Научная статья на тему 'Терпимость как исламская правовая культура'

Терпимость как исламская правовая культура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
391
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА / MUSLIM CULTURE / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ШАРИАТА / RIGHT SYSTEM OF SHARIYAT / ИСЛАМСКАЯ ТЕРПИМОСТЬ / ISLAMIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мирзахмедов Абдирашид Мамасидикович

Культура ислама это синкретизация позитивных принципов этики и эстетики, философии и права духовной жизни. Исходя из этого ислам является наиболее сильной религией мира по терпимости, организованности и упорядоченности, которая стала нормой социального регулирования. В мусульманстве четко регламентированы признаки толерантности: признания богов, пророков и священных книг, равенство всех независимо от социальных и других различий. Гуманизм ислама характеризуется известной простотой принципов: Бог единый и всемогущий, ниспослал людям текст Коран, который Он передал с помощью человека по имени Мухаммед. Коран это свод законов, исходящий от высшей власти, а хадисы юриспруденция, т. е. методы трактовки закона. Верование мусульман касается всего, что написано в Коране, где запрещено антиобщественное действие против человека другой расы, нации и религии. Терпимость опирается на семейную жизнь мусульман, где от рождения до смерти соблюдаются обряды и ритуалы коллективной терпимости. Особенностью терпимости является шариат как правовая культура, который регламентирует культуру совместной жизни. Таким образом, суть толерантности шариата заключается в регулировании всех гражданских конфликтов и имущественных споров путем мусульманской юриспруденции. Спецификой толерантности в мусульманском праве в категории, иджтихада, который представляет сумму терпимости и консенсуса. В связи с этим Коран является важнейшим источником социального компромисса гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS MUSLIM RIGHT CULTURE

The culture of Islam is a syncretization of the positive principles of ethics and aesthetics, philosophy and the right of spiritual life. Based on this, Islam is the strongest religion of tolerance for the world organization and order that has be-come the norm of social regulation. Muslims clearly regulate signs of tolerance: the recognition of gods, prophets and sacred books, the equality of all independently social and other differences. Humanism of Islam is characterized by certain simplicity of principles: God is one and all-powerful, He sent down the text of the Koran, which He transmitted with the help of a man named Mohammed. The Koran is a body of laws emanating from the supreme authority, and the hadiths are jurisprudence, that is, methods of interpreting the law. The belief of Muslims concerns everything that is written in the Koran, in which any antisocial action is prohibited against a person of another race, nation and religion. Tolerance is based on the family life of Muslims, who from birth to death respect rites and rituals of collective tolerance. A special feature of tolerance is the Sharia as a legal culture that regulates the culture of living together. Thus, the essence of tolerance of the Sharia is to regulate all civil conflicts and property disputes through Muslim jurisprudence. Specificity of tolerance in Muslim law in the category, ijtihad, which repre-sents the amount of tolerance and consensus. In this regard, the Koran is the most important source of social compromise for civil society.

Текст научной работы на тему «Терпимость как исламская правовая культура»

УДК 28 ББК 86.38-2

ISSN 2078-9823

А. М. Мирзахмедов

Наманганский инженерно-педагогический институт, Наманган, Узбекистан,

e-mail: niei_info@edu.uz

ТЕРПИМОСТЬ КАК ИСЛАМСКАя ПРАВОВАя КУЛЬТУРА

Культура ислама - это синкретизация позитивных принципов этики и эстетики, философии и права духовной жизни. Исходя из этого ислам является наиболее сильной религией мира по терпимости, организованности и упорядоченности, которая стала нормой социального регулирования. В мусульманстве четко регламентированы признаки толерантности: признания богов, пророков и священных книг, равенство всех независимо от социальных и других различий.

Гуманизм ислама характеризуется известной простотой принципов: Бог - единый и всемогущий, ниспослал людям текст - Коран, который Он передал с помощью человека по имени Мухаммед. Коран - это свод законов, исходящий от высшей власти, а хадисы - юриспруденция, т. е. методы трактовки закона. Верование мусульман касается всего, что написано в Коране, где запрещено антиобщественное действие против человека другой расы, нации и религии. Терпимость опирается на семейную жизнь мусульман, где от рождения до смерти соблюдаются обряды и ритуалы коллективной терпимости.

