция личности

Формирование гражданского самосознания, гражданской ответственности подразумевает воспитание активной гражданской позиции, интереса к истории своего народа, любви к Родине, уважения к законам государства, чувства ответственности за судьбу страны, интернационализма. При этом подразумевается наличие в душе человека комплекса морально-этических ценностей и желания участвовать в общественной жизни.

Гражданское воспитание является очень важным и сложным этапом в формировании всего общества. Для нормального функционирования гражданского общества недостаточно одних только законов, правил и установок.

Гульфия Юнысовна Хабибуллина,

канд. пед. наук, руководитель группы развития исламского образования Департамента образования и науки ДУМ РФ, декан очного отделения Московского исламского института m-i-u@inbox.ru

Здесь необходимо наличие субъектных предпосылок. Субъектные предпосылки у мусульман заданы небесным откровением.

Коран предельно четко, недвусмысленно утверждает разнообразие этносов и верований выражением божьей воли, провозглашая религию делом совести каждого человека и не дозволяя в этом отношении какого-либо насилия: «Нет принуждения в вере» (2:256); «Кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет, пусть отклонится» (18:29).

Исходя из исламской концепции личности, строить свои отношения с другими людьми мусульмане должны по принципу всеобщего братства. Всех людей нужно рассматривать как братьев, происходящих от Адама. Преимущество одних людей над другими может определяться только по совершению добрых дел. Всевышний сказал: «О люди! Воистину мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий (Коран, 49:13)» [2, с.541].

Отвергая религиозную и этническую непримиримость, но поощряя дух сотрудничества и взаимопомощи, ислам заложил надежную основу для духовного и материального развития мусульманского сообщества. В Коране сказано: «Спорьте с людьми Писания не иначе как наиблагообразнейше... Говорите им: мы веруем в ниспосланное нам и в ниспосланное вам; Бог наш и Бог ваш - един» (29:46).

В соответствии с этими указаниями, восприятие подобных качеств и является религией, и исповедующий ее получит награду, а тому, кто от нее откажется, придется держать ответ. Ислам побуждает человека стремиться стать личностью, проявлять высшие качества личности в сфере взаимоотношений.

Такая мудрость жизни поддерживается всеми народами. Д. Лихачев называл такие взаимоотношения интеллигентностью. Он писал: «Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В Книге сказано: Чти отца и матерь свою, и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку».

Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина - человека, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, мешает ее народу жить лучше, в том числе способного не поддаваться различного рода провокациям.

Под влиянием ряда средств массовой информации и политической риторики в обществе сформировалась отрицательная установка против ислама. Мусульман часто изображают экстремистами, которые представляют собой угрозу безопасности и благополучию других людей. Взгляды российских мусульман - коренных граждан Российской Федерации - по вопросам воспитания гражданской ответственности не расходятся со взглядами других этнических общностей, нет какого-либо расхождения во взглядах в том смысле, что гражданское самосознание и ответственность православных граждан нужно воспитывать так, а гражданскую ответственность мусульман России нужно формировать по-другому, и совсем по-иному воспитать тех граждан, которые считают себя атеистами. Россия - единая неделимая страна, граждане страны разных национальностей и вероисповедания всегда жили и трудились вместе во благо Родины. Говоря о формировании гражданской ответственности, необходимо выявить педагогический потенциал традиционных религий и рационально применять в образовательном процессе, не допуская как «перевертышей» в толковании по-

нятий, так и распространения различных форм нетерпимости, расизма и ксенофобии.

В исламской педагогической системе понятия: «знания» ('ильм), «хорошее воспитание», «сформиро-ванность и развитость высоких качеств» (адаб) синонимичны с понятием «викая» - «предупреждение», «защищенность человека» В этом смысле значение образованности для человека возрастает. Знающий да не ошибется.

Мусульманин, усвоивший установления ислама, по природе своей является активным членом общества. По исламу на него возложено выполнение определенной миссии, а люди, выполняющие ту или иную миссию, обязательно должны поддерживать связи с другими людьми, общаться с ними, взаимодействовать на основе принципов справедливости, равенства и братства. Формирование гражданского самосознания невозможно без соблюдения этих принципов. Гражданское воспитание не должно быть направлено в чью-то пользу.

Гражданская идентичность, патриотизм - это не школьные предметы. Это социальное чувство, сущность которого включает в себя любовь к Родине, то есть к родителям, к земле, где родился и вырос, преданность стране, гордость ее прошлым и настоящим, стремление защищать свою культуру и интересы Родины. Следовательно, содержание работы по воспитанию патриотизма в образовательном учреждении заключается в изучении истории, культуры своей страны, деятельность по сохранению культуры своего народа. С другой стороны, задача преподавателей - разъяснить суть патриотизма, удержать от ксенофобии, шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу. Для многонациональной Российской Федерации это жизненно важно.

В наши дни появляются псевдонаучные исследования, утверждающие, что только для русского человека

Родина - это нечто большое, русский человек заботится о судьбе большой страны, а малые этносы страны, относясь трепетно к своей малой родине, к родной культуре, традиции России не уважают. Разумеется, такие ошибочные представления должны быть своевременно опровергнуты.

Уважение к традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов - одна из важнейших черт ислама. Ислам признает национальные особенности богоданными и призывает своих последователей к их уважению. Установления ислама о добрых взаимоотношениях человека с человеком наиболее полно раскрывает принцип «перевешивающего баланса». Об этом пишет А.В. Смирнов: «Суть проявления этого принципа сводится к тому, чтобы дать другому непременно больше, чем себе. Это не противоречит характерной для ислама трактовке середины. Понятие «сре-динность» ислама - это не уравнивающая разделяемые противоположности граница (точка середины) между ними, а то «место», где противопоставляемые стороны входят в контакт и, уступая одна другой, «связываются» и образуют нечто новое - собственное единство. Вот почему, рассматривая отношение с другим, мусульманские авторы настойчиво подчеркивают необходимость перевеса в пользу другого: именно в этом «неравном равенстве» завязывается правильное, с точки зрения мусульманской этики и мусульманского права, отношение с другим» [5].

Межкультурная коммуникативная компетенция

В процессе осмысления содержания религии раскрывается множество терминов, однако зачастую интерпретация понятий субъективна. В случае толкования исламских терминов проблема в том, что комментарии к терминам на русском языке - явление новое, и оно развивается не в научно-исследователь-

ских институтах или в лингвистических университетах, а на практике. Понятия нужно комментировать соответственно цивилизационному характеру ислама. Истинные исламские ценности - гибкость, склонность к компромиссам, умеренность, избежание риска, культ знания, справедливости и права - должны быть оценены по достоинству. Вот почему так важно рассказывать об этом на современном русском языке. Исследователи из Амстердамского университета Майкл Кэмпер фи Альфред Бустанов в книге «Исламская духовная власть и русский язык» [1] пишут о необходимости перевода ислама на язык патриотизма и гуманизма.

Новая школьная дисциплина - ОРКСЭ - также актуализирует корректное произношение и написание ряда ключевых исламских терминов. Рекомендуется и в учебниках обращаться к высокому стилю изложения (например, «восхождение, восшествие пророка», а не «пророк поднялся по лестнице», как это написано в учебнике по основам исламской культуры для 4-5-х классов СОШ). Важно внимательнее относиться к лек-сыике при разъяснении некоторых популярных арабских терминов, избегая неточностей или субъективизма в интерпретации.

Речевая культура человека заключается прежде всего в сознательном отборе и способе использования тех языковых средств, которые помогают его общению с другими людьми, - это требование современности (зарурият). Выпускники образовательных учреждений в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы наряду с профессиональными компетенциями обязаны владеть и общекультурными компетенциями, среди которых - межкультурная коммуникативная компетенция. Сюда входят и готовность к установлению и поддержанию социальных отношений на высоком культурном

уровне, и способность критически переосмысливать свой социальный опыт, и способность к общению.

Востребованными сегодня оказываются люди, не только способные мыслить самостоятельно, вырабатывать и предлагать оригинальные решения, но и умеющие адекватно формулировать эти решения, делать их точными и понятными другим, вызывать интерес слушателей, делать их своими единомышленниками. Сделать людей своими единомышленниками, а не врагами - вот одна из профессиональных задач, стоящих перед выпускниками исламских образовательных учреждений. Так, зачастую мусульманин, обладающий необходимыми религиозными знаниями, владеющий арабским и родным языком, но имеющий скудный словарный запас, неспособный ясно и грамотно изложить свою точку зрения по-русски, проигрывает тем, кто получил серьезную языковую подготовку. Подготовленный специалист должен уметь выстраивать свое речевое поведение в сложных житейских и служебных ситуациях.