Особенностью терпимости является шариат как правовая культура, который регламентирует культуру совместной жизни. Таким образом, суть толерантности шариата заключается в регулировании всех гражданских конфликтов и имущественных споров путем мусульманской юриспруденции.

Спецификой толерантности в мусульманском праве в категории, иджтихада, который представляет сумму терпимости и консенсуса. В связи с этим Коран является важнейшим источником социального компромисса гражданского общества.

Ключевые слова: мусульманская культура, правовая система шариата, исламская терпимость.

Для цитирования: Мирзахмедов А. М. Терпимость как исламская правовая культура // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 36-44.

The culture of Islam is a syncretization of the positive principles of ethics and aesthetics, philosophy and the right of spiritual life. Based on this, Islam is the strongest religion of tolerance for the world organization and order that has be-come the norm of social regulation. Muslims clearly regulate signs of tolerance: the recognition of gods, prophets and sacred books, the equality of all independently social and other differences.

Humanism of Islam is characterized by certain simplicity of principles: God is one and all-powerful, He sent down the text of the Koran, which He transmitted with the help of a man named Mohammed. The Koran is a body of laws emanating from the supreme authority, and the hadiths are jurisprudence, that is, methods of interpreting the law. The belief of Muslims concerns everything that is written in the Koran, in which any antisocial action is prohibited against a person of another race, nation and religion. Tolerance is based on the family life of Muslims, who from birth to death respect rites and rituals of collective tolerance.

А. M. Mirzakhmedov

Namangan engineering pedagogical Institute, Namangan, Uzbekistan,

е-mail: niei_info@edu.uz

TOLERANCE AS MuSLIM RIGHT CULTURE

© Мирзахмедов А. М., 2017

36

№ 1 (37), 2017

TOLERANCE AS MUSLIM RIGHT

A special feature of tolerance is the Sharia as a legal culture that regulates the culture of living together Thus, the essence of tolerance of the Sharia is to regulate all civil conflicts and property disputes through Muslim jurisprudence.

Specificity of tolerance in Muslim law in the category, ijtihad, which repre-sents the amount of tolerance and consensus. In this regard, the Koran is the most important source of social compromise for civil society.

Keywords: Muslim culture, right system of shariyat, Islamic tolerance.

For citation: Mirzakhmedov A. M. Tolerance as muslim right Culture. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija = Humanitarian : the actual problems of humanities and education, 2017, No. 1, P. 36-44.

Исламская культура как последняя из мировых религий впитала в себя все позитивные элементы общечеловеческих принципов этики и эстетики, философии и политики жизни. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность [5, с. 129]. Успехи арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневекового Междуречья. Событием в истории исламской мысли была концепция Ибн Хальдуна, выдвинувшего идею закономерного прогресса человеческого общества от низшей стадии до наивысшей через преобразование производительной деятельности людей, развитие производства, эволюции неорганического и органического мира.

Ислам по идеям терпимости, пожалуй, наиболее сильная из религий мира, так как духовная жизнь мусульман всегда была под контролем ислама. Все народы мира, с которыми мы живем, в соответствии со своей системой ценностей выражают образ мысли и жизни, являющиеся носителями своеобразной цивилизации. Религия занимает важное место в жизни человека и оказывает глубокое влияние на культуру всех народов. Как известно, сущностью общества считаются организованность и упорядоченность образующих социальную жизнь, что требует социального регулирования. Она характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями социальной системы. В свя-

зи с этим мусульманские права, устанавливая нормы регулирования, обеспечивают гарантии социального прогресса [1, с. 16].

Ислам как религия охватывает все сферы общества для установления определенных норм и принципов поведения, налаживания гражданских социально-правовых отношений. В мусульманском менталитете четко очерчиваются признаки толерантности: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество других признаков, не оставляющих места сомнениям. Толерантность обусловлена с тотальностью религии, которая затрагивает все элементы личной и общественной жизни. Исходя из этой точки зрения, мы думаем, что ислам можно сравнить с христианством того периода, когда законы и нравы ориентировались исключительно на вероучение церкви. Сегодня все восточные страны ориентируются на ислам, даже если между ними существуют значительные различия в трактовке основных принципов взаимоотношений и определении позиции. Таким образом, причина глубоких корней ислама в общественной жизни проявляется в том, что они являются культурой добра и толерантности [15, с. 24].