Язык как социальное явление живет вместе с нами, он в нас воспроизводится бесконечное количество раз, проявляя гибкость и готовность и дальше служить пониманию мира и людей. Как отмечает Р.Г. Ланда, «Россия географически, исторически и этнографически - не только Европа и Азия, но и некий синтез, новое качество, рожденное слиянием европейского и азиатского начала» [3, с.32].

У российских мусульман благодаря многовековым традициям совместной жизнедеятельности людей разной культуры национальное самосознание и желание быть сопричастным к общим делам и судьбе своего народа приобретает более широкий и осознанный характер. Этническое самосознание тесно переплетено с эмоциями, привычками, унаследованными устойчивыми психологическими компонентами. И оно, как правило, отвергает любое посягательство на достоинство,

культуру нации. Сейчас важно сохранить сложившиеся многовековые традиции совместного проживания российских народов и передать осознание этой ценности следующим поколениям. Главное отличие российских мусульман от мусульман в ряде европейских государств в том, что они не мигранты, а коренные жители. Ислам - одна из традиционных религий России.

Член-корреспондент Российской академии наук Мирза Мухамед Али Казим-Бек (1802-1870) отмечал: «Многие века заставляли Россию родниться с Востоком; мешались кровь, язык, верования, обычаи, заботы; одни и те же светлые дни и дни невзгод вложили одну и ту же думу в сердце русских и восточных людей, которых в России многие миллионы, и которые, будучи таким образом связаны своей жизнью с Россией, связаны в то же время и с дальним нерусским Востоком - происхождением, историческими преданиями, взаимными интересами. Подобными путями, незримо, русская мысль сказывается в странах отдаленных, и вековая солидарность жизни России и Востока делает для первой доступнейшими его заветные думы...» [Цит. по: 4, с.36].

Активная гражданская позиция каждого человека заключается в стремлении сохранить то ценное в отношениях, что было накоплено веками.

Литература:

1. Бустанов А., Кэмпер М. Исламская духовная власть и русский язык / На англ. яз.

Амстердам, 2012.

2. КулиевЭ.Р. Перевод смыслов и комментарии. М., 2003.

3. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

4. Нунуев С.-Х. Живительный дух ислама. М., 2000.

5. Смирнов А.В. Мусульманская этика // Татарский мир. 2005. №21-22 (50-51).

Gulfiya Khabibullina,

Dean of the full-time education Department, the Moscow Islamic Institute, Leader of the Team of Islamic Education Development, Department of Education and Science of the Spiritual Administration of Muslims of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences m-i-u@inbox.ru

The role of Islamic education in the formation of civic responsibility

Abstract: Respect for traditions, culture and religion of different peoples is an essential feature of Islam. The author discusses stereotypes in Muslims and Russian approaches to civic and patriotic development in Islamic education.

Keywords: civic education, patriotic education, Islamic educational system, Islamic education, Russian Muslims, the Islamic concept of personality

Елена Теплова

Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе

Многонациональная и многоконфессиональная школа - реальность московской системы образования. Автор рассматривает методологические и психологические сложности, с которыми сталкиваются педагоги «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), родители учащихся, школьная администрация, предлагает пути их решения. Особое внимание уделено регламенту выбора модуля ОРКСЭ в многонациональном классе.

Ключевые слова: ОРКСЭ, культурологических подход в преподавании ОРКСЭ, изучение модулей ОРКСЭ в многонациональной школе, основы светской этики, педоцентрическая модель воспитания

Елена Феликсовна Теплова,

канд. истор. наук, зав. кафедрой истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования (ГАОУ ВО МИОО) TeplovaEF@mioo.ru

Комплексный модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики» сегодня стал обычной практикой московских образовательных комплексов. Не оправдались опасения, что возникнут сложности при разделении классов на подгруппы по изучению моду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.