Гуманизм ислама характеризуется известной простотой принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который Он передал с помощью человека по имени Мухаммед. Признать всемогущество Бога - значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам» - «повиновение». Повиновение Богу заключается в том,

чтобы повиноваться Его слову, т. е. строго соблюдать предписания Корана. Синкре-тичность нормы права и религии делает государство единым мерилом управления обществом, которое отражает одновременно религиозный и светский характер жизни. В общественном сознании формировалось представление, что политический аппарат общества выполняет программы ислама, неповиновение или нарушение законодательства воспринимались как нарушение законов ислама [17, с. 35].

Если прибегнуть к юридическому сравнению, Коран - это свод законов, исходящий от высшей власти, а хадисы - юриспруденция, т. е. метод трактовки закона. Верование мусульман касается всего, что написано в Коране. Как и другие религии, ислам не призывает к активному социальному переустройству, т. е. насилию. Напротив, он учит смирению и послушанию, словом выступает учением терпимости. Как и Библия, Коран призывает человека трудиться - этим в первую очередь, человек обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. В Коране зафиксированы и определенные права женщины - как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе рабыню, нельзя лишить ее ребенка, если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании и развода [19, с. 173].

Коран налагает ряд ограничений для правоверных, что является кодексом приличия. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым. Этот

запрет оказывает свое воздействие и является регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты: мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей, в том числе и от обязанностей пятикратной молитвы.

Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети решались текущие дела, осуществлялся сбор милостыни и пожертвований, принимались решения, требовавшие участия большого количества жителей. Другая функция мечети - обучение подрастающего поколения, потому что образование было религиозным. Мулла в мечети был одновременно учителем в мектебе, куда принимали учиться мальчиков. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама. Успешно их окончившие выпускники становились в ряды знатоков священных текстов права. Они руководили жизнью мусульман, помогали им общаться с Аллахом, выполняли важнейшие обряды ислама. Правовая культура - это обеспечение неукоснительного соблюдения всех тех предписаний и обрядов, которые по заповедям Корана и нормам шариата обязательны для мусульман [18, с. 7].

Другой семейный обряд, связанный с терпимостью в жизни мусульманина, -свадьба. Молодых обычно венчает служитель культа, который, совершая церемонию, чаще всего читает четвертую суру

38 Гуманитарий : актуальные проблемы ^ ^ (37) 2017

гуманитарной науки и образования - V л

Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак. Специальными ритуальными обрядами отмечается в семье мусульманина рождение ребенка, особенно сына. И, наконец, последним из серии обрядов являются похороны. Обряд совершается в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы из Корана.

Исламская культура терпимости предполагает как семейные, так и общие праздники, продолжающиеся несколько дней. Один из таких религиозных всеобщих праздников - ураза-байрам, праздник доброты и милосердия, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазане. Другой праздник отмечается на 70-й день после окончания поста. Это -курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Совершающие хадж обычно прибывают в Мекку именно в дни этого праздника. Еще один праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, т. е. на конец поста. В честь этого праздника обильные пиршества не устраиваются, а усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран; они полагают, что ежегодно в этот день решается судьба каждого человека на год вперед.

Строгое соблюдение Корана в нынешнюю эпоху неизбежно вступает в противоречие с современным развитием нравов. Поэтому фундаменталисты отвергают западное общество, которое развращает человечество, поскольку отдаляет его от Корана. Однако ислам признает, что Коран не регламентирует все детали жизни в обществе: то, что не запрещено или не рекомендуется, оставляется на свободное суждение каждого. Специфика терпимости в исламе учитывает то, что личные интересы мусуль-

манина не устраняют противоречий между личностью и обществом. Несовместимость этих интересов приводит к дестабилизации общественной жизни, а порой к острым общественным конфликтам. Вот почему во главу взаимных интересов ислам ставит интересы смысла жизни, имеющие постоянный и объективный характер.

Аксиологическая обоснованность терпимости способствует тому, что мотивом соблюдения норм мусульманского права выступает не угроза принуждения, а ценностно-положительное отношение к правам верующих. Велико значение социальных ценностей шариата, которые приобрели характер правовых ценностей. Терпимость в отношении общества и государства проявляется в верховенстве закона, что общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Толерантность государства заключается в организации и упорядочении деятельности всей системы политической жизни; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества. Таким образом, терпимость является выразителем и мерилом свободы личности и общества, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, масштабы этой свободы. Аналогичное мнение встречается в научных трудах [2, с. 121; 3, с. 12; 11, с. 18; 13, с. 240].

Этика толерантности ислама довольно проста: быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным, одним словом, невыполнимые моральные предписания в исламе отсутствуют в отличие от христианства. В социальных нормах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог как идея толерантности признан в пользу бедных, и призван, будто

бы смягчать имущественные противоречия, однако в то же время частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массой земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы.

Шариат (правовая культура) является органичным регламентом ислама, его правовым учением о культуре совместной жизни. Согласно юридической энциклопедии «Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права» [8, с. 292].

Правовая культура едина: не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в основных принципах авторитетами калама, это религиозное право, учитывающие нормы обычного права, адата. Шариат («намеченный», «предписанный» путь) опирается на Коран и Сунну, своего рода свод исламского законодательства. Законы шариата - это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед Аллахом, людьми и обществом. Авторизованный догматическими нормами ислама кодекс шариата подразделяется на три основные части - ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) иукубат (система наказаний) [9, с. 45].

Предписания шариата многочисленны и требуют быть терпимым в отношении окружающих людей. Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата, случаются нарушения и преступления. Однако строгость уголовного законодательства и, особенно, наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное дисциплинирующее воздействие терпимости.

Например, суровые наказания в случае хищений чужой собственности, даже мелкого воровства, достаточно эффективно способствуют как снижению уровня преступности, так и неприкосновенности собственности. Менее жестоко преследуется убийство, здесь многое решалось по законам адата с его традиционными институтами кровной мести. Гуманизм и терпение выражаются в решительном осуждении самоубийства. Доброе начало в Коране закреплено в специальном аяте, запрещающем убивать новорожденных девочек (существовал в Аравии до ислама).

Главная суть толерантности шариата заключается в регулировании гражданских взаимоотношений, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на пять основных категорий, подводимых под идеи толерантности:

- обязательные, за невыполнение которых следует наказание;

- рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные);

- дозволенные;

- предосудительные (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);

- запрещенные, наказуемые [7, с. 283].

Дух толерантности в мусульманском

праве состоит в том, что обязанности мусульман сотворены Аллахом, что нормы и обязанности определяют всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках. Но в шариате нашли отражение представления и о бессилии человека перед

40 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ 1 (37) 2017

гуманитарной науки и образования - V л

богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. Видимо, воспитание терпимости начинается с Аллаха. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (4.62).

Одной из толерантных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея о едином правовом порядке, имеющем универсальный порядок. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу, уважать людей других вероисповеданий. Мы солидарны со специалистами международного права, что толерантная культура ислама стала источником превращения его в одну из основных религий мира, а шариат - своеобразной системой права [9, с. 145].

Наряду с Кораном идеи толерантности в мусульманской общине устанавливаются Сунной, что является сводом текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющих Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания терпимости, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев толерантности верующих.

В иерархии источников мусульманского права определенное место занимают еще иджма и кияс, которые рассматривались как «общее согласие мусульманской общи-

ны». Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда. Она развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджтахидов. Значение иджмы в развитии шариата состояло в том, что она позволяла создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро регулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в ряде моментов от теологического налета. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но прямо не противоречившие его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населяющих современный Узбекистан.

Характерная черта терпимости мусуль-

манской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное и гражданское право было построено всецело на религиозном законе -шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы [12, с. 74; 14, с. 36].

Поэтому и мусульманское духовенство выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - судья, знаток шариата. Муфтий - более высокий духовный чин -главный авторитет в вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемой давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики, политики или права считались непререкаемым законом.

Толерантность в обучении молодежи в мусульманских странах прежде была тоже чисто религиозной, школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии, где студенты изучали Коран и другую религиозную литературу, богословские вопросы регулирования общественной и личной жизни мусульман.

Такая специфика исламской культуры основана на концепции терпимости, без которой было бы трудно исчерпать всю гамму проблем личной и общественной жизни мусульман, налаживания взаимоотношений личности с государством и обществом как

религиозного, так и светского характера. Ислам является оригинальной религиозной системой, охватывающей все сферы общественной жизни на принципах гуманизма и справедливости. В ней стержнем системы является сложная отрасль правового регулирования мусульманской жизни и политики - шариат. Особенность исламской правовой культуры заключается во взаимодействии в ней морального и светского, религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, ее соотношении с государством и позитивным (светским) законодательством [10, с. 12; 20, с. 38].

Необходимость идеи толерантности в исламе обусловлена еще его исключительным разнообразием, широким спектром его региональных и национальных форм, тесным взаимодействием с местными традициями и обычаями. На наш взгляд, в мире отсутствует идеология, подобная исламской правовой культуре, которая притягивает в свою орбиту непрерывно в течение многих веков людей разных наций, рас и даже вероисповеданий. Кроме того, другая особенность терпимости мусульманского права в современных условиях, как нам думается, ее тесное взаимодействие с западной правовой культурой. Все это предопределяет актуальность изучения качеств толерантности на политической - правовой карте мира.

Данная проблема имеет значимость для Республики Узбекистан в том плане, что ислам - это неотъемлемая часть его истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов мусульман. В современных условиях для Республики Узбекистан характерны разнообразие и плюрализм, неоднозначность функций в условиях свободы и демократии в отношениях религии со специфическими социально-культурными факторами Узбекистана. Именно поэтому культура толерантности необходима как

42 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ 1 (37) 2017

гуманитарной науки и образования

никогда, так как многообразие региональных форм ислама, объединяемое, прежде всего, этническими и социальными моментами, тесно переплетается с местными обычаями и традициями. Таким образом, в общественном мнении испокон веков формировался образ мусульманина как образец терпимости, парад общечеловеческих и национальных качеств великодушия.

В Узбекистане, как нам кажется, политизация выражалась в полном отсутствии настоящей исламской культуры, беспрецедентной антиобщественной деятельностью незаконных бандформирований против конституционного строя, осуществлявшейся путем террора и захвата власти. Здесь налицо политическая подоплека, которая подтверждается достоверными фактами о связях и материально-финансовой поддержке зарубежных стран. Таким образом, недостаточность развития толерантной культуры является закономерным основанием формирования исламского радикализма, враждебности и эгоизма. Здесь сказался как внешний фактор, так и то, что наши современники не владеют не только мусульманской грамотностью, но и обрядностью, способностью мыслить и адекватно подходить к решению межконфессиональных проблем.

Наиболее ярко выделяется специфика толерантности в мусульманском праве в его центральной категории - иджтихада (совокупность толерантных взаимоотношений людей). Однако достижение уровня реализации данных принципов общественной жизни требует определенного времени и культуры населения по знанию сущности и содержанию ислама. Шариат в центр правовых отношений ставит личность мусульманина, вокруг которой вращаются все формы взаимоотношений: брак и семья, родство и опека, имущественные и не имущественные, трудовые и административные взаимоотношения. Кроме того, толерантность выходит за рамки исламских правовых учений. Так, в Междуречье параллельно мусульманскому праву действовали с древнейших времен традиционные местные социально-культурные нормы, которые обозначены понятием «одат» [16, с. 472]. В связи с этим мы, развивая изложенные выше мысли, можем сказать, что Коран не имеет чисто юридическое назначение, а является важнейшим источником консенсуса и компромисса людей, основанным на богатейшем письменном и устном культурном наследии населения Центральной Азии.

Библиографический список

Абдуллаев Е. В. Очерки культуры доисламский Центральной Азии; религия, философия, право. - Ташкент : Шарк, 1998.

Аринин Е. И. Религия вчера, сегодня, завтра. - Архангельск, 1994.

Ахмаджонов У. М. Институт собственности в мусульманском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1983.

4. Бояр-Сазонович Т. С. Международный терроризм: политико-правовые аспекты. - Киев; Одесса : Либид, 1991.

5. Васильев А. С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.

6. Ислам : Проблемы идеологии, права, политики и экономики / под ред. Г Ф. Ким. - М. : Наука, 1985.

7. Ислам : крат. справ. - М. : Наука, 1983

8. Ислам : энцикл. слов. - М. : Наука, 1991.

9. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. Жидкова. - М. : Норма, 1996. - Ч. 1.

10. Климович Л. Книга о Коране. - М. : Наука, 1986.

11. Малерб М. Религии человечества. - М. ; СПб. : ЮНИТЕ, 1997.

12. Медведко Л. И. Германович А. В. Именем Аллаха... Политизация ислама и исламизация политики. - М. : Политиздат, 1988.

13. Неноски А. Права и ценность - М. : Мысль, 1987.

14. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв. : курс лекций. - Л. : Наука. Ленинградское отд-ние, 1966.

15. Саидбаев Т. С. Ислам и общества. - М. : Наука, 1984.

16. Саидов А. Таджиханов У. Давлат ва хукук назарияси. - Ташкент : Академия, 2002.

17. Саидов А. Х. Шариат - эьтикод, маьнавият ва хукук бирлиги // Хужалик ва хукук. - 1998. -№ 4-5.

18. Саидов А. Х. Ислом хукукшунослик илми // Мулокот. - 1998. - № 1.

19. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. - М. : Наука, 1986.

20. Шарль Р. Мусульманское право / под ред. А. И. Беляева. - М. : Госиздат, 1959.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. AbdullaevE. V. Ocherki kul'tury doislamskij Central'noj Azii; religija, filosofija, pravo (Essays on the culture of pre-Islamic Central Asia; Religion, philosophy, law). Tashkent, 1998.

2. Arinin E. I. Religija vchera, segodnja, zavtra (Religion yesterday, today, tomorrow). Arhangel'sk, 1994.

3. Ahmadzhonov U. M. Institut sobstvennosti v musul'manskom prave : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk (Institute of Property in Muslim Law, abstract of dissertation of candidate juridical of sciences). Moskov, 1983.

4. Bojar-Sazonovich T. S. Mezhdunarodnyj terrorizm: politiko-pravovye aspekty (International terrorism: political and legal aspects). Kiev; Odessa, 1991.

5. Vasil'evA. S. Istorija religij Vostoka (History of Eastern Religions). Rostov-na-Donu, 1999.

6. Islam, Problemy ideologii, prava, politiki i jekonomiki, pod red. G. F. Kim (Islam: Problems of ideology, law, politics and economics, ed. G. F. Kim). Moskov, 1985.

7. Islam, krat. sprav (Islam: a brief guide), Moskov, 1983

8. Islam, jencikl. slov (Islam. encycl. dictionary). Moskov, 1991.

9. Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran (History of state and law of foreign countries). Moskov, 1996. Ch. 1.

10. Klimovich L. Kniga o Korane (The Book of the Qur'an). Moskov, 1986.

11. Malerb M. Religii chelovechestva (Religions of mankind). Moskov, SPb, 1997.

12. Medvedko L. I. Germanovich A. V. Imenem Allaha... Politizacija islama i islamizacija politiki. In the name of Allah... (The politicization of Islam and the Islamization of politics). Moskov, 1988.

13. Nenoski A. Prava i cennost' (Rights and Values). Moskov, 1987.

14. Petrushevskij I. P. Islam v Irane v VII-XV vv.: kurs lekcij (Islam in Iran in the VII-XV centuries, lectures). L., 1966.

15. Saidbaev T. S. Islam i obshhestva (Islam and Society). Moskov, 1984.

16. Saidov A. Tadzhihanov U. Davlat va hukuk nazarijasi. Tashkent, 2002.

17. Saidov A. H. Shariat - je'tikod, ma'navijat va hukuk birligi, Huzhalik va hukuk. 1998, No 4-5.

18. Saidov A. H. Islom hukukshunoslik ilmi. Mulokot, 1998. No 1.

19. Sjukijajnen L. R. Musul'manskoe pravo (The Muslim Law. Moskov, 1986.

20. Sharl'R. Musul'manskoe pravo, pod red. A. I. Beljaeva (The Muslim Law, ed. A. I. Belyaeva). Moskov, 1959.

Поступила в редакцию 2 мая 2016 г.

Сведения об авторе

Мирзахмедов Абдирашид Мамасидикович - кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Наманганского инженерно-технологического института. Сфера научных интересов: философия права, религиозный фундаментализм и экстремизм. Автор более 60 научных и учебно-методических работ.

E-mail: niei_info@edu.uz

About the author

Mirzahmedov abdirashid Mamasidikovich - candidate of philosophical sciences, associate professor of the department of social sciences of Namangan Engineering and Technology Institute. Research interests: philosophy of law, religious fundamentalism and extremism. The author of more than 60 scientific and educational works. E-mail: niei_info@edu.uz

44 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ j (37) 2017

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.